1 класс правописание слов с непроверяемыми безударными гласными в корне слова

Русский язык.Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в словах
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Урок русского языка в 1 классе по теме: «Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в словах» был разработан на основе программы Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Предлагаемый урок формирует у учащихся навыки орфографического письма, содержит дифференцированные задания, осуществляет обратную связь, расширяет кругозор учащихся, формирует умение различать ударные и безударные слоги, сравнивать модели слогоударной структуры слова и подбирать к ним слова, навыки составления простейших слогоударных моделей слов.

Урок построен с использованием компьютерной поддержки. Это помогает поднять интерес детей к учёбе. На уроке происходит развитие, совершенствование устной и письменной речи, обогащается словарный запас детей. Урок составлен с использованием здоровьесберегающих технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_uroka.docx21.66 КБ
prezentaciya_na_temu.pptx108.54 КБ

Предварительный просмотр:

с использованием информативно-коммуникационных технологий (ИКТ)

Предмет: русский язык, комбинированный урок

Тема: Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в словах.

Продолжительность: 45 минут

Технологии: Компьютер, доска Interwrite

1. развивать умения распознавать проверяемые и непроверяемые гласные в безударных слогах;

2. формировать умения подбирать проверочные слова и обосновывать написание;

3. формировать у учащихся представления об особенностях проверочного и проверяемого слов, способах проверки безударных гласных;

4. развивать орфографическую зоркость, коммуникативные навыки, умение работать в группах, речь, мышление, воображение , внимание, память;

5. воспитывать любовь к родному языку, любовь к природе, чувство сопереживания, сотрудничества, взаимопомощи, воспитывать интерес к предмету, расширять представление о богатстве русского языка.

интерактивная доска Interwite,

видеопроектор, презентация «Безударные гласные»,

  1. Орг. Момент. Календарь настроения.(обозначить настроение в начале урока)

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре

Смело, чётко говорим

И тихонечко сидим

Ну–ка проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получить

Только лишь оценку «5».

-Сегодня на улице последний день зимы. Посмотрите, последние снежинки падают, прощаются с нами до следующего года. А у нас сегодня гость. Узнали? Это Микки. (мягкая игрушка) Сегодня он нам поможет распознать проверяемые и непроверяемые гласные в безударных слогах.

— К какой группе относятся эти буквы?

— Сколько всего гласных букв? А звуков?

— Почему здесь не все гласные?

— Что знаете о гласных звуках?

— Что нужно помнить о правописании безударной гласной?( именно эти гласные, когда находятся в безударном положении, требуют проверки или запоминания).учебник стр.66-67)

— Мы запишем эти гласные сначала отдельно, а затем вместе.
А Е И Я О аеияо — Запишите в тетрадях как на доске и запомните, что именно эти гласные, когда находятся в безударном положении, требуют проверки или запоминания.

3. Сообщение темы.(учебник стр.66-67)

Тема урока:
«Написание слов
с проверяемыми и непроверяемыми
гласными в словах»

— Сегодня на уроке мы с Микки, поупражняемся в написании слов с проверяемыми и непроверяемыми гласными в словах. При выполнении заданий вы проявите свои знания, умения, смекалку, находчивость.

-На доске записаны пословицы и поговорки, прочитайте их , вставьте подходящие по смыслу слова и объясните смысл.

Береги свой нос в сильный ( мороз.)

Что ни ( деревня), то обычай, что ни двор, то разговор.

Март – с ( водой), апрель – с ( травой ,) май- с ( цветами.)

-Какие буквы пропущены в словах?

-Запишите эти слова в два столбика. Проверьте:

-Почему в словах первого столбика надо запомнить безударную гласную?

-А как их можно проверить? ( По словарю)

— Какое правило встретилось в словах другого столбика?

-Как проверить эти безударные гласные в словах?

Хором: Если в слове гласный звук

Вызвал вдруг сомнение

Ты его немедленно

Ставь под ударение!

4. Словарно-орфографическая работа.(письменно)

З а п и ш и т е слова, подберите проверочные.
Хвосты-хвост,

Непроверяемые гласные в корне слова. Примеры

В ряде слов рус­ско­го язы­ка суще­ству­ют непро­ве­ря­е­мые глас­ные в корне. Их невоз­мож­но про­ве­рить уда­ре­ни­ем. Такие сло­ва назы­ва­ют словарными.

Разноместность ударения в словах

При про­из­но­ше­нии слов и их форм уда­ре­ние может менять свое место и пере­хо­дить с при­став­ки на корень, суф­фикс или окон­ча­ние. Тогда гово­рят, что в рус­ском язы­ке уда­ре­ние раз­но­мест­ное, например:

  • рек а́ — ре́к и
  • барсу́к — бар­суч о́нок
  • при­ня́ ть — при­ня́ л , при­ня́ л а .

