1 и 2 буквы н в суффиксах прилагательных урок

Открытый урок по русскому языку в 6 классе по теме «Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных»

Разработка открытого урока по русскому языку

Учитель Исаева Ольга Юрьевна

Количество учащихся в классе 14

Количество учащихся на уроке 14

Дата проведения урока 02.02.2016

Тема урока: Одна и две буквы Н в суффиксах имён прилагательных

Тип урока Изучение нового материала

Форма урока Урок-открытие

формирование умения правильного написания Н и НН в прилагательных, образованных от существительных;

— совершенствование навыков проведения морфемного, словообразовательного анализа слова.

— умение определять понятия, создавать обобщения;

— умение строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное) и делать выводы;

у мение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

— формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

— формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;

— формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.

Технология(-и) урока : элементы проблемного обучения

Формы организации деятельности : опрос, выполнение заданий, самостоятельная работа.

Опорные понятия: орфограмма, суффиксальный способ образования, словообразовательный суффикс.

Оборудование: «Дневник учёного», сводная таблица по теме, , бланки для «цветного диктанта», карточки-перфокарты, техническое оборудование урока – экран, ноутбук.

1. Приветствие учителя.

Учитель: Добрый день, ребята! Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом. Я уверена, что мы с вами во время работы на уроке покорим сегодняшнюю вершину. Успехов вам и удач!

Откройте, пожалуйста, тетради и запишите сегодняшнее число.

2. Запись числа учащимися в тетрадях.

II . Актуализация знаний и фиксация затруднений

Учитель предлагает учащимся восстановить фразу.

1) Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает… и отвечает на вопросы….

2) Имена прилагательные изменяются по…

3) Прилагательные по значению делятся на разряды …

4) Основные способы образования имен прилагательных…

Д .: Приставочный, суффиксальный, сложение.

Определите способы образования следующих прилагательных и слова, от которых образованы данные прилагательные.

ЛЕБЕДИНЫЙ – ЛЕБЕДЬ (-ИН-)

КОЖАНЫЙ – КОЖА (-АН-)

ГЛИНЯНЫЙ – ГЛИНА (-ЯН-)

ТРАДИЦИОННЫЙ – ТРАДИЦИЯ (-ОНН-)

КЛЮКВЕННЫЙ – КЛЮКВА (-ЕНН-)

КАМЕННЫЙ – КАМЕНЬ (-Н-)

ОСЕННИЙ – ОСЕНЬ (-Н-)

Итак, каким способом образованы все эти слова?

От слов какой части речи все эти прилагательные образованы?

Что вы заметили в написании суффиксов этих прилагательных?

Попробуйте самостоятельно сформулировать тему исследования.

Д. : Правописание Н-НН в суффиксах прилагательных, образованных от имён существительных.

Какова цель нашего исследования?

Д.: Выяснить правила написания Н-НН в суффиксах прилагательных, образованных от имён существительных.

III . Объяснение нового материала (Построение проекта выхода из затруднения).

1. Формулировка проблемного вопроса. Выдвижение гипотез.

— Посмотрите ещё раз на слова. Почему в одних прилагательных будем писать Н, а в других НН? или От чего будет зависеть правописание Н и НН в прилагательных?

Для удобства я объединила слова в группы с суффиксами одного цвета. Посмотрите на эти группы.

Д. : В первой группе с красными суффиксами написана Н, во второй группе – НН, если одна Н в корне, а другая в суффиксе – пишется в слове НН.

— А сейчас посмотрите на следующую группу слов. (Презентация — слайд №6) Эти слова нужно запомнить. Как вы думаете, почему? Что в них особенного?

Д. : В суффиксе –ЯН- написано НН.

Как можно назвать эту группу слов?

2. Знакомство с таблицей

У.: Посмотрите на опорную таблицу, она поможет вам в случае затруднения при дальнейшей работе на уроке. В ней есть слова, о которых мы пока ничего не сказали.

Д .: Павлиний, зелёный, синий и другие.

Д. : В них пишется Н.

Почему в этих словах пишется Н?

Д .: Н входит в корень.

IV . Первичное закрепление.

1) Анализ примеров из упражнения 321 учебника (выписать в две колонки прилагательные с одной и двумя буквами Н) – у доски и в тетрадях.

V . Самостоятельная работа (с самопроверкой по эталону).

2) Работа с индивидуальными карточками-перфокартами

(Приложение №2). Самопроверка, выставление отметки.

