10 слов с суффиксом ин прилагательные

Примеры слов с суффиксом ин

Примеры слов с суффиксом ин из разных частей речи (имена существительные, имена прилагательные, глаголы, наречия). Слова из этого списка могут быть полезны при выполнении домашнего задания.

Лучший юмористический канал: анекдоты, приколы, юмор и куча ржачных видео

Суффикс -ин- образует существительные со значением:

  • видов рыбы и мяса (осетрина, баранина);
  • одного предмета из ряда одинаковых (горошина, соломина);
  • отвлеченных признаков (глубина, седина);
  • результата или орудия действия (перекладина, отметина, царапина);
  • лица, которое является представителем какой-либо нации, гражданином какого-либо государства, жителем или уроженцем какой-либо страны (грузин, татарин, мордвин).

Суффикс -ИН- может выступать как суффикс субъективной оценки.

Суффикс -ин- образует прилагательные, обозначающие людей и животных: (гусиный, дядин).

Суффикс -ин- (домина) субъективной оценки, который образует не новые слова, а их формы, нередко отличающиеся от тех слов, на базе которых они возникли, только эмоционально-экспрессивной окраской.

Правила для суффиксов -ИН, -АН/ЯН в прилагательных

Для того, чтобы писать без ошибок Н и НН в прилагательных и причастиях, нужно установить, от какой части речи образовано слово: от имени сущуствительного или от глагола. Например, СЕРЕБРЯНЫЙ (поднос) – сделанный из серебра (серебро – имя сущ.). Это отыменное прилагательное. СЕРЕБРЁНЫЙ (поднос) – тот, который серебрили (серебрить – глагол). Это отглагольное прилагательное. Второе необходимое условие – хорошо знать правило и исключения из него.

Отыменные имена прилагательные

Прилагательные с суффиксами -ИН; -АН/-ЯН образуются от имен существительных.

СуффиксЗначение
-АН/ЯН
Ржаной, льняной, водяной
Указывает на материал, из которого состоит предмет
-ИН
Мышиный, утиный, комариный
Принадлежность кому-либо, его еще называют «звериным»

-АН/ЯН указывают, на материал, из которого состоит предмет. С их помощью образуются относительные прилагательные:

  • песок + АН = песчаный;
  • рожь + АН = ржаной;
  • трава + ЯН = травяной.

-ИН обозначает принадлежность кому-либо. С помощью суффикса -ИН образуются притяжательные прилагательные:

  • зверь + ИН = звериный;
  • гусь + ИН = гусиный;
  • лев + ИН = львиный.

В суффиксах -ИН, -АН/-ЯН пишется одна буква Н.

-АН/ЯНпесчаный, костяной
Исключения:стеклянный, оловянный, деревянный (легко запомнить так: дом деревянный, окна стеклянные, ручки оловянные)
-ИНпчелиный

Нет суффиксов в словах: свиной, багряный, румяный, бараний, пряный.

  • машинный (машина + Н) – мышиный (мышь + ИН);
  • барабанный (барабан + Н) – кожаный (кожа + АН);
  • ветреный день – безветренная погода – ветреный человек – ветряной (двигатель);
  • старинный (старина + Н) – гостиный (гость + ИН), гостиница;
  • овчинный (сделанный из овчины) – свиной (нет суффикса);
  • целинный (целина) – бараний (нет суффикса);
  • масленые блины (их пропитали маслом) – масляные краски сделаны из масла);
  • соленое (от гл. солить) озеро – соляные (из соли) залежи;
  • посеребренный (посеребрили) – серебряный (сделанный из серебра);
  • недюжинный (дюжина) – безымянный (без имени).

Отглагольные прилагательные

Отглагольные прилагательные не могут иметь суффиксов -ИН, -АН/-ЯН.

Стираная (кофта) от гл. стирать + глагольный суф.А + суф.Н, при помощи которого образуется прилагательное: СТИР+А+Н+АЯ. Таким образом, здесь 2 суффикса.

