Правописание кас кос урок

Буквы О и А в корнях -кос- – -кас-
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Скачать:

ВложениеРазмер
bukvy_o-a_v_kornyah_kos-kas.docx26.22 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Буквы О и А в корнях -кос- – -кас-

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Учебно-методический комплекс: Русский язык, 6 класс, под ред. Т.А. Ладыженской

  • изучить правило написания букв О – А в корнях -КОС- – -КАС-;
  • определить различия в условиях выбора между корнями с чередованием гласных и корнями с безударными гласными, проверяемыми ударением;
  • научить применять изученное правило на практике, графически обозначать условия выбора правильных написаний, употреблять слова с изученной орфограммой в речи.

Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок!
Всё ли на месте? Всё ли в порядке?
Книжки, ручки и тетрадки?
Есть у нас девиз такой:
Всё, что надо, под рукой!

Мотивирование к учебной деятельности

  • На доске записаны слова:
  • Запишите данные слова в тетрадь. Выделите в них корни.

— Как вы думаете, какая связь между всеми этими словами?

(У них общий корень. Слова однокоренные).

— А какое лексическое значение у данного корня?

(меняться местами; следовать друг за другом)

— Каким однокоренным словом называется один из процессов в русском языке, при котором происходит последовательная мена гласных и согласных в определенных позициях или определенных морфемах?

  • Вспомните, какие орфограммы с чередованием гласных в корнях слов мы изучали в 5 классе?

Е и И в корнях с чередованием ( -бир- – -бер-; -мир- – -мер-; -пир- – -пер-;

-стил- – -стел-; -тир- – -тер-, -блист- – -блест- и др.)

  • Давайте проверим, помним ли мы эти орфограммы:

Перед вами слова с пропущенными буквами. Вам нужно определить орфограмму и вставить пропущенные буквы.

Соб_раться, распол_гаться, отр_сти, расст_лать, предпол_жение, зам_рать, сл_жение, р_стовщик, отп_реть, разр_стался, р_сток.

Проверка с объяснением до конца первого абзаца.

— Ребята, а кто вставил пропущенные буквы в слова второго абзаца? Вы уверены в правильности выбора? Почему не уверены? (не знаем правила)

А мы должны уметь правильно писать эти слова? Значит, должны знать правило?

Постановка учебной задачи

— Как вы думаете, почему эти слова оказались в этом же ряду слов?

(тоже есть чередование гласных)

Определите нашу цель и задачи

Будем изучать данное правило, условия выбора похожи на одну из орфограмм, которую сейчас повторили.

Сегодня на уроке мы узнаем, когда в словах пишется корень -кос-. а когда корень -кас-?

Овладение новым знанием

  • Давайте вернемся к словам

И добавим еще два:

прикосновение и касание

-Выделите корни в словах, подчеркните гласную в корне, выделите суффикс -а- после корня, если он есть.

-А теперь скажите, что вы заметили?

(в словах, в которых после корня стоит суффикс -а-, пишется корень -кас-, а в словах, в которых после корня нет суффикса -а- , пишется корень -кос-)

  • Теперь вы готовы сформулировать правило.

Ученики формулируют правило.

  • Проверим себя по учебнику (чтение правила).

(Объяснение примеров с выписыванием их в тетрадь и обозначением орфограммы)

Первичное з акрепление

Как не ошибиться в написании букв О и А В корнях -кос- – — кас-?

  1. Выделить корень.
  2. Проверить, есть ли после корня суффикс -а-.

3. Если есть суффикс -а-, то пиши -кас-, если нет суффикса -а-, то пиши -кос-.

Задание: вставить пропущенные буквы. Объяснить условия выбора орфограммы.

Прик_сался, к_снется, к_снулся, (не) к_сается, к_сить, к_скад

Два последних слова на другую орфограмму. Добавить в алгоритм действий пункт:

4. Обязательно обратить внимание на лексическое значение.

Физминутка. Грамматическая зарядка

Если в корне «а» — хлопаем в ладоши, если в корне «о» — качаемся в стороны.

Не к…саются влаги.

Вставить буквы, обозначить графически орфограммы.

  1. Солнце к…снулось края степи.
  2. Солнечные лучи еще не к…саются замерзшей реки.
  3. Приятно к…снуться ароматного блинчика.
  4. Муму едва прик…салась мордочкой до кушанья.
  5. Мы к…снулись трудного вопроса.