Вставь на месте пропусков Н или НН, пользуясь опорной таблицей.

Соловьи___ая песня, соколи___ый взгляд, стекля___ая ваза, глиня___ый горшок, мужестве___ый человек, ветре___ый день, коллекцио___ая марка, дискуссио___ый вопрос, павли___ий хвост, зелё___ый лист.

3. Работа по рядам

Задание на доске: образуйте от данных существительных прилагательные, выделяя суффиксы:

1ряд: сон, мужество, глубина;

2ряд: шерсть, закон, листва;

3 ряд: солома, туман, олово

4. Работа с бланками «Цветной» диктант» – работа в парах.

Приготовьте бланки для «цветного» диктанта. (Приложение №3)

Если в слове пишется Н, то сектор закрашиваем зелёным цветом, а если НН – красным.

— Самопроверка «цветного» диктанта

Посмотрите на экран. Поставьте в свои «дневники» оценку в соответствии с ключом. Поднимите руки, кто получил «5», «4», «3».

5. Решение теста.

1.Укажите ряд, где все прилагательные пишутся с нн

а) иностра…ый, тума…ый, ржа…ой;

б) берестя…ой, водя…ой, земля…ой;

в) соломе…ый, време…ый, карма…ый.

2.Укажите ряд, где все прилагательные пишутся с н

а) маши…ый, соболи…ый, тыкве…ый;

б) ледя…ой, ветре…ый, соловьи…ый;

в) обеде…ый, лимо…ый, звери…ый.

3.Отметьте строку, в которой все прилагательные имеют суффикс – енн

а) песча…ый, безветре…ый, бритве…ый;

б) болезне…ый, клюкве…ый, фирме…ый;

в) бараба…ый, земля…ой, комари…ый.

VII. Подведение итогов урока, объяснение домашнего задания.

— Поставьте себе оценку за проделанную работу на уроке.
-Что запомнилось больше всего на сегодняшнем уроке?
-Какие слова-исключения можете назвать?
-Какой вывод можно сделать о правописании н и нн в суффиксах прилагательных?

1) Рефлексия деятельности

Я сегодня себя могу похвалить за …

Мне необходимо поработать над …

2) Домашнее задание: выучить правило на стр. 127, выполнить упр. 324.

3) Релаксация (прослушивание музыки с закрытыми глазами).
-Ребята, сядьте поудобнее, расслабьтесь. Дышите ровно и спокойно. Вы находитесь на берегу моря. Представьте себе комочек теплого золотого света, который передвигается по вашему телу от кончиков пальцев ног до самой макушки, снимая по пути напряжение и зажатость ваших мышц. Ваше тело постепенно наполняется золотым теплом. Вы должны настроиться на то, что золотой свет, который заполняет голову и успокаивает сознание, уносит все плохие мысли, оставляя за собой ощущение спокойствия, тепла и расслабленности. Вам хорошо и уютно . Медленно открываем глаза, возвращаемся в рабочее состояние.
— Какое настроение вызывала у вас релаксация? (Грусть, тоска по лету). У кого сейчас такое настроение?
— Какие чувства возникли у вас, когда вы слушали шум моря и музыку? (Радость, загадочность). А у кого такое настроение?
Я рада, что вы уходите с этого урока с радостным настроением. Мне было приятно работать с вами. Спасибо за урок. До свидания.

Русский язык. 6 класс

Конспект урока

Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных.

Перечень рассматриваемых вопросов

  1. Н и нн в кратких именах прилагательных.

2. Совершенствование орфографических и речевых навыков.

3. Анализ языкового явления.

Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы «какой?», «чей?». Имена прилагательные изменяются по числам и падежам, а в единственном числе и по родам. Имена прилагательные могут иметь краткую форму. В предложении имена прилагательные выполняют функцию определений и сказуемых.

Краткие прилагательные отвечают на вопросы «каков?», «какова?», «каково?», «каковы?». И изменяются по числам, в единственном числе – по родам: бел, бела, бело, белы.

Отымённое имя прилагательное – имя прилагательное, которое образовано от имени существительного.

Суффикс – это морфема, стоящая после корня и служащая для образования новых слов или форм слов.

1. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. М.: Просвещение, 2018. 192 с.

2. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 2. М.: Просвещение, 2018. 191 с.

