2 класс русский язык правописание парных согласных на конце слова

урок русского языка «Правописание парных согласных на конце слова» 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Тема урока: «Правописание парных согласных на конце слова». УМК «Россия»

Скачать:

ВложениеРазмер
moy_otkr_ur_russk_yaz.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка 2 класс

Тема: «Правописание парных согласных в конце слов»

Подготовила и провела учитель Николаенко С.А.

Цели и задачи урока:

— Учить различать в словах звонкие и глухие согласные, обозначать звуки буквами, сопоставлять произношение и написание;

— Учить делать самостоятельные выводы по теме;

— Упражнять в способах проверки парных согласных на конце слов и правильном выборе буквы для их обозначения на письме;

— Применять полученные знания грамотного письма при самостоятельной работе;

— Развивать орфографическую зоркость, устную и письменную речь, умение анализировать, обобщать, делать выводы;

— Формировать умение вести учебный диалог, работать в паре;

— Поддерживать детей в их творческих начинаниях, пробуждать в них желание творить;

— Учить детей анализировать собственную учебную деятельность.

1. Организационный момент (мотивационный этап)

Учитель: Сегодня к нам на урок русского языка пришли гости. Улыбнитесь, пожалуйста, гостям. Поделитесь с ними хорошим настроением. Подарите мне свои улыбки. Спасибо. Садитесь. Продолжите, пожалуйста, предложение: — Сегодня я пришел на урок русского языка для того, чтобы…

Дети: Сегодня я пришел на урок русского языка для того, чтобы научиться писать без ошибок, открывать новые секреты русского языка.

Учитель: Да, сегодня мы продолжим работу над грамотностью письма. А с какой орфограммой будем работать, вы мне сами скажете чуть позднее. Открываем тетради. Записываем — Число. Классная работа. (комментирует дежурный)

Возьмите простой карандаш и поставьте на полях ту оценку, которую вы бы хотели получить за классную работу.

2. Постановка проблемы. Знакомство с темой урока.

– Сегодня нам предстоит решить вот какую проблему:

В нашем русском языке

“Ходят парами” бэ-пэ

вэ и эф, гэ- ка, дэ и тэ, жэ – ша, зэ-эс.

Эти пары у людей вызывают интерес.

Часто “хитрые подружки”

Подменить хотят друг дружку.

Как узнать писать какую –

Эту букву иль другую?

С толку сбить хотят ребят.

Но у нас не детский сад?

Мы решим проблему эту?

А расскажем всему свету?

Предстоит сегодня вам

Все расставить по местам.

В русском языке эти буквы

Постарайтесь-ка запомнить…(Парные согласные)

3. Минута чистописания б к с в ш г д ф ж з п т

На минуте чистописания эти буквы станут героями наших красивых строчек. Давайте только приведём их в порядок. На первой строчке запишем буквы, которые обозначают звонкие звуки. (комментирует Илья Р.) б, в, г, д, ж, з

А под ними самостоятельно запишите их глухие пары.

Проверка: Прочитайте эти буквы парами. (Илья Л.)

Скажите , а почему парные согласные на конце слова считаются опасными? Дети : На конце слов пишутся не всегда так, как произносятся их звуки.

4. Словарная работа.

А теперь вспомним словарные слова, в которых есть парные согласные на конце слова. Отгадайте загадки:

  1. Как называется большое промышленное предприятие, обладающее большим количеством рабочих? (З . ВОД) табличка вывешивается на доске

— покажите на веере, какую гласную надо запомнить

— прочитаем это слово орфографически

Запись с комментированием, ударение, подчёркивание гласной.

  1. Ребёнок, который посещает школу? (УЧ . НИК) табличка на доску

Какая гласная пропущена? Читаем орфографически. Запись с комментированием.

  1. Кто альбом раскрасит ваш? Ну, конечно, … К . Р . НДАШ

— какая гласная пропущена? Читаем. Пишем.

4) Все его зимой боятся

Больно может он кусаться

Прячьте уши, щёки, нос

Ведь на улице … М . РОЗ

— Какая гласная пропущена? Читаем. Пишем.

— В каких словах произношение последнего звука не расходится с написанием?

(УЧЕНИК) Бросьте последний звук. (к) и букву пишем ка.

(КАРАНДАШ) Бросьте последний звук (ш) и букву пишем ша .

— А в каких словах произношение последнего согласного звука расходится с написанием?

(ЗАВОД) Бросим последний звук (т), а какую букву пишем? дэ

(МОРОЗ) Последний звук (с), а буква пишется? зэ

— Что происходит в этих словах с парными согласными на конце слова? Дети: Они оглушаются

— Что можно сказать про произношение парных согласных и их написание? Дети : Произношение парных согласных на конце слова может расходиться , а может не расходиться с написанием .

