11 какие суффиксы являются формообразующими

Суффикс

Суффикс — значимая часть слова, находится обычно после корня и перед окончанием. В письменных разборах слов суффикс выделяется с помощью «крышечки».

Виды суффиксов

Суффикс служит для образования слов (словообразующий суффикс) и для образования форм слова (формообразующий суффикс). В группе словообразующих суффиксов выделяется постфикс (суффикс после окончания слова). Некоторые учебные программы и учебные издания выделяют нулевой суффикс. Перечислим названные группы:

  1. Словобразующий суффикс
    • суффикс
    • постфикс
  2. Формобразующий суффикс
  3. Нулевой суффикс

В школьных программах часто не делят суффиксы на словообразующие и формообразующие: их все называют обобщённо суффиксами. Если в вашей школьной программе не было деления суффиксов на группы, то не учитывайте названий групп, описанных на этой странице.

Словообразующий суффикс

Словообразующие суффиксы служат для образования новых слов. Они образуют название лиц мужского пола по профессии и роду занятий, по принадлежности к национальности и по месту жительства: -чик (лётчик, разведчик), -щик (барабанщик, кладовщик, каменщик), -ик (академик, плотник, дворник), -ин (грузин, осетин), -ист (машинист, велосипедист), -ец (кавказец, петербуржец), -тель (учитель, писатель). Они также образуют названия лиц женского пола с тем же значением: -чиц- (буфетчица), -щиц- (продавщица, уборщица, танцовщица), -иц- (мастерица, фельдшерица), -к- (осетинка, грузинка), -ниц- (писательница, читательница, модница).

Перечислим суффиксы русского языка:

  • -ик, -ек, -ок, -ец, -чик-, -очк-, -ечк-, -ушк-, -к-, -оват-, -еват-, -оньк-, -еньк- (зонт ик , холод ец , пол очк а, бел оват ый, чёрн еньк ий)
  • -ов, -ев, -ск, -н, -лив, -як, -их, -ер, -от, -тель, -ость, -изн, -ун (мор як , горд ость , крик ун )
  • -а-, -и-, -е-, -ива-, -ыва-, -ну-
  • -онок-, -ёнок-, -ёныш-, -ыш- (слон ёнок , дет ёныш , мал ыш )
  • -ник-, -ин-, -инк- (фокус ник )
  • -ист, -щик, -ач, -ер, -ик, -ант (трактор ист , обман щик , тк ач , мигр ант )
  • -иц-, -ниц-, -их-, -ин (кур иц а, вафель ниц а)
  • -ущ-, -ющ-, -ищ- (буд ущ ее)

Формообразующий суффикс

К формообразующим относят суффикс -л- у глаголов прошедшего времени, суффикс -вш-,-вши- у деепричастий. Формообразующие суффиксы не входят в основу слова.

Нулевой суффикс

Нулевой суффикс в школьной программе рассматривается поверхностно. Нулевой суффикс — признак бессуффиксального образования слова. Например: бег, Азов.

Это основная минимальная информация по части слова суффикс. Смотрите другие части слова или воспользуйтесь алфавитным указателям для перехода к примерам разбора слов.

Смотрите примеры слов с суффиксами ист, ник, ниц, онок, ёнок, ость, чик.

Формообразующие суффиксы

ФОРМООБРАЗУЮЩИЕ (словоизменительные) СУФФИКСЫ

В основном все формообразующие суффиксы представлены в глаголе: это суффиксы инфинитива, прошедшего времени, повелительного наклонения, причастных и деепричастных форм (если рассматривать причастие и деепричастие как формы глагола, как это делают комплексы 1 и 3). Не в глаголе формообразующие суффиксы представлены в степенях сравнения прилагательного и наречия, а также в некоторых существительных мн.ч.

