ЕГЭ Русский язык. Экспресс-подготовка. Задание № 8. Синтаксические нормы. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.
ЕГЭ Русский язык.
Экспресс-подготовка.
Задание № 8.
Синтаксические нормы. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.
Подлежащее и сказуемое— главные члены предложения, его грамматическая основа. В задании № 8 на ЕГЭ по русскому языку есть примеры с нарушением связи между главными членами. В чём суть ошибок, как их найти и исправить. Ответим на эти вопросы.
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.
Типичные ошибки.
Неверное употребление рода сказуемого.
- Пример № 1. Грамматические основы в сложном предложении.
Те, кто приехал позже, не успел вовремя прийти на совещание.
1-ая основа- те не успел (несовпадение числа)
2-ая основа – кто приехал (верно).
Суть ошибки в том, что сказуемое первой основы (успел) ставится в числе второй основы (кто приехал)
Верно.
Те, кто приехал позже, не успели вовремя прийти на совещание.
- Пример № 2. Подлежащее — несклоняемое существительное.
Неверно.
Тбилиси расположились в живописном месте Кавказа. (Тбилиси – это город, род несклоняемых существительных определяется по нарицательному существительному)
Верно.
Тбилиси расположился в живописном месте Кавказа.
Несовпадение числа подлежащего и сказуемого.
- Неверное число при подлежащем «кто». Запомните, что при нём сказуемое всегда стоит в единственном числе.
Неверно.
Все, кто присутствовали на конференции, остались довольны её результатами.
Верно.
Все, кто присутствовал на конференции, остались довольны её результатами.
- Спор — это возможность отстаивать свою правоту, при которой каждый из участников уверены в успешном исходе.
Пояснение.
Во втором предложении подлежащее «каждый», и хотя участников было несколько, подлежащее стоит в единственном числе, поэтому и сказуемое тоже должно быть в единственном числе.
Верно.
Спор — это возможность отстаивать свою правоту, при которой каждый из участников уверен в успешном исходе.
- Запомните, если подлежащее выражено числительным и последнее слов в нём «один», то сказуемое всегда будет стоять в единственном числе.
Неверно.
Двадцать один дом по программе ипотечного жилья сданы в этом году.
Верно.
Двадцать один дом по программе ипотечного жилья сдан в этом году.
- Запомните: если подлежащее имеет в своём составе слова МНОГО, МАЛО, НЕМНОГО, то сказуемое ставится в единственном числе.
Неверно.
Много лет прошли после нашей встречи.
Верно.
Много лет прошло после нашей встречи.
Особо хочу остановиться на грамматической основах, в составе которых есть слова: БОЛЬШИНСТВО, МЕНЬШИНСТВО, МНОЖЕСТВО, НЕСКОЛЬКО, РЯД, ЧАСТЬ.
1.Сказуемое стоит в единственном числе в следующих случаях.
- Если при данных словах нет зависимых слов.
Неверно.
Большинство были согласны с выступающим.
Верно.
Большинство было согласно с выступающим.
- Если подлежащее- неодушевлённое существительное.
Неверно.
Несколько школ были не готовы к началу учебного года.
Верно.
Несколько школ было не готово к началу учебного года.
2.Сказуемое стоит во множественном числе в следующих случаях.
- Если при данных словах есть зависимые слова.
Неверно.
Большинство слушателей было недовольно выступлением оратора.
Верно.
Большинство слушателей были недовольны выступлением оратора.
- Если подлежащее- одушевлённое существительное.
Неверно.
Ряд участников выступил за предложенные изменения в уставе компании.
Верно.
Ряд участников выступили за предложенные изменения в уставе компании.
- Если перед подлежащим есть частицы ТОЛЬКО, ЛИШЬ.
Неверно.
Только небольшая часть слушателей согласились прийти на вторую встречу.
Верно.
Только небольшая часть слушателей согласилась прийти на встречу.
Алгоритм выполнения задания № 8.
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.
- Найдите грамматическую основу предложения (или грамматические основы, если это сложное предложение).
- Определите, в одинаковом ли роде и числе стоят главные члены. Если в разном — это ошибка.
- Если подлежащее — слово «кто», то сказуемое – в ед. ч.