Образованные от глагола прилагательные подчиняются правилу для отглагольных прилагательных и причастий. Отглагольные прилагательные образуются только от глаголов несов.вида – званый (ужин), драный (носок), вареный(суп) с помощью суффикса -Н. Такие прилагательные не имеют приставки и зависимого слова.

Отглагольные прилагательные (образованы от гл.несов.в.)Причастия
Рваный: рва +н+ый

писаная красавица: писа-н-ая

златотканый ковер

рваная (как?) на куски скатерть.
(кем?) никем не рваная
по+рванная тетрадь

писанное (чем? как?) аккуратным почерком письмо.
на+писанное письмо

вы+тканный (чем?) золотом ковер

Искл.: раненый (от гл.сов.в.)раненный (где?) в бою; из+раненный боец

Отглагольные прилагательные на -ОВАННЫЙ/-ЁВАННЫЙ, если неправильно выделить суффикс, можно отнести к отыменным с суффиксом -АН/ЯН и допустить орфографическую ошибку. Такие слова пишутся с НН: линованная тетрадь, рисованный контур, асфальтированный переход. Исключение из правила: жеваный (но пережеванный, с трудом жеванное мясо); кованый (но кованный в кузнице, подкованный конь).

Необходимо запомнить написание следующих слов: нежданный, негаданный, невиданный, неслыханный, нечаянный, отчаянный, желанный, жеманный, чеканный, священный, медленный, обещанный, доморощенный самонадеянный, окаянный.

Урок № 28 ИЗМЕНЕНИЯ СОГЛАСНЫХ ПРИ СОЗИДАНИИ СЛОВ-СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ С СУФФИКСАМИ-ИН (А) ОТ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ НА -СК, — ЦК; БУКВОСОЧЕТАНИЕМ -ЧН-(- ШН -)

ИЗМЕНЕНИЯ СОГЛАСНЫХ ПРИ СОЗИДАНИИ

СЛОВ-СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ С СУФФИКСАМИ-ИН (А)

ОТ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ НА -СК, — ЦК;

БУКВОСОЧЕТАНИЕМ -ЧН-(- ШН -)

Цель: ознакомить учащихся с изменениями согласных при созидании

слов-существительных с суффиксами-ин(а) от прилагательных на

-ск(ий) и -цьк(ий); буквосочетание -чн-(-шн-); фор поддерживать загальнопізнавальні умение образовывать слова-существительные с суффиксами -ин(а) от прилагательных на -ск(ий)

122 все уроки украинского языка в 6 классе

и -цьк(ий); буквосочетание -чн-(-шн-); развивать твор чи умение использовать слова с суффиксами -ин(а), бук восполученням -чн-(-шн-) в собственной речи; с помощью мовленнєво-коммуникативного дидактического материала

воспитывать любовь к природе, чувство ответственности за

окружающая среда и ее сохранение.

Лексикология и фразеология: усвоение новых слов и фразеологизмов, при словъях, поговорок.

Культура речи и стилистика: усвоение сложных случаев слово употребления.

Тип урока: формирование практических умений и навыков на основе приобретенных

И. Организационный момент

ИИ. Установочно-мотивационный этап

III. Актуализация опорных знаний,

умений и навыков шестиклассников

Работа над Связным высказыванием (обучающее аудирование)

Прослушать текст. Определить тему и основную мысль. Выписать имен ники, образованные суффиксальным способом.

Лечебные грязи, полоиды — природные образования (илы, торфы, соп кова грязь и тому подобное), которые применяют для лечения в виде ванны и аппликаци кацій. Запасы грязи в лиманах Украины довольно значительные. Их исполь зуют вместе с другими методами лечения на Одесской, Львовской, Пол тавщині, Днепропетровской, Донецкой области, Херсонщине, Николаевщине

Процесс образования лечебной грязи продолжается и до сих пор и нуждается в приклад ного анализа в связи с последствиями вмешательства человека в природную сере среда (По Г. Горчаковою).

Разобрать выписанные слова по строению и выяснить, какое фонетическое яви еще произошло во время творения этих слов.

