2 класс диктант правописание слов с безударными гласными в корне слова

2 класс диктант правописание слов с безударными гласными в корне слова

Диктанты по русскому языку для 2 класса по теме: «Правописание безударных гласных в корне слова». Диктанты подобраны в соответствии с программами школ России и ФГОС.

Зрительные диктанты по теме «Проверяемые безударные гласные в корне слова»

I. Посылал медведь лису
Собирать дрова в лесу.

II. За горою у реки
Где вдоль берега дубки,
Есть деревня небольшая
Под названьем Чудаки.
(Г. Ладонщиков)

III. Я раковину эту
В коробке берегу.
Она лежала раньше
В песке на берегу. (А. Барто)

IV. Пословицы
1. Весна красна цветами, осень хлебами, а зима снегами.
2. Ленивые руки не родня умной голове.
3. На чужой сторонушке рад своей воронушке.

Предупредительные и объяснительные диктанты по теме «Безударные гласные в корне слова»

Диктант «Зима в лесу».

Настала зима. Деревья в лесу стоят белые. Земля укрыта снежной шубой. На соснах сидят клесты. Там у них гнездо. Скоро будут птенчики. (25 слов)

Новая орфограмма: Проверяемые безударные гласные в корне слова

Повторяем орфограммы и пунктограммы:
1. Сочетания букв чк, чн, нч, щн, нщ
2. Большая буква в начале предложения
3. Точка в конце предложения


Словарное слово — скоро.

Диктант «Следы на снегу».

Зимой в лесу земля как пушистый ковёр. Каждый зверек оставит на нем свои следы. Вот шёл волк. А вот прыгал заяц. Он убегал от лисы. (28 слов)

Новая орфограмма: Проверяемые безударные гласные в корне слова

Повторяем орфограммы и пунктограммы:
1. Сочетания букв жи, ши
2. Большая буква в начале предложения
3. Точка в конце предложения

Словарное слово — заяц.

Мы шли по широкой тропе. Я услышал плеск воды. Это была река. У самой реки стояли высокие деревья. У берега цвели золотые кувшинки. (24 слова)

Новая орфограмма: Проверяемые безударные гласные в корне слова

Повторяем орфограммы и пунктограммы:
1. Сочетания букв жи, ши
2. Большая буква в начале предложения
3. Точка в конце предложения

Диктант «Коза»
Жила-была коза. У неё было семеро козлят. Один козлик был меньше всех. Пойдёт коза в лес, а козлята запрут дверь и сидят дома. Вернётся коза и запоёт знакомую песенку. Козлята узнают мамин голос и слова песни и откроют дверь.
(По русской народной сказке)

Диктант «Рябина»
В роще росли рядом молоденькая рябина, пожилая берёза и старый дуб. Набежал ветерок. Деревья зашелестели листьями. Так они разговаривали между собой. Старый дуб умел ещё на разные лады скрипеть стволом.
(По В. Бианки)

Диктант «Незнайка».
Фуксия и Селёдочка взяли Незнайку под руки и поднесли к иллюминатору. Незнайка взглянул в него и увидел землю. Земля была видна в виде огромного шара со светлыми пятнами материков и тёмными морями и океанами. Вокруг земного шара был светящийся ореол. Он окутывал всю Землю, словно мягкое, тёплое, пуховое одеяло.
(По Н. Носову)

Диктант Тетерев».
Тетерев сел на широкий сук между двумя деревьями. Он словно расцвёл в лучах солнца. Гребень на его голове загорелся огненным цветком. Синяя грудка позеленела. А особенно красив стал радужный хвост. Он переливается всеми семью цветами. Тетерев гордо вытянул шею и завёл свою длинную песню.
(По М. Пришвину)

Диктант «Враг»
В одном лесочке жили зайцы на лужайке. На чистом воздухе в лесу они резвились. Но вот на берегу лесной реки поселилась лисица. Рыжая плутовка стала следить за весёлыми зайчатами. Зверьки, заприте норки на крючок! Опасный враг проник в лесок!
(По А. Милеву)

Распределительные диктанты по теме «Проверяемые безударные гласные в корне слова»

Задание для диктантов: Записать слова в две колонки — с проверяемыми безударными гласными в корне слова и с непроверяемыми.

