2 класс правописание мягкого знака в конце и середине слова

Технологическая карта открытого урока по русскому языку «Правописание мягкого знака на конце и в середине слова перед другими согласными» (УМК «Школа России», 2 класс)
материал по русскому языку (2 класс)

Открытый урок по русскому языку во 2 классе по УМК «Школа России». Тема урока : «Правописание мягкого знака на конце и в середине слова перед другими согласными».

Скачать:

ВложениеРазмер
Правописание мягкого знака на конце и в середине слова перед другими согласными, 2 класс,УМК «Школа России»36.78 КБ
Правописание мягкого знака на конце и в середине слова перед другими согласными, 2 класс,УМК «Школа России»2.41 МБ

Предварительный просмотр:

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА ВО 2Е КЛАССЕ

Филиппова Елена Николаевна

учитель начальных классов,

МАОУ «СОШ №10» г.Реутов

Правописание мягкого знака на конце и в середине слова перед другими согласными

Получение новых знаний

Понаблюдать над ролью мягкого знака в русском языке.

Вспомнить, в чем особенность мягкого знака.

Повторить, как переносятся слова с мягким знаком в середине.

  • развитие умения обозначать мягкость согласных в конце и в середине слова мягким знаком;
  • развивать речь учащихся и фонематический слух;
  • воспитывать любовь к родному краю, создавать условия для развития коммуникативных навыков, используя работу в паре.

Предметные: Осознают безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры; применяют орфографические правила; овладевают умением проверять написанное.

Личностные результаты : Владеют навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умениями избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

Универсальные учебные действия (метапредметные): Регулятивные: планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные: общеучебные – владеют базовыми предметными и межпредметными понятиями, отра-
жающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; логические – умеют строить
рассуждения.

Коммуникативные: определяют общую цель и пути ее достижения; умеют договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществляют взаимный контроль; адекватно оценивают
собственное поведение и поведение окружающих .

Формы организации познавательной деятельности учащихся

Коллективная, фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

компьютер, проектор, презентация к уроку, учебник и электронное приложение к учебнику «Русский язык» 2 класс В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, карточки для парной работы.

Русский язык. 2 класс

Конспект урока

Русский язык. 2 класс.

Урок 51. Мягкий знак (ь). Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине слова перед согласными

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

1) Мягкий знак как показатель мягкости согласных звуков.

2) Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине слова перед согласными.

3) Правила переноса слов с мягким знаком в середине слова перед согласными.

Глоссарий по теме:

Мягкий знак – показатель мягкости – это буква, которая не обозначает звуков, а только указывает на мягкость предшествующего согласного звука.

Мягкие согласные звуки – это согласные звуки, при произнесении которых, средняя часть языка поднимается к нёбу.

Показатели мягкости согласных звуков на письме – это буквы Ь, Ю, Я, Е, И, Ё.

Основная и дополнительная литература по теме урока

Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. – С. 124 – 128.

Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. – С.59-63.

Канакина В.П., Щеголёва Г.С. Русский язык. 2 класс. Контрольные работы. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2018. — С. 23 — 28.

Канакина В. П. Русский язык. 2 класс. Тетрадь учебных достижений. – М.: Просвещение, 2017. – С. 40 — 41.

Канакина В. П. Русский язык. Раздаточный материал. Пособие для учащихся. 2 класс. – М.: Просвещение, 2018. — С. 33, 34.

Тихомирова Е .М. Тренажёр по русскому языку к учебнику В.П. Канакиной, В. Г. Горецкого «Русский язык. 2 класс. В 2 ч.» ФГОС ( к новому учебнику) – М.: .: Издательство «Экзамен», 2018. — С.46-47.

Тихомирова Е. М. Тесты по русскому языку. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1: к учебнику В.П. Канакиной, В. Г. Горецкого «Русский язык. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1.» ФГОС ( к новому учебнику) – М.: Издательство «Экзамен», 2017. — С. 75 — 77.

Русский язык: предварительный контроль: текущий контроль: итоговый контроль: 2 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций / О. Е. Курлыгина, О. О. Харченко. – М.: Просвещение: УчЛит, 2018. — С. 48-52.

Открытые электронные ресурсы по теме урока

Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

Многие народы придумали специальные значки, которыми стали отображать звучащую речь. Назвали эти значки буквами. Нередко встречаются среди них совершенно необыкновенные экземпляры!

Одни поражают своим внешним видом, как японские и китайские иероглифы. Другие своей переменчивостью. Так в арабском языке почти все буквы на конце и в середине слова пишутся по-разному.

В русском языке тоже есть не менее странные буквы. Одна из них – мягкий знак.

Что же удивительного в этой букве? Правильно: эта буква не обозначает ни одного звука, а все равно имеет свое место в русском алфавите.

