1 и 2 буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий и кратких отглагольных

Азбучные истины

Интерактивный диктант

Учебник ГРАМОТЫ: орфография

Учебник ГРАМОТЫ: пунктуация

Имена и названия. Интерактивный тренажер

Учебники

Олимпиады

Видео

Полезные ссылки

Летнее чтение

Запоминалки

Цитаты о языке

Скороговорки

Пословицы и поговорки

Учебник ГРАМОТЫ: орфография

Выберите правильные варианты ответов. Для проверки выполненного задания нажмите кнопку «Проверить».

Н/НН в причастиях и отглагольных прилагательных

Правописание Н или НН в страдательных причастиях – одно из тех правил, на которые регулярно в диктантах, сочинениях и тестах встречаются ошибки.

Прежде всего, запомните правило: В суффиксах полных страдательных причастий пишется две буквы Н, например, СПИЛЕННЫЕ ДЕРЕВЬЯ. В суффиксах кратких страдательных причастий пишется одна буква Н, например, ДЕРЕВЬЯ СПИЛЕНЫ.

Но поскольку полные страдательные причастия иногда очень похожи на прилагательные, чтобы избежать ошибок, полезно помнить четыре условия, при которых пишется две буквы Н:

1) причастие имеет приставку ( кроме НЕ-), например, ВЫСУШЕННЫЕ ГРИБЫ;

2) причастие образовалось от глагола совершенного вида, например, РЕШЕННАЯ ЗАДАЧА — от глагола РЕШИТЬ (что сделать? – соверш. вид);

3) причастие имеет зависимые слова, например, ВЫСУШЕННЫЕ (где?) В ПЕЧКЕ ГРИБЫ;

4) Причастие образовано от глагола с помощью суффиксов –ОВА- или -ЕВА-, например, ВЗВОЛНОВАННОЕ ЛИЦО.

Если слово не имеет ни одного из этих признаков, то оно пишется с одним Н.

Кроме этого, есть несколько слов с двумя буквами Н, написание которых необходимо выучить точно так же, как мы запоминаем слова-исключения: НЕВИДАННЫЙ, НЕСЛЫХАННЫЙ, НЕЖДАННЫЙ, НЕГАДАННЫЙ, НЕЧАЯННЫЙ, ЖЕЛАННЫЙ, ЖЕМАННЫЙ, СВЯЩЕННЫЙ, ЧВАННЫЙ.

(1) Сколько Н надо написать в причастии из словосочетания ЗАПУЩЕ_ЫЙ САД? Прежде всего, надо посмотреть, есть ли у причастия приставка. В нашем случае приставка есть, значит, писать это слово надо с двумя Н : ЗАПУЩЕННЫЙ САД.

(2) Сколько Н надо написать в причастии из словосочетания БРОШЕ__ЫЙ ВЗГЛЯД? Прежде всего, смотрим, есть ли у причастия приставка. В нашем примере у причастия приставки нет, следовательно, надо сделать следующий шаг: определить вид глагола, от которого это причастие образовалось. БРОШЕ__ЫЙ образовалось от глагола БРОСИТЬ (что сделать?) Этот глагол совершенного вида, значит, в причастии надо писать две буквы Н: БРОШЕННЫЙ ВЗГЛЯД.

(3) Сколько Н надо написать в причастии из словосочетания ЖАРЕ__АЯ В ДУХОВКЕ РЫБА? У причастия в этом словосочетании есть зависимые слова: ЖАРЕ__АЯ (где?) В ДУХОВКЕ. Следовательно, в причастии надо писать две буквы Н: ЖАРЕННАЯ В ДУХОВКЕ РЫБА.

(4) Сколько Н надо написать в причастии из словосочетания АСФАЛЬТИРОВА_ОЕ ШОССЕ? Поскольку в этом причастии есть суффикс -ОВА-, в нем надо писать две буквы Н : АСФАЛЬТИРОВАННОЕ ШОССЕ.

(5) Сколько Н надо написать в слове ПЛЕТЕ_АЯ из словосочетания ПЛЕТЕ_АЯ КОРЗИНА? Поскольку у него нет приставки, нет зависимых слов, нет суффиксов -ОВА- или -ЕВА-, а также потому, что оно образовалось от глагола несовершенного вида ПЛЕСТИ ( что делать?), нужно писать одну букву Н : ПЛЕТЕНАЯ КОРЗИНА.

