Правописание суффиксов -oнок- и -ёнок- в словах
Суффикс -онок- пишется после твердых согласных и шипящих корня существительных, суффикс -ёнок- — после мягких согласных, кроме «ч», в названиях птенцов и детенышей животных.
В русском языке названия птенцов и детенышей животных образуются с помощью суффикса -онок-/-ёнок-, например:
- лев — львёнок ( льв ёнок — корень/суффикс/окончание);
- барсук — барсучонок ( барсуч онок — корень/суффикс/окончание).
Чтобы ответить на этот вопрос, вначале вспомним, что такое суффикс и какое значение он имеет в слове.
Правописание суффикса -ёнок-
А теперь образуем новые слова, названия птенцов и детенышей животных, с помощью суффикса -ёнок-:
рысь — рысёнок | ворона — воронёнок |
олень — оленёнок | страус — страусёнок |
козел — козлёнок | гусь — гусёнок |
слон — слонёнок | утка — утёнок |
кенгуру — кенгурёнок | соловей — соловьёнок |
Правописание суффикса -онок-
Обратимся к суффиксу -онок- и получим с его помощью новые существительные:
волк — вол ч онок | скворец — сквор ч онок |
барсук — барсу ч онок | сорока — соро ч онок |
верблюд — верблю ж онок | стриж — стри ж онок |
ёж — е ж онок | уж — у ж онок |
мышь — мы ш онок | индюк — индю ш онок |
Теперь посмотрим, после каких гласных корня слов пишется под ударением данный суффикс. Как видим, это шипящие согласные — всегда твердые звуки [ ж ], [ ш ] и всегда мягкий звук [ ч’ ].
Вывод
Суффикс -ёнок- пишется после мягких согласных корня слов, кроме [ч’], а суффикс -онок- — после твердых согласных и шипящих «ж», «ш», «ч».
Чтобы выбрать нужный вариант суффикса, воспользуемся следующим алгоритмом:
- выделим корень в слове;
- посмотрим, на какой согласный он заканчивается;
- после твердого согласного и шипящих «ж», «ш», «ч» корня существительных под ударением напишем суффикс -онок-, после любого мягкого согласного, кроме «ч», напишем -ёнок-.
Открытый урок по русскому языку «Правописание суффиксов – онок и – ёнок»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Правило правописания суффикса ОНОК и ЁНОК.
1) Выделить корень.
2) Определить, какой согласный звук стоит перед суффиксом.
3) Если это твердый согласный или шипящие, то пишем суффикс -онок-, если нет, то пишем суффикс -ёнок-
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_russkomu_yazyku.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок русского языка во 2 классе.
УМК «Начальная школа ХХI век» под редакцией Н. Виноградовой
Автор : Дугина Светлана Владимировна, ГБОУ Школа № 199 города Москвы.
Тема урока: «Правописание суффиксов – онок и – ёнок»
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цель урока : создание условий для выведения детьми правила, когда в слове пишется суффикс -онок, а когда — ёнок
Задачи: содействовать развитию познавательных способностей и познавательных процессов: памяти, внимания, мышления, восприятия.
Воспитывать интерес к предмету.
— Сегодня у нас ответственный урок. К нам пришли гости. И, как гостеприимные хозяева, подарим свои добрые улыбки и порадуем хорошей работой. А нас с Вами согреет наше солнышко.
Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно,
На урок торопит нас –
Русский язык у нас сейчас.
— Ребята ,открываем тетради : записываем число, классная работа.
2. Минутка чистописания.
Народ ,новости, новоселье.
Кто любит науки, тот не знает скуки.
Не бросай слова на ветер?( Объяснение пословиц.)
— Ребята,давайте вспомним, что такое суффикс?
-Какое значение имеют суффиксы –ёк,-ок,-ик,чик?
Ребята,а сейчас мы поиграем в игру «Мама-папа-я». Вам необходимо собрать цепочку из семьи. Записываем себе в тетрадь. Выделяем корень , окончание.
Все ли справились с заданием. Ребята я вас попрошу в слове, которое указывает детеныша поставить букву –ё или –о карандашом. Проверка по цепочке.
3.Работа над новым материалом. Сообщение темы урока.
