10 класс урок правописание приставок на з

Ход урока на тему «Правописание приставок на З-/С-. Правописание И/Ы после приставок»
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) по теме

Ход урока, рассчитанный на 2 академических часа.

Скачать:

ВложениеРазмер
hod_uroka_pristavki_na_z_s.doc43.5 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

«Правописание приставок на З и С. Правописание И\Ы после приставок.»

урок закрепления знаний, умений, навыков.

закрепить правило написания приставок на з (с), И\Ы после приставок , учиться находить слова с данными приставками, уметь употреблять их в речи; различать группы приставок.

развитие орфографической зоркости, развитие речи, развитие навыков применения на практике полученных знаний.

вызвать интерес к урокам русского языка, умение объективно оценивать свои знания, воспитывать ответственное отношение к своему здоровью.

1. Оргмомент (7 мин)

— Здравствуйте! Кто сегодня отсутствует?

2. Сообщение целей и задач урока. (2 мин)

— Сегодня у нас урок закрепления знаний, умений и навыков в форме практикума. Тема урока “Правописание приставок на з-\с-. Правописание И\Ы после приставок”. (слайд № 1) . Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок? (ответы учащихся)

В первой части нашего занятия мы будем совершенствовать умение писать слова с приставками на з (с), находить их в предложениях, употреблять в речи.

Запишем в тетрадях число, тему урока.

3. Устная разминка. (5 мин). — Ответьте на вопросы:

  1. На какие группы делятся приставки?
  2. Назовите неизменяемые приставки. Приведите примеры.
  3. Почему одна и та же приставка в одном случае пишется с буквой з, а в другом – с буквой с?
  4. Перед какими буквами в приставках пишется с? Приведите примеры. (слайд № 2) .
  5. Перед какими буквами в приставках пишется з? Приведите примеры.

— Теперь проведем небольшую разминку. Студенты правой стороны аудитории по одному назовут слова с неизменяемыми приставками; левой стороны – с приставками на з (с).

4. Проверка домашнего задания. (3 мин)

Как вы справились с домашним заданием? (если были трудности, разбираем их, если нет – продолжаем дальше).

Ребята, Клава Ошибкина тоже выполняла домашнее задание. Ей очень хочется получить “5”. Помогите ей. Спишите данные слова, выделите приставки. Исправьте ошибки, если есть. (слова написаны на доске)

Бесчувственный, безшумный, расстановка, безжизненный, зжигать, восстановление, зделать,расделить, рассердиться, восдать, разпределить.

5. Отработка навыков правописания приставок на з-\ с-.

1) Творческий диктант. ( 5 мин)

Заменить существительное с предлогом прилагательным с приставками на з (с) Распределить в два столбика: без-, бес-

1. Ребенок без забот (беззаботный)

2. Небо без звезд (беззвездное)

3. Жидкость без цвета (бесцветная)

4. Дорога без конца (бесконечная)

5. Плач без звука (беззвучный)

6. Движение без шума (бесшумное)

7. Шоколад без вкуса (безвкусный)

8. Вход без платы (бесплатный)

9. Ребенок без помощи (беспомощный)

10. Океан без предела (беспредельный)

11. Облако без формы (бесформенное)

12. Пустыня без воды (безводная)

(Устно проверяем правильность написания слов).

2) Самостоятельная работа. (5 мин) (предложения раздаются на карточках )

Списать предложения, обозначить орфограмму.

1. Звезды видны, а месяц еще не в…ходит.

2. Остановился Жилин, ра…думывает.

3. Сидит девочка, глаза ра…крыла, глядит на Жилина.

4. Костылин ра…сказал, что лошадь под ним стала.

5. Ра…сердился Жилин: “Так я же один уйду. Прощай”.

Урок «Правописание приставок на З — С»(10 класс)

Урок по теме “Правописание приставок на з-с”.

Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).

-Повторить основные правила правописания приставок,

-совершенствовать орфографические умения,

-развивать навыки самостоятельной работы;

-развивать языковое чутье;

-проверить уровень усвоения темы.

Оборудование: карточки , презентация

— Какие морфемы используются для создания новых слов?

— Какие виды приставок мы уже знаем?

От каких условий зависит написание приставок на з-с?

— Какая приставка к этой группе относиться не будет? Почему? Написание каких слов в связи с этим нужно запомнить? (здесь, здание, здоровье) Почему они пишутся с буквой З?

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

в знакомой ситуации (типовые)

— Словарный диктант: записать под диктовку слова с приставками на з-с, обозначить орфограмму.

