10 класс правописание суффиксов прилагательных и причастий

10 класс правописание суффиксов прилагательных и причастий

Орфограмма: Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-): правописание суффиксов имён существительных, имён прилагательных, глаголов и наречий.

1. Правописание суффиксов имён существительных

Суффиксы -чик/-щик. Суффикс -чик пишется после корней, оканчивающихся на д, т, з, с, ж, суффикс -щик — в остальных случаях (разведчик, метчик, образчик, подписчик, перебежчик, носильщик, сменщик).

Суффиксы -ек/-ик. Суффикс -ек пишется, если при склонении слова гласный в суффиксе выпадает; суффикс -ик пишется, если при склонении слова гласный в суффиксе сохраняется (замочек — замочка, ключик — ключика).

Суффиксы -ец/-иц. Суффикс -ец пишется:

  • в существительных мужского рода (братец, делец, хлебец);
  • в существительных среднего рода, когда ударение падает на окончание (письмецо, пальтецо).

Суффикс -иц- пишется:

  • в существительных женского рода (улица, мыльница, мельница);
  • в существительных среднего рода, когда ударение падает на основу (платьице, строеньице).

Суффиксы -ичк-/-ечк-. Суффикс -ичк- пишется в существительных женского рода, образованных от существительных на -иц- (луковица — луковичка, рукавица — рукавичка). Суффикс -ечк- пишется в словах, образованных от существительных не на -иц— (нянечка, лукошечко, Танечка).

Суффиксы -ышк-/-ушк-/-юшк-. Суффикс -ышк- пишется в существительных среднего рода (после него пишется окончание -о) (зёрнышко, солнышко, донышко). Суффикс -ушк- пишется в существительных мужского и женского рода (дедушка, девушка, соловушка). Суффикс -юшк- пишется в словах всех трёх родов (полюшко, долюшка, дядюшка).

Суффикс -инк-(-ин- + -к-)/-енк-. Суффикс -инк- пишется в словах, образованных от существительных с суффиксом -ин- (соломина — соломинка, рябина — рябинка). Суффикс -енк- пишется в уменьшительных формах существительных на -на, -ня, у которых в Р. п. мн. ч. не пишется на конце мягкий знак ( блесна — блёсен — блесенка, башня — башен — башенка ), а также в словах беженка, неженка, француженка, черешенка и т. п.

2. Правописание суффиксов имён прилагательных

Суффиксы -ив-/-ев-, -еват-/-евит-. Суффикс -ив- пишется под ударением, -ев- в безударном положении (красивый, спесивый, строевой, молодцеватый). Исключения : милостивый, юродивый.

Суффиксы -ов- и -ев-. После шипящих и ц под ударением пишется суффикс -ов-, без ударения — суффикс -ев- (парчовый, перцовый, камышовый, ключевой, концевой, ковшевой, вещевой).

Суффиксы -чив-/-лив-. Всегда пишутся с и (приветливый, переменчивый).

Суффиксы -к- и -ск-. Суффикс -к- пишется:

  • в качественных прилагательных, которые имеют краткую форму (резкий — резок, низкий — низок);
  • в прилагательных, образованных от существительных с основой на к, ч, ц, суффикс -ск- упрощается в к; звуки к, ч чередуются с ц (ненец — ненецкий, казак — казацкий, ткач— ткацкий). Исключения: узбек — узбекский, Углич — угличский).

Суффикс -ск- сохраняется в относительных прилагательных с основой на согласные д, т, з, с (матросский, французский, братский, городской) и с основой на согласные г, к, х, которые часто чередуются (Онега — онежский).

3. Правописание суффиксов глаголов

  1. В глаголах прошедшего времени перед суффиксом -л- пишется та же буква, что и в неопределённой форме перед -ть (видеть — видел, облегчить — облегчила, принять — приняло).
  2. В неопределённой форме глагола и в форме прошедшего времени пишутся суффиксы -ова-, -ева-, если в 1-м лице глагол оканчивается на -ую, -юю (рисую — рисовать).
  3. Если в 1-м лице глагол оканчивается на -ываю, -иваю без ударения на а, то суффикс -ыва-, -ива- сохраняется (раздумывать — раздумываю, заканчивать — заканчиваю).

4. Правописание суффиксов наречий

Наречия с приставкой в-, за-, на-, образованные от кратких прилагательных, имеют суффикс (вправо, затемно, набело), а наречия с приставками до-, из-, с- суффикс (дотемна, изредка, справа, исключение — досрочно).

На конце наречий после шипящих без ударения пишется суффикс , под ударением — суффикс (умоляюще, хорошо, исключение — ещё).

