123 спишите найдите слова с суффиксами выражающими оценку

§ 20. Состав слова. Употребление однокоренных слов

По своему составу слова русского языка различны. Большинство русских слов в словосочетаниях и предложениях изменяется, т. е. склоняется или спрягается. При склонении и спряжении слова в его составе выделяются прежде всего основа и окончание, например:

Лучший юмористический канал: анекдоты, приколы, юмор и куча ржачных видео

В основе отражено лексическое значение данного слова. Окончание, образуя формы слова, служит для связи слов и выражает их грамматические значения (например, числа, падежа, лица).

Иногда окончание бывает не выражено звуками (на письме— буквами). Такие окончания называются нулевыми, например: Пруд[ ], глубок[ ]. У слов пруд и глубок окончания нулевые. Они выявляются при сопоставлении с другими формами этих слов, например: пруд[ы], глубок[и]. Ср. также: Идём к пруд[у]. Река глубок[a]. Озеро глубок[о].

Слова неизменяемые (например, наречия) состоят из одной основы и окончания не имеют, например:

1) Удобно разместились (удобно — наречие). Ср.: помещение удобн[о] (удобно — краткое прилагательное в форме единственного числа среднего рода).

2) Спускаюсь вниз (вниз — наречие). Ср.: Уберу рюкзак в низ[ ] шкафа (в низ — существительное с предлогом, стоит в форме единственного числа винительного падежа).

Основа слова может состоять только из корня (например, peк[а], пруд[ ], но может включать и приставку, суффикс, несколько приставок и суффиксов (примеры см. в таблице).

Слова, включающие в свой состав один и тот же корень, называются родственными или однокоренными.

Родственные слова и их состав

Примечание. В процессе развития языка части слова могут так тесно сливаться друг с другом, что перестают выделяться. Например, в слове совет теперь не выделяется приставка со-, а основу слова плотина нельзя разделить на корень плот- и суффикс -ин-, современное членение слова — плотин[а]

Нарушение сложившегося в языке состава слова является ошибкой, например: 1) Евгению грозит разорительство (следует разорение). 2) Яков Верный долго раболепски служил барину (надо раболепно).

При употреблении однокоренных слов (или форм одного и того же слова) надо иметь в виду, что неоправданное их повторение обедняет речь, снижает её выразительность, например: 1) Черты характера Обломова обусловлены условиями его воспитания. 2) Поэт создаёт правдивые образы крестъян-правдоискателей. Чтобы избежать повторения слов с одним и тем же корнем, в первом предложении можно, например, заменить слово — обусловлены словом порождены, во втором предложении вместо слова правдивые уместно было бы употребить, например, слово убедительные (или реалистические).

Следует заметить, однако, что повторение однокоренных слов (тавтология) не всегда является речевым недочётом. На тавтологии построены, например, некоторые широкоупотребительные фразеологические обороты: сослужить службу, отдавать дань, всякая всячина и т. п. Такие фразеологические обороты имеют целостное усилительное значение, например: 1) Дождь ливмя лил на меня. (П.); 2) Быстро лечу я по рельсам чугунным, думаю думу свою. (Н.)

Вполне соответствуют нормам языка и такие случаи, когда повторение однокоренных слов является единственным способом передачи нужного значения: петь песни, письма писать, сад посадить, чертёж чертить и т. п.

Наконец, намеренное повторение авторами одного и того же слова или однокоренных слов может служить стилистическим средством, усиливающим экспрессивность речи, например: 1) У истинного таланта каждое лицо — тип, и каждый тип для читателя есть знакомый незнакомец. (Бел.);

    2) . . . Сила силе доказала:
      Сила силе — не ровня.
      Есть металл прочней металла.
      Есть огонь страшней огня! (Твард.)

115. Прочитайте. Найдите однокоренные слова и определите различия в их значении. Чем определяются эти различия?

Сделайте морфемный разбор выделенных слов.

Всё, о чём здесь идёт речь, случилось в нашем уездном городишке, который в давние времена, быть может, и назывался городом, но теперь, когда в нём живёт не более двух тысяч обывателей, кличется, по непонятной игре русского языка, городищем. (А. Толстой)

116. Продолжите следующие предложения. Запишите их.