Безропотный, расстаться, бестолковый, расчесать, развинтить, расчистить, разложить, бесплатный, рассольник, взлететь, бездорожье, безмолвный, бесшумный, исчерпать, рассердить, чересчур, бескультурье, рассвет, расфасовать, ниспадать, низвергнуть, растоптать, излить, безмятежный, разжечь.

*проверка устно по цепочке, самооценка (0-1 ош. = 5; 2-4 ош. = 4; 5-8 ош. = 3; >8 ош. = 2)

в изменённой ситуации (конструктивные)

Для того, чтобы верно применить правило, необходимо, конечно, уметь видеть слова с приставками на з-с. В данных вам предложениях (задание 1) найдите такие слова, выпишите их (только их, под номерами, в той форме, в которой они даны) и объясните графически написание приставок. (задание на раздаточном материале или есть проектор , то на доске)

1) И вдруг все двадцать четыре птенчика разом замахали крошечными крылышками, вспорхнули и полетели. 2) Цыплятки старались вскарапкаться на кручу, но падали и катились вниз. 3) Давно вспахали колхозники пустые поля и опять посеяли рожь и пшеницу. 4) Осенью вся совиная семья разбрелась по лесу. 5) И старик рассказал колхознику, как медведь играл на расщеплённом грозой дереве. 6) Большой медведь бесшумно крался по лесу, осторожно переступал голыми подошвами сухие сучья. 7) Раздался громкий хохот. 8) Птенчик вылетел из гнезда, беспомощно перевернулся в воздухе и упал на землю.

*проверяет один ученик на оценку.

— Распределительный диктант. Записать слова в два столбика:

1) с приставками, оканчивающимися на з или с; 2) с приставками, не изменяющимися на письме.

Отблеск, бесхитростный, бесшумный, разведать, обточить, взбежать, всплакнуть, предпочтение, сбить, разжать, сжать, подбегать, надпись, расцеловать, сбросить, бескрайний.

*взаимопроверка, эталонный ответ записан на доске (0 ош. = 5; 1 ош. = 4; 2 ош. = 3; >2 ош. = 2)

Приставки на з-с

Бесхитростный, бесшумный, разведать, взбежать, всплакнуть, разжать, расцеловать, бескрайний.

Отблеск, обточить, предпочтение, сбить, сжать, подбегать, надпись, сбросить.

6. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

Подберите к каждому «отрезку» слова подходящую приставку. Запишите полученные слова, выделяя приставку. (задание на раздаточном материале)

..цветающий, ..мерить, ..дельник, ..ведчик, ..править, ..кипеть, ..бираться, ..пахать, ..шумный, ..бедный, ..жигать, ..порядок.

8. Рефлексия (подведение итогов занятия)

1.Вставьте буквы О\Ё(раздать и собрать д/з)

Изж…га, ш…рник, ш…мпол, ш…кировать, ш…винизм, ж…лоб, ж…лудь, деш…вый, ж…кей, ж…нглёр, ч…лка, ш…колад, ч…каться, трещ…тка, чащ…ба, ц…коль, ц…котуха, ш…лк, ж…сткий, ш…лковый, уч…ба, парч…вый, песц…вый, ключ…вой, реч…нка, пяточ…к, груш…вый, сгущ…нка пирож…к, кулач…к, туш…нка, чулоч…

Вставьте буквы О\Ё

Изж…га, ш…рник, ш…мпол, ш…кировать, ш…винизм, ж…лоб, ж…лудь, деш…вый, ж…кей, ж…нглёр, ч…лка, ш…колад, ч…каться, трещ…тка, чащ…ба, ц…коль, ц…котуха, ш…лк, ж…сткий, ш…лковый, уч…ба, парч…вый, песц…вый, ключ…вой, реч…нка, пяточ…к, груш…вый, сгущ…нка пирож…к, кулач…к, туш…нка, чулоч…

Вставьте буквы О\Ё

Изж…га, ш…рник, ш…мпол, ш…кировать, ш…винизм, ж…лоб, ж…лудь, деш…вый, ж…кей, ж…нглёр, ч…лка, ш…колад, ч…каться, трещ…тка, чащ…ба, ц…коль, ц…котуха, ш…лк, ж…сткий, ш…лковый, уч…ба, парч…вый, песц…вый, ключ…вой, реч…нка, пяточ…к, груш…вый, сгущ…нка пирож…к, кулач…к, туш…нка, чулоч…

Вставьте буквы О\Ё

Изж…га, ш…рник, ш…мпол, ш…кировать, ш…винизм, ж…лоб, ж…лудь, деш…вый, ж…кей, ж…нглёр, ч…лка, ш…колад, ч…каться, трещ…тка, чащ…ба, ц…коль, ц…котуха, ш…лк, ж…сткий, ш…лковый, уч…ба, парч…вый, песц…вый, ключ…вой, реч…нка, пяточ…к, груш…вый, сгущ…нка пирож…к, кулач…к, туш…нка, чулоч…

Конспект урока «Правописание приставок на З-С»

Конспект урока «Правописание приставок на З-С»

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока «Правописание приставок на З-С»»

Тема : Буквы з-с на конце приставок

Цели: познакомить учащихся с орфограммой «Правописание з и с на конце приставок»;

формировать умение определять условия выбора букв з — с на конце приставок;

Личностные: формирование системы ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания.

