2 кл диктант по теме правописание буквосочетаний с шипящими звуками

2 кл диктант по теме правописание буквосочетаний с шипящими звуками

Диктанты по русскому языку для 2 класса по теме: «Слова с сочетаниями ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ, ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, ЩН». Диктанты подобраны в соответствии с программами школ России и ФГОС.

Предупредительные диктанты на тему: «Сочетание букв ЖИ-ШИ»

1. В саду цветёт шиповник. 2. За домом широкая река. 3. У розы острые шипы. 4. Под ёлкой жил маленький ёжик. 5. Малыши ели груши. (20 слов)

Новая орфограмма: Сочетания букв жи, ши

Повторяем орфограммы и пунктограммы:
1. Раздельное написание предлогов;
2. Проверяемые безударные гласные в корне слова;
3. Большая буква в начале предложения;
4. Точка в конце предложения

Диктант 2. «Зимой».

Пришла зима. Выпал пушистый снег. Хороши белые снежинки. У Миши санки. А у Клавы лыжи. Они идут в парк. (20 слов)

Новая орфограмма: Сочетания букв жи, ши

Повторяем орфограммы и пунктограммы:
1. Проверяемые безударные гласные в корне слова
2. Большая буква в именах, отчествах, фамилиях
3. Правописание глухих и звонких согласных в корне на конце слова
4. Раздельное написание предлогов
5. Большая буква в начале предложения
6. Точка в конце предложения

Диктант 3 «Мышка и хорь».

Бежит мышка и видит: лежит на снегу шишка. А злой хорь по мышиным следам ползёт. Вот-вот мышку схватит. А мышка вдруг нырнула в снег. И нет её. (30 слов)
(По сказке)

Новая орфограмма: Сочетания букв жи, ши

Повторяем орфограммы и пунктограммы:
1. Проверяемые безударные гласные в корне слова
2. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных
3. Правописание глухих и звонких согласных в корне на конце слова
4. Раздельное написание предлогов
5. Большая буква в начале предложения
6. Точка в конце предложения

Проверочные диктанты на тему «Сочетания букв ЖИ-ШИ»

Предложение под диктовку

1) Малыши окружили старших ребят.
2) Мама положила сушить фрукты в сушилку.
3) Стрижи кружились над полем перед дождём.
4) Быстрый ручей бежит около крушины.
5) Дуняша решила сама сшить кукле джинсы.
6) В нашем классе две Наташи и два Саши.
7) Жимолость окружили маленьким забором.
8) Орёл долго кружил над вершиной горы.
9) Жители города решили заложить аллею героев.
10) Малыши! Мойте и хорошо вытирайте уши!
11) Вася Жилин совершил проступок.
12) У Дуняши неприятно першит в горле.
13) Жирное пятно ширилось и разрасталось на асфальте.

Несколько предложений под диктовку

1) Саша заслужила похвалу. Она сама пришила кнопку.
2) Мы работали в поле. С утра сушили сено и ворошили.
3) Ваня ушибся. Мама наложила ему повязку.
4) Бабушка решила перешить рубашку. Она разложила выкройку на столе.
5) Паша подружился с Мишей. Они вместе играют с машинками.
6) Жители переезжают в новый дом. К дому подходит машина за машиной.
7) Под домом жили мыши. Ежи их прогнали.

Предупредительные диктанты на тему: «Сочетание букв ЧА, ЩА»

1. В чаще леса живут белки. 2. Для Миши вызвали врача. 3. В гнезде пищат грачата. 4. Весело журчат ручейки. 5. В рощах кричат грачи. (19 слов)

Новая орфограмма: Сочетания букв ча, ща

Повторяем орфограммы и пунктограммы:
1. Сочетания букв жи, ши
2. Раздельное написание предлогов
3. Большая буква в именах, отчествах, фамилиях
4. Проверяемые безударные гласные в корне слова
5. Большая буква в начале предложения
6. Точка в конце предложения

Диктант 2. Диктант «Друзья».

У Маши гости. Ребята играли в саду. Потом они рвали груши и щавель. На столе чайник и чашки. Сейчас дети будут пить душистый чай. (25 слов)

Новая орфограмма: Сочетания букв ча, ща

Повторяем орфограммы и пунктограммы:
1. Проверяемые безударные гласные в корне слова
2. Сочетания букв жи, ши
3. Раздельное написание предлогов
4. Большая буква в начале предложения
5. Точка в конце предложения

Словарные слова: ребята, потом.

Проверочные диктанты на тему «Сочетания букв ЧА-ЩА»

Предложение под диктовку

1) Девочка восхищалась маленькими крольчатами.
2) Водоём всё мельчает и превращается в болото.
3) Все учащиеся встречают Новый год в школе.
4) Дима посещал товарища во время болезни.
5) За проказы бабушка часто прощает внучат.
6) Митя только отчасти причастен к разбитому окну.
7) Начальник отвечает за весь фронт работ на участке.
8) Мэр обращается к москвичам с просьбой о помощи.
9) Всегда выручай товарища из беды.
10) Сложные математические формулы надо упрощать.
11) Вася молчал и вдыхал аромат борща.
12) Случайно дождь застал меня в дороге без плаща.

