Задание 6 ЕГЭ по русскому языку
Лексические нормы. Теория и практика.
Автор: Поддубная Алёна Валерьевна.
1. Ты меня крупно обидела.
2. Он рассказал нам о своих планах на будущее.
3. Владельцам вишневого сада грозит разорительство.
4. Все ученики хорошо усвоили теорему Пифагора.
5. Однажды в отпуске со мной случился такой случай.
6. Катерина заранее предчувствовала свою гибель.
7. Она служила при дворе служанкой.
8. Я потерял ключ и вынужден был заказать муляж, чтобы попасть в квартиру.
9. Количество посетителей дискотеки непрерывно прогрессирует.
10. Ярко, выразительно изображены в «Капитанской дочке» образы главных героев.
11. Уровень инфляции в последнее время значительно улучшился.
12. Чацкий, нетерпеливый к чужим недостаткам, сам, как мне кажется, человек далеко не идеальный.
13. Базаров пускается в пространственные рассуждения о трудностях крестьянской жизни.
14. Только три дня в нашем магазине предлагаются грандиозные скидки, и вы можете купить товар по самой дешевой стоимости.
15. При этом он испытал нетерпимую душевную боль.
16. Перед ним встали две дилеммы – пойти учиться в консерваторию или в университет.
17. Решения, принятые собранием акционеров, признаны незаконными, поскольку, как было установлено впоследствии, не было форума.
18. Как и человек, дельфин не способен все время находиться под водой и поднимается, чтобы вздохнуть немного воздуха.
1. Ты меня очень обидела.
2. Он рассказал нам о своих планах.
3. Владельцам вишневого сада грозит разорение.
4. Все ученики хорошо усвоили теорему Пифагора.
5. Однажды в отпуске со мной произошёл такой случай.
6. Катерина предчувствовала свою гибель.
7. Она при дворе была служанкой.
8. Я потерял ключ и вынужден был заказать дубликат (копию), чтобы попасть в квартиру.
9. Количество посетителей дискотеки непрерывно растёт.
10. Ярко, выразительно изображены в «Капитанской дочке» образы главных героев.
11. Уровень инфляции в последнее время значительно снизился.
12. Чацкий, нетерпимый к чужим недостаткам, сам, как мне кажется, человек далеко не идеальный.
13. Базаров пускается в пространные рассуждения о трудностях крестьянской жизни.
14. Только три дня в нашем магазине предлагаются грандиозные скидки, и вы можете купить товар по самой дешевой цене.
15. При этом он испытал нестерпимую душевную боль.
16. Перед ним встала дилемма – пойти учиться в консерваторию или в университет.
17. Решения, принятые собранием акционеров, признаны незаконными, поскольку, как было установлено впоследствии, не было кворума.
18. Как и человек, дельфин не способен все время находиться под водой и поднимается, чтобы вдохнуть немного воздуха.
Как обнаружить речевую ошибку
Речевые ошибки – одна из самых проблемных тем. Да, надо работать над своей речью, совершенствовать культуру речи, знать типы речевых ошибок. Но что делать, если уже в данную минуту надо выполнить задание: 1. обнаружить речевые ошибки и 2. исправить их?
Вот ситуация, когда полезно впасть в детство: превратиться в пятилетнего почемучку. В предложении почти все слова связаны друг с другом, то есть от одного слова можно поставить вопрос к другому.
Пример №1: «Постоянно проявлять заботу и помощь о пожилых людях»
Проявлять когда? – постоянно; проявлять что? – заботу; проявлять что? – помощь. Упс! Помощь оказывают, а не проявляют. Слова заботу и помощь нельзя включать в ряд однородных членов предложения.
Исправление: «Постоянно проявлять заботу о пожилых людях и оказывать им помощь»
Пример №2: «Татьяна и Владимир познакомились, когда оба были женаты».
Татьяна и Владимир что сделали? – познакомились; были женаты кто? — оба (Татьяна и Владимир). Уточняем: что мы узнали о Владимире? – был женат; что мы узнали о Татьяне? – была жената. Упс! Татьяна была замужем. Собирательное числительное оба замещает сущ. (Татьяна и Владимир), которые не могут относиться к одному сказуемому «были женаты»
Исправление: «Татьяна и Владимир познакомились, когда она была замужем, и он был женат».
Пример №3: «В 19-м веке в Ленинграде было закрыто несколько типографий».
Было закрыто когда? – в 19-м веке; было закрыто где? – в Ленинграде. Вот она – ошибка:
нарушение хронологии при использовании слов, относящихся к другой эпохе (анахронизм).
Исправление: «В 19-м веке в Санкт-Петербурге было закрыто несколько типографий».
Пример №4: «Французское трио оставило захватывающее впечатление»
Трио какое? – французское; трио что сделало? – оставило; оставило что? – впечатление; впечатление какое? – захватывающее. Все нормально.
Переходим к анализу лексического значения слова. Захватывающий – действительное причастие от глагола захватить. Захватить можно внимание (захватывающий детектив, вид…), а не впечатление. Впечатление может быть большим, хорошим, благоприятным, ярким, незабываемым, неизгладимым…
Исправление: «Французское трио оставило неизгладимое впечатление».
Пример №5: «Вдруг она заметила: по коридору идет кот на цыпочках».
Идет кто? – кот; идет как? – на цыпочках. Если значение слова «цыпочки» неизвестно, пользуемся словарем (на кончиках пальцев). Что хотел сказать человек, используя это слово по отношению к коту. Человек идет на цыпочках, чтобы не топать каблуками, чтобы незаметно подкрасться. Ключевое слово – «крадется»
Исправление: «Вдруг она заметила: по коридору крадется кот».
