2 класс уменьшительно ласкательные суффиксы

Конспект урока «Суффикс. Суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением.» + презентация
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Лучший юмористический канал: анекдоты, приколы, юмор и куча ржачных видео

Скачать:

ВложениеРазмер
suffiksy.docx31.98 КБ
suffiks.ppt443 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Тема: «Суффикс. Суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением.»

Цели деятельности учителя: формирование представления о суффиксах и их словообразовательной роли и правописании.

предметные: знать что такое суффикс, уметь образовывать новые однокоренные слова с помощью суффиксов; знать какие бывают суффиксы, уметь писать слова с суффиксами, выделять их графически.

личностные: воспитание внимания и аккуратности при письме, положительное отношение к учебе;

Оборудование: учебник «Русский язык» Л.Ф. Климанова, 2 класс, 2 часть; рабочая тетрадь «Русский язык» Л.Ф. Климанова, 2 класс, 2 часть; презентация к уроку.

Этапы урока, методы и приёмы

Содержание. Деятельность учителя

Практич.: минута чистопис.

постановка цели урока

Спишите каллиграфически правильн о

чик еньк оньк ек ик очк ечк

Сегодня я предлагаю вам превратиться в сыщиков, а наш кабинет будет называться так:

— Итак, в наше детективное агентство поступило письмо-SOS, в котором говорится, что ПОТЕРЯЛАСЬ ЧАСТЬ СЛОВА. Просят срочно найти.

— Как вы думаете, на какие вопросы мы должны ответить, чтобы помочь найти эту часть слова?

(постепенно появляется запись на доске):

Как называется эта часть слова?

Место расположения в слове?

Для чего она служит?

— Это и есть цель нашей поисковой деятельности.

Слушать, смотреть презентацию.

Писать каллиграфически павильно.

Определить цель урока.

Л: Внутренняя позиция школьника на уровне полож. отношения к уроку

Постановка учебной задачи и ее решение

Словес.: ответы на вопрос

Прак: разбор слова по составу

Прак: чтение сообщения из учебника.

  1. Оленька, Сашенька, Машенька, Витенька, Васенька.
  2. Олька, Сашка, Машка, Витька, Васька.

— Что общего в значении этих слов?

— Что общего в значении слов первой группы? (ласковые обращения)

— А во второй? ( это пренебрежительные обращения)

— Какими из них пользоваться не надо?

— А теперь начните расследование. Есть ли общая часть в словах первой группы? После какой части слова она стоит? А во второй группе слов?

— Посмотрите именно эти части слова придают словам разные оттенки значения: или уменьшительно-ласкательное или пренебрежительное, грубоватое. Эта часть слова имеет своё название.

Прочитайте сообщения профессора Самоварова.

— О какой части слова узнали?

— Составим слова по заданию Совёнка.

— Какое значение имеют эти слова? Кого называют ?(название детёныша животного)

— Как пишутся суффиксы во всех словах?( одинаково)

— Посмотрите, Аня приготовила нам загадки, исследуем их.

— Прочитаем, что интересного заметил Ваня на стр 63.

Разбирать слово по составу.

Отвечать на вопросы.

Читать и анализировать информацию из учебника.

Л: мотивация к новому

К: Строят речевые высказывания.

П: Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

П:поиск и извлечение

Решение частных задач

Словес.: слово учителя, ответы на вопросы.

выполнение упр. из учебника в парах.

Прак: выполнение пис. упр. у доски.

— Рассмотрите рисунки к упр.84.

Назовите музыкальные инструменты. А как называют музыкантов, которые играют на этих инструментах? Давайте будем назвать их парами: инструмент+музыкант.

По ходу опроса на доске появляются пары слов:

— А на чём ещё могут играть музыканты?

Гусляр, трубач, скрипач.

— А теперь поработаем в парах, распределите слова из упр86 на две группы:

1) с уменьшительно-ласкательным значением

2)название профессии людей.

-Кто готов ответить?

-Что помогло вам быстро справиться с заданием?

— Закрепим все наши знания с помощью упр. 87.

— Выполнять его будем у доски. Но для начала прочитаем текст.

— Замените выделенные слова на однокоренные с уменьшительно-ласкательным значением.

(ученики выходят по одному и записывают слова парами, выделяют суф.)

— Прочитайте измененный текст. Каким теперь стало описание зверька?

Работать с учебником, выполнять упражнения, проверять и оценивать свою работу.

Работать в парах.

Работать у доски, применять новые знания.

П:поиск и извлечение

П:ориентироваться в своей системе знаний, понимать, что нужна дополнительная информация, для решения учебной задачи.

приходить к единому

А сейчас давайте отдохнем. Встаем из-за парт и повторяем движения.

Л:установка на ЗОЖ.

Решение частных задач

Словес.: ответы на вопросы.

Практич.: работа с Р.Т- письменное упр.;

— Вы любите играть?

— Ну что ж, сейчас проверим!

— Образуйте как можно больше слов с суффиксами –ик- и –ок- от слов: дом, лёд, глаз, нос, лист, цвет ,сын ,мяч.