Диктант 1.
Воробей, зерно, ведро, лопата, топор, звезда, враги, овощи, деревья, сады, корова, собака, огурец, паруса, картофель, стрела, здоровье.

Диктант 2.
Отец, жара, низина, капуста, медведь, гнездо, гроза, весло, морковь, корзина, роса, письмо, лимон, вода, матрос, пальцы, ураган, урожай, палатка.

Выборочные и творческие диктанты по теме «Написание слов с безударными гласными в корне»

Диктант 1.
Задание: Выписать строки стихотворения, которые помогут правильно писать безударные гласные в корне.

Безударный хитрый гласный.
Слышим мы его прекрасно, А в письме какая буква? Здесь поможет вам наука: Гласный ставь под ударенье, Чтоб развеять все сомненья!
(Из сборника «Занимательная грамматика»)

Диктант 2.
Задание: Выписать парами слова с безударными гласными в корне и проверочные слова. Поставить в них ударение.

На берегу растёт сосна, А рядом с нею сосны. Горит прекрасная звезда, А рядом с нею звёзды. На траве лежит роса, А рядом с нею росы.
Вот по траве спешит коса, А рядом с нею косы.
(Из сборника «Занимательная грамматика» )

Диктант 3.
1. На чужой сторонушке рад своей воронушке. 2. Каждой птице своё гнездо любо. 3. Родная земля и в горсти мила. 4. Рукой победишь одного, а головой — тысячи. 5. Простота, чистота и правота — лучшая красота. 6. Весна красна цветами, осень хлебами, а зима снегами.

Диктант 4.
1. Где вода, там и беда. 2. Коси, коса, пока роса. 3. Каждая река к морю течёт. 4. В глазах — как лисица, а за глазами — как волк. 5. Куда ворона летит — туда и глядит. 6. Богу молись, а добра ума держись. 7. Кошки со двора, а мыши — по столам. 8. Если в январе частые снегопады и метели, то в июле — частые дожди.

Диктант 5.
1. Узкая тропинка привела нас к озеру. 2. На ёлке висят шишки. 3. Весной река затопила берега. 4. Поздней осенью и зимой рано темнеет. 5. На горизонте светлеет заря. 6. Заботливые грачи таскали своим малышам червей и мошек. 7. Коньки хорошо скользят по льду. 8. В нашем саду созревает урожай яблок. 9. Ребёнка лечил новый врач.

Диктант 6.
1. Дни в январе стоят морозные. 2. В сосновом бору водятся белки. 3. Учительница похвалила нас за хорошую работу. 4. Детвора долго веселилась вокруг ёлки. 5. Еловые ветки спрятали зайца. 6. В тени ещё лежит снег, а на солнце он уже растаял. 7. Ласточки перед грозой вились над землёй.

Диктант 7. Колокола.
Голос колокола — это сочетание нескольких звуков. Красота звучания зависит от формы чаши колокола и толщины стенок. Какими только не делали колокола старые мастера! Колокола были гранёными и круглыми, длинными и коротышками. Но голоса их напрямую связаны с весом. Русские мастера всегда писали на колоколе его вес. Литьё колоколов всегда считалось большим искусством.
(По О. Узоровой)

Диктант 8.
Задание: подчеркните безударные гласные, в скобках напишите проверочные слов, поставьте знак ударения.

Гроза надвигалась. Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из- за леса. Мне навстречу неслись длинные лиловые облака. Ракиты тревожно шевелились и лепетали. Душный жар сменился влажным холодом.
(По И. Тургеневу)

Диктант 9.
1. Скалистая гора поднималась в небо. 2. Речной велосипед взяли напрокат. 3. Зверобой — лекарственная трава. 4. Наступила суровая зима. 5. Из тёплых стран вернулись дрозды. 6. Осенью убрали хлеба. 7. В мае зацветут вишнёвые сады. 8. На корте валялись теннисные мячи. 9. Столы расставили ровными рядами. 10. Срочные дела задержали меня в пути.

