10 класс правописание окончаний глаголов

Правописание глагола и глагольных форм

Правописание личных окончаний глагола

1. У глаголов с приставкой вы- спряжение определяется по бесприставочному глаголу:

они выспятся – спят (2-е спряжение)
он вырастит сына – растит (2-е спряжение)
у него вырастет сын – растет (1-е спряжение)

2. Запомните разноспрягаемые глаголы: хотеть, бежать, чтить (чтут, чтят), брезжить (рассвет брезжит, зори брезжут).

3. Глаголы на -ять относятся к 1-му спряжению: баять, блеять, веять, каяться, лаять, лелеять, маяться, надеяться, реять, сеять, таять (не путать: таить – «скрывать»), хаять.

4. Глаголы выздороветь, заиндеветь, опротиветь, плесневеть в литературном языке изменяются по 1-му спряжению (выздоровеешь, заиндевеешь, опротивеешь, плесневеешь).

5. Различаются литературные и просторечные формы: мучить (литер.) – мучать (простореч.); мерить (литер.) – мерять (простореч.).

Упражнения

№ 1. Определите спряжение глаголов: взять (1), вильнуть (1), вить (1), владеть (1), слышать (2), стричь (1), висеть (2), мочь (1), обидеть (2), хотеть (разноспр.), свистеть (2), тереть (1).

№ 2. Заполните таблицу данными глаголами по образцу: клеить, ненавидеть, строить, брить, молоть, надеяться, колыхать, таять, вертеть, хотеть, таить.

Инфинитив

Спряжение

2-е л. ед. ч.

3-е л. мн. ч.

Зависеть

Искл., 2-е

Зависишь

Зависят

№ 3. Спишите, вставьте пропущенные буквы, укажите спряжение.

1. Капли в лужах плещ_тся размерней и бормоч_т свой псалом. 2. Трепещ_т витязь поневоле: он вид_т старой битвы поле. (А.Пушкин) 3. Он засмеется – все хохоч_т, нахмурит брови – все молчат. (А.Пушкин) 4. Небо бледно-голубое дыш_т светом и теплом и приветству_т Петрополь небывалым сентябрем. 5. Люди расчист_т дорожки, натопч_т, наследят, а снег опять пойдет и все завал_т почти невесомыми пуховыми подушками.

Правописание суффиксов глагола

-ова-(-ева-), -ыва-(-ива-)

-ва-

-и-, -е- в глаголах с приставкой обез(с)-

гласная перед -л-

-ова-(ева-) в форме ед. ч. чередуется с -у-, -ю-; -ыва-(-ива-) сохраняются

Перед -ва- сохраняется гласная корня (не путайте -ва- с -ева-, (-ива-)

В переходном глаголе пишется -и-, в непереходном пишется -е-

Перед -л- сохраняется гласная инфинитива

Беседовать – беседую

Обвить – обви-ва-ть

Спортсмена обессилили (тяжелые тренировки),

Зависел – зависеть

Разглядывать – разглядываю

Запеть – запе-ва-ть

спортсмен обессилел (после выступления)

Послышался – послышаться

1. При подборе формы 1-го лица ед. ч. для проверки правописания глаголов с суффиксами -ова-/-ева-, -ыва-/-ива- необходимо учитывать вид глагола.
Развеивать (несов. в.) – развеиваю (несов. в.) (неправильно развею, т.к. глагол сов. в., от развеять).
Разведывать (несов. в.) – разведываю (несов. в.) (неправильно разведаю, т.к. глагол сов. в., от разведать).

2. Обратите внимание на правописание глаголов с корнем -вед-:
исповедовать – исповедую; проповедовать – проповедую; заведовать – заведую; отведывать – отведываю; наведываться – наведываюсь; выведывать – выведываю.

3. Запомните написание глаголов: застревать (хотя застрять); затмевать (хотя затмить); разевать (хотя разинуть); продлевать (хотя продлить); растлевать (хотя растлить); намереваться (нет пары сов. вида).

4. Различайте глаголы увещевать – «уговаривать, советуя» и усовещивать – «совестить, стыдить».

5. Различайте глаголы потчевать – «угощать» и почивать – «спать».

Упражнения

№ 1. Поставьте в форму повелительного и изъявительного наклонений глаголы: повторить, выждать, выгнать, вытрясти, выползти, сказать, увидеть.

Инфинитив

Спряжение

Повелительное накл., мн. ч.

Изъявительное накл., 2-е л., мн. ч.

вынести

вынесите

вынесете

№ 2. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

Флаг ре_т. Буревестник ре_л. Никого не увид_л. Ничего не вид_т. Успех завис_т от старания. Завис_л от родителей. Туча рассе_лась. Коробка плохо кле_тся. Разговор не кле_лся. Все опостыл_ло.

№ 3. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

Совет_вать отдохнуть, исслед_вать карту, не огранич_ваться уговорами, проповед_вать милосердие, затм_вать солнце; гора обезлес_ла, певица обезголос_ла, крестьян обезземел_ли, поселок обезлюд_л.

