10 класс правописание падежных окончаний

КОНСПЕКТ УРОКА РУС .ЯЗЫКА В 10 КЛАССЕ»«Правописание падежных окончаний имен существительных. «

Тема урока: «Правописание падежных окончаний имен существительных. Ц ели:систематизировать и обобщить правила правописания падежных окончаний имен существительных;

совершенствовать орфографические умения и навыки правописания безударных окончаний существительных с целью подготовки к ЕГЭ.воспитывать чувство доброжелательности, взаимной помощи, внимания друг к другу.

План – конспект урока

Организационный момент. Знакомство с темой, целями урока. правопис ание падежных окончаний имен существительных зависит от склонения существительного:

— к 1 склонению относятся существительные мужского и женского рода с окончаниями –А, -Я (лампа, юноша);

— ко 2 склонению – существительные среднего рода с окончаниями –О, -Е и существительные мужского рода с нулевым окончанием (окно, море, врач)- к 3 склонению относятся существительные женского рода с мягким знаком на конце и нулевым окончанием (рожь, дочь).

Сложность при написании безударных окончаний существительных возникает, если существительное стоит в форме родительного, дательного и предложного падежей. У существительных 3 склонения в данных падежах окончание –И, у существительных 1 склонения в родительном падеже – И, во всех остальных падежах – Е.Следует запомнить отдельную группу слов: 10 разносклоняемых существительных на – МЯ (племя, пламя, знамя, время, имя, семя, темя, стремя, вымя, бремя ) и существительное ПУТЬ, которые в родительном, дательном, предложном падежах имеют окончание – И. Для существительных, оканчивающихся на – ИЙ, — ИЯ, -ИЕ, правило такое: если на конце существительных предпоследняя буква –И, то и последняя буква – И (т.е. ИИ). Исключение: на остриЕ.Следует различать параллельные формы собственных имен типа Мария – Марья, существительных среднего рода в художественной литературе (сражение – сраженье). Они имеют разные окончания в дательном и предложном падежах (о МариИ – о МарьЕ, в сражениИ – в сраженьЕ). Исключение: в забытьИ. Вывод. Чтобы не ошибиться в выборе в выборе Е или И в падежных окончаниях существительных единственного числа, необходимо:

поставить существительное в начальную форму (ед.ч. Им.п.), выделить окончание;

определить склонение существительного;

определить падеж, вспомнить окончание существительного в данном падеже;

помнить о склонении отдельной группы существительных.2 . Объяснить графически правописание гласных в окончаниях имен существительных. Работа по цепочке.

Писать в тетрадкЕ – чертить в тетрадИ (необходимо различать окончания однокоренных существительных, относящихся к разным склонениям), говорить о воспитаниИ (-ИЕ), идти от деревнИ (1скл.Р.п.) к деревнЕ (Д.п.), о русском пейзаже (2 скл.), деревья в инеЕ (2 скл.), в пламенИ (на –МЯ) костра, приехали к ЛидиИ (на –МЯ) ПетровнЕ (1скл.Д.п.) (обратить внимание на то, что имена и отчества, стоящие рядом, могут иметь разные окончания), спросили о МарьЕ (1скл.П.п.) ДмитриевнЕ (1скл.П.п.).3 . Правописание окончаний русских, иностранных фамилий и названий населенных пунктов на –ИН,-ЫН,-ОВ,-ЕВ в творительном падеже.- Задание. Поставить имена существительные в творительный падеж, объяснить окончания. Антон Чехов, Джек Лондон, город Гурьев, Юрий Гагарин, город Гагарин, поле Куликово, село Бородино.