Диктант 10.
1. Наступила дождливая осень. 2. Мы гостили летом в деревне у бабушки. 3. Отец позвонил в воскресенье. 4. Соловушка свистел на ветке. 5. По тропинке бежал зайчишка. 6. Вдали виднелись верхушки тополей. 7. Макушки елей качались и скрипели от ветра. 8. На лесной полянке живёт в своей сторожке лесник. 9. На столе стояла солонка. 10. В конюшню вошёл конюх и отвязал коня.

Диктант 11.
Долгой зимой в лесах и полях пахло снегом. В апреле появились новые запахи. Они идут от земли, от зелёной щетинки травы, первых цветов. Струйками стекают с клейких листочков берёз, капают вместе с берёзовым соком.
(По Н. Сладкову)

Диктант 12.
1. Кто много лежит, у того бок болит. 2. Где цветок, там и медок. 3. Пчела не кит, она мала, но велики её дела. 4. За добро плати добром. 5. Хлеб всему голова. 6. Муравей невелик, да и тот работает. 7. Коси коса, пока роса. 8. Каждой птице своё гнездо любо. 9. Кто ленив, тот и сонлив.

Проверочные диктанты по теме «Безударные проверяемые гласные в словах (проверка — изменение формы слова)»


Предложение под диктовку.

  1. Над цветами вдоль тропы гудят шмели.
  2. В тени ели хорошо сидеть в жару.
  3. Плиту поставили прямо возле окна.
  4. В избе около стены стояли высокие шкафы.
  5. Бобры строят свои дома в воде.
  6. В стране идёт пора страды.
  7. По стеклу на окне ползла пчела.
  8. Во дворе на траве лежали дрова.
  9. Весной вода быстро бежит по полям и лугам.
  10. Следы зверей зимой на снегу — страница книги.
  11. Сетями нельзя ловить рыбу в реке!
  12. Доской и гвоздями можно быстро заделать щель.
  13. Гусиный пером в старину могли написать любое письмо.
  14. Грибы хорошо прячутся в траве и в листве.
  15. По звонку рабочие заняли свои места в цеху.
  16. В письме к сестре были самые тёплые слова.
  17. Вытер он слезу на щеке и улыбнулся.
  18. В словах на доске были допущены ошибки.
  19. Дрова для топки дедушка сложил во дворе.
  20. На листве после дождя висят капли воды.
  21. На нашей земле есть красивые места.
  22. Трава совсем высохла на поляне от сильной жары.
  23. Зинаида вытрясла половик на улице.
  24. Надежда штриховала по линейке прямоугольник.
  25. Осенью в листопад под ногами лежит ковёр из листьев.
  26. Наташе подарили шикарную золотую цепочку.
  27. После продолжительного дождя в цветнике стояла вода.
  28. Большая синица сидела на макушке сосны и пела.
  29. Холодными осенними вечерами мы часто топили печку.
  30. Надежда твердила без конца одно и то же.
  31. Ястреб схватил когтями птенца.
  32. Василий из пластилина вылепил домашних животных.
  33. Вечерами смотритель музея обходил каждый зал.
  34. Мы договорились читать книжку и смотреть картинки.
  35. Во дворе дома жильцы посадили молодые кусты.
  36. Николай ночами слышал под домом топтание ежат.
  37. Поляна звенела от стрекотания кузнечиков.
  38. Галина красиво вышивает цветными нитками.
  39. Птенец сам вылетел из родительского гнезда.
  40. Под окном в коляске громко ревел малыш.
  41. Уборочная страда в деревне — тяжёлое время.

Предложения под диктовку.