Образование и правописание причастий

Действительные причастия
(обозначают признак предмета, который сам производит действие)

Страдательные причастия
(обозначают признак предмета, на который направлено действие)

(от несов. в.)

(от сов. вида и несов. вида)

При образовании страдательных причастий прошедшего времени важно правильно выбирать форму инфинитива (только сов. вид) и учитывать лексическое значение слова (см. таблицу).

Инфинитив, сов.вид

Причастие

Контекстная проверка

Завесить
Навесить
Обвесить
Развесить
Вывалить
Замесить
Выкатить
Пристрелить

Завешенное окно
Навешенная дверь
Обвешенный продавцом покупатель
Развешенный по порциям чай
Вываленный из контейнера мусор
Замешенное тесто
Выкаченная из сарая бочка
Пристреленный кабан

Окно завесили
Дверь навесили
Покупателя обвесили
Чай развесили
Мусор вывалили
Тесто замесили
Бочку выкатили
Кабана пристрелили

Завешать
Навешать
Обвешать
Развешать
Вывалять
Замешать
Выкачать
Пристрелять

Стены, завешанные пучками трав
Навешанные на стенах плакаты
Обвешанные флажками корабли
Развешанное всюду белье
Вывалянный в снегу полушубок
Замешанный в неприятную историю Выкачанная из бочки вода
Пристрелянное ружье

Стены завешали
На стенах навешали
Корабли обвешали
Белье развешали
Полушубок вываляли в снегу
Замешали в неприятную историю
Воду выкачали
Пристреляли ружье

Упражнения

№ 1. От данных глаголов образуйте все возможные формы причастий: любить, лежать, составить, засмеяться, создать, одеть, клеить.

№ 2. Укажите глаголы, от которых нельзя образовать страдательные причастия прошедшего времени: купить, объявить, удивиться, построиться, открыть, настоять: 1) на чем-либо, 2) наливку.

Ответ: это глаголы построиться, удивиться, настоять 1.

№ 3. Среди форм на -мый укажите причастия: зависимый, слышимый, сгораемый, читаемый, неутомимый, различимый, преодолимый.

Примечание. Причастия на -мый – это страдательные причастия настоящего времени. Они образуются от переходных глаголов несовершенного вида. Следовательно, формы, образованные от непереходных глаголов или от глаголов совершенного вида, не будут причастиями.

Ответ: слышимый, читаемый.

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ТЕСТЫ

Правописание окончаний и суффиксов глагола

Тест № 1

Укажите номера слов, которые пишутся с буквой у(ю).

1. они бормоч_т
2. они трепещ_т
3. они вид_т
4. они ма_тся
5. они высп_тся
6. они наде_тся
7. они леле_т
8. они брезж_т
9. снега та_т
10. травы колыш_тся
11. они мерещ_тся
12. собаки ла_т
13. овцы бле_т
14. они бор_тся

Укажите номера слов, в которых допущена ошибка.

1. он клеет
2. он бреет
3. он растает
4. он зыблется
5. он гонет
6. он мелет
7. он стелет
8. он лелеет
9. он колышется
10. он грохочет
11. он пышет
12. он вертется
13. он услышет
14. он надеется

Укажите номера слов, в которых допущена ошибка.

1. проповедывать
2. заведывать
3. продлевать
4. затмивать
5. усовещивать
6. расклеял
7. выздоровел
8. зиждился
9. разевать
10. потчевать

Укажите номера предложений, в которых пропущена буква и.

1. Когда вы его увид_те, передайте это письмо.
2. Если не вынес_те мусор, буд_те наказаны.
3. Он никого не увид_л.
4. Разговор не кле_тся.
5. Если крепко держ_те ручку, рука быстро устает.
6. Он выраст_т сына.
7. Ты скоро выздорове_шь.
8. Тучи затм_вают солнце.
9. Он долго не продерж_тся.
10. Поход обессил_л туристов.

Укажите номера слов, в которых допущены ошибки.

1. они брезжут
2. они маются
3. они держут
4. они гонют
5. они лелеют
6. они стелют
7. они клеют
8. они клокочут
9. они бормочут
10. они колышутся
11. они лают
12. они надеются
13. они блеют
14. они тешутся

Укажите номера словосочетаний и предложений, в которых допущены ошибки.

1. Они надеятся не ошибиться.
2. Ребята заклеили книгу.
3. Ему советывали лечиться.
4. Разведовать тайны земли.
5. Никто уже не надеялся на успех.
6. Лошади еле тащутся.
7. Турнир обессилил спортсмена.
8. Рассвет чуть брезжит.
9. Если скажите лишнее, пожалеете.
10. Постоянно вертится.
11. Трава колышется на ветру.
12. Долго маются.
13. Сладко потчевать.
14. Увещевать друга.
15. Воды клокочут.
16. Они бормочут.
17. Не зависили от родителей.
18. Продливать каникулы.
19. Что-то мерещится впереди.
20. Если его увидите, скажите.

Запишите пропущенные причастия (если причастия нельзя образовать, поставьте прочерк).

Инфинитив

Действит. прич.

Страдат. прич.