Метапредметные: определять тему урока, цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты.

Предметные: знать правило написания з-с на конце приставок, знать о единообразном написании приставки с, правильно писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать условия выбора правильных написаний, уметь работать со словарями различных типов.

I. Организационный этап.

Добрый день, дорогие ребята, девизом нашего урока я предлагаю взять следующие слова, прочитайте их

Сколько правил!
Правил сколько!
С непривычки бросит в дрожь.
Будь старательным и только!
Будь внимательным и только!
Все запомнишь, все поймешь!

II Проверка домашнего задания:

1. Сначала мы проведём небольшую разминку.

Над каким большим разделом языкознания мы работаем? ( морфемикой)

Что изучает морфемика? ( морфемы, значимые части слова)

Какие морфемы вам изветсны? ( приставки, корни, суффиксы, окончания.

Что такое корень?

Что такое приставка?

С какими приставками мы познакомились на прошлом уроке? ( приставками, которые пишутся одинаково, независимо от произношения, приставками пре-, при-)

Назовите неизменяемые приставки.

III. Подготовка учащихся к работе на основном этапе

— Вы хорошо усвоили материал предыдущего урока.

А теперь попытайтесь определить, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке. Сформулируйте тему урока. (Для этого прослушайте сказку)

В некотором царстве, орфографическом государстве,

Жили-были согласные, звонкие и глухие.

Дружно жили, не тужили. Но однажды …

Заспорили звонкий З и глухой С…

Кому стоять на конце этих приставок?

З кричал, что звучит сильнее,

С убеждал, что без него тоже не обойтись.

Дело чуть не дошло до драки…

А ведь не будет добра, коли меж своими вражда!

Кто-то посоветовал обратиться к мудрецам,

Которые всё на свете знал и даже писали правила

Для жителей государства.

Тема урока «Буквы з и с на конце приставок»

— Исходя из темы, определите цели урока.

Определить, когда пишется буква з на конце приставки, когда –с.

Научиться грамотно писать слова с данными видами орфограмм,

графически обозначать изученную орфограмму).

IV. Этап усвоения новых знаний и способов действий

А теперь, я думаю, вы сможете выступить в роли мудрецов. Вам предстоит разрешить спор между жителями орфографического государства и сформулировать правило правописания з и с на конце приставок. А для этого необходимо провести исследовательскую работу.

Тема исследования совпадает с темой урока, цель – с целью урока.

— Определите объект исследования. ( слова с приставками)

— Предмет исследования? (Буквы з-с на конце приставок)

1. Запишите слова в два столбика

— Давайте составим план исследования.

— Выделить в словах приставки.

— Подчеркнуть в словах согласную, на которую оканчивается приставка, одной чертой, и согласную, с которой начинается корень, двумя чертами.

— Сравнить, как пишутся приставки в первом столбике и во втором.

— Какой вывод можно сделать?

Приставки на З пишутся перед звонкими согласными, приставки на С перед глухими согласными.

— Давайте познакомимся с правилом, которое предлагают нам авторы учебника ( материал стр. 30 )

V. Этап первичной проверки понимания изученного

Учитель читает слова с приставками на з и с. Если в слове нужно писать приставку з, дети встают на носочки и поднимают руки вверх, если с приседают.

(Самооценка вносится в лист достижений)

Подчиняется ли правилу, которое вывели мудрецы, слово сбежать?

2)- Фонетический разбор слова.

В чём коварство приставки С?

Работа с лингвистическим текстом.

Коварная приставка с-

Осторожно! Она « ошибкоопасна»! Во- первых, потому, что она маленькая и легко ускользает от внимания. А во- вторых, потому, что иногда оказывается перед звонким согласным звуком. Перед глухим, а тем более перед гласным, она не так опасна. Например, в словах скатился, сумел, стёр, вряд ли кто- нибудь напишет букву з. Зато перед звонким согласным звуком: сдаваться, сбиться, сгорбиться – чётко слышится звук з. Но мы – то с вами на эту удочку не попадёмся!

