10 класс правописание н нн

4. Н и НН в прилагательных и причастиях

Теория:

  • исходный глагол — совершенного вида.

Ср.: пилить (несовершенный вид) — пиле н ый;
спилить (совершенный вид) — спиле нн ый;

есть приставка (кроме не-).

Ср: писать — писа н ый, не писа н ый;
на писать — на писа нн ый.

есть суффикс -ова-, -ева-, -ива-, -ирова-:

организ ова ть — организ ова нн ый;
сорт ирова ть — сорт ир ова нн ый.

есть зависимое слово:

кваше н ая капуста, но кваше нн ая на зиму капуста;
краше н ый забор, но краше нн ый рабочими забор.

Зависимое слово должно относиться именно к причастию.

Ср.: жаре н ый лук (нет зависимого слова);

ветреный — ветряной :

ветр я ной — «приводимый в действие силой ветра» (ветряной двигатель, насос, мельница);

образовано от существительного ветер с помощью суффикса -ян-;

в словосочетании ветряная оспа у прилагательного пишется суффикс —ян— (отсюда разговорное слово ветрянка);

масленый — масляный :

  • Образованных от существительных с помощью суф-в
    ан-, —ян-, —ин -. Напр.: кожаный, глиняный, лебединый
    Искл.: деревянный, оловянный, стеклянный

  • В суф-х прилагательных —онн-, —енн— пишется НН
    Напр.: станционный, соломенный
  • Запомните: ветреный (день, человек)

  • В прилагательных, образованных от существительных с основой на —Н-.
    Напр.: стенной (стен-а), истинный (истин-а)
  • В кратких прилагательных пишется столько же -Н-, сколько в полных. Напр.: ветрена (ветреный), пустынна (пустынный)
    • В производных существительных пишется столько же -Н-, сколько и в производящей основе.
      Напр.: путаник (путаный), избранник (избранный)

    масл я ный — «разведённый на масле», «действующий с помощью масла» (масляное печенье, масляная краска, масляный двигатель);

    образовано от существительного масло с помощью суффикса —ян-;

    Конспект урока по русскому языку на тему»Правописание н и нн в разных частях речи», 10 класс

    Урок русского языка в 10 классе

    Тема: «Правописание Н и НН в различных частях речи»

    Повторить правописание Н и НН в различных частях речи, изученное в 5-7-х классах;

    Форма урока – урок-обобщение

    I. Работа с текстом, создание ситуативной задачи.

    Буря стихла. Смолкли успокоившиеся волны, придавле НН ые тяжкой грудой льда. Ледя Н ые поля придвинулись в самому берегу. Пошел гул, рокотом отдаваясь в глубине величестве НН о стоявшего бора. Послышалось могучее шипение, шорох, треск ломающихся глыб, словно надвигалось неукроще НН ое стоногое чудовище. Передовые льдины столкнулись с торосом. Движение ледя Н ой массы, встретив непреодолимую преграду, превратилось в колоссальную энергию разрушения. И через несколько минут вдоль берега лома Н ыми очертаниями поднялись новые громады.

    Записать первые четыре предложения, графически объяснить постановку знаков препинания.

    Докажите, что это текст. (Предложения связаны в целое темой и основной мыслью. Предложения между собой связаны по смыслу и грамматически. Мысль в тексте закончена.)

    Объясните правописание пропущенных орфограмм.

    В каких частях речи пропущены данные орфограммы?

    Подумайте и определите
    – тему урока

    цель, которая стоят перед нами?

    Повторить ранее изученное о правописании Н и НН в имени прилагательном и причастии.

    II. Работа с теоретическим материалом. стр. 214, упр.327 (Здесь и далее учебник Мурина Л.А., Литвиненко В.М. Учебное пособие для 10-го класса. Минск, Национальный институт образования, 2009)

    Вопрос: от каких частей речи могут быть образованы имена прилагательные?

    а) Вспомните правила правописания Н и НН в именах прилагательных.

