10 класс русский язык суффиксы

Правописание суффиксов сущ. 10 класс
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему

Лучший юмористический канал: анекдоты, приколы, юмор и куча ржачных видео

материалы к уроку

Скачать:

ВложениеРазмер
сам. работа19.75 КБ
памятка25.05 КБ
урок18.87 КБ

Предварительный просмотр:

1.Образуйте формы именительного падежа множественного числа.

Адрес, бухгалтер, директор, договор, доктор, инженер, кондуктор, катер,лектор,сектор, китель , повар, выбор, инструктор,

2.Перепишите, раскрывая скобки и ставя существительное в нужном падеже. Выделите окончания существительных.

1) Мы шли по тенистой (аллея). 2) На конференци. был сделан доклад о происхождени. жизн. на Земл. . 3) Наши сотрудники хорошо отдохнули в (санаторий). 4) В (расширение и совершенствование) производства большую роль играет использование специального оборудования.

3.Поставьте существительные, стоящие в скобках, в форму Р.п., мн.ч.

Купить килограмм (абрикос), группа (армянин), сочинитель многих (басня), пара (бутсы), сто (грамм), несколько чистых (полотенце), несколько (клешня), пять (копьё), много (кудри), несколько (зеркальце).

1.Образуйте формы именительного падежа множественного числа.

Адрес, бухгалтер, директор, договор, доктор, инженер, кондуктор, катер,лектор,сектор, китель , повар, выбор, инструктор,

2.Перепишите, раскрывая скобки и ставя существительное в нужном падеже. Выделите окончания существительных.

1) Мы шли по тенистой (аллея). 2) На конференци. был сделан доклад о происхождени. жизн. на Земл. . 3) Наши сотрудники хорошо отдохнули в (санаторий). 4) В (расширение и совершенствование) производства большую роль играет использование специального оборудования.

3.Поставьте существительные, стоящие в скобках, в форму Р.п., мн.ч.

Купить килограмм (абрикос), группа (армянин), сочинитель многих (басня), пара (бутсы), сто (грамм), несколько чистых (полотенце), несколько (клешня), пять (копьё), много (кудри), несколько (зеркальце).

1.Образуйте формы именительного падежа множественного числа.

Адрес, бухгалтер, директор, договор, доктор, инженер, кондуктор, катер,лектор,сектор, китель , повар, выбор, инструктор,

2.Перепишите, раскрывая скобки и ставя существительное в нужном падеже. Выделите окончания существительных.

1) Мы шли по тенистой (аллея). 2) На конференци. был сделан доклад о происхождени. жизн. на Земл. . 3) Наши сотрудники хорошо отдохнули в (санаторий). 4) В (расширение и совершенствование) производства большую роль играет использование специального оборудования.

3.Поставьте существительные, стоящие в скобках, в форму Р.п., мн.ч.

Купить килограмм (абрикос), группа (армянин), сочинитель многих (басня), пара (бутсы), сто (грамм), несколько чистых (полотенце), несколько (клешня), пять (копьё), много (кудри), несколько (зеркальце).

1.Образуйте формы именительного падежа множественного числа.

Адрес, бухгалтер, директор, договор, доктор, инженер, кондуктор, катер,лектор,сектор, китель , повар, выбор, инструктор,

2.Перепишите, раскрывая скобки и ставя существительное в нужном падеже. Выделите окончания существительных.

1) Мы шли по тенистой (аллея). 2) На конференци. был сделан доклад о происхождени. жизн. на Земл. . 3) Наши сотрудники хорошо отдохнули в (санаторий). 4) В (расширение и совершенствование) производства большую роль играет использование специального оборудования.

3.Поставьте существительные, стоящие в скобках, в форму Р.п., мн.ч.

Купить килограмм (абрикос), группа (армянин), сочинитель многих (басня), пара (бутсы), сто (грамм), несколько чистых (полотенце), несколько (клешня), пять (копьё), много (кудри), несколько (зеркальце).

1.Образуйте формы именительного падежа множественного числа.

Ордер, офицер, слесарь, профессор, рапорт, ректор, торт , штемпель, шофер, паспорт, сорт, вексель, купол.

2.Перепишите, раскрывая скобки и ставя существительное в нужном падеже. Выделите окончания сущ.

