2 класс правописание чу щу 1 класс

Урок по обучению грамоте по теме: «Правописание слов с сочетанием чу – щу»
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Урок по обучению грамоте по теме: «Правописание слов с сочетанием чу – щу»

Скачать:

ВложениеРазмер
urok_russkogo_yazyka_1kl_chu_-shchu.docx37.84 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 1 классе по обучению грамоте

Тема: Правописание слов с сочетанием чу – щу

Познакомить с правописанием слов с сочетанием чу – щу

Закреплять особенности звуков [ч’], [щ’];

Закреплять знания о несоответствии между произношением и написанием сочетаний

Развивать орфографическую зоркость, фонематический слух и речь учащихся;

Развивать логическое мышление;

Развивать познавательный интерес.

Воспитывать положительные нравственные качества.

  • личностные УУД : осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с трудолюбием.
  • метапредметные УУД : регулятивные — принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

познавательные – используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативнымии познавательными задачами и технологиями предмета;

коммуникативные – умеют излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения;

предметные УУД : правописание слов с сочетанием чу — щу

1.Психологический настрой на работу

Здравствуйте, ребята. У нас сегодня гости, посмотрите на них и подарите им свои улыбки.

Пожмите друг другу руки и своим пожатием пожелайте хорошей работы на уроке.

А я хочу пожелать вам активной работы на уроке.

Вот звонок нам дал сигнал,
Поработать час настал.
Так что время не теряем,
Все к работе приступаем.

Проверьте свою посадку.

Откройте тетради и запишите число. (4 марта)

II. Постановка учебной задачи

– Дети, назовите какие звуки обозначают буквы ч , щ ?

Дайте характеристику этим звукам.

(согласные, глухие, шипящие, звуки [Ч], [Щ] всегда мягкие).

Прочитайте слова на доске: Ро ща , да ча , чу рка, чаща

— Какие сочетания с данными буквами встретились в этих словах?( ча, ща, чу )

— Давайте подчеркнем их.

— С какими сочетаниями мы уже познакомились на прошлом уроке?(ча, ща)

— Что мы про них знаем? (пишутся с гласной буквой а )

— Какое здесь лишнее слово? (чурка) . А почему?( чу)

Тема нашего урока « Правописание слов с сочетанием чу — щу » (на доске)

Скажите чему будем учиться на уроке?

Сегодня мы будем учиться писать слова, предложения с сочетаниями чу — щу

А мы что – ни будь знаем по этой теме?

А чтобы вы хотели узнать?

Опасней всех она в реке,
Хитра, прожорлива, сильна,
Притом — такая злюка!
Конечно, это…(щука)

– Произнесите отгадку, выделите первый звук.

– Что можете о нем сказать? (Он согласный, шипящий, мягкий.)

— Какие гласные обозначают мягкость предшествующих согласных ? ( е, ё, и, ю, я )

А какие твердость предшествующих согласных звуков? (а, о, у, ы, э)

4. Постановка проблемы

Какую гласную мы напишем в слове щ . ка? (слово на доске )

Значит по закону мы должны написать букву ю , а мы будем писать какую букву? ( у).

5.Открытие новых знаний

Какое правило мы можем сформулировать?

В сочетаниях чу, щу пишется только буква у , вопреки всем законам.

Звуки ч и щ всегда мягкие, поэтому их смягчать уже не надо. В сочетании чу, щу пишется буква у .

6. Первичное закрепление

Запишите слова, вставляя пропущенные буквы, подчеркните сочетания и запомните как они пишутся.

На доске: Леч. , тащ . , ищ . , крич . , встреч . , навещ . .

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо, поворот.

Три наклона, прямо встать.

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбку подарили.

Ходьба на месте.

Поднятие, опускание рук.

Ходьба на месте.

8. Работа в парах.

А сейчас я предлагаю вам в парах поиграть в игру «Собери слово»

На парте у вас лежат карточки, на них написаны слоги, вам нужно из них составить слова(устно) лок

Проверка. чу рка

Как вы понимаете слово чулан? чело до

9.Запись под диктовку.

Вася Щукин пил чудесный чай.

Какие орфограммы встретились в этом предложении? (сочетания ), подчеркните их.

– Назовите мягкие шипящие согласные. Какая гласная пишется после этих согласных?

— Слова, с какой орфограммой нам встречались?

— Какие правила русского языка помогали нам на уроке?

ЧУ ЩУ пиши с буквой У

Как хорошо, что вы зашли на Kidside!

Сегодня продолжаем повторять программу 1 класса.

Что должен знать ребенок ко 2 классу:

  • что такое алфавит, звуко-буквенный состав
    (чтобы повторить – заходите сюда)
  • что такое предложение, текст, монолог, диалог
  • правописание
    жи ши пиши с буквой и – задания на жи\ши
    ча ща пиши с буквой а – диктанты на ча\ща
    чу щу пиши с буквой у – смотри ниже)
  • имена собственные пишутся с заглавной буквы
    (отрабатываем здесь)
  • однокоренные слова, проверочное и проверяемое слово
  • словарные слова за 1 класс
    (все словарные слова за 1-4 классы)
  • предмет, признак предмета,действие предмета

Итак, запомни!