Конспект урока «Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-)».

Конспект урока русского языка в 10 классе «Правописание суффиксов причастий «

Предмет: русский язык.

Учитель: Лыса Т.Д., МБОУ «Степуринская СОШ».

Тема: по теме»Правописание суффиксов причастий

Тип: урок обобщения и систематизации

Методы: наглядный, поисковый.

Методы контроля: письменный, фронтальный, взаимоконтроль

Средства обучения: учебник, раздаточный материал, мультимедийный проектор, презентация.

Формы: фронтальная, индивидуальная

— систематизировать знания правила о правописании -н- и –нн- в суффиксах прилагательных, причастий

уметь обозначать данную орфограмму

-совершенствовать умение навыки использования алгоритма выбора правила правописания суффиксов ;

— расширение и углубление знаний по культуре речи;

— формирование навыка предупреждения и исправления речевых ошибок.

. 2) развивающие задачи:

— совершенствовать умение выделять главное в тексте, существенное в изучаемой теме;

— продолжить формирование умений выполнять познавательные и практические задания на использование элементов причинно-следственного анализа; на поиск информации из разных источников;

— развивать умение работать индивидуально.

— развивать творческую, речевую и мыслительную активность,

— прививать интерес к предмету на основе языковых впечатлений.

3) Воспитательные задачи:

— развитие нравственных качеств учащихся ;

— воспитание настойчивости, трудолюбия, патриотизма;

— воспитание коммуникативности, умения слышать других, понимать точку зрения товарищей по классу:

— привитие навыков культуры речевого общения.

— воспитание чувства коллективизма, товарищества.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация, распечатки дополнительного материала к уроку

Учебник: Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень/ А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова.М.: Просвещение, 2014

Самоопределение к учебной деятельности(мотивация)

Добрый день, ребята! Давайте улыбнемся друг другу. Ведь, как сказал Спиноза, «если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала своё хорошее настроение» А ещё я хотела бы пожелать вам, ребята, сегодня на уроке приятного аппетита. Вы удивлены? Не удивляйтесь. Дело в том, что мне недавно встретилось высказывание французского писателя Анатоля Франса: «Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом». Приступим к уроку.

Сегодня у нас урок обобщения знаний, которые мы получили ранее на наших уроках. О чем конкретнее мы будем говорить, озвучим чуть позже. Как всегда на уроке мы не только изучаем новое, но и обязательно повторяем уже изученное, это нам нужно, чтобы успешно сдать экзамены. Вы знаете, что одним из видов экзаменационной работы является выполнение теста.

Слайд 1. Урок начинаем с орфоэпической разминки. Совершенствование навыков правильного произношения слов позволит вам успешно выполнить задание 3. Слова для орфоэпической разминки выбраны из тестов сборников для подготовки к ГИА

анАлог , без Умолку, баловАть, блокИрование, вероисповЕдание, втрИдорога, газопровОд,

дОсыта , донЕльзя, еретИк , жалюзИ, завИдно ,задОлго, звонИт, созвонИмся

закУпорить,исчЕрпать, кедрОвый, пОверху , пОнизу, одноврЕменно

Выводы : Ребята, как вы думаете, с какой целью вы выполняли данное задание, какие умения формировали?

Актуализация знаний и фиксирование затруднений в деятельности

Слайд 2 Ребята, прежде чем перейти к новой теме урока, я хочу предложить вам посмотреть несколько слайдов, выполнить задания и определить тему урока .

Задание 1. Синтаксическая разминка.

Цель: Обобщить знания учащихся о предложении, осложненном однородными сказуемыми, развивать навыки выделения грамматической основы

Вставить пропущенные буквы, выделить орфограммы, расставить знаки препинания, выделить пунктограммы:

б) Анисья пр..села на моток цинковой снасти начала перевяз..вать серый клетчатый платок.

-Объясните постановку знаков препинания в предложении.

-Какое слово или сочетание слов является грамматической основой предложения?

1. Анисья присела.

2. Начала перевязывать.

3. Начала перевязывать платок.

4. Анисья присела, начала перевязывать

— Где можно ошибиться при выполнении этого задания? Какое это сказуемое- «начала перевязывать? Из чего состоит? ( СГС, глагол в изъявительном наклонении +начальная форма (инфинитив)

Задание 2 . Ребята, при проверке ваших тестов, я пришла к выводу, что вы испытываете трудности при выполнении задания 5, когда вам нужно исправить лексическую ошибку

Скажите , пожалуйста, что такое паронимы? ( Паронимы – однокоренные слова одной и той же части речи, близкие по звучанию, но различающиеся приставками или суффиксами и не совпадающие по значению.)