За что же ей такая честь? Какую работу она выполняет?

Например, слова «УГОЛЬ» и «УГОЛ» на письме различаются только буквой «Ь». А теперь произнеси их и прислушайся: [угоЛ] — [угоЛ′]. Последние звуки в словах парные по мягкости-твердости. Эту мягкость на письме показывает буква «мягкий знак»!

Запомните! Буква «мягкий знак» не обозначает мягкость предыдущего согласного звука, а только указывает, на его мягкость. Поэтому эту букву так и называют: «Мягкий знак – показатель мягкости».

Но так ли важно показывать мягкость согласных звуков?

Давайте проведем исследование. Сначала запишем несколько слов с буквой «Ь» на конце и в середине слова: МЕЛЬ, КОНЬ, БАНЬКА, МАЛЬЧИК. Значение каждого из этих слов можно объяснить. Теперь в каждой записи уберём букву мягкий знак и объясним значение получившихся слов.

Итак, была МЕЛЬ — мелкое место в водоёме, а стал МЕЛ – один из видов известняка. Был КОНЬ — домашнее животное, а стал КОН – часть игры. Была БАНЬКА — деревянная постройка для мытья тела, а стала БАНКА – ёмкость для хранения.

Что произошло со значением каждого из этих слов? Оно изменилось.

А что же со словом «МАЛЬЧИК»? Если в этом слове убрать букву «Ь», то его значение не просто изменится, оно пропадет совсем: МАЛЬЧИК – МАЛЧИК.

Будь внимателен! Значение слова изменится или совсем пропадёт, если в его записи удалить или по ошибке не написать букву мягкий знак.

Буква мягкий знак указывает на мягкость согласного звука в двух случаях: если этот звук последний в слове, и, если за мягким согласным звуком следует тоже согласный звук.

Грамотно писать слова с мягким знаком тебе поможет алгоритм обозначения мягкости согласного звука на письме.

Рисунок 1 – Алгоритм обозначения мягкости согласного звука на письме

Шаг 1. Произнеси слово.

Шаг 2. Определи в слове мягкий звук.

Шаг 3. Определи, следует ли за мягким звуком другой звук? Если последующего звука нет, то пиши букву мягкий знак.

Шаг 4. Если есть последующий звук, то определи, какой он: гласный или согласный.

Шаг 5. Если последующий звук согласный, то пиши букву мягкий знак. Если последующий звук гласный, то пиши гласную букву Я, Ю, И, Е или Ё.

Запомни! Мягкий знак – это орфограмма.

Интересно, что буква «мягкий знак» — одна из самых взрослых букв русского алфавита. Некоторые учёные утверждают, что ей уже больше 1000 лет.

И беззвучной она была не всегда. В самом начале эта буква имела хоть и очень-очень короткий, но все же звук — [Э]. Записывалась она только после букв, обозначающих мягкий согласный звук. Но, став старше, буква «мягкий знак» потеряла даже и этот короткий звук. Случилось это уже более 700 лет назад. С тех пор она только указывает на мягкость предыдущего согласного звука.

Но мы с вами уже выяснили, что эта работа тоже очень важная!

Мягкий знак так прочно связан с буквой предыдущего мягкого согласного, что даже при переносе слова всегда остается с ней. Например, при переносе слова ДЕНЬКИ на одной строке оставим часть ДЕНЬ-, а часть КИ запишем уже на следующей строке.

Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине слова перед согласными можно проверить по орфографическому словарю. Он ваш главный помощник в грамотном письме. Не ленитесь работать с ним, и вас ждет успех!

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание. Зачеркни слова.

Зачеркните слова, в которых не нужно было писать букву «Ь» (мягкий знак).

ПАЛЬТО, ПАЛЬКА, КОНЬКИ, ЗОНЬТЫ, СОСУЛЬКА, ВЕШАЛЬКА, СТУПЕНЬКИ, ПЕСЕНЬКА, ЛЕСЕНЬКА, ЛИСОНЬКА, ОЛЕНЬ, ОБЕДЬ, МЕБЕЛЬ, ГЛОБУСЬ.

Подсказка: Вспомните, в каких случаях после согласной буквы пишется мягкий знак. Проверь правописание предложенных слов по орфографическому словарю.

Правильный ответ: ПАЛЬТО, ПАЛЬКА, КОНЬКИ, ЗОНЬТЫ, СОСУЛЬКА, ВЕШАЛЬКА, СТУПЕНЬКИ, ПЕСЕНЬКА, ЛЕСЕНЬКА, ЛИСОНЬКА, ОЛЕНЬ, ОБЕДЬ, МЕБЕЛЬ, ГЛОБУСЬ.

Задание. Выполни звуко-буквенный анализ слова.

