2 класс русский язык правописание слов с сочетаниями жи ши

Разработка урока во 2 классе.Правописание слов с сочетаниями «жи», «ши»
методическая разработка (русский язык, 2 класс) по теме

Тема урока во 2 классе: Правописание слов с сочетаниями «жи», «ши». Полякова

Скачать:

ВложениеРазмер
sochetaniya_zhi_i_shi.docx27.08 КБ
презентация к уроку1.72 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: Правописание слов с сочетаниями «жи», «ши»

Цель: уточнение представлений учащихся о звуках [ж], [ш] как твёрдых шипящих и развитие умения правильно писать сочетания «жи», «ши».

1) повторить знания о гласных и согласных звуках, об обозначениях их на письме;

2) выработать навык правописания сочетаний «жи», «ши» в словах.

3) развивать орфографическую зоркость учащихся, их память, внимание, устную и письменную речь;

4) воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи.

I. Организационный момент.
Дети! Сегодня мы отправляемся в путешествие на веселом поезде

Вот мы на вокзале, нам нужны билеты.

Получат билеты все, кто справится с заданием: красиво напишет букву.

Ужа ужалила ужиха,
Ужу с ужихой не ужиться.

-Какой звук чаще всего встречается в скороговорке?

Расскажите, что вы знаете о этом звуке?

4)парный, пара звук ш.

Используя ж и ш, напишите слоги с гласными а, у, и, о, ы

Жа ша жу шу жи ши жо шо

_Почему нельзя составить слоги с буквой ы?
-Кто догадался, с какой орфограммой мы будем работать на уроке?
Правописание жи-ши.
Тема урока сегодня- «Правописание сочетаний жи-ши.»

-Новая для нас эта тема?

Почему?( изучали в 1 классе)
-Зачем же сегодня мы снова обращаемся к этой теме?

-Какую цель мы ставим перед собой сегодня на уроке?
(Повторить правило, совершенствовать свои умения в написании слов с этой орфограммой).

-Давайте вспомним правило
(Читаем хором)
Жи – ши пиши с буквой И.
Так, с заданием мы справились, можно ехать.

Молодцы! Все получают билеты. Я сохраню их до конца поездки. А сейчас к поезду.

III. Объяснение нового материала.
Посмотрите, сколько пассажиров у поезда!

Давайте назовем всех, кто едет с нами.

Ж. раф, морж . , уж . ,

мыш . , ёж . к, стриж . , чиж . .

— Списать слова, вставив пропущенные буквы.

Ученики проговаривают слова.

Нас приглашает проводник.

— Что вы заметили в её словах?

Пасса жи ры, уса жи вайтесь в вагоны.

IV. Основная часть урока

Все в вагоны! В каждом вагоне маленькие удобные для поездки комнаты — «купе». Поехали. Посмотрите в окно: кругом лес.

Психологический настрой для работы в парах.

Одному трудиться сложно

Парой будет веселей!

Нам работать нужно дружно

Ну, ребята, посмелей!

— Вот мы сейчас посмотрим, какие вы дружные и как умеете работать в паре.

-Вставьте пропущенные буквы. Разделите текст на предложения.

— Какое правило мы должны вспомнить, чтобы не ошибиться при написании слов с сочетаниями жи,ши ?

— А чтобы правильно разделить текст на предложения?

В лесу тиш…на там живут разные ж….вотные лес – это дом для всего ж…вого друж… с лесом!

Проверяем, какие буквы вы вставили.

— Сколько предложений получилось?

Выпишите из текста 2 предложение. Найдите грамматическую основу.

— Почему в лесу надо соблюдать тишину?

-Чем является лес для животных?

— Почему с ним надо дружить?

Аудиозапись: « Звуки леса».

-Какой разнообразный живой мир в лесу.

Но всё живое нуждается в защите и помощи человека.

«Птицы, звери, деревья и рыбы,

И цветы на окошке твоём.

Всё, что с нами жи вёт на планете,

Жи ть не может без нашей любви».

-Кто был самый внимательный и услышал слова на наше правило?

За окном станция Зарядкино

Учитель: Если вы услышите слова с сочетанием жи – приседаем , с сочетанием – ши – хлопаем, если не услышите сочетаний жи-ши – топаем.

Широкий, жить, шить, животное, цирк, живот, шишка., пассажир, цифры, вершина, пружина, кувшин
Тихо садимся на места.

Продолжаем наше путешествие.

Чтобы нам в поезде не было скучно, давайте поиграем.

В данных словах подчёркнутые буквы замените буквами, указанными в скобках.

