11 правописание безударных гласных в корнях слов

Безударные гласные в корне слова

О чем эта статья:

Понятие безударных гласных

Безударные гласные — это буквы, которые находятся в слабой позиции, то есть на них не падает ударение. Такие гласные делятся на два типа:

А еще есть безударные гласные в корнях с чередованием.

Ударение — это выделение голосом гласного звука одного из слогов через повышение тона и длинное звучание. Безударные и ударные гласные в русском языке могут находиться в разных частях слова:

Чтобы верно выбрать правило, нужно определить, в какой морфеме находится гласная.

Проверяемые безударные гласные

В русском языке мы проверяем написание гласных букв А, О, И, Е, Я, когда они обозначают безударные гласные звуки.

Проверяемые безударные гласные в корне слова — это гласные, которые можно проверить ударением с помощью подбора родственных слов или изменением грамматической формы слова.

Чтобы избежать ошибок и правильно писать слова с проверяемыми безударными гласными, нужно запомнить правило.

Правило для проверяемых безударных гласных в корне слова

Чтобы проверить безударную гласную в корне слова нужно изменить слово так, чтобы эта гласная стала ударной.

Если гласная под ударением, значит ее хорошо слышно и очевидно, какую букву нужно написать. Если без ударения — применяем специальные правила.

В качестве проверочного слова может выступать:

Однокоренное слово (уменьшительно-ласкательные варианты, слова другой части речи).

дождливый — дождь, лесной — лес.

Измененная форма этого же слова.

грибы — гриб, зима — зимы.

Если в корне несколько безударных гласных, нужно подобрать слова для проверки каждой:

молодой — молод, молоденький.

Давайте узнаем, в корне каких слов есть проверяемые безударные гласные. При произношении слов голосом выделяется один гласный звук, а все остальные гласные оказываются без ударения:

В русском языке ударение в словах может падать на гласную любой морфемы:

2.3. Правописание гласных в корне

Правописание гласных в корне включает пять типов правил:

1) правописание безударных гласных;
2) правописание корней с чередованием гласных;
3) употребление э ;
4) правописание гласных после шипящих и ц ;
5) употребление ы/и после приставок.

Правила 4–5 рассмотрены нами в п. 1.5, 1.8, 1.9, 1.12, 1.13. В данном пункте остановимся более подробно на тех, что не подвергались анализу.

2.3.1. Правописание безударных гласных в корне

ПравилоПримеры
1. В безударном положении употребляется та буква, которая пишется в том же слоге, когда она находится под ударением.Гром о здиться – гром о́ здкий, вообр а жать, обр а з – обр а́ зчик, раздр а жать – др а́ знит, ум о лять – м о́ лит, ум а лять – м а́л ый.
2. Если под ударением пишется ё , то без ударения в том же слоге пишется е .Ч ё ркать – ч е ркнуть, п ё стрый – исп е щрить, тв ё рдый – затв е рдеть.
3. В словах старославянского происхождения в безударном положении пишется неполногласное сочетание с одним гласным а–ра, ла ; в параллельных исконно русских словах пишется полногласное сочетание с двумя гласными о–оро, оло .Б р а зды – б о р о зда, об л а ко – об о л о чка, ох л а ждение – х о л о д, возг л а с – г о л о с, ог р а да – ог о р о дить, г л а ва – г о л о ва, сок р а щать – к о р о ткий.
4. Если правописание гласного в безударном положении нельзя проверить ударным положением, то написание гласного надо запомнить (или проверить его написание по словарю).Возр а жать, нав а ждение, а ромат, п а норама, л а б и ринт, л о т е рея, б е тон, к а стрюля, пр и в и легия, эт и кет.

2) Имена существительные к а мпания и к о мпания различаются по значению.

3) Гласные о–а в корнях глаголов нельзя проверять при помощи формы несовершенного вида на -ывать ( -ивать ), ср.: раск о лет – раск а лывать, гов о рить – разгов а ривать.

