10 кл правописание суффиксов прилагательных

Правописание суффиксов прилагательных

Суффиксы при­ла­га­тель­ных име­ют без­удар­ные глас­ные «а» или «о», «е» или «и». При напи­са­нии дру­гая груп­па суф­фик­сов при­ла­га­тель­ных тре­бу­ет раз­ли­че­ния соглас­ных «к» или «ск». Правописание н и нн в суф­фик­сах при­ла­га­тель­ных зави­сит от мно­гих усло­вий, кото­рые сле­ду­ет учитывать.

СуффиксПравилоПримеры
-ив-
-ев-
В без­удар­ном поло­же­нии — -ев-;
-ив- — под ударением.
стро ев о́й
плакс и́в ый
Исключения:
ми́лост ив ый
юро́д ив ый
-оньк-
-еньк-
Суффикс -оньк- — после г, х, к;
-еньк- — в осталь­ных случаях
сух оньк ий
зелён еньк ий
-чив-
-лив-
-ист-
Всегда пишет­ся -и-задум чив ый
забот лив ый
пре­рыв ист ый
-к-
-ск-
-к- — в каче­ствен­ных прилагательных
с крат­кой фор­мой на -ок-;
в при­ла­га­тель­ных, обра­зо­ван­ных от
суще­стви­тель­ных с основой
закан­чи­ва­ю­щей­ся на «ц» и «к», «ч/ц».
-ск- — в осталь­ных случаях.
уз к ий (узок)
ткац к ий (ткач)
Исключения:
узбек ск ий
фран­цуз ск ий
-еват-
-оват-
-еват- — после мяг­ких соглас­ных и шипящих;
-оват- — в осталь­ных случаях
рыж еват ый
грязн оват ый
-ин-ск-
-ен-ск-
-ин-ск- — в при­ла­га­тель­ных, обра­зо­ван­ных от
основ закан­чи­ва­ю­щих­ся на -ин, и(ы), а(я);
от гео­гра­фи­че­ских назва­ний на -и, -а.
-ен-ск- — в осталь­ных случаях
сестр ин ск ий (сест­рин)
химк ин ск ий (Химки)
ялт ин ск ий (Ялта)
нищ ен ск ий (нищий)
ровн ен ск ий (Ровно)
-еск-Единообразное напи­са­ниевраж еск ий
-ат-Единообразное напи­са­ниевес­нушч ат ый
-ическ-Единообразное напи­са­ниебио­лог ическ ий
-чат-Всегда пишет­ся -а-створ чат ый
сту­пен чат ый
Запомни:
дощ ат ый

Правописание суффиксов прилагательных с «е» или «и»

Ряд суф­фик­сов при­ла­га­тель­ных, ока­зав­шись в без­удар­ной пози­ции, доста­вят затруд­не­ние в выбо­ре бук­вы «е» или «и». Сразу отме­тим, что неко­то­рые без­удар­ные суф­фик­сы пишут­ся все­гда толь­ко с бук­вой «и»:

  • уча́ст л и в ый
  • отчёт л и в ый
  • непосе́д л и в ый

Важно отли­чить суф­фикс -лив- от без­удар­но­го суф­фик­са -ев- в сло­вах, обра­зо­ван­ных от суще­стви­тель­ных с осно­вой на «л»:

Сравним:

  • кокет­ка → коке́т л и в ый
  • эма л ь → эма́л е в ый
  • сби́в ч и в ый
  • усту́п ч и в ый
  • заду́м ч и в ый
  • покла́д и ст ый
  • преры́в и ст ый
  • обры́в и ст ый
  • оса́н и ст ый

В суф­фик­сах при­ла­га­тель­ных -ев-/-ив напи­са­ние глас­ных зави­сит от ударения.