    Образованных от существительных с помощью суф-в
    ан -, — ян -, — ин -. Напр .: кожаный, глиняный, лебединый
    Искл.: дерев янн ый, олов янн ый, стекл янн ый

    В суф-х прилагательных — онн -, — енн — пишется НН
    Напр.: станци онн ый, солом енн ый

    Запомните: ветреный (день, человек)

    В прилагательных, образованных от существительных с основой на — Н-.
    Напр . : сте нн ой (стен-а), исти нн ый (истин-а)

    В кратких прилагательных пишется столько же -Н-, сколько в полных. Напр.: ветре н а (ветре н ый), пусты нн а (пусты нн ый)

    III. Отработка материала.Упр.328 (комментируемое письмо)

    В прилагательных, образованных от глаголов несов. вида (без приставок) и не имеющих зависимых слов.
    Напр .: клёпа н ый (клепать), стира н ый (стирать)

    Запомните: смышленый, приданое, названый, незваный, непрошеный.

    В прилагательных и причастиях, образованных от глаголов совершенного вида (обычно с приставками).
    Напр .: перерубленный (перерубить)

    Имеющих зависимые слова
    Напр .: тушённые (в чем?) в сметане овощи

    В прилагательных глагольного происхождения на -ованый, -еваный.
    Напр .: рискова нн ый шаг, балова нн ый ребенок, корчева нн ый участок.

    Исключения : кованый, жеваный
    (- ов , — ев входят в состав корня)

    Запомните! Приставка НЕ на правописание Н и НН не влияет.

    На доске задание : Груженая баржа (грузить, НСВ) ; разгруженная (разгрузить, CВ с приставкой) баржа; баржа, груженная арбузами (есть зависимие слово); негруженая (приставка НЕ на суффикс не влияет) баржа; неразгруженная ( есть приставка РАЗ) баржа;

    Пользуясь второй частью алгоритма настр.214 выбрать и объяснить правописание.

    2. Работа с перфокартой.

    а) Самостоятельная работа по карточкам.

    Устно найти слова на повторяемую орфограмму, объяснить .

    Все хорошо под сиянием лунным , всюду родимую Русь узнаю… Быстро лечу я по рельсам чугунным , думаю думу свою. (Некрасов) Скользя по утреннему снегу, друг милый, предадимся бегу нетерпеливого коня. (Пушкин.) В песчаных степях аравийской земли три гордые пальмы высоко росли. (Лермонтов.) Зрей, наше юное племя! Путь твой широк впереди. (Никитин.) Роняет лес багряный свой убор. (Пушкин.) Вертясь, стеклянный шар дает удары с блеском, с громовым сверканием и треском. (Ломоносов) Капитон только прищурил свои оловянные глазки. (Тургенев.)

    Образуйте прилагательные от существительных и глаголов, данных в скобках, запишите с ними словосочетания, объясните графически н или нн .

    (ветер) молодой человек — ветреный человек

    (без ветра) погода — безветренная погода

    (вагон) мастер — вагонный мастер

    (газифицировать) район — газифицированный район

    (пчела) воск — пчелиный воск

    (ткать) ковер — тканый ковёр

    (имя) фонд — именной фонд

    (не ждать) визит — нежданный визит.

    Вспомнить, какие задачи мы ставили перед собой в начале урока. Как можете оценить свою работу?

    Экспресс-диктант (в 1-м столбике запишите номера слов с н , во 2-м — с нн ).

    1.Размеша нн ые краски

    2.Бесце нн ая вещь

    3.Выкраше нн ые лавки

    5.Румя н ые лица

    6.Племе нн ой скот

    7.Сви н ые окорока

    8.Некраше н ая ткань

    9.Писа н ая красавица

    10.Кожа н ый портфель

    11.Ветре н ый день

    12.Ветря н ой двигатель

    13.Безветре нн ый день

    14.Рассея нн ый мальчик

    15.Нечая нн ая ошибка

    2 ст-НН- 1,2,3,6,13,14,15.