Напишите полученные слова, но будьте внимательны: среди этих слов есть слова, в которых замена букв невозможна!

— Какое правило мы применили для грамотного написания слов?

VII. Следующая станция «Прятки»

Внимание! В моих словах найдите спрятанные слова. Запишите новые

слова, объясните их правописание.

Закружились (жили), машина (шина), камыши

(мыши), пушистый (уши).

Нашли знакомые орфограммы и подчеркните их.

(написание гласных после шипящих).

— Что вы можете сказать про сочетания жи-ши?

(Сочетания жи-ши пиши с буквой и)

Хорошо с заданием мы справились, поехали дальше.

VIII. Самостоятельная работа.

Следующая станция «Самостоятельная»

Выписать из текста слова с нашей орфограммой.

1 вариант с сочетанием ши

2 вариант с сочетанием жи

Вот шмель пуш…стый, ж…рный

В ш…повнике жужж…т.

Нектаром он спеш…т.

Нектар – сладкий сок, выделяемый цветками медоносных растений.

Молодцы, все справились с заданием!

IX. Подведение итогов

— На какое правило нам встретились в пути слова?

— Какая гласная буква пишется в сочетании жи-ши?

Вот и заканчивается наше веселое путешествие, мы с вами повторили правописание гласных после шипящих, на память о поездке у вас останутся билеты на веселый поезд.
Рассмотрите их и запомните правило:

Билет на память сохранив,
Запомни навсегда:
Жи , ши пишите с буквой И !

На следующих уроках мы продолжим путешествие.

Если на уроке у Вас все получалось и вы не испытывали трудностей, то возьмите билет розовый, а если у вас были затруднения, то жёлтый.

Конспект урока по русскому языку на тему «Правописание слов с сочетаниями жи-ши» (2 класс)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Залялова Алла Анатольевна, МБОУ «Гимназия № 90», Советского района, г. Казани

Урок русского языка во 2 классе.

Тема: Правописание слов с сочетаниями жи-ши.

Цель: систематизировать знания учащихся о правописании слов с сочетаниями жи-ши.

Обобщить знания обучающихся о шипящих звуках [ж], [ш];

формировать умение безошибочно писать слова с сочетаниями жи-ши;

способствовать личностному развитию детей;

развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление;

способствовать обогащению словарного запаса и развитию речи учащихся.

воспитывать потребность в знаниях, наблюдательность.

Прививать интерес к урокам русского языка.

учащиеся должны знать:

о звуках [ ж ], [ ш ] как твердых.

учащиеся должны уметь:

правильно писать слова с сочетаниями жи, ши.

Дидактический материал и оборудование: презентация, смарт. доска, учебник, тетрадь, компьютер, мультимедийный проектор, экран, карточки – “осенние листья” (300 штук), рисунок веточки дерева (30 штук), магнитная доска, толковый словарь Ожегова.

I. Приветствие гостей.

«Доброе утро».
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
— Доброе утро (к детям)
Доброе утро солнцу и птицам
Доброе утро улыбчивым лицам (к гостям)
И каждый становится
Добрым, доверчивым…
Доброе утро длится до вечера. (В. Кривошеевой)

Ребята! Давайте улыбнемся друг другу и нашим гостям. Хорошо, когда мы улыбаемся. Попробуйте сохранить такое доброе настроение в течение всего урока. Молодцы! Садитесь!

Ребята, какое сейчас время года? (Осень). Посмотрите. (слайд 2)

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.

И у нас на уроке сегодня появятся разноцветные листочки на ваших веточках. Для этого вы должны показать все свои знания. Чем больше у вас будет правильных ответов, тем быстрее и больше листочков будет на вашей веточке. У вас на партах лежат листочки, за каждый правильный ответ вы берёте листочек и прикрепляете его на веточку.

А сейчас, ребята, начнём наше путешествие в увлекательный мир русского языка, но сначала настроимся на работу.

а) Психологический настрой учащихся на работу (слайд 3)

Наши ушки будут слушать (массаж),

наши глазки будут внимательно смотреть,

наши пальчики будут красиво писать (массаж),

наши головки будут хорошо думать (погладить по голове).

К работе готовы? (Да) . Начинаем .

б) Уточнение представлений учащихся о звуках [ж], [ш] .

На доске: В живом уголке жили ужи и ежи. (слайд 4)
У Миши машина, у машины шина.

Давайте прочитаем эти записи. Как вы думаете, что это такое? ( Это скороговорки). Что такое скороговорка? ( Скороговорка — это такое предложение, в котором повторяются одинаковые или похожие звуки. Скороговорку надо проговаривать быстро).