  1. степеней сравнения прилагательных и наречий на -о, -е: -ее, -ей, -е, -ше, -же, -ейш-, -айш- сильн-ее; дорож-е; тонь-ше; глуб-же; покорн-ейш-ий – покорн-ейш-е; высоч-айш-ий – высоч-айш-е
  2. прошедшего времени глаголов -л- и нулевой дела-л; помог-Ø
  3. неопределённой формы глагола -ть, -ти лежа-ть; пас-ти
  4. повелительн. наклонения глаг. -и, Ø пиш-и; скаж-и; думай-Ø; исправь-Ø
  5. действительных причастий -ущ-, -ющ, -ащ- -ящ-, -вш-, -ш- нес-ущ-ий, игра-ющ-ий, крич-ащ-ий, свист-ящ-ий, чита-вш-ий, рос-ш-ий
  6. страдательных причастий -ем-, -им-, -ом-, -нн-, -енн-, -т-: организу-ем-ый, люб-им-ый, вед-ом-ый, смеша-нн-ый, увид-енн-ый, стёр-т-ый
  7. деепричастий -а-, -я-, -учи-,-ючи-, -в, -вши-, -ши- слыш-а, сдава-я-сь, буд-учи, игра-ючи, проигра-в, наду-вши-съ, запер-ши-съ
  8. мн.ч. существительных -ес-, -ер-, -ен-, -й-
  • неб-ес-а, чуд-ес-а, тел-ес-а, слов-ес-а;
  • мат-ер-и, доч-ер-и; врем-ен-а, им-ен-а;
  • лист — [л’ис’т’-й’-а]; сын – сын-ов-[-й’-а]

Формообразующие суффиксы выражают грамматические значения слова — отвлеченные от лексических значений слов абстрактные значения (род, лицо, число, падеж, наклонение, время, степени сравнения и др.).

Суффиксы могут выполнять две функции — использоваться для образования отдельных слов, и для выражения грамматических значений (формообразующие суффиксы в основу не входят).

Остались вопросы — задай в обсуждениях https://vk.com/board41801109
Усвоил тему — поделись с друзьями.
Тест на тему Формообразование

Тест на тему Словообразование. Бессуффиксный способ
Тест на тему нулевой суффикс

Тест на тему нулевое окончание

#обсуждения_русский_язык_без_проблем

© Авторские права2021 Русский язык без проблем. Rara Academic | Developed By Rara Theme. Работает на WordPress.

Статья на тему «Формообразующие суффиксы»

Пиратова Н.С., ГБОУ школа №552 Пушкинского района СПб,

учитель русского языка и литературы.

В процессе изучения раздела морфологии на этапе внедрения ФГОС наблюдаются некоторые противоречия, а именно отсутствие единства в определении некоторых морфем, таких как:

показатель инфинитива глаголы

сравнительные степени прилагательных

Данные противоречия создают трудности в вопросе преемственности между начальной и

средней ступенями образования. Особо остро вопрос стоит с показателем инфинитива.

В большинстве принятых сейчас учебников и учебных пособий для общеобразовательных школ морфемы неопределенной формы глаголов (- ть, -ти и -чь ) называют «окончанием инфинитива» или «показателем неопределенной формы» . Эта точка зрения встречается, например, в учебниках С.Г. Бархударова, С.Е. Крючкова, Л.Ю. Максимова, Л.А. Чешко.

В пособии М.Т. Баранова, Т.А. Костяевой, А.В. Прудниковой «Русский язык. Справочные материалы» (М.: Просвещение, 1989) говорится: « Глаголы в неопределенной форме имеют следующие окончания.. .» (с. 104). Далее приводится таблица, где — ть и -ти называются окончаниями, а -чь – суффиксом, после которого следует нулевое окончание. В «Сборнике упражнений по русскому языку для поступающих в вузы» Д.Э. Розенталя (М.: Дрофа, 1996) также читаем: « Неопределенная форма образуется посредством окончаний -ть или -ти » (с. 109).

Анализируя учебники для 5 классов, которые на данный момент используются в нашей школе, можно отметить следующее.

В учебнике Рыбченковой Л.М., Александровой. О.М. (Москва: Просвещение, 2014) говорится: «« Инфинитив можно распознать по типичным окончаниям ( -ть , -ти и нулевое окончание в глаголах на –чь). В глаголах с суффиксом инфинитива -чь пишется ь » (стр. 55).

В то же время в различных справочниках находим данные о неизменяемости инфинитива. Как известно, неизменяемые части речи не имеют окончаний.

В учебниках для 4 классов, где изучаются более подробные морфологические характеристики частей речи, мы находим единое мнение по данному вопросу.

В учебнике Т. Г. Рамзаевой для 4 класса (М.: Дрофа, 2009) говорится, что «… эти глаголы (неопределенной формы) имеют суффиксы –ть и –ти » (стр. 69)

В учебнике А. В. Поляковой для 4 класса: « Неопределенная форма (инфинитив) имеет суффикс –ть или –ти (решать, нести). Есть глаголы неопределенной формы на –чь (беречь) » (стр. 78).

