10 однокоренных слов с суффиксами

Однокоренные слова

О чем эта статья:

2 класс, 3 класс, 5 класс

Что такое однокоренные слова в русском языке

Однокоренные слова — это слова разных частей речи, которые объединяет смысловой корень. Однокоренные слова также могут относиться к одной части речи, тогда у них будут разные приставки и суффиксы.

Проще говоря, однокоренными являются близкие по смыслу слова с одним и тем же корнем.

Однокоренные слова так называются, потому что в их морфемном составе есть одна главная часть, которая содержит общее значение — корень.

К примеру, прилагательным «смелый» называют храброго человека, который не боится трудностей и опасностей. Лексическое значение этого слова заключается в корне смел-, который видно в морфемном составе близких по смыслу слов:

Теперь мы знаем, какие слова являются однокоренными. По-другому эти слова еще называются родственными.

Как образуются однокоренные слова

Как мы уже говорили, однокоренные слова образуются при помощи приставок и суффиксов. Процесс образования однокоренных слов называют словообразованием. Приставки и суффиксы дают слову определенный оттенок. Например, слоненок — это не то же, что слон, это его детеныш.

Во 2 классе школьники знакомятся с однокоренными словами и закрепляют знания на протяжение всего времени обучения. Давайте научимся различать однокоренные (родственные) слова от грамматических форм одного слова.

Какие слова не являются однокоренными

Слова с омонимичными корнями

В русском языке есть такое понятие, как омонимичные корни — когда у одинаковых на вид корней разный лексический смысл. Чтобы понять, являются слова родственными или у них просто похожие корни, нужно знать их значения. Если не уверены в значениях — загляните в толковый словарь.

Красавица — красивый, красота, красивенький, покрасоваться, красавчик.

Лексическое значение корня -крас-: привлекательный, приятный вид, впечатляющий.

Краска — красить, подкрасить, перекрасить, краситель, раскраска.

Корень -крас- здесь имеет значение придания чему-либо цвета.

В каждом ряду мы видим родственные однокоренные слова. Но вот слова краситель и красивый не являются однокоренными — просто они имеют омонимичные корни.

Еще примеры неродственных слов с омонимичными корнями:

Любовь — любитель, любимый, любить.

Бурить — бурильщик, буровая, бур.

Буря — бурный, буревестник.

Формы одного слова

Однокоренные слова следует отличать от форм одного и того же слова. Для этого нужно понимать, какие морфемы являются словообразующими, а какие — формообразующими.

Словообразующие морфемы предназначены для образования новых слов. К ним относятся:

Формообразующие морфемы образовывают формы одного и того же слова. К ним относятся:

суффикс прошедшего времени глагола -л-;

суффиксы степеней сравнения прилагательных -е-, -ее, -ше-;

суффикс повелительного наклонения глагола -и-.

Примеры форм одного и того же слова:

Лес — леса, лесу, лесом — окончание образует форму числа и падежа существительного.

Соберу — собрал — суффикс образует форму прошедшего времени глагола.

Слова в одном ряду не являются однокоренными — это формы одного и того же слова. К формам слова всегда относятся слова одной части речи, в то время как однокоренные слова могут принадлежать к разным частям речи.

Зачем подбирать однокоренные слова

Подбирать однокоренные слова — полезный навык, чтобы грамотно писать. Например, можно проверить, какая гласная пишется в безударной позиции в корне, если подобрать родственное слово, где эта гласная будет под ударением. Также через подбор однокоренных слов можно проверить написание согласных в корне.

Проверяемая гласная в корне:

обижа́ть — оби́да;

чистота́ — чи́сто;

хо́лодхоло́дный.

Правописание звонких и глухих согласных в корне:

книжка — книжечка;

дубдубовый;

гибкость — гибок.

Правописание непроизносимых согласных в корне:

солнце — солнечный;

грустный — грусть;

сердце — сердечный.

Образование однокоренных слов с помощью суффиксов

Цель: Конкретизация представлений учащихся о строение слова, его значимых частях.

Задачи:

  1. формировать умение образовывать однокоренные слова при помощи данных суффиксов;
  2. уточнить представление о суффиксе как части основы слова, который может придать оттенки значений или образовать слово с новым значением;
  3. развивать внимательность, мышление, речь, самостоятельность и активность;
  4. воспитывать уважение друг к другу, уметь оказать помощь.

