2 класс правописание слов с мягким знаком на конце и в середине перед согласным

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе по теме «Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине перед согласным»

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе по теме «Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине перед согласным» включает подробную разработку урока по программе «Школа России»

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка во 2 классе по теме «Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине перед согласным»»

Автор: Деева Ольга Вячеславовна– учитель начальных классов, МКОУ Русановская СОШ

Предмет: Русский язык

Тип урока: урок рефлексии

Тема «Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине перед согласным»

Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине перед согласным.

— уточнить особенности буквы «ь»;

— повторить способы обозначения мягкости согласных звуков на письме при помощи буквы Ь;

— учить правильно писать слова с мягким знаком на конце и в середине слова перед согласным звуком;

— упражнять в каллиграфически правильном написании и соединении с другими буквами мягкого знака;

— способствовать усвоению написания словарных слов с мягким знаком на конце и в середине слов перед согласным звуком.

Развивать орфографическую зоркость учащихся, речь, память, произвольное внимание, наблюдательность, воображение, умение анализировать, обобщать.

Воспитывать интерес к русскому языку, бережное отношение к окружающему миру, чувство сопереживания, взаимопомощи, нравственно-этические качества личности, культуру поведения.

— Личностные УУД: самоопределение, осознание социальной роли обучающегося, формирование мотивации к учебной деятельности, осознание важности получаемых знаний и приобретаемых умений, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, ориентирование на здоровый образ жизни, формирование нравственно-этических качеств, поиск способов разрешения конфликтов, проявление самостоятельности, ответственности.

Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке и сохранять учебную задачу, понимать важность полученных знаний, причины успеха или неудачи; работать по коллективно составленному алгоритму; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать и контролировать своё действие и деятельность одноклассников в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, выделять и осознавать, что уже усвоено, а что предстоит усвоить; высказывать свои предположения.

— Общеучебные УУД: построение речевого высказывания в устной форме; умение ориентироваться в системе знаний, в пространстве учебника, работать со словарём, извлекать необходимую информацию из прочитанных текстов, опираться на свой жизненный опыт, отличать новое от уже известного, добывать новые знания.

— Логические УУД: умение наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, строить логическую цепочку рассуждений, делать выводы; строить осознанное речевое высказывание в устной форме, уметь создавать алгоритм деятельности.

Учить формулировать проблемы.

— Коммуникативные УУД: умение полно, чётко и грамотно формулировать свои мысли, оформлять их в устной форме; слушать, слышать и понимать речь других; уметь доказывать своё мнение, доносить его до всех участников образовательного процесса; знать правила поведения и общения в школе, развивать навыки сотрудничества с учителем и сверстниками, применять их на практике, адекватно воспринимать оценку своей работы; контролировать, корректировать и оценивать действия партнёра.

учащиеся вспомнят особенности буквы «ь»;

повторят способы обозначения мягкости согласных звуков на письме при помощи буквы Ь;

будут учиться правильно писать слова с мягким знаком на конце и в середине слова перед согласным;

будут учиться строить высказывания в устной и письменной форме.

осознавать социальную роль обучающегося, важность получаемых знаний и приобретаемых умений, уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, ориентироваться на здоровый образ жизни, на нравственно-этические нормы поведения; находить способы разрешения конфликтов; формировать положительную мотивации к учебной деятельности.

Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке и сохранять учебную задачу, понимать важность полученных знаний, причины успеха или неудачи; работать по коллективно составленному алгоритму; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать и контролировать своё действие и деятельность одноклассников в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, выделять и осознавать, что уже усвоено, а что предстоит усвоить; высказывать свои предположения.

Познавательные УУД: строить речевые высказывания в устной форме; уметь ориентироваться в системе знаний, в пространстве учебника, работать со словарём, извлекать необходимую информацию из прочитанных текстов, опираться на свой жизненный опыт, отличать новое от уже известного, добывать новые знания; уметь наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, строить логическую цепочку рассуждений, делать выводы; строить осознанное речевое высказывание в устной форме, уметь создавать алгоритм деятельности; формулировать свои проблемы.

Коммуникативные УУД: уметь полно, чётко и грамотно формулировать свои мысли, оформлять их в устной форме; слушать, слышать и понимать речь других; уметь доказывать своё мнение, доносить его до всех участников образовательного процесса; знать правила поведения и общения в школе, развивать навыки сотрудничества с учителем и сверстниками, применять их на практике, адекватно воспринимать оценку своей работы; контролировать, корректировать и оценивать действия партнёра.

«Буква», «звук», «орфограмма», «предложение», обозначения мягкости согласных звуков на письме при помощи буквы Ь.