В сочетаниях ЧУ-ЩУ
Пишут только букву У!

Задания и диктанты для 1 класса на правило ЧУ|ЩУ

Подчеркни слова с орфограммой чу,щу:

На чужой каравай рот не разевай!

Чужие дети быстро растут

Чучело только видом пугает

На чужой стороне Родина милей вдвойне

Вставь пропущенные буквы У или Ю:

Ворчун, чучело, бублик, щука, утюг, чумазый, чудный, полощу, лютики, чугун, щуриться, полечусь, чулки, щуплый.

Проучу чужака, чубчик кучерявый, очутиться в чулане, прострочу чулки, почищу кольчуг, сюртук чуточку мал, чудак человек, чудесный сюртук, ощущение чуда, щучий хвост.

Примеры на чу щу

Вставь ЧУ или ЩУ:

Ивану Фомичу, маленькая дочурка, старинная кольчуга, ищу друга, вскипячу чай, дальняя чужбина, чудное утро, добрый молчун, опущусь на дно, визит к врачу, расчищу двор, лихо прокачу

Вкручу лампу, начищу до блеска, чувство обиды, тёмный чулан, старый чулок, оплачу штраф, напущу страху, научу читать.

Диктант на Чу ЩУ

Вставь буквы у или ю:

Мал..сенький щ..рёнок вырастет и превратится в огромную щ..ку. Охотничья собака ч..ет добыч.. по запаху. Дети забрели в лесную чащ.. . В одно ч..дное утро маленькая доч..рка налила чай Ивану Фомич.. .

Конспект по р.я.на тему»Правописание чу — щу»

Конспект пробного урока русского языка

Образовательная программа «Школа России»

Цель: создать условия для формирования орфографических умений и навыков

Образовательные: закреплять представления обучающихся о мягких согласных звуках [ч’], [щ’]; упражнять детей в написании слов с сочетаниями чу-щу.

Воспитательные: воспитывать аккуратность, усидчивость.

Развивающие: развивать мыслительные операции: синтез, анализ, обобщения; связную речь детей при работе с пословицами.

Предметные: учить объяснять в сочетаниях чу-щу написание гласной у, а в сочетаниях ча-ща –буквы а .

Регулятивные: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; поиск средств её осуществления, отвечать на итоговые вопросы.

Познавательные: использование знаково-символических средств представления информации.

Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

Личностные: формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

Оборудование: тетради, учебники, презентация.

I . Организационное начало урока

— Здравствуйте, ребята. Садитесь.

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться,

— Ребята, давайте проверим вашу готовность к уроку. У вас на столе должны лежать тетрадь, ручка, карандаш, линейка.

II . Актуализация знаний

— Ребята, расскажите, какой ваш класс. (Наш класс дружный, наш класс весёлый, наш класс умный)

— А у вас есть девиз?

— Какой? (Один – за всех, и все- за одного!)

— Ребята, когда кому-то из вас грустно, то, наверное, грустно всем, когда всем весело, то весело каждому. Так?

— Вот и давайте поиграем в игру «Один как все». Ребята, посмотрите на слайд. Сейчас мы будем дружно называть действия всего класса, а кто-то из вас один будет называть собственное действие.

(грущу, молчу, лечу, тащу, стучу)

— Молодцы! Вы действительно дружные ребята. Скажите, какие сочетания чаще всего звучали? (Чу – щу).

— Как вы думаете, какова тема нашего урока? (Чу–щу пиши с буквой у .)

1. Минутка чистописания

— Ребята, сейчас мы проведём минутку чистописания . Сядьте правильно.

1. Спина касается спинки стула.

3. Ноги на полу (или на подставке).

4. Между грудью и партой проходит кулачок.

5. Расстояние от глаз до парты равняется длине руки, поставленной на локоток.

— А теперь я буду говорить, а вы выполнять:

Я тетрадь свою открою

И с наклоном положу.

Я от вас, друзья, не скрою:

Ручку я вот так держу (показываю).

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я примусь.

— Но сначала давайте подготовим руку к письму.

Этот пальчик самый толстый, самый сильный и большой.

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный, он стоит посередине.

Этот пальчик безымянный, избалОванный он самый.

Этот пальчик хоть и мал, но он ловок и удал.

(Дети проговаривают слова и разминают каждый пальчик по очереди, начиная с большого.)

