11 класс правописание н и нн в различных частях речи

Тренировочный материал по правописанию Н-НН в различных частях речи.
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) на тему

Тесты, словарные диктанты, материал для индивидуальных карточек по правописанию Н-НН в суффиксах различных частей речи. Предназначено для учащихся 7-11 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
trenirovochnyy_material_po_pravopisaniyu_n-nn_v_suffiksakh_razlichnykh_chastey_rechi.docx23.48 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Правописание –Н- и –НН- в суффиксах различных частей речи.

  1. Булка испечена, лицо взволнованно, избраны депутатами, жесты изысканны, дверь заколочена, окована цепью, волосы взъерошены, молодежь эрудированна и образованна, хорошо характеризованы, ответы слабы и неуверенны.
  2. Море взволновано ветром, почта принесена, совершенны по форме, средства изысканы, ответы неуверенны, ноги обморожены, обои наклеены, лицо желто и сморщенно, принесены рисунки, поступки рискованны.
  3. Ограничено правилами, атака отражена, она талантлива и воспитана, лицо задумчиво и сосредоточенно, болезнь запущена, работа зачтена, возведена на престол, расположено в горах.

Слова для линокарт и перфокарт.

Мужественный наклонно скошенный

Занесенный скреплены постиранный

Навеянный юность напряжённо

Немощеный чеканно отвлеченный

Овсяный трактованный замороженный

Руганый-переруганый просяной домотканый

Рыхленый стираный-перестираный асфальтированный

Уверенность неожиданно настенный

Усовершенствованный песчаный завоеванный

Мученик деревянный нежданный

Надуманный непрошеный приданое

Черченный мелом длинно смышленый

Мороженный во льду преданно изъезженный

Задуманный надуманный израненный

Печенный в золе ветреный подлинный

1.В каком ряду во всех словах пишется НН?

1) Будем открове. ы, проза совреме. ика, беше. ая собака.

2) Правле. ая рукопись, решение зако. о, животное взбеше. о.

3) Ответить рассея. о, вечный стра. ик, ученики недисциплинирова. ы.

4) Лату. ые трубы, вяза. ая шапка, выборы преждевреме. ы.

2. В каком ряду все слова пишутся с Н?

1) Раны множестве. ы, бойцы ране. ы, движения скова. ы холодом.

2) дети воспита. ы и аккуратны, задачи реше. ы, планы расстрое. ы.

3) Аргументы взвеше. ы и точны, белье развеша. о, мы удивле. ы.

4) Маршруты определе. ы, поле скоше. о, дети смышле. ы.

3 . В каком ряду во всех словах пишется НН?

1) Ответить письме. о, гости. ая, овся. ый, овчи. ый.

2) Пусты. ый, деревя. ый, серебря. ый, ветре. ый.

3) Окраи. ый, подли. ый, невида. ый, уронить нечая. о.

4) Золоче. ые купола, слома. ые часы, беле. ые маляром потолки, безветре. ый день.

1. В каком ряду во всех словах пишется НН?

1) Кова. ая решетка, масля. ая краска, свежезамороже. ая рыба, цели. ые земли.

2) Строче. ая шелком блузка, переперче. ая еда, незва. ый гость, долгожда. ый ответ.

3) Замасле. ый фартук, штопа. ый-перештопа. ый шарф, моче. ые яблоки, гравирова. ая надпись.

4) нереше. ый вопрос, броше. ая бочка, бракова. ая деталь, импровизирова. ый концерт.

2.В каком ряду во всех словах пишется Н?

1) Окруже. ы забором, лица рассея. ы, экзамены выдержа. ы, уже глаже. ые вещи.

2) Тяжелоране. ый сапер, масле. ый блин, реше. ый пример, посаже. ый отец.

3) Краше. ые двери, нехоже. ые тропы, нежда. ый гость, бракова. ые детали.

4) Свежемороже. ые овощи, домотка. ая скатерть, смышле. ый малыш, некоше. ые травы.

