10 правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий

Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий

Содержание:

От чего зависит выбор гласной в личных окончаниях глаголов, суффиксах причастий?

Лучший юмористический канал: анекдоты, приколы, юмор и куча ржачных видео

Когда буква зависит от спряжения

Спряжение пригодится для выбора буквы, если глагол или причастие НЕ в прошедшем времени:

  • он кле(И/Е)т, они кле(Я/Ю)т, кле(Я/Ю)щий, кле(И/Е)мый;
  • он стел(Е/И)т, они стел(Ю/Я)т, стел(Ю/Я)щийся;
  • он слыш(И/Е)т, они слыш(А/У)т, слыш(А/У)щийся, слыш(И/Е)мый.

Подборки слов в задании состоят из подобных примеров, когда на слух правильный вариант подобрать трудно, а иногда и невозможно. Чтобы решить задачу, определяем спряжение глагола.

Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием?

  1. Поставим глагол в неопределенную форму: пилит — (что делать?) пилить.
  2. Определить, какая гласная стоить перед — ть.

I спряжение

Глаголы на -ить (кроме брить, стелить), например: пилить, клеить

II спряжение

Все остальные глаголы, например: паять, таять, сеять, краснеть, открыть, бороться, танцевать + брить, стелить.

Определяя спряжение глаголов, не забываем про следующие тонкости:

1. Правильно поставить глагол в неопределенную форму (инфинитив) – это значит сохранить вид – совершенный/несовершенный, например:

(он) улов…т: вопрос к слову – что сделает? (сов.в), начальная форма – (что сделать?) – уловить II спр.

Если «потерять» вид, то получим ошибочный вариант :улавливать (что делать? – несов.в), в котором окончание пишется по I спр.

2. Спряжение не зависит от постфикса СЯ/СЬ – если эта часть мешает разобраться, ее убирают, но на результате это не сказывается.

Вернувшись к примерам, приведенным выше, получаем ответ:

  • он кле…т – клеИТЬ – II спр.;
  • он стел…т – стелИТЬ (искл.) – I спр.;
  • он слыш…т – слышАТЬ (искл.) – II спр.

Следующий шаг – выбор гласной.

Гласная в личных окончаниях

Зная спряжение глагола, букву выбирают, как показано в таблице:

Если слово начинается с приставки ВЫ-, попробуйте эту часть отбросить: чаще сразу получаем ударное окончание, например:

ВЫшь…шь – шЁшь, ВЫбер…шь – берЁшь, ВЫлет…т – летИт.

Возвращаясь к примерам, вписываем букву в окончание:

  • он клеИт, они клеЯт;
  • он стелЕт, они стелЮт,
  • он слышИт, они слышАт.
  • в окончаниях глаголов I спр. встречаются только гласные Е/У(Ю);
  • в окончаниях глаголов II спр. встречаются только гласные И/А(Я),

выпускник без труда разберется с суффиксами причастий наст. вр.

Гласная в суффиксах причастий настоящего времени

Причастия наст. вр. всегда образовываются от глаголов в той же форме с помощью суффиксов, в которых стоит та же гласная, что и в личных окончаниях глаголов:

  1. Страдательные причастия от глаголов I спр. – ЕМ: забываЕмый (забывать), читаЕмый (читать);
  2. Страдательные причастия от глаголов II спр. – ИМ: ненавидИмый (ненавидеть).
  3. Действительные причастия от глаг. I спр. – УЩ (ЮЩ): колЮщий (колоть);
  4. Действительные причастия от глаг. II спр. – АЩ (ЯЩ): строЯщий (строить).

Запомни слова, написание букв в суффиксе которых вызывают затруднения:

приемлЕМый, неотъемлЕмый, незыблЕмый.

Слово движимый пишется с ИМ, так как образовано не от слова «двигать» а от ныне устаревшего глагола второго спряжения движити.