Выпишите слова с чередованием в 2 столбика. Объяснить выбор буквы.

Вы узнали авторов этих предложений?

  1. “Теперь сядьте, пол…жите руки перед собой. Мы займёмся арифметикой”, – сказала девочка с голубыми волосами.
  2. “Предпол…жим, у вас в кармане два яблока, а некто взял у вас одно яблоко”. (А.Н.Толстой “Приключения Буратино”)
  3. “ Мыло у вас там или гуталин, меня это не к…сается, а посылку я вам не отдам”.
  4. “Это ты правильно предл…гаешь, Матроскин. Без коровы в хозяйстве никак не обойтись”. (Э.Успенский “Дядя Фёдор, пёс и кот”)
  5. Как только яичные скорлупки соприк…снулись с волшебной шляпой, так сразу же выросли в размерах и сделались мягкими и пухлыми.
  6. Пять маленьких тучек выпорхнули из шляпы и, не к…саясь земли, повисли в воздухе.(Т.Янссон “Сказки про мумии-троллей”)
  7. Над дверью домика, где жила Сова, распол…гались два объявления и колокольчик со шнурком.
  8. Солнце едва к…снулось верхушек сосен, а медвежонок уже выбежал из дома и помчался прямиком к ловушке на Слонопотама. (А. Милн “Винни-пух и все-все-все”)
  9. Доктор предлагал дать обезьянке лекарство, и её пришлось выложить из-за щёк свои сокровища: гаечки, пуговицы, ключики, и другие предметы. (Э. Успенский “Крокодил Гена”)
  • Работа с текстом (распечатки у каждого на парте)

Что вы знаете о картофеле? Скорее всего, то, что блюда из него очень вкусные. А между тем, это уникальный овощ. Что к_сается его ценных качеств, то они известны многим.

Картофель — целебный продукт. Он богат различными аминокислотами, витаминами, содержит много калия, фосфора.

Следует к_снуться и его целебных свойств. Картофель улучшает обмен веществ, избавляет организм от излишней соли. Особенно полезен он в печеном виде. А вот жареная картошечка наносит организму серьезный вред.

Позеленевшие клубни опасны и при употреблении в пищу могут вызвать серьезное отравление. А к зеленым ядовитым ягодам картофеля, которые образуются на стеблях после цветения, не стоит даже прик_саться.

Объяснение написания слов с -кос- и -кас-.

Самостоятельная работа с самопроверкой

Ф.И. _____________________________________ класс _______________

1. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Графически обозначьте орфограмму.

К…саюсь, прик…снитесь, к…сательная, к…саешься, к…немся, к…сается, сенок…силка, прик…снулся, к…салась, к…снуться.

2. Выпишите слово, в корне которого не происходит чередование гласных, объясните его написание.

3. Составьте предложение с однородными членами, употребляя одно из слов с чередованием гласных корне.

1. Дополните предложения словами с корнем –КОС- – -КАС-. Графически обозначьте орфограмму.

Самолет плавно ______________________ земли.

Лектор несколько раз в своем выступлении __________________ этого вопроса.

Чтобы доказать теорему, нужно к окружности провести _______________________.

Эта проблема _____________________ меня меньше всего.

Мать нежно _______________ моего плеча.

2. Докажите, что слово “касаться” — многозначное. Приведите примеры.

1. Составьте контрольные вопросы по изученной теме.

2. Составьте словарный диктант на тему “Правописание корней с чередованием гласных”. Графически обозначьте орфограммы.

(наиболее удачный вариант будет продиктован всему классу на следующем уроке)

  • Чем вам запомнился сегодняшний урок?
  • Какие новые знания вы усвоили?
  • Что вызывало затруднения? Как удалось их преодолеть?
  • Что показалось наиболее интересным?
  • Как вы считаете, достигли мы поставленных целей?
  • Оцените свои успехи и подчеркните их на специальном маленьком листочке, который есть на парте у каждого ученика. Подчеркните одну из пяти фраз:
  1. У меня не было затруднений.
  2. Я только слушал предложения и ответы других.
  3. Я выдвигал идеи, уверенно отвечал.
  4. Я сам не мог справиться с заданиями.
  5. Я доволен собой и своей работой.

Спасибо, ребята, за урок. Все молодцы, очень хорошо работали сегодня.

Всем девчонкам и мальчишкам,

Кто здесь отвечал,

Выставляю я пятерки
В классный нас журнал.

Русский язык. 6 класс

Конспект урока

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

1. Понятие «чередующаяся гласная в корне».

