2 3 примера что окончание суффикс и приставка

покажите на двух-трех примерах, что окончание, суффикс и приставка действительно являются значимыми частями слова!

И объясните где окончание, суффикс и приставка

1.Приставка-значимая часть слова, которая стоит перед корнем и образует новые слова:
цветут-за-цветут, рас-цветут, от-цветут.

2.Суффикс- значимая часть слова, которая стоит после корня и образует новые слова

цвет-ок
цвет-очек
цвет-ик

3.Окончание- изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.
снег-снег-а-снег-у-снег-ом

— учат видеть характер слов
— помогают ярче выразить эмоции
-точнее передают смысл высказывания

1.Приставка-значимая часть слова, которая стоит перед корнем и образует новые слова:
цветут-за-цветут, рас-цветут, от-цветут.

2.Суффикс- значимая часть слова, которая стоит после корня и образует новые слова

цвет-ок
цвет-очек
цвет-ик

3.Окончание- изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.
снег-снег-а-снег-у-снег-ом

— учат видеть характер слов
— помогают ярче выразить эмоции
-точнее передают смысл высказывания

1.Приставка-значимая часть слова, которая стоит перед корнем и образует новые слова:
цветут-за-цветут, рас-цветут, от-цветут.

2.Суффикс- значимая часть слова, которая стоит после корня и образует новые слова

цвет-ок
цвет-очек
цвет-ик

3.Окончание- изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.
снег-снег-а-снег-у-снег-ом

— учат видеть характер слов
— помогают ярче выразить эмоции
-точнее передают смысл высказывания

1.Приставка-значимая часть слова, которая стоит перед корнем и образует новые слова:
цветут-за-цветут, рас-цветут, от-цветут.

2.Суффикс- значимая часть слова, которая стоит после корня и образует новые слова

цвет-ок
цвет-очек
цвет-ик

3.Окончание- изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.
снег-снег-а-снег-у-снег-ом

— учат видеть характер слов
— помогают ярче выразить эмоции
-точнее передают смысл высказывания

1.Приставка-значимая часть слова, которая стоит перед корнем и образует новые слова:
цветут-за-цветут, рас-цветут, от-цветут.

2.Суффикс- значимая часть слова, которая стоит после корня и образует новые слова

цвет-ок
цвет-очек
цвет-ик

3.Окончание- изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.
снег-снег-а-снег-у-снег-ом

— учат видеть характер слов
— помогают ярче выразить эмоции
-точнее передают смысл высказывания

Окончание не является значимой частью слова (а приставка и суффикс — да) .
Дом-домик (значение-уменьшительное) .
Дом-домище (значение огромности) .
Заяц-зайчонок (уменьшительно-ласкательное значение) .

например цветок цветной цветёт

Приставка-значимая часть слова, которая стоит перед корнем и образует новые слова:
цветут-за-цветут, рас-цветут, от-цветут.

2.Суффикс- значимая часть слова, которая стоит после корня и образует новые слова

цвет-ок
цвет-очек
цвет-ик

3.Окончание- изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.
снег-снег-а-снег-у-снег-ом

— учат видеть характер слов
— помогают ярче выразить эмоции
-точнее передают смысл высказывания

Приставка-значимая часть слова, которая стоит перед корнем и образует новые слова:
цветут-за-цветут, рас-цветут, от-цветут.

2.Суффикс- значимая часть слова, которая стоит после корня и образует новые слова

цвет-ок
цвет-очек
цвет-ик

3.Окончание- изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.
снег-снег-а-снег-у-снег-ом

— учат видеть характер слов
— помогают ярче выразить эмоции
-точнее передают смысл высказывания

1.Приставка-значимая часть слова, которая стоит перед корнем и образует новые слова:
цветут-за-цветут, рас-цветут, от-цветут.

2.Суффикс- значимая часть слова, которая стоит после корня и образует новые слова

цвет-ок
цвет-очек
цвет-ик

3.Окончание- изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.
снег-снег-а-снег-у-снег-ом

— учат видеть характер слов
— помогают ярче выразить эмоции
-точнее передают смысл высказывания

1.Приставка-значимая часть слова, которая стоит перед корнем и образует новые слова:
цветут-за-цветут, рас-цветут, от-цветут.

