2 класс открытый урок правописание слов с разделительным мягким знаком

Открытый урок по русскому языку по теме «Правописание слов с разделительным ь знаком» 2кл.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Конспект открытого урока по русскому языку 2кл.» Правописание слов с разделительным ь знаком»

Скачать:

ВложениеРазмер
Открытый урок по русскому языку по теме «Правописание слов с разделительным ь знаком» 2кл18.85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Лицей» городского округа Бронницы

Открытый урок по русскому языку 2 класс.

По теме : « Правописание слов с разделительным мягким знаком»

Подготовила и провела:

учитель начальных классов

г. Бронницы 2020г.

Тема : « Правописание слов с разделительным ь мягким знаком».

Образовательная: 1.Совершенствовать, навыки правописания слов с мягким знаком. 2.Учить проводить звуко – буквенный анализ слов с разделительным ь знаком.3. Учить отличать разделительный мягкий знак и мягкий знак как показатель мягкости согласных.

Развивающая : 1.Развивать устную и письменную речь. 2. Развивать умение аргументировать свой ответ.

Воспитательная : 1. Воспитывать интерес к предмету. 2. Воспитывать культуру речи. 3. Воспитывать прилежание.

— определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве.

— развитие познавательных интересов, учебных мотивов.

— адекватно воспринимать оценку учителя.

— выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной форме.

— осуществления поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

— основы смыслового чтения, умение выделять из текстов существенную информацию.

— умение формировать собственное мнение и позицию

— умение договориться приходить к общему решению в совместной деятельности.

1 . Организационный момент. Самоопределение к учебной деятельности.

— Здравствуйте, ребята. Садитесь. Я очень рада, вас видеть. Сегодня у нас на уроке русского языка гости. Надеюсь, что вы будете активно работать на уроке.

— Проверим готовность к уроку. Учебник, тетрадь, тетрадь к учебнику пенал. Правила вспомним на уроке мы : сидим правильно, соблюдаем тишину, для ответа поднимаем руку.

2. Актуализация знаний

— Открываем тетрадь, отступаем две строки и записываем число, классная работа.

1. Чистописание . Посмотрите на буквосочетания на доске.

ЬЮ ЬЯ ЬЕ ЬЮ ЬЯ ЬЕ

— Из каких букв состоят эти буквосочетания?

— Напишите эти буквосочетания , каллиграфически верно.

— Как называется мягкий знак, который стоит в словах перед буквами ю, я, е, ё.?

-Напишите на следующей строке слова – отгадки. Сейчас я загадаю загадки, а отгадки будут словарными словами

1.Если дым столбом стоит, под ногами снег скрипит,

Если мерзнут щеки, нос, что на улице ? ( мороз)

2. Хозяин лесной, просыпается весной,

А зимой, под вьюжный вой, спит в берлоге снеговой.( медведь)

3. Стрекотунья белобока. Птица – сплетница. ( сорока)

4. Кто зимой метет и злиться, дует , воет и кружиться.

Стелет белую постель? Это снежная …?( метель)

— Запишите эти слова. Поставьте ударение и выделите орфограммы.

Придумайте предложение со словом, которое обозначает животное.

Медведь любит сладкий мёд.

— О чем говорится в предложении? Подчеркните подлежащее и сказуемое.

— Какое это предложение по цели высказыванию?( повест,распр)

3 . Постановка учебной задачи.

Посмотрите на слова: Морковь, варенье. льют , семья

— На что указывает мягкий знак в словах?

МОРКОВЬ – показатель мягкости согласного звука

В других словах- разделительный мягкий знак, мягкость согласного и гласный давет два звука

— Сегодня мы какую тему продолжим изучать?

«Разделительный мягкий знак. Правописание слов с разделительным мягким знаком»

4. Закрепление пройденного.

— Откроем учебник на странице 34.

— Найдите упражнение 57. Прочитаем задание.

— Запишите без скобок, изменяя форму каждого слова по образцу.

1.У вороб ья, под ел ью , с метел ью , о мурав ье , к солов ью , с радос тью ….