Сравним:

  • я́сен е в ый
  • ма́рл е в ый
  • плю́ш е в ый

но

  • спес и́в ый
  • правд и́в ый
  • игр и́в ый

Гласная «и» пишет­ся в суф­фик­се -ин-ск- в соста­ве слов, обра­зо­ван­ных от при­тя­жа­тель­ных при­ла­га­тель­ных и от гео­гра­фи­че­ских назва­ний, закан­чи­ва­ю­щих­ся на -а/-я или -ы/-и:

  • ма́терин → матер и́н ск ий;
  • се́стрин → сестр и́н ск ий;
  • Сочи → со́ч и н ск ий;
  • Ялта → я́лт и н ск ий;
  • Мытищи → мыти́щ и н ск ий.

Отличаем от без­удар­но­го суф­фик­са -ен-ск-, кото­рый пишет­ся в осталь­ных случаях:

  • рож­де­ство → рожде́ств е н ск ий;
  • клад­би­ще → клад­бищ е н ск ий;
  • Гродно → гро́дн е н ск ий;
  • Благовещенск → благове́щ е н ск ий.

Написание букв «а», «о» и «е» в суффиксах прилагательных

Буква «а» пишет­ся в без­удар­ных суф­фик­сах при­ла­га­тель­ных -ат- и -чат-.

Примеры:

  • кле­ёнк а → кле­ёнч а т ый;
  • клетк а → кле́тч а т ый;
  • сетк а → сетч а т ый;
  • брев­но → бреве́н ч а т ый;
  • свод → свод ч а т ый;
  • взрыв → взры́в ч а т ый.

Отметим у при­ла­га­тель­ных с суф­фик­сом -ат- чере­до­ва­ние конеч­ных соглас­ных кор­ня к//ч.

В суф­фик­сах -ов-, -оват-, -овит- пишет­ся бук­ва «о» после твер­дых соглас­ных основы:

  • берёз о в ый
  • берег о в о́й
  • вор о ва́т ый
  • смугл о ва́т ый
  • дар о ви́т ый
  • дел о ви́т ый

Буква «е» пишет­ся в суф­фик­сах -ев-, -еват-, -евит- после мяг­ких и шипя­щих соглас­ных осно­вы и бук­вы «ц»:

  • бол е в о́й
  • тен е в о́й
  • хрящ е в о́й
  • конц е в о́й
  • пальц е в о́й
  • глянц е ви́т ый

После букв «г», «к», «х» пишет­ся суф­фикс -оньк-:

  • мяг­кий → мяг оньк ий;
  • тихий → тих оньк ий.

В осталь­ных слу­ча­ях пишет­ся суф­фикс -еньк-:

  • жёлт еньк ий
  • син еньк ий
  • зелён еньк ий

Написание суффиксов -к- и -ск-

Суффиксы -к- и -ск- при­над­ле­жит раз­ным раз­ря­дам прилагательных.

Суффикс -к- пишет­ся после соглас­ных осно­вы в соста­ве каче­ствен­ных при­ла­га­тель­ных, кото­рые име­ют крат­кую форму.

Примеры:

  • вяз к ий — вязок;
  • гро­мозд к ий — громоздок;
  • близ к ий — близок;
  • дерз к ий — дерзок.

Суффикс -к- обра­зу­ет отно­си­тель­ные при­ла­га­тель­ные от суще­стви­тель­ных, осно­ва кото­рых окан­чи­ва­ет­ся соглас­ны­ми к, ц, ч, с после­ду­ю­щим чере­до­ва­ни­ем к, ч//ц:

  • гор­ня к → гор­няц к ий;
  • тка ч → ткац к ий;
  • кузне ц → куз­нец к ий.

Суффикс -ск- пишет­ся у отно­си­тель­ных при­ла­га­тель­ных в ряде случаев.

После соглас­ных осно­вы д, т, з, с, ц

  • Кавказ → кав­ка з ский;
  • швед → шве д ский;
  • сол­дат → сол­да т ский;
  • тун­гус → тун­гу с ский;
  • Констанца → кон­стан ц ский.

Обратим вни­ма­ние, что при­ла­га­тель­ные, обра­зо­ван­ные от суще­стви­тель­ных с осно­вой на бук­ву «с», пишут­ся с двой­ны­ми соглас­ны­ми на сты­ке морфем:

  • Парнас → пар­нас ск ий;
  • эски­мос → эски­мос ск ий;
  • мат­рос → мат­рос ск ий.

