2 класс правописание сочетаний чк чн щн урок

Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ 2класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Изучив материал вы разовьёте навыки правописания слов у учащихся с сочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ; научите определять орфограмму в слове; развивать мышление .Учащиеся научатся писать в словах сочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ; обосновывать написание слов с этой орфограммой; различать мягкие согласные, после которых пишется или не пишется мягкий знак; находить в чужой и собственной работе орфографические ошибки.

Скачать:

ВложениеРазмер
— карточки с доп.зад.к уроку буквосочетания -.чн.чт.нч.щн13.78 КБ
конспект урока во 2 классе-буквосочетания -.чн.чт.нч.щн25.38 КБ
презентация к уроку -буквосочетания -.чн.чт.нч.щн226.65 КБ

Предварительный просмотр:

1. Напиши, где нужно, вместо пропуска Ь знак.

Ден. печ. ка, ноч….ной, кон. ки, овощ. ной, слон..

2. В слова вставь нужное буквосочетание : Сини. и, пти. а, червя. ки.

3. Узнай слово: колю. а., жу. …а, щё. а

4. Вставь в предложения нужные буквосочетания.

На воде играют солне.. .ные зайчики.

Пте.. .ик сидит в кроше.. .ом гнезде.

5. Из больших предметов получить маленькие.

6. Зачеркни те буквосочетания, которые нельзя писать

Ово(щн/щьн)ой, хи(щьн/щн)ик, лимо(ньч/нч)ик

1. Напиши, где нужно, вместо пропуска Ь знак.

Ден. печ. ка, ноч….ной, кон. ки, овощ. ной, слон..

2. В слова вставь нужное буквосочетание : Сини. и, пти. а, червя. ки.

3. Узнай слово: колю. а., жу. …а, щё. а

4. Вставь в предложения нужные буквосочетания .

На воде играют солне.. .ные зайчики.

Пте.. .ик сидит в кроше.. .ом гнезде.

5. Из больших предметов получить маленькие .

6. Зачеркни те буквосочетания, которые нельзя писать

Ово(щн/щьн)ой, хи(щьн/щн)ик, лимо(ньч/нч)ик

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа № 19»

Урок русского языка во 2 классе

Тема : Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ

Подготовила и провела учитель начальных классов

Поталова Наталья Александровна

ТЕМА: « Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ»

ЦЕЛИ: развивать навыки правописания слов с сочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ; учить определять орфограмму в слове; развивать мышление.

Планируемые результаты: учащиеся научатся писать в словах сочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ; обосновывать написание слов с этой орфограммой; различать мягкие согласные, после которых пишется или не пишется мягкий знак; находить в чужой и собственной работе орфографические ошибки.

Оборудование: презентация по теме урока, карточки с дополнительными заданиями средней и повышенной сложности.

I. Организационный момент

Начинаем мы урок.

— Садитесь, посмотрите всё ли у вас готово к уроку?

II. Актуализация знаний

а) Орфографическая минутка СЛАЙД № 2

— Списать. Подчеркнуть в словах буквосочетания с мягким шипящим согласным звуком.

Ча с, ча й, ча йник, чаща , ча сть, све ча , ча шка;

— Какое правило вспомнили, выполняя задание?( ча-ща )

— Как вы понимаете слово чаща ? ( Густой частый лес, заросль )

б) Словарная работа Слайд № 3

Язык, языковед, языкастый.

Прочитайте группу слов .

Как вы понимаете слова, объясните?

Язык- Орган в полости рта в виде подвижного мягкого выроста, являющийся органом вкуса;

Языковед- Учёный, специалист по языковедению;

Языкастый — Острый на язык, любящий поговорить, поспорить, поругаться.

— Спишите слова. Поставьте ударение, определите непроверяемую гласную. — Что у них общего?

— как можно назвать эти слова одним словом? ( это однокоренные слова )

— Какие ещё однокоренные слова вы можете подобрать? ( язычок )

III. Самоопределение к деятельности- Слайд № 4

— На какие три группы можно разделить слова?

Бол… кол…цо ноч… ной

лос… кон…ки хищ…ный

ден… пал. то кон…чик

— Назовите согласные звуки перед пропущенной буквой.