— Подчеркните мягкий знак и следующую гласную букву.

— Найдите упражнение 59.

Прочитаем слова в столбиках. Обратите внимание, разделены для переноса.

— Какое правило вы знаете для переноса слов? ( переносить слова можно только по слогам, но при этом одну букву нельзя оставлять на строке или переносить на другую строку. Слова из одного слога переносить нельзя.)

— Почему не разделены слова в третьем столбике? (Илья, улий, осень)

— Найдите правило на стр.35

— Как переносятся слова с разделительным мягким знаком?И мягкий знак как показатель мягкости?

5. Самостоятельная работа с проверкой .

— Найдите упр.61 – прочитайте задание. Прочитайте слова. Найдите в каждом столбике лишнее слово. Объясните почему оно лишнее.

— Спишите слова. 1ряд- 1й столбик, 2ряд- 2й сяд- 3й столбик.

— Прочитайте, что у Вас получилось.

6 . Включение в систему знаний.

Упр.60 – прочитаем задание. Как вы понимаете каждую пословицу?

Спишите, вставляя пропущенные по смыслу слова и пропущенные буквы

Немного поиграем. Ребята, я буду зачитывать слова, если вы услышите слово с разделительным мягким знаком – поднимаем руку, а если с мягким знаком как показатель мягкости — то сидим тихо.

Здоровье, морковь, день, деревья, вьюга, медведь, льет, Илья, ночь, коньки, семья.

Молодцы! Справились. Оцените свою работу на уроке. Кто сможет прийти домой и рассказать родителям?

8 Подведение итогов.

— С какой орфограммой мы познакомились?

— Какое правило переноса мы повторили. Выполняя задание?

Открытый урок по русскому языку на тему «Разделительный мягкий знак»(2 класс)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

по русскому языку.

Тема: Разделительный мягкий знак.

Ознакомление с написанием разделительного мягкого знака.

Дать понятие мягкого знака как разделительного.

Развивать умение употреблять в словах мягкий разделительный знак.

Формировать и развивать умение думать, анализировать, обобщать, развивать память, воображение, сообразительность.

Соблюдать здоровьесберегающие технологии.

Тип урока: урок – открытия новых знаний с мультимедийной презентацией.

Оборудование: Мультимедиа – проектор, компьютер, экран; план рассказа правила на ватмане, кроссворд на ватмане, маркеры,

— Сегодня мы познакомимся с ещё одним правилом русского языка. Помогут нам в этом ваши знания и дружная работа.
Оформление тетради.
( Записать число, классная работа )
2. Каллиграфическая минутка. Слайд 2.
а) Подготовка руки к письму.
— А сейчас, повторяем за мной (подготовим руку к письму в тетради):
Две весёлые лягушки
Ни минутки не сидят.
Ловко прыгают подружки,
Только брызги вверх летят.

(Руки — в кулачок. Кулачки положить на парту. Резко выпрямлять пальцы).

Мы будем красиво писать удивительную букву.
— Мы напишем мягкий знак.
Нежно капелькой
Вот так (показ написания

— Следим за высотой, наклоном и шириной букв. Пишем её до конца строчки.
Чем удивительна эта буква? ( Она не имеет звука.)

3.Словарная работа. Слайд 3.
— Прочитайте словарные слова.

Лебед…, олен…, пал…то, пен….

— Какой буквы нет в словах? (ь)

Запишите эти слова в тетрадь, через запятую, подчеркните мягкий знак.

-Какую работу выполняет мягкий знак?
4.Подготовка к восприятию нового материала. Слайд 4. (читает ученик)

На берегу Зелёного ручья жил мышонок. Днём он обычно спал, а ночью слушал песни соловьёв. «Почему я не пою, как соловьи и не летаю, как птицы? Наверное, потому, что у меня нет крыльев».

— Эта сказка про маленького мышонка, который написал письмо волшебникам и попросил у них …

— Крыля (читаю со слайда). Слайд 5.
-Ой, что-то не так. Ну, конечно! Не крыля, а ………..
Дети: — Крылья (читают со слайда).

