2 класс русский корень приставка суффикс

Конспект урока по русскому языку на тему «Морфемный состав слова» (2 класс)

Предмет : русский язык

Тема урока : «Морфемный состав слова»

Цели урока: дать общее представление о морфемном составе слова, о единообразном написании морфем (корень)

Предметные: научатся называть части слова (корень, приставка, суффикс, окончание); научатся выделять корень в родственных словах с опорой на смысловую связь однокоренных слов и на общность написания корней.

Личностные: научатся оценивать собственную деятельность на уроке; научатся проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий; научатся вступать в сотрудничество.

Тип урока: урок открытия нового знания

Оборудование : учебник по русскому языку «Перспектива», Л. Ф. Климанова, страница 44-45; презентация; карточки.

Словесн.: слово учителя.

Поздоровайтесь с гостями.

Урок русского языка. Он пройдет интересно и принесет нам радость, если мы будем активно мыслить и дружно работать. Сегодня мы продолжаем работать с частями слов, будем анализировать, сравнивать , рассуждать, искать решения. Пожелаем улыбнемся друг другу и пожелаем успешной работы.
(19 февраля. Классная работа).

Пишите красиво и правильно.

Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку.

2 . Постановка учебной задачи и ее решение

Практич.: пропись букв.

Начнем урок с минутки чистописания.

-Какое слово получилось?

Обратите внимание на правильное соединение букв и написание. Возьмите ручки в руки, пропишем в воздухе данные буквы, повторяя движения за курсором.

Пропишите. Подчеркните самую красивую букву в каждой строчке.

— На уроке русского языка Аня и Ваня получили такое задание: вставьте пропущенные буквы в однокоренных словах

тр..ва, тр..вянистый, тр..винка, тр..вяной, тр..вка.

— Но тут вышел спор: как пишется корень в слове, если иногда он слышится не совсем так, как в другом родственном слове?

-Аня считает, что, наверное, корни должны быть одинаковые, а Ваня думает, что надо писать так, как слышим.

— Вы, ребята, как думаете?

— Сможем ли мы узнать это на уроке?

— Попробуйте сформулировать тему урока.

Тема урока : «Корни в родственных словах. Состав слова».

Поставьте задачу. (Узнать, как пишутся корни в родственных словах)

— Ребята, в конце прошлого урока я у вас спросила, могут ли слова иметь кроме корня и другие одинаковые части?

Поставьте еще одну задачу. (Познакомиться с другими частями слова)

Верно, ребята, вы уже знаете, что корень — это общая часть родственных слов. Сегодня вы постараетесь понять, что значит общая часть слов, и понаблюдаем, какие еще части, кроме корня, могут входить в состав слова.

Наблюдают над правильным написанием букв: письмо в воздухе.

Прописывают буквы. Подчеркнуть самую красивую букву.

Анализируют слова. Записывают их.

Предполагают тему урока.

Предполагают задачи урока.

Планируют деятельность на урок.

3 . Решение частных задач

Словесн.: слово учителя, беседа.

Практич.: выполнение упражнений.

И в этом нам поможет учебник.

Откройте его на странице 44. Выполним упражнение 58. Прочитайте предложения.

— Какие однокоренные слова вы видите в этих предложениях? (Свет, светить, светлячки, светлые, светильник)

— Какой у них корень? (Свет)

Спишите предложения. Выделите корень в родственных словах. Поставьте ударение.

— В каких словах ударение упало на гласную букву корня? (Свет, светлые)

— А в каких словах гласный звук корня остался безударным? (Светить, светлячок, светильник)

Обратите внимание на написание корня: одинаково ли написаны корни с ударным и безударным гласным звуком? (Одинаково)

Назовите другие слова с корнем свет. (Световой, осветили, светло)

Сделайте вывод о написании корня в однокоренных словах.

( Корни в однокоренных словах пишутся одинаково )

Верно, зная это правило, можно правильно писать разные однокоренные слова.

Выполним упражнение 133 в рабочей тетради на странице 18. Прочитайте предложение.

— Какие буквы пропущены в словах г..лубка и г..лубятня ? (Буква о)

-Докажите свое мнение. (Эти слова родственные слову голубь , где после г пишется о , значит, и в этих словах надо писать букву о )

— Какой же корень во всех словах? (Голуб)

— Выпишите родственные слова, вставив пропущенные буквы. Выделите корень.

