2 класс русский приставки и суффиксы

Конспект урока руссого языка 2 кл. Части слова. Приставка и суффикс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний о приставке и суффиксе как значимая часть слова; формирование умений выделять приставку и суффикс в словах и с помощью их образовывать новые слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_uroka_russogo_yazyka_2_kl._chasti_slova._pristavka_i_suffiks.docx37.26 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 9.04.19 ФИО учителя: Кожевникова Т.И. Школа: №148 ФИ студента: Князева К.А.

Класс: 2 «Б» ФИО методиста: Галиуллина Н.К.

Технологическая карта урока русского языка

Тема: «Части слова. Приставка и суффикс».

Цели деятельности учителя : формирование знаний о приставке и суффиксе как значимая часть слова; формирование умений выделять приставку и суффикс в словах и с помощью их образовывать новые слова.

знать: приставку и суффикс как значимую часть слова, порядок морфемного разбора слова;

уметь: находить и выделять приставку и суффикс, производить морфемный разбор слова.

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося, формировать личностный смысл учения; развивать самостоятельность и личную ответственность за поступки; развивать внимание, память; воспитывать активность, самостоятельность, умение работать в оптимальном темпе, осуществлять самоконтроль.

Тип урока: « открытие» нового знания.

Оборудование: УМК « Система Д.Б. Эльконин — В.В. Давыдов» учебник Русский язык 2 класс, презентация.

Методы и приемы

Деятельность учителя, формы деятельности учащихся

опред-ия к деятель

Парная форма работы

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ксения Андреевна, сегодня я проведу у вас урок русского языка.

— Ребята, посмотрите на своего соседа по парте, улыбнитесь, зарядите положительной энергией друг друга и тогда у нас всё получится.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя, друг друга.

Р:саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий

II.Актуализация знаний и мотивация

Словест: беседа, рассужде ние

— Давайте вспомним, какие части слова вы знаете.

-Все эти орфограммы в корне слова, а что такое корень слова?

— Корень слова – это главная общая часть родственных слов, в которой заключено их основное значение. Корень в однокоренных словах пишется одинаково.

— Как найти корень слова?

-А что такое окончание?

-Скажите, что такое основа?

-Найдите лишнее слово в этой строчке

лес, лесной, лесенка, лесник;

-Скажите, какой корень у этих слов?

-Так почему же оно лишнее?

-Давайте, разберем слово лес по составу?

Окончание, корень, основа

Корень слова – это главная общая часть родственных слов. Корень в однокоренных словах пишется одинаково.

Чтобы найти корень слова, надо подобрать несколько однокоренных (родственных) слов и выделить их общую часть.

Окончание – это изменяемая часть слова.

Основа- часть слова без окончания

Состав слова: лес — корень, нулевое окончание, лес — основа слова.

Р: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

К: умение полно и точно выражать мысли

К: выработка общей точки зрения, отстаивание собственной

ка учебной задачи

Наглядный: работа с презинта цией

Словесный: подводящий диалог, формирующий диалог

Фронтальная форма работы

-Что такое барабанчик?

-Правильно, это маленький барабан.

-Давайте это слово разберем по составу. Какое тут окончание?

Выделите корень и основу слова.

-Какая новая часть, которой не было в слове барабан, появилось в слове барабанчик?

-Это новая часть слова суффикс. Вот так она выделяется

-Подумайте, отличаются ли друг от друга по значению слова барабанить и забарабанить.

-Правильно, забарабанить – значит начать барабанить.

-Давайте, выделим корни в этих словах

-Какая часть слова забарабанить помогла вам помять, что речь идёт не просто о действии, а о начале действия?

-А это ещё одна новая часть слова приставка. Вот так она выделяется

-значит, в слове, кроме корня, могут быть части, с помощью которых оно образовалось от какого-нибудь другого слова.

-Как меняется слов, где есть приставка или суффикс?

-Они придают слову новое, дополнительное значение, которого нет в слове, от которого оно образовалось.

— нетрудно доказать, что такие части есть не только в словах барабанчик, забарабанить, но и в других словах, образованных от слова барабан: барабанщик, барабанный, барабанить.

-Кто сформулирует тему урока?

-Какую цель мы с вами поставим?

-Хорошо. Теперь откройте тетради и запишите число, в классе.

Нулевое окончание, корень барабан, всё слово без окончания.