3. В каком ряду во всех словах пишется НН?

1) Бара. ий, да. ый, беше. ый, паха. ый.

2) Песе. ый, балова..ый, пусты. ый, отчая. ый.

3) Серебря. ый, реше. ый, непроше. ый, свежескоше. ый.

4) Негада. ый, жаре. ый на костре, несоле. ый, заказа. ый.

1. В каком ряду все слова пишутся с НН?

1) Луже. ая кастрюля, неприбра. ая комната, дубле..ый полушубок, це. ые факты.

2) Купле. ые игрушки, погаше. ый огонь, груже. ая песком тачка, гаше. ая известь.

3) Рассея. ые ученики, свяще. ый долг, сказа. ое слово. тисне. ая золотом грамота, прекло. ый возраст.

4) Чита. ая-перечита. ая книга, ране. ый в руку боец, глаже. ое белье, рискова. ое поведение.

2. В каком ряду все слова пишутся с Н?

1) Сви. ая котлета, оцинкова. ое ведро, ветре. ая погода, дикови. ый зверь, пчели. ый рой.

2) Ветря. ая мельница, беше. ая скорость, гости. ый двор, незва. ые гости, полотня. ый завод.

3) Овчи. ый тулуп, серебря. ый перстень. подветре. ая сторона, некупле. ые подарки, мече. ый атом.

4) Лебеди. ая песня, беле. ые потолки. плене. ый рыцарь, нежда. ый гость.

3. В каком ряду все слова пишутся с НН?

1) Подветре. ая сторона, некормле. ый скот, стекля. ая дверь, незапятна..ая совесть.

2) Жела. ый ребенок, нечая. ая радость, корчева. ый участок, низи. ые кустарники.

3) Оловя. ые детали, газирова. ая вода, перче. ый-переперче. ый суп, подли. ый случай.

4) Асфальтирова. ое шоссе, безветре. ый день, несея. ые травы, рассея. ый ученик.

Материал для индивидуальных карточек.

  1. Коше…ая трава, скоше…ая трава, коше…ая утром трава, точе…ые ножки, заточе…ый карандаш, точе…ый мастером брус, плете…ое кресло, сплете…ые ветви, искусно плете…ые кружева, тка…ая скатерть, сотка…ая скатерть, тка…ая мастерицей скатерть, вяза…ый шарф, связа…ый шарф, вяза…ый бабушкой шарф, травле…ый волк, затравле…ый волк, травле…ый собаками волк.
  2. Чище…ая обувь, нечище…ая обувь, непочище…ая обувь, чище…ая мальчиком обувь, краше…ый пол, некраше…ый пол, краше…ый кистью пол, зва…ый обед, незва…ый гость, вызва…ый врач, зва…ые к ужину гости, мороже…ая рыба, немороже…ая рыба, свежемороже…ая рыба, мороже…ая на зиму рыба, золоче…ая трость, позолоче…ая трость, золоче…ая мастером трость.
  3. Купле…ый билет, лише…ый голоса, броше…ый мяч, реше…ый вопрос, неслыха…ый скандал, рожде…ый зимой, плене…ый враг, да…ый случай, нежда…ый гость, отчая…ый боец, свяще…ый долг, обиже…ый друг, испуга…ый воробей, виде…ый фильм, погаше…ый огонь, взволнова…ая речь, штопа…ый носок, пуга…ая взрывом ворона, корчева…ый лес, кова…ый сундук, закова…ый в латы.

В старинной гостинице.

