170 примеров сложных слов с двумя корнями
Приведем примеры сложных слов с двумя корнями и соединительными гласными «о», «е» между ними и без соединительных гласных. Выясним, как определить род сложных слов типа «кресло-кровать», «кафе-клуб».
Сложные слова в русском языке
Корень — это главная морфема в слове. В нем заключается лексическое значение всех родственных слов. В слове может быть не один корень, а два, и даже три, например:
Слова с двумя и более корнями в морфемном составе называются сложными. В большинстве сложных слов между корнями находятся соединительные гласные «о», «е» , или эти интерфиксы в морфемном составе слова могут отсутствовать.
Соединительная гласная «о» пишется после твердых согласных первой основы сложного слова, а гласная «е» — после мягких согласных, шипящих «ж», «ч», «ш», «щ» и буквы «ц».
Примеры сложных слов
Слова с 2 корнями с соединительной гласной «о»
Примеры сложных существительных с соединительной гласной «о»
- мусор о про вод
- молок о воз
- музык о вед
- хлеб о роб
- звезд о лёт
- тайн о пись
- счет о вод
- снег о ход
- лес о воз
- машин о пись
- верх о лаз
- тих о ход
- смол о кур
Примеры сложных существительных с соединительной гласной «о» и суффиксом
- лес о промышл енн ик
- мух о лов к а
- золот о иск а тель
- сок о вар к а
- власт о люб и[й ‘ э ]
- плод о жор к а
- град о началь ник
- мед о вар н я
- перв о курс ник
- масл о бой н я
- плод о род и[й’ э]
- плоск о дон к а
Примеры прилагательных с двумя корнями с соединительной гласной «о»
- плод о ягод н ый
- смол о нос н ый
- черн о волос ый
- мук о моль н ый
- счет о вод н ый
- шар о образ н ый
- план о мер н ый
- равн о цен н ый
- розов о щек ий
- сер о глаз ый
- пив о вар енн ый
Слова с двумя корнями с соединительной гласной «е»
- овц е вод
- нефт е про вод
- жизн е люб
- пол е вод
- леж е бок а
- пищ е вод
- овощ е вод
- солнц е пёк
- пт иц е вод
- солнц е ворот
- ча е вод
- пт иц е ед
- солнц е цвет
- пт иц ел ов
Примеры сложных прилагательных с соединительной гласной «е»
- плам е вид н ый
- корабл е стро и тель н ый
- плат ёж е способ н ый
- пт иц е вод ческ ий
- муж е подоб н ый
- паль ц е вид н ый
- овощ е консерв н ый
- жи зн е люб ив ый
- мор е ход н ый
- солнц е защит н ый
- пеш е ход н ый
Cлова c двумя корнями без соединительной гласной
В морфемном составе сложного слова может не быть интерфикса. Такие лексемы образуются способом сложения без соединительной гласной. Чаще это слова, принадлежащие к неодушевленным существительным, или прилагательные, образованные от них суффиксальным способом.
Приведем примеры сложных существительных без соединительной гласной. Как правило, они пишутся с дефисом, кроме некоторых слов, в составе которых первая часть является заимствованным неизменяемым существительным.
Примеры сложных слов без соединительной гласной
- плащ — палатк а
- машин а — автомат
- плать е — халат
- с чёт — фактур а
- кресл о — кровать
- авто мобиль — цистерн а
- школ а — интернат
- салон — ателье
- плуг — се я л к а
- библи о тек а — хран и л ищ е
- каноэ — дв ой к а
- кафе — ресторан
- роман — эпопе я
- вакуум — камер а
- вы ши в к а — панно
- магазин — ателье
- пись м о — заяв к а
- кофе мол к а
- мело драм а
- кофе машин а
- кофе вар к а
Определение рода сложных слов без соединительной гласной
При употреблении в письменной речи сложных существительных без соединительной гласной всегда вызывает затруднение согласование их с прилагательными. Какой вариант является правильным:
- красив ое кресло-кровать или красив ая кресло-кровать;
- уютн ое кафе-клуб или уютн ый кафе-клуб?
В русском языке род неодушевленных сложных существительных, пишущихся через дефис, обычно определяется:
1. по первой части, если изменяются обе части слова:
- красивое кресло -кровать (ср. р.);
- далекая школа -интернат (ж. р. );
- стальной плуг -сеялка (м. р.);
2. по изменяемой части, если другая является неизменяемой:
Видеоурок «Сложные слова»
Слова с двумя суффиксами. Примеры слов с приставкой и окончанием
Слова с двумя суффиксами в морфемном составе — это производные лексемы, а также формы слов.