Забарабанить – начать барабанить

Образуются новые слова и слова с новым значением

Части слова. Приставка и суффикс.

Уметь видеть части слова

П: подведение под понятие

П: построение речевого высказывания

П: осознание познавательной задачи;

осуществление операции анализа, синтеза, сравнения, классификации

IV. Открытие нового знания

Практич: чтение и выполнение задания

Словест: беседа, рассужде ние

Фронтальная форма работы

— Откройте стр. 59 . Нас встречает Дядя Ус , значить это нужно запомнить. Давайте внимательно прочитаем это правило.

-Получается, что приставка это приставленный спереди , выделяется перед корнем вот таким знаком, а суффикс вставленный между корнем и окончанием, то есть стоит после корня и выделается таим знаком.

— Вам даны три слова забег, грибник, подснежник

-Давайте их разберем по составу.

Разбирают слова по составу

П: смысловое чтение, построение речевого высказывания

К: умение полно и точно выражать мысли; выработка общей точки зрения, отстаивание собственной

П: построение рассуждения

V. Первичное закрепле

-У вас на карточках слова, выходим по очереди к доске и разбираем по одному слову , а все остальные выделают части слова на карточках. Травушка, травинка, рассвет, ветерок, моря, полюшко, рысёнок, золотые , побережье, бережок, небеса, голуби , прибрежная, полоска, лисята, лесник, бесстрашный , шумный , кровный , безвкусный , грамотный, молоток , рябиновый, листик .

рас-свет, Ветер-ок, мор-я, пол-юшк-о, рыс-ён-ок, золот-ые , по-бережь-е, береж-ок, неб-ес-а, голуб-и , при-бреж-н-ая, полос-к-а, лис-ят-а, лесн-ик, бес-страш-н-ый , шум-н-ый , кров-н-ый , без-вкус-н-ый , грамот-н-ый, молот-ок, рябин-ов-ый, лист-ик .

П: поиск и выделение информации, анализ текста.

К: умение полно и точно выражать мысли; выработка общей точки зрения, отстаивание собственной

Ребята, давайте проведём динамическую паузу.

VI. Самостоятельная работа с проверкой

Практический: выполняют рабаты в группах

Словесный: беседа, рассужде ние

Фронтальная формы работы.

Работа в группах.

-На карточках написано задание. Внимательно читаем и выполняем, работая в группах.

Прочитай. Подумай, какие в словах пропущены приставки. Вставь и выдели приставки.

Мама ….шла с работы. Папа ….шёл утром на фабрику. Тёмная туча ….крыла солнце. ….дул резкий ветер. Ребята ….бежали домой. Они ….мокли до нитки.

…ходить в комнату, ….ходить из комнаты, ….ехать к бабушке, ….ехать за мамой на работу, ….плыть до берега, ….плыть всё озеро.

-Читает первая группа первое предложение. Какая у вас приставка? Проверяем, смотрим на слайд. Какое значение приставки при-?

Читают и выполняют задание в группах

Пришла- приближение и конец действия. Ушёл – удаление от чего-либо. Закрыла-законченность действия. Подул – начало действия. Побежали – начало действия. Промокли – законченность действия . Входить – движение внутрь, выходить – движение наружу. Уехать — удаление, заехать — начало действия , доплыть – законченность действия, проплыть – законченность дей-я.

П:осознанное построение речевого высказывания

П: осуществление операции анализа, синтеза, сравнения, классификации

К: умение полно и точно выражать мысли; выработка общей точки зрения, отстаивание собственной

VII. Включение в систему знаний

Практический: выполняют работу в парах

Словесный: повторяют определе

-У вас на карточках два задания, внимательно читайте эти задания и выполняйте в паре.

1.Найди слова, в которых есть суффикс. Суффикс выдели.

Лесник, дома, бежит, длинная, снега, снежки, заморозки, ходит.

2.Распределите слова в два столбика, в первый столбик слова с приставкой и выдели её, второй столбик со словами с суффиксом и выдели его.

Арбузик, котенок, запах, ловушка, выход, грибник, пересказ, забег

Фронтальная форма работы

-Кто мне скажет, что такое приставка и где она стоит в слове? А что такое суффикс и где он стоит?