Как бы звонко ни звучала приставка с- перед звонкими согласными , будем помнить: это приставка 1 группы, и пишется она всегда одинаково: сбиться, сгорать, сжечь

Есть маленькая группа слов, которая пишется с буквой з. Это здесь, здание, здоровье.

VI. Этап закрепления знаний и способов действия.

( справиться, сгибать, списать)

2. Тестовые задания.

I. Укажите строчку, где во всех словах на месте пропуска пишется

1) ра..жевать, ра..бушеваться, бе..донный, бе..заветный;

2) бе..заботный, бе..граничный, ра..целовать, бе..грамотный;

3) бе..молвный, и..тратить, во..вратить, ра..хвалить.

II. Укажите строчку, где во всех словах на месте пропуска пишется С.

ра..сечь, ра..цвёл, во..стать, ..доровье;

бе..примерный, в..плеск, .. беречь, ..дание;

..бегать, ра..щепить, бе..просветный, ..делка.

III. Укажите строчку, где все слова с орфограммой приставки на З и С.

сгребать, бесхитростный, нарисовать, возвещать;

восход, бескозырка, испуг, возрасти;

погрузить, возглавлять, бесплатный, восток.

IV. Укажите строчку, где во всех словах на месте пропуска пишется буква З.

во..парить, ра..делить, и..пугался, бе..следно;

ра..рослись, бе..звучный, во..нести, ра..жечь;

и..толковать, бе..мерный, ра..жалобить, бе..цветный;

V. Укажите строчку, где во всех словах на месте пропуска пишется С.

1) и..следовать, ..жимать, бе..покойный, ..дешний;

2) . делать, ра..сечь, ..дать, ра..хватать;

3) и..тлеть, ..гореть, ра..жать, и..пугать;

Самопроверка (ответы на интерактивной доске).

3. Разноуровневые задания

Прочитайте ряды слов. Спишите, исключив лишнее слово из каждого ряда.

Объясните свой выбор.

1) Бе…правный, бе…жизненный, бе…численный, бе…платный.

2) …бегать, …дать, …дравствуй, …делать;

3) …десь, …дание, …доровье, ра…бить;

4) бе…брежный, бе…предельный, бе…граничный, бе…радостный.

Правильный ответ (в 1р. Безжизненный, во 2 ряду здравствуй в нём нет приставки, З – часть корня; в 3 ряду разбить, а в остальных словах З-часть корня; в 4ряду беспредельный)

К каждой пословице подберите другую, подходящую по смыслу. Напишите пословицы попарно, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы.

1. Ра…говором сыт (не) будешь.

2. (Не) вырастишь овощей, (не) …варишь и щей.

3. (Не) ра…грызешь ореха, так (не)…ъешь и ядра.

4. Ра…суждениями каши (не) …варишь.

Правильный ответ (к 1 подходит 4, в ней идёт речь о том, что нельзя накормить словами, ко 2 подходит 3, т.к. в них идёт речь о том, что нельзя получить результата, не работая. В каждой пословице есть слова, не работая. В каждой пословице есть слова по теме урока, не с глаголами, глаголы 2 лица ед. числа)

Прочитайте текст. Разделите его на 2 части. Спишите ту часть, которая соответствует теме урока, выделите орфограмму.

Заклинатель присел около корзины и раскрыл её. В корзине лежала свернувшаяся колечками очковая змея. Заклинатель, легко сжимая дудочку, стал наигрывать печальную мелодию. Змея встрепенулась, расширила свой щит,испуганно и злобно зашипела. Змеи почти не слышат звуков. Музыка на них влиять не может. Кобра всё равно может укусить. Поэтому заклинатели не делают резких движений и отучают змею кусаться. Для этого её заставляют кусать очень горячие предметы.

Правильный ответ (Из этого текста мы узнаем об очень редком виде труда (дрессировка змей). Мы разделили текст на 2 части, списываем первую часть)

VII. Этап информации о домашнем задании

Разноуровневые домашние задания

2 уровень. От данных существительных с предлогом образуйте однокоренные прилагательные с приставкой и подберите к этим прилагательным подходящие по смыслу существительные.

Образец: без плана – бесплановая работа.

Без заботы – .
без крыльев – .
без дома – .
без края – .
без конца – .
без руки – …,
без хозяйства – .
без цели – .
без работы – .
без толка – …

Задание: заполните таблицу приведенными словами, вставив в них пропущенную орфограмму. Дополните каждую колонку 3-4 своими примерами

Ра…глядеть, ра…певать, бе…печный, во…радоваться, ни…падать, бе…грамотный, во..ходить, и…текший, бе…шумный, ни…вергать.