4 . Правописание падежных окончаний имен существительных во множественном числе. Выбор формы множественного числа имени существительного на –А(-Я) или на –Ы(-И), зависящий от смысла (окончания служат для разграничения лексического значения слов). Преподаватель предлагает форму слова с окончанием –А,-Я, суворовцы называют вариант с окончанием –Ы,-И, дают его лексическое толкование. . Найти ошибки в образовании формы множественного числа, записать предложения в исправленном виде.5 «Правописание форм родительного падежа множественного числа». Сложность данной темы заключается в том, что нет определенных правил, четко регламентирующих наличие окончания или нулевое окончание в родительном падеже множественного числа некоторых существительных Рассмотрение случаев, наиболее часто встречающихся в материалах ЕГЭ.Устно исправить ошибки в образовании форм родительного падежа множественного числа существительных. 6. Дифференцированная письменная работа (см. дидактический материал). 1). Для тех, кто имеет за четверть «4»,- творческое задание (вариант 3). 2). Остальные по вариантам выполняют работу по карточкам (номер карточки соответствует номеру варианта). ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛПравописание падежных окончаний имен существительных Вставить пропущенные буквы, графически объяснить выбор окончания. 1 вариант

Сидел на верхней ступеньк…, спустился с нижней ступен…, был на собрани…, гулять по алле…, жить под городом Пушкин…м, встретились на выставк…, росли у опушк…, присутствовать на спектакл…, подойти к нян…, на ветк… сирен…, отдать Евдоки… Петровн… . 2 вариант Спрятаться в транше…, статья о геро…, купаться в проруб…, расти на суш…, жить в роскош…, обратиться к Натали… Евгениевн…, прочитать о певиц…, сидеть на ветк. на нижней ветв…, роман написан Стивенсон…м, расположить по вертикал…, находиться на лекци… .

Ш. Подведение итогов урока.

1. Определение перспективы на дальнейшую работу.

2. Выставление оценок, их комментирование.

3. Инструктаж по выполнению самоподготовки.

Теория (правописание падежных окончаний имен существительных), упражнение 166 (графически объяснить).

Конспект урока русского языка «Правописание падежных окончаний имен существительных»; 10 класс

1) Карташова Ольга Викторовна

2) Учитель русского языка и литературы

3) Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №10» города Бузулука

План – конспект урока в 10 классе

Тема: Правописание падежных окончаний имен существительных

Учебник «Русский язык.10-11 класс для общеобразовательных учреждений, рекомендованный Министерством образования и науки Российской Федерации –М.: Русское слово,2008. Авторы учебника – Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин, М.А.Мищерина.

1) формировать умение грамотно писать гласные в окончаниях существительных;

2)развивать образное и логическое мышление, приемы языкового анализа, сравнения, обобщения;

3)воспитывать уважительное отношение к своей стране и родному языку.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, дидактический материал.

— объяснять выбор окончания;

— образовывать нужные формы в соответствии со сферой употребления;

— выбирать нужный вариант окончаний в речи.

I . Организационный момент.

II .Проверка домашнего задания.

1) Словарный диктант. Определить род существительных. (Работа у доски). Взаимопроверка по ключу.

Дочь (ж.р.), калека (общ.р.),сирота (общ. р.), портье (м.р.), конферансье (м.р.), метро (ср.р.), леди (ж.р.), кофе (м.р.), торнадо (м.р.), цеце (ж.р.),сулугуни (м.р.),иваси (ж.р.), салями (ж.р.), обжора (общ.р.), манго (ср.р.), Миссисипи (ж.р.), Онтарио (ср.р.), ВДНХ (ж.р.), простофиля (общ.р.), тюль (м.р.), плащ – палатка (ж.р.), вуаль (ж.р.), РАН (ж.р.), шампунь (м.р.), врач Петрова (м.р., ж.р.), крем – краска (ж.р.), Сочи (м.р.).

2) Морфологический разбор имен существительных. (Работа у доски).

(в) трактирах (в) Европе

1)сущ. (в чем? где?) 1)сущ. (в чем? где?)

2)н.ф. (что?) трактир 2)н.ф. (что?) Европа

3) нариц., неодуш., кокрет., м.р., 2 скл 3) собств., неодуш., кокрет.,

4)в форме П.п., мн.ч. 4)в форме П.п., ед.ч.