4) В некоторых заимствованных словах с выделявшимся в прошлом суффиксом написание безударной гласной нельзя проверять однокоренным словом, если проверяемая и проверочная гласные относятся к разным по происхождению суффиксам, ср.:

Примечание. Читайте также о способах проверки безударных гласных в корне на странице: Как проверить слова с безударными гласными в корне?

2.3.2. Правописание корней с чередованием гласных

Корни с чередующимися гласными А / О

1. Зависимость от ударения

КорниПравилоПримерыИсключения
Гар-/гор-Независимо от того, какой гласный пишется под ударением ( а или о ), в безударном положении пишется о .Заг а́ р – заг о релый, уг о реть, пог о релец.Приг а рь, изг а рь, выг а рки.
Клан-/клон-Кл а́ няться, покло́н – покл о ниться, скл о нять, накл о нение, скл о нение.
Твар-/твор-Тв а́ рь, тво́рчество – тв о рить, сотв о рить, претв о рить, притв о риться.Утв а рь.
Зар-/зор-Независимо от того, какой гласный пишется под ударением ( а или о ), в безударном положении пишется а .З а́ рево, з о́ рька – з а ря, з а рница, оз а рять.З о ревать, з о рянка.
Плав-/плов-Независимо от того, какой гласный пишется под ударением ( а , о , или ы ), в безударном положении пишется а .Пл а́ вать, пл ы́ ть – пл а вучесть, попл а вок, жук-пл а вунец.Пл о вец, пл о вчиха;
пл ы вуны

2. Зависимость от конечных согласных корня

КорниПравилоПримерыИсключения
Раст-
Ращ-/рос-
Перед ст и щ пишется а , перед с пишется о .Р а ст и, р а ст ение, выр а щ ивать, нар а щ ение – выр о с ший, зар о с ли, пор о с ль.а) Р о стов, Р о стислав, р о сток, р о стовщик, выр о сток (и производные от них, например: р о стовщический).
б) отр а сль (и производные от них, например: отр а слевой).
Скак-/скоч-Независимо от того, какой гласный пишется под ударением ( а или о ), в безударном положении перед к пишется а , перед ч пишется о .Ск а к ать, проск а к ать, на ск а к у – выск о ч ка, заск о ч ить, выск о ч ить.Ск а чу, ск а чок, ск а чи, вск а чь.
Лаг-/лож-Перед г пишется а , перед ж пишется о .Сл а г аемое, пол а г ать, разл а г ать – сл о ж ить, пол о ж ить, разл о ж ить.Пол о г.

3. Зависимость от наличия суффикса -а-

КорниПравилоПримеры
Кас-/кос-Если за корнем следует суффикс -а- , то в корне пишется а , если суффикса нет, то в корне пишется о .К а с а ться, к а с а тельная – к о снуться, прик о снуться.

4. Зависимость от значения

КорниПравилоПримерыИсключения
Мак-/мок-Корень мак- ( мач- ) пишется в словах, имеющих значение «погружать в жидкость».
Корень мок- ( моч- ) пишется в словах, имеющих значение «пропускать жидкость, становиться мокрым».
Обм а кнуть перо в чернила («погрузить»), м а кать хлеб в сметану («погружать») – пром о кнуть пятно («пропустить жидкость»), пром о кательная бумага («пропускающая жидкость»), см о чить («сделать мокрым»).
Равн-/ровн-Корень равн- пишется в словах, имеющих значение «одинаковый, наравне, равный».
Корень ровн- пишется в словах, имеющих значение «гладкий, прямой».
Пор а вняться («оказаться на одной линии, в одинаковом положении»), ур а внение («математическое равенство») – подр о внять кусты («сделать ровными»), разр о внять песок («сделать ровным, гладким»).Р а внина, пор о вну, ур о вень, р о весник.