Суффикс является, в первую очередь, морфемой, с помощью которой образуются новые слова.
Суффикс — это морфема, стоящая после корня и служащая для образования новых слов и форм слов.
Суффикс — словообразовательная морфема
В морфемном составе слов может быть один, два и даже три суффикса, если произошел последовательный словообразовательный процесс. Например, производящее слово — прилагательное, уже имеющее суффикс в своем составе, а затем образуется существительное с помощью другого суффикса:
- серый → сероватый → сероватость
При таком словообразовании в основе слова суффиксы нанизываются друг за другом, как бусинки на ниточку. В результате получаем новые лексемы, которые в морфемном составе имеют два суффикса. Понаблюдаем за подобным словотворчеством:
- брезгливый → брезгливость
- влага → влажный → влажность
- вина → виновный → виновность
- кость → костяной → костянка
- перегородить → перегораживать → перегораживание
- сказать → высказать → высказывать → высказывание
- мерить → примерить → примерка → примерочка
Примеры слов с двумя суффиксами без окончания
Корень и только два суффикса без окончания имеют в своем составе неизменяемые слова, в первую очередь, наречия:
- медленный — медленно (идти),
- интересный — интересно (узнать),
- дружеский — дружески (похлопать по плечу),
- полный — полностью (сделать),
- мастерский — мастерски (выполнить),
- тихонький — тихонько (подойти).
Примеры слов с двумя суффиксами и окончанием
Схеме «корень + суффикс + суффикс + окончание» соответствует морфемный состав следующих изменяемых слов:
- старый — старина — старинный
- вредить — вредитель
- дождь — дождливый — дождливость
- добрый — доброта — добротный
- горох — горошина — горошинка
- лист — листок— листочек
- смех — смешинка
- ябеда — ябедник — ябедничество
Будем иметь в виду, что в морфемном составе некоторых существительных окончание является нулевым.
Примеры слов с двумя суффиксами, приставкой и окончанием
Приведем примеры слов, морфемный состав которых соответствует схеме:
«приставка + корень + суффикс + суффикс + окончание».
- охотничий
- побелочный
- беззаботность
- разгрузочный
- бесхитростный
- насмешка
- заварочка
- взволнованный
- покупочка
- помутнение
Формы слов с двумя суффиксами
Два суффикса имеют также многие формы слов, в морфемном составе которых встретились словообразовательный и формообразующий суффиксы, например:
1. формы прошедшего времени глагола
- дыш-а-ть — дышал
- вычист-и-ть — вычистила
- верт-е-ться — вертелось
- отправ-и-ть — отправили
2. деепричастия
3. причастия
- обрабатываемый
- отсвечивающий
- учивший
- вымешанный
Слова с двумя суффиксами и двумя приставками
В составе некоторых слов можно указать по две указанные словообразовательные морфемы
- бесприданница
- беспризорничать
- беспроигрышная
- обезжиривание
- обезземеливание
- обезличивание
- обезоруживание
Глаголы с двумя приставками и суффиксами
Укажем примеры глаголов с двумя приставками и с двумя суффиксами в форме прошедшего времени:
- поднатужиться — поднатужил ся
- поднакопить — поднакопили
- поднатаскать — поднатаскала
- обесславить — обесславила.
Как разбирать слова по составу
Русский язык — непростой школьный предмет, вызывающий сложности у многих учащихся. Кроме освоения грамотного письма, детям постоянно приходится выполнять различные виды заданий. Часто, в качестве задания после диктанта или в виде самостоятельной работы, выступают различные виды разбора, в том числе и морфемный разбор или разбор по составу. К сожалению, даже в начальной школе, когда для разбора берутся достаточно простые слова, некоторые дети испытывают затруднения.
Как научить ребенка разбирать слова по составу?
Заметив затруднения у ребёнка при разборе слов по составу, в первую очередь, следует разобраться и понять почему же не получается.
Причины этого затруднения могут заключаться в следующем:
- ребёнок может плохо знать части слова: приставка, корень, суффикс и окончание;
- не знает как правильно находить ту или иную часть слова;
- не владеет алгоритмом разбора слов по составу.
Первое, что нужно сделать — это выучить части слова.
Выучить так, чтобы ребёнок не путал, не вспоминал, а четко знал, что такое корень, приставка, суффикс и окончание.
Корень
Корень слова – это главная значимая часть слова. В корне заключено лексическое значение слова.
Чтобы найти корень, надо подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть.