В тума…ой дали песча…ого берега тускло светились багря…ые огни стари…ой гости…ицы. В гости…ой на краше…ом полу, украше…ом затейливым орнаментом, стоял искус…о сдела…ый стол с искусстве…ыми цветами в стекля…ой вазе. Точе…ые ножки стола с заточе…ыми концами были позолоче…ы. Жже…ые спички лежали на подставке серебря…ого подсвечника с зажже…ыми свечами, рядом стояла позолоче…ая ваза с позолоче…ыми ручками. В ней изумле…ому взору открывался стра…ый набор варе…ых овощей, моче…ых яблок, солее…ых огурцов и кваше…ой капусты. Копче…ая колбаса, туше…ое мясо, мороже…ая рыба, замороже…ые лангусты, толчее…ые орехи, сви…ые отбивные лежали в серебря…ых чашах. На отглаже…ой тка…ой скатерти, сотка…ой из белоснежного льна, стояли деревя…ые блюда, стекля…ые фужеры, оловя…ые ложки, костя…ые вилки. Сквозь закопче…ые стекла еле пробивался лу…ый свет.

Материал взят из следующих пособий:

Иванова С.Ю., Экзаменационные «ловушки». Готовимся к ЕГЭ по русскому языку. Самара, 2006.

Ахрименкова Л.А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором. Русский язык. М.: Просвещение, 2005.

Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи

Теория к заданию 15 из ЕГЭ по русскому языку

Правописание Н и НН в существительных
НН пишется:
1) если корень слова оканчивается на н, а суффикс начинается с н:
Например: конница, бесприданница, малинник
2) если существительное образовано от прилагательного или от причастия, имеющего нн:
Например: современник, торжественность
Н пишется:
Если существительное образовано от основы прилагательного с одним н
Например: песчаник, пряности, юность
Правописание Н и НН в суффиксах отыменных прилагательных (образованных от имени существительного)
НН пишется:
1) в прилагательных, образованных от имен существительных и прилагательных с помощью суффиксов -енн-, -онн-.
Например: революционный, временный, здоровенный
Исключение: ветреный
2) в прилагательных, образованных от существительных с основой на при помощи суффикса -н-.
Например: длинный, туманный, чугунный
Прилагательные бараний, тюлений, свиной и подобные пишутся с одной н, так как они образованы от существительных с основой на н путем прибавления суффикса-j-.
Прилагательные пряный, румяный, юный пишутся с одной н, так как это непроизводные прилагательные.
Н пишется:
Н пишется в прилагательных, образованных от существительных с помощью суффиксов -ин-, -ан-,-ян-.
Например: мышиный, гусиный, водяной
Исключения: стеклянный, оловянный, деревянный

Правописание Н и НН в отглагольных прилагательных и причастиях
НН пишется:

1) полные страдательные причастия прошедшего времени.
Например: закрученный, откопанный, купленный
2) в прилагательных на -ованный, -ёванный, -еванный.
Например: маринованный, корчёванный, асфальтированный
Н пишется:
1) в отглагольных прилагательных
Например: беленые стены, груженый вагон
2) в кратких причастиях
Например: сделан, освоены, окрашено
конченый человек, названый брат, названая сестра, посажёный отец, посажёная мать, Прощёное воскресенье, гладкокрашеный, домотканый, мелкодроблёный, самозваный, тяжелораненый, цельнокроеный, латаный-перелатаный, стираный-перестираный, чиненый-перечиненый, читаный-перечитаный, штопаный-перештопаный, желанный, жданный, надёванный, неведанный, невиданный, негаданный, нежеланный, нежданный, ненадёванный, неожиданный, неслыханный, нечаянный, долгожданный, доморощенный.
Правописание Н и НН в наречиях
В наречиях пишется столько н, сколько их пишется в слове, от которого наречие образовано.
Например: нечаянно (нечаянный), путано (путаный), ветрено (ветреный)

Конспект по русскому языку для 11 класса по теме «Правописание Н — НН в разных частях речи»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Коробова Е.Г., учитель русского языка и литературы МБОУ «СШ № 11» г. Иваново

Урок по русскому языку для 11 класса по теме «Правописание Н — НН в разных частях речи»

Тип урока: комбинированный урок

закрепление навыков правописания Н – НН в разных частях речи;

совершенствование орфографической и речевой грамотности учащихся.