Чтобы совершенствовать практическое применение данных знаний по данному вопросу выполним задание.

Работа по карточкам. ( индивидуальная)Пользуемся толковыми словарями, если в этом есть необходимость

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

ХИЩНАЯ добыча минералов уже нанесла невосполнимый ущерб природе небольшого африканского государства.

Члены Олимпийского комитета исполнены РЕШИМОСТИ добиться высокого качества подготовки трасс для лыжных гонок и биатлона.

Многие театралы считают, что главное в спектакле — это режиссёрский замысел, который усилиями всех участников процесса создаёт новую СЦЕНИЧЕСКУЮ реальность.

Для того чтобы повысить активность и ПРОДУКТИВНОСТЬ работы, психологи советуют чередовать виды деятельности.

ХИЩНЫЙ означает «питающийся мясом» (хищный зверь) или «свойственный хищнику» (хищный взгляд). По контексту подразумевается ХИЩНИЧЕСКИЙ.

Требования ТЕХНИЧНОГО регламента производства продукции позволяют значительно повысить качество выпускаемых кондитерских изделий.

ГУМАНИТАРНЫЕ науки — это дисциплины, изучающие человека в сфере его духовной деятельности.

Одной из жемчужин коллекции работ фирмы Фаберже является скульптура петуха, вырезанная из ЦЕЛЬНОГО куска тёмно-коричневого сердолика.

Вылов осетровых в бассейне Амура запрещён, но браконьеры продолжают ХИЩНИЧЕСКОЕ истребление ценных пород рыб.

ТЕХНИЧНЫЙ означает «обладающий хорошей техникой» (техничный игрок). По контексту подразумевается ТЕХНИЧЕСКИЙ.

Лыжники вышли из охотничьего домика и невольно зажмурились от НЕТЕРПИМОГО блеска, которым была залита поляна.

В день рождения выдающегося пианиста в программе, названной «Романтизм от ВОСХОДА до заката», будут звучать самые известные концертные произведения.

Все автоматы, оформляющие АБОНЕМЕНТЫ для пассажиров электричек, отмечены специальными плакатами.

Проведение этапа «Формулы-1» было под вопросом даже за неделю до старта ГОНОЧНОГО турнира.

Слово НЕТЕРПИМЫЙ означает «недопустимый» (нетерпимая ситуация) или «не желающий считаться с чужим мнением» (нетерпимый человек). По контексту подразумевается НЕСТЕРПИМЫЙ.

Итог : как лучше запоминать паронимы (Есть словарь паронимов, которые встречаются в КИМах).

Определение темы и цели урока (Беседа с учащимися):

На доске записаны слова

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

— По каким признакам вы это определили? (причастие слышимый образовано от глагола слышать – это глагол II спряжения).

В) Подготовка к самостоятельному выводу.

— Что объединяет данные слова? (все слова являются причастиями, во всех словах пропущены гласные в суффиксах причастий).

— Ребята, на доске записаны слова, скажите, слова какой части речи представлены здесь?

-Можно ли без объяснений, без знания правил написать в данных словах суффиксы?

Какова же тема урока? допишите тему урока: Правописание суффиксов причастий

— Что нам нужно повторить, чтобы эти слова правильно написать?

— пользуясь справочным материалом, сформулируйте правило написания суффиксов действительных и страдательных причастий.

При написании сочинений и при работе с тестами ОГЭ и ЕГЭ ребята чаще всего допускают ошибки в правописании суффиксов причастий, поэтому на уроке мы обобщим и систематизируем знания по данному вопросу

Задание 3 .Объяснительный диктант

5) Словарный распределительный диктант с последующей взаимопроверкой.

Задание. 1. Распределить в два столбика — с главным словом — причастием и с зависимым словом — причастием. 2. Объяснить правописание суффиксов причастий. Можно тоже пользоваться справочным материалом.

Тяжело дыш. щий человек, бор. щийся с ленью, слыш. щийся издалека, стел. щийся туман, завис. щие от него, стро. щееся здание, запреща. щая директива, сража. щиеся воины, леч. щий врач, готов. щийся к занятиям, мысл. щий ученик, доказыва. мое обвинение, занима. мая должность, независ. мая комиссия, не облага. мые налогом.

борющийся с ленью

Тяжело дышащий человек

зависящие от него

готовящийся к занятиям

не облагаемые налогом.

Критерии оценивания задания

ошибка-«5», 2-3 ошибки-«4», 4-5 ошибок- «3»

Вывод: Знание какой орфограммы учились применять практически?

Задание 4 Эвристическая беседа

— В какой части слова пропущена буква?