Гласный в корне сло­ва, остав­шись без уда­ре­ния, иска­жа­ет­ся и слы­шит­ся неясно.:

Способы проверки безударных гласных в корне

Подобрать дру­гую фор­му это­го же сло­ваПодобрать род­ствен­ные слова
1. Один — много
в о лна — в о́ лны
1. Большой — маленький
к о вёр — к о́ врик
2. Много — один
п а руса — п а́ рус
2. Маленький — большой
пл о щад­ка — пл о́ щадь
3. По вопросу:
Где?
м о ря — в м о́ ре
Что делал?
Что делает?
п и сал — п и́ шет
3. Назови ласково
з и ма — з и́ муш­ка
4. Какой? — Что?
з е лёный — з е́ лень
5. Что делал? — Что?
пл я сал — пл я́ ска

К этим сло­вам мож­но подо­брать про­ве­роч­ные сло­ва, в кото­рых сомни­тель­ный глас­ный про­зву­чит чет­ко и ясно, то есть он ока­жет­ся в силь­ной пози­ции — под ударением.

Существует два спо­со­ба про­вер­ки без­удар­ных глас­ных в корне:

1. под­бор род­ствен­ных слов:

  • с о ли́ть — соль;
  • закр е пи́ть — кре́пкий;
  • в о зду́шный — во́здух;
  • в е сёлый — ве́село;
  • з е л е не́ть — зе́лень, зелё­ный;

2. изме­не­ние фор­мы слова:

  • в о лна́ — во́лны;
  • в о да́ — во́ды;
  • тр а ва́ — тра́вы;
  • о кно́ — о́кна;
  • г о ра́ — го́ры;
  • н о си́ть —но́сит;
  • д е ржа́ть — де́ржит;
  • нак о рми́ть — нако́рмит.

Непроверяемые безударные гласные в корне

Но не все­гда без­удар­ный глас­ный в корне сло­ва мож­но про­ве­рить уда­ре­ни­ем, так как ни один из выше­ука­зан­ных спо­со­бов не может помочь. В таких сло­вах уда­ре­ние, как пра­ви­ло, ста­тич­но, то есть не пере­ме­ща­ет­ся на без­удар­ный кор­не­вой глас­ный при изме­не­нии фор­мы сло­ва или при под­бо­ре одно­ко­рен­ных слов, например:

  • с о ба́ка — с о ба́чка, с о ба́чища, соба́чий, (плыть) по-с о ба́чьему;
  • кр о ва́ть — кр о ва́тка, кр о ва́тный, при­кр о ва́тный;
  • к о мпо́т — к о мпо́тик, компо́тный;
  • упр а жне́ние — упр а жня́ть, упр а жня́ться.

Тогда гово­рят, что эти без­удар­ные глас­ные явля­ют­ся непро­ве­ря­е­мы­ми. Написание таких слов, име­ю­щих непро­ве­ря­е­мые без­удар­ные глас­ные в корне, реко­мен­ду­ет­ся запо­ми­нать или справ­лять­ся в слу­чае затруд­не­ния в орфо­гра­фи­че­ском словаре.

Примеры слов с непроверяемыми гласными в корне слова

  • аванга́рд, автомоби́ль, агроно́м, актёр, арома́т;
  • багро́вый, балко́н, база́р, бара́н, бато́н, библиоте́карь;
  • ваго́н, вестибю́ль, винегре́т, вокза́л, ветера́н;
  • делега́ция, дива́н, дире́ктор, дисципли́на;
  • гармо́ния, г а рн и зо́н, гастроно́м, г о р и зо́нт;
  • инжене́р, и́ней;
  • кабине́т, кала́ч, капита́н, карма́н, карни́з, карти́на, карто́фель, кастрю́ля, катало́г, ко́мната, конду́ктор, констру́ктор, кора́бль, коры́сть,крапи́ва;
  • ладо́нь, лазу́рь, лорне́т;
  • машини́ст, матро́с, меда́ль;
  • нота́риус, натюрмо́рт;
  • обая́ние, о́блако, обоня́ние, огуре́ц, ора́нжевый, офице́р;
  • пали́тра, палиса́дник, пейза́ж, плане́та, поликли́ника, портфе́ль, проспе́кт, проце́нт;
  • сапо́г, ско­во­ро­да́, стака́н, стадио́н, столя́р;
  • таре́лка, трактори́ст, тре́нер, тротуа́р;
  • фане́ра, фиоле́товый, флома́стер, фонта́н;
  • шофёр.

Видеоурок

Конспект урока по русскому языку на тему «Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука» (1 класс)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Тема: Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука.

Цель: совершенствовать орфографические умения написания слов с безударным гласным звуком в корне слова.

Развивать умения распознавать проверяемые и непроверяемые гласные в безударных слогах;

Совершенствовать умения находить проверочное слово путём изменения формы слова;

Расширить знания учащихся о правописании словарных слов;

Совершенствовать умения самостоятельной работы;

Расширить словарный запас учащихся;

Прививать интерес к предмету;

Используя физкультурные паузы, стимулировать работу учащихся на уроке.

ПК, проектор, карточки для самостоятельной работы, орфографический словарь, смайлики

Методы и формы обучения : о бъяснительно-иллюстративный, проблемный, индивидуальная, фронтальная.

C каким настроением пришли? С каким желанием?