1. Ефремова Е. А. Русский язык. Рабочая тетрадь. 6 класс. – М.: Просвещение, 2019. – 32 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

На предыдущем занятии Вы знакомились с написанием одной и двух букв н в полных отымённых именах прилагательных. Сегодня поговорим о том, как применить это правило для кратких прилагательных.

Обратимся к слову травяной. Узнаем, от чего оно образовано, для этого выполним словообразовательный разбор:

1. Начальная форма – травяной.

2. Основа слова – травян-. Основа производная.

3–4. Трав-ян-ой → трав-а

5. -ян – словообразовательный суффикс.

6. Суффиксальный способ.

Мы убедились в том, что прилагательное травяной образовано от существительного трава, значит, является отымённым. В слове травяной пишется одна буква н, так как в этом прилагательном есть суффикс -ян-. Вспомним правило: в отымённых прилагательных пишется одна буква н, если прилагательное имеет суффиксы -ан-, -ян-, -ин-.

Прилагательное станционный также является отымённым. Что подтверждает его словообразовательный разбор:

1. Начальная форма – станционный.

2. Основа слова – станционн-. Основа производная.

3–4. Станци-онн-ый → станци-я

5. -онн – словообразовательный суффикс.

6. Суффиксальный способ.

В прилагательном станционный пишется две буквы н, потому что здесь суффикс -онн- (по правилу: две буквы н пишутся, если прилагательное имеет суффиксы -енн-, -онн-).

Сегодня поговорим о том, как применить это правило для кратких прилагательных.

Вспомним, что краткие прилагательные не склоняются, но изменяются по числам, а в единственном числе – по родам. Отвечают на вопросы «каков?», «какова?», «каково?», «каковы?» В предложении являются сказуемым.

Например, слово мудра – краткое прилагательное женского рода, имеет форму множественного числа: мудры. В предложении: «Моя соседка мудра» – является сказуемым.

В кратких прилагательных пишется столько же букв н, сколько и в полной форме.

Так, например, в слове торжественная две н, в его краткой форме также сохраняется две буквы н: торжественна.

Прилагательное румяная является первообразным. Для того чтобы убедиться в этом, выполним морфемный разбор:

1. румян -ая (имя прилагательное).

2. Окончание -ая. Оно выражает значения женского рода, единственного числа, именительного падежа. Сравним: румяная – румяный, румяные.

3. Основа формы – румян-.

Однокоренные слова: румянец, румяна.

Значит, в нём мы напишем одну н; в его краткой форме тоже сохраняется одна буква н: румяна (важно не перепутать с существительным румяна – декоративная косметика!).

Прилагательное туманное пишется с двумя буквами н в суффиксе, столько же букв н сохраняется и в краткой форме: туманно.

Прилагательное ветреная является исключением: в нём всегда пишется одна буква н, поэтому и в краткой форме напишем также одну н: ветрена.

Особое внимание следует уделить некоторым прилагательным. Так, сложное слово одноимённый образовано от слов одно и имя с помощью суффиксов -ен- и -н-; безымянный образовано от существительного имя с помощью суффикса -янн-. Согласно правилам русского языка, в прилагательных, образованных от разносклоняемых существительных с основой на -мя, пишется две буквы н (имя – именной – безымянный, время – временной, временный).

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Подстановка элементов в пропуски в тексте

Вставьте в текст пропущенные имена прилагательные.

Дорога лежала через бывшее ….. поле.

… маршем вступила на землю весна.

…. суровая зимняя заря проступала сквозь мертвенную дымку.

Послышался стук …. копыт: выводили из конюшни вороного коня.

Варианты ответов: лошадиных, ржаное, ранняя, торжественным.

Дорога лежала через бывшее ржаное поле.

Торжественным маршем вступила на землю весна.

Ранняя суровая зимняя заря проступала сквозь мертвенную дымку.

Послышался стук лошадиных копыт: выводили из конюшни вороного коня.

Сортировка элементов по категориям

Распределите слова по колонкам.

Карма..ый, родстве..ый, багря..ый, ю..ый, подли..ый, земля..ой.

Правописание -Н- и -НН- в прилагательных

В при­ла­га­тель­ных пишет­ся как одна бук­ва -Н-, так и -НН-. Правильный выбор сде­ла­ем, опре­де­лив, от сло­ва какой части речи и с помо­щью каких суф­фик­сов обра­зу­ют­ся прилагательные.

