10 н и нн в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных

«Правописание -Н- и -НН- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных»
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему

Лучший юмористический канал: анекдоты, приколы, юмор и куча ржачных видео

Конспект урока русского языка в 10 классе на тему:

«Правописание -Н- и -НН- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных»

— закрепление знаний об условиях выбора написания -Н- и -НН- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных;

— продолжение работы по систематизации сведений о правописании -Н- и -НН- в суффиксах слов разных частей речи;

— продолжение формирования практического умения различать условия написания -Н- и -НН- в суффиксах различных частей речи;

— повторение сведений об обособлении распространённых определений, выраженных причастными оборотами.

Скачать:

ВложениеРазмер
pravopisanie_-n-_i_-nn-_v_suffiksah_prichastiy_i_otglagolnyh_prilagatelnyh_10_microsoft_office_word.docx30.92 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 10 классе на тему:

«Правописание -Н- и -НН- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных»

Учитель русского языка и литературы

средней общеобразовательной школы

при Посольстве России в Мексике

Колокольцев Михаил Вячеславович

— закрепление знаний об условиях выбора написания -Н- и -НН- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных;

— продолжение работы по систематизации сведений о правописании -Н- и -НН- в суффиксах слов разных частей речи;

— продолжение формирования практического умения различать условия написания -Н- и -НН- в суффиксах различных частей речи;

— повторение сведений об обособлении распространённых определений, выраженных причастными оборотами.

— способствовать развитию внимания, мышления, речетворческой деятельности, памяти и

умения логически рассуждать,

— продолжить формирование коммуникативных умений, осознания учащимися богатства русского языка.

Тип урока: урок обобщения и закрепления знаний

  1. Целеполагание. После объявления учителем темы урока учащиеся самостоятельно определяют цели и задачи занятия (см. выше – образовательная цель урока) и указывают на предполагаемые виды упражнений для достижения этих целей.
  1. Опрос домашнего задания: теория «Правописание Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных»

В суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени, образованных от глаголов совершенного вида:

решёННый (от глагола «решить»)

брошеННый (от глагола «бросить»).

В прилагательных, образованных от

причастий на – ованный, ёванный:

В причастиях с приставками, кроме

В отглагольных прилагательных (без приставки или с приставкой НЕ):

гашеная известь — негашеная известь.

В суффиксах причастий, употреблённых с зависимым словом (словами) – т.е. в составе причастного оборота:

кошеННый ВЧЕРА луг

4. В отглагольных прилагательных, образованных от глаголов несовершенного вида, и кратких причастиях:

кошеНое поле, поле скошеНо.

Исключения: деланный, жеманный, виденный, желанный, чванный, чеканный, окаянный, медленный, священный, невиданный, неслыханный, нежданный, негаданный, нечаянный, считанный.

В кратких прилагательных, образованных от полных путём перехода в них страдательных причастий прошедшего времени:

девушка (какова?) рассеяННа

В суффиксах кратких страдательных причастий:

семена (что сделаны?) рассеяны ветром

  1. Синтаксическая разминка (прорешивание типовых заданий ЕГЭ)

А1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых

Музыка С.С. Прокофьева требует от слушателя сосредоточе(1)ости, которая поможет слушателю оценить неожида(2)ые решения в построении мелодий и гармоний, безукоризне(3)о логичные формы.

1) 1 2) 1, 2, 3 3) 3 4) 1, 3

А2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?

Почему коньки, сдела(1)ые из любого материала, скользят только по ледя(2)ой поверхности и соверше(3)о не скользят по гладкому каме(4)ому полу?

1) 1, 2 2) 2, 4 3) 1, 3, 4 4) 3, 4

А3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?

Мощё(1)ая мраморной плиткой прихожая украше(2)а стекля(3)ыми вазами и золочё(4)ой мебелью, созда(5)ой лучшими мастерами Италии.

1) 3, 4 2) 2, 4 3) 1, 3, 5 4) 3, 5

А4. В каком варианте ответа правильно указаны цифры, на месте которых пишется одна буква Н:

На автопортрете художник одет в изыска(1)ый плащ, лицо спокойно и увере(2)о, бородка тщательно ухоже(3)а.

