10 правописание непроизносимых согласных в корне слова

Непроизносимые согласные в корне слова

В русском языке есть слова с сочетанием нескольких согласных звуков, при произношении которых возможно выпадение одного из согласных. Эти согласные звуки называют непроизносимыми.

Непроизносимые согласные — это звуки, которые не произносятся или плохо различаются в скоплении согласных в слове.

Например, в слове сер д це непроизносимым является согласный звук [д], в слове мес т ность — согласный [т], в слове здра в ствуйте — согласный [в], в слове со л нце — согласный [л].

При этом на письме соответствующие буквы необходимо обозначать. Поэтому написание слов с непроизносимыми согласными [в], [д], [л], [т] в корне требует проверки.

Согласный звук произносится отчётливо в положении перед гласным звуком или в конце слова.

Звёз д ный — звез д а (после непроизносимого согласного звука [д] идет гласный звук [а]), грус т ный — грус т ь (непроизносимый согласный звук [т] слышится более ясно в конце слова).

Для проверки непроизносимых согласных можно брать слова разных частей речи.

  • существительное (в том числе с предлогом): счас т ливый — счас т ье, ус т ный — ус т а, безжалос т ный — без жалос т и
  • прилагательное: сер д це — сер д ечный
  • глагол: поз д ний — опоз д ать

Если при изменении слова согласный не слышится, то писать его не нужно.

Чудесный — чудесен, ужасный — ужас.

Некоторые слова нельзя проверить предложенным способом. Такие слова являются словарными, их нужно запомнить.

Запомните: лес т ница (но лесенка), праз д ник, чу в ство.

Примеры слов с непроизносимыми согласными и проверочные слова к ним

Вес т ник — вес т ь, вес т очка

Влас т ный — влас т ь

Гиган т ский — гиган т ы

Громоз д кий — громоз д ить

Грус т ный — грус т ь, грус т ить

Доблес т ный — доблес т ь

Жалос т ливый, безжалос т ный — жалос т ь, без жалос т и

Завис т ливый — завис т ь

Звёз д ный — звез д а

Здра в ствовать — здра в ый

Злос т ный — злос т ь, от злос т и

Извес т ный — извес т ие

Капус т ный — капус т а

Кос т ный — кос т ь, кос т очка, окос т енеть

Крес т ник — крес т ить

Мес т ный — мес т о

Наез д ник — ез д а, ез д ить

Ненас т ный — ненас т ье

Облас т ной — облас т ь

Пас т бище — пас т и

Поз д ний, поз д но — опоз д ать

Пос т ный — пос т , пос т иться

Прелес т ный — прелес т ь

Свис т нуть — свис т , свис т еть

Радос т ный — радос т ь

Сер д це — сер д ечный, сер д ечко

Совес т ливый — совес т ь

Со л нце — со л нечный, со л нышко

Страс т ный — страс т ь

Счас т ливый — счас т ье

Трос т ник, трос т никовый — трос т ь, трос т очка, трос т инка

Ус т ный — ус т а

Учас т ник — учас т ие

Хвас т ливый — хвас т ать, хвас т ун

Хрус т нуть — хрус т , хрус т еть

Час т ный — час т ь

Чес т ный — чес т ь

Ше ф ствовать — ше ф ы

Ярос т ный — ярос т ь, в ярос т и

Обратите внимание! В этих словах НЕТ непроизносимых согласных:

вкусный, гнусный, интересный, искусный, напрасный, небесный, опасный, парусный, прекрасный, ровесник, словесный, ужасный, участвовать, чествовать, шествовать («идти»), яства.

Читайте также темы:

ГДЗ учебник по русскому языку 5 класс Ладыженская. §10. Правописание непроизносимых согласных в корне слова. Упражнение № *

Сравните две группы слов. В какой группе в словах есть не произносимые согласные?