— Что вы о них можете сказать? ( это мягкие согласные )

— Как обозначается на письме мягкость согласных? ( буквами И, Е, Ё, Ю, Я и мягким знаком)

— Как обозначите мягкость согласного в первом столбике ? ( мягким знаком )

— Во втором столбике? ( мягким знаком )

— Что общего в написании орфограммы в первом и во втором столбике?

( мягкий знак обозначает мягкость согласного, но в первом столбике – в конце слова, а во втором – в середине слова )

— Назовите звуки перед пропущенной орфограммой в третьем столбике.

— Что вы можете сказать о них? ( это тоже мягкие согласные )

— какую букву поставим для обозначения мягкости согласных в третьем столбике? ( никакую букву ставить не будем )

— Почему? ( в буквосочетаниях ЧН,ЧК,ЧТ,ЩН,НЧ мягкий знак не пишется )

IV. Работа по учебнику ( 2-я часть )

— прочитайте, чему будем учиться.

— Прочитайте название темы сегодняшнего урока. ( Буквосочетания ЧН, ЧК, ЧТ., ЩН, НЧ)

V. Работа по теме урока

У.с. 4 упр. 1 Пл. о .хой друг в деле не п о мощник.

На св о ей улочке и курочка хр а бра.

— Прочитайте пословицы. Объясните, когда так говорят. Вставьте пропущенные буквы. Какие ещё знакомые орфограммы нам встретились? ( проверяемая гласная )

— Назовите слова с непарными шипящими согласными звуками ( помощник, улочка, курочка )

— Спишите. Выполните последнее задание. Какие сочетания вы подчеркнули? ( Буквосочетания ЩН, ЧК )

— Что обозначает условный значок на полях? ( Нужно поразмышлять над вопросом и высказать своё мнение )

— Прочитайте слова. Какие слова требуют объяснений? ( мачта )

Мачта — высокий столб на судне для парусов.

— Отвечаем на вопросы после упражнения.

— Выполните упражнение самостоятельно. ( 4 ученика у доски )

а) с ЧК , удо чк а, ласто чк а, спи чк и, пе чк а;

б) с ЧН , песо чн ица, цвето чн ица, моло чн ый;

в) с ЧТ, ме чт а, по чт а, ма чт а;

г) с ЩН , помо щн ик, хи щн ик, мо щн ый.

— Как произносятся звуки в буквосочетаниях ЧН, НЧ, ЧК, ЧТ, ЩН? ( мягко )

— Можно ли сказать, что это опасные места в слове? В чём заключается опасность? ( звук произносится мягко, но ь знак не пишется )

— Как называются такие опасные места в словах русского языка? ( орфограммами )

Физ-ка «Черепаха» слайд № 5

Для развития речи учащихся

● Шла по полю черепаха ( идём пальчиками )

● И дрожала вся от страха ( руки в кулачок, кулачки дрожат )

● Кусь, кусь, кусь! Кусь, кусь, кусь! ( большой и указательный пальцы «кусаются»)

● Никого я не боюсь! ( отрицание — указательным пальцем )

VI. Знакомство с правилом

— Прочитайте, какие сведения о языке сообщает нам тётушка Сова.

У. с. 5 упр. 3 СЛАЙД № 6

— Выполните задание к упражнению

Одуванчик — растение с жёлтыми цветами, с молочным соком и пушистыми семенами, которые разносятся ветром.

Пончик – круглый жареный пирожок (с вареньем);

Птенчик — уменьшительно- ласкательное к птенец;

Кончик — уменьшительное к слову конец;

Блинчик – название сладкого блюда

Стаканчик – маленький стакан.

— Отвечаем на вопросы под упражнением. Выполните упражнение сам-но.

VII. Закрепление изученного материала Слайд № 7

1. Упражнения в написании слов с изученной орфограммой.

— Отгадайте загадки, запишите слова-отгадки

Заскучали без водицы.

Дядя, длинный и худой,

Носит воду бородой,

И сестрицы вместе с ним нарисуют дом и дым .

( краски и кисто чк а )

Что это у Галочки?

Ниточка на палочке.

А ниточка в реке. ( удо чк а )

В деревянном домике

Уж такие добряки

Раздают всем огоньки.

На ветках плотные комочки,

В них не дремлют клейкие листочки.

Отгадайте, что за птичка:

Беленькая с живота,

Хвост раздвинут в два хвоста.

С именем вкусным,

Не бывает грустным,

Смотрит весело вокруг,

Он Незнайке лучший друг.