Закончим с примерами из начала статьи:

Итак, в настоящем времени в глаголах I спр. и причастиях, образованных от них, пишем Е/ У(Ю), проще запомнить по одному соединению в букве. в остальных случаях – И/ А(Я). Две соединительные линии в буквах

Когда буква НЕ зависит от спряжения

Глаголы и причастия прошедшего времени пишут по другим правилам. Глаголы перед -Л- всегда сохраняют гласную инфинитива, а в причастиях все зависит от залога (действительные/страдательные):

  1. От инфинитива на -АТЬ, -ЯТЬ гласная перед ТЬ сохраняется в основе глаголов, действительных и страдательных причастий:
    • услышАть – услышАл, услышАвший, услышАнный;
    • посеЯть – посеЯл, посеЯвший, посеЯнный.
  2. Действительные причастия перед суффиксами Ш, ВШ сохраняют гласную инфинитива. По этому же правилу пишут деепричастия:
    • построИть – построИл, построИвший, построИв;
    • увидЕть – увидЕл, увидЕвший, увидЕв.
  3. В страдательных причастиях прошедшего времени перед НН никогда не встречается И, даже если исходный глагол на ИТЬ. Если слово не относится к первому пункту (АТЬ, ЯТЬ), то в суффиксе пишем Е.
    • простроИть – построЕнный;
    • увидЕть – увидЕнный.

Ряд слов, образованных от Похожих глаголов нужно отметить особо.

  • выкачАнная (качАть) из колодца вода — выкачЕнная из подвала бочка (выкатИть).
  • развешАнное бельё (развешАть) — навешЕнная дверь (навесИть); взвешЕнный товар (взвесИть);
  • замешАнный в авантюру (замешАть) — замешЕнное тесто (замесИть);
  • вывалЯнный в грязи (вывалЯть) — вывалЕнный мусор (вываЛить).

Знание правильной формы инфинитива помогает и в написании слов:

  • измучЕнный (измуЧить), слова «измучанный» нет.
  • измерЕнный (измерИть, что сделать?, от измерять причастия прошедшего времени не образуется).

Практика ЕГЭ по русскому языку:

6.10 Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий

Лекция: Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий

Правописание личных окончаний глаголов (Г.)

Чтобы написать личное окончание Г., надо сначала определить его спряжение. Если личное окончание Г. под ударением, установить спряжение легко. Надо выучить окончания:

Г. 1-го спр. — окончания -ешь(-ёшь), -ет(-ёт), -ем(-ём), -ете(-ёте), -ут(-ют): да ёшь , да ёт , да ём , да ёте , да ют .

Г. 2-го спр . — окончания: -ишь, -ит, -им, -ите, -ат(-ят): заговор ишь , заговор ит , заговор им , заговор ите , заговор ят .

Если личное окончание Г. безударное, нужно проверить себя по следующим правилам:

Все на Г. -ить (кроме брить, стелить), а также 11 Г. — исключений: гнать, держать, смотреть и видеть, дышать, слышать, ненавидеть, и обидеть, и терпеть, и зависеть, и вертеть.

Остальные Г.+ брить, стелить

NB! БорЮТся, брезжУТ.

Хотеть, есть, бежать, дать — относят и к 1 спр., и ко 2 спр.: даЁТ – дадИМ, ЕШЬ – едЯТ.

1. Правописание суффиксов действительных Пр. наст. времени:

В Пр., образованных от Г. I спр., пишем суффиксы -ущ-/-ющ- . От Г. II спряжения -ащ-/-ящ- : рвать (I спр.) – рвущий, брить (I спр.) – бреющий, носить (II спр.) – носящий, ненавидеть (II спр.) – ненавидящий.

2. Правописание суффиксов страдательных Пр. наст.времени:

В Пр., образованных от Г. I спр., пишем суффиксы -ем-/-ом- , от Г. II спр., пишем суффикс -им- : получать (I спр.) – получаемый, ненавидеть (II спр.) – ненавидимый.

3 . Правописание гласной перед -В-/-ВШ- в суффиксах действительных Пр. прош. времени:

Пишем ту же гласную, что стоит в неопр. форме Г.: захотеть – захотевший, примерить – примеривший.

4. Правописание гласной перед -Н-/-НН- в суффиксах страдательных Пр. прош. времени:

Когда неопр. форма Г. оканчивается на -АТЬ- /-ЯТЬ- , пишем А/Я , на другие буквы, пишем Е : засеять – засеянный; создать – созданный, постелить – постеленный.