5 . Постановка учебной задачи.

Учитель: Вспомните начало урока, минутку чистописания, словарные слова. Кто сможет сформулировать тему урока? Чему мы будем учиться сегодня на уроке?

Дети : Правописание слов с парными согласными на конце .

6. Работа с учебником.

Перед нами стоит задача – научиться правильно писать слова с данной орфограммой. Что нужно сделать для этого? (Найти проверочное слово) А кто-нибудь, может, знает, как проверить парную согласную на конце слова? (Ответы учащихся)
— Давайте проверим, правильно ли мы сделали вывод?

Откроем учебник стр…. Прочитаем правило.

Итак, сегодня мы будем учиться проверять парную согласную на конце слова. А поможет нам в этом упр.168. — Что нужно сделать в этом упражнении?

Дети: Проверить парную согласную на конце слова, подобрать проверочное слово.

— Прочитайте слова второго столбика. Запишите самостоятельно к этим словам проверочные.

У доски задание выполнят 2 ученика.

… …. — сильный холо . ……….. — большой сугро .

……. – вязаный шар . ………… — тонкий лё .

……. – пушистый сне. ………… — смешной снегови.

Проверка (стриж, груз, сосед)

Учитель: Ребята! Что вам помогло справиться с заданием? Дети: Знание правила. Умение его применять .

— Как же проверить парные согласные на конце слова? (.. нужно изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный)

Лучший отдых – это смена умственного и физического труда. Я сейчас буду называть слова. Если в конце слова стоит парный согласный – прыгаем, если нет такой орфограммы приседаем. (корова, снег, парус, глаза, ландыш, хлеб, лопата, мёд, пилот, поляна)

Поднимите руку, кто из вас любит сказки? Да, ведь только в сказке можно зимой оказаться на летней цветочной поляне. Давайте для наших гостей соберём большой букет цветов.

1, 2, 3, 4, 5 – вышли дети погулять. Лютики, ромашки собирал 2 «А» класс. Вот такой букет у нас!

8. . Закрепление полученных знаний и умений .

А ещё на этой поляне стоит избушка на курьих ножках. А живёт в ней ….. ( Баба – Яга.)

Вывешиваю на доску картину с изображением избушки на курьих ножках и Бабы Яги. Под окошком сидит Баба Яга. Рядом с ней согласные.

-Оказывается Баба – Яга тоже учит парные согласные.

— А зачем они Бабе Яге? / она учится писать слова с парными согласными/

— Баба Яга написала рассказ. Послушайте его и подумайте, всё ли в нём верно.

— Зима. Как красив лес! Снег укрыл пни и кусты. Толстый лёд сковал речку. Снежные шубы надели ели. Пушистый шарф на ветках сосны. Жара! А в тёплой норке спит ёж.

— Всё ли верно в рассказе Бабы Яги? / Нет. Зимой жары не бывает ./

— Исправьте ошибку. Какое слово нужно подобрать: близкое или противоположное по смыслу? / Противоположное. Мороз, холод ./

— Как называются противоположные по смыслу? / Антонимы ./

Работа в парах: Настало время проверить, грамотно и правильно ли записала рассказ Баба – Яга, и проверить прочность ваших знаний и умений.

— Посмотрите, Баба Яга записала рассказ на карточках и раздала вам для проверки. Возьмите красный карандаш и проверьте, как настоящие учителя. Ошибки зачеркните, сверху напишите правильную букву. В конце текста напишите число ошибок, которые вы исправили. ( В карточке 7 ошибок ).

Зима. Как красив лез. Снек укрыл пни и кусты. Толстый лёт сковал речьку. Снежные шубы надели ели. Пушистый шарв на ветках сосны. Морос! А в тёплой норке спит ёш.

— Сколько предложений в тексте Бабы-Яги?( 8 предложений )

Сколько ошибок допустила Баба Яга? ( 7 ошибок )

1 колонка — назовите слово, в котором вы нашли ошибку, во 2 предложении.

2 колонка – в 3 предложении.

3 колонка — в 4 предложении.

4 колонка – в 6 предложении.

5 колонка – в 7 предложении.

6 колонка – в 8 предложении.

-Молодцы! Я думаю, что вы и в дальнейшем будете писать грамотно.

Что вам помогло найти ошибки? ( Знание орфограммы, умение проверять)

9. Самостоятельная работа. ( 10 мин.)

— Исправили мы ошибки Бабы Яги, объяснили ей, как надо писать правильно. Но, чтобы она отпустила нас, нужно выполнить ещё одно задание, убедить её, что вы и сами умеете составлять рассказы, хорошо знаете правило о парных согласных и умеете им пользоваться. Не испугаетесь? /Нет./

(Творческая работа.) На доске слова:

ЗИМА, СНЕГ, МОРОЗ, РЕКА, ЛЁД, РЕБЯТА, КАТОК.