Сделайте вывод о написании корней в родственных словах. (В однокоренных (родственных) словах корни пишутся одинаково)

Отвечают на вопросы.

Наблюдают над языковым материалом.

Делают вывод о написании корня в однокоренных словах.

Работают над упражнением.

Строят логическое высказывание.

4 . Закрепление изученного материала:

Практич.: выполнение упражнения.

Словесн.: слово учителя.

Практич.: выполнение задания.

Словесн.: слово учителя, беседа.

Практич.: выполнение задания.

Раз – подняться, потянуться

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на место тихо сесть.

Первая задача, которую мы поставили на уроке — решена. Вы сами сделали вывод о написании корне в однокоренных словах.

Давайте вернемся ко второй задаче.

На странице 44 Ваня о чем-то спрашивает вас, ребята. Прочитайте.

Мы сможем точно ответить на этот вопрос, когда выполним упражнение 59. Прочитайте слова.

— Кого они называют? (Детенышей животных)

— Одинаковы ли корни в перечисленных словах? (Нет)

— Назовите общую часть во всех словах. (-енок-)

— Одинаково ли она пишется в разных словах? (Да)

— После какой части слова она стоит? (После корня)

— Придумайте название этой части слова, которая пишется после корня.

Люди договорились, что часть слова, которая стоит после корня и может образовать новые слова, будет называться суффиксом (вывесить на доску понятие), и стали обозначать ее именно так. (Показать обозначение на доске)

— Назовите суффикс в данных словах.

— Догадайтесь, на что он указывает? (На то, что детеныши маленькие)

(записывают слова цепочкой на доске)

Запишите слова. Обозначьте в них общую часть, которая стоит после корня.

-Как эта часть называется. Верно, суффикс. Обозначьте суффикс во всех словах. Обратить внимание на единство написания.

Сможете теперь дать ответ на Ванин вопрос? (Да, другая часть слова тоже может быть у слов одинаковой)

— Совенок с вами полностью согласен и тоже делает вывод. Прочитайте его на странице 44.

Упражнение 60. Рассмотрите рисунок.

Прочитайте слова под ним.

Составьте рассказ, используя рисунок и слова.

— Есть ли одинаковая часть у слов перед корнем? (Есть, при-) Придумайте ей название.

Эту часть слова договорились называть приставкой (вывесить понятие) и обозначать так (показать обозначение)

Спишите слова и обозначьте приставки. Обратить внимание на единство написания.

Игра «Образуй слово». Слайд.

— Жили-были слова нес, играл, читает, рисует, любить, молчала. Прибежали к ним приставки за-, при-, по- и тоже попросились поиграть. И тут случилось невероятное: образовалось много новых слов! Догадались, какие слова получились? (Занес, заиграл, зачитает, зарисует, замолчала, принес, понес, поиграл, почитает, порисует, полюбить, помолчала)

— Вот так маленькие приставки помогли родиться большим новым словам.

-Выберите лишнее слово: приставка, корень, синоним , суффикс, окончание.

— Верно, синоним. Почему?

А что такое окончание?

— Прочитаем сообщение профессора Самоварова. Какое слово для вас новое в сообщении? (Окончание)

Об окончании мы будем говорить позднее.

Но вы уже наверно догадались, что окончание идет после суффикса.

— Я предлагаю вам отправиться в лес слов. Какие деревья вы видите? ( голые, нет листвы )

— Вам предстоит одеть деревья. А листьями будут слова, которые вы соберете из частей.

Работать будем группами.

— Проверим вашу работу.

Какие слова живут на каждом дереве? ( однокоренные )

— Прочитаем их. (по 1 чел от группы.)

Строят грамматическое рассуждение.

Выделяют общую часть в словах.

Воспринимают новый материал.

Обозначают в них суффикс.

Наблюдают над языковым материалом.

Составляют рассказ по рисунку.

Записывают слова и обозначить приставки.

Образовывают новые слова с помощью приставок.

Находить лишнее слово.

Анализируют сообщение профессора.