Настоящее время

Прошедшее время

Настоящее время

Прошедшее время

1. решить

решенный

2. решать

решающий

решавший

3. клеить

клеивший

4. надеяться

надеявшийся

Из данных причастий выберите страдательное причастие прошедшего времени. Укажите номера.

1. отброшенный
2. учившийся
3. обижающий
4. гонимый
5. клеящий
6. таявший
7. настоянный
8. выметенный

Укажите номера слов, в которых пропущены буквы а или я.

1. колыш_щий
2. кле_щий
3. бор_щийся
4. бре_щий
5. гон_щий
6. мел_щий
7. дыш_щий
8. трепещ_щий
9. наде_щийся
10. ма_щийся
11. стел_щий
12. мысл_щий
13. ка_щийся
14. скач_щий

Укажите номера словосочетаний, в которых пропущена буква е.

1. свеш_нная с крыши веревка
2. вывал_нный в грязи мяч
3. пристрел_нный зверь
4. смеш_нные ингредиенты
5. корабли обвеш_ны флажками
6. обвеш_нный продавцом
7. пристрел_нное ружье
8. развеш_нная в шкафу одежда
9. навеш_нная дверь
10. развеш_нная крупа
11. стрел_ный воробей
12. выкач_нная из сарая бочка
13. замеш_нный в преступлении
14. стены увеш_ны картинами
15. вывал_нный мусор
16. замеш_нный раствор
17. насто_нный на травах
18. обещ_нная помощь
19. ове_нные славой
20. услыш_нный разговор

Укажите номера словосочетаний, в которых пропущена буква а(я).

1. кле_щий карандаш
2. перемеш_нные карты
3. подкле_нная тетрадь
4. раста_вший снег
5. та_щий снег
6. замеш_нное тесто
7. развеш_нный товар

Какой частью речи являются выделенные слова? Выберите правильный ответ:

А) причастием, Б) прилагательным, В) существительным.

1. часть провожающих
2. думать о прошлом
3. закрытый слог
4. опустошенный человек
5. опустошенный город
6. облетевший тополь
7. отцветший куст
8. комната для ожидающих

ОТВЕТЫ К ТРЕНИРОВАЧНЫМ ТЕСТАМ

Правописание окончаний и суффиксов глагола

Тест № 1: 1, 2, 4, 6, 7, 8, 9, 10, 12, 13, 14.
Тест № 2: 1, 5, 7 (от молоть), 12, 13.
Тест № 3: 1, 2, 4, 6, 11, 13, 17.
Тест № 4: 1, 4, 5, 6, 9, 10.
Тест № 5: 3, 4, 7, 14.
Тест № 6: 1, 3, 4, 6, 9, 17, 18.

Правописание причастий

Тест № 1: 1. решивший; 2. решаемый; 3. клеящий; 4. надеющийся.
Примечание: причастия настоящего времени образуются только от глаголов несовершенного вида, а страдательные причастия – только от переходных глаголов.
Тест № 2: 1, 7, 8, 11, 12, 13, 15.
Тест № 3: 2, 5, 12.
Тест № 4: 1, 3, 6, 9, 10, 12, 15, 16.
Тест № 5: 2, 4, 10, 14. (В № 7 возможно двоякое написание: развешенный товар, т.е. тот, который развесили, разделили по весу; развешанный товар, т.е тот, который развешали, разместили на каком-то пространстве.)
Тест № 6: А: 5, 6, 7; Б: 3, 4; В: 1, 2, 8.

Литература

1. Русский язык: Учебное пособие для углубленного изучения в старших классах / Багрянцева В.А и др. М.: Изд-во МГУ, 2000. С. 58–84.

2. Валгина Н.С., Светлышева В.Н. Русский язык. Орфография и пунктуация. Правила и упражнения. М.: Неолит, 2000. С. 107–122.

3. Царенкова Т.А. Сборник тестов по русскому языку. Дубна: Междунар. ун-т природы, об-ва и человека «Дубна», 2002.

4. Штейнберг Л.Я. 1000 вопросов и ответов. Русский язык: Учебное пособие для поступающих в вузы. М.: Книжный дом «Университет», 1999. С. 57–70.

Правописание глаголов
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему

Урок русского языка в 10 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
pravopisanie_glagolov.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 10 классе

Учитель МБОУ СОШ №3 Дятко Галина Андреевна

Цели: повторить и обобщить лингвистический материал :

1) правописание личных окончаний глагола;

2) правописание буквы Ь в глагольных формах;

3) правописание суффиксов глагола –ова-, -ева-, -ива-, -ыва-;

4) правописание гласных в глаголах прошедшего времени перед –л-;

5) правописание НЕ с глаголами;

совершенствовать орфографические умения учащихся;

развивать языковое чутьё.

Оборудование: презентация по теме урока; таблица «Спряжение глагола»; пособие Гольцовой Н. Г., Шамшина И. В. «Русский язык в таблицах. 10-11 классы»; рабочие листы учащихся с заданиями.

I. Организационный момент.

II. Устный тест-минутка.

1.Исправьте грамматическую ошибку:

в) оратор охрипнул;

г) ляжьте на коврик.