    V. Домашнее задание: стр.214-215,упр. 334

    «Правописание Н и НН в различных частях речи». 10-й класс

    Класс: 10

    Форма урока – урок-обобщение

    ХОД УРОКА

    I. Работа с текстом, создание ситуативной задачи. (Слайд 1)

    Буря стихла. Смолкли успокоившиеся волны, придавле..ые тяжкой грудой льда. Ледя. ые поля придвинулись в самому берегу. Пошел гул, рокотом отдаваясь в глубине величестве..о стоявшего бора. Послышалось могучее шипение, шорох, треск ломающихся глыб, словно надвигалось неукроще..ое стоногое чудовище. Передовые льдины столкнулись с торосом. Движение ледя..ой массы, встретив непреодолимую преграду, превратилось в колоссальную энергию разрушения. И через несколько минут вдоль берега лома..ыми очертаниями поднялись новые громады.

    Вопросы по тексту:

  • Докажите, что это текст. (Предложения связаны в целое темой и основной мыслью. Предложения между собой связаны по смыслу и грамматически. Мысль в тексте закончена.)
  • Объясните правописание пропущенных орфограмм.
  • В каких частях речи пропущены данные орфограммы?
  • Подумайте и определите
    – тему урока (Слайд 2)
    – задачи, которые стоят перед нами?
  • Задачи урока: (Слайд 3)

  • Повторить ранее изученное о правописании Н и НН в имени прилагательном, наречии, причастии.
  • Систематизировать знания о правописании Н и НН в различных частях речи;
  • Готовиться к сдаче ЕГЭ.
  • Учиться применять полученные знания на практике.
  • II. Работа с теоретическим материалом.

    Вопрос: от каких частей речи могут быть образованы имена прилагательные?

    а) Вспомните правила правописания Н и НН в именах прилагательных.

    в именах прилагательных

    в именах сущ-х

    Н и НН в наречиях

    • В наречиях на —о (-е) пишется столько -Н-, сколько и в прилагательном, от которого данное наречие образовано.
      Напр.: интересно (интересный), умышленно (умышленный)

    Слова записаны на доске: юный, румяный, зеленый, единый, свиной, бараний?

    Вопрос: сколько Н и почему напишем в словах

    -НН-

    • В прилагательных, образованных от глаголов несов. вида (без приставок) и не имеющих зависимых слов.
      Напр.: клёпаный (клепать), стираный (стирать)

    Запомните: смышленый, приданое, названый, незваный, непрошеный.

    • В прилагательных и причастиях, образованных от глаголов совершенного вида (обычно с приставками).
      Напр.: перерубленный (перерубить)
    • Имеющих зависимые слова
      Напр.: тушённые (в чем?) в сметане овощи
    • В прилагательных глагольного происхождения на -ованый, -еваный.
      Напр.: рискованный шаг, балованный ребенок, корчеванный участок.

    Исключения: кованый, жеваный
    (-ов, —ев входят в состав корня)

    Запомните! Приставка НЕ на правописание Н и НН не влияет.

    III. Отработка материала.

    1. Словарная диктовка.

    Задание: объяснить правописание Н и НН.

    Груженая баржа; разгруженная баржа; баржа, груженная арбузами; негруженая баржа; неразгруженная баржа; вскипяченная вода; некипяченая вода; выкрашенный пол; не6крашеный пол; запутанная история; путаный ответ; жареные грибы; гусь, жаренный в масле, поджаренные пирожки.

    2. Работа с перфокартой.

    а) Самостоятельная работа по карточкам.

    Смеша .. ый лес
    Рискова .. ый поступок
    Вкусное мороже .. ое
    Ране .. ый в голову солдат
    Карти .. ая галерея
    Песча .. ая отмель
    Богатое прида .. ое
    Краше .. ая в мастерской шерсть
    Серебря ..ый перстень

    Негашё .. ая известь
    Были .. ый богатырь
    Оловя ..ый солдатик
    Варё ..ая колбаса
    Купле .. ые в кредит товары
    Ветре ..ый человек
    Незва .. ый гость
    Нежда ..ый визит товарища
    Румя ..ый мальчуган

    б) Самопроверка. (Слайд 8)

    Учитель: – Кто не сделал ошибок?

    – В написании каких слов вы засомневались?

