1 класс правила правописания чу щу

Правописание буквосочетаний ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ

Когда мы произносим звуки [ч’] и [щ’], то слышим только шум. Эти звуки являются непарными глухими и непарными мягкими согласными.

Сочетание букв ча-ща пишется с буквой а .

Сочетание букв чу-щу пишется с буквой у .

Орфограмма

Орфограмма написания буквосочетаний ча-ща и чу-щу применяется в ударной и безударной позиции звука. В случаях, если сочетания ча-ща и чу-щу применяются в безударной позиции, то необходимо выполнять проверку, изменив слово так, чтобы безударный гласный а или у стал ударным.

Например, слова с буквосочетаниями ча-ща и чу-щу в ударной позиции: ча́ ша, по ща́ да, чу́ до, щу́ ка, чу́ вство, ко щу́ нство.

Например, слова с буквосочетаниями ча-ща и чу-щу в безударной позиции: ча сово́й — ча́ с, по ща ди́ть – по ща́ да, чу да́к – чу́ до.

Исключения составляют иноязычные слова. Например, жюри, брошюра, парашют .

Издавна звуки [ч’] и [щ’] всегда были непарными мягкими согласными. Правило написания сочетаний ча-ща и чу-щу с буквой а или у является традиционным.

Урок письма в 1 классе по теме: «Правило ча-ща, чу-щу»

Цели:

  • закреплять правило написания слов с сочетаниями ча – ща в словах;
  • упражнять детей в написании слов со всеми изученными буквами;
  • повторять знания детей о звуках и буквах, правил оформления на письме предложений;
  • развивать наблюдательность, речь;
  • воспитывать положительное отношение к чувствам скромности и отрицательное — к хвастливости и зазнайству.

рисунки-портреты Незнайки и Мальвины, демонстрационные карточки ( ), плакаты с заданиями ( ), д/игра “Поезд” ( ), папка почёта “Красиво писать – красоту творить”.

1. Организационный момент.

— Ребята, обозначим в тетрадях дату на средине строки.

(В это время должны поднять руки те дети, которые не получили тетради)

— И верно, ваши тетради очень понравились Мальвине. (Открывает её портрет) Она их положила в папочку почёта, которая называется “Красиво писать – красоту творить”.

— Писать нужно всегда аккуратно, красиво, а главное – разборчиво: выполняя верно написания букв и их соединений, соблюдая единое расстояние между буквами и словами. Писать всегда нужно с уважением к тем, кто будет читать ваше письмо.

— А кто читает то, что вы написали? (Мамы, папы, бабушки, учительница, товарищи по классу.)

— А главное: уважать нужно самих себя и свой труд. Значит, как будем писать? (Красиво, аккуратно и разборчиво.) И будем учиться писать грамотно, без ошибок.

— Спасибо вам, ребята, за красоту и порядок в ваших тетрадях. (Учитель вручает под аплодисменты товарищей лучшие тетради ученикам)

Все дети записывают в тетрадях дату.

2. Повторение знаний о звуках и буквах.

Задание 1. Нужно преобразовать буквы, написанные на доске мелом, в другие буквы с помощью:

У доски работают два ученика. ( )

Задание 2. А в это время (фронтально) проводится игра “Угадайка”.

Дети узнают букву и её называют (например, “Это буква “А” прописная.”, “Это буква “в” строчная”). ( ).

Задание 3. Что лишнее? (Запись на доске).

а) р ,с, А, ш, И, О; (Лишняя буква “ш” — она печатная.)
б) е, ё, и, ю, я; (Лишняя буква “и” — она не обозначает 2 звука.)
в) д, м, п, щ, х; (Лишняя буква “щ” — она обозначает всегда мягкий согласный звук.)

— А какие буквы ещё обозначают всегда мягкие согласные звуки? (Буквы “ч” и “й”.)

3. Сообщение цели урока.

Он не знает ничего!
Вы все знаете его.
Мне ответьте без утайки.
Как зовут его?

Учитель помещает на доску портрет Незнайки.