Работают группами по 4 человека

(лист А3, клей части слов на цветной бумаге)

5. Итог урока. Рефлексия

— Что нового вы узнали на уроке? (Корни в родственных словах пишутся одинаково)
— С какими частями слова вы уже познакомились? (Корень, приставка, суффикс, окончание)

— Для чего надо знать составные части слова? (Чтобы хорошо понимать смысл слов и овладеть правописанием, то есть, чтобы быть грамотным)

— А теперь выполните задание на карточках. Соединяем однокоренные слова в каждом столбике. Тройками. Можно использовать цветные карандаши.

— Проверьте себя по образцу.

Сегодня на уроке я:

— узнал, вспомнил для себя…

— могу похвалить себя и своих одноклассников за …

Домашнее задание. К словарному слову БЕРЕЗА подобрать как можно больше однокоренных слов. Составить 1-2 предложения используя эти слова.

Отвечают на вопросы.

Анализируют свою работу на уроке.

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей

Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

  • Аботурова Наталья АлександровнаНаписать 518 01.03.2020

Номер материала: ДБ-1030469

    01.03.2020 22
    01.03.2020 36
    01.03.2020 24
    01.03.2020 16
    01.03.2020 31
    01.03.2020 13
    01.03.2020 13
    01.03.2020 22

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Минпросвещения разработало меморандум по воспитательной работе в школах

Время чтения: 2 минуты

В Москве планируют внедрить экспресс-тестирование на коронавирус в школах

Время чтения: 1 минута

В Воронеже всех школьников переведут на удаленку из-за COVID-19

Время чтения: 1 минута

Кравцов призвал создать федеральную систему учета успеваемости

Время чтения: 1 минута

Российские студенты стали чемпионами мира по программированию

Время чтения: 1 минута

В Москве подписан Меморандум о развитии и поддержке классного руководства

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Основа слова и окончание

В мор­фем­ном соста­ве сло­ва мож­но выде­лить при­став­ку, корень, суф­фикс и окон­ча­ние. Основа сло­ва вклю­ча­ет в себя все эти мор­фе­мы, кро­ме окончания.

Чтобы понять, что такое осно­ва сло­ва, выяс­ним, из каких частей она состо­ит, вхо­дит ли окон­ча­ние в основу.

Состав слова

В изме­ня­е­мых сло­вах выде­ля­ют­ся мини­маль­ные зна­чи­мые части — морфемы:

Морфема — это тер­мин гре­че­ско­го про­ис­хож­де­ния. В пере­во­де с гре­че­ско­го язы­ка это сло­во зна­чит «фор­ма».

Например, в сло­ве «сол­неч­ный» выде­лим сле­ду­ю­щие морфемы:

сол­неч н ый — корень/суффикс/окончание.

Исследованием мор­фем зани­ма­ет­ся мор­фе­ми­ка.

Корень слова

Главной мор­фе­мой в сло­ве явля­ет­ся корень. Некоторые непро­из­вод­ные сло­ва состо­ят толь­ко из кор­ня и окончания:

От зна­че­ния кор­ня зави­сит лек­си­че­ское зна­че­ние сло­ва. Слова слу­жат нам для назы­ва­ния пред­ме­тов, при­зна­ков или дей­ствий. То, что обо­зна­ча­ет отдель­ное сло­во, явля­ет­ся его лек­си­че­ским зна­че­ни­ем, например:

суще­ству­ет пред­мет «тра­ва», и сло­вом «тра­ва» назы­ва­ет­ся зеле­ный покров зем­ли. Это лек­си­че­ское зна­че­ние это­го сло­ва, заклю­чен­ное в корне.

В корне содер­жит­ся общее зна­че­ние, кото­рое име­ют все одно­ко­рен­ные слова:

дом , дом ик, дом ашний, без дом ный, о дом ашнить.

Все пере­чис­лен­ные одно­ко­рен­ные сло­ва свя­за­ны общим лек­си­че­ским зна­че­ни­ем с домом — «стро­е­ни­ем, где посто­ян­но живет чело­век и его семья».

Вокруг кор­ня груп­пи­ру­ют­ся в сло­ве все осталь­ные зна­чи­мые части:

Приставка

Приставка нахо­дит­ся перед кор­нем. С помо­щью этой мор­фе­мы обра­зу­ют­ся новые слова:

  • заго­ло­вок — под заго­ло­вок (допол­ни­тель­ный заголовок);
  • мод­ный — уль­т­ра мод­ный (очень модный);
  • плыть — пере плыть (пре­одо­леть реку, ока­зать­ся на дру­гом берегу).