5) обстоят.места 5) обстоят.места

3) Обобщение знаний.

— По каким родам распределяются имена существительные? (Женский, мужской, средний, общий).

— Как синтаксически выражается род несклоняемых имен существительных? (Обозначается синтаксически в формах прилагательных).

— Как определяется род несклоняемых нарицательных имен существительных? (К м.р. относятся названия лиц мужского пола, названия животных и птиц; к ж.р. относятся названия лиц ж.р.).

— К какому роду грамматики относятся несклоняемые неодушевленные имена существительные? (К среднему).

— Назовите слова — исключения. (Кофе м.р., цеце ж.р.)

— Как определить род собственных несклоняемых имен существительных? (По родовому слову, Сочи — м.р. (город).

— Как определить род аббревиатур? (По роду ключевого слова, ВДНХ – ж.р. (выставка)).

— Как проверить, верно ли определен род несклоняемого имени существительного? (По словарю).

III . Интеллектуальная разминка.

— Герой стихотворения Георгия Граубина «Ленительный падеж» Лежебокин ненавидел падежи русского языка. Прочитайте диалог Лежебокина с автором. Подчеркните названия падежей, предлагаемых Лежебокиным.

— Да, переделка, кажется,

А сам ты смог бы новые

И, наконец, Просительный.

— Объясните знаки препинания при диалоге, однородных членах предложения, вводных словах.

— От каких слов и с помощью чего образованы новые названия падежей?

IV . Целеполагание. Очевидно, тема урока будет связана с падежами имен существительных. Как вы думаете, нужно ли знать и зачем нужно знать падежи?

V . Актуализация знаний .

— Прочитайте обращение поэта Аркадия Хайта к ученикам. В каком жанре оно представлено? Как вы понимаете, о каком «духовном пламени» говорит поэт. Выделите окончания у имен существительных, определите склонение и падеж.

Прости, не знаю твоего имени. Задумывался ли ты над вопросом: почему у отличников на всё хватает времени? И по ботанике заняться изучением семени, и в конноспортивной секции покачаться в стремени. То ли они из другого племени? Говорят, что всё дело в каком-то духовном пламени. ( А. Хайт )

Проверка задания. Работа с таблицей.

Падеж, тип склонения

— Эти существительные разносклоняемые: бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя.

— Выделите суффикс — ен — у разносклоняемых имен существительных на — мя .

— Какое еще существительное является разносклоняемым? (Путь — м.р.)

VI . Пошаговое усвоение материала.

5.1. Умение правильно определять тип склонения. Упр. 170 (задание 1).

5.2. Алгоритм действий для правильного написания окончаний имен существительных.

5.3. Закрепление. Упр. 170 (задание 2).

5.3. Обращение к материалу учебника § 33. Заполнение таблицы. (Работа в парах).

5.5.Составьте предложение, используя самое важное слово для нашей страны из словарного диктанта. Лучшее предложение записываем в тетрадь.

( А. Доброскок – серебряный призер Олимпийских игр в Сиднее.)

VII . Подведение итогов.

— Какие трудности могут возникать при написании окончаний имен существительных?

— От чего зависит выбор падежных окончаний –е-/-и- в Д.п. и П.п. у существительных 1 и 2 склонения?

— Какие стилистические правила написания окончаний имен существительных вы знаете?

— Какие правила абсолютно новы для вас?

— Какие случаи показались особенно сложными?

— Какие различия имеют варианты падежных окончаний?

IX . Дифференцированное домашнее задание .

§ 33, А — упр. 180, Б — упр. 181, В — упр. 176.

1. Алексеева Е.П. Русский язык в таблицах и схемах. – Самара: Издательство Ольги Кузнецовой, 2013.

2. Бабкина М.В. Тематическое и поурочное планирование. – М.: Русское слово, 2013.

3. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык.10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Русское слово, 2008.

4. Гольцова Н.Г., Мищерина М.А. Русский язык.10-11 классы: Книга для учителя. – М.: Русское слово, 2007

5. Розенталь Д.Э. Современный русский язык.- М.: Айрис – пресс, 2007.