1) Экономическая наука — это наука об эффективном (использование) ресурсов. 2) В картинной (галерея) организована выставка работ молодых художников. 3) В газетах появились сообщения о новом (сценарий) известного фильма. 4) В (расширение и совершенствование) производства большую роль играет использование специального оборудования.

3.Поставьте существительные, стоящие в скобках, в форму Р.п., мн.ч .

Купить килограмм (апельсин), отряд (сапёр), много (оладья), пять (кочерга), несколько (зеркало), кубометр (доска), нет (уши), несколько (доля), нет больших (гнездовье) птиц, пачка (вафля).

1.Образуйте формы именительного падежа множественного числа.

Ордер, офицер, слесарь, профессор, рапорт, ректор, торт , штемпель, шофер, паспорт, сорт, вексель, купол.

2.Перепишите, раскрывая скобки и ставя существительное в нужном падеже. Выделите окончания сущ.

1) Экономическая наука — это наука об эффективном (использование) ресурсов. 2) В картинной (галерея) организована выставка работ молодых художников. 3) В газетах появились сообщения о новом (сценарий) известного фильма. 4) В (расширение и совершенствование) производства большую роль играет использование специального оборудования.

3.Поставьте существительные, стоящие в скобках, в форму Р.п., мн.ч .

Купить килограмм (апельсин), отряд (сапёр), много (оладья), пять (кочерга), несколько (зеркало), кубометр (доска), нет (уши), несколько (доля), нет больших (гнездовье) птиц, пачка (вафля).

1.Образуйте формы именительного падежа множественного числа.

Ордер, офицер, слесарь, профессор, рапорт, ректор, торт , штемпель, шофер, паспорт, сорт, вексель, купол.

2.Перепишите, раскрывая скобки и ставя существительное в нужном падеже. Выделите окончания сущ.

1) Экономическая наука — это наука об эффективном (использование) ресурсов. 2) В картинной (галерея) организована выставка работ молодых художников. 3) В газетах появились сообщения о новом (сценарий) известного фильма. 4) В (расширение и совершенствование) производства большую роль играет использование специального оборудования.

3.Поставьте существительные, стоящие в скобках, в форму Р.п., мн.ч .

Купить килограмм (апельсин), отряд (сапёр), много (оладья), пять (кочерга), несколько (зеркало), кубометр (доска), нет (уши), несколько (доля), нет больших (гнездовье) птиц, пачка (вафля).

1.Образуйте формы именительного падежа множественного числа.

Ордер, офицер, слесарь, профессор, рапорт, ректор, торт , штемпель, шофер, паспорт, сорт, вексель, купол.

2.Перепишите, раскрывая скобки и ставя существительное в нужном падеже. Выделите окончания сущ.

1) Экономическая наука — это наука об эффективном (использование) ресурсов. 2) В картинной (галерея) организована выставка работ молодых художников. 3) В газетах появились сообщения о новом (сценарий) известного фильма. 4) В (расширение и совершенствование) производства большую роль играет использование специального оборудования.

3.Поставьте существительные, стоящие в скобках, в форму Р.п., мн.ч .

Купить килограмм (апельсин), отряд (сапёр), много (оладья), пять (кочерга), несколько (зеркало), кубометр (доска), нет (уши), несколько (доля), нет больших (гнездовье) птиц, пачка (вафля).

  1. Адреса, бухгалтеры, директора, договоры, доктора, инженеры, кондукторы, катера, лекторы, секторы, кителя, повара, выборы, инструкторы.
  1. 1) Мы шли по тенистой аллее. 2) На конференции был сделан доклад о происхождении жизни на Земле . 3) Наши сотрудники хорошо отдохнули в санатории. 4) В расширении и совершенствовании производства большую роль играет использование специального оборудования.
  1. Купить килограмм абрикосов, группа армян, сочинитель многих басен, пара бутс, сто граммов, несколько чистых полотенец, несколько клешней, пять копий, много кудрей, несколько зеркалец.

1.Ордера, офицеры, слесари, профессора, рапорты, ректоры, торты , штемпеля, шоферы, паспорта, сорта, векселя, купола.

1) Экономическая наука — это наука об эффективном использовании ресурсов. 2) В картинной галерее организована выставка работ молодых художников. 3) В газетах появились сообщения о новом сценарии известного фильма. 4) В расширении и совершенствовании производства большую роль играет использование специального оборудования.