  1. К служебным морфемам относятся.
  2. Приставка — это.
  3. Суффиксом называется.
  4. Под окончанием понимается.
  5. Морфемика — это раздел языкознания.

117. Объедините слова в группы с одним корнем.

  1. Пригорок, сгорать, разгореться, нагорье, горевать, горняк, горение, пригорюниться, загореть, горе, горный, загар.
  2. Частичный, участок, счастье, частица, несчастливый, участковый, отчасти, посчастливилось, частности.

118. Выпишите слова, в которых нет окончания.

Поле, пюре, искренне (рад), кашне, вчерне, село, бюро, зашло, можно, небо, кофе, вправо, стекло, хлебушко, метро.

119. Прочитайте. Определите тип речи. Выпишите из текста слова с нулевым окончанием. Мотивируйте свой выбор.

В лесу уже стемнело, холодный туман и ранние сумерки быстро поглощали мокрый сосняк, почти голый, с остатками жухлой листвы подлесок, а на полевом пространстве. было ещё светло; в лица всадников ударил влажный порывистый ветер, и они остановились. Буров привычно огляделся, прикидывая, куда их занесло. Но он уже увидел за полем раскидистые кроны старых пристанционных деревьев, ближе, на склоне пригорка, темнело несколько хат. (В. Быков)

120. Разберите слова по составу. Укажите слово, которое состоит из приставки, корня и окончания.

Прочитав; несмелый; невесело; ненавидеть.

121. Разберите слова по составу. Укажите слово, которое состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания.

Услышав; услышанный; умноженный; недалеко; расслышать.

122. Запишите слова, состав которых соответствует следующим схемам.

123. Спишите. Найдите слова с суффиксами, выражающими оценку. Какую эмоциональную окраску они придают речи? Какую роль эти суффиксальные образования играют в тексте? Разберите по составу выделенные слова.

1) Доктор весёлый. Подходит к кровати больного с открытым лицом и дружеским смехом. «Ну, что? Мы захв..рали (не)множко? Посмотрим, сейчас посмотрим. Ну-с, покажите ваш языч..к. Языч..к (н..)хоро-ош. Микстурку ему пропишем сладенькую». (Купр.) 2) Свет дня уже лиловел перед закатом, око..ые стёкла (в)низу, у самой рамы, подёрнулись тон..нькими ёлочками. (А. Н. Т.) 3) Снял Шухов шапку, на колени пол..жил. Проверил одну миску ложкой, проверил другую. Н..чего, и рыбка попадается. Картош..нка ему попалась на две миски одна. А рыбки почти нет, изредк.. хребетик оголённый мелькает. (Солж.) 4) Осл..пил молне..ый блеск наши окна светлым золотом, и (с)разу(же), (н..)отстав и на полную секунду, — ударище грома. (Солж.) 5) И мальчик, в своём круглом одиночестве, зажил совершенно самостоятельной, совершенно обособле..ой от всего дома жизнью, — (н..)слышной, (не)заметной, одинаковой изо дня в день: смире..о сидит себе в уголке гости., ой, рисует на грифельной доске домики или потом читает. всё одну и ту(же) книж..чку, купле..ую ещё при покойной маме. Он сам стел..т себе постельку вечером и сам пр..лежно убирает, свёртывает её утром. (Бун.)

124. Прочитайте фрагмент стихотворения М. Цветаевой. Почему в ряде слов текста выделена приставка? Какую роль она играет в стихотворении? В каком слове она уже не выделяется в современном языке?

    Рас-стояние: вёрсты, мили.
    Нас рас-ставили, рас-садили,
    Чтобы тихо себя вели,
    По двум разным концам земли.

    Рас-стояние: вёрсты, дали.
    Нас расклеили, распаяли,
    В две руки развели, распяв,
    И не знали, что это — сплав

    Вдохновений и сухожилий.
    Не рассорили — рассорйли,
    Расслоили.
    Стена да ров.

    125. Прочитайте и укажите повторяющиеся однокоренные слова. Объясните, почему такое употребление вполне возможно. Спишите 7-е и 8-е предложения, оформив их как цитаты.

