Однокоренные слова
О чем эта статья:
2 класс, 3 класс, 5 класс
Что такое однокоренные слова в русском языке
Однокоренные слова — это слова разных частей речи, которые объединяет смысловой корень. Однокоренные слова также могут относиться к одной части речи, тогда у них будут разные приставки и суффиксы.
Проще говоря, однокоренными являются близкие по смыслу слова с одним и тем же корнем.
Однокоренные слова так называются, потому что в их морфемном составе есть одна главная часть, которая содержит общее значение — корень.
К примеру, прилагательным «смелый» называют храброго человека, который не боится трудностей и опасностей. Лексическое значение этого слова заключается в корне смел-, который видно в морфемном составе близких по смыслу слов:
Теперь мы знаем, какие слова являются однокоренными. По-другому эти слова еще называются родственными.
Как образуются однокоренные слова
Как мы уже говорили, однокоренные слова образуются при помощи приставок и суффиксов. Процесс образования однокоренных слов называют словообразованием. Приставки и суффиксы дают слову определенный оттенок. Например, слоненок — это не то же, что слон, это его детеныш.
Во 2 классе школьники знакомятся с однокоренными словами и закрепляют знания на протяжение всего времени обучения. Давайте научимся различать однокоренные (родственные) слова от грамматических форм одного слова.
Какие слова не являются однокоренными
Слова с омонимичными корнями
В русском языке есть такое понятие, как омонимичные корни — когда у одинаковых на вид корней разный лексический смысл. Чтобы понять, являются слова родственными или у них просто похожие корни, нужно знать их значения. Если не уверены в значениях — загляните в толковый словарь.
Красавица — красивый, красота, красивенький, покрасоваться, красавчик.
Лексическое значение корня -крас-: привлекательный, приятный вид, впечатляющий.
Краска — красить, подкрасить, перекрасить, краситель, раскраска.
Корень -крас- здесь имеет значение придания чему-либо цвета.
В каждом ряду мы видим родственные однокоренные слова. Но вот слова краситель и красивый не являются однокоренными — просто они имеют омонимичные корни.
Еще примеры неродственных слов с омонимичными корнями:
Любовь — любитель, любимый, любить.
Бурить — бурильщик, буровая, бур.
Буря — бурный, буревестник.
Формы одного слова
Однокоренные слова следует отличать от форм одного и того же слова. Для этого нужно понимать, какие морфемы являются словообразующими, а какие — формообразующими.
Словообразующие морфемы предназначены для образования новых слов. К ним относятся:
Формообразующие морфемы образовывают формы одного и того же слова. К ним относятся:
суффикс прошедшего времени глагола -л-;
суффиксы степеней сравнения прилагательных -е-, -ее, -ше-;
суффикс повелительного наклонения глагола -и-.
Примеры форм одного и того же слова:
Лес — леса, лесу, лесом — окончание образует форму числа и падежа существительного.
Соберу — собрал — суффикс образует форму прошедшего времени глагола.
Слова в одном ряду не являются однокоренными — это формы одного и того же слова. К формам слова всегда относятся слова одной части речи, в то время как однокоренные слова могут принадлежать к разным частям речи.
Зачем подбирать однокоренные слова
Подбирать однокоренные слова — полезный навык, чтобы грамотно писать. Например, можно проверить, какая гласная пишется в безударной позиции в корне, если подобрать родственное слово, где эта гласная будет под ударением. Также через подбор однокоренных слов можно проверить написание согласных в корне.
Проверяемая гласная в корне:
обижа́ть — оби́да;
чистота́ — чи́сто;
хо́лод — холо́дный.
Правописание звонких и глухих согласных в корне:
книжка — книжечка;
дуб — дубовый;
гибкость — гибок.
Правописание непроизносимых согласных в корне:
солнце — солнечный;
грустный — грусть;
сердце — сердечный.
Образование однокоренных слов с помощью суффиксов
Цель: Конкретизация представлений учащихся о строение слова, его значимых частях.
Задачи:
- формировать умение образовывать однокоренные слова при помощи данных суффиксов;
- уточнить представление о суффиксе как части основы слова, который может придать оттенки значений или образовать слово с новым значением;
- развивать внимательность, мышление, речь, самостоятельность и активность;
- воспитывать уважение друг к другу, уметь оказать помощь.
