Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ 2класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме
Изучив материал вы разовьёте навыки правописания слов у учащихся с сочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ; научите определять орфограмму в слове; развивать мышление .Учащиеся научатся писать в словах сочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ; обосновывать написание слов с этой орфограммой; различать мягкие согласные, после которых пишется или не пишется мягкий знак; находить в чужой и собственной работе орфографические ошибки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
— карточки с доп.зад.к уроку буквосочетания -.чн.чт.нч.щн | 13.78 КБ |
конспект урока во 2 классе-буквосочетания -.чн.чт.нч.щн | 25.38 КБ |
презентация к уроку -буквосочетания -.чн.чт.нч.щн | 226.65 КБ |
Предварительный просмотр:
1. Напиши, где нужно, вместо пропуска Ь знак.
Ден. печ. ка, ноч….ной, кон. ки, овощ. ной, слон..
2. В слова вставь нужное буквосочетание : Сини. и, пти. а, червя. ки.
3. Узнай слово: колю. а., жу. …а, щё. а
4. Вставь в предложения нужные буквосочетания.
На воде играют солне.. .ные зайчики.
Пте.. .ик сидит в кроше.. .ом гнезде.
5. Из больших предметов получить маленькие.
6. Зачеркни те буквосочетания, которые нельзя писать
Ово(щн/щьн)ой, хи(щьн/щн)ик, лимо(ньч/нч)ик
1. Напиши, где нужно, вместо пропуска Ь знак.
Ден. печ. ка, ноч….ной, кон. ки, овощ. ной, слон..
2. В слова вставь нужное буквосочетание : Сини. и, пти. а, червя. ки.
3. Узнай слово: колю. а., жу. …а, щё. а
4. Вставь в предложения нужные буквосочетания .
На воде играют солне.. .ные зайчики.
Пте.. .ик сидит в кроше.. .ом гнезде.
5. Из больших предметов получить маленькие .
6. Зачеркни те буквосочетания, которые нельзя писать
Ово(щн/щьн)ой, хи(щьн/щн)ик, лимо(ньч/нч)ик
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа № 19»
Урок русского языка во 2 классе
Тема : Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ
Подготовила и провела учитель начальных классов
Поталова Наталья Александровна
ТЕМА: « Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ»
ЦЕЛИ: развивать навыки правописания слов с сочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ; учить определять орфограмму в слове; развивать мышление.
Планируемые результаты: учащиеся научатся писать в словах сочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ; обосновывать написание слов с этой орфограммой; различать мягкие согласные, после которых пишется или не пишется мягкий знак; находить в чужой и собственной работе орфографические ошибки.
Оборудование: презентация по теме урока, карточки с дополнительными заданиями средней и повышенной сложности.
I. Организационный момент
Начинаем мы урок.
— Садитесь, посмотрите всё ли у вас готово к уроку?
II. Актуализация знаний
а) Орфографическая минутка СЛАЙД № 2
— Списать. Подчеркнуть в словах буквосочетания с мягким шипящим согласным звуком.
Ча с, ча й, ча йник, чаща , ча сть, све ча , ча шка;
— Какое правило вспомнили, выполняя задание?( ча-ща )
— Как вы понимаете слово чаща ? ( Густой частый лес, заросль )
б) Словарная работа Слайд № 3
Язык, языковед, языкастый.
Прочитайте группу слов .
Как вы понимаете слова, объясните?
Язык- Орган в полости рта в виде подвижного мягкого выроста, являющийся органом вкуса;
Языковед- Учёный, специалист по языковедению;
Языкастый — Острый на язык, любящий поговорить, поспорить, поругаться.
— Спишите слова. Поставьте ударение, определите непроверяемую гласную. — Что у них общего?
— как можно назвать эти слова одним словом? ( это однокоренные слова )
— Какие ещё однокоренные слова вы можете подобрать? ( язычок )
III. Самоопределение к деятельности- Слайд № 4
— На какие три группы можно разделить слова?
Бол… кол…цо ноч… ной
лос… кон…ки хищ…ный
ден… пал. то кон…чик
— Назовите согласные звуки перед пропущенной буквой.
— Что вы о них можете сказать? ( это мягкие согласные )
— Как обозначается на письме мягкость согласных? ( буквами И, Е, Ё, Ю, Я и мягким знаком)
— Как обозначите мягкость согласного в первом столбике ? ( мягким знаком )
— Во втором столбике? ( мягким знаком )
— Что общего в написании орфограммы в первом и во втором столбике?