Приставка
Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
Чтобы найти приставку в слове, надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой. Часть слова, которая стоит перед корнем, и будет приставкой.
Суффикс
Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
Чтобы найти в слове суффикс, надо подобрать однокоренные слова без суффикса или с другими суффиксами. Часть слова, которая стоит после корня перед окончанием, и будет суффиксом.
Приставка, корень и суффикс — это значимые части слова.
Окончание
Окончание – это изменяемая значимая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.
Окончание стоит после корня или после суффикса. Чтобы найти окончание в слове, надо изменить форму слова. Другими словами изменить слово по падежам. Надо помнить, что в русском языке много слов с нулевым окончанием. Например: стол, конь.
Основа слова
Основа слова – это часть слова без окончания.
В основу слова входит приставка, корень и суффикс.
Второе — это знать, как правильно находить ту или иную часть слова.
Проверь свои знания
Тест «Состав слова»
1. Как называют слова ЛЕС, ЛЕСНОЙ, ЛЕСНИК?
а) антонимы;
б) синонимы;
в) родственные.
2. Часть слова без окончания называется:
а) основой;
б) корнем;
в) суффиксом.
3. Общая часть родственных слов называется:
а) основой;
б) корнем;
в) окончанием.
4. Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов — это:
а) окончание;
б) суффикс;
в) приставка.
5. Определи окончание в слове мечтой.
а) -той;
б) -ой;
в) -й.
6. Продолжи фразу. Основа слова — это:
а) изменяемая часть слова;
б) общая часть родственных слов;
в) часть слова без окончания.
7. Из каких частей может состоять основа слова?
а) приставка, корень, окончание;
б) корень, суффикс, окончание;
в) приставка, корень, суффикс.
8. Определи, в какой строке все слова однокоренные.
а) гусеница, гусь, гусята, густой;
б) школа, школьный, пришкольный, школьник;
в) рисунок, рис, рисовать, рисовый.
9. Дополни фразу. Приставка — это:
а) часть слова, которая стоит перед корнем;
б) часть слова, которая стоит после корня;
в) служебная часть речи.
10. Какое из данных слов имеет приставку по-?
а) полезный;
б) подарок;
в) по дороге.
11. Дополни фразу. Суффикс — это:
а) часть слова, которая стоит перед корнем;
б) изменяемая часть слова;
в) часть слова, которая стоит после корня.
12. Выбери слово с суффиксом.
а) завод;
б) зонтик;
в) собака.
13. Выбери значимые части слова.
а) приставка, корень, окончание;
б) корень, суффикс, окончание;
в) приставка, корень, суффикс.
Третье — это необходимо запомнить порядок разбора слов по составу.
Схема морфемного разбора слова
- Определи слово как часть речи.
- У изменяемого слова найди окончание ( измени слово, чтобы верно найти окончание; не забывай, что у неизменяемых слов нет окончания).
- Укажи основу слова.
- Выдели корень (для этого подбери однокоренные слова);
- Выдели приставку.
- Выдели суффикс.
Примеры морфемного разбора слов разных частей речи:
покупка
1. Часть речи -имя существительное
2. окончание -А (нет покупкИ, горжусь покупкОЙ)
3. основа — ПОКУПК-
пришкольный
1. Часть речи -прилагательное
2. окончание -ЫЙ (пришкольнОГО, пришкольнОМУ)
3. основа — ПРИШКОЛЬН-
расцветают
1. Часть речи -глагол
2. окончание -ЮТ (расцветаЕТ)
3. основа — РАСЦВЕТА-
Четвёртое — знание приставок и суффиксов разных частей речи.
Знание приставок и, особенно, суффиксов существительных, прилагательных и глаголов облегчает ребенку процесс разбора слова по составу.
Самые распространённые приставки русского языка:
без- (бес-), в- (во-), воз- (вос-, возо-), вз- (вс-), вы-, до-, за-, из- (ис-, изо-), на-, наи-, недо-, над- (надо-), не-, низ- (нис-, низо-), о-, об- (обо-), обез- (обес-), от- (ото-), по-, под- (подо-), пере-, пре-, пред- (предо-), при-, про-, раз- (рас-, разо-), с- (со-)
Чтобы ребёнок легко узнавал их в словах, можно потренироваться образовывать новые слова при помощи подходящих приставок. Как правило, это упражнение очень нравится детям. Например, берём глагол ШЁЛ и начинаем подбирать приставки: ушёл, пришёл, дошёл, обошёл, отошёл и т.д.