— Перед вами опорные слова. Сколько слов с парными согласными на конце?

— Найдите проверочное слово к слову снег ? ( снега , снежок )

— К слову мороз ? ( морозы, морозит , морозко )

— К слову лёд? ( ледок, льды )

Составьте устно небольшой рассказ из этих слов, добавляя свои слова.

— Пришла зима. Выпал снег. Стоит мороз…..

— Молодцы! Хороший рассказ вы составили.

Давайте дадим название этому рассказу. ( Зима. Зимой.)

— Я тоже составила зимний рассказ , запишем его в тетрадях.

Пришла зима. Выпал снег. Мороз сковал реку. Вот и лёд. Ребята спешат на каток.

— Сколько слов с парными согласными в нашем тексте. Подчеркните парные согласные на конце этих слов.

11. Итог урока — Ребята, слова на какое правило научили писать Бабу Ягу?

Подведём итог урока. Продолжите предложение:

— Сегодня на уроке главным было …

— Сегодня на уроке для меня было трудным …

— На уроке я работал ….

—Отлично работали, молодцы! Нам ещё много тайн предстоит открыть вместе с вами. И у нас это неплохо получается.

Домашнее задание: правило стр. , упр. 169

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок — закрепление (конспект + презентация). Цели: — формировать навыки грамотного письма; — обобщить знания уча¬щихся о двух способах проверки безударных гласных и парных согласных в корне. .

Предлагаю вашему вниманию конспект урока во втором классе по теме «Парные согласные на конце слова».

Урок составленн в соответсвии с новыми требованиями.

Цель и задачи урока:- Различать сильные и слабые позиции парных согласных в корне слов; — Отработать способы проверки парных согласных на конце слов, правильны.

Презентация к интегрированному уроку во 2 классе по теме «Наблюдения над парными согласными в конце слова» или «Сказка -ложь,да вней намёк,добрым молодцам урок».

В презентации даны правила и задания по теме парные согласные на конце слова.

Актуализировать и дополнить знания обучающихся о написании слов с парными согласными на конце.

Конспект урока по русскому языку для 2 класса на тему «Правописание парных согласных на конце слова»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Урок русского языка во 2 классе.

Тема: «Правописание парных согласных на конце слова»

Цель: формировать умение проверять и правильно писать слова с парными звонкими и глухими согласными; развивать орфографическую зоркость, память, внимание, речь; воспитывать интерес к русскому языку.

Создать условия для закрепления знаний учащихся о правописании слов с парными согласными на конце. Формирование умений и навыков в написании таких слов и подбор к ним проверочных.

Обеспечить развитие речь, познавательных процессов (внимание, мышление, память), мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение), воли и положительных чувств.

Воспитывать интерес к русскому языку.

Оборудование: презентация, карточки для проведения теста

— Долгожданный дан звонок.

Начинаем наш урок.

— Сегодня на урок к нам пришли гости, поприветствуйте их.

В классе нашем красота,

Гости к нам пришли сюда,

Их улыбками встречаем.

Будем мы внимательны,

— А теперь улыбнитесь друг другу, подарите частичку хорошего настроения своему соседу.

— Начнём работу с повторенья.

Ведь повторенье – мать ученья.

ду . ястре . ланды . медве ..

— Какая существует связь между верхним и нижним рядами? Какая буква пропущена в нижнем ряду? ( Дуб – это дерево, поэтому под ним стоит буква Д, ястреб – это птица, внизу стоит буква П, ландыш — цветок, поэтому внизу Ц, медведь – зверь, поэтому З)

— Что можете сказать об этих буквах? (Все буквы обозначают согласные звуки)

— На какие две группы их можно разделить (Буквы, которые обозначают звонкие согласные звуки – Д, З; буквы, которые обозначают глухие согласные звуки – П, Ц)

— Какая буква лишняя? Почему? (Ц – обозначает непарный согласный звук)

— Прочитайте слова. — Что объединяет все эти слова? (Все слова с парной согласной на конце, это имена существительные м.р.)

— Что называется именем существительным?

— На какие группы можно разделить эти имена существительные? (одушевлённые – ястреб, медведь; неодушевлённые — дуб, ландыш)

— Какое слово лишнее? Почему? (дуб – 1 сл.; ландыш – на конце парная согласная — Ш)

— Назовите слово, в котором букв больше, чем звуков. (Медведь)

— Назовите слово, в котором звуков больше, чем букв. (Ястреб)

— Что нам надо сделать, чтобы не ошибиться в правописании слов с парной согласной на конце слов? (Чтобы не ошибиться в правописании слов с парной согласной на конце слов, надо изменить слово так, чтобы после согласной стояла гласная.)

