Открытый урок по русскому языку в 6 классе по теме «Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных»
Разработка открытого урока по русскому языку
Учитель Исаева Ольга Юрьевна
Количество учащихся в классе 14
Количество учащихся на уроке 14
Дата проведения урока 02.02.2016
Тема урока: Одна и две буквы Н в суффиксах имён прилагательных
Тип урока Изучение нового материала
Форма урока Урок-открытие
— формирование умения правильного написания Н и НН в прилагательных, образованных от существительных;
— совершенствование навыков проведения морфемного, словообразовательного анализа слова.
— умение определять понятия, создавать обобщения;
— умение строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное) и делать выводы;
— у мение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.
— формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
— формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;
— формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.
Технология(-и) урока : элементы проблемного обучения
Формы организации деятельности : опрос, выполнение заданий, самостоятельная работа.
Опорные понятия: орфограмма, суффиксальный способ образования, словообразовательный суффикс.
Оборудование: «Дневник учёного», сводная таблица по теме, , бланки для «цветного диктанта», карточки-перфокарты, техническое оборудование урока – экран, ноутбук.
1. Приветствие учителя.
Учитель: Добрый день, ребята! Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом. Я уверена, что мы с вами во время работы на уроке покорим сегодняшнюю вершину. Успехов вам и удач!
Откройте, пожалуйста, тетради и запишите сегодняшнее число.
2. Запись числа учащимися в тетрадях.
II . Актуализация знаний и фиксация затруднений
Учитель предлагает учащимся восстановить фразу.
1) Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает… и отвечает на вопросы….
2) Имена прилагательные изменяются по…
3) Прилагательные по значению делятся на разряды …
4) Основные способы образования имен прилагательных…
Д .: Приставочный, суффиксальный, сложение.
— Определите способы образования следующих прилагательных и слова, от которых образованы данные прилагательные.
ЛЕБЕДИНЫЙ – ЛЕБЕДЬ (-ИН-)
КОЖАНЫЙ – КОЖА (-АН-)
ГЛИНЯНЫЙ – ГЛИНА (-ЯН-)
ТРАДИЦИОННЫЙ – ТРАДИЦИЯ (-ОНН-)
КЛЮКВЕННЫЙ – КЛЮКВА (-ЕНН-)
КАМЕННЫЙ – КАМЕНЬ (-Н-)
ОСЕННИЙ – ОСЕНЬ (-Н-)
— Итак, каким способом образованы все эти слова?
— От слов какой части речи все эти прилагательные образованы?
— Что вы заметили в написании суффиксов этих прилагательных?
— Попробуйте самостоятельно сформулировать тему исследования.
Д. : Правописание Н-НН в суффиксах прилагательных, образованных от имён существительных.
— Какова цель нашего исследования?
Д.: Выяснить правила написания Н-НН в суффиксах прилагательных, образованных от имён существительных.
III . Объяснение нового материала (Построение проекта выхода из затруднения).
1. Формулировка проблемного вопроса. Выдвижение гипотез.
— Посмотрите ещё раз на слова. Почему в одних прилагательных будем писать Н, а в других НН? или От чего будет зависеть правописание Н и НН в прилагательных?
Для удобства я объединила слова в группы с суффиксами одного цвета. Посмотрите на эти группы.
Д. : В первой группе с красными суффиксами написана Н, во второй группе – НН, если одна Н в корне, а другая в суффиксе – пишется в слове НН.
— А сейчас посмотрите на следующую группу слов. (Презентация — слайд №6) Эти слова нужно запомнить. Как вы думаете, почему? Что в них особенного?
Д. : В суффиксе –ЯН- написано НН.
— Как можно назвать эту группу слов?
2. Знакомство с таблицей
У.: Посмотрите на опорную таблицу, она поможет вам в случае затруднения при дальнейшей работе на уроке. В ней есть слова, о которых мы пока ничего не сказали.
Д .: Павлиний, зелёный, синий и другие.
Д. : В них пишется Н.
— Почему в этих словах пишется Н?
Д .: Н входит в корень.
IV . Первичное закрепление.
1) Анализ примеров из упражнения 321 учебника (выписать в две колонки прилагательные с одной и двумя буквами Н) – у доски и в тетрадях.
V . Самостоятельная работа (с самопроверкой по эталону).
2) Работа с индивидуальными карточками-перфокартами
(Приложение №2). Самопроверка, выставление отметки.
Вставь на месте пропусков Н или НН, пользуясь опорной таблицей.
Соловьи___ая песня, соколи___ый взгляд, стекля___ая ваза, глиня___ый горшок, мужестве___ый человек, ветре___ый день, коллекцио___ая марка, дискуссио___ый вопрос, павли___ий хвост, зелё___ый лист.