( мягкий знак обозначает мягкость согласного, но в первом столбике – в конце слова, а во втором – в середине слова )
— Назовите звуки перед пропущенной орфограммой в третьем столбике.
— Что вы можете сказать о них? ( это тоже мягкие согласные )
— какую букву поставим для обозначения мягкости согласных в третьем столбике? ( никакую букву ставить не будем )
— Почему? ( в буквосочетаниях ЧН,ЧК,ЧТ,ЩН,НЧ мягкий знак не пишется )
IV. Работа по учебнику ( 2-я часть )
— прочитайте, чему будем учиться.
— Прочитайте название темы сегодняшнего урока. ( Буквосочетания ЧН, ЧК, ЧТ., ЩН, НЧ)
V. Работа по теме урока
У.с. 4 упр. 1 Пл. о .хой друг в деле не п о мощник.
На св о ей улочке и курочка хр а бра.
— Прочитайте пословицы. Объясните, когда так говорят. Вставьте пропущенные буквы. Какие ещё знакомые орфограммы нам встретились? ( проверяемая гласная )
— Назовите слова с непарными шипящими согласными звуками ( помощник, улочка, курочка )
— Спишите. Выполните последнее задание. Какие сочетания вы подчеркнули? ( Буквосочетания ЩН, ЧК )
— Что обозначает условный значок на полях? ( Нужно поразмышлять над вопросом и высказать своё мнение )
— Прочитайте слова. Какие слова требуют объяснений? ( мачта )
Мачта — высокий столб на судне для парусов.
— Отвечаем на вопросы после упражнения.
— Выполните упражнение самостоятельно. ( 4 ученика у доски )
а) с ЧК , удо чк а, ласто чк а, спи чк и, пе чк а;
б) с ЧН , песо чн ица, цвето чн ица, моло чн ый;
в) с ЧТ, ме чт а, по чт а, ма чт а;
г) с ЩН , помо щн ик, хи щн ик, мо щн ый.
— Как произносятся звуки в буквосочетаниях ЧН, НЧ, ЧК, ЧТ, ЩН? ( мягко )
— Можно ли сказать, что это опасные места в слове? В чём заключается опасность? ( звук произносится мягко, но ь знак не пишется )
— Как называются такие опасные места в словах русского языка? ( орфограммами )
Физ-ка «Черепаха» слайд № 5
Для развития речи учащихся
● Шла по полю черепаха ( идём пальчиками )
● И дрожала вся от страха ( руки в кулачок, кулачки дрожат )
● Кусь, кусь, кусь! Кусь, кусь, кусь! ( большой и указательный пальцы «кусаются»)
● Никого я не боюсь! ( отрицание — указательным пальцем )
VI. Знакомство с правилом
— Прочитайте, какие сведения о языке сообщает нам тётушка Сова.
У. с. 5 упр. 3 СЛАЙД № 6
— Выполните задание к упражнению
Одуванчик — растение с жёлтыми цветами, с молочным соком и пушистыми семенами, которые разносятся ветром.
Пончик – круглый жареный пирожок (с вареньем);
Птенчик — уменьшительно- ласкательное к птенец;
Кончик — уменьшительное к слову конец;
Блинчик – название сладкого блюда
Стаканчик – маленький стакан.
— Отвечаем на вопросы под упражнением. Выполните упражнение сам-но.
VII. Закрепление изученного материала Слайд № 7
1. Упражнения в написании слов с изученной орфограммой.
— Отгадайте загадки, запишите слова-отгадки
Заскучали без водицы.
Дядя, длинный и худой,
Носит воду бородой,
И сестрицы вместе с ним нарисуют дом и дым .
( краски и кисто чк а )
Что это у Галочки?
Ниточка на палочке.
А ниточка в реке. ( удо чк а )
В деревянном домике
Уж такие добряки
Раздают всем огоньки.
На ветках плотные комочки,
В них не дремлют клейкие листочки.
Отгадайте, что за птичка:
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста.
С именем вкусным,
Не бывает грустным,
Смотрит весело вокруг,
Он Незнайке лучший друг.
VIII. Рефлексия Слайд № 8
Кон…ки, поч..та, птен..чик, мен..ше, хищ..ник, бол…ной,оч..ки
— Выпишите слова, в которых мягкий знак не пишется. Подчеркните орфограмму. ( по чт а, пте нч ик, хи щн ик,очки )
— Самопроверка. Один ученик читает слова, остальные делают хлопок в ладоши, если согласны.