    1) Дядька Евсеич успокоил меня, уверив, что в озере тьма-тьмущая рыбы. (Арс.) 2) Кукушка на суку печально куковала. (Кр.) 3) Жизнь прожить — не поле перейти. (Поел.) 4) Судебный следователь вёл следствие о поджоге бараков. (В. Ш.) 5) Как хорошо отн..стись к человеку (по)человечески сердечно. (М. Г.) 6) Вся комната янтарным блеском оз..рена. Весёлым треском трещит затопл..ная печь. (П.) 7) Салют победе, что в Берлине огнём попрала мощь огня. (Твард.)

      8) . . . Повесть пам..тной годины.
        Эту книгу про бойца
        Я и начал с сер..дины,
        И закончил без конца.
        С мыслью, может, дерзновенной
        Посв..тить любимый труд
        Павшим, пам..ти св..щенной,
        Всем друзьям поры военной,
        Всем сердцам, чей дорог суд. (Твард.)

    Спишите, обозначая суффиксы в данных именах существительных и прилагательных. Допишите к этим словам другие с теми же суффиксами.

    Ваш ответ

    решение вопроса

    Похожие вопросы

    • Все категории
    • экономические 43,275
    • гуманитарные 33,618
    • юридические 17,900
    • школьный раздел 605,962
    • разное 16,822

    Популярное на сайте:

    Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах.

    Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте.

    Как быстро и эффективно исправить почерк? Люди часто предполагают, что каллиграфия и почерк являются синонимами, но это не так.

    Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью.

    Суффиксы субъективной оценки

    Формы субъективной оценки суффиксов имен существительных

    Перечню уменьшительно-ласкательных суффиксов необходимо предпослать анализ самой категории «субъективной оценки». Уже в первой половине XIX в. русские грамматики учили, что категория «субъективной оценки» имен существительных обычно находит выражение в формах одного и того же слова. Уменьшительные, ласкательные и другие формы субъективной оценки считались не самостоятельными словами, а формами производящего существительного. По мнению К. С. Аксакова, «при уменьшительных предмет является, как он есть, с наружным своим определением, вполне сохраняя себя, весь свой образ…». Мысль, что уменьшительно-ласкательные и другие суффиксы этого рода относятся к средствам формообразования, а не словообразования, находила себе опору в общности грамматического рода у всех форм субъективной оценки, произведенных от одного слова (например: дом — домишко — домище — домина; дурак — дурачище — дурачок — дурачина и т. п.).

    Кроме того, неоднократно отмечалось, что в суффиксы субъективной оценки экспрессивные оттенки словоупотребления решительно преобладают над колебаниями самого лексического значения. «…Малому свойственно быть милым, — писал Аксаков. — Самая ласка предполагает уменьшительность предмета, и вот почему для выражения милого, для ласки употребляется уменьшительное…» При этом «даже вовсе не берется иногда в расчет самый наружный вид предмета. Например, слова: братец, сестрица… Чтобы представить предметы милыми, чтобы высказать ласкающее отношение, на них как бы наводится уменьшительное стекло, и они, уменьшаясь, становятся милыми… Оттенки отношения к предмету уменьшенному многочисленны. Кроме милого, предмет принимает характер жалкого, бедного, робкого, возбуждающего о себе это сознание в говорящем… кроме чувства, что этот пред мет мне дорог, в говорящем высказывается часто и чувство собственного смирения, для чего и предмет представляет он в смиренном виде».

    На точку зрения К. С. Аксакова стал и акад. А. А. Шахматов. По мнению А. А. Шахматова, уменьшительные, ласкательные, увеличительные или уничижительные образования от какого-нибудь слова должны быть признаны не разными словами, не отдельными словами, а формами того же слова.

    «…Суффиксальные образования, относящиеся сюда, не видоизменяют реального значения основного слова: домик, домина, домище, домишко обозначают то же представление, что дом; следовательно, эти суффиксы имеют другое значение, чем другие словообразовательные суффиксы, при помощи которых выражаются представления, совершенно отличные от представления, выраженного соответствующим основным словом, представления, самостоятельные от него».

