2 класс части слова корень суффикс приставка окончание

Основа слова и окончание

В мор­фем­ном соста­ве сло­ва мож­но выде­лить при­став­ку, корень, суф­фикс и окон­ча­ние. Основа сло­ва вклю­ча­ет в себя все эти мор­фе­мы, кро­ме окончания.

Чтобы понять, что такое осно­ва сло­ва, выяс­ним, из каких частей она состо­ит, вхо­дит ли окон­ча­ние в основу.

Состав слова

В изме­ня­е­мых сло­вах выде­ля­ют­ся мини­маль­ные зна­чи­мые части — морфемы:

Морфема — это тер­мин гре­че­ско­го про­ис­хож­де­ния. В пере­во­де с гре­че­ско­го язы­ка это сло­во зна­чит «фор­ма».

Например, в сло­ве «сол­неч­ный» выде­лим сле­ду­ю­щие морфемы:

сол­неч н ый — корень/суффикс/окончание.

Исследованием мор­фем зани­ма­ет­ся мор­фе­ми­ка.

Корень слова

Главной мор­фе­мой в сло­ве явля­ет­ся корень. Некоторые непро­из­вод­ные сло­ва состо­ят толь­ко из кор­ня и окончания:

От зна­че­ния кор­ня зави­сит лек­си­че­ское зна­че­ние сло­ва. Слова слу­жат нам для назы­ва­ния пред­ме­тов, при­зна­ков или дей­ствий. То, что обо­зна­ча­ет отдель­ное сло­во, явля­ет­ся его лек­си­че­ским зна­че­ни­ем, например:

суще­ству­ет пред­мет «тра­ва», и сло­вом «тра­ва» назы­ва­ет­ся зеле­ный покров зем­ли. Это лек­си­че­ское зна­че­ние это­го сло­ва, заклю­чен­ное в корне.

В корне содер­жит­ся общее зна­че­ние, кото­рое име­ют все одно­ко­рен­ные слова:

дом , дом ик, дом ашний, без дом ный, о дом ашнить.

Все пере­чис­лен­ные одно­ко­рен­ные сло­ва свя­за­ны общим лек­си­че­ским зна­че­ни­ем с домом — «стро­е­ни­ем, где посто­ян­но живет чело­век и его семья».

Вокруг кор­ня груп­пи­ру­ют­ся в сло­ве все осталь­ные зна­чи­мые части:

Приставка

Приставка нахо­дит­ся перед кор­нем. С помо­щью этой мор­фе­мы обра­зу­ют­ся новые слова:

  • заго­ло­вок — под заго­ло­вок (допол­ни­тель­ный заголовок);
  • мод­ный — уль­т­ра мод­ный (очень модный);
  • плыть — пере плыть (пре­одо­леть реку, ока­зать­ся на дру­гом берегу).

Приставка вно­сит раз­ные смыс­ло­вые оттен­ки в исход­ное лек­си­че­ское зна­че­ние сло­ва или меня­ет его лек­си­че­ское значение.

Суффикс

Суффикс явля­ет­ся зна­чи­мой частью сло­ва. Как и при­став­ка, он обра­зу­ет новые слова:

  • золо­той — золот ист ый (слег­ка золо­той цвет);
  • гора — гор к а (малень­кая гора);
  • бабуш­ка — бабушк ин (при­над­ле­жа­щий бабуш­ке).

Суффикс, при­со­еди­ня­ясь к кор­ню, изме­ня­ет исход­ное зна­че­ние слов.

Окончание

В отли­чие от при­став­ки и суф­фик­са, кото­рые явля­ют­ся сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ны­ми мор­фе­ма­ми, окон­ча­ние не обра­зу­ет новых слов.