Задачи для учащихся:

знать правила правописания Н – НН в именах существительных, прилагательных, наречиях, причастиях;

овладеть орфографической грамотностью, достаточной для свободного выполнения тестового задания.

развитие навыков самоконтроля, необходимого при выполнении тестов;

развитие интеллектуальных способностей учащихся при анализе текста;

развитие умений сотрудничать и работать в группе.

Задачи для учащихся:

оформлять рабочие записи;

уметь делать обобщение.

воспитание уважительного отношения к художественному слову;

формирование верной позиции учащихся, зоркости и внимательности в работе с тестовыми заданиями;

совершенствование и развитие волевых качеств личности (собранности, учебной дисциплины, организованности, трудолюбия, внимательности, культуры общения, активности и самостоятельности).

Задачи для учащихся:

уметь вести диалог, аргументированно доказывать свою точку зрения.

Методические приемы : работа тестовыми заданиями, эпизодом художественного произведения.

Оборудование : карточки-задания, компьютер, мультимедийный проектор, презентация.

1.Введение в тему урока и определение темы урока. Вспомним, какой раздел языка был в центре внимания на протяжении нескольких уроков? (Орфография)

Что изучает орфография? (Правила написания слов и их форм)

Что конкретно изучали? (Правописание гласных в корне слова, в приставках, суффиксах)

Правописание всех суффиксов рассмотрели? (Нет)

Как вы думаете, чем сегодня будем заниматься? (Н и НН)

Каким образом мы это будем делать? (Повторять правила и разбирать на примерах)

Сформулируйте тему урока (Тема урока: «Правописание Н — НН в разных частях речи»)

2. Определение цели урока. Зачем мы этим будем заниматься? (закрепление навыков правописания Н – НН в разных частях речи, формирование орфографической зоркости)

3.Актуализация вспомогательный знаний. Вспомните, что нужно сделать, прежде чем воспользоваться тем или иным правилом? (Определить часть речи и определить стоит Н – НН в корне или суффиксе)

Задание 1. Обозначьте суффиксы с пропущенными буквами.

1)Кол..щий предмет, 2)реша..мый вопрос, 3)француз..ий язык, 4)леч..щий врач, 5)муч..мый предчувствиями, 6)подстрел..нная птица, 7)заботл..вый отец, 8)грош..вая вещь, 9)стрел..ный воробей, 10) кле..л конверт, 11) проповед..вал идеи, 12)гор..вать о разлуке, 13)дерз..ий поступок, 14)доклад..вать командиру, 15) ключ..вой вопрос, 16)заносч..вый юноша, 17)девч..нка, 18)нищ..та.

Проверьте друг у друга, подчеркнув слово с ошибкой. Напишите фамилию проверяющего. Посчитайте количество набранных баллов (1 правильное слово – 1 балл).

В каких частях может встретиться Н – НН?

Все части речи помните? Что такое причастие?

Как определить вид причастия?

Какие формы имеют прилагательное и причастие?

От каких частей речи образуются прилагательные?

4.Систематизация и обобщение полученных ранее знаний

Задание 2. Вставьте Н – НН, объясните свой выбор.

1)ю..ый, 2)пря..ый, 3)си..ий; 4)гуси..ый, 5)пчели..ый , 6) кожа..ый, 7)нефтя..ой; 8)лужайка зеле..а, 9)погода ветре..а; 10)лу..ый, 11)обма..ый, 12)зако..ый; 13)тыкве..ый, 14)количестве..ый, 15)традицио..ый; 16)погода безветре..а, 17)походка величестве..а

Слова какой части речи используются в этом задании. Вставьте Н – НН, обозначив корень и суффикс. Когда в прилагательных пишется Н, НН? Запишите в опорный конспект. Назовите слова-исключения.

Задание 3. Вставьте Н – НН, предварительно выделив корень и суффикс.