Выполните звуко-буквенный разбор слова «КОНЬКИ».

Подсказка: Вспомни порядок звуко-буквенного разбора слов и характеристику гласных и согласных звуков.

Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Правописание мягкого знака в конце и в середине слова»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Тема: Правописание мягкого знака в середине и на конце слова.

Уточнение представлений учащихся о способах обозначения на письме мягкости согласных звуков.

Развитие умения обозначать мягкость согласных в конце и в середине слова мягким знаком, переносить слова с мягким знаком.

Развивать умения составлять предложения

Воспитывать любовь к родному языку, бережное отношение к природе.

Тип урока: закрепление прйденного

Цель методическая: создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации, для применения знаний и умений в знакомой и новой учебной ситуации через общеклассную, индивидуальную и групповую формы организации познавательной деятельности.

Закрепить представление учащихся о способе обозначения мягкости согласных звуков;

Развивать умение распознавать по звучанию твёрдые и мягкие согласные звуки;

Развивать умение обозначать мягкость согласного звука на конце и в середине слова мягким знаком.

Постоянно привлекать учащихся к активной познавательной деятельности, учить детей мыслить, объяснять, сравнивать, выделять главное, обобщать, рассуждать, делать вывод, развивать ассоциативную память;

Обогащать словарный запас учащихся для развития монологической речи.

Воспитывать осознанное отношение к учёбе;

Включить учащихся в коллективную деятельность;

Продолжить формирование умения работать совместно с другими учащимися (нравственное воспитание);

Поддерживать в классе доброжелательную обстановку.

Личностные : сохранять мотивацию к учёбе; ориентироваться на понимание причин успеха в учёбе; развивать способность к самооценке;

выделенные учителем ориентиры действия; планировать свои действия; осуществлять итоговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; выполнять учебные действия в материале, речи в уме;

Коммуникативные : допускать существование различных точек зрения; учитывать разные мнения; стремиться к координации; формировать собственное мнение в высказываниях; контролировать действия партнёра;

Познавательные : анализировать объекты, проводить сравнения, строить рассуждения об объекте.

Оборудование: учебник «Русский язык», ч.1, В П.Канакина,В.Г.Горецкий., 2012г., карточки для парной работы, , презентация о коньках, иллюстрации коньки, избы с конем на крыше.

I. Организационный момент.

Начинается урок.Будем мы писать красиво,будем дружно отвечать,будем думать,рассуждать.Дисциплину соблюдать.

Ребята, покажите, пожалуйста, с каким настроением вы начинаете этот урок. Я думаю, что такое же приподнятое настроение будет у всех и в конце урока.

ДЕВИЗ УРОКА: « МАЛО УМЕТЬ ПИСАТЬ, НАДО УМЕТЬ ДУМАТЬ». -на доске читает ученик,объяснить.

II. Актуализация знаний и фиксация затруднения.

1. Каллиграфическая минутка.

Запись числа- объяснить правописание слова декабря( безударные гласные-е,а)

Ь ьь ььь- на доске показать

-Почему пишем эту букву?

Сформулируйте тему нашего урока. (Письмо мягкого знака )

Показать значение мягкого знака на конце и в середине слов.

Упражнять в написании слов с ь в конце слова и в середине слова

Что вы знаете об этой букве?( никакого звука не обозначает, обозначает мягкость согласного)

Что за буква, кто узнает:

Звука не обозначает,

Может только показать,

Как согласную читать.

2.Знакомство со словарным словом КОНЬКИ Послушайте загадку

-И мальчишки, и девчонки очень любят нас зимой,

Режут лёд узором тонким, не хотят идти домой.

Мы изящны и легки, мы — фигурные. (коньки)

Виды спорта (Конькобежный спорт,фигурное катание,коньковый бег на лыжах)

.Написать слово,поставить ударение,разделить на слоги.

-Как узнать сколько в слове слогов?

-Правило переноса с ь?

Составить предложение со словом коньки.

Подчеркнуть грамматическую основу.

-Что такое основа предложения?(главные члены-подлежащее и сказуемое)

3.Исправьте ошибки. – на доске.

На польке стоят книги.

Дети танцевали полку.

На столе лежит булька.

Под ногами скрипит галка.

Собаку зовут булка.

Ребята сели на пеньки.

Где встречается ь?

Что такое полька?(танец в Чехии-картинка,)

галька-мелкие камешки для засыпки дорог.

Записать только те предложения, в словах которого пишется ь,подчеркнуть ь

_Для чего служит мягкий знак ?

— Я сейчас прочитаю стихотворение Л Измайлова, а вы внимательно послушайте и найдите слова с мягким знаком:

МЯГКИЙ ЗНАК – ХИТРЫЙ ЗНАК

НЕ СКАЗАТЬ ЕГО НИКАК.