Окончание изме­ня­ет­ся и обра­зу­ет фор­мы одно­го и того же сло­ва, например:

  • что? дорог а — ед. ч., им.падеж;
  • обо­чи­на чего? дорог и — р. п. ед. ч.;
  • иду к чему? к дорог е — д. п. ед. ч.;
  • думаю о чём? о дорог ах — п. п. , мн. ч.

Окончание изме­ня­ет фор­му сло­ва, но лек­си­че­ское зна­че­ние сло­ва оста­ет­ся прежним.

С помо­щью окон­ча­ний сло­ва оформ­ля­ют­ся в закон­чен­ную мысль — предложение.

Сравним:

облак о , сер ый , выгля­ну ть , ярк ий , солнц е

Из-за сер ых облак ов выгля­нул о ярк ое солнц е .

Что такое основа слова

Все сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ные мор­фе­мы сло­ва состав­ля­ют его осно­ву. В осно­ву сло­ва вхо­дят при­став­ка, корень и суф­фикс. Основу сло­ва полу­чим, если не будем учи­ты­вать сло­во­из­ме­ни­тель­ную мор­фе­му — окон­ча­ние, например:

  • сол ён ый
  • крас от а
  • за брос и ть

В осно­ве заклю­че­но лек­си­че­ское зна­че­ние кон­крет­но­го слова:

красн ый, крас­нот а, красне ть, покрасне ть, докрас­на .

Будем учи­ты­вать, что в осно­ву сло­ва не вхо­дят так­же неко­то­рые фор­мо­об­ра­зу­ю­щие суффиксы.

Суффикс -л- обра­зу­ет фор­му про­шед­ше­го вре­ме­ни гла­го­лов. Эта мор­фе­ма, как и окон­ча­ние, не вклю­ча­ет­ся в осно­ву гла­голь­ных форм:

  • под­бро­си л а мяч;
  • осве­ти л о вер­хуш­ки деревьев;
  • заиг­ра л и на гитаре.

Видеоурок

Учебно-методический комплект по русскому языку на тему «Морфемный состав слова»
учебно-методический материал по русскому языку (2 класс) на тему

Предмет: русский язык

Класс: 2

Тема урока: морфемный состав слова

Цели урока: дать общее представление о морфемном составе слова, о единообразном написании морфем (корень)

Планируемые результаты:

· Предметные: научатся называть части слова (корень, приставка, суффикс, окончание); научатся выделять корень в родственных словах с опорой на смысловую связь однокоренных слов и на общность написания корней.

· Личностные: научатся оценивать собственную деятельность на уроке; научатся проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий; научатся вступать в сотрудничество.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: учебник по русскому языку «Перспектива», Л. Ф. Климанова, страница 44-45; презентация; карточки.

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_uroka._morfemnyy_sostav_slova.doc84 КБ
prezentatsiya._morfemnyy_sostav_slova.ppt1.02 МБ
razdatochnyy_material._morfemnyy_sostav_slova_ponyatiya.docx10.45 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж №1»

Технологическая карта урока

Шарыкина Анастасия Андреевна

Предмет: русский язык

Тема урока: морфемный состав слова

Цели урока: дать общее представление о морфемном составе слова, о единообразном написании морфем (корень)

  • Предметные: научатся называть части слова (корень, приставка, суффикс, окончание); научатся выделять корень в родственных словах с опорой на смысловую связь однокоренных слов и на общность написания корней.
  • Личностные: научатся оценивать собственную деятельность на уроке; научатся проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий; научатся вступать в сотрудничество.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: учебник по русскому языку «Перспектива», Л. Ф. Климанова, страница 44-45; презентация; карточки.

Этап урока. Методы и приемы

Планируемые результаты (УУД)

Словесн.: слово учителя.