1)оси..ик, 2) дружи..ик, 3) ко..ица, 4) сторо..ик, 5) нефтя..ик, 3)конопля..ик, 4)песча..ик, 5)гости..ца

Слова какой части речи используются в этом задании. Вставьте Н – НН, обозначив корень и суффикс. Каким правилом определяется написание Н – НН в именах существительных?

Задание 4. От данных прилагательных образуйте наречия, запишите их.

Сколько Н написали в наречиях? Сформулируйте правило. Запишите его.

Задание 5. Вставьте Н – НН, определите часть речи слова с пропущенной буквой, установите свою закономерность постановки Н – НН в каждом варианте, заполните таблицу.

Исключения: желанный, священный, считанный, невиданный, неслыханный, нежданный, негаданный, нечаянный, деланный, жеманный, медленный, чванный, чеканный, окаянный.

В сочетаниях « глаженые-переглаженые брюки», « латаная-перелатаная шуба», « ношеный-переношеный костюм», « штопаныеперештопаные носки».

Исключения: смышленый, названый (брат), посаженый (отец), кованый, жеваный, клеваный

1)Скоше..ая трава, нагруже..ый вагон, связа..ая кофта

2) коше..ая утром трава, груже..ый углем вагон, вяза..ая бабушкой кофта

3) броше..ый ребенок, купле..ый дом, реше..ая задача

4) трава скоше..а, вагоны загруже..ы, кофта связа..а

5) коше..ая трава, груже..ые вагоны, вяза..ая кофта

6) маринова..ые огурцы, рискова..ый шаг, окольцова..ая птица

Очень важно отличать отглагольные прилагательные от причастий. В полных причастиях всегда пишется НН, в отглагольных прилагательных – только на –ованный, -еванный и исключениях. Как же отличить отглагольное прилагательное от причастия?

Задание 6. Превратите отглагольные прилагательные в причастия, объясните их написание, запишите словосочетания с полученными словами.

1) Раненый боец — __________________________________________

2) Моченые яблоки — __________________________________________

Стеганая подкладка — _______________________________________

Путаный ответ — ____________________________________________

Кипяченое молоко — ________________________________________

Жареные грибы — ___________________________________________

Квашеная капуста — _________________________________________

Мощеная улица — ___________________________________________

Сушеный виноград — _________________________________________

Правописание отглагольных прилагательных подчиняется правилу правописание Н и НН в суффиксах отыменных прилагательных?

5. Постановка проблемного вопроса. Как отличить краткое причастие от краткого прилагательного?

Задание 7. Вставьте Н – НН, определите часть речи.

1)Молодые люди умны, образова..ы. 2)Школа образова..а в прошлом веке. 3)Девушка воспита..а в семье деда. 4)Она нервна, взволнова..а. 5)Она взволнова..а письмом. 6)Широкая черкеска кое-где была порва..а, шапка была заломле..а назад по-чеченски, ноговицы спуще..ы ниже колен. 7)Волга была пусты..а. У зайца передние ноги коротки, задние дли..ы. 8)Лесная лужайка вся насыще..а холодной росой.

6. Применение знаний и отработка умений и навыков в том числе и на примере эпизода из художественного произведения с акцентированием выразительности речи

Задание 8. Прочитайте текст, раскройте скобки, объясните свой выбор. Определите автора и название произведения. О ком идет речь в этом отрывке? Слова каких частей речи с Н и НН встретились в этом тексте? Каких слов больше? Почему?

