10 правописание согласных в корне слова

2. Правописание согласных в корне

§8. Звонкие и глухие согласные

1. Для проверки написания сомнительной согласной нужно изменить форму слова или подобрать родственное слово, с тем чтобы за проверяемым согласным стоял гласный звук или один из согласных л, м, н, р. Например: смазкасмазать, молотьбамолотить, гриб грибы, грибной. Ср.: Луга шли вперемежку с полями (перемежаться).Черные карандаши были разбросаны вперемешку с цветными (перемешаться);Изморозь рисует замысловатые узоры на стеклах (морозить).Как сквозь сито сеялась мелкая изморось (моросить).

Примечание. В слове свадьба пишется д (ср. свадебный), хотя в однокоренных словах сват, сватать пишется т. В слове лестница пишется с (хотя лезу); в слове отверстие тоже пишется с (хотя отверзать).

2. Для проверки написания сомнительной согласной иногда используется чередование звуков. Ср.: коврижка, пичужка (от коврига, пичуга, с чередованием г ж) – деревяшка, копчушка (в современном языке соответствующего чередования нет); скворечник (от скворец, с чередованием ц ч) – набалдашник (без чередования).

Не связано с явлением чередования наличие двух орфографических вариантов с одним и тем же значением, например: галошак алоша, дискутироватьдискуссировать, синтаксическийсинтактический, апокалипсическийапокалиптический.

3. В некоторых словах иноязычного происхождения написание сомнительной согласной нельзя проверять однокоренным словом, например:абстракция (хотя абстрагировать).

4. Написание слов с непроверяемыми согласными определяется по орфографическому словарю, например: асбест, бонбоньерка, варежка, вокзал, кобчик (птица), копчик (кость в оконечности позвоночника), мундштук, ягдташ.

§9. Двойные согласные в корне и на стыке приставки и корня

1. Двойное ж пишется в корнях слов вожжи, дрожжи, жжение, жужжать, можжевельник и однокоренных с ними. Ср.: возжечь (воз + жечь) –возжжешь (воз + жжешь), также возжженный.

Примечание 1. При наличии звукового чередования зг зж, зд зж пишется не двойное ж, а зж, например: визжать (визг), приезжать (приезд). Ср.: брезжить, брюзжать, дребезжать, мозжечок и т.п.

Примечание 2. В словах брыжейка, брыжи пишется только одно ж.

2. Двойное с в корне пишется в словах сс ора, ссуда и однокоренных с ними.

3. Двойные согласные пишутся в сложносокращенных словах, если одна часть кончается, а другая начинается одной и той же согласной, например:главврач, госсектор, поссовет, роддом.

Примечание. В первой части сложносокращенных слов, представляющей собой основу, которая оканчивается двойной согласной, пишется только одна согласная, например:грампластинка, групорг, конармеец.

4. В словах, образованных от основ, оканчивающихся на две одинаковые согласные, двойные согласные перед суффиксом сохраняются, например: балл пятибалльный, галл галльский, гунн гуннский, компромисс компромиссный, группагруппка, диаграммадиаграммка, программапрограммка, телеграммателеграммка. То же – в собственных именах, например: Канберрский университет, Каннский кинофестиваль, Лозаннская конференция, боннское правительство, таллиннские памятники старины и т.п.

Исключения. В некоторых словах в рассматриваемом случае пишется одна согласная, например: кристалл – кристальный, финн финский, колоннаколонка, тоннапятитонка, финн финка (обычно двойное н стягивается в одно н перед суффиксом ), опереттаоперетка; в названиях лиц с суффиксом , например: Алла – Алка, АннаАнка, Кирилл Кирилка, РиммаРимка, СавваСавка, Филипп Филипка, ЭммаЭмка.

Примечание. О двойных согласных на стыке корня и суффикса см. §39, п. 10. О двойных согласных в суффиксах имен прилагательных и причастий см. §39, п. 10 и §52. О написании одного или двух н в существительных, образованных от страдательных причастий и отглагольных прилагательных, см. §52, п. 5.

