Примеры слов с суффиксом ин
Примеры слов с суффиксом ин из разных частей речи (имена существительные, имена прилагательные, глаголы, наречия). Слова из этого списка могут быть полезны при выполнении домашнего задания.
Суффикс -ин- образует существительные со значением:
- видов рыбы и мяса (осетрина, баранина);
- одного предмета из ряда одинаковых (горошина, соломина);
- отвлеченных признаков (глубина, седина);
- результата или орудия действия (перекладина, отметина, царапина);
- лица, которое является представителем какой-либо нации, гражданином какого-либо государства, жителем или уроженцем какой-либо страны (грузин, татарин, мордвин).
Суффикс -ИН- может выступать как суффикс субъективной оценки.
Суффикс -ин- образует прилагательные, обозначающие людей и животных: (гусиный, дядин).
Суффикс -ин- (домина) субъективной оценки, который образует не новые слова, а их формы, нередко отличающиеся от тех слов, на базе которых они возникли, только эмоционально-экспрессивной окраской.
Правила для суффиксов -ИН, -АН/ЯН в прилагательных
Для того, чтобы писать без ошибок Н и НН в прилагательных и причастиях, нужно установить, от какой части речи образовано слово: от имени сущуствительного или от глагола. Например, СЕРЕБРЯНЫЙ (поднос) – сделанный из серебра (серебро – имя сущ.). Это отыменное прилагательное. СЕРЕБРЁНЫЙ (поднос) – тот, который серебрили (серебрить – глагол). Это отглагольное прилагательное. Второе необходимое условие – хорошо знать правило и исключения из него.
Отыменные имена прилагательные
Прилагательные с суффиксами -ИН; -АН/-ЯН образуются от имен существительных.
Суффикс | Значение |
---|---|
-АН/ЯН Ржаной, льняной, водяной | Указывает на материал, из которого состоит предмет |
-ИН Мышиный, утиный, комариный | Принадлежность кому-либо, его еще называют «звериным» |
-АН/ЯН указывают, на материал, из которого состоит предмет. С их помощью образуются относительные прилагательные:
- песок + АН = песчаный;
- рожь + АН = ржаной;
- трава + ЯН = травяной.
-ИН обозначает принадлежность кому-либо. С помощью суффикса -ИН образуются притяжательные прилагательные:
- зверь + ИН = звериный;
- гусь + ИН = гусиный;
- лев + ИН = львиный.
В суффиксах -ИН, -АН/-ЯН пишется одна буква Н.
-АН/ЯН | песчаный, костяной |
---|---|
Исключения: | стеклянный, оловянный, деревянный (легко запомнить так: дом деревянный, окна стеклянные, ручки оловянные) |
-ИН | пчелиный |
Нет суффиксов в словах: свиной, багряный, румяный, бараний, пряный.
- машинный (машина + Н) – мышиный (мышь + ИН);
- барабанный (барабан + Н) – кожаный (кожа + АН);
- ветреный день – безветренная погода – ветреный человек – ветряной (двигатель);
- старинный (старина + Н) – гостиный (гость + ИН), гостиница;
- овчинный (сделанный из овчины) – свиной (нет суффикса);
- целинный (целина) – бараний (нет суффикса);
- масленые блины (их пропитали маслом) – масляные краски сделаны из масла);
- соленое (от гл. солить) озеро – соляные (из соли) залежи;
- посеребренный (посеребрили) – серебряный (сделанный из серебра);
- недюжинный (дюжина) – безымянный (без имени).
Отглагольные прилагательные
Отглагольные прилагательные не могут иметь суффиксов -ИН, -АН/-ЯН.
Стираная (кофта) от гл. стирать + глагольный суф.А + суф.Н, при помощи которого образуется прилагательное: СТИР+А+Н+АЯ. Таким образом, здесь 2 суффикса.
Образованные от глагола прилагательные подчиняются правилу для отглагольных прилагательных и причастий. Отглагольные прилагательные образуются только от глаголов несов.вида – званый (ужин), драный (носок), вареный(суп) с помощью суффикса -Н. Такие прилагательные не имеют приставки и зависимого слова.