-ник-, нет, нет, -н-, нет, -к-, -к-, нет

выход, котенок, пересказ грибник,

П: построение рассуждения

К: умение полно и точно выражать мысли; выработка общей точки зрения, отстаивание собственной

VIII. Рефлексия деятельности

Словесный: формулирование выводов, обобщений.

-Ребята, какая тема была нашего урока?

— Вспомните, какая была цель? Удалось ли вам её достичь?

— Продолжите предложения, выражая своё отношение к уроку и к своей работе на уроке.

— Для меня урок был …

— Теперь я твёрдо знаю, что…

— Мне было трудно…

-Записываем домашнее задание: с.59-60 учить, упр. 304.

Проводят самоанализ деятельности.

П: построение речевого высказывания

П: осуществление синтеза

Р: осуществление итогового контроля

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 2 класс «Правописание частей слова. Закрепление»Цель: обобщить и систематизировать знания по правописанию частей слова.Задачи урока:&middot.

УМК «Школа России». Конспект урока и презентация урока русского языка (3 класс) по теме «Суффикс. Значение суффиксов в слове».

Конспект урока русского языка «Как делаются слова.Что такое суффикс. Суффиксы слов, называющих предметы. » УМК «ПНШ», 2 класс.

Цель: учить распознавать суффиксы в словах. Задачи: — актуализировать знания учащихся о частях слова;- повторить.

Цель: создание условий для формирования осознанного представления учащихся об образовании слов, называющих признаки, с помощью суффикса «н»; формирование представлений о чередовании согласных в корне .

Цели деятельности учителя: создание условий для организации совместной и самостоятельной деятельности обучающихся по распознаванию родственных слов с приставками и овладению умением состав.

ввести понятие «приставка»; показать, что приставки образуют однокоренные слова с новым лексическим значением; учить определять значащую роль приставок в словах, образовывать слова с помощ.

Урок русского языка во 2 классе на тему «Приставка. Суффикс»

Тема: Знакомство с понятиями «приставка» и «суффикс».

образовательные :
сформировать понятие о приставках и суффиксах как частях слова, имеющих своё значение и выполняющих в слове важную работу;
продолжить работу по умению писать слова с изученными орфограммами;
находить и выделять приставки, суффиксы в словах;

развивающие :
развитие у учащихся умения выделять главное при определении орфограммы, обобщать изученное, умения работать самостоятельно, используя проблемные вопросы, творческие задания;
развитие мышления, внимания и речи учащихся;

воспитывающая :
воспитание у учащихся чувства позитивной оценки и самооценки.

Тип урока — урок усвоения новых знаний.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, презентация.

Оборудование — учебник Соловейчик М.С., Кузьменко Н.Б. «К тайнам нашего языка», 2 класс; тетрадь-задачник №3 к учебнику; проектор и экран; компьютер; презентация.

Методы обучения: словесно-наглядный проблемно-поисковый (эвристический), самостоятельная работа, иллюстративный.

работа над новыми понятиями,

элементы технологии проблемного обучения,

элементы игровой технологии,

здоровье сберегающая технология (переход от одного вида деятельности к другому).

– Я рада приветствовать сегодня на уроке не только вас ребята, но и гостей. Сегодня для нас волнительный и ответственный урок. Как гостеприимные хозяева вначале окажем им внимание.

Мы рады приветствовать вас в классе
Возможно есть классы и лучше и краше.
Но пусть в нашем классе вам будет светло
Пусть будет уютно и очень легко,
Поручено нам вас сегодня встречать,
Но начнем же урок, не будем зря время терять.

Будем надеяться, что настроение наших гостей улучшилось и они с удовольствием отдохнут в нашем классе и порадуются нашим успехам.

Итак, начнем наш урок.

Откройте тетради, запишите число.

Весна. Начался апрель. Пришла пора пробуждения природы. И первое, что нам бросается в глаза -деревья! Давайте сегодня на уроке посадим своё дерево. Вспомним, какие части есть у дерева.

Д. Корень, ствол, ветки, листья.

У. А какая часть самая главная?

У. Дерево мы посадим необычное – словообразовательное. На нем будут вырастать новые слова.

У нашего будущего дерева корень -уч-

2) Словарная работа

Чтобы оно выросло, надо ответить на вопросы:

– Как с помощью этого корня называют вас?

У. Почему вас так называют?

У. Как называют того человека, который учит?

Запишите эти слова в тетрадь.