Несколько предложений под диктовку

1) Свет включается быстро. Надо просто найти выключатель.
2) По ночам в чаще звери молчат. Только совы кричат и пугают.
3) Задача была необычайно трудная. Она никак не получалась.
4) В овчарне послышалось рычание. Это овчарка защищала овец.
5) Туча всё росла и росла. Она предвещала сильную грозу.
6) Рыбы молчат. А как они общаются?

Предупредительные диктанты на тему: «Сочетание букв ЧУ-ЩУ»

1. Я хочу поймать щуку. 2. В чаще леса живут белки. 3. Ветер быстро гнал по небу тучу. 4. Наши чашки полны молока. (19 слов)

Новая орфограмма: Сочетания букв чу, щу

Повторяем орфограммы и пунктограммы:
1. Сочетания букв жи, ши
2. Сочетания букв ча, ща
3. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных
4. Раздельное написание предлогов
5. Проверяемые безударные гласные в корне слова
6. Большая буква в начале предложения
7. Точка в конце предложения

Словарные слова: весело, ветер, быстро.

Ваня и Дима были у реки. Они ловили рыбу. Ваня поймал щуку, а Дима леща. Вдруг Ваня увидел тучу. Застучали капли дождя. Мальчики помчались домой. (25 слов)

Новая орфограмма: Сочетания букв чу, щу

Повторяем орфограммы и пунктограммы:
1. Проверяемые безударные гласные в корне слова
2. Сочетания букв ча, ща
3. Раздельное написание предлогов
4. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных
5. Большая буква в начале предложения
6. Точка в конце предложения

Диктант 3. «Вороны».

Все лето кочуют вороны по рощам и лугам. А зимой они живут около жилья человека. Здесь легче найти пищу. Во дворах вороны ищут себе еду. (26 слов)
(Т. Рамзаева)

Новая орфограмма: Сочетания букв чу, щу

Повторяем орфограммы и пунктограммы:
1. Проверяемые безударные гласные в корне слова
2. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных
3. Раздельное написание предлогов
4. Сочетания букв ча, ща
5. Сочетания букв жи, ши
6. Большая буква в начале предложения
7. Точка в конце предложения

Проверочные диктанты на тему «Сочетания букв ЧУ-ЩУ»

Предложение под диктовку

1) Утром включу швейную машинку и прострочу воротник.
2) Кручу, верчу, запутать хочу!
3) На чужбине ты чужой!
4) Поручу товарищу подготовить пищу для зверинца.
5) Размягчу садовый вар для смазки пенька дерева.
6) Я хочу поймать щурят.
7) Я шепчу на ухо соседу код домофона.
8) Лечу на вертолёте и ощущаю просторы степей.
9) В сельской больнице я лечу людей.
10) Я хохочу от щекотки.
11) От птиц на огороде бабушка поставила чучело.
12) Я прячу в карман ключи от дома.

Несколько предложений под диктовку

1) Я очищу щуку. Угощу Вас вкусной ухой.
2) Я хочу поехать на дачу. По пути мне надо пройти через берёзовую рощу.
3) Около деревни есть незамерзающее чудо-озеро. В нём зимой я полощу бельё.
4) Я грущу по подруге. Ищу возможность для встречи.
5) Намечу план работы. Очищу грядку от листвы и обозначу место для посадки.
6) Я в лесу ищу грибы. Скоро возвращусь назад.

Выборочные диктанты на тему «Сочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ»

Задание для диктантов 1-4: подчеркните буквосочетания -жи-, -ши-, -ча-, -ща-, -чу-, -щу-.

1. Княжеская дружина вступила в бой. 2. Шило в мешке не утаишь. 3. Во дворе рос куст жимолости. 4. В июне зацвёл шиповник. 5. У малыша разболелся живот. 6. Жизнь даётся человеку один раз. 7. У подъезда остановилась новенькая машина 8. Серая шинель висела на вешалке. 9. В ящике стола лежали ножи, вилки и ложки. 10. Запись оказалась зашифрована.

1. Галчата — птенцы галки. 2. Вдоль дороги построили гаражи. 3. За ширмой стояла кровать. 4. Моржи плавают в ледяной воде. 5. Мыши спрятались в норке и перестали пищать. 6. Заяц опустил уши. 7. Любое домашнее животное требует заботы и внимания. 8. В жилетном кармане лежали маленькие часы. 9. Начало циркового представления в три часа. 10 . Я чуть-чуть не опоздал на поезд.

1. Молоко налили в кувшин. 2. Часовщик починил пружину в башенных часах. 3. За стеной раздавались чужие голоса. 4. Щенок щурился на солнце. 5. Чуткое ухо улавливает самый негромкий звук. 6. Нужно выручать товарища. 7. В кузнице глухо стучат тяжёлым молотом. 8. Кот-воришка забрался в чулан. 9. На столе стоит свеча. 10. Мой приятель — большой чудак.

