17 буквы о е после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

Этот видеоурок доступен по абонементу

У вас уже есть абонемент? Войти

Лучший юмористический канал: анекдоты, приколы, юмор и куча ржачных видео

В уроке «Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени» учитель рассказывает о правилах написания таких слов. Этот урок завершает серию лекций о причастиях.

Урок. «Буквы о-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий».

ТЕМА: БУКВЫ Е И Ё ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ В СУФФИКСАХ СТРАДАТЕЛЬНЫХ ПРИЧАСТИЙ ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ.

Цель: познакомить учащихся с условиями выбора букв после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени; вырабатывать навык написания гласной после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные : знать условия выбора букв е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени, букв е и ё после шипящих в суффиксах и окончаниях существительных, в суффиксах прилагательных, окончаниях глаголов, в корнях слов разных частей речи; уметь правильно писать буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени, графически обозначать условия выбора правильных написаний,
группировать слова с буквами о , е , ё после шипящих по видам орфограмм.

Метапредметные : умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

Личностные: усвоение традиционных ценностей российского общества; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.

II. РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА.

Актуализация и пробное учебное действие.

Причастие как часть речи?

Вопросы задают учащиеся друг другу.

– Сегодня мы продолжим изучать правописание причастий, но вначале проверим, насколько хорошо вы усвоили предыдущие темы.

А1. В каком причастии на месте пропуска пишется буква Е?

1) Замеш..нный в преступлении человек;

2) картины развеш..ны;

4) пристрел..нное ружье.

А2. В каком слове на месте пропуска пишется одна буква Н?

1) Решё..ая задача;

2) мороже..ые овощи;

3) освещё..ая улица;

4) копчё..ая на костре рыба.

А3. В каком слове на месте пропуска пишутся две буквы Н (НН)?

1) Листья развея..ы ветром;

2) девочка рассея..а;

3) страница разорва..а;

4) общество образова..о пять лет назад.

А4. В каком причастии на месте пропуска пишется буква Ё?

1) Заключ..нный; 3) обожж..на;

2) получ..нный; 4) огорч..ны.

какой вопрос вызвал затруднения??

Что будет темой урока?

Организует и сопровождает деятельность учащихся, контролирует правильность ответов. Обращает внимание на задание А4, спрашивает, с чем связаны затруднения в выполнении задания (трудно выбрать между 1 и
2-м вариантом ответа)

2. Выявление места и причины затруднения.

– Посмотрите на доску, запишите предложения, обратите внимание на выделенные слова.

Под густым северным ветром склоняются вершины и глухо шумят иссечённые осколками сосны Смоленщины и Подмосковья. Невысокое солнце глядело на разукрашенную в иней берёзку.

— Найдите причастия , определите время!!

испчённую булочку, сожженную бумажку, подслащенную воду, лишён таланта.

Можем ли мы сказать, с чем связан выбор букв е/ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени?

Организует обсуждение, побуждает к выдвижению гипотез, подводит к выводу о том, что правописание букв в данном случае связано с ударением

3. Целеполагание и построение выхода из затруднения.

– Попробуйте сформулировать правило написания букв е/ё в суффиксах причастий после шипящих (в суффиксах причастий после шипящих под ударением пишем Ё, без ударения – Е) .

– Проверим, правильный ли вывод вы сделали (работа с учебником с.71) .

Создает условия для устранения перегрузки учащихся и овладения новым учебным материалом непосредственно на уроке.

Проверка опнрежающего задания.упр 161.

1.Увлечённый делом, испечённую булочку, сожженную бумажку, подслащенную воду, лишён таланта.

2.На выкрашенной в зеленый цвет веранде, скрученной проволокой, потушен к утру, очищенным воздухом, стриженный наголо, сильно рассержен.

-какие сложности вы можете испытывать при применении даной офограммы??

(В РАЗНЫХ ЧАСТЯХ РЕЧИ СВОИ УСЛОВИЯ)

Создание таблицы:по рядам , работа с начальной страницей учебника.

«Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени»

Цели урока:

  • Познакомиться с условиями выбора букв после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.
  • Повторить орфограмму “О, Е и Ё после шипящих в разных частях речи”
  • Формировать умения находить орфограмму “Е – Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий”

I. Организационный момент

II. Повторение предыдущего материала

Учитель: Скажите, пожалуйста, о словах какой части речи вы говорили на прошлом уроке.

Ученики: О причастии.

Учитель: А какие ещё части речи вы знаете?

Ученики: Существительное, прилагательное, глагол, наречие и другие.

Учитель: Я не случайно вас об этом спросила. Знание частей речи вам пригодится при выполнении первого задания нашего урока. Посмотрите на экран. Компьютер сегодня активный участник урока. Он будет давать вам задания, и помогать в проверке выполненного. Итак, на экране появилось первое задание.

Графически объяснить выбор гласной
после шипящей в корне, суффиксе, окончании.

тихий ш..пот,
ровный ш..в,
солнечным луч..м,
темной туч..й,
выпал снеж..к,
плюш..вый медведь,
освещ..нный светом,
выкраш..нная скамейка.

Записываем в тетрадь и графически обозначаем.

(После записи предлагается прокомментировать записанное, вспомнить, какие правила применялись для выполнения задания).