Приставка вно­сит раз­ные смыс­ло­вые оттен­ки в исход­ное лек­си­че­ское зна­че­ние сло­ва или меня­ет его лек­си­че­ское значение.

Суффикс

Суффикс явля­ет­ся зна­чи­мой частью сло­ва. Как и при­став­ка, он обра­зу­ет новые слова:

  • золо­той — золот ист ый (слег­ка золо­той цвет);
  • гора — гор к а (малень­кая гора);
  • бабуш­ка — бабушк ин (при­над­ле­жа­щий бабуш­ке).

Суффикс, при­со­еди­ня­ясь к кор­ню, изме­ня­ет исход­ное зна­че­ние слов.

Окончание

В отли­чие от при­став­ки и суф­фик­са, кото­рые явля­ют­ся сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ны­ми мор­фе­ма­ми, окон­ча­ние не обра­зу­ет новых слов.

Окончание изме­ня­ет­ся и обра­зу­ет фор­мы одно­го и того же сло­ва, например:

  • что? дорог а — ед. ч., им.падеж;
  • обо­чи­на чего? дорог и — р. п. ед. ч.;
  • иду к чему? к дорог е — д. п. ед. ч.;
  • думаю о чём? о дорог ах — п. п. , мн. ч.

Окончание изме­ня­ет фор­му сло­ва, но лек­си­че­ское зна­че­ние сло­ва оста­ет­ся прежним.

С помо­щью окон­ча­ний сло­ва оформ­ля­ют­ся в закон­чен­ную мысль — предложение.

Сравним:

облак о , сер ый , выгля­ну ть , ярк ий , солнц е

Из-за сер ых облак ов выгля­нул о ярк ое солнц е .

Что такое основа слова

Все сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ные мор­фе­мы сло­ва состав­ля­ют его осно­ву. В осно­ву сло­ва вхо­дят при­став­ка, корень и суф­фикс. Основу сло­ва полу­чим, если не будем учи­ты­вать сло­во­из­ме­ни­тель­ную мор­фе­му — окон­ча­ние, например:

  • сол ён ый
  • крас от а
  • за брос и ть

В осно­ве заклю­че­но лек­си­че­ское зна­че­ние кон­крет­но­го слова:

красн ый, крас­нот а, красне ть, покрасне ть, докрас­на .

Будем учи­ты­вать, что в осно­ву сло­ва не вхо­дят так­же неко­то­рые фор­мо­об­ра­зу­ю­щие суффиксы.

Суффикс -л- обра­зу­ет фор­му про­шед­ше­го вре­ме­ни гла­го­лов. Эта мор­фе­ма, как и окон­ча­ние, не вклю­ча­ет­ся в осно­ву гла­голь­ных форм:

  • под­бро­си л а мяч;
  • осве­ти л о вер­хуш­ки деревьев;
  • заиг­ра л и на гитаре.

Видеоурок

Как разбирать слова по составу

Русский язык — непростой школьный предмет, вызывающий сложности у многих учащихся. Кроме освоения грамотного письма, детям постоянно приходится выполнять различные виды заданий. Часто, в качестве задания после диктанта или в виде самостоятельной работы, выступают различные виды разбора, в том числе и морфемный разбор или разбор по составу. К сожалению, даже в начальной школе, когда для разбора берутся достаточно простые слова, некоторые дети испытывают затруднения.

Как научить ребенка разбирать слова по составу?

Заметив затруднения у ребёнка при разборе слов по составу, в первую очередь, следует разобраться и понять почему же не получается.

Причины этого затруднения могут заключаться в следующем:

  • ребёнок может плохо знать части слова: приставка, корень, суффикс и окончание;
  • не знает как правильно находить ту или иную часть слова;
  • не владеет алгоритмом разбора слов по составу.

Первое, что нужно сделать — это выучить части слова.

Выучить так, чтобы ребёнок не путал, не вспоминал, а четко знал, что такое корень, приставка, суффикс и окончание.

Корень

Корень слова – это главная значимая часть слова. В корне заключено лексическое значение слова.

Чтобы найти корень, надо подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть.

Приставка

Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

Чтобы найти приставку в слове, надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой. Часть слова, которая стоит перед корнем, и будет приставкой.

Суффикс

Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

Чтобы найти в слове суффикс, надо подобрать однокоренные слова без суффикса или с другими суффиксами. Часть слова, которая стоит после корня перед окончанием, и будет суффиксом.