Задание: замените приведенные словосочетания с предлогами синонимичными словосочетаниями без предлога, обозначьте орфограмму в приставке. С двумя любыми получившимися словосочетаниями составьте предложения.

День без радости, прибор без шума, человек без чувств, мужчина без сердца, день без конца, радость без предела.

Задание: найдите «лишнее» слово, объясните свой выбор.

1.Бе…граничный, бе…конечный, бе…перебойный, бе…предельный, бе…брежный.

2.Бе…чувственный, бе…душный, бе…содержательный, жестокий, бе…сердечный.

Задание: выполните морфемный разбор слов, вставив пропущенные орфограммы.

Ра…шумелись, ра…храбрились, и…пользовать, бе…покойный, …гибать, …бор, …горяча.

Задание: составьте словосочетания со следующими словами, вставив в них пропущенные орфограммы.

Бе…вкусица, бе…жалостный, бе…форменный, ра…пилить, во…стание, во…торжествовать, ра…писание, не…говорчивый.

Задание: от данных глаголов образуйте глаголы, выбирая подходящую приставку раз-/рас-, из-/ис-, воз-/вос-, вз-/вс-.

Бросать, пугать, гадать, бить, портить, следовать, ссориться, помнить, жевать, двигать, царапать, делать.

Задание: выписать слова с приставками. (один учащийся с приставками на з, второй – на с)

Бе…брежный, бе…вестный, бе…сменный, бе…вкусный, бе…смертный, бе…смысленный, бе…снежный, бе…грамотный, бе…граничный, бе…связный, бе…сердечный, бе…предельный, бе…доказательный, бе…жалостный, бе…сильный, бе…славный, бе…заботный, бе…заветный, бе…конечный, бе…звучный, бе…злобный.

Задание: выписать слова с приставками. (один учащийся с приставками на з, второй – на с)

Во…вышать, во…действовать, и…портить, и…стрелять, во…хвалить, во…ходить, во…звание, во…соединиться, во…становить, и…сохнуть, и…бегать, и…следовать, и…сушить, и…вестие, и…виваться, и…таять, и…толковать, во…стание, и…лечиться, ни…ринуть, ни…падать.

3) Проверка индивидуальных творческих заданий (составить ребус, придумать цепочки слов для игры “Третий лишний”, найти пословицы, загадки с орфограммой “Приставки на з-с” )

Физминутка для улучшения мозгового кровообращения

И.п. – сидя, руки на поясе. 1 – повернуть голову направо. 2 – и.п. То же налево. Повторить 6-8 раз. Темп медленный

И.п. – сидя, руки на плечи, кисти сжать в кулаки. 1 – наклонить голову назад. 2 – и.п. То же вперед. Повторить 6-8 раз.

5. Практическая часть.

Заменить существительное с предлогом прилагательным с приставками на з (с) . Распределить в два столбика: без-, бес-

1. Ребенок без забот (беззаботный)

2. Небо без звезд (беззвездное)

3. Жидкость без цвета (бесцветная)

4. Дорога без конца (бесконечная)

5. Плач без звука (беззвучный)

6. Движение без шума (бесшумное)

7. Шоколад без вкуса (безвкусный)

8. Вход без платы (бесплатный)

9. Ребенок без помощи (беспомощный)

10. Океан без предела (беспредельный)

11. Облако без формы (бесформенное)

12. Пустыня без воды (безводная)

Списать предложения, обозначить орфограмму.

1. Звезды видны, а месяц еще не в…ходит.

2. Остановился Жилин, ра…думывает.

3. Сидит девочка, глаза ра…крыла, глядит на Жилина.

4. Костылин ра…сказал, что лошадь под ним стала.

5. Ра…сердился Жилин: “Так я же один уйду. Прощай”.

6. Все руки и…бил он, а колодку не сбил.

7. И…мучился Жилин, остановился.

VII. Этап подведения итогов урока

Над какой орфограммой мы работали сегодня на уроке?

— Когда на конце приставки пишется буква з? Когда с?

Благодаря чему мы смогли добиться хороших результатов?

Давайте снова обратимся к девизу нашего урока

Сколько правил!
Правил сколько!
С непривычки бросит в дрожь.
Будь старательным и только!
Будь внимательным и только!
Все запомнишь, все поймешь!


источники:

http://infourok.ru/urok-pravopisanie-pristavok-na-z-s-klass-646496.html

http://multiurok.ru/files/konspekt-uroka-pravopisanie-pristavok-na-z-s.html