2.Суффикс- значимая часть слова, которая стоит после корня и образует новые слова

цвет-ок
цвет-очек
цвет-ик

3.Окончание- изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.
снег-снег-а-снег-у-снег-ом

— учат видеть характер слов
— помогают ярче выразить эмоции
-точнее передают смысл высказывания

1.Приставка-значимая часть слова, которая стоит перед корнем и образует новые слова:
цветут-за-цветут, рас-цветут, от-цветут.

2.Суффикс- значимая часть слова, которая стоит после корня и образует новые слова

цвет-ок
цвет-очек
цвет-ик

3.Окончание- изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.
снег-снег-а-снег-у-снег-ом

— учат видеть характер слов
— помогают ярче выразить эмоции
-точнее передают смысл высказывания

Окончание и суффикс, приставка являются значимыми частями слова.

Окончание — это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении. Например: природа, природы, природой, (на) природе.

Суффикс — значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. Например: часик, часовой, часов- щик.

Приставка — значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. Например: расцвести, зацвести, отцвести.

Корень — это главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех родственных слов. Например: цвет — цветной — цветок — цветёт.

Приставка-значимая часть слова, которая стоит перед корнем и образует новые слова:
цветут-за-цветут, рас-цветут, от-цветут.

2.Суффикс- значимая часть слова, которая стоит после корня и образует новые слова

цвет-ок
цвет-очек
цвет-ик

3.Окончание- изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.
снег-снег-а-снег-у-снег-ом

— учат видеть характер слов
— помогают ярче выразить эмоции
-точнее передают смысл высказывания

1.Приставка-значимая часть слова, которая стоит перед корнем и образует новые слова:
цветут-за-цветут, рас-цветут, от-цветут.

2.Суффикс- значимая часть слова, которая стоит после корня и образует новые слова

цвет-ок
цвет-очек
цвет-ик

3.Окончание- изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.
снег-снег-а-снег-у-снег-ом

— учат видеть характер слов
— помогают ярче выразить эмоции
-точнее передают смысл высказывания

1.Приставка-значимая часть слова, которая стоит перед корнем и образует новые слова:
цветут-за-цветут, рас-цветут, от-цветут.

2.Суффикс- значимая часть слова, которая стоит после корня и образует новые слова

цвет-ок 1.Приставка-значимая часть слова, которая стоит перед корнем и образует новые слова:
цветут-за-цветут, рас-цветут, от-цветут.

2.Суффикс- значимая часть слова, которая стоит после корня и образует новые слова

цвет-ок
цвет-очек
цвет-ик

3.Окончание- изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.
снег-снег-а-снег-у-снег-ом

— учат видеть характер слов
— помогают ярче выразить эмоции
-точнее передают смысл высказывания1.Приставка-значимая часть слова, которая стоит перед корнем и образует новые слова:
цветут-за-цветут, рас-цветут, от-цветут.

2.Суффикс- значимая часть слова, которая стоит после корня и образует новые слова

цвет-ок
цвет-очек
цвет-ик

3.Окончание- изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.
снег-снег-а-снег-у-снег-ом

— учат видеть характер слов
— помогают ярче выразить эмоции
-точнее передают смысл высказывания1.Приставка-значимая часть слова, которая стоит перед корнем и образует новые слова:
цветут-за-цветут, рас-цветут, от-цветут.

2.Суффикс- значимая часть слова, которая стоит после корня и образует новые слова

цвет-ок
цвет-очек
цвет-ик

3.Окончание- изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.
снег-снег-а-снег-у-снег-ом

— учат видеть характер слов
— помогают ярче выразить эмоции
-точнее передают смысл высказывания1.Приставка-значимая часть слова, которая стоит перед корнем и образует новые слова:
цветут-за-цветут, рас-цветут, от-цветут.

2.Суффикс- значимая часть слова, которая стоит после корня и образует новые слова

цвет-ок
цвет-очек
цвет-ик

3.Окончание- изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.
снег-снег-а-снег-у-снег-ом

— учат видеть характер слов
— помогают ярче выразить эмоции
-точнее передают смысл высказывания1.Приставка-значимая часть слова, которая стоит перед корнем и образует новые слова:
цветут-за-цветут, рас-цветут, от-цветут.