    Итак, уменьшительно-ласкательные суффиксы — суффиксы не словообразующие, а формообразующие. При их посредстве выражаются самые разнообразные оттенки экспрессии: сочувствие, ирония, пренебрежение, злоба, пестрая и противоречивая гамма эмоций и оценок. Например, ироническая окраска видна в ласкательных формах поговорки: «Рюмочки доведут до сумочки». В речи следователя Порфирия Петровича из «Преступления и наказания» Ф. М. Достоевского уменьшительные формы создают язвительно-насмешливый тон речи под маской «дружественного участия», например: «я знаю, он моя жертвочка…»; «он у меня психологически не убежит, хе-хе, каково выраженьице-то…»; «говорит, а у самого зубки во рту один о другой колотятся…»; «Губка-то, как и тогда, вздрагивает», — пробормотал как бы даже с участием Порфирий Петрович» и т. п.

    А. А. Потебня подчеркнул случаи отраженного распространения экспрессии, связанной с суффиксами субъективной оценки, на все детали высказывания: «Отличая объективную уменьшительность или увеличительность от ласкательности и пр., в коей выражается личное отношение говорящего к вещи, можно думать, что в последнем случае настроение, выразившееся в ласкательной форме имени вещи (относительного субъекта), распространяется в той или другой мере на ее качества, качества ее действий и другие вещи, находящиеся с нею в связи. Это и есть согласование в представлении».

    Таким образом, формы субъективной оценки заразительны: уменьшительно-ласкательная форма существительного нередко ассимилирует себе формы определяющего прилагательного, требует от них эмоционального согласования с собою (например: маленький домик; седенький старичок и т. п.).

    При посредстве суффиксов субъективной оценки выражаются различия классовых, групповых стилей, своеобразия социальных характеров. Достаточно сослаться на функции уменьшительных форм в речи Молчалина («Горе от ума» Грибоедова), на создаваемое этими формами впечатление забитости и самоуничижения в письмах Макара Девушкина («Бедные люди» Достоевского).

    Богатство и разнообразие экспрессивных оттенков, связанных с уменьшительно-ласкательными формами существительного, и их изменчивость были очень ярко охарактеризованы еще Я. Гриммом: «Уменьшительная форма вы ражает понятие не только немногого и малого, но и любезного, ласкательно го. Поэтому уменьшительную форму придаем мы и великим, возвышен священным и даже страшным предметам для того, чтобы доверчиво к ним приблизиться и снискать их благосклонность. Особенно в словах последнего рода первоначальное понятие уменьшения со временем утрачивается и становится нечувствительным: так, французское soleil, славянское солнце — слова уменьшительные, хотя в теперешнем их употреблении уменьшения и не чувствуется». Таким образом, уменьшительно-ласкательное значение формы нередко стирается, изнашивается.

    Широкая возможность превращения уменьшительно-ласкательной формы в особое самостоятельное слово общеизвестна (ср.: сеть и сетка; пузырь и пузырек, ручка двери; мужик и муж и т. п.). Она свидетельствует о том, что формы субъективной оценки имен существительных занимают промежуточное, переходное положение между формами слова и разными словами (ср. совсем разные слова: черепок и череп; вода и водка; чаша и чашка и т. п.). Ср. новичок при утрате основного новик.

    Процесс присоединения экспрессивных суффиксов к основе существительного происходит по такой схеме (как бы в параллель степеням сравнения прилагательных):

    • 1) слово без суффикса субъективной оценки;
    • 2) основа этого слова + уменьшительно-ласкательный суффикс (1 -я степень оценки);
    • 3) основа предшествующей уменьшительной формы + ласкательный суффикс (2 -я степень). Значение второй степени не уменьшительное, а ярко эмоциональное — ласкательное или пренебрежительное.

    Когда значение уменьшительного суффикса первой степени стирается (например: ножик, носок, платок, мешок (от мех), булавка, блюдце, тетрадка, молоток, скамейка, чашка, сумка, корка, бумажка и т. п.), тогда соответствующая форма обрастает своими собственными значениями и превращается в самостоятельную лексему. Это слово затем образует новые формы субъективной оценки. А исходное слово, от которого когда-то была произведена уменьшительная форма, иногда по отношению к ней получает как бы увеличительное значение (ср.: значения слова тетрадь в соотношении со словом тетрадка; молот — молоток; скамья — скамейка; блюдо — блюдце и т. п.). Субъективно-оценочные суффиксы второй степени (-очек, -очка, -ечка, -ечко и т. п.) в сочетании с такими словами, утратившими экспрессивные оттенки, приобретают уменьшительное значение, лишь слегка окрашенное Ласкательной экспрессией (например: девочка, сумочка и т. п.). Иногда, впрочем, и у этих суффиксов ласкательное и уменьшительное значения стираются, например цепочка (ср. цепь).