— Какую функция выполняют причастие в словосочетании?

Задание 5 : Работа с текстом. ( тексты на партах,)

Цель: совершенствовать навыки работы с текстом, умение определять стиль речи. Продолжим работу по закреплению полученных знаний и работе по теме урока

Не умолкая, шумели воды прилива, набегали грохоч..щие волны, бь..щиеся о подножье тороса. Но вот буря стихла. Смолкли успокои..иеся волны,
придавл…ые тяжкой грудой льда. Ледяные поля придвинулись к самому берегу. Пошел гул, рокотом отдаваясь в глубине бора. Послышалось могучее шипенье, шорох, треск лома..ихся глыб, словно надвигалось неукрощ..ое стоногое чудовище. Передовые льдины, столкнувшись с торосом, сжатые напира..ей массой, ползли на вершину и громоздились в причудливые горы.
Движение ледяной массы, встретив непреодол..мую преграду, превратилось в колоссальную энергию разрушения., И через несколько минут вдоль берега ломаными очертаниями поднялись новые громады.

Вдруг опять разъяре..ым зверем набежала буря, разорвала тишину торжеству..им воем, расколола ледяной покров и беспорядочными грудами разбросала его на многие километры.
Но вот ветер снова упал. Затихшие волны несли разлома..ые, рассея..ые остатки ледяных полей, словно разбитые обломки гигантского корабля. Струи воды, не скованные льдом, вливались в свинцовые волны. Море
постепенно освобождалось от сковывавшего его льда. Тучи поспешно сбегали с небесного свода, и вот он уже весь кажется унизанным мерцающими звездами.

(По А. С. С е р а ф и м о в и ч у )

Выразительно прочитать. Из какого произведения этот текст?

Определите стиль текста. Доказать.

Сгруппируйте причастия и слова с пропущенными буквами в два столбика: действительные с страдательные причастия, графически объясняя выбор суффикса. Укажите тип связи слов в словосочетании. Можно пользоваться справочным материалом (раздать после объявления темы урока).

«Правописание -Н- и -НН- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных»
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему

Конспект урока русского языка в 10 классе на тему:

«Правописание -Н- и -НН- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных»

— закрепление знаний об условиях выбора написания -Н- и -НН- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных;

— продолжение работы по систематизации сведений о правописании -Н- и -НН- в суффиксах слов разных частей речи;

— продолжение формирования практического умения различать условия написания -Н- и -НН- в суффиксах различных частей речи;

— повторение сведений об обособлении распространённых определений, выраженных причастными оборотами.

Скачать:

ВложениеРазмер
pravopisanie_-n-_i_-nn-_v_suffiksah_prichastiy_i_otglagolnyh_prilagatelnyh_10_microsoft_office_word.docx30.92 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 10 классе на тему:

«Правописание -Н- и -НН- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных»

Учитель русского языка и литературы

средней общеобразовательной школы

при Посольстве России в Мексике

Колокольцев Михаил Вячеславович

— закрепление знаний об условиях выбора написания -Н- и -НН- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных;

— продолжение работы по систематизации сведений о правописании -Н- и -НН- в суффиксах слов разных частей речи;

— продолжение формирования практического умения различать условия написания -Н- и -НН- в суффиксах различных частей речи;

— повторение сведений об обособлении распространённых определений, выраженных причастными оборотами.

— способствовать развитию внимания, мышления, речетворческой деятельности, памяти и

умения логически рассуждать,

— продолжить формирование коммуникативных умений, осознания учащимися богатства русского языка.

Тип урока: урок обобщения и закрепления знаний

  1. Целеполагание. После объявления учителем темы урока учащиеся самостоятельно определяют цели и задачи занятия (см. выше – образовательная цель урока) и указывают на предполагаемые виды упражнений для достижения этих целей.
  1. Опрос домашнего задания: теория «Правописание Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных»

В суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени, образованных от глаголов совершенного вида:

решёННый (от глагола «решить»)

брошеННый (от глагола «бросить»).

В прилагательных, образованных от

причастий на – ованный, ёванный:

В причастиях с приставками, кроме

В отглагольных прилагательных (без приставки или с приставкой НЕ):

гашеная известь — негашеная известь.

В суффиксах причастий, употреблённых с зависимым словом (словами) – т.е. в составе причастного оборота:

кошеННый ВЧЕРА луг

4. В отглагольных прилагательных, образованных от глаголов несовершенного вида, и кратких причастиях:

кошеНое поле, поле скошеНо.