1) 1 2) 2 3) 3 4) 1, 3

А5. В каком варианте ответа правильно указаны цифры, на месте которых пишется одна буква Н?

В первых картинах И.Н. Никитина была некоторая упрощё(1)ость: фигуры выхваче(2)ы из темноты неопределё(3)ого пространства лучом яркого света и существуют вне связи со средой.

1) 1 2) 2 3) 1, 2 4) 1, 2, 3

  1. Повторение и закрепление изученного учебного материала

Упражнения для тренировки.

А. Объясните правописание Н и НН тексте:

Места, по которым они проезжали, не могли назваться живописными. Кое-где виднелись небольшие леса и, усеянные редким и низким кустарником, вились овраги, напоминая глазу их собственное изображение на старинных планах екатерининского времени. Попадались и речки с обрытыми берегами, и деревеньки с низкими избенками под темными, часто до половины разметанными крышами, и покривившиеся сарайчики с плетёнными из хвороста стенами, и церкви, то кирпичные с отвалившеюся кое-где штукатуркой, то деревянные с наклонившимися крестами и разоренными кладбищами. Сердце Аркадия понемногу сжималось. Как нарочно, мужички встречались все обтерханные , на плохих клячонках; как нищие в лохмотьях, стояли придорожные ракиты с ободранною корой и обломанными ветвями; исхудалые, шершавые, словно обглоданные , коровы жадно щипали траву по канавам. «Нет, – подумал Аркадий, – небогатый край этот, не поражает он ни довольством, ни трудолюбием; нельзя, нельзя ему так остаться, преобразования необходимы … но как их исполнить, как приступить. »

(По И.С. Тургеневу)

Учащиеся отвечают не вопросы:

— Из какого произведения этот текст?

— Что для понимания его смысла добавляют причастия? Каким тропом чаще всего бывают прилагательные и причастия?

— Как бы вы определили место данного текста для понимания идеи произведения?

Б. Переделайте предложения, заменяя выделенные глаголы краткими и полными страдательными причастиями.

Почему не именем главного героя, а неодушёвлённым предметом называет Н.В. Гоголь свою повесть?

В «Песне о вещем Олеге» Пушкин вместо слова «волшебник» употребляет слово с тем же корнем «волхв».

Читательское ожидание оправдывается , когда он читает о событиях, последовавших после сна Татьяны Лариной.

Помогает разобраться в характерах героев «Войны и мира» принцип «сцепления», состоящий в том, чтобы соединить, казалось бы, разрозненные сцены произведения.

Случайно ли в «Медном всаднике» Фальконе и Пушкин позаимствовали образы всадника, коня и змеи с изображения герба Москвы?

В. Прокомментируйте написание Н и НН.

Словосочетание с причастием или отглагольным прилагательным

Жаре н ая картошка

Образовано от глагола, нет приставки и зависимого слова

Азбучные истины

Интерактивный диктант

Учебник ГРАМОТЫ: орфография

Учебник ГРАМОТЫ: пунктуация

Имена и названия. Интерактивный тренажер

Учебники

Олимпиады

Видео

Полезные ссылки

Летнее чтение

Запоминалки

Цитаты о языке

Скороговорки

Пословицы и поговорки

Учебник ГРАМОТЫ: орфография

Выберите правильные варианты ответов. Для проверки выполненного задания нажмите кнопку «Проверить».

Н/НН в причастиях и отглагольных прилагательных

Правописание Н или НН в страдательных причастиях – одно из тех правил, на которые регулярно в диктантах, сочинениях и тестах встречаются ошибки.

Прежде всего, запомните правило: В суффиксах полных страдательных причастий пишется две буквы Н, например, СПИЛЕННЫЕ ДЕРЕВЬЯ. В суффиксах кратких страдательных причастий пишется одна буква Н, например, ДЕРЕВЬЯ СПИЛЕНЫ.