Окружающий мир, литературное чтение, технология, физическая культура.

Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник для 2-го класса. Часть-1, рабочая тетрадь;

— презентация: «Написание слов с ь»;

— смайлики, сигнальные карточки;

— конверты с заданиями;

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, работа в группах.

Организационный момент. Мотивация учебной деятельности учащихся

-устанавливают отношения сотрудничества между учителем и учеником;

— слушают и понимают речь других;

-осознание социальной роли обучающегося.

1. Создаёт эмоциональный настрой на урок.

— Сейчас у нас урок русского языка — сложный, требующий вашего старания, стремления к знаниям, внимания, аккуратности и хорошего настроения. Я надеюсь, весёлое солнышко на слайде поднимет ваше настроение.

Улыбнитесь солнышку, мне и друг другу. Покажите своё настроение при помощи смайликов.

2. Проверяет готовность детей к уроку.

Проверьте всё ли на столе в порядке?

Книжки, ручки и тетрадки?

Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Выполняют действия, предложенные учителем.

Читают представленную на слайде информацию.

Смотрит к нам в класс,

А лучик, играя, приветствует нас:

«Доброго утра, хорошего дня!

Я пожелаю вам, детвора!

Ребята показывают своё настроение при помощи смайликов.

Проверяют готовность к уроку.

Общеучебные: построение речевого высказывания в устной форме.

анализ объектов с целью выделения признаков.

-формирование нравственно-этических качеств.

умение наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать

определение и формулирование познавательной цели на уроке с помощью учителя.

Посмотрите на слайд, прочитайте слова.

окун. пал..чик, звер.

пен. ал..бом, крыл..цо

Какая буква пропущена?

Где пропущена буква ь?

Определите тему урока

Дети читают слова, объясняют, что пропущена буква ь –показатель мягкости согласных звуков на письме, место написания ь: на конце слова и в середине слова перед согласным.

Формулируют тему урока, его познавательную задачу.

Уметь правильно писать изученные буквы и соединять их с другими буквами.

Вырабатывать каллиграфиический почерк.

-систематизировать знания о форме букв, их элементах и соединениях.

-формирование интереса, желания писать красиво и правильно.

-освоение способов написания и соединения письменных букв русского алфавита, ориентировки в пространстве тетради.

-формирование умения объяснять свой выбор.

Учитель предлагает задания, показывает образец написания.

— Откройте тетради, запишите число, «Классная работа».

— Начнём с минутки чистописания.

Нарисуем мягкий знак

— Сколько букв для записи мягкого знака существует в русском алфавите?

— Вспомним, как пишется мягкий знак.

— Где может стоять первый мягкий знак?

— Где может стоять второй знак?

— А теперь напишите мягкий знак в тетради.

— Подчеркните у себя три самые красивые, правильные буквы и соединения.

— Учёные, изучающие русский язык сказали, что буква мягкий знак талантливая. Как вы думаете, почему её так назвали – талантливая?

— Вот как сказал про мягкий знак писатель Л.Измайлов

Ребята открывают тетради, делают соответствующие записи.

Отвечают на вопросы учителя.

Смотрят на образец написания буквы в тетрадях и показ учителем на доске.

Дают полные ответы на вопросы учителя.

Анализируют и оценивают свою работу.

Ребята высказывают свои предположения:

— не обозначает звука,

— обозначает мягкость согласного звука,

— не может стоять в начале слова – не имеет заглавной буквы.

Ученик читает стихотворение:

Мягкий знак – хитрый знак

Не сказать его никак.

Он не произносится,

Но в слово часто просится.

Работа по теме урока

Закрепление знаний, отработка учебных умений

Работа над правилом

-развитие наблюдательности, мыслительных операций: анализа, сравнения, обобщения

умение слушать и слышать;

достаточно точно выражать свои мысли;

умение объяснять свои действия;

умение принимать и сохранять учебную задачу;

-осуществлять контроль своей деятельности и деятельности одноклассников, при необходимости корректировать собственную деятельность и деятельность одноклассников;

— оценивать свою деятельность.

Разделите слова на две группы (слайд )

окунь, пальчик, зверь,

пень, альбом, крыльцо

По какому признаку вы делили слова на группы?

1 вариант запишет слова с ь на конце, а второй – в середине.

-Какое место занимает ь в словах каждого столбика? Какую роль играет?

Работа с учебником

Предлагает найти нужную информацию на странице учебника.

— Прочтите как нам формулирует это правило Мудрая сова на с.125 учебника.

— Правильно ли мы вспомнили правило?

Что нового узнали из правила?