3. Работа по рядам
Задание на доске: образуйте от данных существительных прилагательные, выделяя суффиксы:
1ряд: сон, мужество, глубина;
2ряд: шерсть, закон, листва;
3 ряд: солома, туман, олово
4. Работа с бланками «Цветной» диктант» – работа в парах.
— Приготовьте бланки для «цветного» диктанта. (Приложение №3)
Если в слове пишется Н, то сектор закрашиваем зелёным цветом, а если НН – красным.
— Самопроверка «цветного» диктанта
— Посмотрите на экран. Поставьте в свои «дневники» оценку в соответствии с ключом. Поднимите руки, кто получил «5», «4», «3».
5. Решение теста.
1.Укажите ряд, где все прилагательные пишутся с нн
а) иностра…ый, тума…ый, ржа…ой;
б) берестя…ой, водя…ой, земля…ой;
в) соломе…ый, време…ый, карма…ый.
2.Укажите ряд, где все прилагательные пишутся с н
а) маши…ый, соболи…ый, тыкве…ый;
б) ледя…ой, ветре…ый, соловьи…ый;
в) обеде…ый, лимо…ый, звери…ый.
3.Отметьте строку, в которой все прилагательные имеют суффикс – енн
а) песча…ый, безветре…ый, бритве…ый;
б) болезне…ый, клюкве…ый, фирме…ый;
в) бараба…ый, земля…ой, комари…ый.
VII. Подведение итогов урока, объяснение домашнего задания.
— Поставьте себе оценку за проделанную работу на уроке.
-Что запомнилось больше всего на сегодняшнем уроке?
-Какие слова-исключения можете назвать?
-Какой вывод можно сделать о правописании н и нн в суффиксах прилагательных?
1) Рефлексия деятельности
Я сегодня себя могу похвалить за …
Мне необходимо поработать над …
2) Домашнее задание: выучить правило на стр. 127, выполнить упр. 324.
3) Релаксация (прослушивание музыки с закрытыми глазами).
-Ребята, сядьте поудобнее, расслабьтесь. Дышите ровно и спокойно. Вы находитесь на берегу моря. Представьте себе комочек теплого золотого света, который передвигается по вашему телу от кончиков пальцев ног до самой макушки, снимая по пути напряжение и зажатость ваших мышц. Ваше тело постепенно наполняется золотым теплом. Вы должны настроиться на то, что золотой свет, который заполняет голову и успокаивает сознание, уносит все плохие мысли, оставляя за собой ощущение спокойствия, тепла и расслабленности. Вам хорошо и уютно . Медленно открываем глаза, возвращаемся в рабочее состояние.
— Какое настроение вызывала у вас релаксация? (Грусть, тоска по лету). У кого сейчас такое настроение?
— Какие чувства возникли у вас, когда вы слушали шум моря и музыку? (Радость, загадочность). А у кого такое настроение?
Я рада, что вы уходите с этого урока с радостным настроением. Мне было приятно работать с вами. Спасибо за урок. До свидания.
Русский язык. 6 класс
Конспект урока
Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных.
Перечень рассматриваемых вопросов
- Н и нн в кратких именах прилагательных.
2. Совершенствование орфографических и речевых навыков.
3. Анализ языкового явления.
Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы «какой?», «чей?». Имена прилагательные изменяются по числам и падежам, а в единственном числе и по родам. Имена прилагательные могут иметь краткую форму. В предложении имена прилагательные выполняют функцию определений и сказуемых.
Краткие прилагательные отвечают на вопросы «каков?», «какова?», «каково?», «каковы?». И изменяются по числам, в единственном числе – по родам: бел, бела, бело, белы.
Отымённое имя прилагательное – имя прилагательное, которое образовано от имени существительного.
Суффикс – это морфема, стоящая после корня и служащая для образования новых слов или форм слов.
1. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2018. – 192 с.
2. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2018. – 191 с.
1. Ефремова Е. А. Русский язык. Рабочая тетрадь. 6 класс. – М.: Просвещение, 2019. – 32 с.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
На предыдущем занятии Вы знакомились с написанием одной и двух букв н в полных отымённых именах прилагательных. Сегодня поговорим о том, как применить это правило для кратких прилагательных.
Обратимся к слову травяной. Узнаем, от чего оно образовано, для этого выполним словообразовательный разбор:
1. Начальная форма – травяной.
2. Основа слова – травян-. Основа производная.
3–4. Трав-ян-ой → трав-а
5. -ян – словообразовательный суффикс.
6. Суффиксальный способ.