Сообщение темы урока.

— Исходя из того, что мы сейчас повторили, вы, наверное, догадались, что

сегодня на уроке мы продолжим работу по теме «Правописание парных согласных на конце слова».

IV . Игровая мотивация.

— Но что случилось? (звукозапись)

Раздался грохот, потемнело, а из слов выпали некоторые буквы.

— Долой все Парные согласные на свете!

Пусть будут неучами дети!

(Злая колдунья Двойка)

— Это злая колдунья Двойка похитила парные согласные и заколдовала все книги. Теперь там такой беспорядок! А на месте парных согласных стоят только чёрные точки. Надо немедленно освободить буквы, а для этого надо сразиться со злой колдуньей Двойкой. Но как это сделать? Обратимся за помощью к доброй волшебнице Пятёрке.

— Пятёрка, расскажи, как нам это сделать?

— Я вам поведаю древнюю легенду. Где-то далеко, а может быть близко, в стране Орфографии находится лес Грамотеев. В этом лесу скрыт источник Знаний. Если брызнуть водой из этого источника на любые заколдованные книги, они тут же расколдуются. Парные согласные вернутся на свои места, а злая колдунья растает. Не теряйте времени даром. В путь. А дорогу к источнику будет указывать волшебный клубок. Но сначала его надо распутать.

V . Минутка чистописания.

— Распутаем клубок. Для этого вспомним и запишем парные согласные, разделяя их верхней и нижней петлей.

— Клубок распутали, и он покатился.

— Привёл нас клубок к лесу Грамотеев. Но войти в него сможет тот, кто быстро подберёт проверочное слово. Но сначала я вам хочу напомнить правило:

Если слышишь парный звук,

Будь внимательным, мой друг!

Парный сразу проверяй,

Слово смело изменяй.

— Назовите одним словом. Запишите слова, выделив орфограммы:

Самый большой хищник в наших лесах (медведь).

Сшитые в обложке листы чистой бумаги для письма, рисования (тетрадь).

Крупное промышленное предприятие (завод).

Тонкая палочка графита, вставленная в деревянную или пластмассовую оболочку (карандаш).

Крупный населённый пункт (город) — антоним к слову деревня.

Зимняя стужа (мороз).

2. Письмо по памяти.

Чтоб в дороге не отстать

Надо память упражнять.

— Внимательно прочитайте пары слов, между которыми имеется смысловая связь. Постарайтесь их запомнить. (1 мин) Ориентируясь на первые слова, напишите вторые. Подберите и напишите к ним проверочные. Выделите орфограмму.

Гимнастика для глаз. Физминутка.

— Идём по лесу. Красота кругом! Птички поют. Посмотрим налево, посмотрим направо, вверх, вниз, кругом.

— Хорошо гулять по лесу!

Вот высокая сосна,

К солнцу тянется она (руки вверх)

Над поляной дуб старинный

Ветви в стороны раскинул (Потягивание – руки в стороны)

Хорошо гулять по лесу!

VIII . Работа с текстом.

1). Запись предложений с комментированием:

Х.ро. наш ле.! Воздух чис. и све.. Там много соч(?)ных тра..

2). Запись под диктовку.

3). Проверка. Учитель объясняет орфограммы, дети обозначают орфограммы.

4). Найдите и подчеркните основу предложения.

4). Работа в парах. Составление описательных рассказов про ёжика по вопросам.

— Какая у ежа мордочка? Носик? (Мордочка маленькая с вытянутым носом.)

— Какие у него глаза? На что похожи? (Глаза – бусинки. Видит плохо, нюх хороший.)

— Какие ноги? (Ноги слишком короткие.)

— Чем питается ёжик? (Ловит червей, жуков, лесных мышей, ядовитых змей.)

(Несколько человек описывают ёжика)

Рождается ежонок совсем голеньким. Через несколько часов на его коже появляются бугорки. Потом из бугорков выходят мягкие иголочки. Иголочки твердеют. Из них получаются грозные колючки.

5) Работа с деформированными предложениями:

— Р.бину, дроз., яго., вот, на, сел, поклеват.. (Вот на рябину сел дрозд поклевать ягод.)

7). Сведения о дрозде, голос дрозда

Уч. Певчий дрозд размером несколько больше скворца. Оперение пестрое: верх буровато-серый, а низ — желтовато-бурый с темными пятнами; перья под крылом желтовато-охристые. Живет в смешанных и лиственных лесах. Принадлежит к группе перелетных птиц. Настоящую песню дрозда иногда путают с соловьиной.

— Давайте послушаем, как поёт дрозд.

3). Исправь ошибки. Работа в парах.