1. Мы пришли в рощу. 2. Саша поймал щуку, леща и ерша. 3. Новый дом построен из кирпича. 4. Я горько плачу. 5. Я до блеска вычищу серебряные ножи. 6. К больному вызвали врача. 7. У берега растут камыши. 8. Мы с товарищами часто гуляем в центре города. 9. Из тёплых стран прилетели скворцы и чижи. 10. Часы люди придумали давно.

Диктант 5.
Задание: Прослушать отрывки из стихотворений и загадки. Записать слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу.

Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга. (А. Пушкин)

Горные вершины
Спят во тьме ночной.
Полночной порою в болотной глуши
Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши.
(К. Бальмонт )

ЗАГАДКИ
1. Мы бьём исправно каждый час,
Но вы, друзья, не бейте нас. (Часы)

2. Я захожу во все заливы,
Ищу какой-нибудь поживы. (Щука)

3. Я антоним шума, стука,
Без меня вам ночью мука.
Я для отдыха, для сна,
Да и в школе я нужна.
Называюсь. (тишина).

Объяснительные и проверочные диктанты на тему «Написание сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу»

Проверочные диктанты на тему» Сочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ»

Диктант «История вилки».

До 17-го века чай пили из чашки, а пищу брали руками. Часть людей пытались накалывать на вилку фрукты. Вот чудаки!
(20 слов)
Слова для справок: из.

Диктант «Кошка и домовой»

Встретились кошка и домовой. Кошка хвост распушила и зашипела:
— Ты кто?
— Я домовой, порчу вещи, кричу по ночам, нашим хозяевам спать не даю. А ты кто? Кошка задумалась и говорит:
— Тогда я тоже домовой!
(26 слов)
Слова для справок: по ночам, хозяевам.

Моржи — жирные животные. У них серый цвет кожи, бивни и широкие морды. Их пища — рыба. Чуя чужих издали, они мычат и сразу уплывают. (23 слова)
Слова для справок: издали.

Примеры слов на орфограмму:
Бежит, ёжик, жить, жизнь, лыжи, малыши, уши, ежи, ужин, лужи, машина, пушинки, кувшин, шить, ножи, карандаши, дыши, ландыши, кувшинки, шишка, шиповник, жилетка, жираф, мыши, дружить, этажи, шило, ошибка, груши, пиши, наши, шины, мчат, стучат, рычат, прячут, скачут, пища, шучу, научу, изучу, чай, задача, дача, спрячу, чудо, чудак, звучат, рычаг, куча, добыча, чужие, роща, чума, чужой, чары, почудилось, причуда, щука, щупальца, ищу, тащу, щавель.

Предупредительные диктанты на тему » Сочетание букв ЧК, ЧН, НЧ, ЩН, НЩ»

Зима. Сильный мороз. К окну подлетела синичка. У окна стояли дети. Ребята открыли форточку. Синичка влетела в комнату. Птичка была голодна. Дети накормили её.
(25 слов)

Новая орфограмма: Сочетания букв чк, чн, нч, щн, нщ

Повторяем орфограммы и пунктограммы:
1. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных
2. Правописание глухих и звонких согласных в корне на конце слова
3. Проверяемые безударные гласные в корне слова
4. Раздельное написание предлогов
5. Большая буква в начале предложения
6. Точка в конце предложения

Словарные слова: ребята, комната.

Мальчик и девочка часто бегают в лес. Там они ищут шишки, рвут щавель. В лесу весело поют птички. В дупле живёт ручная белка. (26 слов)

Новая орфограмма: Сочетания букв чк, чн, нч, щн, нщ

Повторяем орфограммы и пунктограммы:
1. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных
2. Проверяемые безударные гласные в корне слова
3. Сочетания букв ча, ща
4. Сочетания букв жи, ши
5. Сочетания букв чу, щу
6. Раздельное написание предлогов
7. Большая буква в начале предложения
8. Точка в конце предложения

Словарное слово — весело.

Выборочные диктанты на тему «Сочетания ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, ЩН»

Задание для диктантов: подчеркните буквосочетания -чк-, -чн-, -нч-, -нщ-, -щн-.

Червяк, червячки; бабочка; жучок, жучки; синица, синички; кисть, кисточка; окно, окошко, окошечко; око, очки; коляска, колясочка; салазки, салазочки; бумага, бумажка, бумажечка; вилка, вилочка; нож, ножик, ножички; сумка, сумочка; птица, птичка; лиса, лисичка; сердечко, сердце, сердечный; крыльцо, крылечко; лист, листок, листочки; дочь, дочка; строка, строчка, построчный.

Молоко, молочко, молочный, молочник; сливки, сливочный, сливочки, сливочный; кроха, крошка, крошечка, крошечный; ежевика, ежевичка, ежевичный; клубника, клубничка, клубничный; яблоко, яблочко, яблочный; черника, черничка, черничный; яйцо яичный, яичница; брусника, брусничка, брусничный.