2. Поставьте ударение правильно:

3. Каково лексическое значение слов:

а) представить- предоставить;

в) обсудить- осудить;

III. Работа с текстом.

(1) Почти за три тысячи лет, в 8-7 веках до нашей эры, Индия знала, что учение — это не только заучивание разных предметов, нужных для дальнейшей осмысленной жизни. (2) Из всех благ, сопровождающих учение, лишь одно, если верить древнему суждению, относится к повышению знаний. (3) К сожалению, дети нашей эры не чувствуют широты школы, не идут в неё, как цветы в воду или рассада в землю. (4) И надо быть взрослым, очень пожившим человеком, чтобы ясно представить себе проблему школы, ощутить её как среду для своего роста. (5) И тогда начинаешь сильно корить и жалеть себя за легкомыслие своего детства и юности, когда мог бы взять от благодатного школьного времени намного больше, чем взял.

(6) Я тоже поняла это очень поздно, в возрасте сорока пяти лет, когда подала заявление в Плановую академию и была, в виде исключения, принята в неё. (7) Почему в детстве и юности не было ощущения счастья, когда ты идёшь в школу? (8) Как могло не захватить всю душу ребёнка богатство наступившего дня, когда в душу и мозг ляжет столько нового, разного, интересного? (9) Тогда, в сорок пять лет, я страстно задумалась о том, почему блаженное чувство, возникшее при посещении занятий в академии, не переживается детьми, не переживалось мной, легкомысленно упустившей получать максимум возможного от даруемой в детстве школы.

— Прочитайте текст. Сформулируйте и запишите проблему, поставленную автором. ( Проблема невосприятия детьми школы как среды для своего роста и развития.)

-Сформулируйте и запишите позицию автора. ( Дети легкомысленно относятся к своей школьной жизни, упускают возможность получить максимум знаний.)

— Подумайте, к каким литературным произведениям можно обратиться для аргументации собственного мнения по данной проблеме.

IV. Знакомство с теоретическим материалом.

Самостоятельная работа с учебником. Вопросы и задания к прочитанному учебному материалу:

-Сформулируйте правила правописания глаголов, иллюстрируя их примерами из ранее прочитанного текста.

относится относится не чувствуют начинаешь задумалась

не переживается не идут идёшь

начинаешь не было

ляжет не захватить

не переживается не переживается

-Укажите способ образования слова « заучивание». Объясните правописание производящего глагола.

-Какие слова в тексте образованы по этой же модели? ( К повышению, к сожалению,суждению, заявление, исключения, ощущения, при посещении, учение, знаний)

V. Отработка правил написания глагола.

(Самостоятельная работа с последующей проверкой, индивидуальная работа.)

1. Вставьте пропущенные буквы, графически обозначьте орфограммы.

Кле-л, кле-т, ве-л, оконч-л, завис-л, завис-т, команд-вать, проповед-вать, агитир-вать, пропал-вать, расклад-вать, навед-ваться, завед-вать, танц-вать, потч-вать, наста-вать, корч-вать, оккупир-вать, доклад-вать, отста-вать.

Пиш-те слова — вы хорошо пиш-те. Выйд-те на улицу — когда выйд-те, посмотрите налево. Вытр-те руки — когда вытр-те, повесьте полотенце. Когда прыгн-те, будьте аккуратны — прыгн-те осторожно.

2. Не или недо? Раскройте скобки, объясните правописание.

1) Шест (не)достает до дна. Ему (не)доставало времени. 2) Ребенок (не)досчитал до десяти. Экскурсовод (не)досчитался двух туристов. 3) Рабочий (не)выполнил норму. Завод (не)довыполнил месячный план. 4) Охотник (не)добрался до зимовки. Абитуриент (не)добрал один балл. 5) Больной (не)доедал обеда, потому что чувствовал (не)домогание. Ленинградцы в блокаду (не)доедали, (не)допивали. 6) (Не)доводи спор до ссоры. Ему (не)доводилось бывать в этих краях. 7) Мама (не)доливала чай до краев чашки. Продавщица систематически (не)доливала сироп.

3. Поставьте глаголы в скобках в нужной форме настоящего времени.

1) Метёт пурга, буйны ветры (рыскать) по степи, как голодные волки. 2) Дождь (брызгать) во все стороны, стучит по крышам. 3) Белый парус (колыхаться) на ветру. 4) Тихо вокруг, только иногда (кудахтать) куры. 5) Каждый вечер все хозяйки, как по команде, выходят из домов и (кликать) своих ребят. 6) Веют теплые ветры, с крыши (капать) — вернулась весна. 7) От удовольствия кот, выгнув спину и прижавшись к моим ногам, временами (мяукать и мурлыкать). 8) Ребятишки целый день весело (плескаться) в речке. 9) Дети (чтить) своих родителей. 10) Хорошие отношения (зиждиться) на взаимном уважении и доверии.

4. Определите наклонение глаголов, вставьте пропущенные буквы.