— Составьте предложение с одним из слов. Расскажите его.

Если остаётся время, выполняется упр. из Р.Т:

— Найдите слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

-Найдите слова с увеличительными суффиксами в тексте.

— В каких словах можно допустить ошибку? Как называется орфограмма? ( Безударные гласные в корне») Как проверим?

— Есть ли орфограмма в слове жил? Какая?

Вести диалог с учителем. Выполнять упражнение.

Уменьшительно-ласкательные суффиксы в русском языке

Узнаем, какие уменьшительно-ласкательные суф­фик­сы суще­ству­ют в соста­ве слов рус­ско­го языка.

Суффикс — словообразующая морфема

В мор­фем­ном соста­ве мно­гих слов име­ет­ся мини­маль­ная зна­чи­мая часть сло­ва — суф­фикс, напри­мер:

Понаблюдаем, как суф­фик­сы обра­зу­ют новые слова:

Что такое уменьшительно-ласкательные суффиксы?

Среди огром­но­го раз­но­об­ра­зия суф­фик­сов рус­ско­го язы­ка суще­ству­ют осо­бен­ные суф­фик­сы, кото­рые при­вно­сят в семан­ти­ку уже суще­ству­ю­ще­го сло­ва зна­че­ние лас­ки и умень­ши­тель­но­сти, например:

ключ — это метал­ли­че­ский пред­мет для запи­ра­ния зам­ка шка­фа, две­рей дома, авто­мо­би­ля и пр.

Образуем с помо­щью суф­фик­са -ик- сло­во «клю­чик». Что ста­ло с его зна­че­ни­ем? Это по-прежнему тот же пред­мет, но неболь­шой и к тому же обла­да­ю­щий лас­ка­тель­ным значением.

Суффиксы -ик-/-ек-

Поупражняемся и обра­зу­ем такие же сло­ва с уменьшительно-ласкательным зна­че­ни­ем с помо­щью суф­фик­сов -ик/-ек:

  • дом — дом ик ;
  • бук­варь — бук­вар ик ;
  • сло­варь — сло­вар ик ;
  • каран­даш — каран­даш ик ;
  • веник — венич ек ;
  • лепе­сток — лепе­сточ ек ;
  • ящик — ящич ек .

Имеем в виду, что без­удар­ный суф­фикс -ик- пишет­ся в сло­ве, если при изме­не­нии падеж­ной фор­мы глас­ный не исче­за­ет, и напро­тив, в сло­ве пишет­ся уменьшительно-ласкательный суф­фикс -ек-, если глас­ный «е» явля­ет­ся беглым:

Перечислим суф­фик­сы с уменьшительно-ласкательным зна­че­ни­ем и при­ве­дем при­ме­ры слов.

Суффикс -к-

  • рыба — рыб к а;
  • пти­ца — птич к а;
  • баш­ня — башен к а;
  • виш­ня — вишен к а.

Суффикс -ок-/ёк

  • снег — снеж о́к ;
  • берег — береж о́к ;
  • друг — друж о́к ;
  • шаг — шаж о́к ;
  • день — ден ёк ;
  • пень — пен ёк .

Суффикс -ец-/иц-

  • белье — бель е ц о́ ;
  • паль­то — пальт е ц о́ ;
  • варе­нье — варе́нь и ц е ;
  • поме­стье — поме́сть и ц е .

Безударный суф­фикс -ец- пишет­ся, если у суще­стви­тель­но­го сред­не­го рода удар­ное окон­ча­ние . Если же суще­стви­тель­ное име­ет окон­ча­ние -е, то в его мор­фем­ном соста­ве име­ет­ся без­удар­ный суф­фикс -иц-.

Суффикс -очк-/ечк-

  • кисть — кист очк а;
  • трость — трост очк а;
  • весть — вест очк а;
  • семя — сем ечк о;
  • темя — тем ечк о;
  • утро — утр ечк о.

Не пута­ем с мор­фем­ным соста­вом слов, у кото­рых фраг­мент -оч- с бег­лым глас­ным «о» явля­ет­ся частью корня:

  • марк а — мароч к а;
  • шапк а — шапоч к а;
  • куртк а — кур­точ к а.

Суффикс -оньк-/-еньк-

Суффикс -оньк- име­ют суще­стви­тель­ные с осно­вой на твер­дый соглас­ный, -еньк— — с осно­вой на мяг­кий соглас­ный, на зву­ки «г», «к», «х» или шипящий:

  • голо­ва — голов оньк а;
  • лиса — лис оньк а;
  • ночь — ноч еньк а;
  • нога — нож еньк а;
  • река — реч еньк а.

Уменьшительно-ласкательные суффиксы в русском языке

Уменьшительно-ласкательные суффиксы – это суффиксы имен существительных, которые служат для образования форм слова с целью придания ему эмоциональной окраски и в зависимости от нее различных оттенков значения.

Они бывают разных видов, но слова и предложения, которые образуются с их помощью, играют огромную роль в русском языке и выполняют самые разнообразные функции — от придания словам уменьшения («карандашик», «мячик») до увеличения («силища», «лапища»), выражают пренебрежение («книжонка», «городишко», «умишко») и ласку («Васенька», «деточка», «паровозик») и пр.