В ряде слов, обра­зо­ван­ных от суще­стви­тель­ных с двой­ным напи­са­ни­ем соглас­ных в корне, один соглас­ный «с» опускается:

  • Оде сс а → одес ск ий;
  • Черка сс ы → чер­кас ск ий.

Если гео­гра­фи­че­ское назва­ние закан­чи­ва­ет­ся на бук­во­со­че­та­ние «ск», то в про­из­вод­ном при­ла­га­тель­ном пишет­ся одна бук­ва «с»:

В неко­то­рых при­ла­га­тель­ных про­ис­хо­дит чере­до­ва­ние соглас­ных осно­вы г//ж:

Обратим вни­ма­ние на напи­са­ние слов:

Написание «ь» перед суффиксом -ск-

У при­ла­га­тель­ных, обра­зо­ван­ных от суще­стви­тель­ных с осно­вой на бук­вы «нь», «рь», мяг­кий знак не пишется:

  • Сибирь → сибир­ский регион;
  • Астрахань → аст­ра­хан­ская сельдь;
  • январь → январ­ский мороз.

Но у всех осталь­ных отно­си­тель­ных при­ла­га­тель­ных, обра­зо­ван­ных от назва­ний меся­цев, мяг­кий знак необ­хо­ди­мо напи­сать перед суф­фик­сом -ск-:

Мягкий знак все­гда пишет­ся после бук­вы «л» перед суф­фик­сом -ск- при­ла­га­тель­ных неза­ви­си­мо от того, име­ет­ся ли мяг­кий знак в осно­ве про­из­во­дя­ще­го существительного:

  • посол → посольский;
  • ангел → ангельский;
  • адми­рал → адмиральский;
  • изда­тель → издательский;
  • учи­тель → учительский.

Правописанием Н и НН у при­ла­га­тель­ных зави­сит от того, от какой части речи они образованы.

Видеоурок «Правописание суффиксов имен прилагательных»

Конспект урока по русскому языку в 10 классе на тему «Правописание суффиксов имен прилагательных»»

Правописание суффиксов имен прилагательных.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку в 10 классе на тему «Правописание суффиксов имен прилагательных»»»

15.01.19 год. Русский язык. 10 класс. (17 урок)

Тема: «Правописание суффиксов имен прилагательных, сложных имен прилагательных».

Цель урока: обобщение знаний учащихся, связанных с написанием суффиксов имен прилагательных, правил правописания сложных имен прилагательных; совершенствование навыков аналитического разбора; развитие монологической речи учащихся. Круг рассматриваемых вопросов: суффиксы -к-/-ск-, -ее-/-ив-, -лив-/-чив-, -ов-/-оват-/-овиш-, -инск-, -оньк-/-еньк-, -ан-/-ян-, -ын-/-ин-, -ен-/-енн-/-онн- имен прилагательных; слитные и дефис-ные написания сложных имен прилагательных.

Предметные: уметь выделять суффиксы прилагательных, знать условия выбора гласных и согласных в суффиксах прилагательных, владеть орфоэпическими, морфологическими, грамматическими и орфографическими нормами русского языка, владеть текстоведческими навыками

Личностные: желание осваивать новые виды деятельности, развитие мотивации к изучению предмета, уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, участвовать в творческом созидательном труде

1)Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель урока, планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей, вносить корректировки в свою деятельность после работы над ошибками

2) Коммуникативные УУД: уметь слушать и понимать речь других, осуществлять совместную деятельность в группах, оформлять свои мысли в соответствии с поставленной задачей в устной и письменной форме

3) Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний, осуществлять анализ языковых объектов, преобразовывать информацию из одной формы в другую, составлять ответы на вопросы.

Методы обучения: наглядный, объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый.

Тип урока: урок систематизации и совершенствования знаний, умений и навыков.

Техническое обеспечение урока: учебник русского языку под ред. Н.Г.Гольцовой, ноутбук, проектор, индивидуальный раздаточный материал.

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

2) Работа с тестовыми заданиями (подготовка к ЕГЭ).