2. Понятие «чередование гласных в корне».

3. Суффикс после корня.

4. Значение слова.

5. Алгоритм работы с чередующимися гласными в корне.

Чередование гласных в корне – такое явление, при котором в корнях с одним и тем же лексическим значением пишутся разные гласные.

Чередующиеся гласные – безударные гласные внутри корней, которые невозможно проверить ударением, так как зависят они от значения, положения в слове или соседствующих морфем.

1. Ладыженская Т. А., Русский язык. 6 класс. В 2-х частях. Ч. 1. // Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. – М.: Просвещение, 2016. – с. 104-105.

1. Розенталь Д. Э. Справочник по русскому языку. Орфография и пунктуация. – М.: Оникс 21 век, Мир и Образование, 2016. – с. 7.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Давайте рассмотрим несколько слов: прикасаться, коснулся, косить (траву), косой (заяц), прикосновение, касался. Какие из них объединены значением и каким? Конечно, это слова прикасаться, коснулся, прикосновение, касался, так как у них общее значение «дотрагиваться до кого-либо или чего-либо».

Давайте разберём их по составу. Как можно разбить эти 4 слова на 2 группы по 2 слова? На основе какого признака? Если за корнем с чередующейся есть суффикс -а-, то писать следует -кас-, при отсутствии – -кос-.

Давайте вместе разберём несколько примеров. Слово прикасаясь имеет значение «дотрагиваясь» и после корня имеет суффикс -а-, поэтому в корне пишем букву а.

Обратимся к другому примеру.

Косой прыгал среди невысоких кустов.

В предложении есть слово косой. Оно не имеет значения дотрагиваться, обозначая косость, то есть это не корень с чередованием, а проверяемая гласная в корне.

Давайте проверим себя. Какие буквы вы бы вставили в слова: к_саться, прик_снуться, к_сой, прик_сание, к_снуться, к_солапый, прик_сновение, прик_саться, сенок_силка, к_сательная, песчаная к_са, неприк_сновенный.

Какие из этих слов не относятся к правилу? Конечно, слова косой, косолапый, сенокосилка и песчаная коса не относятся к нашему правилу, потому что имеют иное лексическое значение. Косой и косолапый проверяются словом косо; сенокосилка – косит, а песчаная коса – косами.

Всё же остальные слова имеют значение «дотрагиваться». Применим к ним правило.

Касаться: вставляем А, так как есть суффикс -а- за корнем.

Прикоснуться: вставляем О, так как нет суффикса -а- за корнем.

Прикасание: вставляем А, так как есть суффикс -а- за корнем.

Коснуться: вставляем О, так как нет суффикса -а- за корнем.

Прикосновение: вставляем О, так как нет суффикса -а- за корнем.

Прикасаться: вставляем А, так как есть суффикс -а- за корнем.

Касательная: вставляем А, так как есть суффикс -а- за корнем.

Неприкосновенный: вставляем О, так как нет суффикса -а- за корнем.

Какие ещё чередующиеся корни вы знаете? В 5 классе вы изучили корни -лаг-/-лож- и -рос-/-раст-/-ращ-. Какие из них похожи на изучаемый? Конечно, -лаг-/-лож-, так как тоже зависит от наличия или отсутствия последующего суффикса -а-. А от чего зависят -рос-/-раст-/-ращ-? От последующей согласной буквы после чередующейся гласной.

Когда мы работаем с чередующимися гласными в корне, очень важно помнить все особенности этих корней: у одних правописание зависит от ударения, у других – от наличия или отсутствия суффикса, у третьих – от значения корня, а у четвёртых – от буквы в корне.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

1. Единичный выбор

Подберите правильное лексическое значение слову.

Прямая, имеющая общую точку с кривой

Так говорят о запасе, который нельзя расходовать

Общее место стыковки

Разбор задания: надо вчитаться в значения слов, обратить внимание на слово точка.

Правильный ответ: точка касания – общее место стыковки.

2. Выбор элемента из выпадающего списка.

Выберите правильное утверждение.

Слова касаться, коснулся, неприкосновенный в корне имеют:

а) проверяемую безударную гласную;

б) непроверяемую безударную гласную;

в) чередующуюся безударную гласную.

Разбор задания: корни -кас- и -кос- зависят от последующей гласной. Правильный ответ: в

Урок русского языка в 6 классе. Правописание корней кас-кос.