    Особенно часты случаи отпадения или обособления начального звена в этой тройственной схеме у слов мягкого женского склонения с именительным падежом без окончания: (сеть) — сетка — сеточка; (нить) — нитка — ниточка; (часть) — частица — частичка и т. п.

    Экспрессивное напряжение слова может выразиться в удвоении, утроении суффиксов субъективной оценки (например: доч-ур-оч-к-а, дев-ч-он-оч-к-а, мамаш-ень-к-а, баб-ул-ень-к-а и т. п.). Все последующие за второй степени экспрессивного усиления связаны с выражением эмоционального отношения к предмету и далеки от уменьшительного значения.

    Уменьшительно-ласкательные суффиксы твердого мужского склонения

    С твердым мужским склонением связаны следующие уменьшительно-ласкательные суффиксы:

    1. -ок, -ёк, -ек: голосок, лесок, домок, котелок, узелок, старичок, петушок, посошок, дружок, снежок, горбунок, конёк, человечек, чаёк, медок и т. п. Вариант этого суффикса — ласкательно-уменьшительный суффикс -шек, -шок. Он присоединяется к именам, оканчивающимся на или -нь: баран — барашек: камень — камешек; ремешок, корешок, кармашек и т. п. Но ср. краешек. Это очень продуктивная группа суффиксов.

    2. -ик (без ударения): листик, носик, ротик, лобик, кораблик, домик, столик, соколик, котик, мячик, комарик и т. п. Присоединяясь к простым основам, суффиксы -ок и -ик образуют иногда парные формы. Еще К. С. Аксаков заметил, что суффикс -ик по сравнению с суффиксом -ок более экспрессивен в тех случаях, когда параллельные формы на -ик и -ок не подвергаются лексической дифференциации и не обозначают разных вещей (ср.: носок и носик; соколок и соколик; кусток и кустик; мосток и мостик; садок и садик и т. п.). «…В именах мужского рода уменьшительные -ок и -ик совершенно одинакового значения: но там, где встречаются оба окончания, есть оттенок. Тогда окончание на -ок, очевидно первоначальное, выражает просто уменьшенный вид предмета, между тем как в окончании на -ик слышится уже шутка, и если еще не ласка, то любезность… видно, что уменьшенный, миниатюрный предмет представляется милым». Ср.: листок и листик; роток (на чужой роток не накинешь платок) и ротик; возок и возик; глазок и глазик; гвоздок и гвоздик; разок и разик; часок и часик; ср.: домок и домик; ср.: зубок (знать назубок, выучить назубок) и зубик.

    Однако от большей части слов двойные уменьшительно-ласкательные образования невозможны. Например, от всех основ на заднеязычный (г, к, х) производятся лишь формы на -ок: звук —звучок; пух —пушок; круг — кружок; бок — бочок; бог — божок и т. п. От основ на шипящие и ц образуются уменьшительно-ласкательные с помощью -ик. Например: дождик, ключик, экипажик и т. п.

    3. Ответвлением суффикса -ик является суффикс -чик (особенно часто присоединяемый к основам слов на -ец и к словам на -ан и -ун: мальчик, любимчик, щелкунчик, чемоданчик, балаганчик, карманчик и т. п.). Ср.: рукавчик, коридорчик, моторчик, нарывчик и т. п.

    Вследствие яркой экспрессивной окрашенности суффиксов -ик и -чик слова с этими суффиксами не подвергаются дальнейшему обрастанию ласкательными суффиксами. .

    4. Несколько в стороне от этих суффиксов находится ласкательно-уничижительный продуктивный суффикс -ец. В нем еще ярче, чем в суффиксе -ик, выступают оттенки ласкательности, сочувствия, смирения, унизительности, презрения, фамильярного участия. Например: хлебец, закатец, морозец, уродец, товарец, народец, счетец, отказец и т. п. Формы с суффиксом -ец также не возводятся во вторую степень субъективной оценки.