— Впереди болото Ошибок. Много учеников завязли в нём. Чтобы здесь не остаться, вы должны доказать, что хорошо знаете правила орфографии.

На озире плавал белый лебеть. У вады рос камыж. На берек выполс уш.

I Х. Выполнение разно уровневых тестов.

Впереди болото. Чтобы через него пройти, надо выполнить тест.

1- Г, 2 – А, 3 – А, 4 – А, 5 – Г, 6 – Г, 7 – Г, 8 – А, 9 — А

— Соедините точки по порядку.

— На что похожа фигура? (цифра «5»)

.

.

.

— Смотрите, ребята, клубочек вдруг остановился. Это значит, что где-то здесь волшебный источник. Давайте все вместе произнесём волшебное заклинание:

Источник знаний, появись!

Живой водою поделись!

-И тут из-под земли мощной струёй забил волшебный источник. (звукозапись) Его сила перенесла нас в класс, а вода попала на книги. Парные согласные вернулись на свои места. Двойка растаяла, она не страшна больше ребятам, потому что ребята хорошо усвоили правило написания слов с безударной гласной.

— Как надо проверить парный согласный на конце слова?

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

  • Сейчас обучается 337 человек из 61 региона

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 747 человек из 78 регионов

Курс повышения квалификации

Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС

  • Сейчас обучается 649 человек из 80 регионов

  • Павлова Светлана НиколаевнаНаписать 2134 08.12.2015

Номер материала: ДВ-241551

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    08.12.2015 516
    08.12.2015 778
    08.12.2015 2098
    08.12.2015 519
    08.12.2015 469
    08.12.2015 305
    08.12.2015 470

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Фальков поручил проверить знания студентов после нерабочих дней

Время чтения: 1 минута

Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул

Время чтения: 1 минута

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Школьных охранников предлагают обучать основам психологии

Время чтения: 2 минуты

Минобрнауки разрешило вузам перейти на дистанционное обучение

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки утвердило перечень олимпиад для школьников на 2021-2022 учебный год

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

2 класс: парные согласные в корне слова

Некоторые согласные звуки в русском языке образуют пары по звонкости–глухости:

Таких пар шесть и их необходимо запомнить. Парные согласные по звонкости–глухости в корне слова одна из самых важных и часто встречающихся орфограмм на уроках русского языка в начальной школе. При написании слов с парными согласными достаточно легко сделать ошибку, если произношение согласного не совпадает с его обозначением на письме.

Например, при проговаривании слов звонкие согласные оглушаются в конце слова и перед глухими согласными: сугроб [сугроп], указка [укаска]. Поэтому при написании слова эти согласные нужно проверять.

6 согласных звонких звуков в верхнем ряду имеют свою пару глухих звуков, располагающихся под ними в нижнем ряду.

Правило «Парные согласные в корне слова»

Чтобы проверить парный согласный в конце или середине слова, надо изменить слово так, чтобы после парного согласного звука стоял гласный или звонкий [н].

Например: плод — плоды, травка — трава.

Как проверить парные согласные в корне?

При подборе проверочных слов можно использовать разные способы.

Изменить форму слова:

  • изменить число существительного: ду б (ед. ч.) — ду б ы (мн. ч.), лев (ед. ч.) — львы (мн. ч.)
  • изменить падеж существительного: снег (И. п.) — (нет) сне г а (Р. п.), юбки (И. п.) — (нет) юбок (Р. п.)
  • заменить полную форму прилагательного на краткую, а краткую — на полную: лёгкий (какой?) — лёгок (каков?), све ж (каков?) — све ж ий (какой?)

Подобрать родственное слово:

  • назвать ласково: сапожки — сапожок, — кру ж ечка, когти — коготок.
  • взять слово другой части речи: морко в ь (сущ.) — морко в ный (прил.), хо д ьба (сущ.) — хо д ит (гл.).

Если проверочное слово подобрать невозможно, то написание согласного надо посмотреть в словаре или запомнить.

Например: а в тобус, во к зал, за в тра.

Согласные в корнях слов, правописание которых нельзя проверить, называются непроверяемыми.

Карточки с заданиями «Парные согласные в корне слова»

Карточка 1

  1. Изменить слова так, чтобы они обозначали один предмет.

Морозы, голуби, паруса, народы, автобусы, тетради, утюги, лошади, сапоги, шкафы, рукава, карандаши, брови, стрижи, берега, флаги, хлеба, ястребы.

2) Подчеркни согласные, которые требуют проверки.

Морковь, город, завод, колхоз, медведь, обед, огород, тетрадь, вторник, четверг, красив, хорош, пригож, вежлив, здоров, готов, сапог, рассказ.

3) Напиши слова в два столбика: в первый — слова с буквой Б на конце слова, во второй — с буквой П.