ОН НЕ ПРОИЗНОСИТСЯ,

НО В СЛОВО ЧАСТО ПРОСИТСЯ.

ПОЧЕМУ У ДОМА УГОЛ

ПРЕВРАТИЛСЯ СРАЗУ В УГОЛЬ?

БЕЗ ПОЖАРА, ПРОСТО ТАК?

(Это сделал мягкий знак!)

Ученые, изучающие русский язык сказали, что буква Ь талантливая. Потому что:

— у нее нет собственного звука

— но может влиять на звук, стоящий перед ней,

— не может стоять в начале слова – не имеет заглавной буквы.

— Кто запомнил слова, которые встретились в этом стихотворении с мягким знаком? (уголь, сказать) слова вывешиваются на доску на карточках. Сколько в каждом слове звуков, букв. Почему?

IV. Открытие нового знания.

1. Мягкий знак очень робок, застенчив, не пытается выделиться в строчке, занять в слове первое место. Он настолько тих и незаметен, что даже в контрольных диктантах нередко забывают о нём. У мягкого знака слишком мягкий характер, поэтому он не обозначает звука ,а обозначает мягкость согласного.

— Попробуйте и вы побыть фокусниками, но вместо волшебной палочки у вас будет Ь , благодаря которому мы будем менять смысл слова.

2.Работа в парах. «В одиночку не одолеешь и кочку». Одному человеку не легко, а вместе — любая работа по силам.

Как превратить слова:

мел — в мелкое место;

угол — в топливо;

Запишите парами выделенные и отгаданные слова. В чём их различие?

Оцените свою пару:

— мы справились с заданием, мы довольны собой.

— настроение хорошее, нам было трудно, но мы справились.

— Задание слишком трудное, нам нужна помощь.

V Игра «Спрячь мягкий знак»

Говорю слово с ь в конце слова, а дети прячут его в середину.

пень- пеньки конь — коньки дочь-

день – деньки огонь — огоньки печь

уголь -угольки окунь- окуньки

-Почему не пишем ь? (правило)

Сравните слова по количеству букв.

— А по числу звуков? — Почему? (не обозначает звука)

Какие выводы можно сделать?

Мягкий знак встречается в середине и на конце слова.

Мягкий знак не обозначает звука, поэтому букв больше, чем звуков.

Мягкий знак пишется после буквы согласного и вместе с ней обозначает мягкий согласный звук.

Может менять смысл слова.

Ну а дальше – будь готов.

— Хлопаем в ладоши, если в слове услышали Ь, топаем если нет ь
Гость, пирог, гусь, арбуз, дверь, тополь, рысь, друг, волк, мебель, замок, пень, ладонь, рыбак, огонь.

VI . Развитие умений. Применение полученных знаний.

1. Работа по учебнику.

-Чтение правила- разбор

-Упр. 202(Списать ,объяснить пословицы, подчеркнуть орфограммы)

2.Мозговой штурм. Орфографическая разминка. Упражнение «Фотоглаз» (Чтение и запоминание)

Рысь ,пальто,оле нь, письмо,лень,мальчик

Прочитайте слова. Чем они похожи?

Какие орфограммы встретились?(Правописание безударной гласной –проверяемой и непроверяемой-правило)

-Напишите слова по памяти в 2 столбика:в середине и на конце слова (Проверка с доски)

Подчеркнуть согласную,обозначающий мягкий согласный звук.

Дописать по1 слову в каждый столбик

VI I . Рефлексия 1. — Тайны какой буквы мы сегодня раскрыли?
— Какие выводы про ь можете сделать?

-С каким словарным словом познакомиись?
— Вы все сегодня много и хорошо работали. Предлагаю вам оценить каждому свою деятельность.

2. У вас на партах имеются карточки, которые вам необходимо заполнить. Подумайте, как вы сегодня работали на уроке, довольны ли вы своей работой? Интересно ли вам было на уроке или скучно? Всё ли вы поняли? Выберите из двух предлагаемых вариантов тот, который вам больше подходит, и подчеркните его ручкой.

1. На уроке я работал активно / пассивно.

2. Своей работой на уроке я доволен / недоволен.

3. Урок для меня показался коротким / длинным.

4. Материал урока мне понятен / непонятен.

5. Материал урока полезен / бесполезен.

6. Материал урока интересен / скучен.

Ребята выполняют рефлексию

Всем спасибо за урок! 5

VIII. Д.з . стр. 125 упр. 204 правило и составить предложения.


источники:

http://resh.edu.ru/subject/lesson/6000/conspect/

http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-russkomu-yaziku-vo-klasse-pravopisanie-myagkogo-znaka-v-konce-i-v-seredine-slova-2460577.html