1) Когда вы пиш..те, вспомн..те правила правописания. Пиш…те внимательно! 2) Вынес..те цветы из комнаты. Когда вынес..те, откройте форточку. 3) Выбер..те себе книгу. Когда выбер…те, покажете ее мне. 4) Тян..те сильнее, вы тян..те очень слабо. 5) Ид..те быстрее. Когда ид..те через улицу, (не)смотр..те по сторонам. 6) Покаж..те мне вашу работу. Когда покаж..те, мож..те идти домой. 7) Расскаж..те мне о ваших впечатлениях от экскурсии. Когда расскаж…те, вероятно, всем захочется поехать.8)Как только выйд..те из лесу, увид..те небольшую деревеньку.9) Стукн..те мне в окно, когда соберетесь уходить.Когда вы стукн..те, я мигом соберусь. 10) Выскаж..те все, что вы дума..те об
этом. Если вы все выскаж..те, то стан..те спокойнее. 11) Прыгн..те в воду. Когда прыгн..те, почувству…те удовольствие.

5. Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

1) Правда суда (не) боит?ся. 2) Умел ошибит?ся – умей и исправит?ся. 3) Чем сердит?ся, лучше помирит?ся. 4) Обожжёш?ся на молоке, дуеш? на воду. 5) Как поживёш?, так и прослывёщ… . 6) Хорошо трудит?ся — хлеб уродит?ся. 7) Снега надует — хлеба пр..буд..т, вода разольёт?ся — снега наберёт?ся. 8) Кто пахать (не)лен..т?ся, у того и хлеб родит?ся. 9) Много всего говорит?ся, да не все в дело годит?ся. 10) (Не)стыдно (не)знать — стыдно (не)учит?ся. 11) Учись смолоду— пригодит?ся в старости. 12) Трус домой в..р..тит?ся — от него и мать отворотит?ся. 13) Работа и корм..т, и уч..т. 14) Конь вырв..т?ся — догониш?, а слова сказан?ого (не)воротиш?. 15) Человек от лени боле..т, а от труда здорове..т. 16) Семь раз отмерь — один раз отреж?. 17) Готов? сани летом, а т..легу зимой. 18) Хлеб еш?, а правду реж?. 19) С родной земли умри, но (не)сходи.

VI. Домашнее задание.

Параграф 48, упражнение 257 (правописание глаголов-паронимов).

«Спряжение глагола. Выбор гласной в окончании глаголов»

Данная разработка ставит цель отработать тему «Правописание гласных в безударных личных окончаниях глагола» в 10-м классе, а именно cформировать умение находить и правильно писать изучаемую орфограмму, повторить ранее изученный материал о глаголе, развивать правописные умения и навыки, углубить и расширить знания учащихся о глаголе, способствовать подготовке ЕГЭ (Задание 12)

Просмотр содержимого документа
«»Спряжение глагола. Выбор гласной в окончании глаголов»»

Разработка урока по русскому языку для 10 класса по теме «Правила правописания личных окончаний глаголов» для учебника 10-11 классов Гольцовой Н.Г., Шамшина И.В., Мищериной М.А.

Тема урока: правила правописания безударных личных окончаний глаголов

правила правописания гласных в суффиксах причастий

Цель: отработать тему «Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов»

Задачи: формировать умение находить и правильно писать изучаемую орфограмму, повторить ранее изученный материал о глаголе, развивать правописные умения и навыки, углубить и расширить знания учащихся о глаголе, способствовать подготовке ЕГЭ (Задание 12)

Оборудование: учебник, таблицы, карточки

Время занятия: 1 академический час – 45 минут

Разминка (5 минут) + (беседа)

Цель разминки: определение темы занятий, определение глагола как части речи, определение спряжения глагола, обоснование выбора гласной в окончании глагола

Живем – покашлива..м, ходим – похрамыва…м

Рискнул, да и зака..лся

Из песни слова не выкин..шь

Насильно мил не буд…шь

Любовь не картошка – не выбросишь в окошко

Перед смертью не надыш..шься

Не говори гоп, пока не перепрыгн…шь

За двумя зайцами погонишься, ни одного не пойма…шь

Не обман…шь – не продашь

Близок локоть, да не укус..шь

За твоим языком не поспе…шь и босиком

Рыбу за хвост не удерж…ть

Как вы считаете, какова сегодняшняя тема занятия? Чему оно сегодня будет посвящено?

Что такое глагол? Дайте, пожалуйста, определение. Какие грамматические категории глагола Вы помните? Что такое спряжение глагола?

Прочитайте данные выше русские пословицы и поговорки. Возникли ли у вас трудности в их понимании? (вопрос ко всем учащимся) Какие гласные Вы вставили на месте пропусков? Как Вы можете объяснить свой выбор?

(у доски 1 ученик, вставляет пропущенные буквы, объясняет свой выбор, при возникновении трудностей опрашиваем остальных учащихся)

Объяснение нового материала (+ детальный повтор изученного) (10 минут)

Цель: подробный повтор ранее изученного материала, изучение нового материала, рассмотрение глагольной формы – причастие (правописание гласных в суффиксах причастий настоящего времени)

Используется индуктивный метод – от частного к общему. Таблицы на доске.

Окончания глагола могут быть ударными и безударными. Если личное окончание глагола ударное, то спряжение определяем по нему: к примеру, лететь – летишь – 2 спряжение.