3.Купить килограмм апельсинов, отряд сапёров, много оладий, пять кочерёг, несколько зеркал, кубометр досок, нет ушей, несколько долей, нет больших гнездовий птиц, пачка вафель.

Правописание суффиксов существительных

Рассмотрим пра­во­пи­са­ние суф­фик­сов суще­стви­тель­ных в рус­ском языке.

В боль­шин­стве суф­фик­сов суще­стви­тель­ных явля­ют­ся без­удар­ны­ми глас­ные «о» и «е», «и» или «е». Укажем пра­ви­ла, с помо­щью кото­рых мож­но выбрать пра­виль­ное напи­са­ние суф­фик­сов -ек- или -ик-, -ец- или -иц-, -ок- и -ек- после шипя­щих и т. д. Для нагляд­но­сти соста­вим таб­ли­цу пра­во­пи­са­ния суф­фик­сов имен суще­стви­тель­ных и при­ве­дем в ней при­ме­ры слов.

Ряд суф­фик­сов суще­стви­тель­ных име­ют тра­ди­ци­он­ное напи­са­ние с бук­вой «о», «е» или «и». Перечислим эти суффиксы.

Какие бывают суффиксы существительных?

В рус­ском язы­ке суще­ству­ют два вида суф­фик­сов существительных:

  • суф­фик­сы субъ­ек­тив­ной оцен­ки (оце­ноч­ные суффиксы);
  • сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ные суффиксы.

Суффиксы субъективной оценки

Суффиксы субъ­ек­тив­ной оцен­ки -ек-, -ик-, -чик-, -ец- -иц-, -ич-к-, -ечк-, -оньк-, -еньк-, -ин-к-, -ышк-, -ушк, -юшк-, -ищ- выра­жа­ют оцен­ку пред­ме­та или лица, о кото­ром ведет­ся речь.

Примеры:

  • кир­пич — кир­пич ик
  • лепе­сток — лепе­сточ ек
  • посла­нье — посла́нь иц е
  • пуго­ви­ца — пугов ич к а
  • Таня — Тан ечк а
  • тётя — тёт еньк а
  • чер­но­сли­ви­на — чер­но­слив ин к а
  • гор­ло — горл ышк о
  • кума — кум ушк а
  • горе — гор юшк о
  • туф­ля — туфл ищ а.

Словообразовательные суффиксы

Словообразовательные суф­фик­сы -чик-, -щик-, -ец-, -иц-, -ичн-, -от-, -отн-, -ость, -овств-, -ев-, -еств-, -енств-, -ин-, -изн- и пр. обра­зу­ют суще­стви­тель­ные от одно­ко­рен­ных слов раз­ных частей речи:

  • белый — бел изн а
  • варить — вар ев о
  • сту­чать — стук отн я
  • хва­стать — хваст овств о.

Чаще все­го глас­ные в суф­фик­сах суще­стви­тель­ных явля­ют­ся без­удар­ны­ми, из-за чего воз­ни­ка­ет затруд­не­ние в их напи­са­нии. Рассмотрим пра­ви­ла напи­са­ния суф­фик­сов имен суще­стви­тель­ных. Сгруппируем их в таб­ли­це и при­ве­дем примеры.

Правила написания суффиксов существительных

СуффиксыОсобенности пра­во­пи­са­нияПримеры
-ек-

-ик-/-чик

В суф­фик­се -ек- пишет­ся бук­ва «е», если в фор­ме р.п. она ста­но­вит­ся беглой.
При скло­не­нии суф­фикс -ик- сохра­ня­ет бук­ву «и».
венич ек (венич к а)
дожд ик (дожд ик а)
-ок-

-ек-

После шипя­щих под уда­ре­ни­ем пишет­ся -ок,
без уда­ре­ния — -ек-
баш­мач ок
друж ок
но
цве­точ ек
горош ек
-ец-

-иц-

Суффикс -ец обра­зу­ет сло­ва муж­ско­го рода.
Суффикс -иц- вхо­дит в состав слов жен­ско­го рода.
У сущ. ср. рода пишет­ся суф­фикс -ец-, если уда­ре­ние пада­ет на -цо.
Суффикс -иц- пишет­ся, если уда­ре­ние пада­ет на основу.
мороз ец
кра­сав ец
рож иц а
книж иц а

бель ец о́
серебр ец о́
зда́нь иц е
-инк-

-енк-

Суффиксы -ин-к- име­ют сло­ва, обра­зо­ван­ные от сущ. с суф­фик­сом -ин-.