  1. Перед крыльцом куча рыхлой земли. Это нора крота.
  2. На лугу высокая трава. Она вся в каплях росы.
  3. Рыбак сидит на берегу реки. Он ловит ершей и лещей.
  4. В шкафу были плащи. На полке лежали зонты и шляпы.
  5. Вася был весь в грязи. Он работал под дождём во дворе.
  6. Сестра каталась с горы и упала. Она сильно ушибла бедро.
  7. На небольшом холме возле тропы лежала змея. Она грелась на солнце.
  8. Мы гуляли в сосновом бору. По стволу старой сосны текла смола.
  9. Грачей весной можно встретить на полях. Грачи помогают и в садах.
  10. Ночами становится всё холоднее. С утра роса уже не лежит на ветвях деревьев.
  11. Под корнями дерева нора. Кто там живёт?
  12. Красиво выглядел осенний гриб. Он стоял на лесной тропинке среди травы и опавшей листвы.
  13. Часами на рябине сидят снегири. Они едят плоды дерева.
  14. Мы скользили на лыжах по лесным полянам. Вокруг стояли молчаливые деревца в снегу.
  15. Ребята торопились до темноты добраться до стоянки. Не хотелось проводить ночь в лесу.
  16. На полях зеленеют молодые всходы. Скоро они заколосятся.
  17. После грозы выглянуло солнышко. На небе тут же появилась радуга.
  18. Павлуше тяжело было нести сумку. Он шёл с остановками.
  19. Ближе к зиме птицы улетают на юг. С началом весны они возвращаются.
  20. На ночном небосклоне выделялась полярная звезда. Она указывала верный путь морякам.
  21. В гостиной лежит большой ковёр. На нём вытканы красивые полевые цветы.
  22. На кухне стоит стиральная машина. Мама в ней стирает наше бельё.

Проверочные диктанты по теме «Безударные гласные в корне слова»

Диктант 1. Пословицы.
1. Каждой птице свое гнездо любо. 2. Ползун ползёт, иголки везёт. 3. В лесу живу, а без дров сижу. 4. Весна красна цветами, а осень плодами. 5. Где вода, там и беда. 6. Где тепло, там и добро. 7. Дела — как сажа бела. 8. Коси, коса, пока роса. 9. Кошки — со
двора, а мыши — по столам. 10. Лавка бела, да изба гола. 11. Родная земля ив горсти мила. 12. Дерево смотрят в плодах, а человека в делах. 13. Богу молись, а добра ума держись. 14. В глазах — как лисица, а за глазами — как волк. 15. Девичья коса — во всю Москву краса. 16. За добро плати добром. 17. Каждая река к морю течет. 18. Каждому своя болезнь тяжела. 19. Кто ленив, тот и
сонлив. 20. Кто много лежит, у того бок болит. 21. Куда ворона летит, туда и глядит. 22. Хлеб всему голова. 23. Любишь кататься — люби и саночки возить.

Диктант 2. Загадки
1. Глаза на рогах, а домик на спине. (Улитка) 2. По земле не ходит, на свет не глядит, а на обед, на ужин все её зовут. (Рыба) 3. Дверей много, а выйти некуда. (Сеть) 4. На горе шумит, а под горой молчит. (Лес) 5. Одна нога и шапка, а головы нет. (Гриб) 6. Стоит над водою, трясёт бородою. (Тростник) 7. Под окном лежит, а к стене не привалишь. (Дорога) 8. Бык на дворе, а рога на реке. (Дорога со двора) 9. Выше горы, ниже травы. (Тропинка) 10. С ногами — а без рук, с боками — а без рёбер, со спиной — а без живота. (Стул) 11. Летит — говорит, а сядет — молчит. (Оса) 12. Веселит весной, летом холодит, питает осенью, зимой согревает. (Лес) 13. И летом весело,
и осенью сытно, и зимой тепло. (Дерево) 14. Две сестры летом зелены, к осени одна краснеет, другая чернеет. (Красная и черная смородина) 15. Под землей птица гнездо свила и нанесла яиц. (Картофель) 16. Моя куртка зелена, рубаха бела, штаны красны, галстук чёрен. (Арбуз) 17. Сидит девица в темнице — коса на улице. (Морковь) 18. Что может в одно и то же время: висеть и ходить, сто-
ять и ходить, ходить и лежать, лежать и врать. (Часы) 19. Лежал, лежал, а весной в реку побежал. (Снег)