Приведите примеры глаголов с личными ударными окончаниями и определите спряжение (каждый ученик называет хотя бы по одному примеру).

Тип спряжения глаголов с безударными окончаниями определяется по начальной форме глагола.

Для начала вспоминаем глаголы – исключения.

Гнать, держать, дышать, зависеть,

Видеть, слышать и обидеть,

А еще терпеть, вертеть,

Ненавидеть и смотреть (на доске)

К какому спряжению относятся эти глаголы? Какие еще особые глаголы Вы знаете? (Брить, стелить, зиждиться, зыбиться – 1 спр.) Как Вы понимаете глаголы «зиждиться» и «зыбиться»? Что они означают?

Хотеть — он хочет, ты хочешь Они хотят

Упражнение на повторение

«Чего ты (хотеть) от меня?» — нахмурясь, голова вскричала. (П.) 2) Своей дремоты превозмочь не (хотеть) воздух. (П.) 3) Вы отдохнуть (хотеть)? (Т.) 4) Как удержать негодованье уста упрямые (хотеть)? (П.) 5) Евгений смотрит: видит лодку, он к ней (бежать) как на находку. (П.) 6) Смутилось сердце киевлян; (бежать) нестройными толпами. (П.) 7) Государь мой! Куда вы (бежать)? (Н).

Ученики по очереди читают предложение, объясняя выбор нужной формы глагола.

Если тип спряжения глаголов с безударными окончаниями определяется по начальной форме глагола, то как мы можем определить, какую гласную мы будеть писать перед –ть?

(Ученики рассказывают про усекаемую и неусекаемую основы глагола: усекаемая – основа, в которой гласный, находящийся в инфинитиве перед –ть, отсутствует в формах настоящего и будущего времени; неусекаемые – те основы, в которых эта гласная сохраняется).

Упражнение на закрепление

Какие нижеперечисленные глаголы имеют не-/усекаемые основы?

Видеть, читать, гулять, белеть, стоять, махнуть, дарить

Выводим на доске таблицу с правилом, как определять, какую гласную писать в н.ф. глагола с безударным окончаниями. Ученики приводят к каждому случаю свои примеры.

Усекаемая основа глагола с безударным окончанием

Неусекаемая основа глагола с безударным окончанием

После мягких парных согласных (НЕ после шипящих)

ИСКЛЮЧЕНИЯ: ненавидеть, видеть, зависеть кашлять

После шипящих согласных

ПРИМЕЧАНИЕ обессилИть (кого-то) обессилЕть (самому)

После гласных О,А,Е,У И О стОИть

Б) Глаголы с приставками: выстрад..ть-страдАть- выстрадАть, высп..ться – спатьвыспАться (определяем так же, как и в глаголах без приставки)

В) Следует различать формы 2-го лица множественного числа глаголов I спряжения изъявительного и повелительного наклонений: в изъявительном наклонении пишется -ете, в повелительном — -ите, например: 1) Когда выйдете на дежурство, проверьте журнал посещаемости (выйдете — изъявительное наклонение). — Выйдите завтра на дежурство (выйдите — повелительное наклонение).

Упражнение на повторение

I. 1) Вы пиш..те красиво и грамотно. Пиш..те мне чаще. 2) Вспомн..те стихотворение А. С. Пушкина «Чаадаеву». Когда вспомн..те, то прочтите. 3) Вынес..те из комнаты лишние вещи. Когда вынес..те вещи, скажите мне об этом. 4) Как только выйд..те из лесу, увид..те поле. Выйд..те на несколько минут из комнаты: её надо проветрить. 5) Выбер..те из этих статей материал, нужный для доклада. Когда выбер..те, приступайте к оформлению доклада.

II. 1) Стукн..те мне в окно, когда пойдёте на рыбалку. Когда вы стукн..те, я мигом соберусь. 2) Выскаж..те всё, что вы дума..те об этом деле. Если вы всё выскаж..те, то стан..те спокойнее. 3) Выпиш..те из текста определения. После того как вы их выпиш..те, выбер..те из них наиболее яркие эпитеты. 4) Прыгн..те на лыжах с этого трамплина. Когда вы прыгн..те, почувствуете большое удовольствие. 5) Если буд..те в Ялте, обязательно посетите домик Чехова.

Упражнение на доске. Выполняют два ученика, класс проверяет. Ученики получают оценку.

Г) Изобилующие глаголы – глаголы, имеющие двоякие формы настоящего времени:

полоскать при наличии нормативных форм полощу, полощет, полощи, полощущий, полоща имеет допустимые формы полоскаю, полоскает, полоскай, полоскающий, полоскал.

Смысловое различение параллельных форм

«окроплять, опрыскивать» имеет личные формы брызгаю, брызгает (брызгаю водой, брызгает белье);

в значении «разбрасывать капли», «сыпать брызги» имеет личные формы брызжу, брызжет (фонтан брызжет, брызжет слюной).