МедикамЕнты, экспЕрт, пЕрчить, ржАветь; корЫсть, соболЕзнование, квартАл, срЕдства.

2.Лексические нормы (найдите ошибочные словосочетания, выпишите исправленный вариант)

Лесистая чащоба, редакторская правка, оплатить проезд, снискать уважение;

Изобретательское состязание, одеть пальто, домовая мышь, глубокий взгляд.

3.Исправьте ошибки в предложениях.

Потому что я знал о его приезде, я смог подготовиться к нему.

Писатель подробно описывает о жизни.

Владельцам вишнёвого сада грозит разорительство.

Стихи молодого поэта будут скоро выпущены в журнале.

Зная о его приезде, я смог к этому подготовиться.

Писатель подробно описывает жизнь.

Владельцам вишнёвого сада грозит разорение.

Стихи молодого поэта будут скоро опубликованы в журнале.

Задание 10 ЕГЭ. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

-Что необходимо знать, чтобы решить задание (суффиксы прилагательных, существительных, глаголов)

— С какой частью речи были связаны все выполненные задания? ( С прилагательными).

— Прилагательное по употреблению в речи занимает почётное 3 место, после существительного и глагола.

— Назовите основные функции этой части речи (обозначает признак предмета и характеризует его с разных сторон; даёт предмету дополнительную, чаще оценочную характеристику; передаёт авторское отношение, его оценку; рисует внешний вид человека, отражает его состояние; придаёт описанию образность).

-Скажите, какова тема нашего сегодняшнего занятия, какова основная цель нашей работы. (учащиеся формулируют тему урока и основные цели) (Жигурин С.работает у доски, остальные в тетради. Проверка по слайду)

IV. Изучение материала.

— Сверим наше правило с учебником (стр.134-135 п.2, 3).

— Что нужно добавить? (Слова исключения: юрОдивый, мИлостивый, доп: незлОбивый))

— Запишите к словам антонимы с суффиксами – чив/-лив, объясните правописание.

(учащиеся, глядя на таблицы из слайдов, вспоминают и формулируют правила написания суффиксов имен прилагательных)

а) в качественных прилагательных: резок – резкий, низок – низкий.

Пиши –ск- в остальных случаях (Слайд 14)

француз — французский, Кавказ – кавказский

а) если основа существительного оканчивается на –нь, -рь, то то перед –ск- буква ь не пишется: конь – конский, Сибирь- сибирский.

Исключения: прилагательные, образованные от названий месяцев – июньский, сентябрьский, октябрьский … и день-деньской (но: январский)

б) в прилагательных, образованных от географических названий с основой, оканчивающейся на ц, пишется -ц-ский, если перед ц стоит согласная (кроме ц),

в) если основа оканчивается на сс, то перед суффиксом -ск- одно с опускается, так как в русском языке три одинаковые согласные подряд не пишутся, например: Одесса — одесский,

д) русские географические названия на ск образуют прилагательные без помощи суффикса -ск-, например: Минск — минский, Спасск – спасский.

Суффиксы -ов-, -оват-, -овит— пишутся после твердых согласных (кроме ц), например: беловатый, деловой, угловатый, домовитый

-ев-, -еват-, -евит- пишутся после мягких согласных, после шипящих и ц, например: речевой, ноздреватый, рыжеватый, глянцевитый, рубцеватый.

Суффикс -оньк- пишется после г, к, ж, например: высоконький, лёгонький, сухонький;

после других согласных пишется суффикс -еньк-: синенький, дешёвенький, жёлтенький, молоденький.

Запомни двоякие написания: мягонький // мягенький, плохонький // плохенький, сухонький // сухенький, тихонький // тихенький, лёгонький // лёгенький, пегонький // пегенький, убогонький // убогенький .

Суффикс -ив- пишется у прилагательных под ударением, суффикс -ев- — без ударения: игривый, красивый, плаксивый, учтивый, но: алюминиевый, горностаевый, гостевой, грязевой, долевой, дрожжевой, калиевый, каракулевый, клеевой, пулевой, рулевой, соевый, стержневой.