Исключения: деланный, жеманный, виденный, желанный, чванный, чеканный, окаянный, медленный, священный, невиданный, неслыханный, нежданный, негаданный, нечаянный, считанный.

В кратких прилагательных, образованных от полных путём перехода в них страдательных причастий прошедшего времени:

девушка (какова?) рассеяННа

В суффиксах кратких страдательных причастий:

семена (что сделаны?) рассеяны ветром

  1. Синтаксическая разминка (прорешивание типовых заданий ЕГЭ)

А1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых

Музыка С.С. Прокофьева требует от слушателя сосредоточе(1)ости, которая поможет слушателю оценить неожида(2)ые решения в построении мелодий и гармоний, безукоризне(3)о логичные формы.

1) 1 2) 1, 2, 3 3) 3 4) 1, 3

А2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?

Почему коньки, сдела(1)ые из любого материала, скользят только по ледя(2)ой поверхности и соверше(3)о не скользят по гладкому каме(4)ому полу?

1) 1, 2 2) 2, 4 3) 1, 3, 4 4) 3, 4

А3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?

Мощё(1)ая мраморной плиткой прихожая украше(2)а стекля(3)ыми вазами и золочё(4)ой мебелью, созда(5)ой лучшими мастерами Италии.

1) 3, 4 2) 2, 4 3) 1, 3, 5 4) 3, 5

А4. В каком варианте ответа правильно указаны цифры, на месте которых пишется одна буква Н:

На автопортрете художник одет в изыска(1)ый плащ, лицо спокойно и увере(2)о, бородка тщательно ухоже(3)а.

1) 1 2) 2 3) 3 4) 1, 3

А5. В каком варианте ответа правильно указаны цифры, на месте которых пишется одна буква Н?

В первых картинах И.Н. Никитина была некоторая упрощё(1)ость: фигуры выхваче(2)ы из темноты неопределё(3)ого пространства лучом яркого света и существуют вне связи со средой.

1) 1 2) 2 3) 1, 2 4) 1, 2, 3

  1. Повторение и закрепление изученного учебного материала

Упражнения для тренировки.

А. Объясните правописание Н и НН тексте:

Места, по которым они проезжали, не могли назваться живописными. Кое-где виднелись небольшие леса и, усеянные редким и низким кустарником, вились овраги, напоминая глазу их собственное изображение на старинных планах екатерининского времени. Попадались и речки с обрытыми берегами, и деревеньки с низкими избенками под темными, часто до половины разметанными крышами, и покривившиеся сарайчики с плетёнными из хвороста стенами, и церкви, то кирпичные с отвалившеюся кое-где штукатуркой, то деревянные с наклонившимися крестами и разоренными кладбищами. Сердце Аркадия понемногу сжималось. Как нарочно, мужички встречались все обтерханные , на плохих клячонках; как нищие в лохмотьях, стояли придорожные ракиты с ободранною корой и обломанными ветвями; исхудалые, шершавые, словно обглоданные , коровы жадно щипали траву по канавам. «Нет, – подумал Аркадий, – небогатый край этот, не поражает он ни довольством, ни трудолюбием; нельзя, нельзя ему так остаться, преобразования необходимы … но как их исполнить, как приступить. »

(По И.С. Тургеневу)

Учащиеся отвечают не вопросы:

— Из какого произведения этот текст?

— Что для понимания его смысла добавляют причастия? Каким тропом чаще всего бывают прилагательные и причастия?

— Как бы вы определили место данного текста для понимания идеи произведения?

Б. Переделайте предложения, заменяя выделенные глаголы краткими и полными страдательными причастиями.

Почему не именем главного героя, а неодушёвлённым предметом называет Н.В. Гоголь свою повесть?

В «Песне о вещем Олеге» Пушкин вместо слова «волшебник» употребляет слово с тем же корнем «волхв».

Читательское ожидание оправдывается , когда он читает о событиях, последовавших после сна Татьяны Лариной.

Помогает разобраться в характерах героев «Войны и мира» принцип «сцепления», состоящий в том, чтобы соединить, казалось бы, разрозненные сцены произведения.

Случайно ли в «Медном всаднике» Фальконе и Пушкин позаимствовали образы всадника, коня и змеи с изображения герба Москвы?

В. Прокомментируйте написание Н и НН.

Словосочетание с причастием или отглагольным прилагательным

Жаре н ая картошка

Образовано от глагола, нет приставки и зависимого слова


источники:

http://infourok.ru/konspekt-uroka-russkogo-yazika-v-klasse-pravopisanie-suffiksov-prichastiy-3207006.html

http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2018/03/27/pravopisanie-n-i-nn-v-suffiksah-prichastiy-i-otglagolnyh