2.Суффикс- значимая часть слова, которая стоит после корня и образует новые слова

цвет-ок
цвет-очек
цвет-ик

3.Окончание- изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.
снег-снег-а-снег-у-снег-ом

— учат видеть характер слов
— помогают ярче выразить эмоции
-точнее передают смысл высказывания1.Приставка-значимая часть слова, которая стоит перед корнем и образует новые слова:
цветут-за-цветут, рас-цветут, от-цветут.

2.Суффикс- значимая часть слова, которая стоит после корня и образует новые слова

цвет-ок
цвет-очек
цвет-ик

3.Окончание- изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.
снег-снег-а-снег-у-снег-ом

— учат видеть характер слов
— помогают ярче выразить эмоции
-точнее передают смысл высказывания1.Приставка-значимая часть слова, которая стоит перед корнем и образует новые слова:
цветут-за-цветут, рас-цветут, от-цветут.

2.Суффикс- значимая часть слова, которая стоит после корня и образует новые слова

цвет-ок
цвет-очек
цвет-ик

3.Окончание- изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.
снег-снег-а-снег-у-снег-ом

— учат видеть характер слов
— помогают ярче выразить эмоции
-точнее передают смысл высказывания1.Приставка-значимая часть слова, которая стоит перед корнем и образует новые слова:
цветут-за-цветут, рас-цветут, от-цветут.

2.Суффикс- значимая часть слов
цвет-очек
цвет-ик

3.Окончание- изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.
снег-снег-а-снег-у-снег-ом

— учат видеть характер слов
— помогают ярче выразить эмоции
-точнее передают смысл высказывания

.Приставка-значимая часть слова, которая стоит перед корнем и образует новые слова:
цветут-за-цветут, рас-цветут, от-цветут.

2.Суффикс- значимая часть слова, которая стоит после корня и образует новые слова

цвет-ок
цвет-очек
цвет-ик

3.Окончание- изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.
снег-снег-а-снег-у-снег-ом

— учат видеть характер слов
— помогают ярче выразить эмоции
-точнее передают смысл высказывания

1.Приставка-значимая часть слова, которая стоит перед корнем и образует новые слова:
цветут-за-цветут, рас-цветут, от-цветут.

2.Суффикс- значимая часть слова, которая стоит после корня и образует новые слова

цвет-ок
цвет-очек
цвет-ик

3.Окончание- изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.
снег-снег-а-снег-у-снег-ом

— учат видеть характер слов
— помогают ярче выразить эмоции
-точнее передают смысл высказывания

Волжский класс

Боковая колонка

Рубрики

Видео

Книжная полка

Малина для Админа

Боковая колонка

Опросы

Календарь

Октябрь 2021
ПнВтСрЧтПтСбВс
« Сен
123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Ладыженская Т. А. Русский язык. 5 класс. Учебник №2. Контрольные вопросы и задания, с. 44 — 45

Контрольные вопросы и задания.

1. Что изучается в морфемике?

Морфемы как части слова изучаются в особом разделе науки о языке — морфемике.

2. Чем отличаются формы одного и того же слова от однокоренных слов?

При образовании однокоренных слов получаются слова с различным лексическим значением. Например: звон/ить, звон/кий, пере/звон.

При изменении слова получаются формы этого же слова; изменяется только его грамматическое значение, а лексическое остаётся тем же самым. Например: звонить, звонит, звонят; телефон, телефона, телефону.

3. Как найти окончание и основу слова?

Окончание — зна́чимая часть слова, которая образует формы слова. Чтобы найти окончание, нужно изменить слово, изменяемая часть и есть окончание. Окончания можно выделить только у изменяемых слов.

В основе слова заключено его лексическое значение. Неизменяемые слова состоят только из основы (например, наречие сегодня). В изменяемых словах основа — это часть слова без окончания.

4. Назовите морфемы, из которых может состоять основа слова.

Основа слова может состоять из корня, приставки и суффикса.