— Скажите, а что вы знаете о звуках [ч’] и [щ’]? Какие они? (Согласные, мягкие, шипящие)

— Какой буквой обозначается звук [ч’]? ( Буквой че )

— Какой буквой обозначается звук [щ’]? ( Буквой ща )

— Ребята, скажите, с какими гласными буквами дружат буквы че и ща ? (Буквы че и ща дружат с буквами а и у )

— А с какими гласными буквами они не дружат? (Не дружат с буквами я и ю )

— Какие правила о сочетаниях ча-ща и чу-щу мы знаем? ( Ча-ща пиши с а , чу-щу пиши с у )

— Вот эти сочетания мы и будем писать на чистописании. Запишите в тетрадях число.

— Обратите внимание, что все заглавные буквы мы начинаем писать от середины широкой строки, значит, все заглавные буквы должны быть одной высоты. Строчные буквы не должны выходить за верхнюю линию рабочей строки. Буквы должны быть одной ширины и одного наклона. ( Показ на доске )

— На следующей строке напишите каждое сочетание по 2 раза: Ча Ча ча ча Чу Чу чу чу Ща Ща ща ща Щу Щу щу щу

— Ребята, злой Бармалей украл буквы из слов. Посмотрите на слайд:

— Ребята, давайте вернём буквы на место. Сначала прочитаем слова хором.

— Какую же букву украл Бармалей?

— Какие сочетания встречаются в этих словах?

— Как их нужно писать?

— Кто хочет выполнить это задание у доски?

— Все остальные списывают со слайда слова в тетрадь. Сочетания ча-ща подчеркните.

— Ребята, скажите, каким правилом мы пользовались при написании слов с сочетаниями ча-ща? (Ча – ща пиши с буквой а )

III . Сообщение темы урока

— Мы повторили, как пишутся сочетания ча-ща. Сегодня на уроке закрепим правило о написании сочетаний чу-щу. Будьте внимательны.

IV . Закрепление знаний. Выполнение тренировочных упражнений

1. Упражнение в обнаружении в словах изучаемой орфограммы (устно)

— Сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Продолжи словечко».

— Итак, правила простые, я читаю предложение, а вы дополняете его последним словом.

На рыбалке не ворчу, щуку из реки…

Волки рыщут, пищу…

Я откликаться не хочу, меня зовут, а я …

Пескарю, плотице – мука, если близко рыщет…

Я только нитки отыщу и змея в небо…

(тащу, ищут, молчу, щука, запущу – слова появляются в конце предложений после того, как будут произнесены детьми )

— Какие слова с сочетаниями чу-щу нам встретились в этих предложениях? Назовите их.

— Ребята, что вы знаете о написании этих сочетаний? (чу – щу пиши с буквой у )

— Молодцы, всё правильно.

2. Выборочное списывание

— Мы поработали устно, теперь выполним письменное упражнение. У вас на столах лежат карточки. Прочитайте текст про себя.

— Послушайте: теперь его прочитаю я.

Я грамотно писать хочу,

Слова на ЧУ и ЩУ учу:

Чулки, чулан, стучу, кричу,

Тащу, ищу, ворчу, молчу.

— Ребята, вам необходимо выписать два слова с сочетанием чу и два слова с сочетанием щу . Сядьте правильно. Начинаем писать с новой строки через запятую. Сочетания чу-щу подчеркните.

— Ребята, а теперь обменяйтесь тетрадями с товарищем по парте. Возьмите в руку простой карандаш и внимательно проверяйте.

V . Подведение итогов урока. Рефлексия

— Ребята, урок подходит к концу. Давайте скажем, написание каких сочетаний мы повторяли на уроке?

— Как пишутся сочетания ча-ща?

— Приведите примеры слов с сочетаниями ча-ща.

— А как пишутся сочетания чу-щу?

— Приведите примеры слов с сочетаниями чу-щу.

— У вас на партах лежат карточки с сочетаниями чу – щу . Если вы довольны своей работой на уроке, у вас хорошее настроение, закрасьте эти сочетания светлыми весёлыми цветами, если нет – тёмными.

— Покажите, что у вас получилось.

VI . Организация на перемену

— Ребята, мне понравилось с вами работать. Вы действительно дружные, активные, умеете серьёзно работать на уроке, если нужно, то помогаете друг другу. Приготовьтесь к следующему уроку.

— Встаньте. Урок окончен.

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс повышения квалификации

Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС

  • Долбня Антонина ВитальевнаНаписать 931 04.04.2017

Номер материала: ДБ-320310

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    04.04.2017 213
    04.04.2017 375
    04.04.2017 220
    04.04.2017 193
    04.04.2017 1613
    04.04.2017 1339
    04.04.2017 105

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

В Хабаровске утвердили дополнительные школьные каникулы

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

55 российских школ остаются на карантине по коронавирусу

Время чтения: 0 минут

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Основы православной культуры чаще всего преподают учителя начальных классов

Время чтения: 2 минуты

РАО учредит научно-образовательный центр для подготовки научных кадров

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


источники:

http://kidside.ru/chu-shhu-pishi-s-bukvoj-u/

http://infourok.ru/konspekt-po-ryana-temupravopisanie-chu-schu-1742343.html