-Ребята, давайте поиграем в игру?
Игра с суффиксами «Мамы и их малыши».
Работа с карточками.
У. – Каким способом образованы новые слова?
Д. – Новые слова образованы при помощи суффикса, суффиксальным способом.
У. – Какой суффикс помог образовать новые слова?
Д. – Суффиксы –онок– , -ёнок-. .
У. – На что он указывает?
Д. – На названия детенышей..
— Сформулируёте тему и цели урока . (Правописание суффиксов –онок-,-ёнок-).
4 . Работа в группах .
— Проведём исследование, работая в группах.
— Какие правила работы в группе помните?
Правила работы в группе:
- работаем дружно,
- говорим по очереди, не перебивая друг друга
- внимательно слушаем,
- уважаем мнение собеседника,
- не отвлекаемся на посторонние дела,
- не мешаем друг другу, вовремя помогаем,
- выполняем указания старшего.
— Разбейтесь на группы, выберите руководителя, контролера.
— Руководители, возьмите план работы и задание.
Задание. Олениха- оленёнок, корова –телёнок, тигрица-тигрёнок ,медведица-медвежонок, овца-ягнёнок,собака-собачонок,лебедь-лебедёнок,утка-утёнок,белка-бельчонок, гусь-гусёнок ,кабан-кабанёнок.
-Разделите слова на 2 столбика .
— Читаем план работы.
1.Прочитайте слова, выделите корни.
2. Подчеркните согласную перед суффиксом -онок, ёнок:
3. Понаблюдайте: какая гласная стоит после мягкого согласного, а какая- после твёрдого?
4. Найдите исключение из правила: после какого мягкого согласного все- равно пишется суффикс –онок-?
5. Сделайте ВЫВОД
( Дети работают в группах- 5-6минут.)
— Кто готов представить результат работы группы?
— Мы считаем, что суффикс –ёнок- пишется после мягких согласных, кроме звука (ч),суффикс –онок- пишется после твёрдых согласных и (ч).
Правило можно сформулировать по- другому.
Суффикс – онок- пишется после шипящих согласных, а в остальных случаях- ёнок.
— Кого похвалишь из своей группы?
— Можно ли утверждать , что мнения групп одинаковые?
Обобщение работы в группах.
Работа с учебником стр. 120-121.
— Вы хорошо поработали, сделали открытие: вывели новое правило. Расскажите его по схеме: когда же мы пишем –ёнок-? –онок-?
( Учитель вывешивает СХЕМУ:М,СОГЛ.,кроме (ч)- — ЁНОК-
ТВ. СОГЛ. и (ч) — -ОНОК-
— Проверим правильность наших выводов по учебнику. .
6. Работа над правилом в учебнике стр. 120-121. ( чтение вслух.)
— Совпало правило с нашим? Значит, мы вывели правило верно.
-Можно ли сказать, что после всех мягких согласных пишется –енок- ?(нет)
— Какое уточнение мы сделали к правилу, которого нет в учебнике? ( ТАБЛ,№2)
— Теперь, зная правило, что мы можем делать? ( писать слова)
— Но прежде,чем писать слова ,нужно составить алгоритм применения правила
7. Составим алгоритм.
— Кто знает что такое алгоритм?
-Что надо сделать сначала? ( выделить корень)
-На что обратим внимание потом? ( определим , какой звук перед суффиксом)
-Далее? ( если это м.согл,кроме (ч)- пишем –ёнок-, если – тв. согл. и (ч)- пишем – онок.
( Учитель выставляет этапы алгоритма на доске)
1. Выделить корень.
2.Определить, какой согласный звук стоит перед суффиксом.
3. После [ж], [ш], [ч] пишем суффикс –онок-,
4. После мягких согласных пишем –ёнок-.
Упражнение № 1. Запиши буквами.
Работа в тетради «Пишем грамотно» на стр. 50 № 1.. Самостоятельная работа.
— Как звучала тема урока?
-Какие цели мы сегодня ставили?
-Мы достигли цели?
— Какое же правило мы вывели? ( таблица)
— Каков алгоритм применения правила?( таблица)
— Какое затруднение у нас возникло? Почему?