    Экспрессивные суффиксы второй степени с ласкательным оттенком:

    5. -очек, -ёчек: голосочек, чаёчек, сучочек, кулёчек, листочек, старичочек и т. п. Этот суффикс представляет собой сочетание уменьшительных суффиксов -ок и -ек.

    Обратная комбинация — распространение уменьшительно-ласкательного

    суффикса -ик посредством -ек, -ок — в русском языке невозможна.

    6. Непродуктивный -ышек: колышек, воробышек, пупырышек и некоторые другие (ср. наречие рядышком).

    Обзор уменьшительно-ласкательных суффиксов твердого склонения приводит к выводу, что формы субъективной оценки здесь бедны. Экспрессивные суффиксы связаны главным образом с грамматическими классами среднего и женского рода.

    Живые типы словообразования в классе слов среднего рода

    В формах образования слов среднего рода на -о, -е, примыкающих к мужскому склонению, обнаруживаются характерные особенности. Прежде всего бросается в глаза немногочисленность словообразовательных суффиксов среднего рода (особенно если оставить в стороне формы субъективной оценки). Кроме того, эти суффиксы поражают своим фонетическим однообразием. Между тем новые слова среднего рода, кроме заимствованных, могут возникнуть в современном языке только по методу суффиксального или префиксально-суффиксального словообразования. Непосредственно к «корню» окончания -о, -е не присоединяются. Прием комбинированного префиксально-суффиксального словообразования применяется лишь в немногих обозначениях места. Сразу становится ясным, что склонение среднего рода слабое и что средний род богаче представлен в книжном языке, чем в разговорном. Семантические группы слов, относящихся к среднему роду, замыкаются преимущественно в кругу пяти основных грамматических понятий: действия, состояния, места, собирательности и орудия действия.

    Что такое суффиксы субъективной оценки

    Так же как в системе мужского и среднего рода, в женском склонении выделяется группа суффиксов субъективной оценки. Экспрессивных формообразующих суффиксов женского рода больше, чем у слов мужского и среднего рода.

    Формы субъективной оценки здесь также бывают разных степеней (ру

    ка — ручка — рученька; береза — березка — березонька; река — речка — речушка — речушка — реченька — речонка и т. п.).

    Схожие по своему звуковому составу, различные по значению суффиксы дифференцируются ударением. Так, суффикс -ушк(а), -юшк(а) имеет оттенок фамильярной уничижительности или иронии, снисходительного пренебрежения : Марфушка, Ванюшка, болтушка, резвушка, толстушка, вертушка и т. п. Ср.: пивнушка, прост.-вульг. кинушка (кино). Безударный суффикс -ушк(а), -юшк(а) имеет ярко выраженное ласкательное значение: коровушка, голубушка, матушка, тетушка, речушка (но уничижительно: речушка), ивушка, головушка и т. п.

    Основное значение суффикса -ёнк(а), -онк(а) уничижительно-презрительное: старушонка, бабёнка, душонка, юбчонка, девчонка, клячонка, шубёнка, деньжонки и т. п. Впрочем, иногда это значение поглощается уменьшительно-ласкательным: ручонка, рубашонка и др.

    Безударный суффикс -енк(а), лишенный экспрессивных оттенков, производит имена лиц женского рода: француженка, черкешенка, ср. также: нищенка.

    Необходимо составить каталог основных уменьшительно-ласкательных и уничижительных суффиксов женского твердого склонения:

    1. Продуктивный суффикс -к(а) с уменьшительно-ласкательным значением: книжка, ручка, ножка, капелька, спаленка, купаленка и т. п.

    2. Непродуктивный суффикс -ц(а), -ц(а) с уменьшительным значением, присоединяющийся к основам на мягкий согласный типа пыль, лень и т. п.: пыльца, крепостца, рысца, дверца, грязца и подобные, а также к словам на -от(а) : краснотца, с грязнотцой и др. Но ср. также: с хитрецой (от хитрый).