- Если при подлежащем есть слова БОЛЬШИНСТВО, МЕНЬШИНСТВО, МНОЖЕСТВО, НЕСКОЛЬКО, РЯД, ЧАСТЬ, то сказуемое стоит в ед.ч. в следующих случаях: если при данных словах НЕТ зависимых слов и подлежащее- неодушевлённый предмет. В остальных случаях- множественное число.
- Если подлежащее имеет в составе слова МНОГО, МАЛО, НЕМНОГО, то сказуемое- в единственном числе.
- Если в подлежащем есть составное числительное, последнее слово которого «ОДИН», то сказуемое- в единственном числе.
Ребята, постоянно повторяйте вышеизложенные правила, только тогда выполнение данного задания дойдёт у вас до автоматизма.
10 нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ | ПРЕДЛОЖЕНИЯ | |||||||||||||||||||||||||||||||
A | Б | В | Г | Д |
А) нарушение связи между подлежащим и сказуемым — 4) Никто из тех людей, с кем я жил здесь, не хватятся моего отсутствия и не будут меня искать. КОРРЕКТНО: 4) Никто из тех людей, с кем я жил здесь, не хват ит ся моего отсутствия и не будут меня искать.
Б) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом — 2) Сдвинув вельветовую кепочку достоинством в семь целковых и помахивая портфельчиком, утратившим всякую стоимость, настроение Башуцкого было приятно-беспечным, каким оно бывает у прогульщиков. КОРРЕКТНО: 2) Сдвинув вельветовую кепочку достоинством в семь целковых и помахивая портфельчиком, утратившим всякую стоимость, Башуцкий ощутил, что настроение у него было приятно-беспечным, каким оно бывает у прогульщиков.
В) нарушение в построении сложноподчинённого предложения — 6) Стоя около покрашенной синей краской двери, второй слой которой даже не успел просохнуть как следует, Женя задумалась о том, почему ей всё ещё никто не звонит. КОРРЕКТНО: 6) Стоя около покрашенной синей краской двери, второй слой которой даже не успел просохнуть как следует, Женя задумалась, почему ей всё ещё никто не звонит.
Г) нарушение в построении предложения с однородными членами — 9) Картинка была выразительна и отчётливая — казалось, можно было разглядеть даже мельчайшие ворсинки крохотного шмеля на заднем плане фотографии. КОРРЕКТНО: 9) Картинка была выразительн ая и отчётлив ая — казалось, можно было разглядеть даже мельчайшие ворсинки крохотного шмеля на заднем плане фотографии.
Д) нарушение в построении предложения с косвенной речью — 8) Когда мы остались наконец одни в столовой, Наташа, выслушав мои обвинения, строго, даже отчуждённо глядя мне в глаза, сказала, что не тебе меня судить. КОРРЕКТНО: 8) Когда мы остались наконец одни в столовой, Наташа, выслушав мои обвинения, строго, даже отчуждённо глядя мне в глаза, сказала, что не мне её судить.
Нет ошибок в предложениях 1, 3, 5, 7.
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ | ПРЕДЛОЖЕНИЯ | ||||||||||||||||||||||||
A | Б | В | Г | Д |
А) нарушение связи между подлежащим и сказуемым — 8) У перрона густились разношёрстная толпа людей, понемногу, как в песочных часах, просыпающаяся через узкую щель таможенного пункта. КОРРЕКТНО: 8) У перрона густил а сь разношёрстная толпа людей, понемногу, как в песочных часах, просыпающаяся через узкую щель таможенного пункта.
Б) нарушение в построении предложения с причастным оборотом — 6) Она поёт, конечно же, романс «Средь шумного бала», посвящённого автором именно ей. КОРРЕКТНО: 6) Она поёт, конечно же, романс «Средь шумного бала», посвящённ ый автором именно ей.
В) нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм — 9) Ниша была неглубокой, но вместит всех, кто к ней пробирался, и люди стоят там в ожидании новых команд. КОРРЕКТНО: 9) Ниша была неглубокой, но вместила (вмещала) всех, кто к ней пробирался, и люди стояли там в ожидании новых команд.