Употребление слова в несвойственном ему значению – лексическая ошибка, которая встречается очень часто. Рецепт: пользоваться толковыми словарями.
Определите тип лексической ошибки и исправьте ее
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ по русскому языку и культуре речи
I. ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ
1). Мягкий или твердый согласный перед [е]?
Агрессия, интервью, интерьер, интернат, адекватный, адепт, анестезия,
компьютер, бассейн, атеист, бартер, бизнес, бестселлер, бутерброд, бекон,
брюнет, девальвация, декада, декан, демарш, демпинг, интерпретация,
депозит, депонент, диспансер, законопроект, индекс, интервал, интернет,
кодекс, кофе, коэффициент, купе, купейный, менеджер, музей, паштет,
резюме, свитер, стратегия, тест, темп, тенденция, термин, сессия, террор,
френч, фанера, чартер, шинель, энергия, юриспруденция.
2). [чн] или [шн]?
Булочная, бутылочный, горчичник, подсолнечник, убыточный, перечница,
лавочник, конечно, копеечный, Кузьминична, нарочно, отличник, двоечник,
троечник, почечный, порядочный, пустячный, Саввична, сердечный,
скучный, съемочный, скворечник, сливочный, взяточник, шапочный,
уличный, яичница, прачечная, горничная, полуночник.
Орфоэпический минимум.
Жа′люзи — жалюзи′, ката′лог — катало′г, кварта′л — ква′ртал, на′чатый —
нача′тый, облегчи′ть — обле′гчить, ту′фля — туфля′, щаве′ль — ща′вель,
погну′тый — по′гнутый, за′видно — зави′дно, преми′ровать — премирова′ть,
диспа′нсер — диспансе′р, неду′г — не′дуг, зна′мение — знаме′ние, мусоропрово′д
— мусоропро′вод, путепрово′д — путепро′вод, ходата′йство — хода′тайство,
хода′тайствовать — ходата′йствовать, некроло′г — некро′лог, уме′рший —
у′мерший, новорожде′нный — новоро′жденный, цепо′чка — це′почка, зво′нит —
звони′т, дозвони′шься — дозво′нишься, искра′ — и′скра, наме′рение —
намере′ние, вероиспове′дание — вероисповеда′ние, запломби′ровать —
запломбирова′ть, ба′ловать — балова′ть, избало′ванный — изба′лованный, на
догово′рной основе — на договорно′й основе, углу′бленный — углубле′нный, 29
гу′сеница — гусени′ца, э′ксперт — экспе′рт, пригово′р — при′говор, загово′р —
за′говор, че′рпать — черпа′ть, укра′инский — украи′нский, цы′ган — цыга′н.
II. ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ
Вариант 1.
Определите тип лексической ошибки и исправьте ее.
Экскурсии полезны для повышения кругозора. Житель графства Норфолк
покорил в этот раз все рекорды. Он рассказал нам еще несколько своих
воспоминаний. В Атланте я совершенно трезво понимал свои возможности.
Судьи подвели итоги результатов конкурса. Ужасно досадно, что мы
позволили себе увлечься оптимистическими иллюзиями. Мы надеемся
получить более уточненные данные о боевиках. Россия уже шагнула один
шаг вперед, но этого мало. Далее нашу музыкальную программу продолжат
рок-группы. В этом фестивале участвовало целое созвездие звезд. Меня до
глубины волнует этот вопрос. Книги предлагают рецепты на все основные
2. Составьте предложения с паронимами:
обосновать – основать, скрытный – скрытый, дипломник — дипломант.
Вариант 2.
Определите тип лексической ошибки и исправьте ее.
Нам выдали такие замечания. Пообщались, отдохнули, навели нужные
контакты. Не люблю давать комплименты. Эта передышка, по словам Дион,
нужна для того, чтобы получить душевное равновесие и прийти в себя. Чаще
всего я испытываю при этом совсем другие мысли. И в завершение –
ремешки, которые придадут особую изюминку любому наряду. Везучий
счастливчик уедет из казино «Голден пэлэс» на выигранном автомобиле.
Ужасно досадно, что мы позволили себе увлечься оптимистическими
иллюзиями. Ваша помощь очень помогла нам – мы частично погасили долги
и ускорили строительные работы. В спортивно-оздоровительном центре работают спортивные секции: каратэ, теннис, у-шу. Все нормальные люди
уже давно распланировали свои планы. Ничего не буду говорить – смотрите
фильм, само название уже говорит. Ваша жизнь похожа с мужем нашей
2.Составьте предложения с паронимами:
бережливый – бережный, комплект – комплекс, враждебный — вражеский.
Вариант 3.
Определите тип лексической ошибки и исправьте ее.
Многие граждане не принимают активной роли в политической жизни
страны. Не было необходимости предпринимать такие меры. Я не делаю
каких-либо поступков, которые могли бы кому-нибудь мешать жить. Мы
были вынуждены спросить интересующие нас вопросы по телефону.
Зрителю было представлено восхитительно прекрасное зрелище. Жители
близлежащих районов старательно и с большим усердием трудятся на этом
предприятии. Это очень музыкальная музыка. Это нормальный
парламентский процесс, это внутренняя разборка внутри Думы. Президент
сегодня обратился с радиообращением по случаю выборов. Целью
расследования была служба безопасности. После этого они написали
заявления по собственному желанию.
2. Составьте предложения с паронимами:
нетерпимый — нестерпимый, невежа – невежда, мелкий — мелочный.
http://grammatika-rus.ru/kak-obnaruzhit-rechevuyu-oshibku/
http://lektsii.org/3-13494.html