Диктант 3.
1. Я видел утку и лису, что пироги пекли в лесу. (С. Михалков) 2. На цветок села пчела. 3. У тропы была нора крота. 4. На сосне сидят клесты. 5. Река затопила низкие берега. 6. В лесу часто встретишь следы зайца. 7. Белки едят грибы, ягоды, плоды деревьев. 8. Утром на
траве роса. 9. Пришла тёплая весна. По воде плывут льдины. 10. В полях убрали хлеба. 11. На берегу ручья лежит змея. 12. В руках детей букеты цветов. 13. Стая дроздов села на дерево. 14. Около домов на деревьях птичьи домики. 15. Светило ясное солнышко. 16. Сколько грибов в лесу! 17. Я прислонился спиной к стволу дерева.

Диктант 4.
1. Дуют холодные ветры. 2. Ребята идут по сухой тропинке. 3. Весело поют соловьи и скворцы. 4. Лошади щиплют зелёную траву. 5. У нашей козы родился козлёнок. 6. У глубокой норы играли лисята. 7. К школе ведёт тенистая аллея. 8. Глеб купил цветные карандаши. 9. На лесной поляне живёт лесник. 10. Школьники сажали плодовые деревья. 11. Сестра подарила мне стальные коньки. 12. Вдали виднелись верхушки тополей. 13. На дворе трескучий мороз. 14. Рыбаки ночевали на берегу. 15. Ребята купались в реке, плескались водой. 16. Зимой птицы часто голодают. 17. Школьники сделали кормушки. 18. В саду зеленели молодые деревца. 19. В поле колосилась золотистая рожь. 20. По полям ходили грачи.

Диктант 5. «Звёзды в воде»
Морские звёзды — красивые животные. Они живут в солёных морях и на дне океанов. Спины звёзд ярких цветов.
(17 слов)
Слова для справок: океанов.

Творческие диктанты по теме «Безударные гласные в корне слова»

Диктант 1.
Задание: Закончить предложение, употребив однокоренное слово.

1. В столовой стоит большой круглый . (стол).
2. В голубятню принесли нового . (голубя).
3. Садовник ухаживает за . (за садом).
4. Лесник бережёт . (лес).
5. В солонку насыпали . (соль).
6. В кормушке был . (корм).
7. Из конюшни вышел . (конь).
8. Дворняжка стережет . (двор).
9. Чужого котёнка выкормила наша . (кошка).
10. В небе летал известный . (лётчик).

Диктант 2.
Задание: запишите слова так, чтобы ударная гласная стала безударной.

1. Земли, реки, горы, норы, стены, листья, лисы, гнёзда, вёсла, овцы, пятна, гряды, доски, грозы.
2. Сад, хлеб, стол, ряд, место, мяч, лист, крест, дело, лес, степь, свист, мёд, лёд, час.
3. Ласка, воз, шаг, сказка, гость, звон, подарок, свет, бег, корм, след, поддержка, сор, двор.

Диктанты по русскому языку «Безударные гласные в корне» 2 класс

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

ДИКТАНТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

2 КЛАСС

ТЕМА: «ОБОЗНАЧЕНИЕ БУКВАМИ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА»

Представленные здесь диктанты проводятся с учащимися 2 классов средних общеобразовательных учреждений. Целью написания диктантов является проверка степени усвоения учениками 2 класса изученной темы. Уровень сложности диктантов и других заданий соответствует уровню подготовки учащихся 2 классов начальной школы.

Выборочные диктанты

1. Записать слова, в которых написание гласной буквы надо запомнить.

1) Не бросай слов на ветер ! 2) Весело зачирикал воробей . 3) Машина любит чистоту. 4) Тетрадь и пенал — школьные принадлежности. 5) Корова в тепле — молоко на столе. 6) Москва столица России. 7) Зимой заяц белый. 8) Улыбнулись сонные березки . 9) Цветные карандаши я положил в пенал . 10) Всякая работа мастера хвалит.

2. Записать слова, в которых написание гласной буквы в корне надо проверять.

Зима — зимушка, коврик — ковер, свеча — свечка, длина — длинный, пчела — пчелка, трава — травка, дарить — подарок, ослик — осел, линия — линейка, болеть — боль.