    3. Малопродуктивный суффикс -иц(а) с уменьшительно-ласкательным значением: водица, землица, кашица, вещица, просьбица и т. п.

    4. Продуктивный суффикс -ечк(а), -очк(а) с ласкательным значением (вторая степень субъективной оценки): ямочка, книжечка, иголочка и т. п.

    5. Непродуктивный суффикс -ичк(а) [вторая степень от уменьшительных на -иц(а)]: сестричка, водичка, земличка и т.п.

    6. Продуктивный суффикс -ньк(а), -еньк(а), -оньк(а) с ласкательным оттенком (вторая степень субъективной оценки): реченька, тётенька, душенька, зоренька, подруженька, ноченька; в собственных именах: Наденька, Катенька; ср. в собственных именах мужских: Васенька, Петенька, Николенька и т. п. После твердых с, з и губных основы присоединяется суффикс -оньк(а): полосонька, березонька.

    7. Продуктивный суффикс -ёнк(а), -онк(а) с экспрессией презрения: речонка, лошадёнка, коровёнка, девчонка, избёнка, комнатёнка и т. п.

    8. -шк(а) с оттенком фамильярной, несколько пренебрежительной ласки (ср.: ашки, бешки — бывшее фамильярное обозначение учащихся групп А, Б в средней школе).

    9. Малопродуктивный суффикс -ушк(а), -юшк(а) с ласкательным значением и в нарицательных именах нередко с оттенком народнопоэтической сти —

    лизации (почти исключительно в пределах категории одушевленности): зазнобушка, головушка, нянюшка, Манюшка И т. п.

    10. Продуктивный суффикс -ушк(а), -юшк(а) с презрительным и уничижительным (редко с ласкательным) значением: пивнушка, речушка, комнатушка, деревушка, избушка и т. п. Но ср.: дочушка, девчушка и т. п. Слова на -ушка первоначально производились от слов с фамильярно-ласкательным суффиксом -уш(а) при посредстве суффикса -к-. В настоящее время суффикс -уш(а) за пределами образований от собственных имен очень непродуктивен. Ср. -уш(а) в немногих отглагольных образованиях: кликуша, крикуша [ср. суффиксы -ух(а), -ун, -унь (я)]. Ср. у Лескова в «Островитянах»: «Тут влево резвятся другие русалки — хохотуши, щекотуши». В образованиях от именных основ, не относящихся к собственным именам, суффикс -уш(а) также непроизводителен. Ср. акт.-жарг. дорогуша, роднуша. Об оттенках экспрессии суффикса -уш(а), -юш(а) в собственных именах можно судить по такому замечанию Л. Толстого в «Воскресении»: «…полугорничная, полувоспитанница. Ее и звали так средним именем — не Катька и не Катенька, а Катюша».

    11. Непродуктивный суффикс -ёшк(а), -ошк(а) с резко выраженной экспрессией презрения: головешка, рыбёшка и т. д.

    12. Продуктивный суффикс -йшк(а), -ишк(а) с презрительным значением: работишка, страстишка, картишки, бородишка и т. д.

    13. Продуктивный суффикс -ёночк(а), -оночк(а) (третья степень ласкательности) с оттенком фамильярной усиленной ласки: девчоночка, ручоночка, рубашоночка и т. п.

    14. Мертвый суффикс -урк(а) с ласкательным значением: дочурка, девчурка, печурка. Ср. снегурка.

    Таким образом, в системе форм субъективной оценки опорными суффиксами женского рода являются -к(а), -шк(а), -чк(а), -н )к(а).

    Статья на тему Суффиксы субъективной оценки

    Похожие страницы:

    Понравилась статья поделись ей


    источники:

    http://www.soloby.ru/750486/%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B0%D1%8F-%D1%81%D1%83%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D1%85-%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BB%D0%B0%D0%B3%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D1%85-%D0%B4%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%88%D0%B8%D1%82%D0%B5-%D1%81%D1%83%D1%84%D1%84%D0%B8%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%B8

    http://znaesh-kak.com/r/g/%D1%81%D1%83%D1%84%D1%84%D0%B8%D0%BA%D1%81%D1%8B-%D1%81%D1%83%D0%B1%D1%8A%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B9-%D0%BE%D1%86%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%B8