Г) нарушение в построении предложения с однородными членами — 5) Оно давало возможность как поговорить о необходимости вести борьбу с хулиганством, так и о богатстве русской литературы, которую Анна Игнатьевна преподавала в школе уже не один десяток лет. КОРРЕКТНО: 5) Оно давало возможность поговорить как о необходимости вести борьбу с хулиганством, так и о богатстве русской литературы, которую Анна Игнатьевна преподавала в школе уже не один десяток лет.
Д) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением — 2) Обычно такие насаждения закрывали обзор на несколько часов, и оставалось только смотреть на полосу травы между поездом и деревьями, разглядывая предметы, выброшенные из когда-то пролетевших здесь вагонов поезда «Жёлтой стрелы». КОРРЕКТНО: 2) Обычно такие насаждения закрывали обзор на несколько часов, и оставалось только смотреть на полосу травы между поездом и деревьями, разглядывая предметы, выброшенные из когда-то пролетевших здесь вагонов поезда «Жёлт ая стрел а ».
Нет ошибок в предложениях 1, 3, 4, 7.
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого списка подберите соответствующую позицию из второго списка.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ | ПРЕДЛОЖЕНИЯ | |||||||||||||||||
A | Б | В | Г | Д |
А) нарушение связи между подлежащим и сказуемым − 3) Те участники состязаний, кто набирал более 50 очков по результатам трёх этапов, в качестве бонусов получал дополнительное время, дающее возможность тщательнее продумывать свои действия на следующих этапах. КОРРЕКТНО: 3) Те участники состязаний, кто набирал более 50 очков по результатам трёх этапов, в качестве бонусов получал и дополнительное время, дающее возможность тщательнее продумывать свои действия на следующих этапах.
Б) нарушение в построении предложения с причастным оборотом − 9) Старое кресло-качалка, плетённое моим дедом, всё ещё было крепким, и вечерами я подолгу сидел в этом кресле, дающему мне чувство стабильности. КОРРЕКТНО: 9) Старое кресло-качалка, плетённое моим дедом, всё ещё было крепким, и вечерами я подолгу сидел в этом кресле, дающ ем мне чувство стабильности.
В) нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм − 6) Как только последние дрова в камине догорели, в комнате тут же станет холодно, и нам приходится достать все тёплые вещи, в том числе одеяла и пледы, чтобы не замёрзнуть. КОРРЕКТНО: 6) Как только последние дрова в камине догорели, в комнате тут же стало холодно, и нам пришлось достать все тёплые вещи, в том числе одеяла и пледы, чтобы не замёрзнуть.
Г) нарушение в построении предложения с однородными членами − 8) В огороде, саду, ещё недавно зелёных газонах лежал теперь десятисантиметровый слой снега, и меня завораживало это искрящееся белоснежное покрывало. КОРРЕКТНО: 8) В огороде, саду, на ещё недавно зелёных газонах лежал теперь десятисантиметровый слой снега, и меня завораживало это искрящееся белоснежное покрывало.
Д) нарушение в построении сложноподчинённого предложения − 5) Он спросил, что не собираемся ли мы по окончании занятий посетить открывшуюся на днях выставку картин художников-модернистов. КОРРЕКТНО: 5) Он спросил, не собираемся ли мы по окончании занятий посетить открывшуюся на днях выставку картин художников-модернистов.
Нет ошибок в предложениях 1, 2, 4, 7.
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого списка подберите соответствующую позицию из второго списка.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ | ПРЕДЛОЖЕНИЯ | ||||||||||
A | Б | В | Г | Д |
А) нарушение в построении предложения с однородными членами − 2) Виляя хвостом, пёс подбежал к Серёже и радостно лизнул его руку, а я, наблюдая за ними, вспоминал о своей собаке, и эти воспоминания не только были тёплыми, но и грустными, ведь я, будучи в отъезде, не видел её уже два месяца. КОРРЕКТНО: 2) Виляя хвостом, пёс подбежал к Серёже и радостно лизнул его руку, а я, наблюдая за ними, вспоминал о своей собаке, и эти воспоминания были не только тёплыми, но и грустными, ведь я, будучи в отъезде, не видел её уже два месяца.