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Слайд. Урок русского языка. Он пройдет интересно и принесет нам радость, если мы будем активно мыслить и дружно работать. Сегодня мы продолжаем работать с частями слов, будем анализировать, сравнивать, рассуждать, искать решения. Пожелаем друг другу успешной работы.
Посмотрите, чтобы у вас на парте обязательно лежали учебник и тетрадка в линеечку по русскому языку. Теперь покажите мне, как должен сидеть настоящий ученик? Молодцы! Сейчас открываем тетради и записываем сегодняшнее число и классная работа. На доске можете посмотреть образец (19 февраля. Классная работа). Пишите красиво и правильно. Кто готов, покажите мне.

Приветствовать учителя. Проверять готовность к уроку.

Л: формировать положительное отношение к урокам русского языка; формировать ценностные ориентации.

2. Постановка учебной задачи и ее решение

Практич.: пропись букв.

Практич.: словарная работа.

Начнем урок с минутки чистописания.

Обратите внимание на правильное написание. Возьмите ручки в руки, пропишем в воздухе данные буквы, повторяя движения за курсором.

Пропишите. Подчеркните самую красивую букву в каждой строчке.

Послушайте внимательно рассказ и постарайтесь запомнить слова, отвечающие на вопросы как? когда?

Однажды Алиса вышла во двор гулять. Она взяла и котенка Ваську. Во дворе играли малыши. Увидев Ваську, они громко закричали: «Смотрите, котенок!». Вдруг Васька, испугавшись крика детей, вырвался из рук Алисы и забрался на крышу беседки. Долго уговаривала девочка котенка спуститься, но Васька был неумолим! Скоро во двор пришел папа Алисы. Он смог достать котенка. Стало весело и Алисе, и малышам!

— Какие слова запомнили?

Обратите внимание на слайд. Что видите?
днжд, грмк, вдрг, длг, скр, всл.

Это словарные слова, только без гласных букв. Что необходимо сделать? Верно, правильно дописать буквы.

— Прочитайте первое слово. (Однажды)

— Что означает это слово? (Один раз)

— Проговорим слово. Запишите слово в тетрадях, поставьте ударение. Подчеркните безударную гласную.

Аналогично с каждым словом. Сравните. Слайд.

На уроке русского языка Аня и Ваня получили такое задание: вставьте пропущенные буквы в однокоренных словах (слайд) тр..ва, тр..вянистый, тр..винка, тр..вяной, тр..вка. Но тут вышел спор: как пишется корень в слове, если иногда он слышится не совсем так, как в другом родственном слове? Аня считает, что, наверное, корни должны быть одинаковые, а Ваня думает, что надо писать так, как слышим.

— Вы, ребята, как думаете?

— Сможем ли мы узнать это на уроке?

— Попробуйте сформулировать тему урока. Слайд.

Тема урока: «Корни в родственных словах. Состав слова».

Поставьте задачу. (Узнать, как пишутся корни в родственных словах)

Ребята, в конце прошлого урока я у вас спросила, могут ли слова иметь кроме корня и другие одинаковые части?

Поставьте еще одну задачу. (Познакомиться с другими частями слова)

(Вывесить понятие «корень»)

Верно, ребята, вы уже знаете, что корень — это общая часть родственных слов. Сегодня вы постараетесь понять, что значит общая часть слов, и понаблюдаем, какие еще части, кроме корня, могут входить в состав слова.

Наблюдать над правильным написанием букв: письмо в воздухе.

Прописать буквы. Подчеркнуть самую красивую букву.

Слушать рассказ. Запоминать слова.

Отвечать на вопросы.

Строить грамматическое высказывание.

Анализировать слова. Записывать их.

Предполагать тему урока.

Предполагать задачи урока.

Планировать деятельность на урок.

П: уметь находить нужную информацию и использовать ее в разных учебных целях;

Р: осуществлять самоконтроль и контроль хода выполнения работы и полученного результата.

П: работать с учебным текстом: выделять информацию, заданную аспектом, менять аспект рассмотрения в зависимости от учебной задачи;

дополнять и расширять знания.

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. высказывания.

Р: контроль и самоконтроль учебных действий.