IХ. Итог СЛАЙД № 9
— Как называется орфограмма, с которой мы познакомились на уроке? ( сочетания ЧК чн ….
— Что нужно помнить при написании слов с этой орфограммой?( пишем без ь знака
Сидим за партой, если не уверены в своих знаниях;
встаём, если хорошо усвоили материал;
поднимаем руки, если уверены в своих знаниях
Х. Домашнее задание
У.с. 5 Правило наизусть; с. 5 упр. 4; упр. 5;
Спасибо за урок!
Т.Н. Ситникова, И.Ф. Яценко и др. Поурочные разработки по русскому языку к УМК В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого 2 класс.- М.: ВАКО, 2012.
В.П. Канакина Русский язык Рабочая тетрадь Часть 2. Москва «Просвещение» 2012.
В.П. Канакина В.Г. Горецкий Русский язык Учебник Часть 2- М.: Просвещение, 2012.
В.П. Канакина Г.С. Щёголева Русский язык Сборник диктантов и самостоятельных работ 1-4 кл. М.: Просвещение, 2009.
Большой толковый словарь русского языка: ок. Б79 60 000 слов/под ред. Д.Н. Ушакова. – М.:АСТ: Астрель 2008.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Презентацию подготовила: учитель 2 г класса МБОУ-СОШ №19 г.Армавира Поталова Наталья Александровна Урок русского языка во 2 классе Тема: Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ
Орфографическая минутка Списать. Подчеркнуть в словах буквосочетания с мягким шипящим согласным звуком. Час, чай, чайник, чаща, часть, свеча, чашка чаща
Язык, языковед, языкастый. язычок Словарная работа
Бол… кол… цо ноч … ной лос … кон… ки хищ … ный ден … пал. то кон…чик — На какие три группы можно разделить слова? -Назовите согласные звуки перед пропущенной буквой. -Что вы о них можете сказать? -Как обозначается на письме мягкость согласных? Самоопределение к деятельности
Работа по учебнику стр.3-5
Слово в слове Дудочка- Любочка — Карточки-
Слово в слове Дудочка — удочка, дочка Любочка – юбочка,бочка Карточки – точки,очки
Одуванчик — растение с жёлтыми цветами, с молочным соком и пушистыми семенами, которые разносятся ветром. Пончик – круглый жареный пирожок (с вареньем); Птенчик — уменьшительно- ласкательное к птенец; Кончик — уменьшительное к слову конец; Блинчик – название сладкого блюда; Стаканчик – маленький стакан. У. с. 5 упр. 3
Закрепление изученного материала Отгадайте загадки, запишите слова-отгадки Разноцветные сестрицы Заскучали без водицы. Дядя, длинный и худой, Носит воду бородой, И сестрицы вместе с ним нарисуют дом и дым. ( краски и кисто чк а) ———————————————— Что это у Галочки? Ниточка на палочке. Палочка в руке, А ниточка в реке. (удо чк а) ——————————————— В деревянном домике Проживают гномики. Уж такие добряки Раздают всем огоньки. ( спи чк и) На ветках плотные комочки, В них не дремлют клейкие листочки. (по чк и) ———————————————— Отгадайте, что за птичка: Тёмненькая невеличка, Беленькая с живота, Хвост раздвинут в два хвоста. ( ласто чк а ) ———————————————— С именем вкусным, Не бывает грустным, Смотрит весело вокруг, Он Незнайке лучший друг. (По нч ик )
Кон… ки , поч ..та, птен ..чик, мен.. ше , хищ ..ник, бол…ной. Выпишите слова, в которых мягкий знак не пишется . Подчеркните орфограмму. по чт а, пте нч ик, хи щн ик Рефлексия
Сидим за партой, если не уверены в своих знаниях; встаём, если хорошо усвоили материал; поднимаем руки, если уверены в своих знаниях Итог: Дерево знаний
Презентацию подготовила: учитель 2 г класса МБОУ-СОШ №19 г.Армавира Поталова Наталья Александровна 2013год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Данная презентация содержит интересную словарную работу, с помощью занимательного материала ребята смогут усвоить правила написия буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу- щу.
Конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме « Правописание буквосочетаний с шипящими звуками».