В учебнике Р.Н. Бунеева и др. для 4 классов (М.: Баласс, 2004) есть утверждение, что «… ученые языковеды не пришли к единому мнению, что же такое –ть и –ти в неопределенной форме – суффикс или окончание. Поэтому в разных учебниках встречаются разные обозначения». И там же дается сноска: «В наших учебниках мы рассматриваем –ть и –ти как суффиксы неопределенной формы глагола (Авторы) »(стр. 126).

Получается, что учащиеся, переходя с начального звена в основную школу, встречаются с определенными трудностями при морфемном разборе инфинитива.

В учебном пособии под ред. В.В. Бабайцевой «Русский язык. Теория и практика» (М.: Просвещение) конечные морфемы инфинитива -ть, -ти и -чь определяются как суффиксы. Так же определяются эти морфемы и в справочном издании «Русский язык. Энциклопедия» (Изд. 2-е, перераб. и доп. гл. ред. Ю.Н. Караулова. М.: «Большая Российская энциклопедия», «Дрофа», 1997). Здесь, в статье «Инфинитив», говорится: « Инфинитив состоит из основы и суффикса » (с. 158).

Но и тут мы сталкиваемся с другим противоречием – с традиционным определением основы как части слова без окончания. Получается, что в неопределенной форме глагола суффикс не входит в основу. К примеру, в учебнике Е. А. Быстровой (М.: Дрофа, 2011) для 5 классов школ с неродным языком обучения находим: « Часть слова без окончания – это основа слова. В основе заключено лексическое значение слова … Если слово не изменяется, то оно состоит только из основы ».

В «Сборнике упражнений. » Д. Э. Розенталя в § 17 «Состав слова» говорится: « Слова русского языка с точки зрения морфологической структуры делятся на слова, имеющие формы словоизменения, и слова, не имеющие форм словоизменения. Слова первой группы распадаются на две части: основу и окончание, или флексию; слова второй группы представляют собой чистую основу » (с. 37–38). И далее: « Окончание, или флексия, – это изменяемая часть слова, которая указывает на отношение данного слова к другим словам, т.е. является средством выражения синтаксических свойств слова в предложении » (с. 38). То же находим и в пособии «Русский язык. Справочные материалы» М.Т. Баранова и др.: « В изменяемых самостоятельных словах выделяется основа и окончание. а в неизменяемых – только основа . ». И дальше: « Окончание – это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении. Неизменяемые слова окончаний не имеют » (с. 34).

Здесь наблюдается явное противоречие: если неопределенная форма глагола имеет окончание, то в соответствии с приведенными определениями она должна представлять собой грамматическую категорию, имеющую формы словоизменения, т.е. надо признать неопределенную форму глагола изменяющейся. Однако во всех приведенных изданиях мы найдем указание на неизменяемость инфинитива. В разделе «Словосочетание» при определении примыкания приводятся примеры примыкания инфинитива, а в учебнике русского языка С.Г. Бархударова, С.Е. Крючкова, Л.Ю. Максимова, Л.А. Чешко для 8-го класса прямо говорится: « Зависимое слово при примыкании является неизменяемым (наречие, неопределенная форма глагола, деепричастие) ».

Окончания как словоизменительная морфема есть только у изменяемых (склоняемых или спрягаемых) слов. Они служат для выражения синтаксических отношений согласования и управления данного слова с другими словами словосочетания и предложения. Формообразующие суффиксы присутствуют и у неизменяемых слов и не выполняют синтаксической функции. Формообразующий суффикс лишен главных свойств и признаков окончания.

Все противоречия можно устранить, если в школьную программу ввести принятое в лингвистике деление суффиксов на словообразовательные и формообразующие. В упомянутом выше издании «Русский язык. Энциклопедия» в статье «Суффикс» читаем: « Суффиксы могут быть словообразовательными (служащими для образования отдельных слов) и словоизменительными (служащими для образования форм слова). Словоизменительными являются суффиксы сравнительной и превосходной степени (сильн-ее, сильн-ейш-ий), прошедшего времении (нес-л-а), инфинитива (нес-ти), причастий (нес-ущ-ий, нес-ш-ий, принес-енн-ый) и деепричастий (гляд-я, написа-вши).. .» (с. 547). В учебнике для студентов высших учебных заведений «Современный русский язык» под ред. Д.Э. Розенталя, ч. 1. (М.: Высшая школа, 1979) находим: « По. своей функции аффиксы делятся на словообразовательные и формообразующие. Формообразующие аффиксы новых слов не образуют, они не меняют лексического значения слова, а используются для образования форм того же самого слова » (с. 146). В этом же учебнике совершенно определенно говорится: « Большинство глаголов образует неопределенную форму при помощи суффиксов -ть и -ти. Глаголы на –чь представляют в современном языке небольшую группу.. .».