5. Двойные согласные пишутся на стыке приставки и корня, если приставка кончается, а корень начинается одной и той же согласной, например: беззаветныйбессердечие, воззваниевосстание, подделать, раззадоритьрассказ, чересседельник; то же самое касается и приставок иноязычного происхождения, например: диссимиляция, контрреволюционный, транссибирский.

Примечание. Следует различать написание слов типа податься (приставка по-) и поддаться (приставка под-). Ср.: Дверь подалась под ударами (перестала оставаться в первоначальном положении). – Дверь поддалась ударам лома (не сдержала напора, нажима).

6. Написание двойных согласных в словах иноязычного происхождения определяется по орфографическому словарю, например: аббревиатура, абсцисса, акклиматизация, аккомодация, аккредитив, аксессуар, аллергия, аллитерация, аммиак, аммонит, апелляция, аппендицит, аппликация, аппретура, аппроксимация, асессор, ассемблер, атолл, аттентат, аттик, аттракцион, баббит, балласт, баллон, баллотироваться, баррель, беллетристика, биссектриса, босс, буффон, вендетта, гиббон, гиппопотам, гуммиарабик, гуттаперча, депрессант, джоббер, дилемма, дистиллировать, дифференциал, идиллия, иллюминация, индифферентный, иррациональный, ирригация, каллиграфия, кассация, клемма , коллежский, колосс, коралл, коррозия, коррупция, коэффициент, кристалл, мантисса, муссон, оппозиция, параллелепипед, параллелограмм, пассат, перрон, пессимизм, рессора, саммит, сеттер, сеттльмент, силлабический, симметрия, спагетти, стеллаж, стрептококк, теннис, терраса, террикон, территория, троллейбус, хиппи, хлорофилл, хобби, целлюлоза, цирроз, чеддер, шасси, шиншилла, эксцесс, эллипс, эссенция.

Примечание 1. С одной согласной пишутся слова: агрегат, алюминий, атрибут, бакалавр, балюстрада, баркарола, брокер, вернисаж, волейбол, галерея, десант, десерт, децибел, дилер, дилетант, импресарио, карикатура, катар, коридор, лилипут, нивелир, офис, пилигрим, политес, привилегия, продюсер, пудинг, ресурс, росомаха, русизм, тротуар, унисон и др.

Примечание 2. В суффиксе сс-а пишется два с (поэтесса, стюардесса, клоунесса), в суффиксе -ис-а пишется одно с (аббатиса, актриса, директриса).

В суффиксе тта пишется два т, например: ариетта, оперетта, симфониетта.

В слове генералиссимус пишется два с.

§10. Непроизносимые согласные

Для проверки написания слов, имеющих в своем составе группу согласных здн, ндск, нтск, стл, стн, рдц, лнц, а также в некоторых словах свствнужно изменить форму слова или подобрать однокоренное слово, с тем чтобы после первого или второго согласного этой группы стоял гласный, например: грустный (грустен, грустить) – гнусный (гнусен); свистнуть (свистеть) – свиснуть (свисать). Ср: агентство, безвестный, властный, гигантский, голландский, горестный, громоздкий, дилетантский, доблестный, захолустный, здравствовать, корыстный, костный, местный, ненавистный, ненастный, окрестность, пастбище, поздно, праздность, прелестный, пристрастный, сверстник, сердце, солнце, счастливый, тростник, хлестнуть, чувствовать, целостный, яростный.

Примечание 1. Следует отличать эти слова от слов со схожими по звучанию группами согласных, например: безгласный, интриганский, искусный, косный, опасный, ровесник, словесность, участвовать, чествовать, шествовать, яства.

Примечание 2. Пишется блеснуть (хотя блестеть), лестница (хотя лесенка), плеснуть (хотя плескать), склянка (хотя ст екло).

Правописание согласных в корне.

Проверяемые согласные.

В этом случае согласная проверяется с помощью другой формы слова, чтобы после согласной появилась гласная или звонкая согласная: маршрут – маршруты, кров – кровля. Исключения: свадьба (хотя сватать), лестница (хотя лезу).