Отглагольные прилагательные (образованы от гл.несов.в.) | Причастия |
---|---|
Рваный: рва +н+ый писаная красавица: писа-н-ая златотканый ковер | рваная (как?) на куски скатерть. (кем?) никем не рваная по+рванная тетрадь писанное (чем? как?) аккуратным почерком письмо. вы+тканный (чем?) золотом ковер |
Искл.: раненый (от гл.сов.в.) | раненный (где?) в бою; из+раненный боец |
Отглагольные прилагательные на -ОВАННЫЙ/-ЁВАННЫЙ, если неправильно выделить суффикс, можно отнести к отыменным с суффиксом -АН/ЯН и допустить орфографическую ошибку. Такие слова пишутся с НН: линованная тетрадь, рисованный контур, асфальтированный переход. Исключение из правила: жеваный (но пережеванный, с трудом жеванное мясо); кованый (но кованный в кузнице, подкованный конь).
Необходимо запомнить написание следующих слов: нежданный, негаданный, невиданный, неслыханный, нечаянный, отчаянный, желанный, жеманный, чеканный, священный, медленный, обещанный, доморощенный самонадеянный, окаянный.
Урок № 28 ИЗМЕНЕНИЯ СОГЛАСНЫХ ПРИ СОЗИДАНИИ СЛОВ-СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ С СУФФИКСАМИ-ИН (А) ОТ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ НА -СК, — ЦК; БУКВОСОЧЕТАНИЕМ -ЧН-(- ШН -)
ИЗМЕНЕНИЯ СОГЛАСНЫХ ПРИ СОЗИДАНИИ
СЛОВ-СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ С СУФФИКСАМИ-ИН (А)
ОТ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ НА -СК, — ЦК;
БУКВОСОЧЕТАНИЕМ -ЧН-(- ШН -)
Цель: ознакомить учащихся с изменениями согласных при созидании
слов-существительных с суффиксами-ин(а) от прилагательных на
-ск(ий) и -цьк(ий); буквосочетание -чн-(-шн-); фор поддерживать загальнопізнавальні умение образовывать слова-существительные с суффиксами -ин(а) от прилагательных на -ск(ий)
122 все уроки украинского языка в 6 классе
и -цьк(ий); буквосочетание -чн-(-шн-); развивать твор чи умение использовать слова с суффиксами -ин(а), бук восполученням -чн-(-шн-) в собственной речи; с помощью мовленнєво-коммуникативного дидактического материала
воспитывать любовь к природе, чувство ответственности за
окружающая среда и ее сохранение.
Лексикология и фразеология: усвоение новых слов и фразеологизмов, при словъях, поговорок.
Культура речи и стилистика: усвоение сложных случаев слово употребления.
Тип урока: формирование практических умений и навыков на основе приобретенных
И. Организационный момент
ИИ. Установочно-мотивационный этап
III. Актуализация опорных знаний,
умений и навыков шестиклассников
Работа над Связным высказыванием (обучающее аудирование)
Прослушать текст. Определить тему и основную мысль. Выписать имен ники, образованные суффиксальным способом.
Лечебные грязи, полоиды — природные образования (илы, торфы, соп кова грязь и тому подобное), которые применяют для лечения в виде ванны и аппликаци кацій. Запасы грязи в лиманах Украины довольно значительные. Их исполь зуют вместе с другими методами лечения на Одесской, Львовской, Пол тавщині, Днепропетровской, Донецкой области, Херсонщине, Николаевщине
Процесс образования лечебной грязи продолжается и до сих пор и нуждается в приклад ного анализа в связи с последствиями вмешательства человека в природную сере среда (По Г. Горчаковою).
Разобрать выписанные слова по строению и выяснить, какое фонетическое яви еще произошло во время творения этих слов.
Словообразование. Орфография 123
IV. Сообщение темы, цели и задач урока
V. восприятие и осознание учениками нового материала
Наблюдение над языковым материалом
Выяснить, какие изменения происходят при создании существительных по помощи суффикса-ин-. Записать чередующиеся группы согласных.