Учитель: А теперь проверьте, все ли вы записали. На экране появляется правильная запись с графическим обозначением.

Графически объяснить выбор гласной
после шипящей в корне, суффиксе, окончании.

тихий шёпот,
ровный шов,
солнечным лучом,
темной тучей,
выпал снежок,
плюшевый медведь,
освещ..нный светом,
выкраш..нная скамейка.

(После проверки учитель предлагает учащимся оценить свою работу)

Учитель: А скажите, пожалуйста, почему в двух последних словах компьютер не вставил пропущенные буквы и выделил словосочетания синим цветом?

(Ученики должны узнать причастия).

Учитель: Назовите разряд причастий.

Ученики: Страдательные причастия прошедшего времени.

Учитель: А может кто-то скажет, какие буквы надо писать после шипящих в данных причастиях.

(Ученики дают разные ответы, но близкие к правильному).

Учитель: Конечно, сразу сказать сложно, правы вы или нет. Ведь правила правописание гласных после шипящих в суффиксах страдательных причастиях прошедшего времени вы еще не знаете. Итак, попробуйте сформулировать тему нашего сегодняшнего урока.

(После попыток учащихся сформулировать тему, на экране появляется запись темы урока).

Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

Цель нашего урока заключается в том, чтобы познакомиться с условиями выбора букв после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

Учитель: Так как же нам быть со словами. Давайте вспомним, какие условия мы соблюдали, чтобы правильно записать гласные после шипящих в существительных, прилагательных и глаголах.

Ученики: Ставили ударение и выделяли морфемы.

Учитель: Давайте применим данные требования и к нашим словам. Что вы заметили после постановки ударения и выделения морфем?

Освещ?нный

Выкраш?нная

Ученики: Оно падает на разные морфемы.

Учитель: Кто же попробует сформулировать правило написания гласных после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

Учитель: Проверьте себя. Открываем учебники на стр. 167 (автор Баранов, Ладыженская).

Учитель: Применяем данное правило к словам и получаем…

(На экране появляется правильная запись, дети сравнивают свои выводы с этой записью).

Освещ?нныйВыкраш?нная

III. Работа с текстом

На экране слайд с темой урока. На партах у каждого лежат листочки с тексом. Сначала текст читает учитель, затем дети про себя, а затем кто-то из детей вслух.

Мы вошли в лес, освещенный лучами осеннего солнца. Расчищенная дорожка вела к морю. Мы часто останавливались, пораженные яркой красотой леса. На пожелтевшей траве лежали опавшие листья. Березы покрылись золотой листвой, сверкавшей на солнце. Очень красивы клены, одетые в багряную листву. Часто мы видим желтые листья, тихо падающие на землю. И на дорожках листья, печально шуршащие под ногами. Иногда попадается дача, окруженная деревянным выкрашенным забором.

Учитель: Определите, к какому типу относится данный текст.

(Если сразу не отвечают, что это описание, то прибегнуть к подсказке).

А какие части речи помогают сделать текст более выразительным?

Ученики: Прилагательные и причастия.

Учитель: Найдите и выпишите из текста слова, которые соответствуют теме урока, объясняя орфограмму.

(На экране появляется слайд с правильно выполненным заданием)

освещённый
расчищенная
поражённые
окружённая
выкрашенным

Учитель: Проверьте правильность выполнения вами задания. Оцените работу своего товарища. (Взаимопроверка).

IV. Работа с учебником.

Упражнение 140. Списать и вставить буквы, объясняя, сверяя с записью на экране. Объяснить написание пропущенных букв:

На выкрашенной в
зелёный цвет веранде,
скрученной проволокой,
очищенным воздухом,
остриженный наголо,
сильно рассержен,
лишён таланта
увлечённый делом,
потушен к утру,
испечённая булочка,
сожжённую бумажку,
подслащённую воду.

V. Подведение итогов

Учитель: Чему учились? Что помогало?

(По ходу ответов детей на экране появляется запись с выводами урока).

Подведем итоги:

Учились писать буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

Помогала постановка ударения.

VI. Игра

Учитель: Мы с вами славно поработали, а теперь давайте поиграем. Ведь всем известно, что лучше всего закрепить полученные знания, играя. Всем известна игра “Крестики – нолики”. Возьмите игровые поля, там написаны слова с пропущенными буквами. Вставив пропущенные буквы, вы должны найти, по диагонали, по вертикали или по горизонтали все вставленные буквы одинаковые и зачеркнуть их.

(На экране появляется возможный вариант).

Поиграем! “Крестики – нолики”

трубачом

пищей

стрижёт

Врачом

освещена

посаженный

освещённый

девчонка

(Дети получают разные варианты игровых полей)

Пищ..вой

Кирпич..м

Экипаж..м

Вооруж..нный

Напереч..т

Приближ..нный

Свинц..вый

Береж..т

Ж..лтый

Чертеж..м

Реч..нка

Обиж..нный

Окруж..нный

Холщ..вый

Плюш..вый

VII. Домашнее задание: § учебника на странице 167, упражнение 142.


источники:

http://infourok.ru/urok-bukvi-oyo-posle-shipyaschih-v-suffiksah-stradatelnih-prichastiy-3450598.html

http://urok.1sept.ru/articles/416011