В толковом словаре Ожегова дано два значения этого слова.

1) Быстрая речь.
2) Специально придуманная фраза с труднопроизносимым подбором звуков, быстро проговариваемая шуточная прибаутка.

Произнесём 1-ую скороговорку, начиная медленно и постепенно убыстряя темп. Какой звук повторялся здесь много раз? ([ж])

Дайте характеристику этому звуку. ([ж] согласный, твёрдый, звонкий). (слайд 5)

Произнесите 2-ую скороговорку. Какой звук повторялся чаще всего? ( [ш])

Дайте характеристику этому звуку . ( Этот звук согласный, глухой, твердый). (сл.6)

III . Минутка чистописания. Начинаем минутки чистописания.
Но сначала разомнем и помассируем пальчики.

а) Пальчиковая гимнастика. (слайд 7)

— Помассируйте каждый пальчик.

— «Замок»
На двери висит замок
Кто открыть бы его смог?
Потянули,
Покрутили,
Постучали,
И…открыли!

б) Подготовка к уроку. Я тетрадь свою открою и наклонно положу (открыть тетрадь и положить «наискосок»),

— Я от вас, друзья, не скрою: ручку я вот так держу(взять ручки и поставить руки на локоть)

— Сяду прямо, не согнусь,

— За работу я возьмусь.

в) Написание букв.

Посмотрите на экран (слайд 8)

Что вы видите здесь? (Печатные и прописные буквы ША и ЖЕ.) По какому признаку я объединила эти буквы в одну группу?

( Эти буквы согласные, шипящие и всегда твердые.) А по какому признаку можно разделить их на две группы?

(По звонкости, по глухости, ША- глухая, а ЖЕ- звонкая) Ребята. Напишите данный ряд букв до конца строки.

Молодцы! Я вижу, вы все старались.

Снова глазки на экран (слайд 9) Восстановите и прочитайте предложение.

Какую орфограмму вы здесь видите? (ЖИ, ШИ — пиши с буквой и!)

Все вы знаете это правило ещё с первого класса. А (Саша) даже знает стихотворение с нашим правилом.

Внимательно прослушайте стихотворение.

Как напишешь ЖИ и ШИ?
Мне решительно скажи !
Лужи , жимолость , ежи,
Мыши
, лыжи , камыши ,
Все сочетания ЖИ — ШИ
Только с буквой И пиши !

IV . Актуализация знаний. Постановка темы урока. (слайд 10)

Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? (Я думаю, что мы будем учиться писать слова с сочетаниями ЖИ-ШИ.)

Верно, тема нашего урока «Правописание слов с сочетаниями жи — ши».

V . Работа по теме урока.

1. Игра «Собери слова»(смарт. доска 10), ( Приложение 2)

Все слова рассыпались на слоги. Ваша задача собрать слова (устная работа)

VI . Физкультминутка (гимнастика для глаз) (слайд 11), ( Приложение 1)

VII . Работа по теме урока.

2. Игра «Измени слова». (смарт. доска 12), ( Приложение 3)

Как можно назвать эти слова? (Эти слова обозначают один предмет, стоят (употребляются) в ед. числе). Измените слова так, чтобы они обозначали много (несколько) предметов, стали во мн. числе. Какое правило мы должны вспомнить, чтобы не ошибиться при написании слов с сочетаниями жи-ши?

Знаем твёрдо: ЖИ – ШИ

Пишем только с буквой И.

Запишите слова парами. Подчеркните сочетания жи – ши (дети комментируют).

Проверка по щелчку мыши.

Ребята. Вы отлично справились с этим заданием, и мы переходим к следующему.

3. Отгадайте загадки и запишите отгадки. Поставьте в словах ударение (слайд 13)

1. Животное с длинной шеей.

2. Сами крошки, боятся кошки, (слайд 14)

Под полом живут, туда всё несут.

3. Белые горошки на зелёных ножках. (слайд 15)

4. Я бываю разная: (слайд 16)

Чёрная и красная,

5. К розе не подпускают, (слайд 17)

От всех её защищают.

VII I . Физкультминутка . ( Музыка – движения) (слайд 18)

«Прогулка в осенний лес».

Мы пришли в осенний лес. (ходьба на месте)

Сколько здесь вокруг чудес! (повороты туловища и головы)

Справа берёзка в золотой шубке стоит, (поворот вправо)

Слева ёлка на нас глядит, (поворот влево)

Листья в небе кружатся, (дети кружатся)

На землю тихо ложатся. (приседают)

IX . Закрепление навыка правописания слов с сочетаниями жи, ши.