Б) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом − 3) Упаковав вещи, нам в голову пришла мысль о том, что перед отъездом было бы неплохо ещё раз дойти до океана, чтобы попрощаться с местом, подарившим нам столько счастливых моментов. КОРРЕКТНО: 3) Когда мы упаковывали вещи, нам в голову пришла мысль о том, что перед отъездом было бы неплохо ещё раз дойти до океана, чтобы попрощаться с местом, подарившим нам столько счастливых моментов.
В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением − 6) В хостеле «Комфорте» было и правда очень неплохо, к тому же нам чрезвычайно повезло с соседями — группой геологов, приехавших на ежегодную конференцию. КОРРЕКТНО: 6) В хостеле «Комфорт» было и правда очень неплохо, к тому же нам чрезвычайно повезло с соседями — группой геологов, приехавших на ежегодную конференцию.
Г) неверный выбор падежной формы существительного с предлогом − 9) Профессор несколько раз в течение разговора упоминал о событиях, произошедших с ним по возвращению на родину. КОРРЕКТНО: 9) Профессор несколько раз в течение разговора упоминал о событиях, произошедших с ним по возвращении на родину.
Д) нарушение в построении сложноподчинённого предложения − 8) В просторной гостиной висела старинная картина, в которой на тот момент собралось довольно много гостей, и все они с интересом разглядывали полотно. КОРРЕКТНО: 8) В просторной гостиной, в которой на тот момент собралось довольно много гостей, и все они с интересом разглядывали полотно, висела старинная картина.
Нет ошибок в предложениях 1, 4, 5, 7.
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого списка подберите соответствующую позицию из второго списка.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ | ПРЕДЛОЖЕНИЯ | |||
A | Б | В | Г | Д |
А) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом − 4) Смотря на водную гладь, возникает ощущение свободы, хочется прыгнуть с этой скалы в кристально чистую воду и поплыть вперёд, навстречу приключениям. КОРРЕКТНО: 4) Когда смотришь на водную гладь, возникает ощущение свободы, хочется прыгнуть с этой скалы в кристально чистую воду и поплыть вперёд, навстречу приключениям.
Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым − 5) Когда наконец семёрка велосипедистов вырвались вперёд, оставив далеко позади остальных соперников, Никита и Егор, поначалу не особенно внимательно следившие за ходом состязания, буквально прильнули к экрану телевизора. КОРРЕКТНО: 5) Когда наконец семёрка велосипедистов вырвал а сь вперёд, оставив далеко позади остальных соперников, Никита и Егор, поначалу не особенно внимательно следившие за ходом состязания, буквально прильнули к экрану телевизора.
В) неверный выбор падежной формы существительного с предлогом − 6) Вопреки обычного многолетнего порядка, из-за реки по мостам, обтекая собор, на площадь стали вливаться бесчисленные людские массы, заворачиваясь в крутые завитки и приподнимаясь у высокого основания храма настигающими, захлёстывающими друг друга тугими валами. КОРРЕКТНО: 6) Вопреки обычн ому многолетн ему порядк у , из-за реки по мостам, обтекая собор, на площадь стали вливаться бесчисленные людские массы, заворачиваясь в крутые завитки и приподнимаясь у высокого основания храма настигающими, захлёстывающими друг друга тугими валами.
Г) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением − 2) Оказавшись на пристани и увидев десятки белобоких теплоходов, обещающих увлекательную прогулку по заливу, мы всей компанией решили воспользоваться этой возможностью и уже через полчаса любовались большой водой, стоя на корме теплохода «Антона Чехова». КОРРЕКТНО: 2) Оказавшись на пристани и увидев десятки белобоких теплоходов, обещающих увлекательную прогулку по заливу, мы всей компанией решили воспользоваться этой возможностью и уже через полчаса любовались большой водой, стоя на корме теплохода «Антон Чехов».
Д) нарушение в построении предложения с однородными членами − 7) Знакомство славян, расселившихся в VI—VII вв. на территории Греции, с римской культурой не только проявлялось в сельскохозяйственной лексике, но и в терминологии, связанной со строительством, обработкой металлов и дерева, ткачеством, рыболовством и пчеловодством. КОРРЕКТНО: 7) Знакомство славян, расселившихся в VI—VII вв. на территории Греции, с римской культурой проявлялось не только в сельскохозяйственной лексике, но и в терминологии, связанной со строительством, обработкой металлов и дерева, ткачеством, рыболовством и пчеловодством.