Знаете ли вы другие слова с этим корнем? Назовите их. Запишите. Выделите корень.

Ученики, учимся, учитель, ученье, неученье, учить.

– Какие это слова?

У. Почему их так называют?

Д. У этих слов общий корень, они близкие (родственные) по значению.

У. Что такое корень?

Д. Корень – это общая часть

У. А кроме корня существуют ещё какие-либо части слов?

Работа по теме урока

Слайд 6. — Какие существуют ещё части слова?

— Как их обозначают?

— Где они находятся в слове?

— Для чего они служат?

Чему тогда мы посвятим сегодняшний урок? Какую поставим цель?

Д. Познакомимся с другими частями слова

2) Знакомство с другими частями слов.

Слайд 7. Первыми весенними цветами называют … .

Почему их так называют?

От какого слова оно образовалось?

Памятка о чередовании согласных в корне слова.

Как правильно его записать?

Вот как это слово пишется ( открываю доску, а там на магнитах разрезанные части слова)

Слово рассыпалось на части. Помогите его собрать. А теперь запишите.

Выделите окончание. А что такое окончание? Для чего оно служит? Корень,…

3) Знакомство со значением слов « приставка» и «суффикс».

Кто из вас знает, как в русском языке называют оставшиеся части слов? А может вы ещё знаете почему им дали такое название? И знаете как их обозначают?

4) Работа по учебнику.

Стр. 94 упр. 510. Узнай о незнакомых частях слова

Давай те назовём и обозначим оставшиеся части слова.

На лепестках подснежника – приставки.

У. Образуйте с помощью этих приставок и корня -уч — новые слова. Запишите их на новой строке. ( Дети выходят и записывают по одному слову на доске).

– Что такое приставка? Для чего она служит?

Д. Приставка – часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

У. Какие еще приставки вы знаете?

Д. от-, о-, в-, обо-, раз.

У. Попробуйте составить с ними новые слова с корнем –уч-. Со всеми ли приставками можно составить слова?

Посмотрите на записанные и обозначенные части слов, и скажите, какие части слов остались не обозначенными.

У. Что такое суффикс? Для чего он служит?

4)Наблюдение над ролью приставок и суффиксов. Продолжение работы по учебнику.

— Стр.95 упр.511. Попробуй образовать несколько слов.

— Стр.95 упр. 512. Закончи слова и подбери к каждому из них противоположное по значению – антоним.

— Стр.95 упр. 513. Подумай над вопросом девочки.

Домашнее задание: — Уч. Стр 95, упр.514

С какой проблемой мы столкнулись в начале урока? (показывать на разрезанные части слова подснежники

Справились мы с поставленной целью?

Всё ли было понятно?

Над чем нужно поработать?


Итак, ребята вы хорошо поработали, оцените себя. Поднимите руки те, кто поставил бы себе «5»; «4»;

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей

Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

  • Киякина Лидия АнатольевнаНаписать 2341 03.11.2015

Номер материала: ДВ-120011

    03.11.2015 847
    03.11.2015 3144
    03.11.2015 322
    03.11.2015 381
    03.11.2015 968
    03.11.2015 964
    03.11.2015 535

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

В Москве подписан Меморандум о развитии и поддержке классного руководства

Время чтения: 1 минута

Меньше половины россиян довольны качеством обучения в школах

Время чтения: 2 минуты

Кравцов призвал создать федеральную систему учета успеваемости

Время чтения: 1 минута

Конкурс «Учитель года» будет проходить в новом формате

Время чтения: 1 минута

В Воронеже всех школьников переведут на удаленку из-за COVID-19

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения разработало меморандум по воспитательной работе в школах

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Понятие о приставке и суффиксе. Образование слов с помощью приставок и суффиксов

Этот видеоурок доступен по абонементу

У вас уже есть абонемент? Войти

На этом уроке вы познакомитесь с приставками и суффиксами, которые активно используются в речи, понаблюдаете за их значением и написанием. В уроке вы найдёте справочник «Суффиксы и приставки русского языка».


источники:

http://infourok.ru/urok-russkogo-yazika-vo-klasse-na-temu-pristavka-suffiks-546490.html

http://interneturok.ru/lesson/russian/3-klass/sostav-slova/ponyatie-o-pristavke-i-suffikse-obrazovanie-slov-s-pomoschyu-pristavok-i-suffiksov