Мы убедились в том, что прилагательное травяной образовано от существительного трава, значит, является отымённым. В слове травяной пишется одна буква н, так как в этом прилагательном есть суффикс -ян-. Вспомним правило: в отымённых прилагательных пишется одна буква н, если прилагательное имеет суффиксы -ан-, -ян-, -ин-.
Прилагательное станционный также является отымённым. Что подтверждает его словообразовательный разбор:
1. Начальная форма – станционный.
2. Основа слова – станционн-. Основа производная.
3–4. Станци-онн-ый → станци-я
5. -онн – словообразовательный суффикс.
6. Суффиксальный способ.
В прилагательном станционный пишется две буквы н, потому что здесь суффикс -онн- (по правилу: две буквы н пишутся, если прилагательное имеет суффиксы -енн-, -онн-).
Сегодня поговорим о том, как применить это правило для кратких прилагательных.
Вспомним, что краткие прилагательные не склоняются, но изменяются по числам, а в единственном числе – по родам. Отвечают на вопросы «каков?», «какова?», «каково?», «каковы?» В предложении являются сказуемым.
Например, слово мудра – краткое прилагательное женского рода, имеет форму множественного числа: мудры. В предложении: «Моя соседка мудра» – является сказуемым.
В кратких прилагательных пишется столько же букв н, сколько и в полной форме.
Так, например, в слове торжественная две н, в его краткой форме также сохраняется две буквы н: торжественна.
Прилагательное румяная является первообразным. Для того чтобы убедиться в этом, выполним морфемный разбор:
1. румян -ая (имя прилагательное).
2. Окончание -ая. Оно выражает значения женского рода, единственного числа, именительного падежа. Сравним: румяная – румяный, румяные.
3. Основа формы – румян-.
Однокоренные слова: румянец, румяна.
Значит, в нём мы напишем одну н; в его краткой форме тоже сохраняется одна буква н: румяна (важно не перепутать с существительным румяна – декоративная косметика!).
Прилагательное туманное пишется с двумя буквами н в суффиксе, столько же букв н сохраняется и в краткой форме: туманно.
Прилагательное ветреная является исключением: в нём всегда пишется одна буква н, поэтому и в краткой форме напишем также одну н: ветрена.
Особое внимание следует уделить некоторым прилагательным. Так, сложное слово одноимённый образовано от слов одно и имя с помощью суффиксов -ен- и -н-; безымянный образовано от существительного имя с помощью суффикса -янн-. Согласно правилам русского языка, в прилагательных, образованных от разносклоняемых существительных с основой на -мя, пишется две буквы н (имя – именной – безымянный, время – временной, временный).
Примеры заданий из Тренировочного модуля
Подстановка элементов в пропуски в тексте
Вставьте в текст пропущенные имена прилагательные.
Дорога лежала через бывшее ….. поле.
… маршем вступила на землю весна.
…. суровая зимняя заря проступала сквозь мертвенную дымку.
Послышался стук …. копыт: выводили из конюшни вороного коня.
Варианты ответов: лошадиных, ржаное, ранняя, торжественным.
Дорога лежала через бывшее ржаное поле.
Торжественным маршем вступила на землю весна.
Ранняя суровая зимняя заря проступала сквозь мертвенную дымку.
Послышался стук лошадиных копыт: выводили из конюшни вороного коня.
Сортировка элементов по категориям
Распределите слова по колонкам.
Карма..ый, родстве..ый, багря..ый, ю..ый, подли..ый, земля..ой.
Правописание -Н- и -НН- в прилагательных
В прилагательных пишется как одна буква -Н-, так и -НН-. Правильный выбор сделаем, определив, от слова какой части речи и с помощью каких суффиксов образуются прилагательные.
Для того чтобы выбрать одну и две буквы -Н- в написании имен прилагательных, определим, с помощью каких суффиксов они образованы от существительных или глаголов несовершенного и совершенного вида.
Написание -Н- и -НН- в прилагательных, образованных от существительных
Если прилагательное образовано от существительного с помощью суффиксов -ан-, -ян-, -ин-, то эти суффиксы пишутся с одной буквой -Н-, например:
- песок — песч ан ый пляж;
- рожь — рж ан ой хлеб;
- береста — берест ян ое лукошко;
- серебро — серебр ян ый крестик;
- осёл — осл ин ый крик;
- соловей — соловь ин ое пение.
Обратим внимание, что коренное «н» пишется в прилагательных:
Запомним написание слов-исключений :
- олово — олов янн ый
- дерево — дерев янн ый
- стекло — стекл янн ый
Прилагательные образуются от существительных с помощью суффиксов -онн- и -енн-, например:
- лекция — лекци онн ый курс;
- станция — станци онн ое здание;
- клятва — клятв енн ое обещание;
- бритва — бритв енн ый прибор.