Непроверяемые согласные.

В этом случае слово необходимо проверить по словарю и запомнить, как оно пишется.

Двойные согласные.

Если слово оканчивается на одну или две согласных, а затем следует суффикс или еще один корень, то двойная согласная чаще всего сохраняется: балл – девятибалльный, гунны – гуннский, группа – групповой. Исключение: кристальный.

Двойные согласные –нн- и –тт- сокращаются перед суффиксом –к-: оперетта – оперетка, антенна – антенка.

То же самое происходит в сложносокращенных словах: террористический акт – теракт.

НО. Если одно сокращенное слово оканчивается, а второе начинается на одну и ту же букву, то двойная согласная сохраняется: главврач, вируссодержащий, замминистра.

Также двойная согласная сохраняется перед дефисом: масс-медиа, пресс-служба.

Урок «Правописание согласных в корне слова»

Урок русского языка по теме: «Правописание согласных в корне слова» (10 класс)

Цель: систематизировать знания учащихся по теме урока;

отработка навыка грамотного письма и грамотной речи.

террор, финн, троллейбус, труппа, туннель, фонограмма, пассаж, пассивный, суммировать, жжение, стресс, симметрия.

Наперсник – тот, кого держат около груди /перси=грудь, но перст=палец/.

Яства – еда /ясти=есть/.

4.Работа по культуре речи:

Карточка №1. Отредактируйте предложения.

Коробочка – очень скрытая помещица. Андрей – человек удачный. Я не только читаю газеты, но и журналы. Я люблю и собираю марки. Первый и второй день состязаний прошел спокойно.

Карточка №2. Отредактируйте предложения.

По прибытию в полк он явился к командиру. Я беспокоюсь не столько о себе, как о сестре. Мой друг интересуется и собирает монеты. Мы купили фрукты, помидоры, рыбу, апельсины. Книга научила меня честности, смелости и уважать людей.

Орфоэпическая разминка: жалюзи, каталог, звонит, кухонный, мастерски, красивее, торты, откупорить, ходатайствовать, коклюш, сливовый, обеспечение.

5.Устное повторение по теме « Правописание согласных в корне слова».

Варианты слов: бриллиант – брильянт

(Слова без удвоенных согласных чаще встречаются в поэзии (вспомним также в названии статьи И.А. Гончарова «Мильон терзаний» о комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»).

В производных, образованных от слов с удвоенной согласной с помощью суффиксов, как правило, удвоенные согласные сохраняются:

сумма – суммарный, касса – кассовый, колонна – колоннада, класс – классная, компромисс – бескомпромиссный, программа – программка, программист, программный, группа – группка, групповой, кристалл – кристаллический, металл – металлический.

Запомните исключения: кристальный, финский – не сохраняют удвоенную согласную.

Однако с одной согласной пишутся уменьшительные от некоторых нарицательных существительных: колонна – колонка, оперетта – оперетка, тонна – трехтонка, антенна — антенка .

Замазка, косьба, бумажка, молотьба, просьба, салазки, участвовать, блеснуть, ровесник, сверстник, чувствовать, захолустный, искусный, искусство, властный, гигантский, редкие, вырубка.

Укажите неправильное написание слов:

горестный, окресный, бескосный, местность, пакостник, гластный, ревностный, целосный, сумашедшие, тросник, страстный, сладостный, узцы, опастный.

К следующим словам подберите синонимы, в которых есть стечение согласных при встрече корня и суффикса.

Печальный – . ; веселый – . ; умелый – . ; хранить молчание – . ; справедливый – . ; здешний – . ; равнодушный – . ; находиться – . ; аппетитный – . ; бездельничающий – . ; скучный – . ; очаровательный – . ; правдивый – . ; пасмурный (день) – . ; очень довольный – . .

Ответ : Грустный, жизнерадостный, искусный, безмолвствовать, беспристрастный, местный, безучастный, присутствовать, вкусный, праздный, прелестный, честный, ненастный, счастливый.