— Незнайка записал буквы: Ч, Щ, Й. Он говорит, что они обозначают всегда мягкие согласные звуки и глухие. Вы с ним согласны? В чём он ошибся? (Буква “й” обозначает не глухой согласный звук.)

Учитель стирает букву “й”.

— Сегодня на уроке мы будем упражняться в более красивом написании букв “ч” и “щ” в словах.. А также познакомимся с новым правилом написания трудных слов – значит, будем богаче в знаниях о русском языке.

4. Каллиграфическая минутка.

-Произнесём звуки, которые обозначаются этими буквами: .

-Чья это песенка? (Паровоза.)

Дети встают “паровозиком”, двигаются по классу и поют:

Вот поезд наш едет,
Колёса стучат,
А в поезде нашем
Ребята сидят.
Чу-чу-чу-чу-чу-чу —
Бежит паровоз,
Далёко, далёко
Ребят он повёз.

6. Сообщение знаний о написании сочетаний ча-ща, чу-щу.

Сказка. ( В. Волина “Русский язык в рассказах, сказках, стихах”, стр.122-123.)

Жили-были на свете шипящие Ч и Щ, а неподалёку жили гласные У, Ю, А, Я. Жили дружно. И вот однажды решили буквы поиграть в прятки. Выпало водить шипящим. Остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать будут. Шипящие во все щели заглянули, хорошо ищут, шуршат кругом – нашли уже некоторых. Вот только никак не могут найти гласные Ю и Я. Искали- искали, с ног сбились, — до вечера проискали. И вот, спотыкаясь, обиженные, усталые, голодные, решили пойти домой. Проходят мимо соседнего домика и видят, что Ю и Я, как ни в чём не бывало, сидят, смеются, телевизор смотрят, чай пьют с пряниками. Обиделись шипящие, с тех пор у них и дружба врозь. Никогда не стоят они вместе, а только так: чу-щу, ча-ща.

Так об этом говорится в сказке. А вы, ребята, как думаете, почему не нужно после букв Ч и Щ ставить буквы Ю и Я? (Буквы Ч и Щ обозначают всегда мягкие согласные звуки. И нет необходимости их смягчать гласными Я и Ю.)

На наборное полотно выставляются пары слогов:

Дети проговаривается хором правило:

“ЧА-ЩА – пиши с буквой А.
“ЧУ-ЩУ – пиши с буквой У.”

7. Закрепление правила. Выполнение упражнений.

На доске слова с пропущенными буквами:

Ч..ща, чищ… , щ…ка, ч…до.

Дети объясняют, какую букву нужно вставить, при этом проговаривается правило.

Учитель вписывает цветным мелом нужную букву.

— Проговорим слова ещё раз и спишем их в тетрадь. Подчеркнём сочетания ча-ща, чу-щу.

Упражнение 2. Работа над деформированным предложением.

Загадка.

Я захожу во все заливы,
Ищу какой-нибудь поживы.

— Какое ошибкоопасное место встретилось в слове щука?

— Слово щука приехало к нам на поезде и просит составить с ним предложение.

(В пруду щука ловит леща.)

Учитель ставит вагончики в нужном порядке.

— Какие правила нужно вспомнить, прежде, чем записать это предложение?

(Дети повторяют правила заглавной буквы в начале предложения, раздельного написания слов друг от друга в предложении и правило написания щу и ща.)

Проговорим предложение и запишем его на следующей строчке в тетрадь.

Упражнение 3. Д/ игра “Отремонтируй слово”. ( )

Слова спокойно жили в книжке,
Но книжку вдруг прогрызли мышки.
Из слов буквы откусили
К себе в норку утащили.

— Спишите, вставляя пропущенные буквы.

а) Работают с комментированием у доски.
б) Индивидуальная проверка написанного в тетрадях.

— Отгадайте, кто это?

В огороде Тит стоит,
Ничего не говорит,
Сам с грядок не берёт
И воронам не даёт.

— Встанем дружно, ребята, и изобразим огородное чучело – пугало.

(Дети импровизируют. Интересные образы чучел у ребят отметить.)