5.Формулировка целей и задач урока.

— Видим разницу в словах .Вот мышонок поставил перед нами проблему. Слайд 6 .
— Давайте установим, в чём разница в словах КРЫЛЯ и КРЫЛЬЯ. Для этого сравним последние слоги.
А) КРЫЛЯ – ЛЯ (показ) — Назовите последний слог. (ля)
— Эти буквы были очень дружны и образовывали сочетание.
— Какие звуки вы слышите при произношении?
Б) — Но с ними очень захотел дружить мягкий знак и разделил буквы «ЭЛЬ» и «Я» в разные стороны.
— Послушайте последний слог ЛЬЯ.
— Что мы услышим, если мягкий знак встанет после «ЭЛЬ» и перед «Я»? (услышим Й).
Г) — Как же называется знак, который разделяет согласные и гласные буквы? (Разделительный Ь)
— На какой вопрос будем искать ответ на уроке? (Когда в словах пишется разделительный Ь)
— Чему будем учиться на уроке? (писать слова с разделительным Ь)
-Значит, тема нашего урока «Разделительный мягкий знак» Слайд 7.

6.Работа над правилом.
— Назовите все слова с разделительным мягким знаком. Слайд 8.

На берегу Зелёного ручья жил мышонок. Днём он обычно спал, а ночью слушал песни соловьёв . «Почему я не пою, как соловьи и не летаю, как птицы? Наверное, потому, что у меня нет крыльев ».

Слайд 9 — выделены гласные и согласные.
КРЫЛЬЕВ
СОЛОВЬЁВ
СОЛОВЬИ
НОЧЬЮ
РУЧЬЯ

— После каких букв стоит разделительный ь?
— Что общего? (согл.)
— Перед какими буквами стоит разделительный ь?
— Что общего? (гласн.)
— Назовите их.
— Какой звук мы слышим в этих словах после согласного? (Й)
— Сейчас мы попробуем сформулировать правило самостоятельно и ответить на главный вопрос нашего урока: когда в словах пишется разделительный Ь. А поможет нам ПЛАН, который записан на ватмане.

ПЛАН:
После каких букв?
Перед какими буквами ? Назови их.

Какой звук слышим после согласного?

— Отвечая на эти вопросы, формулируем правило:
Разделительный ь пишется 1) ………..2)…………, если 3)…………. .

Разделительный ь пишется после согласных и перед гласными Е, Ё, И, Ю, Я, если в этих словах слышится звук Й. Слайд 10.

4. Первичное закрепление.
— Зная это правило, давайте поможем мышонку осуществить свою мечту. Слайд 11 .(читают дети)
Отправился мышонок просить у волшебников КРЫЛЬЯ. Шёл он и днём, и НОЧЬЮ через леса, поля и РУЧЬИ. Он слышал ЧИРИКАНЬЕ ВОРОБЬЁВ. СОЛОВЬИ подбадривали его своими песнями.
— Найдите и выпишите в тетрадь через запятую слова с разделительным ь.

Первое слово напишем с красной строки, с большой буквы, остальные слова через запятую, с маленькой буквы.
— Итак, читаем слова, которые вы выписали? Слайд 12.
Крылья, ночью, ручьи, чириканье, воробьёв, соловьи.
ПРОВЕРКА.

-Подчеркните в словах разделительный мягкий знак.
5.Закрепление.
Увидел наш мышонок селенье волшебников и рассказал им о своей мечте. Согласились добрые волшебники помочь маленькому путешественнику, но только после того, как он выполнит испытания.

Ваше первое испытание. Разгадываем кроссворд. Слайд 13.

1.Домики для пчёл. (Улья)
2.Снежная буря. (Вьюга)

3.Мать, отец и дети. (Семья)

4.Ягоды, сваренные в сахаре (Варенье)

5.Животное, которые любят бананы. (Обезьяны)

— Вот вам вторая задача. Чтобы её выполнить – будьте внимательны. Слайд 14.