«Разве я могу не любить его? – говорила она себе, вникая в его испуга _н ый и вместе обрадова _н ый взгляд.
(Лев Толстой, «Анна Каренина»)

Левин тотчас же подумал об этом, но, несмотря на это, решил, что такие виды на него Свияжского есть только его ни на чем не основа _н ое предположение…
(Лев Толстой, «Анна Каренина»)

Ну, гость неприглаше _н ый,
Быть может батюшка войдет!
Прошу служить у барышни влюбле _н ой!
(А. С. Грибоедов, «Горе от ума»)

Ей ленты алые вплели
В две русые косы,
Цветы, наряды принесли
Невида _н ой красы.
(Н. А. Некрасов, «Русские женщины»)

Кто хочет к нам пожаловать, – изволь;
Дверь отперта для зва _н ых и незва _н ых…
(А. С. Грибоедов, «Горе от ума»)

Петрушка, вечно ты с обновкой,
С разодра _н ым локтем.
(А. С. Грибоедов, «Горе от ума»)

…Были затребова _н ы от враждебного министерства сведения о тех мерах, которые были в последнее десятилетие примене _н ы…
(Лев Толстой, «Анна Каренина»)

А тот чахоточный, родня вам, книгам враг,
В уче _н ый комитет который поселился…
(А. С. Грибоедов, «Горе от ума»)

И тут же думается ей –
Бог знает почему, –
Что небо звездное – песком
Посыпа _н ый листок,
Бессменно день и ночь в пути
На диво слаже _н ый возок…
(Н. А. Некрасов, «Русские женщины»)

Левин приезжал в Москву всегда взволнова _н ый, торопливый, немножко стесне _н ый и раздраже _н ый этою стесненностью и большею частью с совершенно новым, неожиданным взглядом на вещи.
(Лев Толстой, «Анна Каренина»)

Нет, в этот вырубле _н ый лес
Меня не заманят,
Где были дубы до небес
А нынче пни торчат!
(Некрасов, «Русские женщины»)

На крепостной балет согнал на многих фурах
От матерей, отцов отторже _н ых детей?!
(А. С. Грибоедов, «Горе от ума»)

Степан Аркадьич уже сошел к себе вниз, разделся, опять умылся, облекся в гофрирова _н ую ночную рубашку и лег…(Лев Толстой, «Анна Каренина»)

В Нерчинск придете, если вас
Дорога не убьет.
Навряд версты четыре в час
Закова _н ый идет.
(Н. А. Некрасов, «Русские женщины»)

С изуродова _н ым страстью лицом, бледный и с трясущеюся нижнею челюстью, Вронский ударил ее каблуком в живот и опять стал тянуть за поводья…
(Лев Толстой, «Анна Каренина»)

У Дарьи Александровны разбегались глаза на этот элегантный, невида _н ый ею экипаж…
(Лев Толстой, «Анна Каренина»)

Женился наконец на дочери его,
Прида _н ого взял — шиш, по службе — ничего.
(А. С. Грибоедов, «Горе от ума»)

Она вспомнила, как она рассказала почти признание, которое ей сделал в Петербурге молодой подчине _н ый ее мужа…
(Лев Толстой, «Анна Каренина»)

К обеду приехали: старая кузина Алексея Александровича… …и один молодой человек, рекомендова _н ый Алексею Александровичу на службу.
(Лев Толстой, «Анна Каренина»)

К перу от карт? и к картам от пера?
И положе _н ый час приливам и отливам?
(А. С. Грибоедов, «Горе от ума»)

Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,
Где оскорбле _н ому есть чувству уголок.
(А. С. Грибоедов, «Горе от ума»)

Степан Аркадьич… в этом шуточном ухаживанье… и зашел нечая _н о так далеко, что уже не знал, как выбраться назад…
(Лев Толстой, «Анна Каренина»)

Как эдаких людей учтивее зовут?
Нежнее? – человек он светский,
Отъявле _н ый мошенник, плут:
Антон Антоныч Загорецкий.
(А. С. Грибоедов, «Горе от ума»)

За то, что он смягчил разгнева _н ую гостью,
Хотел я похвалить.
(А. С. Грибоедов, «Горе от ума»)

Сидишь по часу нем,
Неугнете _н ый, бодрый ум
Работает меж тем.
(Н. А. Некрасов, «Русские женщины»)

Методическая разработка урока русского языка по теме «Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий и кратких отглагольных прилагательных» (7 класс)
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Цель: познакомить учащихся со способами разграничения страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных.