Качественные прилагательные с суффиксом -енн- могут выражать большую меру признака:
- толст енн ый фолиант
- тяжел енн ый мешок
- широч енн ый пояс
- высоч енн ый баскетболист
- здоров енн ый мужчина.
Исключение составляет слово «ветре н ый» (день, человек, приятель). Однако приставочные образования этого прилагательного пишутся с -НН-:
С -НН- пишутся прилагательные, если суффикс -н- присоединяется к основе существительного, заканчивающейся тоже на «н»:
- осе н ь — осе н н ий день;
- дли н а — дли н н ые тени;
- балко н — балко н н ые перила;
- це н а — це н н ый камень;
- кух н я — кухо н н ый комбайн.
В прилагательных, которые образованы от существительных на -мя, напишем -НН-, так как они образованы от основы косвенных падежей этих существительных, оканчивающейся на «н», например:
- время — нет време н и — времен-н-ой;
- темя — вид теме н и — темен-н-ой;
- имя — зову по име н и — имен-н-ой;
- семя — много семе н и — семен-н-ой.
Написание -Н- и -НН- в прилагательных, образованных от глаголов
Чтобы выбрать написание -Н- или -НН- в прилагательных, образованных от глаголов, определяем вид глагола. Если производящим является бесприставочный глагол несовершенного вида (что делать?), то отглагольное прилагательное пишется с -Н-, например:
- грузить — гружёный вагон;
- сеять — сеяная мука;
- плести — плетёная корзина,
- метить — меченый атом;
- точить — точёная ложка.
Наличие приставки не- и полу- не меняет написания прилагательного:
- носить — ноше н ый — не ноше н ый костюм,
- ранить — ране н ый — не ране н ый солдат,
- грузить — гружё н ый — полу гружё н ый самосвал.
У таких слов в предложении не должно быть зависимых слов.
Сравним:
Плетё н ая корзина полна румяных яблок.
Плетё нн ые дедушкой корзинки были нарасхват на базаре.
Если же производящим является глагол совершенного вида (что сделать?) с приставкой, то прилагательное имеет в написании -НН-, например:
В прилагательных, имеющих в морфемном составе суффиксы -ова-/ева-, -ирова-, пишется -НН-:
- пресс ова ть — пресс ова нн ый;
- взволн ова ть — взволн ова нн ый;
- риск ова ть — риск ова нн ый;
- очар ова ть — очар ова нн ый;
- никел ирова ть — никел ирова нн ый;
- натрен ирова ть — натрен ирова нн ый;
- иллюстр ирова ть — иллюстр ирова нн ый.
Правописание -Н- и -НН- в кратких формах прилагательных
Краткие формы прилагательных сохраняют написание -Н- или -НН-, которое существует в их полных формах.
Алгоритм определения написания -Н- или -НН- в прилагательных
Чтобы правильно написать прилагательное с -Н- или -НН-, выясним сначала его форму, полную или краткую. Затем определим, от существительного или глагола образовано рассматриваемое слово. Если производящим является существительное, обращаем внимание на его основу и суффикс, с помощью которого образовано прилагательное.
Если прилагательное является отглагольным, выясняем вид глагола, обратив внимание, есть ли приставка в его морфемном составе, а также учитываем словообразовательные суффиксы.
Схематично алгоритм определения написания -Н- или -НН- в именах прилагательных и причастиях выглядит так:
Определим, в какой форме стоит прилагательное: | |||
полной | краткой | ||
Две буквы в окончании (красивая) | Одна буква в окончании (красива, красив) | ||
Выясним, от какой части речи образовано слово: от существительного или от глагола. | |||
Полная форма | |||
Прилагательные от существительных | Прилагательные от глаголов ( причастия) | ||
-Н- | -НН- | -Н- | -НН- |
-ан, -ян, -ин лев — львиный ! Стеклянный | -онн, -енн революция — революционный ! Ветреный | без приставки мороженый сом (от морозить) | с приставкой замороженный сом |
Н+Н = сон+ный НО! К первообразным также относятся слова: | не, полу. не считать! немороженый | зависимое слово мороженный мамой сом | |
МЯ = енн временный (время) | суф. -ова-, -ева-, -ирова- ! кованый, жёваный, клёваный ! желанный, нечаянный, нежданный, негаданный | ||
Краткая форма | |||
Значение действия (что сделаны?) — «Н» воспитаны отцом, взволнованы бурей | Значение признака (каковы?) — см. на полную форму: сколько «н» в полной, столько и в краткой. Они воспитанны и образованны (воспитанные и образованные). |
Видеоурок
http://resh.edu.ru/subject/lesson/6986/conspect/
http://russkiiyazyk.ru/chasti-rechi/prilagatelnoe/prilagatelnyih-pishetsya-n-ili-nn.html