5. Покажите на двух—трёх примерах, что окончание, суффикс и приставка действительно являются значимыми частями слова.

Пере/лет/е/л[а] (окончание -а указывает, что глагол стоит в ж. р., ед. ч.; суффикс -л- указывает на прошедшее время, приставка пере- бразует глаголы со значением перемещения через какую-либо преграду).

Без/бреж/н[ый] (окончание -ый указывает, что это прилагательное м. р.; суффикс -н- образует прилагательное от существительного со значением общей характеристики; приставка без- образует слово со значением отсутствие качества, обозначенного корнем).

6. Приведите примеры с чередованием гласных в корне слова; с чередованием согласных в корне слова.

Выравнивать — выровнять, заря — зорька, гореть — загар, опоздание — опаздывать; оспорить — оспаривать; порхать — вспархивать; звон — звенеть; копать — вскапывать; бросать — забрасывать, осмотреться — осматривать; дрогнуть — вздрагивать.

Друг — дружок; скакать — скачет, дразнить — раздражать; сладкий — наслаждение; брызгать — брызжет; брюзга — брюзжать; гости — угощать; увлекаться — увлечение.

7. Приведите примеры слов с беглыми гласными в корне, суффиксе и приставке.

В корне: лоб — лба, беру — брать.

В суффиксе: замочек — замочка, иголочек — иголочка.

В приставке: подзывать — подозвать, разбирать — разобрать.

8. Как различить, когда надо писать на конце приставки з, а когда — с?

В приставках на -з / -с перед звонкими согласными пишется з, а перед глухими — с.

9. Как мы определяем, какую гласную надо писать в корнях -лаг--лож-, -раст--рос ?

В корне -лаг--лож- в безударном положении буква а пишется, если за корнем стоит суффикс -а-; буква о пишется, если за корнем нет суффикса -а-.

В корне -раст--рос- безударная а пишется перед ст, щ. Слова-исключения: росток, отрасль, ростовщик, подростковый, Ростов, Ростислав.

10. Какая буква — о или е — пишется, как правило, в корне слова после шипящих?

В корне после шипящих под ударением пишется ё, а не о. Слова-исключения: крыжовник, шомпол, шорох, шов, капюшон.

11. Ы или и пишется после ц в корне у большинства слов?

Буква и после ц пишется в корнях слов и в словах на -ция.

Буква ы после ц пишется:

Основа слова и окончание

В мор­фем­ном соста­ве сло­ва мож­но выде­лить при­став­ку, корень, суф­фикс и окон­ча­ние. Основа сло­ва вклю­ча­ет в себя все эти мор­фе­мы, кро­ме окончания.

Чтобы понять, что такое осно­ва сло­ва, выяс­ним, из каких частей она состо­ит, вхо­дит ли окон­ча­ние в основу.

Состав слова

В изме­ня­е­мых сло­вах выде­ля­ют­ся мини­маль­ные зна­чи­мые части — морфемы:

Морфема — это тер­мин гре­че­ско­го про­ис­хож­де­ния. В пере­во­де с гре­че­ско­го язы­ка это сло­во зна­чит «фор­ма».

Например, в сло­ве «сол­неч­ный» выде­лим сле­ду­ю­щие морфемы:

сол­неч н ый — корень/суффикс/окончание.

Исследованием мор­фем зани­ма­ет­ся мор­фе­ми­ка.

Корень слова

Главной мор­фе­мой в сло­ве явля­ет­ся корень. Некоторые непро­из­вод­ные сло­ва состо­ят толь­ко из кор­ня и окончания:

От зна­че­ния кор­ня зави­сит лек­си­че­ское зна­че­ние сло­ва. Слова слу­жат нам для назы­ва­ния пред­ме­тов, при­зна­ков или дей­ствий. То, что обо­зна­ча­ет отдель­ное сло­во, явля­ет­ся его лек­си­че­ским зна­че­ни­ем, например:

суще­ству­ет пред­мет «тра­ва», и сло­вом «тра­ва» назы­ва­ет­ся зеле­ный покров зем­ли. Это лек­си­че­ское зна­че­ние это­го сло­ва, заклю­чен­ное в корне.