3. Решение частных задач

Словесн.: слово учителя, беседа.

Практич.: выполнение упражнений.

И в этом нам поможет учебник. Откройте его на странице 44. Выполним упражнение 58. Прочитайте предложения.

— Какие однокоренные слова вы видите в этих предложениях? (Свет, светить, светлячки, светлые, светильник)

— Какой у них корень? (Свет)

Спишите предложения. Выделите корень в родственных словах. Поставьте ударение.

— В каких словах ударение упало на гласную букву корня? (Свет, светлые)

— А в каких словах гласный звук корня остался безударным? (Светить, светлячок, светильник)

Обратите внимание на написание корня: одинаково ли написаны корни с ударным и безударным гласным звуком? (Одинаково)

Назовите другие слова с корнем свет. (Световой, осветили, светло)

Сделайте вывод о написании корня в однокоренных словах. (Корни в однокоренных словах пишутся одинаково)

Верно, зная это правило, можно правильно писать разные однокоренные слова.

Выполним упражнение 133 в рабочей тетради на странице 18. Прочитайте предложение.

— Какие буквы пропущены в словах г..лубка и г..лубятня ? (Буква о)

-Докажите свое мнение. (Эти слова родственные слову голубь , где после г пишется о , значит, и в этих словах надо писать букву о )

— Какой же корень во всех словах? (Голуб)

Выпишите родственные слова, вставив пропущенные буквы. Выделите корень.

Сделайте вывод о написании корней в родственных словах. (В однокоренных (родственных) словах корни пишутся одинаково)

Отвечать на вопросы.

Наблюдать над языковым материалом.

Сделать вывод о написании корня в однокоренных словах.

Строить грамматическое рассуждение.

Работать над упражнением.

Строить логическое высказывание.

П: применять базовые знания для решения конкретной проблемы;

постановка и формулирование проблемы.

К: высказывать свое мнение при обсуждении задания.

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.

Р: принимают и сохраняют уч. задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; применяют освоенные способы действия.

4. Закрепление изученного материала:

Практич.: выполнение упражнения.

Словесн.: слово учителя.

Практич.: выполнение задания.

Словесн.: слово учителя, беседа.

Практич.: выполнение задания.

Раз – подняться, потянуться

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на место тихо сесть.

Ветер дует нам в лицо, закачалось деревцо!

Ветер тише-тише, деревцо все выше-выше!

Первая задача, которую мы поставили на уроке — решена. Вы сами сделали вывод о написании корне в однокоренных словах.

Давайте вернемся ко второй задаче. На странице 44 Ваня о чем-то спрашивает вас, ребята. Прочитайте.

Мы сможем точно ответить на этот вопрос, когда выполним упражнение 59. Прочитайте слова.

— Кого они называют? (Детенышей животных)

— Одинаковы ли корни в перечисленных словах? (Нет)

— Назовите общую часть во всех словах. (-енок-)

— Одинаково ли она пишется в разных словах? (Да)

— После какой части слова она стоит? (После корня)

— Придумайте название этой части слова, которая пишется после корня.

Люди договорились, что часть слова, которая стоит после корня и может образовать новые слова, будет называться суффиксом (вывесить на доску понятие), и стали обозначать ее именно так. (Показать обозначение на доске)

— Назовите суффикс в данных словах.

— Догадайтесь, на что он указывает? (На то, что детеныши маленькие)

Запишите слова. Обозначьте в них общую часть, которая стоит после корня. Как эта часть называется. Верно, суффикс. Обозначьте суффикс во всех словах. Обратить внимание на единство написания.

Сможете теперь дать ответ на Ванин вопрос? (Да, другая часть слова тоже может быть у слов одинаковой) Совенок с вами полностью согласен и тоже делает вывод. Прочитайте его на странице 44.

Упражнение 60. Рассмотрите рисунок.

Прочитайте слова под ним.

Составьте рассказ, используя рисунок и слова.