деньки, листья, муравьи, яблонька, сосульки, вьюга, зверьки, перья

— Все ли слова по нашему правилу? Смотрите, между какими буквами пишется мягкий знак?
— Подумайте, какое задание могли придумать волшебники?
— На какие 2 группы можно разделить эти слова? ( с разделительным Ь и Ь – показатель мягкости согласного)
— Назовите слова с разделительным Ь.
— Назовите слова, где Ь – показатель мягкости согласных.
— Запишем слова в тетрадь в два столбика.

— Мы прошли испытания и наша сказка заканчивается. Слайд 16.
Подарили волшебники мышонку крылья и сказали: «Из тебя получится прекрасный крылатый мышонок. Летай на здоровье и не знай себе горя!»
7. Итог урока.
— Улетел наш радостный мышонок навстречу своему счастью, а нам оставил письмо: Слайд 17.
Слова собрал я здесь не зря:
Деревья, листья и скамья,
Колосья, братья и семья –
Что в них за правило, друзья?
— Какое правило учили?
-Расскажите правило написания слов с разделительным Ь, используя план ответа.
6.Итог урока.
-Понравился ли вам урок?
-Что нового мы узнали?
-Чему мы научились на уроке?
-Помогла нам дружба работать на этом уроке?

7. Дом.зад.: Стр. упр.

1. Разделительный мягкий знак пишется:
А) в середине слова между согласными;
Б) в конце слова;
В) после согласных перед гласными е, ё, ю, и, я.
2. Выбери слово, в котором (ь) – показатель мягкости:
А) пальчики;
Б) вьюга;
В) глазунья.
3. Укажи слово с разделительным мягким знаком:
А) солов…и;
Б) руч…ка;
В) ден…ки.
4. Укажи слово с правильным переносом:
А) вь-юга;
Б) крыль-я;
В) маль-чик.
5. Выбери слово, в написании которого допущена ошибка:
А) друзья;
Б) стуля;
В) очки.

Открытый урок «Правописание слов с разделительным мягким знаком». 2-й класс

Класс: 2

Цель: формировать навыки правописания слов с разделительным мягким знаком и другими изученными орфограммами.

Задачи:

  • Предметные:
    • Закреплять умение обозначать мягкость согласных с помощью мягкого знака на конце и в середине слова.
    • Закреплять умение употреблять разделительный мягкий знак.
    • Сформировать умения различать две функции мягкого знака: разделительного и показателя мягкости.
    • Учить переносить слова с мягким знаком.
    • Обогащать словарный запас учащихся.
  • Личностные
    • навыки сотрудничества с учителем и сверстниками
    • мотивация к творческому труду, к работе на результат.
  • Метапредметные:
    • Регулятивные
      • ставить учебную задачу на основе соотнесения известного и усвоенного материала;
      • умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
    • Познавательные
      • активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
      • логические действия, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.
    • Коммуникативные
      • готовность слушать собеседника и вести диалог;
      • излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
      • использовать игровые технологии, здоровьесберегающие, информационные.

I. Организационный момент

Вот снова прозвенел звонок –
Мы начинаем наш урок.
Я тетрадочку открою
И наклонно положу.
Я друзья от вас не скрою –
Ручку правильно держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.

– Записываем в тетрадях число, классная работа.

II. Актуализация знаний

1. Словарная работа

Учитель показывает слово с пропущенной орфограммой на карточке, один ученик объясняет, какую букву, надо писать. Все записывают эти слова.

Д…рога, б…рёза, . нварь, к…ньки, м…роз, м…тель, сн…гирь, р…сунок.

– На какую тему эти слова? (Ответы детей.)

2. Орфографическая минутка

– Прочитайте группы слов на доске и определите по какому признаку они объединены?

Снег, травка, глазки, улов
Поляна, снежок, земля, бросать
Воробьи, заячьи, ребячьи, коньки

– Чем похожи слова третьей группы? (Во всех словах пишется буква ь)
– Какое слово лишнее? Почему?(Лишнее слово коньки, в нем мягкий знак показатель мягкости.)
Докажите. Обоснуйте свой ответ.
Что общего у оставшихся слов? (Разделительный мягкий знак)
Запишите слова, подчеркните в них орфограмму.