Слова с Ь на конце и слова с Ь в середине перед согласным

Самостоятельная работа по вариантам. Взаимопроверка (слайд )

Дети делают вывод

Ь на конце слова и в середине между согласными показывает, что согласный перед ним произносится мягко.

Читают правило на с. 125 в учебнике и запоминают его.

Конспект урока во 2 классе по русскому языку «Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине слова перед согласными»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Конспект урока во 2 классе по русскому языку «Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине слова перед согласным».

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_russkiy_yazyk.docx20.94 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык Урок №66

Правописание слов с мягким знаком (ь) на конце и в середине перед согласным.

— совершенствовать умения обозначать на письме мягкость согласного буквой ь;

— формировать умения различать твёрдые и мягкие согласные звуки.

— учиться принимать учебную задачу, сохранять ее в течение всего урока; выполнять под руководством учителя и самостоятельно учебные действия в практической и мыслительной форме (при выполнении заданий из учебника, на доске); фиксировать в диалоге с учителем в конце урока удовлетворенность/ неудовлетворенность своей работой на уроке;

— ориентироваться в информационном материале учебника; совместно с учителем или самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации, понимать простейшие модели; учиться строить простые рассуждения;

– использовать простые речевые средства;

— включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение; — отвечать на вопросы учителя.

— проявлять положительное отношение к учебному предмету «Русский язык», осознавать его значение, проявлять интерес к новому учебному материалу .

Раздаточный материал : карточки для работы в группах, в парах.

Начинается урок.
Он пойдёт ребятам впрок.
Будем грамотно писать,
На вопросы отвечать.

— Ребята, поприветствуйте гостей. Возьмитесь за руки, выскажите свои пожелания друг другу.

— Ребята, а как будем работать?

ушки на макушке

в одно ухо влетело, в другое вылетело

  1. Проверка домашнего задания (дифференцированного)
  1. Индивидуальные карточки:
  1. Вставь пропущенные слова.

Буква ________________ знак (ь) звука ___ обозначает, а лишь указывает на _________________ предшествующего согласного звука. Например, ________________________ .

  1. Запиши 4 названия месяцев года, в написании которых встречается мягкий знак.
  1. Выполнение упражнения 204 (1 ученик у доски).
  2. Составление предложений, в которых много слов с мягким знаком.
  1. Постановка цели и задач урока. Работа в группах.

— Ребята, на партах у вас листочки с буквами. Найдите в своей группе букв лишнюю букву.

1-я группа: я, а , ю, ё, е, и.

2-я группа: а, б, з , в, г, д.

3-я группа: с, х, н , ф, ш, п.

4-я группа: к , д, р, л, м, б.

— Какие буквы по вашему мнению лишние? Почему?

— Составьте из этих букв слово. ( Знак )

— Как вам кажется, о каком знаке пойдёт речь? ( О мягком )

— Какие цели вы перед собой ставите?

— Запишите число, классная работа.

Минутка чистописания: сть .

— Какие слова заканчиваются на «сть» ?

Запись слов: радость, милость, совесть.

— Сколько слогов в этих словах? Почему?

— Какую функцию выполняет мягкий знак в этих словах?

  1. Применение знаний и умений в новой ситуации.
  1. Работа в парах .

— Перед вами шесть слов ( пальто, медведь, тетрадь, кольцо, письмо, якорь). Подумайте, какое задание можно выполнить с этой группой слов? ( Распределить на две группы )

— По какому принципу? ( Первая группа – слова с мягким знаком в конце слова, вторая – в середине.)

— Запишите слова в два столбика в тетради.

— Придумайте ещё по одному слову в каждый столбик. (Устно)

— Сформулируйте правило, почему нужно писать мягкий знак в этих словах.

— Сверьтесь с правилом в учебнике на с.125.

— Когда услышите слово с мягким знаком в конце слова – присядьте, в середине – встаньте и поднимите руки вверх.

Тюлень, васильки, день, осень, сальто, тюлень, львы, скользкий, скатерть, дочка.

— А почему на последнем слове не выполнили никаких движений? ( чк, чн, нч пиши без мягкого знака ).

— У нас есть два слова, которые мы не записали в тетрадь. Это словарные слова мебель и коньки.

— В какой столбик запишем слово мебель? Коньки?

— Написание какой буквы надо запомнить в слове мебель? Коньки?

— Подберите однокоренные слова к слову мебель. ( Мебельный, мебельщик )

— К слову коньки. ( Конькобежец, коньковый )

Конспект урока русского языка по теме «Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине перед согласными» 2класс

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Открытый урок

по русскому языку во 2 С классе

Предмет: русский язык.