Презентация к уроку русского языка в 10 классе по теме «Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий»

Описание презентации по отдельным слайдам:

ПРАВОПИСАНИЕ ЛИЧНЫХ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛОВ И СУФФИКСОВ ПРИЧАСТИЙ Задание 12 Презентация составлена учителем русского языка и литературы МАОУ СОШ №28 г.Балаково Ширяевой Н.А.

Задание 12 УКАЖИТЕ ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ, В КОТОРЫХ В ОБОИХ СЛОВАХ ОДНОГО РЯДА ПИШЕТСЯ ОДНА И ТА ЖЕ БУКВА 1. (травы) колыш..тся, противореч..щий 2. выгляд..шь, обид..вшийся 3. (кот) мурлыч..т, приемл..мый 4. жал..щие (пчёлы), рассе..нный (человек) 5. леч..щий (врач), (родители) тревож..тся

I. ПРАВОПИСАНИЕ ЛИЧНЫХ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛОВ И СУФФИКСОВ ПРИЧАСТИЙ НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ

СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ IСПРЯЖЕНИЕ IIСПРЯЖЕНИЕ ИСКЛ.: БРИТЬ, СТЕЛИТЬ ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ ГЛАГОЛЫ ГЛАГОЛЫ НА – ИТЬ 11 ГЛ.- ИСКЛ.: ГНАТЬ, ДЕРЖАТЬ,СМОТРЕТЬ,ВИДЕТЬ, ДЫШАТЬ, СЛЫШАТЬ, НЕНАВИДЕТЬ,ЗАВИСЕТЬ, ТЕРПЕТЬ, ОБИДЕТЬ, ВЕРТЕТЬ СЕЯТЬ, ВЕЯТЬ, РЕЯТЬ, ТАЯТЬ, ЧУЯТЬ, ЛАЯТЬ, КАЯТЬСЯ, МАЯТЬСЯ, НАДЕЯТЬСЯ, ЛЕЛЕЯТЬ, ЗАТЕЯТЬ КЛЕИТЬ, ДРАИТЬ

ПРАВОПИСАНИЕ ЛИЧНЫХ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛОВ И СУФФИКСОВ ПРИЧАСТИЙ НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ IСПРЯЖЕНИЕ IIСПРЯЖЕНИЕ Ед.ч. — Е- — И — Мн.ч. -УТ, -ЮТ — АТ, — ЯТ Действ.прич. -УЩ-, -ЮЩ- -АЩ-, -ЯЩ- Стр.прич. -ОМ-, -ЕМ- ИСКЛ.:ДВИЖИМЫЙ (ДВИГАТЬ) ИМ- ИСКЛ.: БРЕЗЖУЩИЙ (БРЕЗЖИТЬ)

ПРАВОПИСАНИЕ ЛИЧНЫХ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛОВ И СУФФИКСОВ ПРИЧАСТИЙ НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ Цифровой распределительный самодиктант: в первый столбик запишите номера слов, в которых пропущены буквы А, Я, во второй- с буквами У, Ю. (они) задерж..тся 11. (они) распил..т скач..щий 12.(они) сдерж..т слыш..щий 13. беспоко..щийся (они) друж..т 14. кол..щий круж..щий 15. мел..щий (кофе) (они) суш..т 16. помн..щий грохоч..щий 17. дремл..щий бормоч..щий 18. (они) перевяж..т (они) маш..т 19. (они) прогон..т (они) улучш..т 20. (они) бор..тся

ПРАВОПИСАНИЕ ЛИЧНЫХ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛОВ И СУФФИКСОВ ПРИЧАСТИЙ НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ Цифровой распределительный самодиктант: в первый столбик запишите номера слов, в которых пропущены буквы А, Я, во второй- с буквами У, Ю. (они) задержАтся 11. (они) распилЯт скачУщий 12.(они) сдержАт слышАщий 13. беспокоЯщийся (они) дружАт 14. колЮщий кружАщий 15. мелЮщий (кофе) (они) сушАт 16. помнЯщий грохочУщий 17. дремлЮщий бормочУщий 18. (они) перевяжУт (они) машУт 19. (они) прогонЯт (они) улучшАт 20. (они) борЮтся 1,3,4,5,6,10,11,12,13,16,19 2,7.8,9,14,15,17,18,20

I. ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ ГЛАГОЛОВ И ПРИЧАСТИЙ ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ

ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ ГЛАГОЛОВ И ПРИЧАСТИЙ ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ ЕСЛИ ОБР. ОТ ГЛАГОЛА НА – АТЬ, — ЯТЬ ЕСЛИ ОБР. ОТ ЛЮБОГО ДРУГОГО ГЛАГОЛА ДЕЙСТВ.ПРИЧ.И ГЛ. ПР.ВР. СТР.ПРИЧ. ПР.ВР. .. Л, ВШ, Ш .. Н, НН А,ЯЕ та же гласная, что и в инфинитиве перед – ТЬ

ЗАПОМНИТЬ. ПРИ ВСЕХ ДЕЙСТВИЯХ С ГЛАГОЛОМ НЕЛЬЗЯ МЕНЯТЬ ЕГО ВИД: ИСПРАВИТЬ (сов.вид) — ИСПРАВЛЕННЫЙ. 2.ЕСЛИ ГЛАГОЛ ИМЕЕТ УДАРНУЮ ПРИСТАВКУ ВЫ-, ВНАЧАЛЕ НЕОБХОДИМО ОТБРОСИТЬ ЭТУ ПРИСТАВКУ, А ПОТОМ ОПРЕДЕЛИТЬ СПРЯЖЕНИЕ: ВЫСПИТСЯ – СПИТСЯ.

СПИШИТЕ СЛОВА, ВСТАВЛЯЯ ПРОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ, ОБОЗНАЧАЯ ВСТАВЛЕННЫЕ ОРФОГРАММЫ: Леле..л, закле..нный, брош..нный, услыш..нный, замеш..нный в преступлении, зачист..вший, замеш..нное тесто, раста..л, прикле..вший, повал..нный, потер..нный ключ, пристрел..нное ружьё, почу..л, выздоров..л, обвеш..нный лентами, пристрел..нный заяц.

СПИШИТЕ СЛОВА, ВСТАВЛЯЯ ПРОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ, ОБОЗНАЧАЯ ВСТАВЛЕННЫЕ ОРФОГРАММЫ: ЛелеЯл, заклеЕнный, брошЕнный, услышАнный, замешАнный в преступлении (замешать), зачистИвший, замешЕнное тесто(замесить), растаЯл, приклеИвший, повалЕнный, потерЯнный ключ, пристрелЯнное ружьё(пристрелять – множественность действия), почуЯл, выздоровЕл, обвешАнный лентами (обвешать – множественность действия), пристрелЕнный заяц.

БУКВЕННЫЙ САМОДИКТАНТ ПРОЧИТАЙТЕ СЛОВА, ЗАПИШИТЕ ПРОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ: Слыш..вший шорох; ненавид..вший ложь; обид..вший малыша; ма..вшийся от жары; удосто..вший чести; раста..вший снег; разве..вший семена; посе..вший страх; рассе..вший сомнения; почу..вший зверя; раскле..вший афиши; прав..вший конями; увид..вший картину; се..вший рожь; отта..вшая земля; встрет..вший друзей; постро..вший дом; ужал..вшая ребенка; ла..вшая собака; завис..вший от обстоятельств; завяз..вший узел; отча.вшийся человек. а, е, е, я, и, я, я, я, я, я, и, и, е, я, я, и, и, и, я, е, а, я

ВЫБОРОЧНОЕ СПИСЫВАНИЕ ВЫПИШИТЕ СЛОВО, В КОТОРОМ НА МЕСТЕ ПРОПУСКА ПИШЕТСЯ БУКВА И: Завис..вший, закле..шь, увол..нный, постел..шь, затмева..м И: Умо..шься, повою..т, провер..нный, наде..шься, вид..мый. Е: Маж..шь, завис..мый, выполн..шь, невид..мый, скле..шь. Я: (Они) закро..т, понима..щий, мысл..щий (человек), заряжа..щий (батарею), (флаги) ре..т. Ю: (Они) расстро..тся, завис..щий, медл..щий (с решением), (они) мел..т зерно, кле..щий обои. И: Накол..м (дров), опека..мый (бабушкой), излеч..шься, обид..вшийся, всклокоч..нный.