Решение

Чес т ный − чес т ен,
извес т ный − извес т ен,
мес т ный − мес т о,
счас т ливый − счас т ье,
прелес т ный − прелес т и,
ус т ный − ус т а.
В этой группе слов есть непроизносимые согласные.

Вкусный − вкусен,
чудесный − чудесен,
прекрасный − прекрасен,
опасный − опасен.

Конспект урока в 10 классе «Правописание непроизносимых согласных в корнях слов».

Урок русского языка в 10 классе 28 ноября 2017

Тема: «Правописание непроизносимых согласных в корнях слов».

Цели : 1. Обобщение знаний по орфографии.

2. Развитие навыков самообучения и самоконтроля.

3. Развитие умения работать в группах, ставить задачи и находить их решения.

Оборудование : языка, карточки разноуровневые, таблицы.

Технологии : личностно ориентированное развивающее обучение

Вызов . Ровесник – сверстник лексическое значение/ орфограммы

Ровесник ( срав. ро весн ик – человек, проживший одинаковое количество весен ( весн а), лет)

Сверстник ( срав. верст а – мера длины, с верст ник – «одинаковый по возрасту, одной длины»)

Бума..ка, ре..кий звук, сер..це, сва..ьба, лес..ница, жени..ьба, чудес..ный, радос..ный, безрука..ка, чу..ство,

Ключ для самопроверки. Оцените свой уровень знаний по следующей шкале: 0-1 – «5», 2-3 – «4», 4 5 – «3».

    Коллективная работа . В КИМах ЕГЭ есть задания, проверяющие умения не только анализа текста, но и знание изучаемой орфограммы.

    Комплексный анализ текста

    1. Наконец он нашел себе занятие. 2. Однажды в его присутствии Василий Иванович перевязывал мужику раненую ногу, но руки тряслись у старика, и он не мог справиться с бинтами. 3. Сын ему помог и с тех пор стал участвовать в его практике, не переставая в то же время подсмеиваться и над средствами, которые сам же советовал, и над отцом, который тотчас же пускал их в ход. 4. Но насмешки Базарова нисколько не смущали Василия Ивановича, они даже утешали его. 5. Придерживая свой засаленный шлафрок двумя пальцами на желудке и покуривая трубочку, он с наслаждением слушал Базарова, и чем больше злости было в его выходках, тем добродушнее хохотал осчастливленный отец. 6. Он даже повторял эти иногда тупые и бессмысленные выходки в течение нескольких дней.

    7. Мысль, что он имеет такого помощника, приводила его в восторг, наполняла гордостью. 8. «Да, да, — говорил он какой-нибудь бабе, — ты, голубушка, должна Бога благодарить за то, что сын мой у меня гостит: по самой научной и новейшей методе тебя лечат теперь, понимаешь ли ты это? 9. Император французов Наполеон, и тот не имеет лучшего врача». (По гл. XXVII романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»)

    Определить тему текста.

    Какова основная мысль (идея) текста.

    Определите стиль и тип речи текста.

    1)художественный стиль, повествование

    2)художественный стиль, рассуждение и описание

    3)разговорный стиль, повествование

    4)публицистический стиль, описание

    Из 1-2 предложений выписать слова с проверяемой безударной гласной в корне.

    Найдите в тексте предложение с обращением. Запишите номер предложения.

    Указать номера простых предложений.

    Из 3-4 предложения выписать слово с непроизносимой согласной в корне

    3. Обобщение и систематизация материала по таблице.

    Правописание непроизносимых согласных.

    При произношении некоторых слов происходит выпадение согласного, проверяем: агентство – агент; радостный – радость, вкусный- вкусен.

    Но: ровесник – сверстник, косный (отсталый) взгляд, костный (из кости) мозг.

    Яства (еда, угощение) – явственно (наяву) видеть.

    Шествовать (идти) – шефствовать (над кем – либо).

    Индивидуальная работаработа в парах с последующей самопроверкой.