Сок, сочный; конец, кончик, бесконечный; дача, дачный, дачник; больница, больничный; игрушка, игрушечный; прачка, прачечная; телефон, телефончик; флакон, флакончик; сестра, сестричка; сарафан, сарафанчик; барабан, барабанчик, барабанщик; чулан, чуланчик; камень, каменщик; помощь, помощник, помощница; диван, диванчик; овощи, овощной; бутон, бутончик.

Объяснительные и проверочные диктанты на тему «Написание сочетаний чн, чк, нч, нщ, щн»

Задание: Подчеркнуть слова с сочетаниями нч, чн, чк.

Отличный урожай в нашем саду! Сладкие яблочки, красные вишенки, сочные груши. Налетели птички. Они тоже хотят по¬лакомиться ягодами и фруктами. На верхушках деревьев от вишенок остались одни косточки.
30 слов.

У меня родилась сестричка Лизочка. Я помогаю маме ухаживать за ней. Каждый день я хожу на молочную кухню и приношу бутылочки с молочком. Мама греет молоке» на кухне, а я показываю Лизочке игрушечных зверей. Она тянет к ним ручки и улыбается.
42 слова.

Диктант «Чем люди пишут»

Обычно я пользуюсь шариковыми ручками. Они появились недавно. Чем только люди раньше не писали! Деревянными палочками на дощечках из глины. Гусиными перьями при помощи чернил. Намного позже появились привычные нам ручки. Они удобные и прочные. Иногда их называют вечными перьями.
43 слова.

Диктант «Уличный музыкант»

На дворе была скучная и сырая погода. Люди закончили свои привычные дела. Маленькими точками в некоторых окнах светились ночники. Было тихо и безмолвно. И вдруг послышались звуки скрипичного смычка. Уличный музыкант выводил печальную и

Проверочные диктанты на тему» Сочетания ЧК, ЧН, ЩН, НЩ, ЧТ, НТ»

Диктант «Великан и Крошка».

Вот ручка. Пиши задачку в три строчки. Дай три точных ответа. Ставь точку.
(13 слов)
Слова для справок: ответа.

Задачка такая: от дома Великана до домика Крошки 5 великаньих шагов, а от домика Крошки до дома Великана 10 крошечных шагов.
1) Кому дальше идти в гости — Великану или Крошке?
2) Кому дольше идти в гости?
3) Чей шаг короче?

Ответы:
1) Расстояние между домиками одинаковое.
2) Дольше идти Крошке, так как ему надо сделать больше шагов и потратить больше времени на дорогу.
3) Короче шаг у Крошки, так как на одном отрезке шагов у него умещается больше.

Бабочкина дочка
Вся в мелких ярких точках.
У речки живёт,
Листочки грызёт.
(12 слов)
Слова для справок: бабочкина.

Удивительней раскраски,
У неё есть рот и глазки.
Если очень повезёт,
Скоро бабочкой вспорхнёт! (Гусеница)

Вот листочки и странички.
На них точки или птички?
(9 слов)

Все сидят на лесенке
И щебечут песенки.
На пяти проводах
Отдыхает стая птах.
Семь ребят на лесенке
Заиграли песенки.
(Ноты.)

Словарный диктант на тему» Сочетания ЧК, ЧН, ЩН, НЩ, ЧТ, НТ»

Беспомощный, апельсинчик, зрелищный, закончить, гонщик, мощный, окончание, венчание, женщина, помощник, пончик, саранча, сущность, бочка, ручка, птичка, свечка, печка, строчка, булочка, очки, ёлочка, белочка, точный, срочный, личный, вечный, скучный, шуточный, сердечный, встречный, крошечный, речной, звучный, мелочный, ночной, почта, кончик, мачта.

Творческие и выборочные диктанты по теме «Написание сочетаний чн, чк, нч, нщ, щн»


Задание: Записать слова. Рядом написать образованные от них слова с уменьшительно-ласкательным значением.

Птенец, кошка, собака, ночь, булка, носки, коза, туча, вода, звезда, белка, лиса.

Задание: Прослушать отрывки из стихотворений и загадки. Выписать слова с сочетаниями чн, чк.