ВЫБОРОЧНОЕ СПИСЫВАНИЕ ВЫПИШИТЕ СЛОВО, В КОТОРОМ НА МЕСТЕ ПРОПУСКА ПИШЕТСЯ БУКВА И: Завис..вший, заклеИшь, увол..нный, постел..шь, затмева..м И: Умо..шься, повою..т, провер..нный, наде..шься, видИмый. Е: МажЕшь, завис..мый, выполн..шь, невид..мый, скле..шь. Я: (Они) закро..т, понима..щий, мыслЯщий (человек), заряжа..щий (батарею), (флаги) ре..т. Ю: (Они) расстро..тся, завис..щий, медл..щий (с решением), (они) мелЮт зерно, кле..щий обои. И: Накол..м (дров), опека..мый (бабушкой), излечИшься, обид..вшийся, всклокоч..нный.

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. №1 1) завис..л, удосто..н 2) засуш..нный, вид..мый 3) ла..ла (собака), леле..л (ребёнка) 4) дыш..шь, кле..шь 5) организу..мый, стро..мый (город) №2 (травы) колыш..тся, противореч..щий 2) выгляд..шь, обид..вшийся 3) (кот) мурлыч..т, приемл..мый 4) жал..щие (пчёлы), рассе..нный (человек) 5) леч..щий (врач), (родители) тревож..тся №3 1) колебл..шься, (крепко) держ..т 2) (полезные) ископа..мые, удво..нный 3) бор..щийся, раскле..вший 4) пил..щий (доски), вид..щий 5) се..щий (зёрна), стел..щийся

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. №4 кол..щий, пен..щийся 2) закле..нный, (тела) движ..тся 3) грохоч..щий, клокоч..щий 4) увер..нный, намаж..шь 5) (флаги) ре..т, стел..щийся (туман) №5 1) намаж..шь, подмеч..нный 2) приемл..шь, мурлыч..шь 3) дремл..шь, занавеш..но (окно) 4) завис..мый, брос..вший 5) сдерж..нный, дорогосто..щие (препараты) №6 1) ове..нная (славой), увид..нный 2) неотъемл..мый, завяж..шь 3) задерж..шься, непроница..мый 4) воссоздава..мый, (вулкан) дремл..т 5) произнос..шь, отмеря..шь (длину)

1,3,4 3,4,5 2,4,5 3,4,5 1,2, 3,4 2,4

ЗАДАНИЕ НА ДОМ: Тренировочные упражнения: №260- 262. Цифровой тест в формате ЕГЭ (задание 12) – см ЭЖД.

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей

Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик

  • Ширяева Наталья АлексеевнаНаписать 1058 29.06.2020

Номер материала: ДБ-1233275

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    26.06.2020 0
    26.06.2020 0
    23.06.2020 0
    23.06.2020 0
    23.06.2020 0
    21.01.2020 35
    21.01.2020 34
    26.03.2019 186

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

В России пройдет эксперимент с электронными аттестатами

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор проведет исследование качества образования в школах

Время чтения: 2 минуты

В Москве подписан Меморандум о развитии и поддержке классного руководства

Время чтения: 1 минута

На «Госуслугах» пройдет эксперимент по размещению документов об образовании

Время чтения: 2 минуты

Минобрнауки РФ планирует рассказывать о молодых ученых в формате Science Slam

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения дополнит цифровым модулем каждую профессию в СПО

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


источники:

http://cknow.ru/knowbase/349-610-pravopisanie-lichnyh-okonchaniy-glagolov-i-suffiksov-prichastiy.html

http://infourok.ru/prezentaciya-k-uroku-russkogo-yazyka-v-10-klasse-po-teme-pravopisanie-lichnyh-okonchanij-glagolov-i-suffiksov-prichastij-4373981.html