Уменьшительно-ласкательные суффиксы в русском языке

Само название этого грамматического явления уже указывает нам на цель их использования – оно дает говорящему возможность показать свое отношение к предмету, о котором он рассказывает. В литературе и в художественных произведениях это средство оценки автором своего героя, акцентирования на особенно ярких чертах его характера. Какое это может быть отношение?

Прежде всего оно всегда носит субъективную оценку, т. е. это личное мнение автора о своем герое. При этом значение слов, в которых использован уменьшительно-ласкательный суффикс, имеет добавочные смысловые оттенки ласкательности или уничижения, пренебрежения, сочувствия или иронии, уменьшительности или увеличительности.

Как средство выразительности уменьшительно-ласкательные суффиксы использовалось во все периоды развития литературы — от периода фольклора до современной литературы.

Это явление грамматики хорошо изучено. Существует ряд ученых, которые его исследовали, среди них труды Н. А. Петровского, А. В. Суперанской, Д. И. Ермоловича, А. Вежбицкой и др.

Примеры слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами

Суффиксы -ик-/-ек-

Посмотрим, для чего они употребляются. Не всегда суффикс -ек- используют для того, чтобы придать слову уменьшительно-ласкательное значение. Иногда он добавляет слову пренебрежительную окраску: «сотрудничек», «хозяйничек».

Суффикс –ик- тоже не всегда указывает на небольшой размер предмета. А если мы говорим о человеке, то с помощью этого суффикса мы хотим передать его принадлежность к какой-либо деятельности, а также указать на его возраст или физическое состояние: «электрик», «старик», «диабетик».

Как правильно пишется?

Если мы просклоняем существительное по падежам, то в случае, когда «е» выпадет, ставим суффикс –ек-: «замочек – замочка».

Если «е» при склонении не выпадает, то в слове будет суффикс –ик-: «ключик – ключика».

Суффиксы -ок-/ек

Правило написания суффикса –ок- довольно простое. Он пишется в словах, когда на него падает ударение: «пушОк», «снежОК», «стожОк».

Если суффикс стоит после шипящего согласного звука, на который оканчивается корень слова, и на него не падает ударение, то в этом слове будет суффикс -ек-. Примеры: «нОжичек», «горОшек», «внучОчек».

Суффикс -к-

Указывает на размер предмета: «дорога — дорожка», «мышь – мышка», «река — речка». Особых трудностей в написании не вызывает.

Суффиксы -ец-/-иц-

Для того, чтобы правильно их использовать, нужно знать, к какому роду относится имя существительное. Если перед нами слово мужского рода, то пишется суффикс -ец-.

Примеры: «братец», «зубец», «пришелец».

Если существительное женского рода, то пишется -иц-, как здесь: «книжица», «сестрица».

Имена существительные среднего рода могут быть и на -ец- и на -иц-:

если слог с суффиксом стоит перед ударным, то пишем -ец-, вот так: «письмецо´», «пальтецо´»;

если слог с суффиксом стоит после ударного, то правильно будет поставить -иц-. Примеры: «креслице», «маслице».

Суффиксы -очк-/-ечк-

И здесь все просто: после корня, заканчивающегося на твердый согласный, пишется -очк-, а в остальных словах -ечк-: «стремя – стрем-ечк-о», «роза – роз-очк-а».

Суффиксы -ышк-/-ишк-

Суффикс –ышк- употребляется в существительных среднего рода: «солн-ышк(о)», «стекл-ышк(о)».

Суффикс –ишк- образует неодушевлённые существительные мужского и среднего рода – «городишко», «домишко», «барахлишко», «золотишко».

Суффиксы -оньк-/-еньк-

В суффиксе -оньк-, стоящем после твердых согласных, пишется «о» – «лиса – лисонька», а после мягких -еньк – «деревенька».

Слова-исключения: «заинька», «паинька».

Суффиксы -ушк-/-юшк-

Если существительное как одушевленное, так и неодушевленное, относится к женскому роду, то пишется –ушк-/-юшк-, например: «старушка», «дубинушка», «нянюшка», «Катюшка».

В существительных, относящихся к мужскому роду и являющихся одушевленными, пишется –ушк/-юшк-: «заюшка», «зятюшка», «Никитушка», «дедушка».

Заключение

Уменьшительно-ласкательные суффиксы – это суффиксы личной оценки, вносящие в основной смысл слова дополнительные эмоционально-экспрессивные оттенки. Обозначают личное отношение автора к описанию в тексте, выражают собственную оценку.

Правописание данных суффиксов изучается в классах начальной и средней школы, тема не сложная, но для запоминания необходимо иметь таблицу перед глазами или в рабочей тетради. Это поможет быстро находить нужный суффикс, проверять слово и не делать ошибок при разборах.


источники:

http://russkiiyazyk.ru/sostav-slova/suffiks/umenshitelno-laskatelnye-suffiksy.html

http://nauka.club/russkiy-yazyk/umenshitelno-laskatelnye-suffiksy.html