Класс: 2 класс, программа Л.В.ЗанковаТема: «Буквосочетания ЧК, ЧН»Цели:Образовательная:Формирование у учащихся представления о правописании буковсочетаний ЧК, ЧН, ЩН.Развивающая:Развитие орфографическ.
презентация — тренажёр по разделу орфограмма- гласная после ж-ш 2класс.
Урок поможет систематизировать знания учащихся о правописании гласных после шипящих., работая по любому УМК.
Урок актуален, так как дети не только знакомились с орфограммой, учились писать слова с ней, но и учились произносить слова с буквосочетаниями, работать.
Урок актуален, так как дети не только знакомились с орфограммой, учились писать слова с ней, но и учились произносить слова с буквосочетаниями, работать в парах, развивали свою речь, а главное, ребята.
Урок русского языка по теме «Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу». 2-й класс, УМК «Школа России»
Класс: 2
Цель: Способствовать формированию умения правильно писать буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Тип урока: Урок – открытие нового знания.
Планируемые результаты.
- Предметные: ученики овладевают первоначальными знаниями о нормах русского языка и пишут слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу без ошибок, отрабатывают умения писать данные буквосочетания.
- Личностные результаты: принимают и осваивают социальную роль обучающегося, имеют мотивацию к учебной деятельности и осознают личностный смысл учения.
- Универсальные учебные действия (метапредметные ):
- Регулятивные: принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности, находят средства её осуществления, учатся планировать, контролировать и оценивать свою деятельность.
- Познавательные: общеучебные — осуществляют поиск информации в учебном тексте; логические — устанавливают причинно-следственные связи.
- Коммуникативные: проявляют готовность слушать собеседника и вести диалог, признают возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагают своё мнение и аргументируют свою точку зрения и оценку событий.
Образовательные ресурсы: учебник В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык» 2 класс, авторская презентация по теме урока,
интернет-ресурс.
Оборудование: компьютер, презентация, мультимедийный проектор, аудиоколонки, ноутбуки.
Ход урока
1. Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Сейчас у нас будет урок русского языка. Если будет трудно, я вам помогу. Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.
Сядьте правильно. Откройте тетради и расположите их правильно, наклонно. От последней работы отступите 2 рабочих строки. Давайте запишем число и классная работа.
2. Целеполагание и актуализация знаний
А теперь давайте определим тему урока. Внимание на экран.
Ой, посмотрите, буквы играют.
А на какие две группы можно разделить буквы, которые принимают участие в игре? (Да, на буквы, которые обозначают гласные звуки и согласные)
Кто мне назовёт гласные звуки?
А как можно ещё назвать эти согласные звуки? (шипящие)
Давайте подумаем, на какие 2 группы по твёрдости, мягкости можно разделить согласные звуки. (твёрдые, мягкие)
Назовите твердые звуки.
В первом классе вы уже знакомились с буквосочетаниями, которые можно составить из данных букв. Назовите эти буквосочетания.
Как вы думаете, какова тема нашего урока?
Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Но при написании этих буквосочетаний многие ребята, к сожалению, допускают ошибки.
А как вы думаете, что необходимо делать для того, чтобы не допускать ошибки? (Знать правила)
Сегодня на нашем уроке мы и будем тренироваться в написании сочетаний ЖИ – ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.
3. Чистописание
Но писать нужно не только грамотно, но и красиво. Поэтому в начале мы поупражняемся в написании буквосочетания ШИ. Давайте напишем правильно и красиво это буквосочетание.
Напоминаю вам о правильной посадке и расположении тетради. Обратите внимание на одинаковую высоту элементов, наклон.
Посмотрите внимательно и найдите то буквосочетание, которое на ваш взгляд получилось красиво. Обведите его в кружок желтым карандашом.
4. Усвоение новых знаний и способов действий
Хорошо, ребята, прочитайте ещё раз буквосочетание, которое вы учились красиво писать. Первый звук [ш]. Какой он твердый или мягкий? Второй звук [ы]. Слышим звук [ы], а пишем букву и. Почему? Какой звук обозначает буква и? Вспомните какую работу выполняет звук [и]? (Смягчает впереди стоящий согласный звук) А буква И показывает на письме мягкость предшествующих согласных звуков. В сочетании ши звук [ш] – твердый! Почему звуку [и] не удалось выполнить свою работу? А вы заметили, буква И не принимала участие в игре.