Корни с чередующимися гласными И / Е

Если за корнем следует суффикс -а- , то в корне пишется и , если суффикса нет, то в корне пишется е .

.

Выч и т а ть – выч е ты.

Исключения: соч е тание, соч е тать, ч е та.

КорниПравилоПримеры
Бир-/бер-Заб и р а ть – заб е ру.
Жиг-/жег-Выж и г а ть – выж е гший.
Стил-/стел-Заст и л а ть – пост е лить.
Блист-/блест-Бл и ст а ть – бл е стеть.
Мир-/мер-Ум и р а ть – ум е реть.
Тир-/тер-Ст и р а ть – ст е реть.
Дир-/дер-Разд и р а ть – разд е рёт.
Пир-/пер-Зап и р а ть – зап е реть.
Чит-/чет-

Вым и рать – вым е реть, зам и рать – зам е реть.

М и р, м и рный, усм и рять.

М е рить, изм е рять, прим е рять платье, м е рило.

Зап и рать – зап е реть, отп и рать – отп е реть, вып и рать – вып е реть.

В словах с корнем пир- со значением «обильное угощение, пиршество» всегда пишется и .

Чередование A(Я) / им(ин)

КорниПравилоПримеры
Корни с чередованием а(я) / им(ин) Если за корнем следует суффикс -а- , то в корне пишется им ( ин ), если суффикса нет, то в корне пишется а / я .Пож им а ть – пож а ть, наж им а ть – наж а ть, разм ин а ть – разм я ть, пон им а ть – пон я ть, нач ин а ть – нач а ть, пом ин а ть – пам я ть.

2.3.3. Употребление буквы Э

Как отмечалось (см. п. 1.5), гласная буква е используется, прежде всего, после мягких согласных и в начале слова, после гласных, если обозначает два звука [ j ] + гласный ( е да, кра е вед).

В то же время по традиции во многих словах после твёрдых согласных и после гласных (там, где нет звука [ j ] ) также пишется е , а не э .

При выборе гласной следует пользоваться следующими правилами:

Конспект урока по русскому языку на тему: «Правописание гласных в корне» (11 класс)

Урок русского языка в 11 классе. Подготовка к ЕГЭ.

Тема: Правописание гласных в корне

Подготовила учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Шигалугова Физа Башировна.

Орфография слова есть биография слова.

Орфография (правописание) — единообразие передачи слов и грамматических форм речи на письме. Слово «орфография» произошло из древне — греческого языка — слов «правильный» и «пишу». Также орфография является сводом правил, обеспечивающих это единообразие.

Цели урока:
1) создать условия для повторения правил и формирования навыка правильной постановки букв А или О, Е или И в корнях с чередованием
2) формировать навыки самостоятельной работы, самопроверки и самооценки учебного труда;
3) включить учащихся в осознанную учебную деятельность, предоставить возможность продвигаться в изучении материала в оптимальном для себя темпе.

Задачи :
1) уметь устно объяснять орфограммы в корнях слов;
2) развивать умение видеть и находить в художественном тексте слова с изученной орфограммой;
3) формировать умение пользоваться изученным материалом на ЕГЭ

Во многих языках ударение является фиксированным, постоянным, то есть ударение закреплено за определённым слогом в слове.

Во французском языке ударение всегда падает на последний слог, в польском языке – на предпоследний слог, в чешском языке – на первый.

В русском языке ударение свободное, то есть оно может падать на любой слог. Ср.: ку́хонный, краси́вее, балова́ть.

Слайд Орфоэпическая минутка.

Аэропорты, баловать, балованный, включим, вручит, донельзя, жалюзи, завидно, звонит, избалованный, исчерпать, каталог, красивее, налита, намерение, насорит, обеспечение, облегчить, принудить, согнутый, средствами, столяр, черпать, шарфы, торты, банты.