VIII. Рефлексия Слайд № 8

Кон…ки, поч..та, птен..чик, мен..ше, хищ..ник, бол…ной,оч..ки

— Выпишите слова, в которых мягкий знак не пишется. Подчеркните орфограмму. ( по чт а, пте нч ик, хи щн ик,очки )

— Самопроверка. Один ученик читает слова, остальные делают хлопок в ладоши, если согласны.

IХ. Итог СЛАЙД № 9

— Как называется орфограмма, с которой мы познакомились на уроке? ( сочетания ЧК чн ….

— Что нужно помнить при написании слов с этой орфограммой?( пишем без ь знака

Сидим за партой, если не уверены в своих знаниях;

встаём, если хорошо усвоили материал;

поднимаем руки, если уверены в своих знаниях

Х. Домашнее задание

У.с. 5 Правило наизусть; с. 5 упр. 4; упр. 5;

Спасибо за урок!

Т.Н. Ситникова, И.Ф. Яценко и др. Поурочные разработки по русскому языку к УМК В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого 2 класс.- М.: ВАКО, 2012.

В.П. Канакина Русский язык Рабочая тетрадь Часть 2. Москва «Просвещение» 2012.

В.П. Канакина В.Г. Горецкий Русский язык Учебник Часть 2- М.: Просвещение, 2012.

В.П. Канакина Г.С. Щёголева Русский язык Сборник диктантов и самостоятельных работ 1-4 кл. М.: Просвещение, 2009.

Большой толковый словарь русского языка: ок. Б79 60 000 слов/под ред. Д.Н. Ушакова. – М.:АСТ: Астрель 2008.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Презентацию подготовила: учитель 2 г класса МБОУ-СОШ №19 г.Армавира Поталова Наталья Александровна Урок русского языка во 2 классе Тема: Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ

Орфографическая минутка Списать. Подчеркнуть в словах буквосочетания с мягким шипящим согласным звуком. Час, чай, чайник, чаща, часть, свеча, чашка чаща

Язык, языковед, языкастый. язычок Словарная работа

Бол… кол… цо ноч … ной лос … кон… ки хищ … ный ден … пал. то кон…чик — На какие три группы можно разделить слова? -Назовите согласные звуки перед пропущенной буквой. -Что вы о них можете сказать? -Как обозначается на письме мягкость согласных? Самоопределение к деятельности

Работа по учебнику стр.3-5

Слово в слове Дудочка- Любочка — Карточки-

Слово в слове Дудочка — удочка, дочка Любочка – юбочка,бочка Карточки – точки,очки

Одуванчик — растение с жёлтыми цветами, с молочным соком и пушистыми семенами, которые разносятся ветром. Пончик – круглый жареный пирожок (с вареньем); Птенчик — уменьшительно- ласкательное к птенец; Кончик — уменьшительное к слову конец; Блинчик – название сладкого блюда; Стаканчик – маленький стакан. У. с. 5 упр. 3

Закрепление изученного материала Отгадайте загадки, запишите слова-отгадки Разноцветные сестрицы Заскучали без водицы. Дядя, длинный и худой, Носит воду бородой, И сестрицы вместе с ним нарисуют дом и дым. ( краски и кисто чк а) ———————————————— Что это у Галочки? Ниточка на палочке. Палочка в руке, А ниточка в реке. (удо чк а) ——————————————— В деревянном домике Проживают гномики. Уж такие добряки Раздают всем огоньки. ( спи чк и) На ветках плотные комочки, В них не дремлют клейкие листочки. (по чк и) ———————————————— Отгадайте, что за птичка: Тёмненькая невеличка, Беленькая с живота, Хвост раздвинут в два хвоста. ( ласто чк а ) ———————————————— С именем вкусным, Не бывает грустным, Смотрит весело вокруг, Он Незнайке лучший друг. (По нч ик )

Кон… ки , поч ..та, птен ..чик, мен.. ше , хищ ..ник, бол…ной. Выпишите слова, в которых мягкий знак не пишется . Подчеркните орфограмму. по чт а, пте нч ик, хи щн ик Рефлексия

Сидим за партой, если не уверены в своих знаниях; встаём, если хорошо усвоили материал; поднимаем руки, если уверены в своих знаниях Итог: Дерево знаний

Презентацию подготовила: учитель 2 г класса МБОУ-СОШ №19 г.Армавира Поталова Наталья Александровна 2013год.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повторяем написания буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу в словах.