Приставка, корень и суффикс — это значимые части слова.

Окончание

Окончание – это изменяемая значимая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.

Окончание стоит после корня или после суффикса. Чтобы найти окончание в слове, надо изменить форму слова. Другими словами изменить слово по падежам. Надо помнить, что в русском языке много слов с нулевым окончанием. Например: стол, конь.

Основа слова

Основа слова – это часть слова без окончания.

В основу слова входит приставка, корень и суффикс.

Второе — это знать, как правильно находить ту или иную часть слова.

Проверь свои знания

Тест «Состав слова»

1. Как называют слова ЛЕС, ЛЕСНОЙ, ЛЕСНИК?
а) антонимы;
б) синонимы;
в) родственные.

2. Часть слова без окончания называется:
а) основой;
б) корнем;
в) суффиксом.

3. Общая часть родственных слов называется:
а) основой;
б) корнем;
в) окончанием.

4. Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов — это:
а) окончание;
б) суффикс;
в) приставка.

5. Определи окончание в слове мечтой.
а) -той;
б) -ой;
в) -й.

6. Продолжи фразу. Основа слова — это:
а) изменяемая часть слова;
б) общая часть родственных слов;
в) часть слова без окончания.

7. Из каких частей может состоять основа слова?
а) приставка, корень, окончание;
б) корень, суффикс, окончание;
в) приставка, корень, суффикс.

8. Определи, в какой строке все слова однокоренные.
а) гусеница, гусь, гусята, густой;
б) школа, школьный, пришкольный, школьник;
в) рисунок, рис, рисовать, рисовый.

9. Дополни фразу. Приставка — это:
а) часть слова, которая стоит перед корнем;
б) часть слова, которая стоит после корня;
в) служебная часть речи.

10. Какое из данных слов имеет приставку по-?
а) полезный;
б) подарок;
в) по дороге.

11. Дополни фразу. Суффикс — это:
а) часть слова, которая стоит перед корнем;
б) изменяемая часть слова;
в) часть слова, которая стоит после корня.

12. Выбери слово с суффиксом.
а) завод;
б) зонтик;
в) собака.

13. Выбери значимые части слова.
а) приставка, корень, окончание;
б) корень, суффикс, окончание;
в) приставка, корень, суффикс.

Третье — это необходимо запомнить порядок разбора слов по составу.

Схема морфемного разбора слова

  1. Определи слово как часть речи.
  2. У изменяемого слова найди окончание ( измени слово, чтобы верно найти окончание; не забывай, что у неизменяемых слов нет окончания).
  3. Укажи основу слова.
  4. Выдели корень (для этого подбери однокоренные слова);
  5. Выдели приставку.
  6. Выдели суффикс.

Примеры морфемного разбора слов разных частей речи:

покупка

1. Часть речи -имя существительное

2. окончание -А (нет покупкИ, горжусь покупкОЙ)

3. основа — ПОКУПК-

пришкольный

1. Часть речи -прилагательное

2. окончание -ЫЙ (пришкольнОГО, пришкольнОМУ)

3. основа — ПРИШКОЛЬН-

расцветают

1. Часть речи -глагол

2. окончание -ЮТ (расцветаЕТ)

3. основа — РАСЦВЕТА-

Четвёртое — знание приставок и суффиксов разных частей речи.

Знание приставок и, особенно, суффиксов существительных, прилагательных и глаголов облегчает ребенку процесс разбора слова по составу.

Самые распространённые приставки русского языка:

без- (бес-), в- (во-), воз- (вос-, возо-), вз- (вс-), вы-, до-, за-, из- (ис-, изо-), на-, наи-, недо-, над- (надо-), не-, низ- (нис-, низо-), о-, об- (обо-), обез- (обес-), от- (ото-), по-, под- (подо-), пере-, пре-, пред- (предо-), при-, про-, раз- (рас-, разо-), с- (со-)

Чтобы ребёнок легко узнавал их в словах, можно потренироваться образовывать новые слова при помощи подходящих приставок. Как правило, это упражнение очень нравится детям. Например, берём глагол ШЁЛ и начинаем подбирать приставки: ушёл, пришёл, дошёл, обошёл, отошёл и т.д.