Ход урока
I. Организационный момент.
У.: Урок наш сегодня необычный, к нам приехали гости. Повернитесь, улыбнитесь, поздоровайтесь (кивнули)
Начнем урок с оздоровительной минутки.
– «Бодрость за 1 мин.»
– Работа на коврике «Пяточка, носочек»
Красиво сели, открыли тетради, записали число.
Обратите внимание на орфограммы.
II. Минутка чистописания.
У.: Ребята! Прочитайте слова: Берёза, зонтик, арбуз, язык.
Отгадайте, какую букву будем писать? Эта буква обозначает согласный, звонкий, твердый, парный звук, он может стоять, вначале, в середине, в конце. Какую букву он обозначает?
Д.: Он обозначает букву З
У.: Мы сегодня будем писать красиво и правильно букву Зз (большую в соединение с маленькой)
Пишем целую строку
Сели красиво. «Сижу красиво, пишу красиво»
У.: Спишите слова, начиная с буквы «з», а слово язык последним.
Прочитайте свои слова.
Сделайте фонетический разбор слова – язык – 5 зв., 4 б., 2 сл., 2 гл., 2 согл.
III. Словарная работа.
Игра «Зоркий глаз»
У.: Ребята, вы знаете, что в царство словарных слов попал вирус и некоторые слова заболели, надо их полечить.
Я показываю слова, а вы подумайте здоровое оно или больное? Если больное, то его надо полечить, написать правильно (показываю слова)
Каньки, пальто, харошо, лопата, мароз.
Найдите лишнее слово. Какая орфограмма в этом слове? Объясните?
А теперь, с этим словом запишите предложение.
Ночью ударил сильный мороз
Проверим. Разберите по членам предложения.
– Как вы думаете, для здоровья мороз полезен?
– Вспомните, как А.С. Пушкин писал в своих стихах о морозе?
Д.: Мороз и солнце, день чудесный.
У.: А пословицу какую знаете?
Д.: Мороз невелик, стоять не велит.
У.: Молодцы! А ведь, ребята, я замерзла. Давайте погреемся.
Мы погреемся немножко, мы похлопаем в ладошки
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп, хлоп, хлоп.
Ножки тоже мы погреем, мы попрыгаем скорее
Прыг, прыг, прыг, прыг…
Рукавички мы наденем, не боимся мы метели: да-да-да-да-да.
IV. Знакомство с новой темой.
У.: Ребята, а какому времени года относятся все слова, которые писали?
У.: Мы сегодня на уроке попробуем одеть «Чудо дерево» и назовем его словесным.
– Без чего может погибнуть дерево?
У.: А что такое корень в русском языке?
У.: Давайте при помощи корня зим образуем однокоренные слова.
У.: Посмотрим какое у нас получилось красивое дерево. Хором читаем слова. Перепишите их, выделите главную часть.
– Кто поможет мне?
– А при помощи чего образовались новые слова?
– А что такое суффиксы?
У.: Выделите суффиксы.
Обобщение о суффиксе.
Образуются новые слова.
– Найдите слово с суффиксом —ушк
- Старуха – старушка
- Изба – избушка
- Речка – речушка
– Как изменилось слово? Говорит о ней ласково, с уменым значение;
– Образуйте слова с суффиксом —ушк.
– Какое значение придает этот суффикс?
– Найдите слова с другими суффиксами.
– Что здесь заметили? Полностью изменилось значение слова. А какие суффиксы помогли?
Д.: ов, н, ник.
Работа с толковым словарем
У.: А что обозначают слова: Зимовник, зимовье
Д.: Зимовник – дорога, проложенная прямо по снегу для езды зимой (в поле, в лесу)
Зимовье – место, где живут люди, звери, рыбы.
У.: Устали ребята? Поиграем!
Игра «Рыбаки» (на внимательность)
У.: Ребята, догадайтесь, о чем я говорю? С моей помощью совершаются превращения. В слове от корня я стою справа.
У.: Прочитайте суффиксы:
—ушк
—ышк
—ек
—ок
—ищ
Вам надо при помощи суффикса образовать слово, записать.
солнышко, день – денек, лед – ледок, ветер – ветерок, ветер – ветрище
– Догадайтес, какое здесь лишнее слово?
– При помощи какого суффикса образовано?
– Какое значение слову он придает? (пренебрежение, преувеличение, оттенок)
У.: Итак ребята, что вы сегодня узнали о суффиксе?