Исключения: милостивый, юродивый.

Суффиксы -лив-, -чив- пишутся только с гласной и (в русском языке суффиксов «-лев-», «-чев-» нет): причудливый, участливый, совестливый, опрометчивый.

Суффиксы –инск-, -ин-+-ск- характерны для имён прилагательных, образованных от основ, оканчивающихся на –ин (Елизаветин – елизаветинский, сестрин – сестринский), а также на –и(-ы), -а(-я) (Ялта – ялтинский)

Исключения: пензенский, инзенский, пресненский.

В остальных случаях употребляется суффикс –енск- (керченский, нищенский)

Различается написание согласных перед суффиксами —ат-, -ан- в прилагательных типа дощатый, брусчатый: щ пишется в тех случаях, когда обозначаемые ею звуки относятся к одной морфеме (значащей части слова): дощатый — доск-а (щ чередуется с ск в пределах одной морфемы — корня), вощан-ой — воск.

Перед суффиксом -чат- конечная ц основы существительного чередуется с т: крупит-чат-ый (крупица), реснитчатый (ресница), черепитчатый (черепица).

V. Физминутка. Гимнастика для глаз

Рисование «ленивых восьмерок» глазами. Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, а затем открыть их на такое же время. Повторять 6-8 раз. Быстро моргать в течение 10-12 секунд. Открыть глаза, отдыхать 10-12 секунд. Повторять 3 раза. Исходное положение: сидя, закрыть веки, массировать их с помощью легких круговых движений пальца. Повторять в течение 20-30 секунд.

VI. Закрепление материала.

1.Работа по учебнику.

Упражнение 207 на странице 134 – комментированное письмо. (Шавкун Д.)

Упражнение 208 на странице – (устно) (Муравьев Е.)

2. Работа с текстом (текст распечатан).

(1)Озорник..ватый март капризничал, как балова…(н,нн)ое дитя, — то сеет на землю густой тучей тяжёлые пушинки снега, то вдруг зажж…т ярк… солнце и растопит пуховые цветы на тёмных сучьях деревьев. (2)Журчат ручьи, выбиваясь из сугробов, и слышно, как вздыхает, оседая на земле, подмытый снег. (3)Всё глубже и шире с каждым днём голубые прорези неба с сер…й массой встревоже… (н,нн)ых облаков, — когда смотришь на эти бездо… (н,нн)ые ямы небес – жизнь становится легче, праздничней.

(4)Первые весе…(н,нн)ие цветы сначала расцветают в душе, а потом уже появляются на полях. (5)На припёке с каждым часом становилось всё меньше снега, а с крыш непрерывно лились струйки воды, точно серебря … (н, нн)ые шнурки. (6)Сердце у меня тоже горело и та…ло. (По рассказу М.Горького «Гривенник»)

— Докажите, что перед нами текст.

— Какова основная мысль текста? (Весна пробуждает духовные силы человека. Благотворное влияние природы на человека.).

— Какую роль играют в тексте прилагательные?

— Назовите стиль и тип речи текста.

— Назовите средства выразительности в тексте: олицетворения, эпитеты, сравнения, метафоры.

— Запишите слова с пропущенными орфограммами, обозначьте их (работа в парах).

— Объясните постановку знаков препинания во 2 предложении.

— Выполним упражнение на закрепление.

1.Задание 14 ЕГЭ. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется две буквы Н?

— Ползли безжизне(1)ые сумерки, заволакивая пусты(2)ый берег, из-за массивных ледя(3)ых глыб виднелись белые фигуры с дли(4)ыми баграми в руках.

1)1,2,3,4 2)1,3,4 3)1,2,4 4)2,4

2.Игра «Трёхглавый змей» (напишите по 3 прилагательных, характеризующих вас дома, в школе, с друзьями. Выделите суффиксы.

3. Образуйте возможные словосочетания из прилагательных и заключённых в скобки существительных.