Проверочные диктанты

Хорошо в лесу! Дует теплый ветерок. Поют дрозды. На лугу цветы. В траве ягоды. Под березой вырос гриб. У сосны нора крота. Желтый лист упал с осины. Скоро наступит осень. (30 слов)

Осень. Лесная дорога. Дует холодный ветер. Желтый лист шуршит под ногами. Весело свистят дрозды. Они клюют ягоды рябины. Летит стайка птиц. Это клесты ищут сосновые шишки. (26 слов)

Сильные морозы сковали озера и реки. Снега засыпали землю. Тихо в лесах и полях. Природа уснула до весны. Холодный ветер гуляет кругом. Зимой птицам трудно добывать еду. Они летят к людям. Покормите птиц! (33 слова)

Хорошо летом в лесу! Мы идем по густой сочной траве. Кругом цветы. Гудят шмели. На цветок села пчела. Поют чижы и дрозды. У тропы кучка рыхлой земли. Это нора крота. (31 слово)

Орфографические минутки

1. Подчеркнуть букву, обозначающую безударный гласный звук. Объяснить её написание.

Бревно, глаза, дворы, зерно, кроты, мосты, ряды;

ведро, гнездо, зима, леса, ножи, село, щека;

вода, гора, дома, змея, лиса, нора, следы, слеза;

война, гроза, доска, коза, листы, окно, трава;

враги, гроза, звезда, копна, лицо, перо, сова;

врачи, гряда, роса, моря, плита, стога, земля;

стена, стрела, хлеба, холмы, число, шаги, грачи;

ядро, седло, сады, оса, стекло, спина, весна;

зверек, листок, медок, грибок, денек, пенек;

птенец, грибной, лентяй, лесник, моряк, травинка;

котята, слоненок, тигрица, лосята, волчица.

2. Подчеркнуть в словах буквы, написание которых надо запомнить.

Береза, ветер, ворона, город, заяц, сентябрь;

яблоко, ягода, ребята, пальто, тетрадь, деревня;

рисунок, ученик, весело, карандаш, работа, дорога.

3. Записать, изменяя каждое слово так, чтобы в нем ударный гласный звук стал безударным.

Столб, мяч, герб, зёрна, козы, край, место;

море, нож, реки, свечи, сёстры, стрелы, стриж;

шаг, хвост, озёра, пятна, парус, кольца, еж.

Диктанты по русскому языку 2 класс по теме: Безударные гласные в корне слова (часть 1)

Диктанты по теме: «Безударные гласные в корне слова»

При написании раздела Диктанты 2 класс по теме Безударные гласные в корне слова часть 1 использовались материалы из книг:

  • «Диктанты по русскому языку» И. Г. Гринберг, Т. Ю. Никифорова, С. В. Панкова

Родина моя

Пришла золотая осень. Деревья оделись в яркий наряд. Берёзки и тополя пожелтели. На осинках красные листочки. Они чуть шелестят от слабого ветерка. Красиво и грустно.

Слова для справок: слабого.

Грамматические задания

  1. Вставьте в слова: д..ждевой, з..мовать, д..сяток, узн..вать пропущенные буквы. Докажите правильность выбора.
  2. Выпишите из текста два слова с непроверяемой безударной гласной в корне. Обозначьте орфограмму.

Катился по дорожке колючий шарик. А за ним маленькие серые комочки. Это семья ежей.

Вдруг ёжик зафыркал. Он поймал ящерицу. Ежата подбежали. Но добыча ускользнула.

Слова для справок: ящерица, ускользнула.

Грамматические задания

  1. Из первого предложения выпишите слова с безударной гласной в корне. Подберите проверочные слова.
  2. Выполните звуко-буквенный разбор слова ёж.

Родник

В лесах много маленьких круглых окон-колодцев. Из каждого такого оконца можно попить воды. Это родники. В них вода зарождается.

Из родника берёт начало река. Река народ кормит.

Слова для справок: окон-колодцев, зарождается, берёт.