(Учащиеся обмениваются карточками и делают взаимопроверку, затем называют ошибки, допущенные своим соседом по парте)

Слайд Проверь себя!

АэропОрты, баловАть, балОванный, включИм, вручИт, донЕльзя, жалюзИ, завИдно, звонИт, избалОванный, исчЕрпать, каталОг, красИвее, налитА, намЕрение, насорИт, обеспЕчение, облегчИть, принУдить, сОгнутый, срЕдствами, столЯр, чЕрпать, шАрфы, тОрты, бАнты.

Слайд. А.С.Пушкин – солнце русской п..эзии .

Стоит лишь чуть-чуть прик…снуться к п..эзии Пушкина, как ты чувствуешь т..пло и любовь п..эта ко всему, что есть в жизни. Ты пол…гаешь , что это пушкинский мир, а он и твой тоже. Как м..лоденький з..лёный р…сток, ты тянешься к солнцу, “солнцу русской п..эзии”. Ты дышишь полной грудью, устр..мляешься всё выше и выше. И уже ничто не заст…лает тебе пути к свету. И душа живёт.

Вставить пропущенные буквы, расставить ударение

Слайд Орфограмма Гласные

Проверяемые Непроверяемые Чередующиеся

Слайд Проверяемые ударением

Безударные гласные корня проверяются ударением, т.е. в неударяемом слоге пишется та же гласная, что и в соответствующем ударяемом слоге однокоренного слова.

Слайд Корни с безударной гласной, проверяемой ударением

Зап.вать песню – зап.вать водой;

Пос.деть на скамейке – пос.деть от горя;

Нак.лите дров – нак.лите железо;

Пол.скать в реке – пол.скать котёнка;

Сп.сать упражнение – сп.шить на поезд;

Прим.рять костюм – прим.рять товарищей;

Посв.тил фонарём – посв.тил стихотворение

Слайд В русском языке существует много слов, корневые гласные у которых нельзя проверить ударением. Написание таких слов определяется по орфографическому словарю.
Сюда включаются как исконно русские, так и заимствованные слова. Вот некоторые из них: абориген, антагонизм, бадминтон, бифштекс, бриолин, вестибюль, винегрет, волынка, диапазон, деликатес, дирижабль, демагог, иждивение, инициатива, кабала, канонада, конфорка, криминология, кобура, кощей, макулатура, наваждение, обаяние, оказия, оптимизм, панорама, привилегия, палисадник, пластилин, смятение, туннель

Слайд Чередующиеся гласные в корне

Корни, в которых написание гласной зависит от суффикса, следующего за корнем

Корни, в которых написание гласной зависит от ударения

Корни, в которых написание гласной зависит от буквы, стоящей за гласной

Корни, в которых написание гласной зависит от смысла

Пишется И, если за корнем следует суффикс -а-

Исключения: сочетать сочетание

Пишется А, если за корнем следует суффикс-а

Под ударением – А,

без ударения – О.

Исключения: пригарь выгарки, утварь

Под ударением – в соответствии с произношением,

без ударения – А.

зори – зарево – заря

Без ударения О пишется только в словах:

Пишется А перед ст,щ, в остальных случаях-О

расти, сращение – росла

Исключения: росток рост, ростовщик, подростковый, Ростов, Ростислав, отрасль

Пишется А перед К,

пишется О перед Ч

Исключения: скачок скачу

м а к = «погружать в жидкость», «макать»

м о к = «пропускать жидкость», «мокнуть»

макать (хлеб в молоко) вымокнуть (под дождем)

р а вн = «равный, одинаковый, наравне»

р о вн = «ровный, гладкий, прямой»

выровнять (поверх-ность) – сравнивать

Слайд. Чередующиеся гласные

Заб.раю, подб.ру, прик.сновение, предл.гать, к.сание, к.снуться, предл.жение, отр.сль, р.стение, выр.сла, пор.сль, ср.щение, Р.стов, пол.гать, з.рница, скл.нение, попл.вок, выск.чить, пром.кашка, р.внина, ср.внять, ск.чок, заг.р.