Образуйте прилагательные от следующих существительных (используя при необходимости приставки).

Совесть, поместье, окрестность, опасение, пристрастие, участие, контакт, контраст, интерес, известие, чувство, арестант.

Вставьте пропущенные слова. Вспомните авторов этих стихотворных строк.

1) Мальчишек . народ
Коньками звучно режет лед. /Пушкин/

2) Мой . товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюет под окном. /Пушкин/

3) Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ты тих, как день . /Пушкин/

4) . что слоны в диковинку у нас. /Крылов/

5) А впрочем, он дойдет до степеней .
Ведь нынче любят . ./ А.С. Грибоедов/

6) Чиновные и . –
Ей все друзья и все . . /А.С. Грибоедов/

7) . осень. Грачи улетели.
Лес обнажился. Поля опустели.
Только не сжата полоска одна.
. думу наводит она. /Н.А. Некрасов/

8) И . важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведет под . мужичок. /Н.А. Некрасов/

9) И сам про себя удалую,
. песню поет. /Н.А. Некрасов/

10) Погода была .
Принцесса была … . /Р.Сеф/

Ответ : 1) Радостный. 2) Грустный. 3) Ненастный . 4) Известно . 5) Известных, бессловесных . 6) Должностные . 7) Поздняя, грустную . 8) Шествуя, уздцы . 9) Хвастливую . 10) Ужасная , прекрасная.

Составьте словосочетания с данными слова:

Составьте словосочетания с данными слова:

Упражнение . Запишите предложения. Вставьте пропущенные буквы.

1. Только труд – всему основа, чес_ный труд лю_ской . 2. Человек трудолюбивый – самый счас_ливый. 3) Черное сер_це не знает благодарности. 4) Между тучами и морем гордо реет буревес_ник. 5) Дружба та лес_на, которая чес_на. 6) Чуть голубоватый свет брезжил в окошечк_ скво_ь снег.7) Здра_ствуй, князь ты мой прекрас_ный. 8) Хозяин весел – и гости радос_ны. 9) Радос_но, молодо было и на небе, и на земле, и в сер_це человека. 10) Мороз и солнце; день чудес_ный! Еще ты дремлешь, друг прелес_ный. 11) С окрес_ных гор уже снега сбежали мутными ручьями. 12) Отверг я рано праз_ные забавы. 13) Редеет мгла ненас_ной ночи, и бледный день уж настает.

Самостоятельная работа с текстом.

Сказка, сочиненная жизнью.

Во время второй мировой войны фаши…кие захватчики безжалос…но уничтожали на о…упированных те…иториях мирное население. С особенной жестокостью они убивали евреев. За годы войны ими было истреблено шесть ми…ионов евреев, в том числе полтора ми…иона детей. Во всех о…упированных странах фаши…кие власти в первую очередь издавали прика…: всем евреям зарегистрироваться и надеть шестиконечные желтые звезды. Такой же прика… они издали, когда захватили Данию. В тот же день да…кий король Христиан вышел вместе с королевой на прогулку. Король и королева гуляли по улицам города в повя…ках с желтыми шестиконечными звездами. Через полчаса такие звезды надели все жители Копенгагена, а через несколько часов – все датчане. И пока ошеломленные гитлеровцы соображали, что им делать, датчане переправили всех евреев на ло…ках в Швецию и тем спасли их от гибели.

Эта история со счас…ливым концом, может быть, не случайно произошла на родине Андерсена – одного из самых чудес…ных сказочников мира. Андерсен считал, что лучшие ска..ки – это те, которые сочиняет сама жизнь!

Задания к тексту:

— определите основную мысль текста;

— определите стиль и тип речи данного текста;

-выпишите из него все слова с пропущенными буквами, объясните их правописание.

7.Подведение итогов урока.

8.Домашнее задание: параграфы 23-25, упражнение 119, 120.


источники:

http://www.calc.ru/Pravopisaniye-Soglasnykh-V-Korne.html

http://infourok.ru/urok-pravopisanie-soglasnih-v-korne-slova-2987598.html