Скачать:

ВложениеРазмер
n_i_nn.docx31.97 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока русского языка по теме

«Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий и кратких отглагольных прилагательных» (7 класс)

Цель: познакомить учащихся со способами разграничения страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных.

— обучающие: формирование навыков написания –н- и –нн- в причастиях и отглагольных прилагательных; повторение написания прилагательных.

— развивающие: развивать умения различать краткие страдательные причастия и краткие отглагольные прилагательные.

— воспитательные: воспитывать внимательность. Прививать интерес к родному языку.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: карточки, презентация.

2Актуализация знаний учащихся.

А) Карточка (для сильного) РАБОТА У ДОСКИ

Графически объясните написание Н-НН. Укажите, какими частями речи являются слова с Н-НН.

Решенная задача, вырванный лист, пуганая ворона, прочитанная книга, сеяная мука, ветреная погода, серебряное кольцо, привязанная ветка, кипяченная в кастрюле, брошенный щенок.

Б) Совместная работа. Запись предложений с причастиями. Найти и выделить причастные обороты, объяснить постановку запятых. Объяснить написание н и нн в выделенных словах.

  1. На песчаном дне, сплошь усеянном маленькими обломками камней, слабо колыхались перепутанные водоросли.
  1. Памятники изобразительного искусства, связанные с историей страны, представляют большой интерес.
  1. Материал, собираемый писателем для работы, хранится в записных книжках, представляющих особую художественную ценность.

В) Проверка карточки и формулировка правила написания н и нн в причастиях и прилагательных.

— Как звучит тема сегодняшнего урока?

— Отталкиваясь от названия, можем ли мы сказать, что эта тема для нас абсолютно новая?

— Что мы знаем о страдательных причастиях прошедшего времени ? (помимо прочего, имеют краткую форму)

— Со словами какой части речи можно перепутать страдательное причастие прошедшего времени? (с отглагольными прилагательными, ср.: покрашенный пол, крашеный пол)

— Что нам известно об отглагольных прилагательных? (они образованы от глаголов несовершенного вида без приставок и зависимых слов)

— Чем отличаются по форме краткие и полные причастия и прилагательные? (в кратких причастиях пишется одна Н, в кратких прилагательных столько же Н, сколько и в полных)

— Какую цель мы для себя поставим? (научиться отличать краткие причастия от кратких отглагольных прилагательных, знать условия выбора Н-НН в словах, названных частей речи.)

3. Изучение новой темы.

А). Создание проблемной ситуации.

— Ребята, я вам предлагаю выполнить следующее задание:

Дочь умна и воспита…а.

Девочка хорошо воспита…а бабушкой.

Море взволнова(н,нн)о
Лицо девочки было взволнова(н,нн)о

Некоторые люди очень рассея…ы.

Семена рассея…ы по полю.

— Перепишите предложения и вставьте пропущенные орфограммы (выполняется самостоятельно).

Проверка выполнения. На доске делается запись:

Дочь умна и воспитанна. Девочка хорошо воспитана бабушкой.

Лицо девочки было взволнованно. Море взволновано.

Некоторые люди очень рассеянны. Семена рассеяны по полю.

В каких предложениях будут краткие прилагательные, а в каких — причастия? Дети высказывают свои предположения.

Здесь мы имеем дело с краткими прилагательными особого рода, которые образовались путем перехода причастий в прилагательные. Чтобы различать их, необходимо помнить общие отличительные признаки причастий и прилагательных

Краткое причастие можно заменить глаголом (воспитала) и от краткого причастия можно поставить вопрос к зависимому слову кем? чем? (воспитана (кем?) бабушкой), а краткие отглагольные прилагательные заменяются полной формой (девочка воспитанная), они дают характеристику определяемого слова, т.е. говорят о постоянном признаке предмета , а не сообщают о действии, произведенном кем-то.