Работа с учебниками.

Упр. 102, 104, 106, 107.

Слайд Цифровой диктант

Весёлый(1) выгорело(3) сердечный(1) вестибюль(2) изложить(3) гора(1)

касаться(3) кабала(2) косичка(1)

блестеть(3) заря(3) кобура(2) деревья(1) макулатура(2) панорама(2) росистый(1) сочетать(3) выскочка(3) пластилин(2) сосна(1) туннель(2) росточек(3)

Типовые экзаменационные варианты под редакцией И.П.Цыбулько 2015г.

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

прил..гать прик..снуться к..ламбур

8.Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

изб..рательный пер..одический предпол..гать

8.Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

забл..стал р..стение скр..пучий

8.Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

пок..ряющий заг..релый д..летант з..ря к..саться

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

оз..рило водор..сли зап..раются

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

ок..лдовать кр..стьянин приг..ревшая

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

выт..раться р..шение бл..стеть

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

оз..ряться расст..лается выск..чка

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

ст..рожить к..нфорка обж..гающий

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

пол..мист заг..релась распол..гаться

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

выб..рать заг..релый эксп..нат Ответ:_____________________________

Домашнее задание : параграф 20, упр.109

Уединение с природой – это особое состояние. Человек, которому доводится быть наедине с природой, чувствовать её красоту, силу, начинает в эти минуты размышлять о многом, думать о своих поступках, об отношении к близким и самому себе. Такие минуты общения человека с природой делают его душевно богаче, чище, мудрее. Природа – это великая сила, которой подвластно всё, в том числе и человек со своей душой и сердцем. Для Тургенева природа — главная стихия, она подчиняет себе человека и формирует его внутренний мир. Все картины природы, по мнению В.Г. Белинского, проникнуты чувством «бодрости и жизнерадостности», в большинстве из них писатель рисует природу в момент ее пробуждения или в пору полного ее расцвета. Пейзаж у И.С.Тургенева лирически окрашен. Именно цветовая лексика способствует точной передаче прекрасного живописного пейзажа русской природы.

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Урок русского языка в 11 классе. Подготовка к ЕГЭ.

Тема: Правописание гласных в корне

Подготовила учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Шигалугова Физа Башировна.

Орфография слова есть биография слова.

Орфография (правописание) — единообразие передачи слов и грамматических форм речи на письме. Слово «орфография» произошло из древне — греческого языка — слов «правильный» и «пишу». Также орфография является сводом правил, обеспечивающих это единообразие.

Цели урока:
1) создать условия для повторения правил и формирования навыка правильной постановки букв А или О, Е или И в корнях с чередованием
2) формировать навыки самостоятельной работы, самопроверки и самооценки учебного труда;
3) включить учащихся в осознанную учебную деятельность, предоставить возможность продвигаться в изучении материала в оптимальном для себя темпе.

Задачи :
1) уметь устно объяснять орфограммы в корнях слов;
2) развивать умение видеть и находить в художественном тексте слова с изученной орфограммой;
3) формировать умение пользоваться изученным материалом на ЕГЭ

Во многих языках ударение является фикси­рованным, постоянным, то есть ударение закреплено за определённым слогом в слове.

· Во французском языке ударение всегда падает на последний слог, в польском языке – на пред­последний слог, в чешском языке – на первый.

· В русском языке ударение свободное, то есть оно может падать на любой слог. Ср.: ку́хонный, краси́вее, балова́ть.


источники:

http://licey.net/free/4-russkii_yazyk/39-kurs_russkogo_yazyka_fonetika__slovoobrazovanie__morfologiya_i_orfografiya/stages/646-

http://infourok.ru/konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku_na_temu_pravopisanie_glasnyh_v_korne_11_klass-296145.htm