По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
(А. Пушкин)

Плутовка к дереву на цыпочках подходит.
(И. Крылов )

Бесконечная дорога
Убегает лентой вдаль.
(С. Есенин )

Милые синички
Ростом невелички,
Так что жить не тужить
Могут в рукавичке.
(А. Прокофьев)

Я за свечку, свечка — в печку.
(К. Чуковский)

Но у мамы есть привычка
Говорить всегда не то.
Говорю я ей про птичку,
А она мне про пальто.
(А. Барто)

Жёлтые комочки,
Бегают за квочкой.
Лёгкие, как вата,
Это кто?
(Цыплята)

Не дерево, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает. (Книга)

Чёрная собачка весь дом стережёт. (Замок)

На красной перекладинке белые курочки сидят. (Зубы)

Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе.
Узкий кончик — в ручейке,
А широкий — в море. (Речка)

Далеко мой стук слышится вокруг.
Червячкам я враг, а деревьям — друг. (Дятел)

Тексты контрольных и проверочных работ по русскому языку для 2 класса по программе «Перспектива»
материал по русскому языку (2 класс) на тему

Тексты контрольных и проверочных работ составлены к рабочей программе по русскому языку 2 класса по программе «Перспектива». Тексты диктантов с грамматичекими заданиями, задания для работ над ошибками.

Скачать:

ВложениеРазмер
kontrolnye_raboty_po_russkomu_yazyku_2_klassa.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Тексты контрольных и проверочных работ по русскому языку

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме

«Правописание буквосочетаний ЖИ — ШИ, ЧА — ЩА, ЧУ — ЩУ, ЧК, ЧН, ЩН»

Основные задачи: 1) проверить степень усвоения учащимися орфограмм с шипящими согласными; 2) провести работу над ошибками, допущенными в диктанте.

Щука живет в пресных реках. Это хищная рыба. Длина обычной щуки около двух метров. Ее вес может быть больше десяти кг. Щука пятнистая с темными полосками. Щуки живут в глубоких местах. В начале лета они могут выходить на мелководье. (40 слов)

Задание (проговаривается учителем устно или записано на доске): подчеркнуть слова с буквосочетаниями ЖИ, ЧА, ЩУ, ЧН, ЩН.
На доске может быть вывешен рисунок с изображением щуки. Надо выписать слово мелководье , спросить, как дети понимают его значение.
До записи диктанта надо указать, что слово килограмм можно написать сокращенно без точки, если оно стоит не в конце предложения.

Проверочная работа по теме «Безударные гласные звуки. Обозначение их на письме»

Основные задачи: 1) проверить уровень усвоения темы «Безударные гласные звуки. Обозначение их на письме»; 2) развивать мышление детей при отгадывании загадок; 3) развивать внимание учащихся при записи слов по рисункам; 4) провести работу над ошибками.

Проверочная работа может состоять из двух частей.
1) Словарный диктант. Учитель может провести либо диктант по рисункам, либо игру «Угадай-ка».
Слова для диктанта по рисункам: трактор, трамвай, овес, пшеница, морковь, помидор, топор, земляника .
Материал для игры «Угадай-ка»: 1. Стоят Ермачки, красные колпачки. Кто ни пройдет, всяк поклон им отдает. (Земляника.) 2. Кланяется, кланяется, придет домой — растянется. (Топор.) 3. Землю пашет и рычит, очень мощный он на вид. (Трактор.) 4. Второй месяц года. (Февраль.) 5. Он по городу идет, много он людей везет. (Трамвай.) 6. В камзоле алом тот синьор, он зовется. (помидор) . 7. Брось в грязь — будет князь. (Овес.) 8. Стоят столбы точеные, головки золоченые. (Пшеница.)

2) Диктант с грамматическим заданием.

У Миши жил кот Пушок. У него был пушистый хвост. Кота кормили молоком и кашей. Но Пушок кашу не любил. Он просил мяса. Мышей он не ловил. Часто мыши пробегали у самого кончика хвоста Пушка. Хорошо жилось мышам с ленивым котом! (43 слова)

Задание: выписать пять слов с проверяемыми безударными гласными; подобрать и записать проверочные слова к выписанным словам.

Проверочная работа по теме «Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их на письме»

Основные задачи: 1) определить уровень знаний учащихся по двум последним изученным темам; 2) активизировать словарный запас учащихся при подборе проверочных слов.

Все задания проверочной работы или записываются под диктовку учителя, или же заранее записаны на доске с пропуском орфограмм (они подчеркнуты).
а) Вставьте пропущенные буквы согласных звуков, подберите и запишите проверочные слова. Тетра д ка, шу б ка, бере з ка, кри к , моро з , сно п , гря д ка, голо в ка, арбу з , ча с .
б) Запишите предложение, вставьте пропущенные буквы гласных звуков, подберите и запишите проверочные слова. К о зел за в о дой х о дил, сам и кашу он в а рил, деда с бабушкой к о рмил.
в) Запишите предложения, вставляя пропущенные буквы. Дружно по д о рожке топают две но ж ки. Ух о ди с д о роги, кот! Мален ь кий сыно к идет!

Контрольная работа по разделу «Звуки и буквы. Слог. Ударение»

Основная задача: проверить и систематизировать основные знания учащихся по изученному разделу.

1) Выполняется контрольная работа из раздела «Проверь себя» (с. 140).
На вопросы 1, 2 школьники отвечают устно. Остальные задания выполняются письменно: указывается цифрой номер задания, дается необходимый ответ. Слова из заданий 3, 6 надо списать и подчеркнуть то, что предлагается. Слова остальных заданий надо записать вместе с подобранными проверочными словами. Слова с удвоенными согласными (задание 7) дети подбирают самостоятельно.
2) По своему усмотрению учитель может предложить все задания раздела «Проверь себя» выполнить устно, а для контроля знаний учащихся провести диктант.