Для того что­бы выбрать одну и две бук­вы -Н- в напи­са­нии имен при­ла­га­тель­ных, опре­де­лим, с помо­щью каких суф­фик­сов они обра­зо­ва­ны от суще­стви­тель­ных или гла­го­лов несо­вер­шен­но­го и совер­шен­но­го вида.

Написание -Н- и -НН- в прилагательных, образованных от существительных

Если при­ла­га­тель­ное обра­зо­ва­но от суще­стви­тель­но­го с помо­щью суф­фик­сов -ан-, -ян-, -ин-, то эти суф­фик­сы пишут­ся с одной бук­вой -Н-, напри­мер:

  • песок — песч ан ый пляж;
  • рожь — рж ан ой хлеб;
  • бере­ста — берест ян ое лукош­ко;
  • сереб­ро — серебр ян ый кре­стик;
  • осёл — осл ин ый крик;
  • соло­вей — соловь ин ое пение.

Обратим вни­ма­ние, что корен­ное «н» пишет­ся в прилагательных:

Запомним напи­са­ние слов-исключений :

  • оло­во — олов янн ый
  • дере­во — дерев янн ый
  • стек­ло — стекл янн ый

Прилагательные обра­зу­ют­ся от суще­стви­тель­ных с помо­щью суф­фик­сов -онн- и -енн-, напри­мер:

  • лек­ция — лек­ци онн ый курс;
  • стан­ция — стан­ци онн ое зда­ние;
  • клят­ва — клятв енн ое обе­ща­ние;
  • брит­ва — бритв енн ый при­бор.

Качественные при­ла­га­тель­ные с суф­фик­сом -енн- могут выра­жать боль­шую меру признака:

  • толст енн ый фоли­ант
  • тяжел енн ый мешок
  • широч енн ый пояс
  • высоч енн ый бас­кет­бо­лист
  • здо­ров енн ый муж­чи­на.

Исключение состав­ля­ет сло­во «вет­ре н ый» (день, чело­век, при­я­тель). Однако при­ста­воч­ные обра­зо­ва­ния это­го при­ла­га­тель­но­го пишут­ся с -НН-:

С -НН- пишут­ся при­ла­га­тель­ные, если суф­фикс -н- при­со­еди­ня­ет­ся к осно­ве суще­стви­тель­но­го, закан­чи­ва­ю­щей­ся тоже на «н»:

  • осе н ь — осе н н ий день;
  • дли н а — дли н н ые тени;
  • бал­ко н — бал­ко н н ые пери­ла;
  • це н а — це н н ый камень;
  • кух н я — кухо н н ый ком­байн.

В при­ла­га­тель­ных, кото­рые обра­зо­ва­ны от суще­стви­тель­ных на -мя, напи­шем -НН-, так как они обра­зо­ва­ны от осно­вы кос­вен­ных паде­жей этих суще­стви­тель­ных, окан­чи­ва­ю­щей­ся на «н», напри­мер:

  • вре­мя — нет вре­ме н и — времен-н-ой;
  • темя — вид теме н и — темен-н-ой;
  • имя — зову по име н и — имен-н-ой;
  • семя — мно­го семе н и — семен-н-ой.

Написание -Н- и -НН- в прилагательных, образованных от глаголов

Чтобы выбрать напи­са­ние -Н- или -НН- в при­ла­га­тель­ных, обра­зо­ван­ных от гла­го­лов, опре­де­ля­ем вид гла­го­ла. Если про­из­во­дя­щим явля­ет­ся бес­при­ста­воч­ный гла­гол несо­вер­шен­но­го вида (что делать?), то отгла­голь­ное при­ла­га­тель­ное пишет­ся с -Н-, напри­мер:

  • гру­зить — гру­жё­ный вагон;
  • сеять — сея­ная мука;
  • пле­сти — пле­тё­ная корзина,
  • метить — мече­ный атом;
  • точить — точё­ная ложка.

Наличие при­став­ки не- и полу- не меня­ет напи­са­ния прилагательного:

  • носить — ноше н ый — не ноше н ый костюм,
  • ранить — ране н ый — не ране н ый сол­дат,
  • гру­зить — гру­жё н ый — полу гру­жё н ый само­свал.

У таких слов в пред­ло­же­нии не долж­но быть зави­си­мых слов.

Сравним:

Плетё н ая кор­зи­на пол­на румя­ных яблок.

Плетё нн ые дедуш­кой кор­зин­ки были нарас­хват на базаре.