Самые распространённые с уффиксы имен существительных

ан -(- ян -), — ани (- яни ), — анин (- янин ), — ач , — ени , — ет -,- ть -, — еств -(- ств -), — есть , — ец , — изм , — изн -, — ик (- ник ), — ин , — ист , — итель (- тель ), — их — иц -(- ниц -), — к -, — л -, — лк , — льник , — льщик (- льщиц -), — от -, — ость , ун , — чик (- чиц -, — щик )

Как правило суффиксы придают слову какое-либо значение.

  • ик — образует лицо , обладающее качеством ( медик , старик )
  • иц — лицо или животное женского пола ( девица , курица , тигрица )
  • ист, щик, ач — лицо , принадлежащее к области деятельности ( парашютист , барабанщик, скрипач)
  • ник — лицо, предмет, место, животное ( всадник, плавник , хищник, ледник )
  • ошк, ушк,чик, юшк, юшк, еньк, ёшк—придают уменьшительно — ласкательную форму предмету .

Суффиксы прилагательных

— ал (- ел -), — ан (- ян -), — аст (- ат -), — ев (- ов ), — еват (- оват -), — ен , — енн (- онн -), — енск (- инск -), — ив (- лив ,- чив -), — ин , — ит (- овит -), — к , — л , — н (- шн -), — тельн -, — уч (- юч ,- яч -), — чат , — к ( а ), — ск , — тель , — ист —

Суффиксы глаголов

— а (- я , — ка ), — е , — ева (- ова , — ыва , — ива ), — и , — л , — ну , — ся , сь, — ть (- ти )

Полезно помнить:

  • л — образует прошедшее время ( был , спал , плыл )
  • ти, ть, чь — образуют неопределенную форму глагола ( инфинитив ) ( нести , делать,беречь)

Пятое — обязательная тренировка.

Чем больше ребенок выполнит тренировочных упражнений, тем легче у него будет получаться выполнять разбор слов по составу без ошибок.

Предлагаю вам тренировочную работу по теме «Состав слова» в двух вариантах.

Данные тренировочные упражнения можно использовать для отработки данной темы, а также в качестве проверочной работы на уроке.

1 вариант

1.Разбери слова по составу:

Времена, перевязь, глоток, гнёздышко, горный, подосиновик, далёкий, подарок, денёк, длинный, вздох, дочурка, свинина, дровишки, еловый, пирожок, билет, свисали, проводила, беленький

2. Запиши по три однокоренных слова, выдели корень:

Тропа — …………………………………………………………………………

Тепло — …………………………………………………………………………

3. Возьми у каждого слова ту часть, которая записана в оглавлении таблицы, и запиши новое слово.

приставкакореньсуффиксокончание
беззащитныйдаритьвкусныйдобрый
подъехатьводасводныйтяжёлый
безобразныйжизньсъеденныйбелый
донёспришкольныйводныйчёрный
простотадомашнийцветикключи
поворотсадиксвалкарыба
замёрзсухаякучакурица
вышёлдумакаменщиксмысл
завёлжаркийрыбкаодежда
подходзаставалавкасорока

2 вариант

1)Разбери по составу:

качка, победа, выпечка, плясун, заместитель, разлиновка, завязка, раскидистый, вымостил, рыбаки, взгляд, выдумщик, сырок, сторожить, прихватка, поговорка, рассказ, повис, подбородок, желток

2.Запиши по три однокоренных слова, выдели корень:

Сырой — ………………………………………………………………………….

Стекло — …………………………………………………………………………

Стена — …………………………………………………………………………..

3.Возьми у каждого слова ту часть, которая записана в оглавлении таблицы, и запиши новое слово.

приставкакореньсуффиксокончание
коньлетоплакучиймягкий
подтянуллокотокмясникмолодость
вписатьпроходитьзимамяч
прожитьводителькнигасады
заяцчасыкормовойземляной
сроккотёнокмирножницы
заряшколалесникрадость
ссорапокраситьнизкийлодка
стулсиреневыйпогодакарандаш
подъездполекрышаполк

По ссылке ниже вы можете скачать эту работу.

Заходите также в Книжную лавку за полезными книгами!

С уважением, Ольга Наумова

Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!


источники:

http://russkiiyazyk.ru/sostav-slova/osnova-slova-i-okonchanie.html

http://naymenok.ru/kak-razobrat-slovo-po-sostavu/