Какие ещё буквы не играли? А почему так? Если мы будем подробно анализировать сочетания ча-ща, чу-щу, то тоже заметим противоречия – буквы а и у обозначают твердость предшествующих звуков. В данных сочетаниях у них не получается это сделать, так как предшествующие звуки – мягкие.
Сами мы не сумеем объяснить такое написание. Обратимся к страничке для любознательных. СЛАЙД
В древнерусском языке все шипящие звуки были мягкими. В дальнейшем в литературном языке [ж] и [ш] отвердели, а [ч’] и [щ’] остались мягкими и обозначать их мягкость нет необходимости. Правила написания ЖИ-ШИ , ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ считаются историческими, традиционными. Нам, современным людям, остаётся только следовать этим правилам и стараться писать слова без ошибок.
А если вам захотелось раскрыть все тайны исторических написаний, то более подробную информацию вы можете найти в дополнительных источниках: в сети Интернет, справочниках, энциклопедиях.
4.1. Работа с учебником.
А теперь давайте прочитаем, что говорится о правописании этих буквосочетаний в наших учебниках. Откройте учебник на стр. 11 и найдите сведения о языке. Кто нам прочитает?
4.2. Запись слов под диктовку.
Потренируемся писать слова с данными буквосочетаниями под диктовку.
а) Чтобы написать правильно слова, нужно спланировать свои действия.
Прочитайте пункты плана. Вы согласны с таким порядком выполнения действий?
Расположите их в правильном порядке.
- Внимательно послушать.
- Определить буквосочетание.
- Вспомнить правило.
- Записать слово.
б) Переходим к записи слов.
Кто считает, что хорошо справится с этим заданием, нарисуйте вначале строки кружок жёлтого цвета, те, кто считает, что может допустить ошибки – кружок красного цвета.
Лыжи, щука, чай, шина, роща, чудеса.
Проверьте запись слов самостоятельно.
Взаимопроверка. Обменяйтесь тетрадями и проверьте работу соседа по парте. Подчеркните простым карандашом буквосочетание, в котором, на ваш взгляд, допущена ошибка.
(А теперь ещё раз каждый сам проверит свою работу, сверив её с экраном.)
Оцените свою работу, нарисуйте после последнего слова кружок жёлтого цвета, если не было ошибок, и красного цвета, если были ошибки.
Поднимите руку, у кого в начале и в конце работы кружки жёлтого цвета. Молодцы! Ваш прогноз оправдался.
Поднимите руку, у кого кружки разного цвета. Вам я рекомендую быть внимательнее, не забывать написание слов.
5. Физкультминутка
Все ребята дружно встали
И на месте зашагали.
На носочках потянулись,
А теперь назад прогнулись.
Как пружинки мы присели
И тихонько разом сели.
Ребята, а теперь давайте поиграем в игру «Вставь букву». Послушайте и подскажите мне буквы.
Знаем твердо, что жи-ши
Пишем только с буквой и.
В сочетаниях ча-ща
Пишем только букву а.
В сочетаниях чу-щу
Пишем только букву у!
Работа с учебником. Развитие речи.
Упр. 22 с.14 (1). Составим предложение из слов. Запишем полученное предложение. Какие цвета вы бы использовали, если бы решили нарисовать картинку к этому предложению?
6. Закрепление знаний и способов действий. Работа с ноутбуками
А теперь выполним интерактивное задание, будете работать в паре и получите оценку. Ваша оценка будет зависеть не только от умения применять изученное правило, но и от умения работать в паре.
Наведите курсор на значок на рабочем столе. Щёлкните по нему.
Выберите слово. Прочитайте, посоветуйтесь в паре, договоритесь между собой.
Поднимите руку, у кого оценка 5, 4. А кому даны рекомендации?
Молодцы, вы хорошо поработали. Смогли применить правило и поработать в паре. Если что-то не получилось, не расстраивайтесь, у вас ещё будет возможность научиться исправить свои ошибки.
7. Рефлексия. Подведение итогов
- Итак, ребята, наш урок подошёл к концу.
- Какую цель перед собой ставили в начале урока?
- Всё ли у вас получилось на уроке?
- Какие задания вызвали затруднения?
- О чём бы вам хотелось рассказать своим друзьям, родителям?
8. Домашнее задание
Продолжить выполнять упр. 22 стр.14. Задание будет выдано в Дневнике.ру.
Урок русского языка на тему «Правописание буквосочетаний» (2 класс)
20.12.2012 Русский язык
Тема: Правописание буквосочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу.