— Теперь мы можем объяснить, какой суффикс надо писать? ( объясняют).
— Вспомните, какие вы ставили цели и достигли ли вы своих целей?
«Поезд». На парте перед каждым ребенком два жетона: один – с улыбающимся личиком, другой – с грустным. На доске поезд с вагончиками, окрашенными каждый в свой цвет. Детям предлагают опустить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на то что вы все поняли, а «грустное личико» в тот, который символизирует, что вам ничего не понятно. Можно использовать только один жетон усмотрению ученика.
10 . Домашнее задание: выучить правило на стр.120-121,, выполнить задания в тетради на печатной основе стр. 50 №2.
Учимся писать суффиксы «-Ёнок», «-Онок»
Коломыцева Елена Геннадиевна
Учимся писать суффиксы «-Ёнок», «-Онок»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Предмет: русский язык
Программа: УМК «Начальная школа XXI века»
Тема: Учимся писать суффиксы -ёнок-,-онок-
Тип урока: урок изучения нового материала
Цель: создание условий для усвоения правописания суффиксов существительных -ёнок-,-онок-
Задачи:1. Формировать умения грамотно писать суффиксы -ёнок-, -онок-;
2. Способствовать развитию орфографической зоркости, логического мышления;
3. Совершенствовать навык самостоятельной работы и работы в парах;
4. Способствовать воспитанию культуры учебного труда, интереса к предмету через ситуацию успеха и взаимодоверия.
• организация наблюдения за написанием суффиксов -онок-, -енок-;
• знакомство с правилом написания;
• отработка алгоритма применения правила.
Познавательные: • формирование учебной мотивации, адекватной самооценки.
• формирование умения структурировать знания, учить делать выводы и обобщения;
• поиск и выделение необходимой информации;
• формирование способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
• контроль и оценка учебных действий;
• развитие навыков коллективного сотрудничества со сверстниками и учителем, умения выражать свои мысли;
• формирование умения слушать и вступать в диалог, выражать свои мысли, работать в паре.
Название этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся
I. Мотивационно-ориенировочный этап
Мотивация. -Здравствуйте, ребята начнем урок русского языка.
Он пойдет ребятам впрок,
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать
Только лишь отметку «пять»!
-Давайте пожелаем друг другу успеха на сегодняшнем уроке:
и везде! Дети настраиваются на активную работу на уроке.
2)Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
1. Пальчиковая гимнастика.
-Дружат в нашем классе девочки и мальчики
(пальцы рук соединяются в замок)
-Мы с тобой подружим маленькие пальчики
(ритмичное касание пальцев обеих рук)
-Раз, два, три, четыре, пять
(ритмичное касание пальцев обеих рук)
-Начинай считать опять.
-Раз, два, три, четыре, пять
Мы закончили считать.
(руки вниз, встряхните кистями.)
2. Минутка чистописания.
Расшифруйте, с какими буквами сегодня мы будем работать на минутке чистописания:
-эта буква обозначает согласный звук, он бывает только твердым, звонким, встречается в словах дружба, жук, ужин.
— эта буква обозначает звук, в слове чувствовать стоит в начале слова.
— эта буква обозначает звук, который в слове карандаш стоит в конце корня.
-Пропишем эти буквы.
-Что объединяет эти буквы?
Какая буква лишняя?
3. Словарная работа.
Д…ревня,к…ртина,б…реза, к…ньки, в…рона, з…яц, р…сунок, м…дведь.
-На какие две группы можно разделить эти слова?
-девочки – выпишите слова, которые начинаются с мягких согласных,
-мальчики- выпишите слова, которые начинаются с твердых согласных. Подчеркните орфограмму, поставьте ударение.
4. Самостоятельная работа.
(пока идет словарная работа, 3 ученика работают самостоятельно возле доски).
1ученик- вставить пропущенные буквы, подобрать проверочные слова.
2 ученик- вставить пропущенные буквы, подобрать проверочные слова.
3 ученик- вставить пропущенные буквы, подобрать проверочные слова.
Проверка: ученик называет орфограмму, букву, которую вставил, проверочное слово, остальные ученики сигналами показывают, правильно выполнена работа или нет.