Героический – геройский (борьба, время, образ, поступок, поход, самопожертвование, усилие). Лирический – лиричный (волнение, герой, жанр, настроение, песня, поэзия, поэт, тенор, чувство). Тактический – тактичный (женщина, задача, замечание, обращение, поведение, поступок). Логический – логичный (вопрос, вывод, высказывание, доказательство, категория, мнение, мышление, ответ, ошибка, противоречие, связь, следствие)

4.Образуйте имена прилагательные с суффиксами -к- или -ск- от данных ниже слов.

Кандидат, лейтенант, турок, Урал, посол, конь, богатырь, январь, матрос, Елец, Норвегия, Волга, Астрахань, богатырь, кабак, низ, узбек, Сибирь, Одесса, Томск, знахарь, декабрь, приятель

Задание 11 из КИМ ЕГЭ (карточки распечатаны каждому ученику)

1.Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) удушл..вый, раскорч..вать

2) тюлен..вый, правд..вый

3) запуг..вать, горош..нка

4) буш..вать, бяз..вый

5) узорч..тый, веснушч..тый

2.Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) дет..кий, свет..кий

2) разглаж..вающий, немилост..вый

3) солом..нка, подчёрк..вать

3.Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) корч..вать, запасл..вый

3) насла..вать, син..чка

4) въедл..вый, запот..вать

5) матрос..кий, рус..кий

4.Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) успока..вать, фасол..вый

2) преодол..вать, локт..вой

3) ноч..вать, гречн..вый

4) завистл..вый, стро..вой

5) завис..л, беж..вый

5.Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

2) жемчуж..на, выздоравл..вать

3) подразум..вал, подмиг..вать,

4) услужл..вый, пол..вой

5) вытерп..л, совестл..вый

6.Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) обветр..вать, умн..ца

2) доверч..вый, рул..вой

3) взвеш..вать, опрометч..вый

4) рыж..ватый, дожд..вой

5) распил..вать, черепитч..тый

7.Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) пород..стый, горош..на

2) глянц..витый, ткан..вый

3) корн..вой, скле..вающий

4) фланел..вый, настра..ваться

8.Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) алюмини..вый, претерп..вать

2) обескураж..вать, яблон..вый

3) участл..вый, настойч..вость

4) забывч..вый, застег..вать

5) копч..ный, туш..ный

9.Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) шустр..нький, ливн..вый

2) прилипч..вый, рыж..ватый

3) остр..нький, буш..вать

4) гор..вать, доклад..вать

5) весёл..нький ,разве..вать

10.Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) стульч..к, парашют..к

3) оранж..вый, потч..вать.

4) гряз..вой, накле..вать.

5) юрод..вый, ноздр..ватый

Критерий: 0 ошибок – «5»; 1 ошибка – «4»; 2 ошибки – «3»

— Чем мы с вами занимались на уроке?

— Какие правила повторили?

— Расскажите правила и приведите примеры.

Заполните анкеты, подчеркнув свой ответ.

1. Своей работой на уроке я (доволен / не доволен)

2. Урок мне показался (коротким / длинным)

3. Материал урока мне был (понятен / не понятен; полезен / бесполезен)

4. На уроке мне было (интересно / скучно)

5. За урок я (устал / не устал)

VIII. Домашнее задание.

1) Составьте словарный диктант по теме «Правописание прилагательных»

2) Выполнить задание на сайте Захарьиной

3) Выполнить упр.214 учебника, п.38-39

КЛЮЧИ к заданию 14

Зад. 14. Укажите все цифры( цифру), на месте которых пишется НН.

1) После длительного путешествия по России художник Айвазовский задержался в Крыму, который с этого времени стал местом его постоя(1)ого жительства: здесь им были построе(2)ы художестве(3)ая мастерская и дом.

2) В позднем творчестве Сальвадора Дали выраже(1)ы новые художестве(2)ые тенденции – интерес к классической ясности, внутре(3)ей гармонии.

3) Своеобразие художестве(1)ого мира ра(2)их повестей Гоголя связа(3)о с использованием фольклорных традиций: име(4)о в народных сказаниях, полуязыческих легендах и стари(5)ых преданиях писатель нашел темы и сюжеты для своих произведений.