Данная презентация содержит интересную словарную работу, с помощью занимательного материала ребята смогут усвоить правила написия буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу- щу.

Урок русского языка.»Правописание буквосочетаний с шипящими звуками» 2 кл. (УМК «Школа Рсссии»авт. В.П.Канакина)

Конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме « Правописание буквосочетаний с шипящими звуками».

Русский язык 2 класс Тема «Буквосочетания ЧК, ЧН»

Класс: 2 класс, программа Л.В.ЗанковаТема: «Буквосочетания ЧК, ЧН»Цели:Образовательная:Формирование у учащихся представления о правописании буковсочетаний ЧК, ЧН, ЩН.Развивающая:Развитие орфографическ.

2 класс буквосочетания жи-ши

презентация — тренажёр по разделу орфограмма- гласная после ж-ш 2класс.

Урок русского языка во 2 классе «Написание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Урок поможет систематизировать знания учащихся о правописании гласных после шипящих., работая по любому УМК.

Правописание буквосочетаний чк, чн, чт, щн, нч. Произношение слов с этими буквосочетаниями.

Урок актуален, так как дети не только знакомились с орфограммой, учились писать слова с ней, но и учились произносить слова с буквосочетаниями, работать.

Правописание буквосочетаний чк, чн, чт, щн, нч. Произношение слов с этими буквосочетаниями.

Урок актуален, так как дети не только знакомились с орфограммой, учились писать слова с ней, но и учились произносить слова с буквосочетаниями, работать в парах, развивали свою речь, а главное, ребята.

Русский язык. 2 класс

Конспект урока

Русский язык. 2 класс.

Урок 53. Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ

познакомиться с числом глагола.

научиться различать глаголы в единственном и множественном числе;

наблюдать за ролью глаголов речи.

что глаголы изменяются по числам;

определять число глаголов;

сформулировать план определения числа глаголов.

Непарные мягкие шипящие звуки – это звуки ч’ и щ’;

Орфоэпический словарь – это словарь произношений слов русского языка.

Основная и дополнительная литература по теме урока

Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 2. — М.: Просвещение, 2018. – С. 4 – 7.

Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч. 2. — М.: Просвещение, 2018. – С.3-6.

Канакина В.П., Щеголёва Г.С. Русский язык. 2 класс. Контрольные работы. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2018. — С. 29 — 34.

Канакина В. П. Русский язык. 2 класс. Тетрадь учебных достижений. – М.: Просвещение, 2017. – С. 42 — 43.

Канакина В. П. Русский язык. Раздаточный материал. Пособие для учащихся. 2 класс. – М.: Просвещение, 2018. — С. 39.

Тихомирова Е.М. Тренажёр по русскому языку к учебнику В.П. Канакиной, В. Г. Горецкого «Русский язык. 2 класс. В 2 ч.» ФГОС (к новому учебнику) – М.: Издательство «Экзамен», 2018. — С.48-49.

Тихомирова Е. М. Тесты по русскому языку. 2 класс. В 2 ч. Ч. 2: к учебнику В.П. Канакиной, В. Г. Горецкого «Русский язык. 2 класс. В 2 ч. Ч. 2.» ФГОС (к новому учебнику) – М.: Издательство «Экзамен», 2017. — С. 7 – 13.

Русский язык: предварительный контроль: текущий контроль: итоговый контроль: 2 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций / О. Е. Курлыгина, О. О. Харченко. – М.: Просвещение: УчЛит, 2018. — С. 56-59.

Открытые электронные ресурсы по теме урока

Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

Так часто бывает, что самые простые и скучные на первый взгляд вещи оказываются интересными и захватывающими. Вот, например, алфавит. «Что в нем удивительного? Буквы поставили в ряд – и все!»- скажете вы. А между тем, если присмотреться, то алфавит очень похож на театральную труппу! Каждая буква – актёр. И роли у них у всех разные – присмотритесь! Немая роль досталась твердому и мягкому знакам. А вот гласные чаруют пением. Согласные, которых в труппе больше всего, играют главные роли. Ведь любое слово по одним согласным узнать легче, чем по одним гласным. Например, сразу ясно, «шклд» – это «шоколад». А «ооа»?