Ветер играет большую роль в жизни животных и растений. Он может переносить плоды и семена березы, клена, одуванчика. Ветер может далеко занести мелких насекомых. Осенью летят по ветру маленькие комарики и паучки. (33 слова)

На доске выписать слово: комарик .

Работа над ошибками контрольной работы

Основные задачи: 1) корректировать орфографические навыки учащихся; 2) систематизировать изученные орфограммы; 3) активизировать способы их проверки.

Ошибки учащихся систематизируются. Те орфограммы, на которые допущено наибольшее количество ошибок, анализируются со всем классом. Возможна индивидуальная работа по карточкам или перфокартам.
Примерные варианты заданий для всего класса.

1 . Задания на отработку навыка написания букв безударных гласных звуков.
1) Распределить читаемые учителем слова в два столбика:
а) с буквой Е или буквой И, обозначающими безударные гласные звуки: сидеть, верхушка, деревья, лежать, семена, занести, лететь, синеть, увидать, зеленеть, цветы, шмели ;
б) с буквой А или буквой О, обозначающими безударные гласные звуки: помогать, коты, хвосты, ходить, варить, махать, носить, плоды, далеко .
2) Записать предложения, найти и проверить буквы безударных гласных звуков.
Мама полоскала белье на реке. Девочка поласкала кошку. Дедушка к старости совсем поседел. Бабушка устала и посидела на скамейке в парке .
3) Записать слова из словаря: погода, мороз, ворона, ветер, растения, береза, насекомые, жужжать, ребята .
2. Задания на отработку написания букв парных по звонкости-глухости согласных звуков.
1) Выписать из предложений слова с нужной орфограммой, подобрать проверочные слова.
Береги нос в большой мороз. У подружки под подушкой пирожки и ватрушки.
2) Образовать слова по образцу (шуба — шубка) от таких слов: рыба, тетрадь, береза, шляпа, слеза, трава, губа, голова, репа, ягода .
3. Задания на отработку написания буквосочетаний с шипящими согласными.
1) Записать слова под диктовку: пушистый, животное, живот, одуванчик, паучки, оживать, листочки, душистый, счастливый .
2) Распределить слова в две группы: с мягким знаком — без мягкого знака: маленький, солнечный, пшеничный, мощный, сельский, точка, полька .
4. Задание на отработку навыка написания слов с непроизносимыми согласными.
К данным словам подобрать слова-родственники с непроизносимыми согласными по образцу (радость — радостный) . Записать слова парами.
Место, звезда, грусть, ненастье, счастье.
5. Задание на отработку навыка употребления разделительного мягкого знака.
Записать слова в два столбика: с мягким знаком — показателем мягкости, с разделительным мягким знаком. Большой, роль, осенью, маленький, деревья, скользит, друзья, польет.
Для сильных учащихся, не допустивших ошибок в контрольной работе, могут быть заранее приготовлены карточки. Варианты индивидуальных заданий.
Карточка 1 . Вставь, где это необходимо, пропущенные буквы, в скобках укажи проверочные слова.
1. Т_жело с тем друж_ть, кто не хочет чес_но жить. 2. Мален_кие птички прил_тели в корму_ки. 3. Ноч_ю был сил_ный моро_.
Карточка 2. Вставь, где это необходимо, пропущенные буквы, в скобках укажи проверочные слова.
1. Со_нце, воздух и в_да пом_гают нам всегда. 2. В к_нце ос_ни землю зан_сло сне_ком. 3. Над скамейками в ал_ее л_тали синич_ки

Контрольный тест по теме «Слово и его значение».

Основные задачи: 1) систематизировать полученные детьми знания по лексике; 2) проверить степень усвоения школьниками материала по разделу «Слово и его значение».

Первый урок. 1) Работа по вопросам раздела «Проверь себя» (с. 41) может быть проведена по-разному. Можно предложить задания раздела как контрольный письменный тест, который выполняется учениками самостоятельно. В задании 5 фразеологические обороты надо подчеркнуть, в скобках кратко записать их значение.
Можно выполнить все задания устно или же в виде письма с комментированием. При таком варианте раздел «Проверь себя» будет служить не для контроля знаний, а для обобщения изученного и подготовки к контрольному тестированию, которое дается на следующем уроке.
Второй урок. 2) Контрольное тестирование проводится по вариантам. Задания могут быть или написаны на доске, или (что более желательно) розданы каждому учащемуся на карточке. Примерные варианты заданий.

1. Как устроено слово? Выбери верный ответ на вопрос.
А) Слово имеет значение, звуковую и буквенную оболочку.
Б) Слово — это несколько букв.
2. Исправь ошибки, запиши предложения без ошибок.
В москве много улиц. Мой друг Саша Иванов живет около Реки вятка.