    3. Готовимся к ЕГЭ (Слайд 9)

    а) Задание: в каком примере к выделенному слову применимо правило: “В суффиксе полных страдательных причастий прошедшего времени пишется НН”?

    1. Цветы можно поливать кипяче..ой водой.
    2. На письме..ом столе лежат стопки ученических тетрадей.
    3. Улица блистала, устла..ая снежным ковром.
    4. Низина утонула в тума..ой дымке.

    б) Задание: в каком примере к выделенному слову применимо правило: “В суффиксе кратких страдательных причастий прошедшего времени пишется Н”?

    1. Законы природы неизме..ы.
    2. Окно было завеше..о темной тканью, и в комнате стоял полумрак.
    3. Вадим считал, что сестра слишком ветре..а, чтобы поручить ей серьезное дело.
    4. Иные говорят мудре..о, а мысли скудные.

    в) Задание: в каком примере к выделенному слову применимо правило: “В суффиксе прилагательных, образованных от бесприставочных глаголов несов. вида, пишется Н”?

    1. Медвежата были рожде..ы в неволе и легко поддавались дрессировке.
    2. Полирова..ая мебель красива, но не практична.
    3. Издалека виден позолочё..ый купол колокольни Ивана Великого.
    4. На воща..ых дощечках писали заостренными палочками.

    г) Задание: в каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?

    Искусно выполне(1)ые кова(2)ые балко(3)ые решётки Петербурга – одно из украшений города.

    1) 1, 2; 2) 2; 3) 2, 3; 4) 1, 3.

    д) Задание: в каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?

    В первых картинах И.Н. Никитина есть некоторая упрощё(1)ость: фигуры выхваче(2)ы из темноты неопределе(3)ого пространства лучом яркого света и существуют вне связи со средой.

    1) 1; 2) 2; 3) 1, 2; 4) 1, 2, 3.

    Задание: осуществить взаимопроверку работ (Слайд 10)

    4. Записать предложения, объяснить написание.

    Все хорошо под сиянием лунным, всюду родимую Русь узнаю… Быстро лечу я по рельсам чугунным, думаю думу свою. (Некрасов) Скользя по утреннему снегу, друг милый, предадимся бегу нетерпеливого коня. (Пушкин.) В песчаных степях аравийской земли три гордые пальмы высоко росли. (Лермонтов.) Зрей, наше юное племя! Путь твой широк впереди. (Никитин.) Роняет лес багряный свой убор. (Пушкин.) Вертясь, стеклянный шар дает удары с блеском, с громовым сходственным сверканием и треском. (Ломоносов) Капитон только прищурил свои оловянные глазки. (Тургенев.)

    5. Творческая работа (сочинение-миниатюра с заданным началом) (Слайд 11)

    Петербург Достоевского

    Раскольников медленно, как бы в нерешительности шел по улицам Петербурга. Он болезненно морщился и находился в напряженном состоянии, похожем на ипохондрию.

    А между тем город жил своей жизнью…

    Задание: составить текст, опираясь на изученные главы романа “Преступление и наказание”, в которых Достоевский описывает Петербург. При этом в тексте обязательно употребить слова с изучаемыми орфограммами.

    Пейзажи в романе “Преступление и наказание”:

    Ч. 1, гл.1 (“отвратительный и грязный колорит” городского дня);
    Ч. 2, гл. 1 (повторение предыдущей картины)
    Ч. 2, гл. 2 (великолепная панорама Петербурга)
    Ч. 2, гл. 6 (вечерний Петербург)
    Ч. 5, гл. 5 (вид из окна Раскольникова)
    Ч.6, гл. 6 (грозный вечер и утро накануне самоубийства Свидригайлова)

    IV. Итог урока. (Слайд 13)

    а) Вспомнить, какие задачи мы ставили перед собой в начале урока. Какие из них остались нереализованными?
    б) Оценки


    источники:

    http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-russkomu-yaziku-na-temupravopisanie-n-i-nn-v-raznih-chastyah-rechi-klass-1289684.html

    http://urok.1sept.ru/articles/629005