5. Фронтальная беседа.
— Что объединяет словарные слова?
-Что такое имя существительное?
— Что вы знаете об имени существительном?
-Назовите одушевленные имена существительные, которые встретились в словарной работе.
— В какой части слова находятся орфограммы, которые мы повторяли?
— Что такое корень?
— Что в себе содержит корень?
-Какие еще части слова знаете?
-Что такое окончание?
-Для чего служит окончание?
— Какую часть слова называют суффиксом?
— Для чего служит суффикс?
— Образуйте от данных словарных слов уменьшительно-ласкательные существительные.
-Как образовались эти слова?
-Давайте определим с помощью какого суффикса образовались новые слова? Что для этого нужно сделать?
— делает разбор по составу,определяем суффиксы.
6. Самостоятельная работа.
(пока идет фронтальная работа, 1 ученик работает возле доски)
-Подобрать слова к схемам:
Грибок метро водный школа кино день
Проверка: ученик читает слова к каждой схеме, остальные ученики сигналами показывают, правильно выполнена работа или допущены ошибки.
Ученики выполняют движения руками, разминают пальчики для письма.
Ж ч ш ж ч ш ж ч ш
Ч- обозначает мягкий согласный, ж,ш- всегда твердые.
Начинаются на мягкие и твердые согласные.
Деревня, береза, рисунок, медведь.
Картина, коньки, ворона, заяц.
— это имена существительные.
-это часть речи, которая обозначает название предмета и отвечает на вопросы «кто? Что?»
-имя сущ. бывают собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные.
— медведь, ворона, заяц.
— это общая часть родственных слов.
— окончание, суффикс.
— изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.
-часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
-медвежонок, зайчонок, вороненок
— с помощью суффиксов.
Выделить окончание, корень, а затем определить суффикс.
Школа грибок метро
День водный кино
3).Определение темы урока.
-Итак, с помощью каких суффиксов можно образовать названия детенышей?
-Вызвало у вас затруднение, какой суффикс нужно написать?
-Значит это ошибочное место.
В какой части слова мы засомневались?
— Определите тему нашего урока.
-Какую цель перед собой поставим?
— в суффиксе
-Правописание суффиксов –онок-, -ёнок-.
Должны научиться писать слова с суффиксами -онок-, ёнок-.
– Познакомиться с правилом, используя которое можно правильно писать слова с суффиксами –онок–и –ёнок–.)
4).Выявление места и причины затруднения
-Как мы можем узнать об этом?
— Какой путь вы выбираете?
— Давайте определим, когда же пишется суффикс -ёнок-, а когда – -онок-
Гра «Назови детеныша!»
(Слова появляются на доске)
— Давайте побудем в роли исследователей.
— Обратите внимание на букву перед суффиксом.
— Какой вывод можем сделать?
после мягких согласных, кроме
пишется суффикс -ёнок-.
После твёрдых согласных и ч пишется суффикс -онок-.
-Давайте проверим правильно ли мы сделали вывод.
сравним с правилом в учебнике.
Физминутка – Можно прочитать правило в учебнике. Можно самим вывести это правило.)
Тигрёнок – суффикс –ёнок-, перед суффиксом стоит мягкий согласный звук р. И т. д.
Читаем хором правило.
5).Построение проекта выхода из затруднения
Проверим, как вы запомнили правило.
— Можно ли сказать, что после всех мягких согласных пишется суффикс -енок-?
— Можно ли сказать, что суффикс -онок- пишется только после твердых согласных?
— Правило вы сформулировали и запомнили, можно на этом закончить урок?
— Как закрепить полученные знания?
— Какую цель вы поставите перед собой на этом этапе урока.
— Чтобы вы смогли сами применить правило на практике,давайте составим алгоритм действий:
(Парная работа. Дети обсуждают друг с другом свои варианты.)
1) Выделяю корень.
Определяю, какой согласный звук перед суффиксом;
2) Если мягкий согласный, кроме [ч’] – пишу -ёнок- (тигрёнок)
Если твёрдый согласный и [ч’] – пишу -онок- (волчонок).
-Сравните свои алгоритмы с алгоритмом в учебнике.