Гри. су. хле. скри. кло. ду. Архи. зу. гер…

Карточка 2

  1. Спиши. Вставь пропущенные буквы.

Жира… и мор… спорят. Кто из них краси…? Жирафу хоро…. Он высок и ловок. Моржу не страшен моро…. Он моряк. Но мор… неуклю…. Вот ле…. Пусть он скажет! Голос у льва гру…. Я краси…!

2) Вставь пропущенные буквы и напиши проверочные слова.

Ры..ка, ла..ка, ло..ка, блу..ка, гря..ка, похо..ка, лоша..ка, кро..ка, повя..ка, ука..ка, пала..ка, лепё..ка, сторо..ка.

3) Напиши слова в два столбика: в первый — слова с буквой В на конце слова, во второй — с буквой Ф.

Ле. шка. жира. обу..ь, Кие. клю. шар. телегра. клю. рука…

Карточка 3

  1. Выпиши из текста слова с парным согласным в конце или середине слова.

Наступили морозные дни. Снег замёл все дорожки. Пень похож на большой сугроб. Вася взял лыжи и побежал в сад. Он повесил кормушку на большой дуб. Прилетели птички. Жадно клюют они зёрна и крошки. Помоги и ты пернатым друзьям!

2) Вставь пропущенные буквы и напиши проверочные слова.

Жи..кая ка..ка, ре..кий ветер, ре..кий лес, ле..кая похо..ка, сла..кие пиро..ки, ги..кий пру. мя..кий хле…

3) Напиши слова в два столбика: в первый — слова с буквой З на конце слова, во второй — с буквой С.

Моро. арбу. интере. но. ма..ь, подно. гру. свя..ь, голо. зале….

Карточка 4

  1. Спиши. Вставь пропущенные буквы.

Хорош пру.. около нашего села. К пруду ведёт у..кая доро..ка. На берегу бесе..ка. Вокруг пруда растут берё..ки и ду..ки. Вода в пруду прозрачная, гла..кая. Мы часто катаемся на ло..ке. В тихой воде мелькают ры..ки.

2) Вставь пропущенные буквы и напиши проверочные слова.

Сколь..кий лё. у..кий пояс, лё..кие сапо..ки, гла..кий лё. ро..кие ребяти..ки, бли..кий дру. кре..кие оре..ки.

3) Напиши слова в два столбика: в первый — слова с буквой Г на конце слова, во второй — с буквой К.

Бере. кула. моря. ночле. червя. кру. творо. синя. тан. утю. дру..

Карточка 5

  1. Раздели текст на части. Спиши, вставляя пропущенные буквы.

Лег…кий моро… мя…кий сне… замел тро…ки и доро…ки наш са… побелел дере…ца нарядились в белые шу…ки я вышел погулять и зале… в наш овра… сне… в овраге покрыл хру…кий нас… на дне оврага кре…кий ле… это замер… ручеек.

2) Вставь пропущенные буквы и напиши проверочные слова.

У..кая доро..ка, ро..кий человек, мя..кая ко..та, сколь..кий лё. лё..кая похо..ка, ни..кий голо.. .

3) Напиши слова в два столбика: в первый — слова с буквой Ж на конце слова, во второй — с буквой Ш.

Каранда. пейза. глу..ь, ё. ланды. бро..ь, мор. гара. камы. ду. у. сторо.. .

Карточка 6

  1. Раздели текст на части. Спиши, вставляя пропущенные буквы.

Подули студёные ветры ударил моро.. он сковал пру.. крепким льдом зя..ко м..л..дым осинкам мёрзнут берё..ки хдут они зимней ..дежды вот и выпал сне.. ша..ками лёг он на ве..ки ..еревьев укрыты сне..ком озимые хлеба не страшны им холо.. и вьюга спят они под пушистой перинкой

2) Вставь пропущенные буквы и напиши проверочные слова.

Варе..ки, ро..кий, лё..кий, ястре. оши..ка, лоша..ка, тра..ка, у..кий, сторо..ка, шу..ка, морко..ка, яго..ка.

3) Напиши слова в два столбика: в первый — слова с буквой Д на конце слова, во второй — с буквой Т.

Заво. бра. кро. огоро. дроз. сала. неф..ь, тру. го. трос..ь, радос..ь.

Карточка 7

  1. Спиши. Вставь пропущенные буквы.

В центре маленького горо..ка есть большой пру_. Третий год живёт там лебе..ь. Рядом плавают у..ки разных поро.. . Много бе.._ утятам от соро.._. Когда горо.._ спит, сороки утя.._ воруют. Но нашёлся сторо.. . Им оказался журавль. Сердитым криком он отгоняет воро..ку. Ро..кие малыши полюбили журавля. Теперь он для них самый бли..кий дру.. .