3. Напиши, к какой группе относится каждая пара слов.
А) Хороший, замечательный — это_________________

Б) Ключ (от двери) — ключ (источник) — это_____________________

В) Горячий — холодный — это___________________

4. Соедини фразеологические обороты и их значения.

нога за ногу (идти)
спустя рукава (работать)
за тридевять земель

1. Как устроено слово? Выбери верный ответ на вопрос.
А) Слово имеет значение, звуковую и буквенную оболочку.
Б) Слово — это несколько звуков.
2. Исправь ошибки, запиши предложение без ошибок.
Моя Собака жучка живет у Ирины васильевны в деревне Сосновка.

3. Напиши, к какой группе относится каждая пара слов.
А) Грустный — веселый — это________________

Б) Морозный, студеный — это__________________

В) Зайчик (зверек) — зайчик (солнечный) — это_______________________

4. Соедини фразеологические обороты и их значения.

сломя голову (бежать)
засучив рукава (работать)
куры не клюют

Контрольная работа по разделу «Состав слова»

Основная задача: определить уровень усвоения детьми темы, уровень сформированности умения выделять морфемы в слове, понимания роли каждой части слова в выражении его значения.

1) Выполняются задания из раздела «Проверь себя»
Задание 1 выполняется письменно, с примерами слов и выделением корня в них.
Слова задания 2 переписываются, условными знаками обозначаются выделенные части слова. Большей эффективности при выполнении задания можно достичь, предложив детям привести примеры слов с тем же суффиксом (стуль-чик, диван-чик) , приставкой (при-городный, при-морский) , окончанием ( написал-а, сказал-а — нужны примеры именно глаголов прошедшего времени женского рода!), однокоренных слов (город-ской, город-ишко ).
Задание 3 выполняется самостоятельно письменно.
2) Диктант с грамматическим заданием.

Весной на деревьях появились зеленые листики. Среди травы стали видны первые цветочки. Птички уже прилетели. Они весело поют свои весенние песни. (22 слова)

Задание: а) разобрать по составу слова листики, цветочки, птички ; б) найти два слова с приставками; в) подобрать однокоренные слова к слову зеленые .

Проверочная работа по теме: «Имя существительное»

Основные задачи: 1) систематизировать знания учащихся об имени существительном; 2) определить уровень усвоения детьми темы «Имя существительное».

1) Создание коммуникативной ситуации: Ктототам уже давно не был на уроках русского языка. Поэтому он по-прежнему называет слова тетрадь, воробьи словами — названиями предметов. Больше Ктототам ничего о них сказать не может. Давайте расскажем ему, что мы узнали об этих словах, чтобы он не остался на второй год и понимал все, о чем говорится в нашем учебнике.
Составить рассказ об имени существительном для Ктототама и обобщить полученные знания поможет рисунок-схема («Узелки на память», с. 89).
2) Анализ имен существительных в стихотворном тексте (упр. 115).
3) Диктант с грамматическим заданием.

Люди могут собирать марки, книги, жуков и бабочек. А Владимир Иванович Даль всю свою жизнь собирал слова. Он объездил всю Россию и создал словарь русского языка. (26 слов)

На доске выписать до начала диктанта слова собирать, бабочек, объездил.
Задание: выписать из текста по одному имени существительному: 1) одушевленное имя существительное; 2) неодушевленное имя существительное; 3) собственное имя существительное; 4) нарицательное имя существительное; 5) имя существительное в форме единственного числа; 6) имя существительное в форме множественного числа. Разряды с цифрами написаны на доске, ученики в тетрадях ставят номер разряда и выписывают нужное слово из текста диктанта.
Работа с содержанием текста диктанта. Надо обратить внимание на подвиг В. Даля, который посвятил созданию «Словаря живого великорусского языка» 53 года своей жизни.

Проверочная работа по теме: «Глагол»

Основная задача: систематизировать знания детей о глаголе.

Исходный текст для работы или записан на доске с пропуском орфограмм (они подчеркнуты в пособии), или записывается под диктовку учителя.

Аисты прил е тали каждую в е сну. Они строили б о льшое гн е здо на крыше дома. Аисты друж и ли с людьми. Ос е нью птицы улетали на юг. А люди каждую в е сну ждали своих верных друзей обратно. (30 слов)

Задания к тексту: а) найдите в тексте глаголы и выделите их; б) измените глаголы так, чтобы они называли действия не нескольких предметов, а одного; прочитайте, что получится; в) измените глаголы так, чтобы они называли действие, которое сейчас происходит, и прочитайте полученный вариант.
Задание а выполняется письменно, б и в — устно.
Проводится работа в паре по содержанию текста: Составьте вопросы к тексту. Перескажите текст по вопросам.

Проверочная работа по теме: «Прилагательные»

1.Запишите, на какие вопросы отвечают имена прилагательные.

2. Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает:

а) действие предмета; б) признак предмета; в) предмет.