Ход урока

I. Организационный момент.

У.: Урок наш сегодня необычный, к нам приехали гости. Повернитесь, улыбнитесь, поздоровайтесь (кивнули)

Начнем урок с оздоровительной минутки.

– «Бодрость за 1 мин.»

– Работа на коврике «Пяточка, носочек»

Красиво сели, открыли тетради, записали число.

Обратите внимание на орфограммы.

II. Минутка чистописания.

У.: Ребята! Прочитайте слова: Берёза, зонтик, арбуз, язык.

Отгадайте, какую букву будем писать? Эта буква обозначает согласный, звонкий, твердый, парный звук, он может стоять, вначале, в середине, в конце. Какую букву он обозначает?

Д.: Он обозначает букву З

У.: Мы сегодня будем писать красиво и правильно букву Зз (большую в соединение с маленькой)

Пишем целую строку

Сели красиво. «Сижу красиво, пишу красиво»

У.: Спишите слова, начиная с буквы «з», а слово язык последним.

Прочитайте свои слова.

Сделайте фонетический разбор слова – язык – 5 зв., 4 б., 2 сл., 2 гл., 2 согл.

III. Словарная работа.

Игра «Зоркий глаз»

У.: Ребята, вы знаете, что в царство словарных слов попал вирус и некоторые слова заболели, надо их полечить.

Я показываю слова, а вы подумайте здоровое оно или больное? Если больное, то его надо полечить, написать правильно (показываю слова)

Каньки, пальто, харошо, лопата, мароз.

Найдите лишнее слово. Какая орфограмма в этом слове? Объясните?

А теперь, с этим словом запишите предложение.

Ночью ударил сильный мороз

Проверим. Разберите по членам предложения.

– Как вы думаете, для здоровья мороз полезен?

– Вспомните, как А.С. Пушкин писал в своих стихах о морозе?

Д.: Мороз и солнце, день чудесный.

У.: А пословицу какую знаете?

Д.: Мороз невелик, стоять не велит.

У.: Молодцы! А ведь, ребята, я замерзла. Давайте погреемся.

Мы погреемся немножко, мы похлопаем в ладошки
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп, хлоп, хлоп.
Ножки тоже мы погреем, мы попрыгаем скорее
Прыг, прыг, прыг, прыг…
Рукавички мы наденем, не боимся мы метели: да-да-да-да-да.

IV. Знакомство с новой темой.

У.: Ребята, а какому времени года относятся все слова, которые писали?

У.: Мы сегодня на уроке попробуем одеть «Чудо дерево» и назовем его словесным.

– Без чего может погибнуть дерево?

У.: А что такое корень в русском языке?

У.: Давайте при помощи корня зим образуем однокоренные слова.

У.: Посмотрим какое у нас получилось красивое дерево. Хором читаем слова. Перепишите их, выделите главную часть.

– Кто поможет мне?

– А при помощи чего образовались новые слова?

– А что такое суффиксы?

У.: Выделите суффиксы.

Обобщение о суффиксе.

Образуются новые слова.

– Найдите слово с суффиксом —ушк

  • Старуха – старушка
  • Изба – избушка
  • Речка – речушка

– Как изменилось слово? Говорит о ней ласково, с уменым значение;

– Образуйте слова с суффиксом —ушк.

Какое значение придает этот суффикс?

– Найдите слова с другими суффиксами.

– Что здесь заметили? Полностью изменилось значение слова. А какие суффиксы помогли?

Д.: ов, н, ник.

Работа с толковым словарем

У.: А что обозначают слова: Зимовник, зимовье

Д.: Зимовник – дорога, проложенная прямо по снегу для езды зимой (в поле, в лесу)

Зимовье – место, где живут люди, звери, рыбы.

У.: Устали ребята? Поиграем!

Игра «Рыбаки» (на внимательность)

У.: Ребята, догадайтесь, о чем я говорю? С моей помощью совершаются превращения. В слове от корня я стою справа.

У.: Прочитайте суффиксы:

ушк
ышк
ек
ок
ищ

Вам надо при помощи суффикса образовать слово, записать.

солнышко, день – денек, лед – ледок, ветер – ветерок, ветер – ветрище

– Догадайтес, какое здесь лишнее слово?

– При помощи какого суффикса образовано?

– Какое значение слову он придает? (пренебрежение, преувеличение, оттенок)

У.: Итак ребята, что вы сегодня узнали о суффиксе?

Д.: Новое слово, с новым значение, оттенком значений.