Грамматические задания

  1. Выпишите два слова с безударной гласной в корне. Подберите проверочные слова.
  2. Запишите слова в алфавитном порядке. Река, лес, родник, вода, колодец.

Помощники

Летом внуки гостили у бабушки в деревне. Катя полола грядки с морковью, огурцами. Коля кормил травой козу Зинку. Старший Вася ходил на сенокос. Он заготовил сено для коровы Зорьки.

Грамматические задания

  1. Выпишите два слова с проверяемой безударной гласной в корне слова. Докажите написание, подобрав проверочные слова.
  2. Подчеркните в словах второго предложения непроверяемые безударные гласные в корне. Запишите три слова на эту же орфограмму.

Белая куропатка

Однажды в семье куропаток появилась необычная белая куропатка. Вот так чудо. Охотники хотели её поймать, но не могли. Куропатка была пуглива и осторожна. Встречаются белые куропатки в природе очень редко.

Слова для справок: необычная, очень.

Грамматические задания

  1. Выпишите два слова с непроверяемой безударной гласной в корне слова, подчеркните орфограмму.
  2. Найдите в тексте и подчеркните слова с сочетаниями ча-чу.
  3. Выпишите из текста три слова с орфограммой «Проверяемая безударная гласная в корне слова» . Подберите к ним проверочные слова.

Трясогузка

Весной рядом с нашим домом поселилась трясогузка. В своё гнездо она часто носила разные бумажки. Скоро у трясогузки появились птенцы. Они быстро росли И однажды вся весёлая семейка улетела из гнезда.

(По Н. Сладкову)(31 слово)

Слова для справок: рядом, скоро, вся.

Грамматические задания

  1. Выпишите из текста по одному слову с безударными гласными о, е, я в корне. Подберите проверочные слова.
  2. Найдите две формы одного слова, выделите корень.
  3. Подчеркните в словах третьего предложения безударные гласные.

Рядом с деревней Луговой растянулся холм с двумя вершинами. Издалека он напоминает большого верблюда. Животное лежит на земле, опустив голову. Покрывает холм ковёр душистых трав. Ещё здесь можно встретить кусты шиповника.

Слова для справок: издалека, ещё, здесь.

Грамматические задания

  1. Выпишите из первого предложения слова с безударной гласной в корне слова. Где возможно, докажите написание.
  2. Подберите к слову трава однокоренные. Выделите орфограммы в написанных словах.

На морских просторах

Широко раскинулось синее море. Яркое солнце весёлыми огоньками играет на поверхности воды. Солёный бриз поднимает лёгкую волну. Над головой кричат чайки. Далеко у горизонта белеют паруса яхт. Какая удивительная красота и простор!

Слова для справок: поверхности, горизонта.

Грамматические задания

  1. Выпишите из второго предложения три слова с безударной гласной в корне слова. Подберите к ним проверочные слова. Обозначьте орфограмму.
  2. Допишите в словах: ..рандаши, о..щи, ..нал, у..ца недостающие и обозначьте орфограмму.

После зимы в саду много земляных холмов. Кто это мог сделать? Вдруг травка зашевелилась. Поднялась земля. Из холмика показались широкие лапки, носик. Вот и сам зверёк в чёрной бархатной шубке. Это крот!

Слова для справок: сделать, бархатной.

Грамматические задания

  1. Найдите в тексте и выпишите однокоренные слова с безударной гласной в корне слова. Подберите проверочные слова.
  2. Подчеркните в пятом предложении одной чертой слова — названия предметов.
  3. Выполните звуко-буквенный разбор слова травка.

Прогулка

Люблю я гулять весной по берегу реки. В воде отражается небо. От лёгкого ветерка на реке появляется рябь. Воздух наполнен ароматом цветущей черёмухи. Скоро запахнет и трава. Слышны трели птиц. Какая красота!

Слова для справок: отражается, ароматом, черёмухи.

Грамматические задания

  1. Выпишите три слова с безударной гласной в корне слова. Докажите написанное.
  2. Найдите в тексте формы одного слова. Подчеркните их.
  3. Поставьте знак ударения в словах третьего предложения.