4) Подпоручик Ромашов, главный герой повести, сомневается в осмысле(1)ости самого существования армии- с ее уставами, учениями, гаризо(2)ой и казарме(3)ой повседневностью.

5) В ярко освеще(1)ых витринах выставле(2)ы украшения из драгоце(3)ых камней, сдела(4)ые на местной фабрике.

6) На картине Ф.Васильева изображе(1)о взволнова(2)ое, бушующее море, исполне(3)ое силы и величия.

Укажите все цифры (цифру), на месте которых пишется Н.

7) На картине Айвазовского мы видим, как о песча(1)ый берег бьется волна, вдали на рейде изображе(2)ы корабли с убра(3)ыми парусами.

8) И густое молоко, льющееся из глиня(1)ого кувшина, и пыщный каравай в искус(2)о сплете(3)ой корзине, и сползающая салфетка выписа(4)ы художником во всех деталях и с особой выразительностью.

9) Мы вдыхали очище(1)ый после грозы воздух, густо пропита(2)ый пря(3)ыми запахами суше(4)ых на солнце яблок и коше(5)ых трав.

10) Обращение А.Радищева в «Путешествии из Петербурга в Москву» к народной музыке не только оправда(1)о художестве(2)ыми особенностями, но и подкрепле(3)о просветительскими выводами.

11) Некоторые картины Саврасова были небольшого размера; написа(1)ые им в течение одного-двух часов, они отмече(2)ы очарованием вдохнове(3)ых импровизаций.

12) В сказках М.Е.Салтыкова-Щедрина символом крестьянской России, замуче(1)ой эксплуататорами, является образ Коняги из одноимён(2)ой сказки – крестьянского труже(3)ика, источника благ и жизни для всех.

13) Судьба художника, Мастера, представле(1)а в романе «Мастер и Маргарита» и как вечная общечеловеческая драма, и как индивидуальная трагедия совреме(2)ого человека, выстрада(3)ая самим М.Булгаковым.

14) До наших дней в архивах сохранились подли(1)ые счета, предъявле(2)ые художнику за доставле(3)ые ему масля(4)ые краски.

Конспект урока русского языка в 10 классе по теме «Правописание окончаний и суффиксов имени прилагательного»

Манакова Татьяна Викторовна,

учитель русского языка и литературы

МАОУ «Ефимовская СОШ» Курманаевского района Оренбургской области

Тема : Правописание окончаний и суффиксов имен прилагательных.

Цель урока : систематизировать знания о правописании гласных в окончаниях и суффиксах имен прилагательных; повторить правила правописания сложных существительных.

Учащиеся должны знать:

— правила правописания гласных в окончаниях и суффиксах имен прилагательных

-орфографические нормы правописания имени прилагательного

Учащиеся должны уметь:

— правильно писать гласные в суффиксах имен прилагательных

Метапредметные: умение выполнять целеполагание; умение контролировать свою деятельность путём сличения результата действия; анализ и синтез информации по теме, приведение разрозненных знаний в систему, рефлексия деятельности; сотрудничество с учителем, в паре, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами языка.

Личностные: значимость изучения данной конкретной темы (подготовка к ЕГЭ по русскому языку, умение грамотно писать на родном языке).

Используемые педагогические технологии : технология обучения с помощью опорных конспектов (автор Шаталов В.Ф.), на диалоговой основе + элементы личностно — ориентированного обучения.

Оборудование : учебник, таблица «Суффиксы имен прилагательных», раздаточный материал для учащихся.

Мотивация (работа с высказыванием об орфографии)

Орфография предельно упрощает чтение, делает его беглым и легким. Поэтому она заслуживает благодарности всех читающих.

Почему к началу урока я взяла высказывание об орфографии?

Вопросы по д/з ( сдайте тетради )

Актуализация опорных знаний

Работа с текстом

__________________(Грамотность на Руси)

(1)Теперь уже никто не считает сверхъестестве(н,нн)..м и необъясним..м тот факт, что с начала христианства и до (монголо)татарск.. нашествия Киевская Русь была страной высок.. и пр е красн..письме(н,нн).. культуры. (2)Введение христианства и пр и общение её к византийской книжности установило пр е емственность двух письме(н,нн).. культур. (3)Это сильно преумножило интерес восточн.. славян к книге и способствовало ра с пространению письме нн ости ещё на заре её ц и вилизац и и.