3.Спишите текст, подчеркните имена прилагательные.

Последние дни стояла ясная погода. Повеяло тёплым ветром. По оврагам бегут весёлые ручейки. Зазеленела молодая травка. Звенит золотой голосок малиновки.

4. Найди имена прилагательные в форме единственного числа:

а) красивые; г) отважные;

б) молодая; д) сильный;

в) мягкое; е) пушистые.

5. Измени число имён прилагательных:

6.Запиши прилагательные, противоположные по смыслу ( антонимы)

7. Подбери по 3 имени прилагательных к именам существительным, (ставь вопрос в скобках к прилагательным):

Огурец (какой?) – соленый, зеленый, вкусный.

Контрольная работа по разделу «Части речи»

1) проверить уровень сформированности практического умения определять частеречную принадлежность слова, уровень усвоения соответствующей терминологии, знание основных особенностей каждой части речи;

2) систематизировать знания учащихся об изученных частях речи.

1) Работа по вопросам раздела «Проверь себя» Вопросы 1 и 4 предполагают устные ответы, 2 и 3 — письменные.
2) Письменная контрольная работа.
1. Записать слова белый, белизна, белеть, игра, красивый, еж, ворона, бежать, трамвай, морской, смотреть в три столбика: имена существительные, имена прилагательные, глаголы. (Слова или записаны на доске заранее, или диктуются учителем.)
2. Составить словосочетания из пар прочитанных учителем слов, добавив предлог: сидеть, дерево; писать, тетрадь; смотреть, окно; учиться, школа . С одним из словосочетаний составить предложение.
3. Записать текст под диктовку.

Мой младший брат Саша хочет поехать в деревню к коту Матроскину. Саша любит этого кота. Он любит собаку Шарика и почтальона Печкина. Брат думает, что они существуют на самом деле. (30 слов)

Подчеркнуть буквы проверяемых ударением безударных гласных звуков в корне слова, буквы парных по звонкости-глухости согласных звуков в конце и в середине слова. Устно ответить на вопрос по содержанию текста диктанта: А вы думаете так же, как Саша?

Проверочная работа по разделу «Предложение. Текст»

Основные задачи: 1) проверить уровень усвоения детьми знаний по изученным в разделе темам; 2) определить уровень сформированности умения второклассников составлять предложения и тексты; 3) способствовать развитию речи и мышления детей при озаглавливании текста, определении типа текста.

1) Ответы на вопросы раздела «Проверь себя»
2) Дополнительное задание: записать под диктовку или списать с доски текст, озаглавить его; подчеркнуть подлежащее и сказуемое в каждом предложении; указать тип текста. При списывании текста с доски вставить, где это необходимо, пропущенные буквы, раскрыть скобки.

Наступает лето. Занятия в школе к_н_чаются. М_и друз_я едут (во)время к_никул или на море, или в д_ревню, или в новые б_льшие и кр_сивые г_рода. Много интересного мы увидим летом! (30 слов)

Надо указать знаки препинания (запятые) в третьем предложении.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тесты и конрольные работы по русскому языку за 2 полугодие 2 класс.

Данный материал можно использовать для подготовки к итоговой контрольной работе по русскому языку за курс начальной школы. Задания даны в тестовой форме.

Используется для различных видов контроля в 3 классе. Программа Школа 21 века.

Проверочная работа по русскому языку 2 класс ПНШ.

Мониторинг показывает уровень сформированности ЗУН обучающихся по различным темам русского языка за курс 3 класса.

Русский язык во 2 классе. Тема. Проверочный диктант « Правописание буквосочетаний с шипящими звуками»

Просмотр содержимого документа
«Русский язык во 2 классе. Тема. Проверочный диктант « Правописание буквосочетаний с шипящими звуками»»

Русский язык. Тема. Проверочный диктант « Правописание буквосочетаний с шипящими звуками»

Правописание буквосочетаний жи–ши, ча–ща, чу–щу. Проверочный диктант

Создать условия для проверки усвоения правописания буквосочетаний жи–ши, ча–ща, чу–щу, умения
выполнять задания самостоятельно

Решение частной задачи

Осознают безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры; применяют
орфографические правила и правила постановки знаков препинания; овладевают умением проверять
написанное

Принимают и осваивают социальную роль обучающегося, имеют мотивацию к учебной деятельности
и осознают личностный смысл учения

Универсальные
учебные действия

Регулятивные: осуществляют итоговый и пошаговый контроль по результату.

Познавательные: общеучебные – ориентируются на разнообразие способов решения задач; логические –
умеют осуществлять анализ звуков, фразеологизмов. Коммуникативные: воспринимают текст с учетом поставленной учебной задачи, находят в тексте информацию, необходимую для ее решения


источники:

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2014/10/17/teksty-kontrolnykh-i-proverochnykh-rabot-po-russkomu

http://multiurok.ru/files/russkii-iazyk-vo-2-klassie-tiema-provierochnyi-dik.html