Ф.И.О. учителя: Назаренко Валентина Федоровна

Тема урока: « Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине перед согласными. »

Тип урока: Изучение нового материала.

Цели урока :

Уточнение представлений учащегося о способах обозначения на письме мягкости согласных звуков.

Развитие умения обозначать мягкость согласных в конце и в середине слова мягким знаком, переносить слова с мягким знаком.

Развивать умения составлять предложения

Воспитывать любовь к родному языку, бережное отношение к природе.

Планируемые результаты: учащийся научатся обозначать мягкость согласных звуков на конце слова и в середине слова перед другими согласными, объяснять причины расхождения количества звуков и букв в словах с мягким знаком , строить сообщения в устной и письменной форме, оценивать свои достижения при выполнении заданий, анализировать, делать выводы.

Познавательные УУД. Формирование умения ставить познавательную цель урока; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Регулятивные УУД. Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.

Коммуникативные УУД. Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог.

Личностные УУД. Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению.

Ресурсы: словарные слова, презентация к уроку, электронное приложение, карточки, учебник, тетради .

Методы: по источнику познания:

по степени взаимодействия учителя и учащихся:

Формы обучения: — индивидуальная.

Принципы обучения: доступности, наглядности, дифференцированного подхода.

Педагогические технологии: элементы мультимедиа-технологии, здоровьесберегающие технологии.

I. О рг. Момент. Сядь тихо и неслышно и скорей начнем урок.

-Какое время года у нас наступило?

— Назови признаки зимы (снег, мороз, ветер).

-И вот сегодня на уроке русского языка вспомним красоту этого времени года.

Звучит музыка «Времена года» с демонстрацией слайдов о зиме.

I I. Актуализация знаний.

(Письмо буквы З,з и элементов этой буквы.) Работа по образцу.

2. Словарная работа. ( работа по карточке)

-Пока мы писали минутку чистописания, появились «зимние» словарные слова ( д..кабрь, м..тель, м..роз,вет..р,сн..гирь).

( На доске появляется карточка со словарными словами).

— Вставь пропущенные безударные гласные в этих словарных словах.

Ученик вставляет в слова пропущенные гласные.

(Проверка словарных слов с доски.)

(Тень, медведь, коньки, мальчик.)

-Какая буква дает мягкость согласным в словах?

_ -Прочитай тему нашего урока.

-(Правописание слов с ь на конце и середине перед другими согласными.) ( Слайд 5)

-Для чего служит мягкий знак ?

Учитель читает стихотворение:

Мягкий знак – какой хитрец.

В слове встал он в серединку

Буквам заменил перинку.

Между двух согласных

(Работа на доске).

Ден. сосул..ка, радост. ступен..ки, кол..цо.

Вставь вместо точек букву мягкий знак. Как произносятся звуки, после которых стоит мягкий знак? (Буква ь дает мягкость звукам).

V. Игровое задание: «Добавь в слово мягкий знак» . ( Слайд 7 )

-Я называю слова , а ты к ним добавляешь мягкий знак.

угол- уголь шест — шесть

мел — мель стал — сталь

Фонетический разбор слов угол (4буквы, 4 звука)- уголь (5 букв, 4 звука)

мел (3 буквы, 3 звука, — мель (4 буквы, 3 звука).

Вывод: звуков меньше чем букв, потому, что ь не имеет звука.

Ученые, изучающие русский язык сказали, что буква Ь талантливая. Потому что:

но может влиять на звук, стоящий перед ней,

— не может стоять в начале слова – не имеет заглавной буквы.

Самостоятельное выполнение упр.206. ( Самооценка)

— Как разделить для переноса слова мебель-мебельный?

3. -Расскажи правила переноса.

«Раздели слова с мягким знаком для переноса». (Слайд 10)

Устное задание. Разделить слова с мягким знаком для переноса.

VIII. Рефлексия. Что мы узнали? (Слайд 11)

-Ь звука не обозначает.

-Мягкость согласных звуков обозначается при помощи Ь на конце и в середине слова.

-Оцени свою работу за весь урок

-Что у вас получилось хорошо?

-Что не получилось?

VIII. Д/задание:стр.126 №207 (Слайд 12)

IX . Дополнительное задание, если останется время: Кроссворд «Снежные слова».


источники:

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2018/03/13/konspekt-uroka-vo-2-klasse-po-russkomu-yazyku

http://infourok.ru/konspekt-uroka-russkogo-yazika-po-teme-pravopisanie-slov-s-myagkim-znakom-na-konce-i-v-seredine-pered-soglasnimi-klass-450863.html