а) Ребята. Найдите пару и прочитайте её (слайд 19 — смарт. доска), ( Приложение 4)

X . Работа с деформированными предложениями. (слайд 20- смарт. доска), ( Приложение 5)

А сейчас, ребята, мы с вами будем работать по вариантам. Составьте и напишите предложения с данными словами. Подчеркните сочетания жи, ши.

I вариант: Кот, у, Тишка, жи л, Ми ши .

II вариант: Са ши , лы жи , У, новые.

Вставьте пропущенные буквы (устная работа), (слайд 21-23)

На какое правило нам встретились слова на уроке?

Вывод: чтобы правильно написать эти слова, какое надо знать правило (хором)

XII . Домашнее задание (Учитель объясняет домашнее задание).

С. 85, упр. 159. Творческое задание: Составить и записать одно предложение, используя как можно больше слов с сочетаниями жи-ши.

Посмотрите, какие прекрасные листочки у вас получились на веточках. Покажите их. А в целом выросло целое дерево. А в нём большая сила, как и в нашем классном коллективе. Вместе мы сможем многое. Молодцы, ребята!

Конспект урока по закреплению правописания слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу. Русский язык, 2 класс

Анжела Макеева
Конспект урока по закреплению правописания слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу. Русский язык, 2 класс

Цели: Формировать орфографические знания, умения, навыки на основе развития орфографической зоркости. Систематизировать знания учащихся о правописании гласных после шипящих.

Обогащать словарный запас учащихся.

Развивать личностные качества самоконтроля.

Воспитывать интерес учащихся к урокам русского языка, чувство коллективизма.

Ход урока:

Сядет тот, кто назовёт каким звуком обозначаются буквы. : ж, ш, щ, ч.

Сели. Проверьте правильно ли вы сидите.

II. Сообщение темы урока.

Сегодня мы повторим написание сочетаний: жи-ши, ча-ща, чу-щу. Откройте тетради. Отступите две строки и запишите дату и классная работа.

III. Работа по теме урока:

1. Поиграем в игру «4 лишний».

а) крыши, стрижи, ежи

Назовите орфограммы в этих словах.

Какое слово лишнее?

Что объединяет другие слова, какая орфограмма? (орфограмма жи-ши).

Что вы знаете про звуки Ж, Ш,? (всегда твёрдые)

Какой звук слышим после твёрдого согласного, при произнесении сочетания жи-ши? (ы)

А пишем гласную И.

Записали в тетради: ЖИ-ШИ.

б) роща, щавель, часы, чугун.

Назовите орфограммы в этих словах.

Какое слово лишнее?

Что объединяет другие слова, какая орфограмма? (орфограмма ча-ща).

Какой звук слышим после согласного, при произнесении сочетания ча-ща?

А пишем гласную А.

Записали в тетради: ЧА-ЩА.

в) грущу, живёт, стучу, ищу.

Назовите орфограммы в этих словах.

Какое слово лишнее?

Что объединяет другие слова, какая орфограмма? (орфограмма ЧУ-ЩУ).

Какой звук слышим после согласного, при произнесении сочетания чу-щу?

А пишем гласную У.

Записали в тетради: ЧУ-ЩУ.

2. Работа с учебником.

Откройте страницу учебника 68, упражнение 100.

прочитайте задание. Что нужно сделать?

3. Дид. игра «Отремонтируй слово»

Слова спокойно жили в книжке

Но книжку вдруг погрызли мышки.

Из слов буквы откусили,

К себе в норку утащили.

У каждого из вас слова. Вставьте пропущенную букву.

4. Работа с предложением. Записываем под диктовку.

Щука живёт в реке.

У воды шумят камыши.

В первом предложении подчеркнуть орфограммы, выделить главные члены предложения, сосчитать слова. Во втором предложении слово камыши разделить на слоги, выделить орфограмму.

V. Итог урока: С какими орфограммами работали на уроке?

Анимация «Символы гласных звуков» Благодаря компьютеру, в более короткие сроки можно решить такие задачи как пополнение словарного запаса, формирование грамматического строя,.

Презентация «Упражнения по формированию орфографической зоркости» Формирование орфографической зоркости. Особенности усвоения младшими школьниками правил правописания: Искажения звукового состава слова.


источники:

http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-russkomu-yaziku-na-temu-pravopisanie-slov-s-sochetaniyami-zhishi-klass-765926.html

http://www.maam.ru/detskijsad/tema-zakreplenie-slova-s-sochetanijami-zhi-shi-cha-scha-chu-schu.html