У.: Давайте об этом прочитаем правило. (с.130, дома его выучить)

V. Физминутка.

У.: Если я произнесу слово с уменьшительно-ласкательным значением – хлопайте, а если пренебрежительно-увеличительным оттенком – топайте. (портфельчик, книжечка, домище, бабулечка, медведище, городище, котик, мячик, котище)

VI. Закрепление материала.

У.: Исключи лишнее слово, его не писать, почему? Запишите, выделите суффикс.

  • Рыбка, дубок, горка.
  • Солнышко, зернышко, шуточка.
  • Толстущий, горьковатый, кислющий.

Следить за осанкой.

Итак, ребята вы все сегодня работали хорошо, были активными, умными, я разрешаю вам самостоятельно оценить свои работы и поставить оценки на полях.

Однокоренные слова: примеры

Содержание:

Однокоренные слова – слова, имеющие одинаковый корень, объединяющий все лексемы в один смысловой ряд. Так как корень является главной частью слова, передающей основное лексическое значение, то слова с одним корнем схожи по смыслу, однако точное значение немного различается.

При подборе однокоренных слов в корне могут происходить чередования согласных, выпадение или добавление гласных и согласных.

В чем отличие однокоренных слов от родственных?

Не все однокоренные слова являются родственными. Не забываем, что есть такое понятие в русском языке, как омонимичные корни. Один и тот же корень может обозначать абсолютно разное лексическое значение.

При подборе однокоренных родственных слов ВАЖНО четко понимать значение слова. При необходимости лучше обратиться к толковым словарям.

  • Красавица – красивый, красота, красивенький, красоваться, покрасоваться, красавчик
  • Краска – красить, подкрасить, перекрасить, красильня, краситель, краскопульт, раскраска, раскрашивание

В первом варианте корень –КРАС- имеет основное лексическое значение «привлекательный, приятный вид, впечатляющий»

Во втором случае корень –КРАС- используется в значении «придавать цвет предмету»

Т.к. лексические значения исходного корня абсолютно разные, то и ряды слов нельзя объединять в один.

Еще примеры неродственных слов:

  1. Любовь – любитель, любимый, любить
    Любой – по-любому
  2. бурить – бурильщик, буровая, бур
    буря – бурный, буревестник

Как отличить однокоренные слова от форм слов?

Для этого нужно хорошо различать словообразующие морфемы от формообразующих.

К словообразующим морфемам относятся:

Они предназначены для образования новых слов.

К формообразующим относятся:

  • окончание (флексия);
  • суффиксы прошедшего времени глагола –Л-;
  • степени сравнения прилагательных –Е-, -ЕЕ-, -ШЕ-;
  • суффиксы повелительного наклонения глагола –И-.

Они образовывают формы одного и того же слова.

Лес – леса, лесу, лесом окончание образовывает форму числа и падежа существительного

Сильный – сильнее, сильней — суффикс образовывает форму простой сравнительной степени прилагательного

Соберу – собрал суффикс образовывает форму прошедшего времени глагола

Жить – живи — суффикс образовывает форму повелительного наклонения глагола

К формам слова относятся слова одной части речи.

Для чего нужно подбирать однокоренные слова?

1. Главный ответ: от этого зависит грамотность.

Правописание гласных или согласных, находящих в слабой позиции в корне слова можно проверить только с помощью однокоренного слова, в котором эти же звуки встанут в сильную позицию. Данное требование применимо при орфограммах «Правописание проверяемых безударных гласных в корне», «Правописание звонких и глухих согласных в корне», «Правописание непроизносимых согласных».

«Проверяемая гласная в корне»

  • Обижа’ть – оби’да
  • Чистота’ – чи’сто
  • Частота’ – ча’стый
  • Честолюби’вый – че’сть
  • Хо’лодхоло’дный

«Правописание звонких и глухих согласных в корне»

  • Подружка – подруженька
  • Скользко – скользит
  • Книжка – книжечка
  • Дубдубовый
  • Гибкость — гибок

«Правописание непроизносимых согласных в корне»

  • Опасность – опасен
  • Солнце – солнечный
  • Грустный – грусть
  • Сердце — сердечный

2. Однокоренные слова подбирают для составления словообразовательной цепочки и определения способа образования слова.


источники:

http://urok.1sept.ru/articles/629291

http://bingoschool.ru/manual/chto-takoe-odnokorennyie-slova/