    Игра «Четвертый лишний». Вставь пропущенные буквы. В каждой строке найди и подчеркни «лишнее» слово.

    Окрес…ность, радос…ный, вкус…ный, грус…ный;

    чудес…ный, прекрас…ный, неизвес…н.ый, опас…ный;

    ненас…ный, прекрас…ный, грус…ный, учас…ник;

    вес…ник, прелес…ный, вкус…ный, чес…ный.

    Домашнее задание: на выбор.

    Отметьте номера тех слов, в которых пишутся звонкие согласные.

      Отметьте номера тех слов, в которых пишутся непроизносимые согласные.

        Ше..ствовать по городу.

        Ви..жать от счастья.

        Отметьте номера тех слов, в которых не пишутся непроизносимые согласные.

          Блес..нуть на вечере.

          Отметьте номера тех слов, в которых не пишутся двойные согласные.

            Отметьте номера тех слов, в которых не пишутся двойные согласные.

              Отметьте номера тех слов, в которых нет непроизносимых согласных.

                Отметьте номера тех слов, в которых пишутся двойные согласные.

                  За правильно выполненное задание – 1 балл.

                  Итоги: подсчитываем количество баллов, которое вам удалось набрать в процессе урока. Выставляем отметки себе по шкале: 14 – 15 б. – «5»; 13 – 10 б. – «4»; 9 – 6 – «3». (3 минуты).

                  ИЛИ : Домашнее задание / выбор

                  Запишите предложения. Вставьте пропущенные буквы.

                  1. Только труд – всему основа, чес_ный труд лю_ской . 2. Человек трудолюбивый – самый счас_ливый. 3) Черное сер_це не знает благодарности. 4) Между тучами и морем гордо реет буревес_ник. 5) Дружба та лес_на, которая чес_на. 6) Чуть голубоватый свет брезжил в окошечк_ скво_ь снег.7) Здра_ствуй, князь ты мой прекрас_ный. 8) Хозяин весел – и гости радос_ны. 9) Радос_но, молодо было и на небе, и на земле, и в сер_це человека. 10) Мороз и солнце; день чудес_ный! Еще ты дремлешь, друг прелес_ный. 11) С окрес_ных гор уже снега сбежали мутными ручьями. 12) Отверг я рано праз_ные забавы. 13) Редеет мгла ненас_ной ночи, и бледный день уж настает.

                  2. Выпишите из текста все слова с пропущенными буквами, объясните их правописание

                  Сказка, сочиненная жизнью.

                  Во время второй мировой войны фаши…кие захватчики безжалос…но уничтожали на о…упированных те…иториях мирное население. С особенной жестокостью они убивали евреев. За годы войны ими было истреблено шесть ми…ионов евреев, в том числе полтора ми…иона детей. Во всех о…упированных странах фаши…кие власти в первую очередь издавали прика…: всем евреям зарегистрироваться и надеть шестиконечные желтые звезды. Такой же прика… они издали, когда захватили Данию. В тот же день да…кий король Христиан вышел вместе с королевой на прогулку. Король и королева гуляли по улицам города в повя…ках с желтыми шестиконечными звездами. Через полчаса такие звезды надели все жители Копенгагена, а через несколько часов – все датчане. И пока ошеломленные гитлеровцы соображали, что им делать, датчане переправили всех евреев на ло…ках в Швецию и тем спасли их от гибели.

                  Эта история со счас…ливым концом, может быть, не случайно произошла на родине Андерсена – одного из самых чудес…ных сказочников мира. Андерсен считал, что лучшие ска..ки – это те, которые сочиняет сама жизнь!


                  источники:

                  http://reshalka.com/uchebniki/5-klass/russkii_yazik/ladyzhenskaya/51

                  http://infourok.ru/konspekt-uroka-v-klasse-pravopisanie-neproiznosimih-soglasnih-v-kornyah-slov-3706225.html