— Есть ли одинаковая часть у слов перед корнем? (Есть, при-) Придумайте ей название.

Эту часть слова договорились называть приставкой (вывесить понятие) и обозначать так (показать обозначение)

Спишите слова и обозначьте приставки. Обратить внимание на единство написания.

Игра «Образуй слово». Слайд.

— Жили-были слова нес, играл, читает, рисует, любить, молчала. Прибежали к ним приставки за-, при-, по- и тоже попросились поиграть. И тут случилось невероятное: образовалось много новых слов! Догадались, какие слова получились? (Занес, заиграл, зачитает, зарисует, замолчала, принес, понес, поиграл, почитает, порисует, полюбить, помолчала)

Вот так маленькие приставки помогли родиться большим новым словам. Запишем 6 слов, выделим приставки.

Выберите лишнее слово: приставка, корень, синоним , суффикс, окончание.

Верно, синоним. Почему?

А что такое окончание?

Прочитаем сообщение профессора Самоварова. Какое слово для вас новое в сообщении? (Окончание)

Об окончании мы будем говорить позднее.

Но вы уже наверно догадались, что окончание идет после суффикса. Давайте вернемся к словам с прошлого урока. Выделим приставку, корень, суффикс и окончание. Слайд.

Конспект урока по русскому языку на тему «Морфемный состав слова» (2 класс)

Предмет : русский язык

Тема урока : «Морфемный состав слова»

Цели урока: дать общее представление о морфемном составе слова, о единообразном написании морфем (корень)

Предметные: научатся называть части слова (корень, приставка, суффикс, окончание); научатся выделять корень в родственных словах с опорой на смысловую связь однокоренных слов и на общность написания корней.

Личностные: научатся оценивать собственную деятельность на уроке; научатся проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий; научатся вступать в сотрудничество.

Тип урока: урок открытия нового знания

Оборудование : учебник по русскому языку «Перспектива», Л. Ф. Климанова, страница 44-45; презентация; карточки.

Словесн.: слово учителя.

Поздоровайтесь с гостями.

Урок русского языка. Он пройдет интересно и принесет нам радость, если мы будем активно мыслить и дружно работать. Сегодня мы продолжаем работать с частями слов, будем анализировать, сравнивать , рассуждать, искать решения. Пожелаем улыбнемся друг другу и пожелаем успешной работы.
(19 февраля. Классная работа).

Пишите красиво и правильно.

Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку.

2 . Постановка учебной задачи и ее решение

Практич.: пропись букв.

Начнем урок с минутки чистописания.

-Какое слово получилось?

Обратите внимание на правильное соединение букв и написание. Возьмите ручки в руки, пропишем в воздухе данные буквы, повторяя движения за курсором.

Пропишите. Подчеркните самую красивую букву в каждой строчке.

— На уроке русского языка Аня и Ваня получили такое задание: вставьте пропущенные буквы в однокоренных словах

тр..ва, тр..вянистый, тр..винка, тр..вяной, тр..вка.

— Но тут вышел спор: как пишется корень в слове, если иногда он слышится не совсем так, как в другом родственном слове?

-Аня считает, что, наверное, корни должны быть одинаковые, а Ваня думает, что надо писать так, как слышим.

— Вы, ребята, как думаете?

— Сможем ли мы узнать это на уроке?

— Попробуйте сформулировать тему урока.

Тема урока : «Корни в родственных словах. Состав слова».

Поставьте задачу. (Узнать, как пишутся корни в родственных словах)

— Ребята, в конце прошлого урока я у вас спросила, могут ли слова иметь кроме корня и другие одинаковые части?

Поставьте еще одну задачу. (Познакомиться с другими частями слова)

Верно, ребята, вы уже знаете, что корень — это общая часть родственных слов. Сегодня вы постараетесь понять, что значит общая часть слов, и понаблюдаем, какие еще части, кроме корня, могут входить в состав слова.