Самые распространённые с уффиксы имен существительных
ан -(- ян -), — ани (- яни ), — анин (- янин ), — ач , — ени , — ет -,- ть -, — еств -(- ств -), — есть , — ец , — изм , — изн -, — ик (- ник ), — ин , — ист , — итель (- тель ), — их — иц -(- ниц -), — к -, — л -, — лк , — льник , — льщик (- льщиц -), — от -, — ость , ун , — чик (- чиц -, — щик )
Как правило суффиксы придают слову какое-либо значение.
- ик — образует лицо , обладающее качеством ( медик , старик )
- иц — лицо или животное женского пола ( девица , курица , тигрица )
- ист, щик, ач — лицо , принадлежащее к области деятельности ( парашютист , барабанщик, скрипач)
- ник — лицо, предмет, место, животное ( всадник, плавник , хищник, ледник )
- ошк, ушк,чик, юшк, юшк, еньк, ёшк—придают уменьшительно — ласкательную форму предмету .
Суффиксы прилагательных
— ал (- ел -), — ан (- ян -), — аст (- ат -), — ев (- ов ), — еват (- оват -), — ен , — енн (- онн -), — енск (- инск -), — ив (- лив ,- чив -), — ин , — ит (- овит -), — к , — л , — н (- шн -), — тельн -, — уч (- юч ,- яч -), — чат , — к ( а ), — ск , — тель , — ист —
Суффиксы глаголов
— а (- я , — ка ), — е , — ева (- ова , — ыва , — ива ), — и , — л , — ну , — ся , сь, — ть (- ти )
Полезно помнить:
- л — образует прошедшее время ( был , спал , плыл )
- ти, ть, чь — образуют неопределенную форму глагола ( инфинитив ) ( нести , делать,беречь)
Пятое — обязательная тренировка.
Чем больше ребенок выполнит тренировочных упражнений, тем легче у него будет получаться выполнять разбор слов по составу без ошибок.
Предлагаю вам тренировочную работу по теме «Состав слова» в двух вариантах.
Данные тренировочные упражнения можно использовать для отработки данной темы, а также в качестве проверочной работы на уроке.
1 вариант
1.Разбери слова по составу:
Времена, перевязь, глоток, гнёздышко, горный, подосиновик, далёкий, подарок, денёк, длинный, вздох, дочурка, свинина, дровишки, еловый, пирожок, билет, свисали, проводила, беленький
2. Запиши по три однокоренных слова, выдели корень:
Тропа — …………………………………………………………………………
Тепло — …………………………………………………………………………
3. Возьми у каждого слова ту часть, которая записана в оглавлении таблицы, и запиши новое слово.
приставка | корень | суффикс | окончание |
беззащитный | дарить | вкусный | добрый |
подъехать | вода | сводный | тяжёлый |
безобразный | жизнь | съеденный | белый |
донёс | пришкольный | водный | чёрный |
простота | домашний | цветик | ключи |
поворот | садик | свалка | рыба |
замёрз | сухая | куча | курица |
вышёл | дума | каменщик | смысл |
завёл | жаркий | рыбка | одежда |
подход | застава | лавка | сорока |
2 вариант
1)Разбери по составу:
качка, победа, выпечка, плясун, заместитель, разлиновка, завязка, раскидистый, вымостил, рыбаки, взгляд, выдумщик, сырок, сторожить, прихватка, поговорка, рассказ, повис, подбородок, желток
2.Запиши по три однокоренных слова, выдели корень:
Сырой — ………………………………………………………………………….
Стекло — …………………………………………………………………………
Стена — …………………………………………………………………………..
3.Возьми у каждого слова ту часть, которая записана в оглавлении таблицы, и запиши новое слово.
приставка | корень | суффикс | окончание |
конь | лето | плакучий | мягкий |
подтянул | локоток | мясник | молодость |
вписать | проходить | зима | мяч |
прожить | водитель | книга | сады |
заяц | часы | кормовой | земляной |
срок | котёнок | мир | ножницы |
заря | школа | лесник | радость |
ссора | покрасить | низкий | лодка |
стул | сиреневый | погода | карандаш |
подъезд | поле | крыша | полк |
По ссылке ниже вы можете скачать эту работу.
Заходите также в Книжную лавку за полезными книгами!
С уважением, Ольга Наумова
Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!
http://tarologiay.ru/russkiy-yazyk/slova-s-dvumya-suffiksami-primery-slov-s-pristavkoy-i-okonchaniem.html
http://naymenok.ru/kak-razobrat-slovo-po-sostavu/