2) Выпиши из текста слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.

Идёт снег. Тихо падают на землю снежинки. Они похожи на звёздочки. В мороз снег сухой. Нельзя лепить снежки. В тёплую погоду снег сырой и липкий. Легко делать из него снежный ком. Можно строить крепость. Хорош будет и снеговик!

Карточка 8

  1. Спиши. Вставь пропущенные буквы.

Стоял ясный зимний денёк. Лё..кий сне.. тихо падал на землю. Высыпали на улицу ребяти..ки. Сне.. был ли..кий. Мальчики стали крепос..ь строить и в сне..ки играть. Девочки снегурочку лепили. Вместо гла.. льдинки. Вместо носа морко..ка. Рот и бро..ки угольком нарисовали. На голо..ку надели шапку. Красивая снегурка вышла.

2) Выпиши из текста слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.

Ребятишки бегут на лыжах по лесной дорожке. На каждом шагу тут загадки. Под деревьями пустые шишки, скорлупки. Кто тут грыз орешки? Это работа белки. Робкий зверёк в белой шубке сидит у куста, прижал ушки. Это заяц. Какая птица уселась на макушку ёлки? Сорока!

Карточка 9

  1. Спиши. Вставь пропущенные буквы.

Мы живём в селе Моро..ки. В субботу все ребята вышли делать каток. Падал мя..кий сне… Чудесная стояла пого..ка. Ребята быстро расчистили площа..ку. Они залили её водой. За ночь лё.. окре… Утром дети уже катались на гла..ком льду. Легко бежали коньки по сколь..кой доро..ке. Хорош каток!

2) Выпиши из текста слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.

Воздух был пропитан запахом трав и цветов. Мы шли по узкой тропке. Вдали мы заметили большие кусты. Это был шиповник. Цветы его пахучие и красивые. Шиповник — родной брат садовых роз. Мы остановились у большого куста. Каждая ветка встретила нас острыми шипами. Мы не стали губить эту красоту. Цвети и радуй всех!

Карточка 10

  1. Спиши. Вставь пропущенные буквы.

Репорта…

Журналист Янош делал репорта… . Он забрался в глу…ь . Как хоро… пейза…! Вокруг ро…ь. Вот ланды… . Вот е… . Ползет у… . Бежит мы…ь . Летит чи…. Какая ти…ь! Ли…ь шумит камы….

2) Выпиши из текста слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.

Метель заметает дорожки. Ребятишки делали снежки. Стоит избушка на курьих ножках. Сбросили ромашки белые рубашки. В саду на дорожке прыгали молодые воробушки. Вот и верба нарядилась в белые сережки. Далеко на озере квакают лягушки. К Новому году дети делали елочные игрушки. Петя Семушкин сделал шесть флажков.

Карточка 11

  1. Спиши. Вставь пропущенные буквы.

Метил в луко..ко, а попал в око..ко. Не бывать сосновой ши..ке на рябине. Не нашел гусь зерны..ка, глотает и каме..ки. Утка в ю..ке, селезень в сере..ках, курочка в сапо..ках. Дорога ло..ка к обеду. Не спрашивай у ко..ки лепе..ки. В наряде хоро. а без него на пень похо… Ко..ке игру..ки, а мы..ке — сле..ки. С миру по ни..ке — голому руба..ка.

2) Выпиши из текста слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.

Дождевая вода была в кадке. Гроза зимой — редкое явление. По озеру скользила парусная лодка. Третья часть учеников класса делала закладки для книг. Овчарка Альма спит в будке. Варенье было слишком сладкое. Бабка за дедку, дедка за репку — вытянули репку. У хорошего ученика всегда чистые тетрадки. На грядках цветут огурцы и помидоры. В степи дожди выпадают редко.

Диктанты по теме «Парные согласные в конце и середине слова»

Наш луг

Красив наш луг летом. Здесь много трав и цветов. Зелёный наряд земли радует глаз. На лугу пасут коров и коз. (20 слов)

Грамматическое задание:

  1. Выпиши из текста слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.

Зима

Ночью ударил мороз. На реке лёд. Идёт первый снег. Около дома уже сугроб. У ребят радость. Они достали коньки. (20 слов)

Грамматическое задание:

  1. Выпиши из текста 3 слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
  2. В 1-м предложении выдели основу.

Родной край

У деревни лес. Около леса река и луг. Правый берег реки крут. На лугу стоит большой стог сена. Нам дорог родной
край. (23 слова)

Грамматическое задание:

  1. Выпиши из текста 3 слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
  2. В 4-м предложении выдели основу.