1.И эти цветы очень отчетливо выделялись на черном ее весе(н,нн)ем пальто.2. …увидела она меня одного и поглядела не то что тревожно, а даже как будто болезне(н,нн)о. 3.И меня поразила не столько ее красота, сколько необыкнове(н,нн)ое, никем (не)вида(н,нн)ое одиночество в глазах! 4.Она поглядела на меня удивле(н,нн)о, а я вдруг, и соверше(н,нн)о (не)ожида(н,нн)о, понял, что я всю жизнь любил име(н,нн)о эту женщину! 5. Он вдруг вытер неожида(н,нн)ую слезу правым рукавом. 6. Да, любовь поразила нас мгнове(н,нн)о. 7. — А кто она такая? – спросил Иван в высшей степени заинтересова(н,нн)ый любовной историей. 8. …столкнула их на углу Тверской и переулка сама судьба и созда(н,нн)ы они друг для друга навек. 9.Иван узнал из рассказа гостя, как проводили день возлюбле(н,нн)ые. 10.Она приходила … и в узкой передней на деревя(н,нн)ом столе зажигала керосинку… 11.В подвальчике слышался смех, деревья в саду (с,з)брасывали с себя после дождя облома(н,нн)ые веточки, белые кисти. 12.Когда кончились грозы и пришло душное лето, в вазе появились долгожда(н,нн)ые и обоими любимые розы.

13.Тот, кто называл себя мастером, работал, а она, запустив в волосы тонкие с остро о(т,тт)оче(н,нн)ыми ногтями пальцы, перечитывала написа(н,нн)ое, а перечитав, шила вот эту самую шапочку. 14. Она дожидалась этих обеща(н,нн)ых уже последних слов о пятом прокураторе Иудеи…

15. – Я впервые попал в мир литературы, но теперь, когда все уже кончилось и гибель моя налицо, вспоминаю о нем с ужасом! – торжестве(н,нн)о прошептал мастер и поднял руку. — Да, он чрезвычайно поразил меня, ах, как поразил!

16. — Кто? – чуть слышно шепнул Иван, опасаясь перебивать взволнова(н,нн)ого рассказчика.

17. Он (редактор) смотрел на меня так, как будто у меня щека была раздута флюсом, как-то косился на угол и даже сконфуже(н,нн)о хихикнул.

18. Тут он засуетился, начал что-то мямлить и заявил, что … с моим произведением должны ознакомиться другие члены редакцио(н,нн)ой ко(л,лл)егии…

19. Я пришел через две недели и был принят какой-то девицей со скоше(н,нн)ыми к носу от постоя(н,нн)ого вранья глазами. 20….от нее я получил свой роман, уже порядочно засале(н,нн)ый и растрепа(н,нн)ый. 21….Лапшенникова сообщила мне, что редакция обеспече(н,нн)а материалами на два года вперед …

(Преобладают наречия и причастия. Наречия обозначают признак действия, а в тексте много глаголов. Много причастий – это особая форма глагола, тоже связана с действием. Данный отрывок очень емок по содержанию, насыщен событиями, здесь описана практически вся жизнь Мастера, поэтому в тексте много наречий и причастий).

Есть ли выразительная функция у этих слов? Лингвисты выделяют наречия обстоятельственные и определительные. Разница в том, что обстоятельственные наречия не вносят уточнения в слово, к которому относятся, а определительные, наоборот, уточняют, конкретизируют значение слова, которому они подчинены.

(Приехал вчера – наречие указывает на время. Согласился поневоле – на причину. Если же сказать бежать быстро , бежать вприпрыжку , бежать еле-еле , то уточняется само действие, подчеркивается его совершенно различный характер. Они характеризуют, как, каким образом совершается действие и, по меткому выражению лингвистов, «живописуют действие».

Что касается причастий, то еще Пушкин сказал, что причастию характерна выразительная краткость (вместо оборота со словом который )).

7. Рефлексия. Выставление оценок за урок.

Учащиеся по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из слайда на доске:

Сегодня я узнал…

Я выполнял задания…

Я почувствовал, что…

У меня получилось…

8. Домашнее задание.

1 вариант. Составить словарный диктант по теме «Н –НН в разных частях речи»

2 вариант. Составить тест по теме «Н –НН в разных частях речи»


источники:

http://examer.ru/ege_po_russkomu_yaziku/teoriya/pravopisanie_n_i_nn

http://infourok.ru/konspekt-po-russkomu-yaziku-dlya-klassa-po-teme-pravopisanie-n-nn-v-raznih-chastyah-rechi-2728464.html