«перемещать толкая или таща», «шевелить, производить движения», «заставлять идти вперед, направлять» имеет личные формы двигаю, двигает (двигают мебель, двигаю пальцами, двигает войска);

в значениях «содействовать развитию чего-л.», «быть причиной чьих-л. поступков» имеет личные формы движет, движут (движущие силы, что им движет!);

в значении «приводить в движение, в действие» имеет параллельные личные формы двигает – движет (пружина двигает/движет часовой механизм)

«падать каплями» имеет параллельные личные формы капаю, капает и каплю, каплет (капают слезы, дождь каплет), но во фразеологизме только: над нами не каплет;

в значении «наливать, лить каплями» имеет личные формы капаю, капает (капает микстуру).

в значении «шить, прошивать стежками, обшивать петлю» имеет личные формы метаю, метает (метает кофту, метает шов).

Его омоним, глагол метать в значении «разбрасывать, раскидывать» имеет личные формы мечу, мечет (мечет гром и молнии, мечет гневные взоры;также: мечет икру);

в том же значении «бросать» в спортивном обиходе употребляется форма метает: метает гранату, диск, копье

Сыпать, трепать, щипать

При наличии нейтральных форм сыплет, щиплет, треплет имеют разноспрягаемые разговорные формы с выпадением -л-: по I спряжению спрягаются формы сыпешь, сыпет, сыпем, сыпете, по II спряжению сыпят, такое же соотношение форм и у глаголов щипать, трепать.

Устное выполнение упражнений 247 и 248 (каждый ученик по одному слову)

Д) В суффиксах действительных причастиях настоящего времени пишется та же гласная, что и в окончаниях 3-го лица мн.ч. соответствующих глаголов :

-ущ-, -ющ-, если причастие образовано от глагола I спряжения, например: идущий (идти, идут), рисующий (рисовать, рисуют), смеющийся (смеяться, смеются);

-ащ-, -ящ-, если причастие образовано от глагола II спряжения, например: кричащий (кричать, кричат), летящий (лететь, летят), строящийся (строиться, строятся).

В страдательных причастиях настоящего времени пишутся суффиксы:

-ем-, если причастие образовано от глагола I спряжения, например: исполняемый (исполнять, исполняют), рисуемый (рисовать, рисуют);

-им-, если причастие образовано от глагола II спряжения, например: хранимый (хранить, хранят), слышимый (слышать, слышат). Исключение: движимый (движет)

Упражнение на повторение

Тяжело дыш..щий человек, мел..щий муку работник, пил..щие дерево рабочие, плещ..щиеся в воде ребятишки, кле..щий коробочку мальчик, значащееся по списку количество, бор..щийся с бурей экипаж, храбро сражающийся полк, хлопоч..щая у печки хозяйка, расстила..щаяся степь, стро..щееся здание, кол..щий дрова юноша, пряч..щийся ребёнок, трепещ..щая рыба, готов..щийся к зачётам студент, дремл..щий старик, слышащийся издали гудок, стелющийся туман, ла..щая собака, спе..щий виноград

Упражнение даётся в виде карточки. Каждый ученик выполняет его индивидуально, затем по очереди каждый читает словосочетание и объясняет выбор орфограммы.

3) Выполнение упражнений

Цель: отработка и закрепление языкового материала

Грубость в языке, как и грубость в манерах, н. ряшливость в одежде — очень распростране(н)ное явление, и свидетельству..т оно о (не)защищенности человека, о его слабости, а вовсе не о силе. Я уж не говорю о том, что это признак (не)воспита..ности, а иногда и жестокости.

(По)настоящему сильный и уравновеше..ный человек не буд..т без нужды громко отража…тся на окружающих и враждебно самому дорогому, что есть на свете, — человеческой жизни. И сильный человек, понимая все это, как раз и силен своим благ..родством и великодушием.

Учиться хорошей, спокойной, инте..(л)лигентной речи надо долго и внимательно — прислушиваясь, запоминая, читая. Но хоть и трудно — это нужно, действительно нужно! Наша речь — важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягива..т». (По Д.С. Лихачеву) 136 слов

Предтекстовые упражнения: Повторяем слитное написание не с существительными, Н/НН в прилагательных; правописание окончаний глагола; как ученики понимают словосочетание «Интеллигентная речь»?

Притекстовые упражнения: Прочитайте текст. Озаглавьте его. Какова основная мысль текста? Укажите стиль текста. Произведите фонетический разбор слова интеллигентный. Произведите морфологический разбор глагола затягивает.

Послетекстовые упражнения: Вставьте пропущенные орфограммы, объясните свой выбор. Сделайте разбор первого предложения. Укажите количество грамматических основ.

Рассуждаем на тему, какой человек может считаться интеллигентным, как интеллигентность проявляется в речи. В качестве задания можно попросить написать сочинение на тему «Интеллигентная речь».

Упражнение для коллективной работы

Выполняют ученики по очереди. Называют нужную форму, обосновывают свой выбор, называют спряжение.