Зимний наряд

Красив зимний наряд леса. На лапах елей лежит снег. На тонких ветках берёз снежный пух. Вот поляна. Весь в снегу стоит дуб. Хорошо поработал в лесу мороз! (27 слов)

Грамматическое задание:

  1. Выпиши из текста 3 слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
  2. Во 2-м предложении выдели основу.

Весна пришла

Вот и весна пришла. На небе засияло яркое солнышко. Стало тепло на дворе. Не нужно было надевать пальто. Молодые липки покрылись маленькими листочками. Они были мягкие и нежные. Очень весело смотреть на них! (35 слов) (По Н. Носову)

Грамматическое задание:

  1. Выпиши из текста 3 слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
  2. Во 2-м предложении выдели основу.

Подводная охота

Однажды утром над морем висела лёгкая пелена дождя. Молодая тюлениха ушла на глубину. Её одолевал голод. Вдоль дна плыла группа маленьких рыб. Тюлениха кинулась вниз. Между скалами была узкая щель. Там тюлениха и поймала рыб. (37 слов) (По Ф. Стюарту)

Грамматическое задание:

  1. Выпиши из текста 3 слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
  2. В 1-м предложении выдели основу.

Рыбки

В деревне я выкопал маленький пруд и пустил туда золотых рыбок. В тот год был сильный мороз. Пруд покрылся снегом. Наступила весна. Снег растаял. Но лёд ещё долго стоял. Когда он растаял, в пруду весело плавали рыбки. (38 слов) (По С. Образцову)

Грамматическое задание:

  1. Выпиши из текста 3 слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
  2. В 3-м предложении выдели основу.

Бурундук

Авторы часто рассказывают о бурундуке в сибирских сказках. Охотники зовут его Кузьмой. Шерсть у зверька желтоватая. Брюшко белое. На спине — чёрные и жёлтые полосы. Бурундук — хороший хозяин. Осенью он собирает очень много орехов, ягод, семян деревьев. (36 слов) (По И Литинецкому)

Грамматическое задание:

  1. Выпиши из текста 3 слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
  2. В 1-м предложении выдели основу.

Репка

Павлик взял лопатку и стал копать грядку. Ребята стали помогать ему. В обед грядка была готова. Павлик дал каждому по семечку. Ребята зарыли их в мягкую землю. Потом огород полили. Будет к осени вкусная репка. (37 слов) (По Н. Носову)

Грамматическое задание:

  1. Выпиши из текста 3 слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
  2. В 4-м предложении выдели основу.

На катке

Над нашим катком ярко горела лампочка. Вокруг стояли деревья с белыми веточками. Падал лёгкий снег. Он
мягко ложился на лёд. А по катку кружилась маленькая фигура. Это был Мишка. Я тоже взял коньки и вышел во двор. (41 слово) (По Н. Носову)

Грамматическое задание:

  1. Выпиши из текста 3 слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
  2. В 1-м предложении выдели основу.

Тетерев

Тетерев сел на широкий сук между двумя деревьями. Он словно расцвёл в лучах солнца. На голове его гребешок загорелся огненным цветком. Синяя грудка стала зелёной. И особенно красив стал радужный хвост. Тетерев вытянул свою длинную шею и завёл длинную песню. (42 слова) (По М. Пришвину)

Грамматическое задание:

  1. Выпиши из текста 3 слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
  2. Выпиши из текста 3 слова с безударной гласной в корне слова. Напиши проверочные слова.
  3. В 1-м предложении выдели основу.

Дом

Дядя Фёдор нашёл пустой дом. Крыша красная. И сад с огородом есть. Всё в доме было. И печка, и кровати, и занавески на окнах. А на кухне были чугунные сковородки. На огороде росли картофель и капуста. А ещё будка была для собаки. (43 слова) (По Э. Успенскому)

Грамматическое задание:

  1. Выпиши из текста 3 слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
  2. Подчеркни в тексте словарные слова.
  3. В 1-м предложении выдели основу.

Каток

Ударил первый мороз. Мы с Мишкой и Костей решили сделать каток. Мы выбрали площадку и врыли в землю
столб для фонаря. А проводку нам помог сделать дядя Серёжа из девятой квартиры. Потом мы залили каток водой. К утру лёд застыл. Мы катались на коньках и играли в хоккей. (48 слов). (По Н. Носову)

Грамматическое задание:

  1. Выпиши из текста 3 слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
  2. В 1-м предложении выдели основу.
  3. Выполни звуко-буквенный разбор словалёд.

Еще полезные статьи для 2 класса:

С уважением, Ольга Наумова

Заходите в КНИЖНУЮ ЛАВКУ!

Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!


источники:

http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-russkomu-yaziku-dlya-klassa-na-temu-pravopisanie-parnih-soglasnih-na-konce-slova-668030.html

http://naymenok.ru/2-klass-parnye-soglasnye-v-korne-slova/