Но поскольку полные страдательные причастия иногда очень похожи на прилагательные, чтобы избежать ошибок, полезно помнить четыре условия, при которых пишется две буквы Н:

1) причастие имеет приставку ( кроме НЕ-), например, ВЫСУШЕННЫЕ ГРИБЫ;

2) причастие образовалось от глагола совершенного вида, например, РЕШЕННАЯ ЗАДАЧА — от глагола РЕШИТЬ (что сделать? – соверш. вид);

3) причастие имеет зависимые слова, например, ВЫСУШЕННЫЕ (где?) В ПЕЧКЕ ГРИБЫ;

4) Причастие образовано от глагола с помощью суффиксов –ОВА- или -ЕВА-, например, ВЗВОЛНОВАННОЕ ЛИЦО.

Если слово не имеет ни одного из этих признаков, то оно пишется с одним Н.

Кроме этого, есть несколько слов с двумя буквами Н, написание которых необходимо выучить точно так же, как мы запоминаем слова-исключения: НЕВИДАННЫЙ, НЕСЛЫХАННЫЙ, НЕЖДАННЫЙ, НЕГАДАННЫЙ, НЕЧАЯННЫЙ, ЖЕЛАННЫЙ, ЖЕМАННЫЙ, СВЯЩЕННЫЙ, ЧВАННЫЙ.

(1) Сколько Н надо написать в причастии из словосочетания ЗАПУЩЕ_ЫЙ САД? Прежде всего, надо посмотреть, есть ли у причастия приставка. В нашем случае приставка есть, значит, писать это слово надо с двумя Н : ЗАПУЩЕННЫЙ САД.

(2) Сколько Н надо написать в причастии из словосочетания БРОШЕ__ЫЙ ВЗГЛЯД? Прежде всего, смотрим, есть ли у причастия приставка. В нашем примере у причастия приставки нет, следовательно, надо сделать следующий шаг: определить вид глагола, от которого это причастие образовалось. БРОШЕ__ЫЙ образовалось от глагола БРОСИТЬ (что сделать?) Этот глагол совершенного вида, значит, в причастии надо писать две буквы Н: БРОШЕННЫЙ ВЗГЛЯД.

(3) Сколько Н надо написать в причастии из словосочетания ЖАРЕ__АЯ В ДУХОВКЕ РЫБА? У причастия в этом словосочетании есть зависимые слова: ЖАРЕ__АЯ (где?) В ДУХОВКЕ. Следовательно, в причастии надо писать две буквы Н: ЖАРЕННАЯ В ДУХОВКЕ РЫБА.

(4) Сколько Н надо написать в причастии из словосочетания АСФАЛЬТИРОВА_ОЕ ШОССЕ? Поскольку в этом причастии есть суффикс -ОВА-, в нем надо писать две буквы Н : АСФАЛЬТИРОВАННОЕ ШОССЕ.

(5) Сколько Н надо написать в слове ПЛЕТЕ_АЯ из словосочетания ПЛЕТЕ_АЯ КОРЗИНА? Поскольку у него нет приставки, нет зависимых слов, нет суффиксов -ОВА- или -ЕВА-, а также потому, что оно образовалось от глагола несовершенного вида ПЛЕСТИ ( что делать?), нужно писать одну букву Н : ПЛЕТЕНАЯ КОРЗИНА.

«Разве я могу не любить его? – говорила она себе, вникая в его испуга _н ый и вместе обрадова _н ый взгляд.
(Лев Толстой, «Анна Каренина»)

Левин тотчас же подумал об этом, но, несмотря на это, решил, что такие виды на него Свияжского есть только его ни на чем не основа _н ое предположение…
(Лев Толстой, «Анна Каренина»)

Ну, гость неприглаше _н ый,
Быть может батюшка войдет!
Прошу служить у барышни влюбле _н ой!
(А. С. Грибоедов, «Горе от ума»)

Ей ленты алые вплели
В две русые косы,
Цветы, наряды принесли
Невида _н ой красы.
(Н. А. Некрасов, «Русские женщины»)

Кто хочет к нам пожаловать, – изволь;
Дверь отперта для зва _н ых и незва _н ых…
(А. С. Грибоедов, «Горе от ума»)

Петрушка, вечно ты с обновкой,
С разодра _н ым локтем.
(А. С. Грибоедов, «Горе от ума»)