Птичья столовая

Пришла холодная зима. Голодно птичкам. Ребята смастерили кормушки. Развесили их на деревьях в парке.

Каждый день дети несли в кормушки угощение для птиц. Стайки воробьёв и синичек слетались к «столовым» полакомиться крошками и зёрнами.

Слова для справок: полакомиться.

Грамматические задания

  1. Выпишите из текста два одушевлённых и два неодушевлённых имени существительных.
  2. Выпишите три слова с проверяемой безударной гласной. Подберите проверочные слова.
  3. Найдите в тексте и подчеркните слова с разделительным ь.

Ворона

Захотела ворона попить. Увидела на дворе кувшин с водой. А воды там мало. Ворона не могла достать воду. И вот она стала кидать в кувшин камешки. Вода немного поднялась. Теперь можно пить. Вот так ворона!

(По Л.Н. Толстому) (34 слова)

Слова для справок: немного, теперь, увидела.

Грамматические задания

  1. Поставьте ударение в словах первых двух предложений.
  2. Выпишите из текста все формы слова вода.
  3. Выпишите из текста три слова с проверяемой безударной гласной в корне слова. Подберите проверочные слова.

Мурка

Оля гостит у бабушки в деревне. Утром бабушка принесла на завтрак кувшин парного молока. Кошка Мурка залезла на стол и опрокинула кувшин. Молоко растеклось белой лужицей. Мурка слизала вкусное лакомство. Сытая, она убежала на улицу.

Слова для справок: опрокинула, лакомство.

Грамматические задания

  1. Выпишите из текста три слова с проверяемой безударной гласной в корне слова. Докажите правильность написания.
  2. Выполните звуко-буквенный разбор слова кувшин.

Цветные лапти

До чего изобретателен русский народ. Придумали красить лапти в два цвета. Один лапоть был выкрашен через клеточку свекольным соком. Другой лапоть тоже через клеточку — синькой. Надевали их зимой в святки и ходили по селу, выпрашивали угощения.

Слова для справок: изобретателен, придумали, выкрашен.

Грамматические задания

  1. Поставьте знак ударения в словах третьего предложения.
  2. Выпишите из последнего предложения слова с проверяемой безударной гласной в корне. Подберите проверочные слова.

Подорожник

Часто это неприметное растение можно встретить около дорог и тропинок. Поэтому его назвали подорожником. С давних времён люди знают о целебных свойствах скромного травянистого растения. Листья подорожника помогают остановить кровь из ранки, облегчают боль от ожога.

Слова для справок: неприметное, растение, ожога.

Грамматические задания

  1. Вставьте в слова: цв..ток, сл..вечко, скв..рец, уд..вительный пропущенные буквы. Докажите правильность своего выбора.
  2. Разделите слова: пальто, билет, пшеница, рисунок, квартира для переноса чёрточками. Подчеркните слоги, в которых букву безударной гласной надо запомнить.

Первый снег

Холодное осеннее утро. По небу бегут тяжёлые облака. Лужи затянулись ледком. Деревья скинули увядшую листу. Дороги, размытые дождями, затвердели. Подул холодный ветерок. В воздухе заплясали белые мушки. Это первый снежок ложится на землю и крыши домов.

Слова для справок: осеннее, тяжёлые, снежок, ложится.

Грамматические задания

  1. Выпишите из текста по два слова с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корне, обозначьте орфограмму. Правописание проверяемой гласной докажите.
  2. Выполните звуко-буквенный разбор слова лужи.

Гроза

Чёрные тучи затянули небо. В воздухе царит тишина. Вдруг налетел порыв ветра и волной прошёлся по траве. Небо разрезала молния. Миг, и раскат грома оглушает округу. По земле застучали крупные дождевые капли, которые сменил частый дождь.

Слова для справок: прошёлся, оглушает.


источники:

http://infourok.ru/diktanti-po-russkomu-yaziku-bezudarnie-glasnie-v-korne-klass-1417584.html

http://vprotl.com/diktant-2-klass/diktantyi-2-klass-po-teme-bezudarnyie-glasnyie-v-korne-slova-chast-1/