Автор: Карташова Ольга Викторовна → olgabusuluk

—> 13.02.2014 0 17984 2664

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Есть мнение?
Оставьте комментарий

Упражнения на технику чтения и понимания прочитанного

Тонкости и секреты работы в Яндекс.Почте

Как работать с детьми с СДВГ в обычном классе?

2007-2021 «Педагогическое сообщество Екатерины Пашковой — PEDSOVET.SU».
12+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-41726 от 20.08.2010 г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес редакции: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Адрес учредителя: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Учредитель, главный редактор: Пашкова Екатерина Ивановна
Контакты: +7-920-0-777-397, info@pedsovet.su
Домен: https://pedsovet.su/
Копирование материалов сайта строго запрещено, регулярно отслеживается и преследуется по закону.

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

  • Опубликовать урок
  • Опубликовать статью
  • Дать объявление
  • Подписаться на новости
  • Частые вопросы
    сервис вебинаров —>

О работе с сайтом

Мы используем cookie.

Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

Урок русского языка в 10-м классе «Правописание падежных окончаний имен существительных. Гласные в суффиксах имен существительных»

Цель:

  1. Систематизировать знания о правописании имен существительных
  2. Закрепить умения правильного выбора гласных в данных орфограммах.
  3. Закрепление умения работать с текстом.

Число. Классная работа. Тема.

Записаны слова: созидание, творчество

Домашнее задание: параграф 34,35.Составить 2 теста (7 слов) по теме параграфа. Упражнение № 189 (1,2)

Названия книг Лихачева “Раздумья о России”, “Заметки о русском”, “О русской интеллигенции”.

Ребята имели возможность написать рецензию о книге Д.С.Лихачева “Письма о добром и прекрасном”.

Произведение этого автора подобно сосуду, наполненному жизненной мудростью.

Д.С.Лихачев уделял большое внимание нравственному воспитанию молодежи.

Оборудование: доска, мультимедийная установка, толковый словарь, книги Д.С.Лихачева.

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Пододвиньте, пожалуйста, рабочие листы, подпишите их. У вас уже записано число, классная работа. Запишите тему урока. Приложение 1

Каковы цели сегодняшнего урока? (цели урока ставятся учащимися самостоятельно) Вариант ответа учащихся:

Цели:

  • систематизировать знания о правописании имен существительных,
  • закрепить умения правильного выбора гласных в данных орфограммах
  • закрепить умение работать с текстом.

Учитель: Ребята, эпиграфом к нашему уроку будут слова академика Д.С.Лихачева, выдающегося российского ученого: Жизнь – это и есть вечное созидание” (Презентация PowerPoint, слайд1)

Учащимся зачитываются слова.

Учитель: Ребята, как вы понимаете слова Дмитрия Сергеевича Лихачева?

— Несомненно, жизнь – это созидание. А какой синоним можно подобрать к этому слову? Слово творчество.

Обращение к учащемуся, работающему со словарем: Пожалуйста, зачитайте определение слова творчество.

Итак, созидание – это обретение в душе гармонии. А чтобы быть гармонично развитым человеком, нужны знания.

Обратите внимание, перед вами на доске 3 предложения. В одном из них есть грамматическая ошибка. Исправьте её.

Обратите внимание на теоретическую справку (слайд 2)

Ребята имели возможность написать рецензию о книге Д.С.Лихачева “Письма о добром и прекрасном”.

Произведение этого автора подобно сосуду, наполненному жизненной мудростью.

Д.С.Лихачев уделял большое внимание нравственному воспитанию молодежи.

Запишите предложение в исправленном виде на рабочий лист.

(Ответ проговаривает учащийся. Ребята имели возможность написать рецензию на книгу Д.С.Лихачева “Письма о добром и прекрасном”.)

Если ваш ответ совпал с правильным, оцените свою работу в +1 балл.