В корне содер­жит­ся общее зна­че­ние, кото­рое име­ют все одно­ко­рен­ные слова:

дом , дом ик, дом ашний, без дом ный, о дом ашнить.

Все пере­чис­лен­ные одно­ко­рен­ные сло­ва свя­за­ны общим лек­си­че­ским зна­че­ни­ем с домом — «стро­е­ни­ем, где посто­ян­но живет чело­век и его семья».

Вокруг кор­ня груп­пи­ру­ют­ся в сло­ве все осталь­ные зна­чи­мые части:

Приставка

Приставка нахо­дит­ся перед кор­нем. С помо­щью этой мор­фе­мы обра­зу­ют­ся новые слова:

  • заго­ло­вок — под заго­ло­вок (допол­ни­тель­ный заголовок);
  • мод­ный — уль­т­ра мод­ный (очень модный);
  • плыть — пере плыть (пре­одо­леть реку, ока­зать­ся на дру­гом берегу).

Приставка вно­сит раз­ные смыс­ло­вые оттен­ки в исход­ное лек­си­че­ское зна­че­ние сло­ва или меня­ет его лек­си­че­ское значение.

Суффикс

Суффикс явля­ет­ся зна­чи­мой частью сло­ва. Как и при­став­ка, он обра­зу­ет новые слова:

  • золо­той — золот ист ый (слег­ка золо­той цвет);
  • гора — гор к а (малень­кая гора);
  • бабуш­ка — бабушк ин (при­над­ле­жа­щий бабуш­ке).

Суффикс, при­со­еди­ня­ясь к кор­ню, изме­ня­ет исход­ное зна­че­ние слов.

Окончание

В отли­чие от при­став­ки и суф­фик­са, кото­рые явля­ют­ся сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ны­ми мор­фе­ма­ми, окон­ча­ние не обра­зу­ет новых слов.

Окончание изме­ня­ет­ся и обра­зу­ет фор­мы одно­го и того же сло­ва, например:

  • что? дорог а — ед. ч., им.падеж;
  • обо­чи­на чего? дорог и — р. п. ед. ч.;
  • иду к чему? к дорог е — д. п. ед. ч.;
  • думаю о чём? о дорог ах — п. п. , мн. ч.

Окончание изме­ня­ет фор­му сло­ва, но лек­си­че­ское зна­че­ние сло­ва оста­ет­ся прежним.

С помо­щью окон­ча­ний сло­ва оформ­ля­ют­ся в закон­чен­ную мысль — предложение.

Сравним:

облак о , сер ый , выгля­ну ть , ярк ий , солнц е

Из-за сер ых облак ов выгля­нул о ярк ое солнц е .

Что такое основа слова

Все сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ные мор­фе­мы сло­ва состав­ля­ют его осно­ву. В осно­ву сло­ва вхо­дят при­став­ка, корень и суф­фикс. Основу сло­ва полу­чим, если не будем учи­ты­вать сло­во­из­ме­ни­тель­ную мор­фе­му — окон­ча­ние, например:

  • сол ён ый
  • крас от а
  • за брос и ть

В осно­ве заклю­че­но лек­си­че­ское зна­че­ние кон­крет­но­го слова:

красн ый, крас­нот а, красне ть, покрасне ть, докрас­на .

Будем учи­ты­вать, что в осно­ву сло­ва не вхо­дят так­же неко­то­рые фор­мо­об­ра­зу­ю­щие суффиксы.

Суффикс -л- обра­зу­ет фор­му про­шед­ше­го вре­ме­ни гла­го­лов. Эта мор­фе­ма, как и окон­ча­ние, не вклю­ча­ет­ся в осно­ву гла­голь­ных форм:

  • под­бро­си л а мяч;
  • осве­ти л о вер­хуш­ки деревьев;
  • заиг­ра л и на гитаре.

Видеоурок


источники:

http://volzsky-klass.ru/ladyzhenskaya-t-a-russkij-yazyk-5-klass-uchebnik-2-kontrolnye-voprosy-i-zadaniya-s-44-45/

http://russkiiyazyk.ru/sostav-slova/osnova-slova-i-okonchanie.html