(4)Не без основания предполагают, что грамотность была у нас воспринята в течениие самого коротк.. времени и беспрепятстве нн о разв и валась на первых порах. (5)Ничто не преграждало народу путь к грамоте, и наши пр..родители быстро овладели сравнительно высок.. уровнем письма. (6)Это подтверждается сохранивш…ся на д писями на деревя(н,нн).. предметах, например на прялках, на причудл(е,и)в.. гребнях для ра с чёсывания льна, на н еп рихотл(е,и)в..глиня н .. посуде, на различн.. деревяшках, не п ригодн.. для экспонирования.

7)Наука недаром придаёт огромн.. значение изучению стари(н,нн).. предметов. (8)Без преувеличения можно сказать, что археологическ.. находки пр е взошли все ожидания учёных, приоткрыв картины живой древности. (9)В небез ы звестн.. ра с копках под Новгородом, которые велись в продолжение десяти лет, были найдены сверх и нтересн.. грамоты на бересте. (10)Это бе с прецедентн.. открытие в археологии: в них запечатлена оригинальная пред ы стория русской книги.

-Сформулируйте основную мысль текста.

-Среди предложений 5−6 найдите предложение с вводным словом. Укажите его номер.

-Среди предложений 4−6 найдите сложносочиненное предложение. Укажите его номер.

-Из предложения 4 выпишите все предлоги.

-Укажите способ образования слова письменности (предложение 3).

-Из предложений 1–3 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.

-Из предложений 4−6 выпишите обособленное определение.

-Выпишите словосочетание (предложение 7), построенное на основе примыкания.

-Выпишите грамматические основы предложения 8.

-Объясните пропущенные орфограммы: 1 – Н и НН, 2 – приставки.

-Объясните правописание подчеркнутых букв.

-Найдите в тексте сложное слово. Как оно пишется?

*Монологическое высказывание «Правописание сложных имен существительных» (реализация инд. д/з)

3) Проверочная работа + проверка тетрадей (на оценку)

*Дополнительно: Сформулируйте проблему текста и позицию автора

Взаимопроверка, анализ ошибок

Определение темы. Целеполагание

-Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Объясните. О каких орфограммах идет речь? (к тексту) С какой частью речи мы сейчас работали? (имя прилагательное)

Сформулируйте тему, поставьте цель.

Изучение нового материала

Реализация инд. д/з – сообщение «Имя прилагательное как часть речи»

Работа в парах. Задание: Прочитайте материал параграфа 37 и составьте ОК (5 мин.)

-Соотнесите с эталоном и расскажите о правописании суффиксов имени прилагательного.

Формирование умений и навыков

Упр. по выбору учителя (самостоятельно, проверка по очереди)

Выполнение заданий ЕГЭ (зад. № 10)

-Где нам пригодится сегодняшняя тема?

-Какое задание связано с правописанием суффиксов разных частей речи (прил., гл, причастие, сущ.)? (10)

1-2 зад с объяснением + правила

Вопросы по теме

Какой вопрос хотели бы задать друг другу? Учителю?

Самооценка (среднее арифметическое)

Возвращение к высказыванию об орфографии.

-Сформулируйте 3 способа применения отработанных сегодня умений.

Я хочу закончить наше сегодняшнее занятие пословицей, записанной В.И. Далем: «Грамоте учиться всегда пригодится».

Д/з § 36, 37, зад 10 вар. ЕГЭ до конца

Инд.: сообщение «Правописание суффиксов разных частей речи»


источники:

http://multiurok.ru/files/konspekt-uroka-po-russkomu-iazyku-v-10-klasse-na-t.html

http://infourok.ru/konspekt-uroka-russkogo-yazyka-v-10-klasse-po-teme-pravopisanie-okonchanij-i-suffiksov-imeni-prilagatelnogo-4617860.html