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 386.
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 386.
В нашей речи, к сожалению, могут иногда встречаться грамматические ошибки. Одна из них – нарушение связи между подлежащим и сказуемым, о чем мы и поговорим в этой статье.
Особенности согласования подлежащего и сказуемого
Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Они составляют грамматическую основу предложения.
Грамматическая основа не является словосочетанием, так как имеет особенности грамматических отношений между входящими в нее словами.
Между подлежащим и сказуемым существует особая двусторонняя связь, которая называется “предикативной”. Ее необычность в том, что оба слова являются и главными, и зависимыми: можно поставить вопрос как от подлежащего к сказуемому, так и от сказуемого к подлежащему.
Предикативная связь очень прочная, поэтому ее нарушения искажают смысл предложения или делают его непонятным. Это грубая грамматическая ошибка. В каких случаях она может возникнуть?
Ошибка в роде
Если сказуемое может иметь какой-то род (это глагол прошедшего времени единственного числа, причастие или прилагательное), он должен совпадать с родом подлежащего.
В большинстве случаев это не представляет сложности. Но бывает иногда так, что определение рода существительного вызывает затруднения. Это может быть в следующих случаях:
- аббревиатура;
- несклоняемое существительное;
- существительное общего рода или название профессии;
- некоторые существительные, по преимуществу оканчивающиеся на Ь.
Род аббревиатуры, согласно правилу, определяют по главному слову.
Большинство несклоняемых существительных относятся к среднему роду. Но есть и те, род которых определить сложнее. Это
- топонимы (названия географических объектов);
- одушевленные существительные;
- названия еды.
Род географических названий определяют по родовому понятию (Тбилиси – город, мужской; Миссисипи – река, женский).
Род названий некоторых блюд и напитков определяется так же (салями – колбаса, женский; кофе – напиток, мужской).
Род несклоняемого и т.п. существительного, называющего лицо, определяется с учетом пола этого лица.
При существительном, называющем профессию женщины, определение ставится в мужском роде, а сказуемое – в женском (у нашего врача Петровой; врач пришла).
У некоторых существительных род часто путают. Например, слова “тюль” и “шампунь” мужского рода, а их нередко употребляют в женском.
Во всех сомнительных случаях род существительного можно уточнить в любом словаре!
Ошибки в числе
Эти ошибки встречаются реже. Обычно их можно встретить с сложноподчиненных предложениях с конструкцией “те, кто” (или «все, кто»).
Суть ошибки в том, что пишущий невнимательно относится к структуре предложения и поэтому путает сказуемые главной части и придаточной.
Рассмотрим возможные примеры нарушения связи между подлежащим и сказуемым в предложении “Те, кто приехал раньше, уже попили чаю” (“Все, кто приехал раньше, уже попили чаю”).
Эти предложения построены правильно. В придаточной части подлежащее “кто” – это всегда единственное число. Сказуемое “приехал” стоит также в единственном числе. В главной части подлежащее “те” (или “все”) стоит во множественном числе, и сказуемое “попили” тоже во множественном.
Ошибка заключается в том, что либо сказуемое главной части ставят в единственном числе, либо сказуемое придаточной – во множественном.
Вот примеры этих ошибок: “Те, кто приехали раньше, уже попили чаю” или “Те, кто приехал раньше, уже попил чаю”.
В обоих примерах нарушение связи между подлежащим и сказуемым в числе.
Что мы узнали?
Подлежащее и сказуемое связаны между собой предикативной связью. Они согласуются в числе и, если сказуемое выражено соответствующей частью речи, в роде. Род существительного всегда можно уточнить в словаре. Чтобы не ошибиться в числе, надо внимательнее следить за тем, “где чье сказуемое”.
http://rus-ege.sdamgia.ru/test?theme=205&sort=ids
http://obrazovaka.ru/russkiy-yazyk/narushenie-svyazi-mezhdu-podlezhaschim-i-skazuemym-primery.html