Тип урока. Урок открытия новых знаний.

Цели как деятельность учеников.

М/п: осуществлять поиск информации (по словарям), преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему, алгоритм), свёртывать информацию до ключевых слов; анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности, составлять алгоритм и действовать по нему,овладевать различными приемами отбора и систематизации материала, умением извлекать информацию, представленную в разных формах (картина) , преобразовывать информацию ( из репродукции, слов в связное высказывание).

М/к: работать в группах (парах): договариваться о совместных действиях, оказывать взаимопомощь, выступать перед аудиторией, осуществлять взаимный контроль.

ЛР: находить слова с буквами чередующихся гласных а–о в корне кас- — -кос- , правильно писать слова с названной орфограммой, графически обозначать условия выбора орфограммы, создавать устные и письменные тексты-описания пейзажа с опорой на зрительные образы, подбирать выразительные средства, адекватные представленной ситуации, редактировать собственные тексты, опираясь на правила орфографии и пунктуации.

— Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра.

Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно — я тебе помогу, а ты мне поможешь?

— Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.

1. Актуализация ранее полученных знаний.

— В каком разделе русского языка мы работаем? (Словообразование и орфография. Культура речи)

— Что изучает словообразование? (с помощью чего и от чего образованы слова)

— Как образуются слова? ( при помощи морфем, сложением основ, сложением слов, переходят из одной части речи в другую)

— Назовите основные способы образования слов в русском языке (Приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный (морфемные)Сложением основ. Сложением слов. Переход из одной части речи в другую)

— Что такое морфемы? (части слова)

-Назовите морфемы в слове перелесок.( пере, лес, ок)

О чём мы говорили на предыдущем уроке? ( об этимологии слов).

Подготовка к восприятию нового материала.

Я напишу на доске цифры 12 и 13. Кто мне скажет, что связано с этими цифрами?

2.Итак, с какими орфограммами в корнях с чередованием мы с вами знакомились в 5 классе?

Лаг-лож, рос –раст-ращ.

Назовите правила. Как пишутся эти корни?

Давайте проверим, помним ли мы эти орфограммы:

Перед вами слова с пропущенными буквами. Вам нужно определить орфограмму и вставить пропущенные буквы.

Соб_раться, распол_гаться, отр_сти, расст_лать, предпол_жение, зам_рать, сл_жение, р_стовщик, отп_реть, разр_стался, р_сток.

3.К нам обратился ученик 5 класса Нил Баширов. Он подготовил статью для районной газеты. Но у него возникли некоторые трудности, связанные с орфографией и пунктуацией. Я предлагаю всем вместе поработать и помочь ему решить орфографические и пунктуационные задачи.

В конце сентября прошла спортивная игра “Весёлые старты”. В ней участвовали две команды: команда 5 класса, и команда 6 класса.

Игра прошла очень весело. Было много интересных конкурсов. Один из них назывался “Кенгуру”. Нужно было держать мяч между ног и прыгать, не к. саясь его руками. В ней наш класс победил.

Но больше всех мне понравился конкурс, когда по свистку учителя нужно было первой подбежать и взять мяч или хотя бы его к. снуться. Начинали мальчики. Я, Нил Баширов, принес своей команде три очка. Наши девочки тоже постарались и опередили шестиклассниц. Перед заключительным конкурсом наш класс выигрывал.

Последним соревнованием было перетягивание каната. Но мы пр. играли. Некоторые из нас в. сели в воздухе и даже не к. сались ногами пола.

К счастью, итогом “Веселых стартов” стала ничья (12:12). Мы пожали соперникам руки, и все вместе поаплодировали.

II. Актуализация знаний.

1.Выпишем слова, которые вызвали затруднение у Алексея. Как вы объясните их правописание?

2.Согласны ли вы с пунктуацией в первом абзаце?

3.Посмотрите внимательно, нет ли у Алексея речевой ошибки?

III. Создание проблемной ситуации.

Подводящий к теме диалог:

— Какие буквы мы напишем на месте пропуска? Как объясним?

— В какой морфеме пропущены буквы?

— Можно ли определить эти гласные, подобрав проверочные слова?/нет/.

— Значит, существует другое объяснение, которое мы пока ещё не знаем.

Выпишите эти слова в рабочий лист, оставив место для буквы в корне. Давайте попробуем открыть закон правописания гласных в этих корнях.

IV. Постановка проблемы.

Сформулируем тему нашего урока. Запишите тему.