Наблюдают над правильным написанием букв: письмо в воздухе.

Прописывают буквы. Подчеркнуть самую красивую букву.

Анализируют слова. Записывают их.

Предполагают тему урока.

Предполагают задачи урока.

Планируют деятельность на урок.

3 . Решение частных задач

Словесн.: слово учителя, беседа.

Практич.: выполнение упражнений.

И в этом нам поможет учебник.

Откройте его на странице 44. Выполним упражнение 58. Прочитайте предложения.

— Какие однокоренные слова вы видите в этих предложениях? (Свет, светить, светлячки, светлые, светильник)

— Какой у них корень? (Свет)

Спишите предложения. Выделите корень в родственных словах. Поставьте ударение.

— В каких словах ударение упало на гласную букву корня? (Свет, светлые)

— А в каких словах гласный звук корня остался безударным? (Светить, светлячок, светильник)

Обратите внимание на написание корня: одинаково ли написаны корни с ударным и безударным гласным звуком? (Одинаково)

Назовите другие слова с корнем свет. (Световой, осветили, светло)

Сделайте вывод о написании корня в однокоренных словах.

( Корни в однокоренных словах пишутся одинаково )

Верно, зная это правило, можно правильно писать разные однокоренные слова.

Выполним упражнение 133 в рабочей тетради на странице 18. Прочитайте предложение.

— Какие буквы пропущены в словах г..лубка и г..лубятня ? (Буква о)

-Докажите свое мнение. (Эти слова родственные слову голубь , где после г пишется о , значит, и в этих словах надо писать букву о )

— Какой же корень во всех словах? (Голуб)

— Выпишите родственные слова, вставив пропущенные буквы. Выделите корень.

Сделайте вывод о написании корней в родственных словах. (В однокоренных (родственных) словах корни пишутся одинаково)

Отвечают на вопросы.

Наблюдают над языковым материалом.

Делают вывод о написании корня в однокоренных словах.

Работают над упражнением.

Строят логическое высказывание.

4 . Закрепление изученного материала:

Практич.: выполнение упражнения.

Словесн.: слово учителя.

Практич.: выполнение задания.

Словесн.: слово учителя, беседа.

Практич.: выполнение задания.

Раз – подняться, потянуться

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на место тихо сесть.

Первая задача, которую мы поставили на уроке — решена. Вы сами сделали вывод о написании корне в однокоренных словах.

Давайте вернемся ко второй задаче.

На странице 44 Ваня о чем-то спрашивает вас, ребята. Прочитайте.

Мы сможем точно ответить на этот вопрос, когда выполним упражнение 59. Прочитайте слова.

— Кого они называют? (Детенышей животных)

— Одинаковы ли корни в перечисленных словах? (Нет)

— Назовите общую часть во всех словах. (-енок-)

— Одинаково ли она пишется в разных словах? (Да)

— После какой части слова она стоит? (После корня)

— Придумайте название этой части слова, которая пишется после корня.

Люди договорились, что часть слова, которая стоит после корня и может образовать новые слова, будет называться суффиксом (вывесить на доску понятие), и стали обозначать ее именно так. (Показать обозначение на доске)

— Назовите суффикс в данных словах.

— Догадайтесь, на что он указывает? (На то, что детеныши маленькие)

(записывают слова цепочкой на доске)

Запишите слова. Обозначьте в них общую часть, которая стоит после корня.

-Как эта часть называется. Верно, суффикс. Обозначьте суффикс во всех словах. Обратить внимание на единство написания.

Сможете теперь дать ответ на Ванин вопрос? (Да, другая часть слова тоже может быть у слов одинаковой)

— Совенок с вами полностью согласен и тоже делает вывод. Прочитайте его на странице 44.

Упражнение 60. Рассмотрите рисунок.

Прочитайте слова под ним.

Составьте рассказ, используя рисунок и слова.