-Нет, т. к. после [ч’] пишется -онок-.
-Нет, т. к. еще и после [ч’].
— Нет, знания надо закрепить.
6).Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. 1.Применение алгоритма: (с комментирование возле доски)
2. Дифференцированная работа
1 группа – р. т. с 68 упр. № 1
2 группа – р. т. с. 69 упр. №2 (более сильные)
Проверка: по эталону с доски.
3. Дифференцированная работа.
Учебник стр. 121 упр. №1
1 ряд,3 ряд – работа в парах.
1 ряд – выписать слова с суффиксом -онок-;
3 ряд – выписать слова с суффиксом –ёнок-.
2 ряд- работа по вариантам :
1 вариант- выписать слова с суффиксом -онок-;
2 вариант — выписать слова с суффиксом –ёнок-.
Проверка: один ученик читает, остальные проверяют.
Когда вы слышите слова с
-енок- присесть, с -онок- подпрыгнуть
— Лосенок, теленок, галчонок, тигренок, бельчонок.
4. Игра «Редактор.»— исправить ошибки в словах.
— разобрать слова по составу. (по рядам)
-составить предложения с полученными словосочетаниями.
-онок-
-ёнок-
Цыпленок, слоненок, лисенок,
— Ученики исправляют ошибки и записывают слова правильно:
III. Рефлексивно-оценочный этап.
-Какую цель вы перед собой ставили?
— Удалось ли достичь цели?
— Оцените свою работу
2. Остались вопросы- ?
3. Ничего не понял — —
Дети оценивают свою работу на уроке.
2) Домашнее задание Выучить правило, стр. 122,
упр. 2 – по вариантам
1вариант – выписать слова с суффиксом енок.
2 вариант – выписать слова с суффиксом онок.
— Молодцы! Мне очень понравилось, как вы работали.
Спасибо за урок! Урок окончен. Дети записывают и разбирают домашнее задание.
Консультация «Писать красиво может каждый» Давайте зададимся вопросом : что такое письмо? Это способ передавать мысли, а красивое письмо – это еще и искусство, графика. Обучение красивому.
Фотоотчет «Мы учимся трудиться» Труд становится великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает.
Лэпбук «Занимательная математика»: стихи про цифры, как писать цифры, состав чисел, посчитай, задания на логику и др. Обучение счёту, систематизированное и методически обоснованное Федеральным Государственным Образовательным Стандартом (ФГОС, входит в систему.
Методическая разработка. Учимся писать. Развитие мелкой моторики Чтобы ребенок смог легко научится писать, он должен быть определенным образом подготовлен. Необходимо хорошее развитие мелкой моторики:.
Методические рекомендации для учащихся «Как писать сочинение-рассуждение» * Прочитать внимательно (несколько раз) тему и определить ключевое слово, на которое необходимо опираться впоследствии. ПЛАН ДЕЙСТВИЙ ПРИ.
Методические рекомендации для учащихся «Как писать сочинительную часть изложения» * Прочитать вопрос и внимательно выделить только одну проблему (разобрать проблемы, отметить для себя ту, над которой можешь порассуждать,.
Конспект урока русского языка по развитию речи с элементами культуры речи во 2 классе «Азбука вежливости. Как писать письмо» Предмет: русский язык Тема учебного занятия: Развитие речи с элементами культуры речи. Азбука вежливости. Как писать письмо. Часть 2. Место.
Занятие «Учимся аргументировать» Что было бы, если бы. К детям приходит Фея с волшебной палочкой (игрушка) и говорит, что может превратить их в того, в кого они пожелают,.
Учимся любить природу Цель: формирование основ экологической культуры детей. Задачи по экологическому воспитанию: 1. Повышение уровня экологической культуры детей;.
Фотоотчет «Зачем писать письмо Деду Морозу?» Зачем писать письмо Деду Морозу? Все без исключения малыши с нетерпением ждут наступления того самого зимнего утра, когда каждый из них.
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2016/08/18/otkrytyy-urok-po-russkomu-yazyku-pravopisanie-suffiksov
http://www.maam.ru/detskijsad/uchimsja-pisat-sufiksy-yonok-onok.html