Д.: Новое слово, с новым значение, оттенком значений.
У.: Давайте об этом прочитаем правило. (с.130, дома его выучить)
V. Физминутка.
У.: Если я произнесу слово с уменьшительно-ласкательным значением – хлопайте, а если пренебрежительно-увеличительным оттенком – топайте. (портфельчик, книжечка, домище, бабулечка, медведище, городище, котик, мячик, котище)
VI. Закрепление материала.
У.: Исключи лишнее слово, его не писать, почему? Запишите, выделите суффикс.
- Рыбка, дубок, горка.
- Солнышко, зернышко, шуточка.
- Толстущий, горьковатый, кислющий.
Следить за осанкой.
Итак, ребята вы все сегодня работали хорошо, были активными, умными, я разрешаю вам самостоятельно оценить свои работы и поставить оценки на полях.
Однокоренные слова: примеры
Содержание:
Однокоренные слова – слова, имеющие одинаковый корень, объединяющий все лексемы в один смысловой ряд. Так как корень является главной частью слова, передающей основное лексическое значение, то слова с одним корнем схожи по смыслу, однако точное значение немного различается.
При подборе однокоренных слов в корне могут происходить чередования согласных, выпадение или добавление гласных и согласных.
В чем отличие однокоренных слов от родственных?
Не все однокоренные слова являются родственными. Не забываем, что есть такое понятие в русском языке, как омонимичные корни. Один и тот же корень может обозначать абсолютно разное лексическое значение.
При подборе однокоренных родственных слов ВАЖНО четко понимать значение слова. При необходимости лучше обратиться к толковым словарям.
- Красавица – красивый, красота, красивенький, красоваться, покрасоваться, красавчик
- Краска – красить, подкрасить, перекрасить, красильня, краситель, краскопульт, раскраска, раскрашивание
В первом варианте корень –КРАС- имеет основное лексическое значение «привлекательный, приятный вид, впечатляющий»
Во втором случае корень –КРАС- используется в значении «придавать цвет предмету»
Т.к. лексические значения исходного корня абсолютно разные, то и ряды слов нельзя объединять в один.
Еще примеры неродственных слов:
- Любовь – любитель, любимый, любить
Любой – по-любому - бурить – бурильщик, буровая, бур
буря – бурный, буревестник
Как отличить однокоренные слова от форм слов?
Для этого нужно хорошо различать словообразующие морфемы от формообразующих.
К словообразующим морфемам относятся:
Они предназначены для образования новых слов.
К формообразующим относятся:
- окончание (флексия);
- суффиксы прошедшего времени глагола –Л-;
- степени сравнения прилагательных –Е-, -ЕЕ-, -ШЕ-;
- суффиксы повелительного наклонения глагола –И-.
Они образовывают формы одного и того же слова.
Лес – леса, лесу, лесом – окончание образовывает форму числа и падежа существительного
Сильный – сильнее, сильней — суффикс образовывает форму простой сравнительной степени прилагательного
Соберу – собрал – суффикс образовывает форму прошедшего времени глагола
Жить – живи — суффикс образовывает форму повелительного наклонения глагола
К формам слова относятся слова одной части речи.
Для чего нужно подбирать однокоренные слова?
1. Главный ответ: от этого зависит грамотность.
Правописание гласных или согласных, находящих в слабой позиции в корне слова можно проверить только с помощью однокоренного слова, в котором эти же звуки встанут в сильную позицию. Данное требование применимо при орфограммах «Правописание проверяемых безударных гласных в корне», «Правописание звонких и глухих согласных в корне», «Правописание непроизносимых согласных».
«Проверяемая гласная в корне»
- Обижа’ть – оби’да
- Чистота’ – чи’сто
- Частота’ – ча’стый
- Честолюби’вый – че’сть
- Хо’лод — холо’дный
«Правописание звонких и глухих согласных в корне»
- Подружка – подруженька
- Скользко – скользит
- Книжка – книжечка
- Дуб – дубовый
- Гибкость — гибок
«Правописание непроизносимых согласных в корне»
- Опасность – опасен
- Солнце – солнечный
- Грустный – грусть
- Сердце — сердечный
2. Однокоренные слова подбирают для составления словообразовательной цепочки и определения способа образования слова.
http://urok.1sept.ru/articles/629291
http://bingoschool.ru/manual/chto-takoe-odnokorennyie-slova/