Цель: создание условий для запоминания правила написаний буквосочетаний
ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ.
Предметные – способствовать повторению и закреплению навыка правописания сочетаний ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ.
Регулятивные – принимать учебную задачу урока, учитывать выделенные учителем ориентиры действия; осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.
Коммуникативные — планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. (Развитие организационных умений, самоорганизация и организация своего рабочего места, мотивация к деятельности.), умение выражать свои мысли; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
Познавательные – обще учебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения. Умение структурировать знания; постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
Личностные УУД: содействовать формированию положительного отношения к учебной деятельности, формировать представление о здоровье сберегающем поведении.
Оборудование: презентация, карточки – слова (повторять, закреплять), звук [ж] , записи на доске, предметные картинки, аудио запись звуков метели, толковые словари, индивидуальные карточки, стенгазета, карточки для дифференцированной работы, ёлка, бумажные шарики.
Мотивация к учебной деятельности.
Прозвенел для нас звонок –
К нам без опоздания приходи старание.
Помоги нам потрудиться,
Мы пришли сюда учиться.
— К нам на урок пришли гости, которым мы всегда рады. Повернитесь, улыбнитесь и тихонечко садитесь.
-Запишите число, классная работа. (презентация)
-Определите, какие правила правописания встретились в словах.
Снеж…нка, пуш…нка, ч…с, рощ…, ч…до, щ…ка. (презентация)
-Вставьте пропущенные буквы.
(Снежинка опасное место – буквосочетание жи. Применяю правило жи – ши пиши с буквой и, пишу в слове снежинка букву и).
-Запомните слова.Попытайтесь записать слова без ошибок по памяти.
-Сколько слов вы вспомнили и записали?
-Проверьте их ещё раз по образцу.
Снежинка, пушинка, час, роща, чудо, щука. (презентация)
-Сформулируйте тему нашего урока.
Правописание буквосочетаний жи — ши, ча – ща, чу — щу. (презентация)
-Исходя из темы, скажите, чем мы сегодня будем заниматься.
-Используйте слова помощники:
Повторять (правила о правописании сочетаний жи- ши, ча- ща, чу – щу)
Закреплять ( умение писать слова с сочетаниями жи- ши, ча- ща, чу – щу)
-Цель нашего урока формировать практические навыки правописания буквосочетаний.
-Какое правило нам поможет достичь цели урока?
Жи и ши – такие слоги,
Что всегда к ребятам строги.
Жи и ши, жи и ши
Только с и всегда пиши!
Ча и ща , щу и чу –
Слоги эти заучу!
Ча и ща, щу и чу
Я пятёрку получу!
Упражнение в чистописании.
-Что вы о нём знаете? (Согласный, звонкий, твёрдый, парный)
-Какой буквой обозначен этот звук на письме?
-В каких словах количество букв не соответствует количеству звуков? (Жизнь, ежи)
-Какие слова нельзя перенести? (жизнь, ежи, ужин)
-Составьте и запишите предложение. (на доске)
Зелёная, спряталась, ёлочка, под, снежком, пушистым.
Зелёная ёлочка спряталась под пушистым снежком.
-Подчеркните основу предложения.
Декабрь, мороз, коньки, снегирь, одежда, пальто, ветер, погода.
-Что объединяет слова?
Работа по учебнику с.14 Упр. № 23.
-Прочитайте 3 загадку. Объясните написание слов с пропущенными буквами. Спишите загадку подчёркивая буквосочетания.
— Отгадайте загадку. Какие звуки помогают нам услышать порывы и завывание ветра, кружение снега?
Прослушивание звуков метели.
Работа с толковым словарём.
-Найдите значение слова метель .
М е тель в слове 2 слога, ударение падает на 2 слог на гласную букву е, безударная непроверяемая е в 1 слоге)
-Запишите слово 3 раза.
-Прочитайте синонимы к слову в словаре синонимов с. 140 метель – вьюга, буран, пурга, ураган .
Работа по теме урока.
-На дом вы получили задание.
–Найти правописаниесочетаний жи – ши, ча – ща,чу – щу.
1 ряд –в словаре однокоренных слов (с. 139) Час, часок, часик, часовой, часы
2 ряд – в словаре синонимов (с.140) Машина, мчаться, прощай, угощать, чуткий
3 ряд – в словаре антонимов (с.141) Молчать, запрещать, начало, широкий
-Как по другому называются однокоренные слова? (родственные)
Спишите однокоренные словас.139. Выделите корень.