В компании согласных букв некоторые играют две роли – обозначают твердый и мягкий звуки. Но есть шесть согласных, которым досталась только одна роль – обозначать или только твердый, или только мягкий согласный звук. Познакомимся поближе пока с двумя из них – Ч и Щ.

Эти буквы обозначают только мягкие звуки ч’ и щ’. Действительно, попробуйте произнести эти звуки без улыбки, чтобы «поймать» их твердую пару, и у вас ничего не получится! Поэтому и мягкому знаку – показателю мягкости — после букв Ч и Щ делать нечего: здесь для него нет роли!

В русском языке буквы Ч и Щ часто встают перед буквами Н и К. Иногда перед буквой Т. Из-за того, что Ч и Щ всегда обозначают мягкий звук, в буквосочетаниях ЧК, ЧН, ЧТ и ЩН после букв Ч и Щ мягкий знак не ставится – нет в этом никакого смысла.

Запомни! ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН – пиши без мягкого знака!

Это правило известно вам ещё с первого класса.

Некоторые из этих буквосочетаний характерны для определенной группы слов. Так ЧК встречается часто в уменьшительно-ласкательных формах слов. Например, синица – синиЧКа, таблица – таблиЧКа, курица- куроЧКа и так далее.

Буквосочетание ЧН нередко используется при образовании слов – признаков предметов. Например, сказка – сказоЧНый, рука – руЧНой, яблоко – яблоЧНый.

Буквосочетание ЩН встречается значительно реже, чем ЧК и ЧН. Но его всё же можно увидеть как словах, обозначающих предмет, так и в словах — признаках предметов. Например, в словах–предметах – помоЩНик, сообЩНик, моЩНость, суЩНость. В словах-признаках – овоЩНой, жилиЩНый, училиЩНый.

А вот буквосочетание ЧТ вообще встречается только в нескольких словах: поЧТа, маЧТа, меЧТа, ЧТение, поЧТи, соЧТи, ЧТо. И ещё, конечно, в образованных от них однокоренных словах. Например, ЧТение – ЧТец, проЧТи, поЧТа – поЧТовый, поЧТальон, меЧТа – меЧТатель, меЧТающий, соЧТи – уЧТи, выЧТи.

Буквы Ч и Щ настолько жизнерадостные актеры, что их улыбка — мягкость передается и стоящим рядом с ними другим согласным буквам: они в таком соседстве обозначают тоже звуки с «улыбкой» – мягкие согласные. «А как же мягкий знак – показатель мягкости? Это же его дело – указывать на мягкость согласных звуков», – скажете вы. И будете абсолютно правы. Это действительно его дело. Но не в этом случае. Мягкий знак иногда уступает свою роль буквам Ч и Щ. Тем более, что они с ней прекрасно справляются! В буквосочетаниях НЧ и НЩ мягкости букв Ч и Щ хватает для указания на мягкость звука н’, обозначенного буквой Н.

Буквосочетание НЧ, так же как и ЧК, часто встречается в словах в уменьшительно-ласкательной форме. Например, блин – блиНЧик, птенец – птеНЧик, конец – коНЧик, венец – веНЧик и другие.

Буквосочетание НЩ нередко можно встретить в словах, которые обозначают род занятий людей. Например, играет на барабане – барабаНЩик, участвует в гонках – гоНЩик, делает оценку товара – оцеНщик, работает в бане – баНЩик и так далее. Однако с этим буквосочетанием необходимо запомнить слово, в истории образования которого мы с тобой пока не будем разбираться, это слово жеНЩина.

Итак, запомните! В буквосочетаниях ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ, НЩ – мягкий знак НЕ пишем! Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ, ЩН – это орфограммы.

В русском языке, как и во многих других языках, есть буквосочетания, произношение которых в словах не совпадает с написанием. Такие слова необходимо заучивать! Если вы уже учите английский язык, то, наверняка, встречался с такими буквосочетаниями. Однако, в русском языке таких буквосочетаний немного. Это — ЧТ и ЧН. И слов с этими буквосочетаниями, которые произносятся не так как пишутся, тоже немного. Вам необходимо выучить их произношение, чтобы не прослыть невеждой.