И, в итоге, в пособии «Методика обучения русскому языку в национальной школе: 5 – 11 классы» (авт.: К.Ф. Федоров и др. – Якутск: Бичик, 2005) в статье К. Ф. Федорова «Глагол» раздела «Методика обучения морфологии» находим следующее: «… нужно позаботиться о пополнении запаса глаголов с суффиксом – ти и с основой на –чь… »

Исходя из всего вышесказанного, предлагаю своим коллегам немного скорректировать подачу данного материала:

В разделе «Словообразование» дать подразделение суффиксов на словообразовательные и формообразующие: формообразующие суффиксы служат для образования форм слова и не меняют лексического значения слова; формообразующие суффиксы отличаются от окончаний прежде всего тем, что не могут служить для выражения связи слов в словосочетании и предложении; к формообразующим суффиксам глагола относятся следующие:

суффиксы сравнительной и превосходной степени -ее, -е (быстр-ый – быстр-ее, быстр-о – быстр-ее; чищ-е), -ейш-, -айш- (скучн-ый – скучн-ейш-ий, велик-ий – велич-айш-ий);

суффикс прошедшего времени глаголов -л- (писа-л, сиде-л-а);

суффиксы инфинитива (писа-ть, нес-ти, бере-чь) (при этом в случае с суффиксом -чь происходит явление наложения (аппликации), когда -ч- одновременно принадлежит и корню, и суффиксу;

суффикс повелительного наклонения -и (в глаголах с основой наст. вр. на согласный) (попрос-и).

Начинать морфемный разбор слова не с традиционного поиска окончания, а с определения части речи: следует объяснить учащимся, что неизменяемые слова не имеют окончаний.

При графическом морфемном и словообразовательном разборе не включать формообразующие суффиксы в состав основы слова: основа – это часть слова, выражающая его лексическое значение и остающаяся после отсечения от слова окончания и формообразующего суффикса (понятие об основе слова и ее практическое нахождение станет возможным после знакомства учащихся с категорией «суффикс» и «формообразующий суффикс»).

В 5 классе, при подаче данного материала, обязательно указать на противоречия в этом вопросе и, желательно исследовательским методом, привести их к принятию той или иной точки зрения.

Все перечисленное позволит, по нашему мнению, не слишком усложняя обучение русскому языку в школе, избежать противоречий и путаницы в данном вопросе, решит (частично) проблему преемственности, а также поможет приблизить уровень школьного изучения русского языка к вузовским требованиям.

Бабайцева В. В., Чеснокова Л. Д. Русский язык: Теория. 5 – 9 кл.: учебн. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 1999.

Баранов М. Т. И др. Русский язык: справ.материалы: учебн.пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1989.

Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Пронина О. В. Русский язык. Учебник для 4 класса. Под научной редакцией академика А. А. Леонтьева. – М.: Баласс. 2004.

Быстрова Е. А. и др. Русский язык. 5 кл.: учебник для образоват. учреждений с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения. – М.: Дрофа, 2011.

Полякова А. В. Русский язык. 4 класс. Учебник для общеобраз.учреждений. – М.: Просвещение. 2009.

Рамзаева Т. Г. Русский язык: учеб. для 4 кл. – М.: Дрофа, 2009.

Розенталь Д. Э. Русский язык. Для школьников старших классов и поступающих в вузы: учебн.пособие. – М.: Дрофа, 1996.

Розенталь Д.Э. Сборнике упражнений по русскому языку для поступающих в вузы. – М.: Изд-во Московского университета, 1994.

Русский язык. Энциклопедия. (ред. Ю.Н. Караулов). Сер. «Большая Российская энциклопедия». – М.: Дрофа, 1997.

Степанова Л. С. Суффикс или окончание? // Русский язык. № 6/2001


источники:

http://grammatika-rus.ru/formoobrazuyushhie-suffiksy-2/

http://infourok.ru/statya-na-temu-formoobrazuyuschie-suffiksi-3512054.html