Если же про­из­во­дя­щим явля­ет­ся гла­гол совер­шен­но­го вида (что сде­лать?) с при­став­кой, то при­ла­га­тель­ное име­ет в напи­са­нии -НН-, напри­мер:

В при­ла­га­тель­ных, име­ю­щих в мор­фем­ном соста­ве суф­фик­сы -ова-/ева-, -ирова-, пишет­ся -НН-:

  • пресс ова ть — пресс ова нн ый;
  • взволн ова ть — взволн ова нн ый;
  • риск ова ть — риск ова нн ый;
  • очар ова ть — очар ова нн ый;
  • никел иро­ва ть — никел иро­ва нн ый;
  • натрен иро­ва ть — натрен иро­ва нн ый;
  • иллюстр иро­ва ть — иллюстр иро­ва нн ый.

Правописание -Н- и -НН- в кратких формах прилагательных

Краткие фор­мы при­ла­га­тель­ных сохра­ня­ют напи­са­ние -Н- или -НН-, кото­рое суще­ству­ет в их пол­ных формах.

Алгоритм определения написания -Н- или -НН- в прилагательных

Чтобы пра­виль­но напи­сать при­ла­га­тель­ное с -Н- или -НН-, выяс­ним сна­ча­ла его фор­му, пол­ную или крат­кую. Затем опре­де­лим, от суще­стви­тель­но­го или гла­го­ла обра­зо­ва­но рас­смат­ри­ва­е­мое сло­во. Если про­из­во­дя­щим явля­ет­ся суще­стви­тель­ное, обра­ща­ем вни­ма­ние на его осно­ву и суф­фикс, с помо­щью кото­ро­го обра­зо­ва­но прилагательное.

Если при­ла­га­тель­ное явля­ет­ся отгла­голь­ным, выяс­ня­ем вид гла­го­ла, обра­тив вни­ма­ние, есть ли при­став­ка в его мор­фем­ном соста­ве, а так­же учи­ты­ва­ем сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ные суффиксы.

Схематично алго­ритм опре­де­ле­ния напи­са­ния -Н- или -НН- в име­нах при­ла­га­тель­ных и при­ча­сти­ях выгля­дит так:

Определим, в какой фор­ме сто­ит прилагательное:
пол­нойкрат­кой
Две бук­вы в окон­ча­нии (кра­си­вая)Одна бук­ва в окон­ча­нии (кра­си­ва, кра­сив)
Выясним, от какой части речи обра­зо­ва­но сло­во: от суще­стви­тель­но­го или от гла­го­ла.
Полная фор­ма
Прилагательные от существительныхПрилагательные от гла­го­лов ( причастия)
-Н--НН--Н--НН-
-ан, -ян, -ин

лев — львиный
соль — соляной
кожа — кожаный

! Стеклянный
оловянный
деревянный

-онн, -енн

рево­лю­ция — революционный
листва — лиственный

! Ветреный
Но — без­вет­рен­ный

без при­став­ки

моро­же­ный сом (от моро­зить)

с при­став­кой

замо­ро­жен­ный сом

Н+Н = сон+ный

НО!
юный, румя­ный,
сви­ной, пряный,
пья­ный, поганый,
зелё­ный, синий.

К пер­во­об­раз­ным так­же отно­сят­ся слова:
еди­ный, фазаний,
воро­ний, бараний,
саза­ний, тюлений,
пав­ли­ний, багряный,
рья­ный, буланый.

не, полу. не считать!

немо­ро­же­ный
полумороженый

зави­си­мое слово

моро­жен­ный мамой сом

МЯ = енн

вре­мен­ный (вре­мя)

суф. -ова-, -ева-, -ирова-

! кова­ный, жёва­ный, клёваный

! желан­ный, неча­ян­ный, неждан­ный, негаданный

Краткая фор­ма
Значение дей­ствия (что сде­ла­ны?) — «Н»
вос­пи­та­ны отцом, взвол­но­ва­ны бурей
Значение при­зна­ка (како­вы?) — см. на пол­ную фор­му: сколь­ко «н» в пол­ной, столь­ко и в краткой.
Они вос­пи­тан­ны и обра­зо­ван­ны (вос­пи­тан­ные и образованные).

Видеоурок


источники:

http://resh.edu.ru/subject/lesson/6986/conspect/

http://russkiiyazyk.ru/chasti-rechi/prilagatelnoe/prilagatelnyih-pishetsya-n-ili-nn.html