— Есть ли одинаковая часть у слов перед корнем? (Есть, при-) Придумайте ей название.

Эту часть слова договорились называть приставкой (вывесить понятие) и обозначать так (показать обозначение)

Спишите слова и обозначьте приставки. Обратить внимание на единство написания.

Игра «Образуй слово». Слайд.

— Жили-были слова нес, играл, читает, рисует, любить, молчала. Прибежали к ним приставки за-, при-, по- и тоже попросились поиграть. И тут случилось невероятное: образовалось много новых слов! Догадались, какие слова получились? (Занес, заиграл, зачитает, зарисует, замолчала, принес, понес, поиграл, почитает, порисует, полюбить, помолчала)

— Вот так маленькие приставки помогли родиться большим новым словам.

-Выберите лишнее слово: приставка, корень, синоним , суффикс, окончание.

— Верно, синоним. Почему?

А что такое окончание?

— Прочитаем сообщение профессора Самоварова. Какое слово для вас новое в сообщении? (Окончание)

Об окончании мы будем говорить позднее.

Но вы уже наверно догадались, что окончание идет после суффикса.

— Я предлагаю вам отправиться в лес слов. Какие деревья вы видите? ( голые, нет листвы )

— Вам предстоит одеть деревья. А листьями будут слова, которые вы соберете из частей.

Работать будем группами.

— Проверим вашу работу.

Какие слова живут на каждом дереве? ( однокоренные )

— Прочитаем их. (по 1 чел от группы.)

Строят грамматическое рассуждение.

Выделяют общую часть в словах.

Воспринимают новый материал.

Обозначают в них суффикс.

Наблюдают над языковым материалом.

Составляют рассказ по рисунку.

Записывают слова и обозначить приставки.

Образовывают новые слова с помощью приставок.

Находить лишнее слово.

Анализируют сообщение профессора.

Работают группами по 4 человека

(лист А3, клей части слов на цветной бумаге)

5. Итог урока. Рефлексия

— Что нового вы узнали на уроке? (Корни в родственных словах пишутся одинаково)
— С какими частями слова вы уже познакомились? (Корень, приставка, суффикс, окончание)

— Для чего надо знать составные части слова? (Чтобы хорошо понимать смысл слов и овладеть правописанием, то есть, чтобы быть грамотным)

— А теперь выполните задание на карточках. Соединяем однокоренные слова в каждом столбике. Тройками. Можно использовать цветные карандаши.

— Проверьте себя по образцу.

Сегодня на уроке я:

— узнал, вспомнил для себя…

— могу похвалить себя и своих одноклассников за …

Домашнее задание. К словарному слову БЕРЕЗА подобрать как можно больше однокоренных слов. Составить 1-2 предложения используя эти слова.

Отвечают на вопросы.

Анализируют свою работу на уроке.

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей

Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик

  • Аботурова Наталья АлександровнаНаписать 527 01.03.2020

Номер материала: ДБ-1030469

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    01.03.2020 22
    01.03.2020 36
    01.03.2020 24
    01.03.2020 16
    01.03.2020 31
    01.03.2020 13
    01.03.2020 13
    01.03.2020 22

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Рособрнадзор проведет исследование качества образования в школах

Время чтения: 2 минуты

Интерес российской молодежи к книгам вырос на 62,7%

Время чтения: 1 минута

В Москве подписан Меморандум о развитии и поддержке классного руководства

Время чтения: 1 минута

Путин призвал наполнить аграрное образование современным содержанием

Время чтения: 1 минута

В России пройдет эксперимент с электронными аттестатами

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения подключит работодателей к разработке образовательных программ в колледжах

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


источники:

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2016/04/17/uchebno-metodicheskiy-komplekt-po-russkomu-yazyku-na-0

http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-russkomu-yazyku-na-temu-morfemnyj-sostav-slova-2-klass-4173361.html