Нужно обязательно правильно произносить следующие слова с буквосочетанием ЧТ: пишем ЧТо – произносим што, пишем ЧТобы – произносим штобы. С буквосочетанием ЧН: пишем конеЧНо – произносим кан′эШна, пишем скуЧНо – произносим скуШна, пишем нароЧНо – произносим нароШна, пишем яиЧНица – произносим й’аиШн’ица, пишем сквореЧНик – произносим сквар’эШн’ик, пишем очеЧНик – произносим ач’эШн’ик.

Со многим из того, что представлено в этом уроке, вы уже знакомы. Но эти орфограммы настолько важны, что встретиться с ними ещё раз крайне полезно. Если вы хотите быть успешными учениками, то запомните народную мудрость: «Повторенье – мать ученья».

Примеры заданий и разбор их решений. Тренировочный модуль

Задание. Вставь пропущенные буквы.

Прочитайте текст. На место пропусков вставьте нужные буквы или буквосочетания.

  1. Улетела ласто__а за тридевя__ земе__.
  2. На солне__ой поляно__е моты__и и бабо__и лакомятся сладким соком с цветов.
  3. В лесо__е над ре__ой построена да__а. На да___е живёт небольшая соба___а.

Подсказка: Вспомните правописание буквосочетаний ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ, НЩ. Проверь написание этих слов по орфографическому словарю.

  1. Улетела ласточка за тридевять земель.
  2. На солнечной поляночке мотыльки и бабочки лакомятся сладким соком с цветов.
  3. В лесочке над речкой построена дачка. На дачке живет небольшая собачка.

Задание. Зачеркни запись неверного произношения.

Зачеркните неверный вариант произношения слова.

Конечно – кан’эч’на, кан’эшна

Скучно – скуч’на, скушна

Чтобы – штобы, ч’тобы

Нарочно – нарошна, нароч’на

Яичница – й’аич’н’ица, й’аишн’ица

Скворечник — сквар’эшн’ик, сквар’эч’н’ик

Очечник – ач’эшн’ик, ач’эч’н’ик

Подсказка: Вспомните правила произношения буквосочетаний ЧН, ЧТ. Используйте для проверки орфоэпический словарь.

Конспект урока по русскому языку на тему «Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ» (2 класс)

Методическая разработка – конспект урока русского языка по теме

ЦЕЛИ : развивать навыки правописания слов с сочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН , ; учить определять орфограмму в слове; развивать мышление.

Предметные : Находить в словах буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН . Учиться правильно читать слова с сочетанием чн, находить в чужой и собственной работе орфографические ошибки.

Регулятивные : вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок

Познавательные : работа с информацией, анализировать её содержание.

Коммуникативные : проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи.

Личностные : Развитие познавательных интересов, учебных мотивов

1. Организационный момент.

Громко прозвенел звонок

Сегодня у нас необычный урок, к нам пришли гости. Давайте поприветствуем их. Повернитесь, улыбнитесь и тихонечко садитесь.

2. Актуализация знаний

Откройте тетради, запишите: дату и классная работа

Каждый урок мы начинаем с минутки чистописания.

Червяк чинил свой чемодан,
Потом бурча чинил диван

— Какой звук чаще всего встречается?

— Дайте характеристику этому звуку. (согласный, всегда мягкий, глухой, шипящий). Запомните, звук ч всегда мягкий, это пригодится в нашей дальнейшей работе.

— Какой буквой он обозначается?

На минутке чистописания напишем букву « ч» . Напишите по образцу.

А на второй строчке мы напишем пословицу. Обратите внимание на орфоргаммы.

Чтение – лучшее учение.

3. Формулировка темы и задач урока

— Какой праздник все ожидают зимой?

— Без чего не обходится Новый год?

— Какая зелёная красавица стоит у нас?

— И нам на урок тоже принесли вот такую ёлочку. Мы за каждое выполненное задание будем вешать на неё игрушку. И в конце урока посмотрим , что получится.

— А вы хотите узнать кто же нам её подарил?

— Посмотрите на экран и прочитайте загадку:

В Простоквашино есть дом
Кот с собакой живут в нём
Дядя Фёдор приезжает
А кто почту доставляет?

— Посмотрите ещё раз на отгадку: ПОЧТАЛЬОН ПЕЧКИН.

— Вспомните, о какой орфограмме вы говорили на прошлом уроке?

— Так какая же тема нашего урока?

— Над чем мы будем сегодня работать?