Проверка готовности обу­чающихся к уроку, настрой на изучение нового предмета.

Долгожданный дан звонок –

На соседа посмотри

Лучик солнышко пошли.

На уроке не ленись,

Будь активным и трудись!

Ребята, отгадайте загадку. Слайд 1

Она в речке проживает, хвостиком виляет, зубаста, а не лает.

Произнесите первый звук? Дайте ему характеристику.

Давайте пропишем эту букву, но для начала запишите число, кл.работа.

(пись­мо буквы Щ (заглав­ной и строчной)в со­единении с другими буквами и буквосоче­таниями); письмо слогов, слов, предло­жения (Щ,щ ща,щу, Щука – хищная речная рыба.)

Какая орфограмма есть в слове щука? Чу-щу

Назовите гласные звуки в словах речная .

Поставьте ударение в этом слове, подберите проверочное слово. Реки.

Как вы думаете, какая тема нашего урока? (безударные гласные)

А чему будем учиться? (писать слова с безударной гласной)

Л: положительная мотивация и настрой на урок; понимают значение знаний для человека.

П: общеучебные – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя;

логические — дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления

К: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания

Р: Формулировать учебную задачу вместе с учителем.

А чем опасны безударные гласные звуки? (один звук может обозначаться разными буквами)

Что нам помогло правильно написать слово с безударным гласным? Правило Какое? Давайте вспомним.

общеучебные — осознанно строят речевое высказывание в устной форме о безударных гласных звуках, проверяемых ударением; логические — осуществляют поиск необхо­димой информации.

3.Изучение нового материала.

Ребята, были ли вы когда-нибудь в зоопарке, давайте туда отправимся. Кто это? Слайд 3

По каким признакам вы это определили? (Они летают) А вот бабочка, она тоже летает, значит она птица? Все птицы в зоопарке подписаны, чтобы посетители знали, кого рассматривают. Это сова, ударный звук А. Как написать без ошибки? сОва или сАва. Как будем действовать? Подберем проверочное слово. Изменим слово сова на совы. Теперь под ударением О. Значит напишем сОва.

Слайд 4. Хорошо, а вот воробей, соловей, ворона, сорока. Попробуйте проверить эти слова. Что можно сказать про эти слова? Проверить не могу. Как быть? (ответы детей)

На помощь придет орфографический словарь, он подскажет, как правильно пишется слово, у которого нет проверочного. А как записаны слова в словаре? А у вас есть такие словари?

(Да, в конце учебника.) Постепенно словарные слова нужно запомнить.

Л: проявление познавательного интереса к изучению окружающего мира

Р:овладевают способностью понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Физминутка 3 мин.

Рассмотрите рисунки. Кого видите? Что можете сказать про корову, какое это животное? Почему? Прочитайте пословицу. Объясните её. Пейте дети молоко, будете здоровы! Что вы можете сказать об этом? ( А к каким продуктам относится молоко?) Полезным. Кто-то мне сказал, что молоко помогает при боли в горле. Однажды у меня заболело горло, я достала из холодильника молоко и выпила его большими глотками. Но мне не помогло. Почему?

Но ведь среди вас, наверное, есть те, кто не любит молоко и как быть? (Кефир, йогурт, творог, сыр)

1) В нем содержится кальций, необходимый нам для роста и укрепления костей. 2) Полезно пить молоко с медом при простудных заболеваниях. (иммуноглобулин помогает бороться с вирусными инфекциями) Но следует помнить, что для нормального усвоения, молоко следует пить слегка теплое, медленно и маленькими глотками.

Можно ли проверить написание первой буквы О в выделенных буквосочетаниях? Нет. Как называются такие слова. Где можно посмотреть написание этих слов? В орфографическом словаре.

Напишите эту пословицу. Подчеркните безударные гласные, поставьте ударение.

А теперь давайте покажем, как мы умеем работать с учебником. Выполним упражнение 18 с. 71 (списать 1 столбик, 2 и 3 дома)

Прочитайте и обсудите с соседом по парте, по какому признаку слова распределены в три группы.

5. Самостоятельная работа Слайд 6

Вставь букву. П…тух, к..рова, с..бака, за..ц.

6. Итоги урока. Рефлексия Слайд 7

Что мы сегодня повторили? Что было для вас новым? Кому было интересно? Легко?

Трудно ? Довольны ли вы своей работой на уроке?

Оцените свою работу на уроке? (смайлики)

К: овладевают диалоговой формой речи(отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

Л: проявление познавательного интереса к изучению окружающего мира

общеучебные — извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, из собст­венного опыта;

логические — осуществляют поиск необхо­димой информации.

Р: осуществляют пошаговый контроль своих действий.

К: излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения

Р :Оценивать свои достижения на уроке

Оценивать свою деятельность по шкале самооценки


источники:

http://russkiiyazyk.ru/orfografiya/neproveryaemyie-glasnyie.html

http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-russkomu-yaziku-klass-na-temu-napisanie-slov-s-neproveryaemoy-bukvoy-bezudarnogo-glasnogo-zvuka-413142.html