Вояцкий — военщина, грецкий — Валахия, винницкий — Он ниччина.
Работа с теоретическим материалом для
сопоставление новых знаний с базовыми
Комментарий учителя. При создании существительных с суффиксами-ин(а) от
прилагательных на-СК(ый), -цьк (ый) наблюдаются следующие изменения:
-СК — → — шч — (Херсонский → Херсонщина);
-цьк-→ -чч- (немецкий → Германия).
В словах, образованных от относящихся к существительному основ, заканчивающихся зову ками [к], [ч], [ц], перед суффиксом -н — они меняются в произношении на [ш]
или [ч]. На письме в обоих случаях выступает буква ч: безопасность — без печной, сердце — сердечный. Однако в нескольких словах эта закономерность
нарушается; в них в соответствии с произношением пишется-шн -: утренний,
прошлогодний, сердешный, рушник, ружье, двурушник, подсолнух, Ми рошник.
VI. Осознание полученных знаний в процессе
практической работы, усовершенствования
общепознавательных и творческих умений по теме
От представленных прилагательных образовать существительные с суффиксом -ин-. Звуковые изменения объяснить с помощью правила. Составить 2-3 сложных
предложения, используя новообразованные слова, об очаровании той
местности, где вам довелось побывать.
Донецкий, гуцульский, одесский, киевский, черкасский, галиц кий, уманский, полтавский.
Творческий распределительный словарный диктант
От представленных прилагательных и существительных с помощью суффикса-ин образовать существительные и записать их в две колонки: в первую — с букво сообщением-чч-, -шч-, во вторую — из буквосочетание -чн-, -шн-.
124 все уроки украинского языка в 6 классе
Батрацкий, Каменский, Залесский, золотоносский, словацкий,
родительский, крепостной, немецкий, лесок, песок, воск, высокий, гай дамацький, казацкий.
Фонетический анализ слов
Записать слова Чернівеччина, Луганская, Ровенская, Закарпатщи на, Бахмаччина фонетической транскрипцией. Сравнить звуковой и
орфографический варианты. Объяснить, какие изменения произошли в их звуко вом составе.
Записать под диктовку текст. Найти слова с изученными орфограма мы. С помощью правил объяснить правописание.
Украина — это тихие воды и ясные зори, зеленые сады и белые хаты, поля золотой
пшеницы, медовии и молочной реки. Украина-роскошный венок из руты
и барвинка. Звенигородщина-певучий уголок Украины, где родился и рас Шевченко (по С. Васильченко).
VII. Систематизация и обобщение знаний
Подумать и дать ответы на вопросы:
1. В каких словах согласные к, ц, ч вместе со следующим -н — дают спо изъятие -чн-?
2. В каких словах закономерность предварительно озвученного правила пору шается и в соответствии с произношения пишется -шн-?
3. При каких условиях группа согласных -цьк — меняется на -чч-, а -ск — сми ществляется на -щ-?
VIII. Итог урока
Празднования достижений учащихся в овладении темой урока, их отноше ние к работе на уроке, анализ способностей, сформировавшихся во время
изучение темы; определение перспектив дальнейшей учебной деятельности.
IX. Домашнее задание
1. по изученному теоретическому материалу подготовить сообщение, вы пользуетесь собственными примерами.
2. Составить небольшое сочинение-рассказ с элементами описания местности
Украины, где вам приходилось бывать. Использовать 5-8 слов-именны ков, в которых произошли изменения при создании от прилагательных из суффик самы-СК -, — ЦК-
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей
Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
http://kakpishem.ru/chasti-rechi/prilagatelnoe/pravila-dlya-suffiksov-in-an-yan-v-prilagatelnyh.html
http://infourok.ru/urok-28-izmeneniya-soglasnyh-pri-sozidanii-slov-sushestvitelnyh-s-suffiksami-in-a-ot-prilagatelnyh-na-sk-ck-bukvosochetaniem-chn-5355404.html