1) Сосны вершинами (махать) приветно. (Н.) 2) Лиловая занавеска чуть-чуть (колыхаться) от ветра. (Гонч.) 3) (Кликать) трубы молодого казака. (Сурк.) 4) Не пенится море, не (плескать) волна. (А. К. Т.) 5) Волхов пеной серебристою в берег (хлестать). (Р.) 6) (Сыпать) спелые орехи мне орешник в кузовок. (Исак.) 7) Мороз слегка (щипать) за щёки. (Ч.) 8) Всё (дремать), но (дремать) напряжённо-чутко. (М. Г.) 9) . Несётся Терек, волнами точит дикий берег, (клокотать) вкруг огромных скал. (П.) 10) Опять сомненье душу (глодать). (Исак.)

Игра «Будь внимателен» (2 минуты)

Учитель играет с учениками. Он читает предложения, большинство из которых содержат ошибки. Задача учеников – распознать неправильную форму и назвать правильный вариант.

1) Мой сосед бреится электрической бритвой. (бреется)

2) Сосед жгёт костёр уже второй день. (жжёт)

3) Ты не берегёшь себя. (бережёшь)

4) Мы стригёмся в парикмахерской. (стрижёмся)

5) Мой знакомый ложит свою сумку куда попало. (кладёт)

6) Они давно не плотят за свет и газ. (платят)

7) Вы хочете спать? Так ляжьте! (хотите, лягте)

8) Они всё слышут, не надо им повторять по два раза (слышат)

9) Они каждый год сеют овёс.

10) Они постелют тебе в прихожей.

Диктант (15 минут)

НА РЫБНОЙ ЛОВЛЕ

Июль. Просыпаешься на рассвете, забираешь несложные рыболовные снасти, подготовленные еще вчера, и идешь к реке. Подходишь к берегу — становится светло. Усядешься на заранее облюбованном месте, разбросаешь приманку, насадишь на крючки червей, забросишь удочки и терпеливо ждешь клева.

Погода стоит чудесная. Прозрачный воздух не шелохнется. Все больше и больше алеет восток, а через несколько минут из-за дальнего перелеска показывается ослепительно яркое солнце. Оно поднимается все выше и выше.

Сидишь на берегу, смотришь на голубую гладь реки и внимательно наблюдаешь за малейшим движением поплавка. Вот поплавок чуть заметно стал пошевеливаться. Затем он перевернулся, и от него пошли круги по воде. Настораживаешься. Вдруг поплавок подпрыгнул и, затрепетав, начал тонуть. В этот момент быстро дергаешь леску и видишь повисшую на крючке трепещущую серебристую рыбку. (120 слов)

Текст читается учителем, ученики записывают его в тетради, затем сдают учителю на проверку. Учитель обращает внимание учащихся на то, что необходимо подумать над каждым словом, вспомнить орфограммы.

Укажите над глаголами род, число, время и неопределённую форму.

Разберите 2 предложение по членам, укажите количество грамматических основ.

Выберите 7 любых глаголов из текста, образуйте от них формы причастий настоящего и прошедшего времени.

Самостоятельная работа. Задание по карточкам (подготовка к ЕГЭ) (5 минут)

Каждому ученику раздаются каточки с примерными заданиями 11 из вариантов ЕГЭ. Ученики выполняют работу самостоятельно. Поскольку карточки могут повторяться, ученики, у которых одинаковые задания, впоследствии проверяют друг друга.

В каком слове на месте пропуска пишется буква Е?

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Ю.

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Я.

А) Написать рассказ на любую тему, по возможности использовать как можно больше глаголов в различных формах.

Б) Выполнение следующего упражнения (на карточке):

Вставьте в предложения подходящие по смыслу глаголы. К каким лексическим явлениям вы их отнесёте?

1.Теперь нашу литературу (обеднило, обеднело) время с его неудобоисполнимыми требованиями (В. Белинский). Сильно (обеднели, обеднили) Волчьи Норы за годы войны: без хозяйского глаза покосились избы; заборы и навесы пошли на дрова (Г.Марков).

2. – Скажет ли что тебе душа? Есть ли у тебя душа-то? Не про тебя одного говорю, все мы, друг мой, (обездушели, обездушили) (Гл.Успенский). Целые поколения прожили у нас, не сделав ничего путного. Крепостное право их расслабило, опошлило, развратило, (обездушило, обездушело) и сделало гораздо жалче, гораздо ничтожнее и негоднее тех, кого они эксплуатировали (Н.Добролюбов). 3. Он не дал горю опутать и (обессилить, обессилеть) себя (Д.Писарев). Я провалился в белый снег, (обессилил, обессилел) совсем (А.Приставкин).4. В ХШ веке в ходе кровопролитных оборонительных войн с Сиамом деревни (обезлюдили, обезлюдели), и ирригационные системы пришли в запустение (И.Литвинов). — Твои же сабельки нашу область (обезлюдили, обезлюдели) (С.Бродский).

Рефлексия в конце урока. Заключительное слово (5 минут)

Просим учеников подвести итоги урока, рассказать , что показалось им полезным для повторения; какие моменты урока остались непонятными, на что еще необходимо обратить внимание на следующих занятиях.


источники:

http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2016/10/31/pravopisanie-glagolov

http://kopilkaurokov.ru/russkiyYazik/uroki/spriazhenie_glagola_vybor_glasnoi_v_okonchanii_glagolov