III. Чтобы быть грамотными и не допускать ошибок, необходимо хорошо знать теоретический материал. Обращение к учебному параграфу 34 (слайд 3)

Выполним задание: прочитать материал параграфа, выделить главное, быть готовимся отвечать устно.

  • 1 ряд страница 119 – 120
  • 2 ряд страница 120 (1,2)
  • 3 ряд страница 120 и до конца параграфа

Задание: по карточке – информатору подготовьте ответ по параграфу 35 (готовят ответ 2 учащихся.), выполните письменное задание. Карточка-информатор (Приложение 2)

Работа с учащимися по параграфу.

Для 1 ряда — Расскажите, что вы узнали из текста параграфа о правописании падежных окончаний имен существительных?

Для 2 ряда – Какие варианты падежных окончаний у существительных отметили?

Для 3 ряда – Что вы выделили для себя из текста параграфа?

Задание: прослушать ответы учащихся, работающих в паре, по параграфу 35.

Дать рецензию на ответ. Приложение 3.

IV. Работа с рабочим листом. Тест.

(задания теста по книге Гольцовой Н.Г, Шамшина И.В. “Контрольные тесты: орфография и пунктуация. 10-11 классы”)

Учитель: Ребята! Давайте закрепим наши умения в выборе гласных в падежныхРусское слово” окончаниях имен существительных, решая тестовые задания.

На рабочем листе – задания. Выполняем тесты в течение 5 минут. Отмечаем в кружок правильные ответы.

Самопроверка.(слайд 4) За каждый правильный ответ учащиеся ставят +1 балл

Учащиеся, которые работали в парах, сдают тесты на оценку.

Подсчитайте сумму баллов и запишите в клетке. Поднимите руку, у кого 6 баллов? Это высший балл. Молодцы!

V. Работа с текстом (слайд 5). У каждого учащегося текст напечатан на рабочем листе.

Учитель: Когда академику Лихачеву задали вопрос, в чем он видит смысл жизни? Он ответил так.

Жизнь – это драгоценнейший дар, он дается не зря, а для какой-то огромной, великой цел.. .

Вы подумайте: природа создавала человека миллионы лет. И человек обязан отблагодарить природу за это и своей творческ. работ..й продолжать эту соз..дательную деятельность. Но нужно продолжать накапливать в жизн.. добро, накапливать все то, что способствует соз..данию.

Жизнь – прежде всего творчество, но это не значит, что каждый человек должен родиться художник… балерин… или ученым. Можно творить просто добрую атмосферу вокруг себя…

Творчество – оно беспрерывно.

1. Подготовьтесь к выразительному чтению текста.

2. Вставьте пропущенные буквы. Объясните орфограммы.

(Проверка слов — слайд 6)

За каждое следующее, правильно выполненное задание +1 балл.

3. Определите тему текста. (Что такое жизнь)

4.Основную мысль текста. (Жизнь есть творчество)

5. Укажите стиль текст. (Публицистический, т.к. назначение текста – информировать, воздействовать на читателей, передать общественно значимую информацию; характерны образность, логичность. Придают тесту выразительность изобразительно- выразительные средства (метафора). Лексика – книжная)

6. Определите тип речи. Докажите. (Рассуждение)

7. Сформулируйте позицию автора. (Позиция автора состоит в том, что на протяжении всей жизни человек должен творить добро).

8. Сформулируйте письменно, в чем вы видите смысл своей жизни? На данное задание заслушиваются 2 ответа учащихся. Баллы не ставятся.

VI . Проверка работ учащихся. Зачитываются ответы.

VII. Рефлексия.

Подсчитайте сумму баллов. У кого 12 баллов поставьте себе оценку 5, оставьте листы нас столе. Если меньшее количество баллов, следовательно, еще предстоит вам этот материал отработать самостоятельно.

Учитель: Как вы думаете, ребята, урок достиг своей цели?


источники:

http://pedsovet.su/load/28-1-0-41334

http://urok.1sept.ru/articles/513943