— Что же будет являться целью нашего урока? Сегодня на уроке мы узнаем, когда в словах пишется корень -кос-, а когда корень -кас-?

V. Поиск решения

— Для решения выявленной проблемы я предлагаю вам, ребята, стать исследователями и самим постараться определить условия выбора гласных о-а в корнях -кос-/-кас— — Давайте вернемся к словам Нила прикоснуться, прикасаться.

И добавим еще два:

прикосновение и касание

-Выделите корни в словах, подчеркните гласную в корне, выделите суффикс -а- после корня, если он есть.

-А теперь скажите, что вы заметили?

(в словах, в которых после корня стоит суффикс -а-, пишется корень -кас-, а в словах, в которых после корня нет суффикса -а- , пишется корень -кос-)

Теперь вы готовы сформулировать правило. Ученики формулируют правило.

Выполнение заданий разнопланового уровня

Пакет заданий для самостоятельного изучения темы.

1. Изучите орфографическое правило на стр. 166 учебника Русский язык “Практика”

2. Рассмотрите, как графически обозначается орфограмма.

3. Заполните карточку.

Чтобы выбрать гласную ____ или ____ в корнях _________ — _________, нужно посмотреть, ___________________________________________________. Если __________________, то в корне пишем гласную ______, если ____________________, то в корне пишем гласную ____.

4. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограмму.

К. сание, к. снешься, прик. сновение, к. саемся, к. саясь, к. снись..

1. Пользуясь толковым словарем, определите лексическое значение групп однокоренных слов.

Сделайте вывод, в словах с каким лексическим значением происходит чередование гласных в корне.

Коса, косить, косарь –
Косой, искоса, косо –
Касание, прикоснуться, касается –

3. Определите условия выбора орфограммы.

4. Составьте схему-алгоритм применения данного правила

Прочитайте данные сведения, на основе их составьте памятку.

Рассмотрите следующие пары однокоренных слов со значением “дотрагиваться до чего-либо”:

К. саться – к. снуться
К. сайся – прик. снись

Внимательно приглядитесь к графическому облику каждого из этих слов. В каких из них мы можем отыскать “ленивое” слово СОН и его формы, которые играют с нами в прятки? Правильно: к. сну ться, прик. снись . В этих словах “спрятались” ленивые “сну” и “снись”, при них всегда находится корень КОС. Поэтому мы пишем коснуться, прикоснись с буквой О в корне.

В словах к. саться , к. сайся можно увидеть суффикс -А-, имеющий властный характер. Он всегда командует корнем КАС и заставляет его постоянно трудиться. Поэтому мы пишем касаться, касайся с гласной А в корне.

Корень КАС дружит с суффиксом -А-, а корень КОС недолюбливает этот суффикс и дружит с ленивым словом СОН и его словоформами.

4.Выводы по работе.

1) Выделение корня. Определение лексического значения корней. Вывод. Чередование происходит в корнях с каким лексическим значением?

2) Составление алгоритма на доске.

Как не ошибиться в написании букв О и А В корнях -кос- – — кас-?

Проверить, есть ли после корня суффикс -а-.

3. Если есть суффикс -а-, то пиши -кас-, если нет суффикса -а-, то пиши -кос-.

-Сейчас мы с вами сделали маленькое, но открытие.

— Достигли мы поставленных целей?

— Какой следующий шаг мы должны сделать?

(Потренироваться в написании слов с корнями -кос-/-кас-)

Задание: вставить пропущенные буквы. Объяснить условия выбора орфограммы.

Прик_сался, к_снется, к_снулся, (не) к_сается, к_сить, к_скад

Два последних слова на другую орфограмму. Добавить в алгоритм действий пункт:

4. Обязательно обратить внимание на лексическое значение.

Какие лексические значения имеют слова с корнем –кос- — -кас-?

1 . Дотрагиваться до чего-нибудь или кого-нибудь .

Игрок к о снулся клюшкой мяча.

2.Затронуть в разговоре, в письме какую-либо тему.

Лектор лишь к о снулся этой проблемы, но решить её не смог.

3.Иметь отношение к чему-нибудь или кому-нибудь, быть причастным.

Соблюдение правил дорожного движения к а с а ется всех.

1.Солнце деревьев вершин к-снулось.

2.Вдруг мелодия уха удивительная к_снулась.

3.Луч каждого солнца к_сался цветка.

4.Почти облака к верхушкам прик_сались берез.