Суффикс -енк- пишет­ся в осталь­ных случаях.

пере­клад ин к а
ссад ин к а
беж енк а
неж енк а
-ушкк-

-ышк-

Сущ. ж.р. и оду­шев­лен­ные сущ. м.р. после суф­фик­сов -ишк-, ушк-/-юшк- име­ют окон­ча­ние .

Сущ ср.р. и неоду­шев­лен­ные сущ. м.р. име­ют окон­ча­ние .

трав ушк а
дол юшк а
воробь ишк а
пальт ишк о
ум ишк о
голос ишк о
-ич-к-

-ечк-

Суффиксы -ич-к- пишут­ся в сло­вах, обра­зо­ван­ных на -иц-(а).

Суффикс -ечк- обра­зу­ет осталь­ные существительные.

луко­ви­ца → луков ич к а
ули­ца → ул ич к а
сито → сит ечк о
бума­га → бумаж ечк а
-оньк-/-онок-

-еньк-

Суффикс -оньк-/онок- пишет­ся после твер­дых соглас­ных кор­ня и после шипя­щих под ударением.
Суффикс -еньк- пишет­ся после мяг­ких соглас­ных, шипя­щих и гласных.
лапа → лап оньк а
скворч онок
душ еньк а
Зо еньк а
-ищ-С суф­фик­сом -ищ- у сущ. м.р. и ср.р. пишет­ся окон­ча­ние ,
у суще­стви­тель­ных ж.р. — .
вели­кан ищ е
болот ищ е
ску­кот ищ а
гряз ищ а
-чик-

-щик-

Суффикс -чик пишет­ся после соглас­ных осно­вы д, т, ж, з, с.
В осталь­ных слу­ча­ях пишет­ся суф­фикс -щик-.
раз­ве д чик
пуле­ме т чик
пере­бе ж чик
зака з чик
под­пи с чик
фонар щик
выдум щик

Правописание без­удар­ных суф­фик­сов -иц- и -ец- мож­но про­ве­рять скло­не­ни­ем. Если при скло­не­нии суще­стви­тель­но­го глас­ная суф­фик­са выпа­да­ет (хле́бец — хле́бца), то пишет­ся суф­фикс -ец-. Если глас­ная сохра­ня­ет­ся, в сло­ве пишет­ся суф­фикс -иц- (лужи­ца — лужи­цы).

Учтем, что от суще­стви­тель­ных жен­ско­го рода с конеч­ным бук­во­со­че­та­ни­ем -ня обра­зу­ют­ся сло­ва с помо­щью суф­фик­са -к-:

  • виш­ня — вишен к а
  • баш­ня — башен к а
  • сос­на — сосен к а.

В их мор­фем­ном соста­ве нет суф­фик­са -енк-, а появ­ля­ет­ся в осно­ве сло­ва бег­лая глас­ная «е» после шипя­ще­го или мяг­ко­го согласного.

Ряд суф­фик­сов суще­стви­тель­ных пишут­ся все­гда оди­на­ко­во. Такие напи­са­ния явля­ют­ся тра­ди­ци­он­ны­ми в рус­ском языке.

Суффиксы, написание которых запомним

Всегда с бук­вой «о» в без­удар­ном поло­же­нии пишется

1. суф­фикс -от-, кото­рый обра­зу­ет суще­стви­тель­ные от основ одно­ко­рен­ных прилагательных:

  • кра­си­вый → крас от а
  • бед­ный → бедн от а
  • право­та → прав от а

2. суф­фикс -отн-, обра­зу­ю­щий сло­ва от глаголов:

  • бегать → бег отн я
  • ругать → руг отн я
  • тол­кать → толк отн я

3. суф­фикс -ость обра­зу­ет отвле­чен­ные име­на суще­стви­тель­ные от при­ла­га­тель­ных и причастий:

  • вялый → вял ость
  • дикий → дик ость
  • обид­чи­вый → обид­чив ость
  • воз­буж­дён­ный → воз­буж­денн ость

4. суф­фикс -овств- обра­зу­ет суще­стви­тель­ные от гла­голь­ных основ:

  • кол­до­вать → колд овств о
  • воро­вать → вор овств о
  • сва­тать → сват овств о.