…Были затребова _н ы от враждебного министерства сведения о тех мерах, которые были в последнее десятилетие примене _н ы…
(Лев Толстой, «Анна Каренина»)

А тот чахоточный, родня вам, книгам враг,
В уче _н ый комитет который поселился…
(А. С. Грибоедов, «Горе от ума»)

И тут же думается ей –
Бог знает почему, –
Что небо звездное – песком
Посыпа _н ый листок,
Бессменно день и ночь в пути
На диво слаже _н ый возок…
(Н. А. Некрасов, «Русские женщины»)

Левин приезжал в Москву всегда взволнова _н ый, торопливый, немножко стесне _н ый и раздраже _н ый этою стесненностью и большею частью с совершенно новым, неожиданным взглядом на вещи.
(Лев Толстой, «Анна Каренина»)

Нет, в этот вырубле _н ый лес
Меня не заманят,
Где были дубы до небес
А нынче пни торчат!
(Некрасов, «Русские женщины»)

На крепостной балет согнал на многих фурах
От матерей, отцов отторже _н ых детей?!
(А. С. Грибоедов, «Горе от ума»)

Степан Аркадьич уже сошел к себе вниз, разделся, опять умылся, облекся в гофрирова _н ую ночную рубашку и лег…(Лев Толстой, «Анна Каренина»)

В Нерчинск придете, если вас
Дорога не убьет.
Навряд версты четыре в час
Закова _н ый идет.
(Н. А. Некрасов, «Русские женщины»)

С изуродова _н ым страстью лицом, бледный и с трясущеюся нижнею челюстью, Вронский ударил ее каблуком в живот и опять стал тянуть за поводья…
(Лев Толстой, «Анна Каренина»)

У Дарьи Александровны разбегались глаза на этот элегантный, невида _н ый ею экипаж…
(Лев Толстой, «Анна Каренина»)

Женился наконец на дочери его,
Прида _н ого взял — шиш, по службе — ничего.
(А. С. Грибоедов, «Горе от ума»)

Она вспомнила, как она рассказала почти признание, которое ей сделал в Петербурге молодой подчине _н ый ее мужа…
(Лев Толстой, «Анна Каренина»)

К обеду приехали: старая кузина Алексея Александровича… …и один молодой человек, рекомендова _н ый Алексею Александровичу на службу.
(Лев Толстой, «Анна Каренина»)

К перу от карт? и к картам от пера?
И положе _н ый час приливам и отливам?
(А. С. Грибоедов, «Горе от ума»)

Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,
Где оскорбле _н ому есть чувству уголок.
(А. С. Грибоедов, «Горе от ума»)

Степан Аркадьич… в этом шуточном ухаживанье… и зашел нечая _н о так далеко, что уже не знал, как выбраться назад…
(Лев Толстой, «Анна Каренина»)

Как эдаких людей учтивее зовут?
Нежнее? – человек он светский,
Отъявле _н ый мошенник, плут:
Антон Антоныч Загорецкий.
(А. С. Грибоедов, «Горе от ума»)

За то, что он смягчил разгнева _н ую гостью,
Хотел я похвалить.
(А. С. Грибоедов, «Горе от ума»)

Сидишь по часу нем,
Неугнете _н ый, бодрый ум
Работает меж тем.
(Н. А. Некрасов, «Русские женщины»)

Н и НН в суффиксах страдательных причастий и отглагольных прилагательных

Этот видеоурок доступен по абонементу

У вас уже есть абонемент? Войти

Из урока «Н и НН в суффиксах страдательных причастий и отглагольных прилагательных» вы узнаете новые для вас правила русского языка. Чтобы верно написать слово, вам нужно будет ответить на ряд вопросов. Ответ на каждый из них поможет быстро решить, как правильно писать суффиксы страдательных причастий и отглагольных прилагательных.


источники:

http://gramota.ru/class/coach/tbgramota/45_106

http://interneturok.ru/lesson/russian/7-klass/bglava-2-prichastieb/n-i-nn-v-suffiksah-stradatelnyh-prichastiy-i-otglagolnyh-prilagatelnyh