2.Вставьте пропущенные буквы. Кто быстрее?

К_саюсь темы разговора

Только не к_сайтесь истории

К_сательно данного вопроса

Провести к-сательную к окружности

Одно к_сание руки

Прик_снуться к ране

Не к-сались земли

Распорядиться к-сательно убранства

Можно ли применить правило к словам коса, косынка ?

Почему, ведь в них тоже есть сочетания кос? (Под ударением, другое значение, не корень.)

3. Выпишите сначала слова с пропущенной буквой а, затем с пропущенной буквой о.

Обозначьте условия выбора данной орфограммы.

Весло к…снулось воды.

Крючок к…сается дна.

Наши лодки соприк…снулись.

Ветка прик…снулась к лицу.

Осторожно прик…нитесь к ране.

Причинить боль к…санием.

Задание. Если в корне «а» — хлопаем в ладоши, если в корне «о» — встаем.

Не к…саются влаги.

Расположить у костра.

Устно. Вставьте подходящие по смыслу слона с корнем кас — — — кос-. В каких предложениях эти слова имеют прямое, а в каких — переносное значение?

1) Доброе солнышко . к травам и цветам, и от этого . закипела жизнь в маленьких стебельках.

2) Весна . своим дыханием промерзлой земли, но робкое . весны еще не пробудило всей природы.

3) Стемнело. Летучие мыши низко и косо чертят черными зигзагами воздух и порою почти . лица.

Слова для справок: касаются, касание, коснулась, прикосновение, прикоснулось.

Задание 2: Выпишите слова с чередованием в 2 столбика. Вы узнали авторов этих предложений?

“ Теперь сядьте, пол…жите руки перед собой. Мы займёмся арифметикой”, – сказала девочка с голубыми волосами.

“ Предпол…жим, у вас в кармане два яблока, а некто взял у вас одно яблоко”. (А.Н.Толстой “Приключения Буратино”)

“ Мыло у вас там или гуталин, меня это не к…сается, а посылку я вам не отдам”.

“ Это ты правильно предл…гаешь, Матроскин. Без коровы в хозяйстве никак не обойтись”. (Э.Успенский “Дядя Фёдор, пёс и кот”)

Как только яичные скорлупки соприк…снулись с волшебной шляпой, так сразу же выросли в размерах и сделались мягкими и пухлыми.

Пять маленьких тучек выпорхнули из шляпы и, не к…саясь земли, повисли в воздухе.(Т.Янссон “Сказки про муми – троллей”)

Над дверью домика, где жила Сова распол…гались два объявления и колокольчик со шнурком.

Солнце едва к…снулось верхушек сосен, а медвежонок уже выбежал из дома и помчался прямиком к ловушке на Слонопотама. (А. Милн “Винни-пух и все-все-все”)

Доктор предлагал дать обезьянке лекарство, и её пришлось выложить из-за щёк свои сокровища: гаечки, пуговицы, ключики, и другие предметы. (Э. Успенский “Крокодил Гена”).

Работа с учебником. Выполнение упражнения ________

3. Чтобы лучше запомнить тему, предлагаю прослушать сказку о двух братьях Кос и Кас, оживим наши суффиксы.

Жили–были на свете два брата Кос и Кас. Они были очень похожи друг на друга, как две капли воды, поэтому люди их часто путали. Кос сам находил себе занятия. Он то гонял мяч, то играл в теннис. Ему не скучно было без друзей. А вот Кас очень переживал, что у него нет настоящего верного товарища. Он рассылал свои фотографии в журналы в рубрику «Ищу друга». Вскоре Кас получил письмо от суффикса а, который тоже искал товарища. С тех пор Кас и суффикс а — неразлучные друзья. И людям теперь легко различать братьев. Надо только посмотреть, есть ли рядом vip-персона суффикс а.

«Тот, что с другом а, тот Кас, а тот, что один, тот Кос»,- говорят окружающие. Вот так суффикс а стал очень важной персоной. Ведь только он поможет написать правильную букву в корне с чередующимися гласными.

Итак. Узелок на память!.

Если видишь, что за корнем появился суффикс А.

То, без всякого сомненья,

Корень « Кас » пиши всегда.

— Подошёл к концу наш урок. Вспомните весь наш урок и закончите предложения.


источники:

http://resh.edu.ru/subject/lesson/6950/conspect/

http://infourok.ru/urok-russkogo-yazika-v-klasse-pravopisanie-korney-kaskos-1544855.html