С бук­вой «е» пишут­ся суф­фик­сы после мяг­ких соглас­ных и шипящих.

1. суф­фикс -ев- обра­зу­ет суще­стви­тель­ные от гла­голь­ных основ:

  • кру­жить → круж ев о
  • курить → кур ев о
  • месить → мес ив о
  • топить → топл ив о
  • нищий → нищ енств о
  • пер­вый → перв енств о
  • жуль­нич еств о
  • кустар­нич еств о

С бук­вой «и» пишут­ся все­гда суф­фик­сы -изн- и -ин-, обра­зу­ю­щие суще­стви­тель­ные от прилагательных:

  • голу­бой → голуб изн а
  • новый → нов изн а
  • пря­мой → прям изн а
  • глу­бо­кий → глуб ин а
  • седой → сед ин а
  • быст­рый → быстр ин а.

Традиционные напи­са­ния суф­фик­сов суще­стви­тель­ных с бук­ва­ми «о», «е» или «и» сле­ду­ет запом­нить или справ­лять­ся о них в словаре.

Правописание гласных в суффиксах существительных

Чтобы пра­виль­но напи­сать глас­ную бук­ву в суф­фик­се, выяс­ня­ем вна­ча­ле мор­фем­ный состав суще­стви­тель­но­го, а затем при­ме­ня­ем соот­вет­ству­ю­щее пра­ви­ло или сле­ду­ем тра­ди­ци­он­но­му написанию.

Видеоурок «Правописание суффиксов существительных (6 класс)»

Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-)

Теория к заданию 11 из ЕГЭ по русскому языку

1. Суффиксы имен прилагательных

Суффиксы -ЕВ-/-ИВ-
-ЕВ- пишется без ударения
Например: сиреневый, фасолевый
-ИВ- пишется под ударением
Например: красивый
Исключения: милостивый, юродивый

Суффиксы -ЛИВ- / -ЧИВ- В русском языке есть только суффиксы -лив- и -чив- (нет -лев- и -чев-)
Например: заботливый, доверчивый

Суффикс -ЕН- Суффикс -ен- пишется в кратких формах прилагательных на –йный.
Например: случаен — случайный, спокоен — спокойный
Исключение: достоин

2. Суффиксы имен существительных

Суффиксы -ЕК-, -ИК-
-ИК- гласная при изменении слова по падежам не исчезает.
Например: ключик — нет ключика
-ЕК- гласная при изменении слова по падежам исчезает.
Например: замочек — нет замочка

Суффикс -тель- всегда пишется одинаково. Например: строитель, водитель.

-ЧИК-: если основа оканчивается на т, д, с, з, ж.
Например: наводчик, заказчик. -ЩИК-: если основа оканчивается на другие буквы.
Например: каменщик, жестянщик.

-ЕЦ-: пишется в существительных мужского рода и среднего рода (перед ударением)
Например: братец, письмецо
-ИЦ-: пишется в существительных женского рода и среднего рода (после ударения)
Например: мастерица, платьице

3. Cуффиксы глаголов

Cуффиксы -ОВА- / -ЕВА-, -ЫВА / -ИВА-
-ОВА- / -ЕВА-: форма 1 л. ед.ч. настоящего или будущего времени оканчивается на -ую, -юю.
Например: пробовать — пробую
-ЫВА / -ИВА-: форма 1 л. ед.ч. настоящего или будущего времени оканчивается на -ываю, -иваю.
Например: отгадывать — отгадываю
Примечание: В глаголах перед ударным –ВА- сохраняется та же гласная, что и в глаголе, от которого он образован.
Например: преодолевать — преодолеваю, заливать-заливаю

Cуффиксы перед -Л- в прош.вр.

Перед суффиксом -л- в глаголах прошедшего времени пишется та же гласная, что и перед -ть в инфинитиве.
Например: лаял — лаять

4. Cуффиксы причастий

Перед суффиксом –вш-, -ш- в причастиях пишется та же гласная, что и перед -ть в инфинитиве.
Например: лаявший — лаять


источники:

http://russkiiyazyk.ru/chasti-rechi/sushhestvitelnoe/pravopisanie-suffiksov.html

http://examer.ru/ege_po_russkomu_yaziku/teoriya/pravopisanie_suffiksov