-А кто знает правило правописания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН?

Вот и первая игрушка на нашей ёлочке.

-Скажите, а чем занимаются почтальоны?

— И нам Печкин принёс письмо

Мы сейчас поработаем в группах

— Достаньте из конверта слова и разложите их на 2 группы:

— Прочитайте слова 1 группы, а теперь 2 группы. Почему именно так вы распределили слова? Обратите внимание, как написаны слова с нашей орфограммой. Запомните их.

— Займите свои места и самостоятельно запишите их в свои тетради. Подчеркните орфограмму ЧК, ЧН, ЧТ.

— Один ученик записывает на доске.

— Давайте проверим, что вы записали.

Мы готовы повесить вторую игрушку

— А теперь дополним подобными словами, отвечая на вопросы:

Часы, в которых песок просыпается из одной части в другую

Палочка в руке, а ниточка в реке

Подчеркните нашу орфограмму.

— Поменяйтесь тетрадями и проверьте, как написаны эти слова.

-Сверьте с образцом. Если есть ошибки – исправьте их простым карандашом.

— Кто выполнил эту работу без ошибок?

Мы украшаем ёлочку ещё одним шаром.

Мы снова повесим игрушку на ёлочку.

5. Работа по теме урока

— У вас на столе лежат карточки. Образуйте новые слова при помощи сочетаний ЧК. ЧН, НЧ, запишите их в 3-ю колоночку.

— Давайте проверим , какие слова вы записали. Посмотрите на экран.

— Читаем первое слово, если оно написано правильно – поставьте +

— Какая пара получила шесть плюсов?

Мы и с этим заданием справились. Повесим шар на ёлочку.

6. Закрепление материала

— Откройте учебник на стр.6 упр.7

— Прочитайте предложение. Из какой сказки? Какую букву надо вставить? Какое правило? Как проверить? (ученик, отвечающий на вопросы, показывает в конце урока тетрадь и получает оценку)

— Самостоятельно спишите любое предложение и подчеркните изученное сочетание ЧК, ЧН, ЧТ.

— По карточке к доске пойдёт работать …

— Кто закончил списывать предложение, проверьте ещё раз.

— Давайте проверим работу на доске.

Работа над произношением слов

— Мы учились правильно записывать слова с сочетанием ЧК, ЧН, ЧТ, а теперь научимся правильно их произносить.

— Попробуйте прочитать вот эти слова:

— Нужно вместо звука Ч произносить звук Ш

— Давайте попробуем все вместе.

Кто правильно прочитает вот это стихотворение?

Я, конечно, не нарочно

Затолкал кота в буфет.

И, конечно, не нарочно

Съел я килограмм конфет.

И, конечно, не нарочно

Вазу мамину разбил.

И уж вовсе, не нарочно

На ковёр кисель пролил…

Просто было очень скучно…

Но теперь-то я послушный !

Мы можем повесить ещё один шар.

— На выбор выполните упр.4 или 5 на стр.5

— Закройте учебники и тетради.

7. Обобщение по теме урока.

— А сейчас поработаем на внимательность. Я буду называть слова, а вы поднимите карточку с тем сочетанием букв, которые там написаны.

Тапо чк и, мышонок, скрипо чк а, реченька, кроше чн ый, сильный, пе чн ик, берёзонька, тарело чк а, ту чк а. скворе чн ик

Вот и последний шар украшает нашу ёлочку

Посмотрим, что получилось?

Сегодня на уроке я узнал…

Мне было интересно…

Мне было трудно…

Урок окончен. Спасибо всем за работу.

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

  • Краснощекова Наталья ВладимировнаНаписать 7037 26.08.2019

Номер материала: ДБ-674633

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    31.05.2019 248
    31.05.2019 495
    11.05.2019 195
    29.04.2019 243
    23.03.2019 137
    04.03.2019 295
    04.03.2019 245
    03.03.2019 70

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

В московском метро появились наклейки для потерявшихся детей

Время чтения: 1 минута

Студенты разработали программу для предупреждения опасного поведения в школах

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки разрешило вузам переносить плановые каникулы на нерабочие дни

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


источники:

http://resh.edu.ru/subject/lesson/4223/conspect/

http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-russkomu-yaziku-na-temu-bukvosochetaniya-chk-chn-cht-schn-nch-klass-3819827.html