-Почему после букв Ж и Ш , обозначающих всегда твёрдые согласные, мы пишем букву И, а не Ы? (Так сложилось исторически, в древнерусском произношении звуки [ж] и [ш] были мягкими, поэтому писали букву И. Сейчас мы пишем как раньше – традиционно).
-Почему после букв Ч и Щ , обозначающих всегда твёрдые согласные, мы пишем буквы А, У, а не Я, Ю? (Так сложилось исторически, в древнерусском произношении звуки [ч] и [щ] были твёрдыми, поэтому писали буквы А, У. Сейчас мы пишем как раньше – традиционно).
Зашуршали камыши:
“Только с И пишите ШИ!”
Им ответили ежи:
“Только с И пишите ЖИ!”
Плавником бьёт чудо-щука:
“Буква У нужна, а ну-ка!”
И шумит лесная чаща:
“Ты стихи читай почаще,
Там волшебные слова:
ЧА и ЩА пишите с А!”
Чтоб глаза твои зорче были,
Чтоб в очках тебе не ходить,
Эти лёгкие движенья
Предлагаю повторить.
Вдаль посмотрим и под ноги,
Вправо, влево побыстрей.
Удивимся – что такое?
И закроем их скорей.
А теперь по кругу быстро,
Словно стрелочка часов,
Проведём глазами дружно.
Ну а дальше – БУДЬ ЗДОРОВ!
-Слова спокойно жили в книжке,
Но книжку вдруг прогрызли мышки.
Из слова буквы откусили
К себе в норку утащили.
Что же делать? Как же быть?
Буквы нужно возвратить!
-Припишите справа или слева к слогам сочетания жи — ши, ча – ща, чу –щу, так чтобы получились слова.
(Чижи, туча, мыши, щука, крыши, часы, роща, лужи, чулок)
Игра «Найди ошибки». (попробовать написать на доске)
Текст написан с ошибками. Найдите их и исправьте. Объясните правильное написание слов. Спишите текст. Подчеркните орфограммы.
Земой птицы галадают. коля повесил в соду кармушки. прилители птичьки. теперь они сыты.
Работа в группах.
-Из записанных слов выбрать и записать слова с изученными буквосочетаниями:
Чудо, туча, шишка, трещу, чаща, чулок, чай, жир, шина, лыжи, щавель, щурята, моржи, угощай, молчу, чищу.
-Возьмите карточки. Выберите уровень сложности:
Жёлтый — сложнее, зелёный – легче, синий — самый лёгкий.
Запиши, одним словом.
Зимой летят с неба. __________________________
Человек долго смеётся, и тогда говорят, что ему в рот попала ____________________________
Катаются с горы зимой на длинных палках на ногах __________________________
Часть колеса машины __________________________
Чайная пара: блюдце и _________________________
Вставьте подходящие по смыслу слова.
______________________ в лесу. В воздухе кружатся __________________________. Птицы больше не ______________________. ________________ тучи.
Слова для справок: кричат, тишина, снежинки, мчатся.
Вставь пропущенние орфограммы «жи-ши, ча-ща, чу-щу».
Тре___т морозы. В лесу ти____на. Только дятлы сту___т по стволам. Они и____т пи____ под корой. Дятлы любят долбить ____шки. Там они и____т вкусные семена.
Проверка по одному человеку.
Итог урока. Рефлексия.
-Над чем мы с вами сегодня работали на уроке?
(По образцу из дневника)
-Какие правила мы должны знать, чтобы правильно написать гласную букву после шипящих ж, ш, ч, щ?
В сочетаниях жи –ши
Только ивсегда пиши!
В сочетаниях ча – ща
Пишем только букву а.
В сочетаниях чу – щу
Пишем только букву у !
-Оцените свою работу с помощью ёлки.
-Если вы уверены, что самостоятельно можете писать слова с буквосочетаниями, повесьте жёлтый шарик, если у вас есть сомнение – зелёный. Если вы думаете, что эти слова ещё вызывают у вас затруднения — синий.
-Ребята, посмотрите на ёлку. Сколько жёлтых шариков на ней появилось. Вы хорошо поработали.
С. 15, составить орфографический словарик слов с каждым буквосочетанием.
http://urok.1sept.ru/articles/670585
http://infourok.ru/urok-russkogo-yazika-na-temu-pravopisanie-bukvosochetaniy-klass-3934118.html