Словообразование. Орфография 123

IV. Сообщение темы, цели и задач урока

V. восприятие и осознание учениками нового материала

Наблюдение над языковым материалом

Выяснить, какие изменения происходят при создании существительных по помощи суффикса-ин-. Записать чередующиеся группы согласных.

Вояцкий — военщина, грецкий — Валахия, винницкий — Он ниччина.

Работа с теоретическим материалом для

сопоставление новых знаний с базовыми

Комментарий учителя. При создании существительных с суффиксами-ин(а) от

прилагательных на-СК(ый), -цьк (ый) наблюдаются следующие изменения:

-СК — → — шч — (Херсонский → Херсонщина);

-цьк-→ -чч- (немецкий → Германия).

В словах, образованных от относящихся к существительному основ, заканчивающихся зову ками [к], [ч], [ц], перед суффиксом -н — они меняются в произношении на [ш]

или [ч]. На письме в обоих случаях выступает буква ч: безопасность — без печной, сердце — сердечный. Однако в нескольких словах эта закономерность

нарушается; в них в соответствии с произношением пишется-шн -: утренний,

прошлогодний, сердешный, рушник, ружье, двурушник, подсолнух, Ми рошник.

VI. Осознание полученных знаний в процессе

практической работы, усовершенствования

общепознавательных и творческих умений по теме

От представленных прилагательных образовать существительные с суффиксом -ин-. Звуковые изменения объяснить с помощью правила. Составить 2-3 сложных

предложения, используя новообразованные слова, об очаровании той

местности, где вам довелось побывать.

Донецкий, гуцульский, одесский, киевский, черкасский, галиц кий, уманский, полтавский.

Творческий распределительный словарный диктант

От представленных прилагательных и существительных с помощью суффикса-ин образовать существительные и записать их в две колонки: в первую — с букво сообщением-чч-, -шч-, во вторую — из буквосочетание -чн-, -шн-.

124 все уроки украинского языка в 6 классе

Батрацкий, Каменский, Залесский, золотоносский, словацкий,

родительский, крепостной, немецкий, лесок, песок, воск, высокий, гай дамацький, казацкий.

Фонетический анализ слов

Записать слова Чернівеччина, Луганская, Ровенская, Закарпатщи на, Бахмаччина фонетической транскрипцией. Сравнить звуковой и

орфографический варианты. Объяснить, какие изменения произошли в их звуко вом составе.

Записать под диктовку текст. Найти слова с изученными орфограма мы. С помощью правил объяснить правописание.

Украина — это тихие воды и ясные зори, зеленые сады и белые хаты, поля золотой

пшеницы, медовии и молочной реки. Украина-роскошный венок из руты

и барвинка. Звенигородщина-певучий уголок Украины, где родился и рас Шевченко (по С. Васильченко).

VII. Систематизация и обобщение знаний

Подумать и дать ответы на вопросы:

1. В каких словах согласные к, ц, ч вместе со следующим -н — дают спо изъятие -чн-?

2. В каких словах закономерность предварительно озвученного правила пору шается и в соответствии с произношения пишется -шн-?

3. При каких условиях группа согласных -цьк — меняется на -чч-, а -ск — сми ществляется на -щ-?

VIII. Итог урока

Празднования достижений учащихся в овладении темой урока, их отноше ние к работе на уроке, анализ способностей, сформировавшихся во время

изучение темы; определение перспектив дальнейшей учебной деятельности.

IX. Домашнее задание

1. по изученному теоретическому материалу подготовить сообщение, вы пользуетесь собственными примерами.

2. Составить небольшое сочинение-рассказ с элементами описания местности

Украины, где вам приходилось бывать. Использовать 5-8 слов-именны ков, в которых произошли изменения при создании от прилагательных из суффик самы-СК -, — ЦК-

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей

Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021


источники:

http://kakpishem.ru/chasti-rechi/prilagatelnoe/pravila-dlya-suffiksov-in-an-yan-v-prilagatelnyh.html

http://infourok.ru/urok-28-izmeneniya-soglasnyh-pri-sozidanii-slov-sushestvitelnyh-s-suffiksami-in-a-ot-prilagatelnyh-na-sk-ck-bukvosochetaniem-chn-5355404.html