III. Самоопределение к деятельности

– О какой букве написано правило в стихах?

Что за буква, кто узнает,
Звука не обозначает.
Может только показать,
Как согласную читать. (Это буква мягкий знак.)

О какой «работе» мягкого знака идет речь в этом стихотво­рении? (Мягкий знак показатель мягкости.)
Послушайте следующее стихотворение об этой букве.

Перед Е, Ё, И, Ю, Я
Я в корнях стою, друзья.
Воробьи, семья, жилье –
Перед Я, И, Е, Ю, Ё.

– Какую «работу» выполняет мягкий знак здесь? (Это разде­лительный мягкий знак.)
Чему мы будем учиться сегодня на уроке?

IV. Физкультминутка

А сейчас все дружно встали,
Отдохнем, как на привале.
Вправо, влево повернись,
Наклонись и поклонись!
Руки вверх, руки вбок
И на месте прыг да скок!
А теперь бежим вприпрыжку.
Молодцы вы, ребятишки!

V. Работа по теме урока

1. Работа с учебником

2. Упражнение в определении значения мягкого знака

Карточка 1 (Приложение)

Запиши слова в два столбика. В первый столбик с мягким знаком для обозначения мягкости согласного, а в другой – с разделительным мягким знаком. Раздели вертикальной чертой слова для переноса.

С Ь, обозначающим мягкость С разделительным Ь

Соловьи, льдина, гостья, птичьи, больница, друзья, пальто, перья, здоровье, шалунья, жильцы, большой.

Проверка. Прочитайте слова с мягким знаком для обозначения мягкости согласного по слогам, как вы разделили для переноса.

– Прочитайте слова с разделительным мягким знаком.

3. Упражнение в написании разделительного мягкого знака

Карточка 2 (Приложение)

Спиши слова, вставляя, где нужно, разделительный мягкий знак.

Ночю, ули, шёт, лёт, птичя, вороби, лют, медвежя, деревя, семя, листя, друзя, солови, перя, заячи.

Проверка. Учащиеся по очереди подходят к доске и на месте мягкого знака ставят вертикальную черточку.

4. Замените словосочетания одним словом с разделительным Ь. Запишите эти слова. (Словосочетания читает учитель)

Снежная буря – вьюга
Мама, папа, дети – семья
Ягоды, сваренные в сахаре – варенье
Дом, жилище – жильё
Домики для пчёл – ульи
В какое время года птицы улетают в тёплые края? – осенью

5. Составьте из слов предложения. Запишите. Подчеркните слова с разделительным мягким знаком. (Слова записаны на доске)

сидит, на, снегирь, рябине
птицы, деревьях, на, гнёзда, вьют

Какие слова с мягким знаком вы не подчеркнули? Почему?
– Какие орфограммы ещё встретились в этих предложениях?

VI. Самостоятельная работа

1.Выпишите только те слова, в которых надо поставить раз­делительный мягкий знак.

Плат..е, земл..я, гост..я, кол..есо, ш..ет, Кат..я, Дар..я.

– В каких словах написали разделительный мягкий знак?

2. Тест-игра «Выбери нужное слово»

VII. Рефлексия

– Над правописанием какой буквы мы работали на уроке?
– Какие выводы сделали?
– Какое задание вам было интересно выполнять?
– Возьмите солнечные лучики и капельки дождя. Если вы считаете, что урок полезен, то приклейте лучики к солнышку, а если вам было скучно, вы ничего полезно не узнали и не запомнили, то к тучке приклейте капельки дождя

VIII. Домашнее задание на выбор

Упр.65 с.37 или написать 3 пословицы, где есть слова с разделительным мягким знаком


источники:

http://infourok.ru/otkritiy-urok-po-russkomu-yaziku-na-temu-razdelitelniy-myagkiy-znak-klass-736734.html

http://urok.1sept.ru/articles/660147