  1. можно заменить глаголом (воспитала)
  2. можно поставить вопрос к зависимому слову (кем? чем?): (воспитана (кем?) бабушкой)

Краткие отглагольные прилагательные

  1. заменяются полной формой (девочка воспитанная)
  2. обозначают постоянный признак предмета
  3. часто используются в переносном значении

— Так какую задачу поставим сегодня на урок?

— Будем проверять, с какой частью речи мы имеем дело (с кратким причастием или с кратким прилагательным, образованным путем перехода причастий в прилагательные), и в зависимости от этого писать Н или НН в суффиксах данных слов.

В) Смысловое чтение (работа по учебнику) « Применяя правило, рассуждайте так…» стр. 63

а) Распределительный диктант.

Выпишите сначала прилагательные, а затем причастия; образуйте краткую форму; объясните.

Раскрашенные ( раскрашены ) картинки, подстриженные( подстрижены ) волосы, спокойные( спокойны ) зрители, единственная( единственна ) возможность ,ветреная( ветрена ) девица, отшлифованная( отшлифована ) поверхность, , похищенная( похищена ) вещь.

б) Упр.85 в рабочих тетрадях

В) Физминутка (встать – краткое прил., сесть – краткое прич.)

  1. Маша избалована родителями.
  2. Девочка капризна и избалованна.
  3. Тучи рассеяны ветром.
  4. Книга нами прочитана
  5. Учительница талантлива и начитанна.
  6. Пианино кем-то расстроено.
  7. Студентка забывчива и рассеянна.
  1. Реки скованы льдом.
  2. Море взволновано ветром
  3. Ночь волшебна и таинственна.
  4. Шерсть запутана котёнком.
  5. Мама обижена на сына.
  6. Хозяйка сосредоточенна и озабоченна.
  7. Комиссия образована вчера.
  8. Дети веселы и раскованны.

в). Работа с перфокартами. Я буду читать слова и словосочетания, вы должны поставить значок в ячейке выбранного вами варианта ответа (одна или две буквы Н ) .

1. Ресурсы изысканы экономистами.

2. Её манеры изысканны.

3. Ягоды подавлены в корзине.

4. Люди стояли подавленны и унылы.
5. Сумма собрана по копеечке.
6. Речь стройна и собранна.

Орфограммы. № 54. Одна или две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов.

Орфограммы.

№ 54. Одна или две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов.

Правило, примеры, комментарии, отличие краткого причастия от краткого прилагательного.

ПРАВИЛО.

· В суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени пишется одна Н.

Примеры.

Работа исправлена, объект сдан.

· В суффиксах кратких отглагольных прилагательных пишется две Н, то есть столько. сколько в полной форме.

Примеры.

Дети рассеянны, взволнованны (рассеянный, взволнованный).

Подсказка.

Правило, как видим, простое. Но есть одна сложность.

Как отличить краткое причастие от краткого прилагательного?

· Краткое причастие можно заменить глаголом, так оно обозначает непостоянный признак по действию:

· Краткое прилагательное нельзя заменить глаголом, так как оно обозначает только постоянный признак.

ПРИМЕРЫ.

Пример № 1.

Пример.

Объяснение правописания орфограммы.

Вещь потеря…а.

Вещь потеряна.

Это краткое причастие, можно заменит глаголом (вещь потеряли), всегда одна Н.

Пример № 2.

Пример.

Объяснение правописания орфограммы.

Девочка воспита…а.

Девочка воспитанна.

Это краткое прилагательное, обозначает качество, постоянный признак. Полная форма – воспитанная, две Н, так как образовано слово от глагола совершенного вида (что сделать? воспитать). Поэтому в краткой форме тоже НН.

Пример № 3.

Пример.

Объяснение правописания орфограммы.

Мука просея…а

Мука просеяна.

Это краткое причастие, можно заменит глаголом (муку просеяли), всегда одна Н.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.


источники:

http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2018/03/11/metodicheskaya-razrabotka-uroka-russkogo-yazyka-po-teme-odna

http://poznaemvmeste.ru/index.php/9-pervyj-poslednij/1551-orfogrammy-54-odna-ili-dve-bukvy-n-v-suffiksakh-kratkikh-stradatelnykh-prichastij-proshedshego-vremeni-i-prilagatelnykh-obrazovannykh-ot-glagolov