— Ребята, тише-тише! Незнайка что-то нам хочет сказать.

Учитель за Незнайку говорит:

-О! Я всё запомнил! Я всё теперь знаю! Я грамотнее вас стал! Я вам написал записку:

— Дети, какое правило не запомнил Незнайка? (Слова в предложении пишутся отдельно друг от друга.)

— Прочитаем. Сколько здесь слов? Произнесём это предложение, отхлопывая каждое произнесённое слово. Какое слово первое? Какое второе? Последнее?

— Составим схему этого предложения.

Один из учеников выполняет на доске схему: |____ ____ _____ ____ .

— Запишите предложение, сверяя его со схемой.

— Незнайке очень стыдно за хвастовство и зазнайство. Он извиняется перед вами, пригласил нас на чаепитие. ( )

— Какие слова приготовил он вам? Составим и запишем, проговаривая. О чём будем помнить, записывая эти слова? (ЧА пиши с буквой А.)

Упражнение 6 на внимание.

Учитель произносит предложение:

Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая.

— Какие слова с ча услышали? Назовите их. Какое правило нужно употребить, чтобы грамотно написать эти слова?

Упражнение 7. Самостоятельная работа.

— Составьте по плакату ( ) слова и запишите их.

— Проверим друг друга в парах.

— Что нового узнали сегодня на уроке? (Дети повторяют хором изученные правила.)

-А что, ребята, вы положили в сердце? (Стыдно хвастаться и зазнаваться. А также нужно быть благодарными за помощь)

ЧУ ЩУ пиши с буквой У

Как хорошо, что вы зашли на Kidside!

Сегодня продолжаем повторять программу 1 класса.

Что должен знать ребенок ко 2 классу:

  • что такое алфавит, звуко-буквенный состав
    (чтобы повторить – заходите сюда)
  • что такое предложение, текст, монолог, диалог
  • правописание
    жи ши пиши с буквой и – задания на жи\ши
    ча ща пиши с буквой а – диктанты на ча\ща
    чу щу пиши с буквой у – смотри ниже)
  • имена собственные пишутся с заглавной буквы
    (отрабатываем здесь)
  • однокоренные слова, проверочное и проверяемое слово
  • словарные слова за 1 класс
    (все словарные слова за 1-4 классы)
  • предмет, признак предмета,действие предмета

Итак, запомни!

В сочетаниях ЧУ-ЩУ
Пишут только букву У!

Задания и диктанты для 1 класса на правило ЧУ|ЩУ

Подчеркни слова с орфограммой чу,щу:

На чужой каравай рот не разевай!

Чужие дети быстро растут

Чучело только видом пугает

На чужой стороне Родина милей вдвойне

Вставь пропущенные буквы У или Ю:

Ворчун, чучело, бублик, щука, утюг, чумазый, чудный, полощу, лютики, чугун, щуриться, полечусь, чулки, щуплый.

Проучу чужака, чубчик кучерявый, очутиться в чулане, прострочу чулки, почищу кольчуг, сюртук чуточку мал, чудак человек, чудесный сюртук, ощущение чуда, щучий хвост.

Примеры на чу щу

Вставь ЧУ или ЩУ:

Ивану Фомичу, маленькая дочурка, старинная кольчуга, ищу друга, вскипячу чай, дальняя чужбина, чудное утро, добрый молчун, опущусь на дно, визит к врачу, расчищу двор, лихо прокачу

Вкручу лампу, начищу до блеска, чувство обиды, тёмный чулан, старый чулок, оплачу штраф, напущу страху, научу читать.

Диктант на Чу ЩУ

Вставь буквы у или ю:

Мал..сенький щ..рёнок вырастет и превратится в огромную щ..ку. Охотничья собака ч..ет добыч.. по запаху. Дети забрели в лесную чащ.. . В одно ч..дное утро маленькая доч..рка налила чай Ивану Фомич.. .


источники:

http://urok.1sept.ru/articles/213186

http://kidside.ru/chu-shhu-pishi-s-bukvoj-u/