2 правописание приставок пре и при вставьте пропущенные буквы

Проверочные работы по русскому языку в 6 классе по теме «Приставки пре- и при-«

Проверочные работы по русскому языку в 6 классе по теме «Приставки пре- и при-«

Просмотр содержимого документа
«Проверочные работы по русскому языку в 6 классе по теме «Приставки пре- и при-«»

Проверочная работа по теме «Гласные в приставках пре- и при-»

1. Вставьте пропущенные буквы

Пр…морский край, лес пр…образился, слегка пр…храмывать, пр…рвать рассказ, пр…рывистые звуки, пр…бить гвоздь, пр…лёт скворцов, пр..вет, пр..мер, пр..рода, пр..ятный, пр..зидент, пр..зидиум, пр..стиж, пр..оритет.

2. Вставьте пропущенные буквы. Составьте словосочетания со словами.

Пр..емник ( продолжатель дела)

1. Вставьте пропущенные буквы

Сидел пр…спокойно, пр…красная музыка, пр…глушить свет, пр…задуматься над проблемой, колючая пр…града, пр…чалить к берегу, пр…школьный участок, пр..чина, пр..ключение, пр..лежный, пр..сутствовать, пр..тендент, пр..льщать, пр..одолеть, пр..мерять

2. Вставьте пропущенные буквы. Составьте словосочетания со словами.

Пр..ёмник (аппарат для приёма сигнала)

Пр..зирать (не уважать)

Пр..ходящий (кто приходит)

Проверочная работа по теме «Гласные в приставках пре- и при-»

1. Вставьте пропущенные буквы

Пр…морский край, лес пр…образился, слегка пр…храмывать, пр…рвать рассказ, пр…рывистые звуки, пр…бить гвоздь, пр…лёт скворцов, пр..вет, пр..мер, пр..рода, пр..ятный, пр..зидент, пр..зидиум, пр..стиж, пр..оритет.

2. Вставьте пропущенные буквы. Составьте словосочетания со словами.

Пр..емник ( продолжатель дела)

1. Вставьте пропущенные буквы

Сидел пр…спокойно, пр…красная музыка, пр…глушить свет, пр…задуматься над проблемой, колючая пр…града, пр…чалить к берегу, пр…школьный участок, пр..чина, пр..ключение, пр..лежный, пр..сутствовать, пр..тендент, пр..льщать, пр..одолеть, пр..мерять

2. Вставьте пропущенные буквы. Составьте словосочетания со словами.

Пр..ёмник (аппарат для приёма сигнала)

Пр..зирать (не уважать)

Пр..ходящий (кто приходит)

Проверочная работа по теме «Гласные в приставках пре- и при-»

1. Приморский край, лес преобразился, слегка прихрамывать, прервать рассказ, прерывистые звуки, прибить гвоздь, прилёт скворцов, привет, пример, природа, приятный, президент, президиум, престиж приоритет.

2. Притворить (закрыть)

Преемник ( продолжатель дела)

Сидел преспокойно, прекрасная музыка, приглушить свет, призадуматься над проблемой, колючая преграда, причалить к берегу, пришкольный участок, причина, приключение, прилежный, присутствовать, претендент, прельщать, преодолеть, примерять.

Приёмник (аппарат для приёма сигнала)

Приходящий (кто приходит)

Презирать (не уважать)

Проверочная работа по теме «Гласные в приставках пре- и при-»

1. Приморский край, лес преобразился, слегка прихрамывать, прервать рассказ, прерывистые звуки, прибить гвоздь, прилёт скворцов, привет, пример, природа, приятный, президент, президиум, престиж приоритет.

2. Притворить (закрыть)

Преемник ( продолжатель дела)

Сидел преспокойно, прекрасная музыка, приглушить свет, призадуматься над проблемой, колючая преграда, причалить к берегу, пришкольный участок, причина, приключение, прилежный, присутствовать, претендент, прельщать, преодолеть, примерять.

Приёмник (аппарат для приёма сигнала)

Приходящий (кто приходит)

Презирать (не уважать)

Проверочная работа в 6 классе.

Тема: Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-».

Ф.И.______________ 1 вариант.

1. Вставь пропущенные буквы. Выдели приставки ПРЕ- и ПРИ- . Запишите рядом со словосочетанием значение приставки.

в пр…брежных домиках__________________________________________

пр…вязать к дереву, __________________________________________

беспр…рывный шепот волн______________________________________

пр…винтить к стене__________________________________________

пр…мчатся сломя голосу __________________________________________

пр..касаться к лицу__________________________________________

пр…образился на глазах__________________________________________

2. Замените выделенные слова синонимами с приставками ПРИ- или ПРЕ-. Запишите получившиеся предложения, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки, вставляя недостающие знаки препинания

1.В кла(с,сс)е находится двадцать пять ч..ловек один уч..ник отсу..ствует.

2.Школа купила несколько комп(?)ютеров монитор..в про..ктор..в.

3.Охотник в пр..должение нескольких часов гнался за д..бычей но зверь (с,з)крылся

Проверочная работа в 6 классе.

Тема «Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-».

Ф.И.______________ 1 вариант.

1. Вставь пропущенные буквы. Выдели приставки ПРЕ- и ПРИ- . Запишите рядом со словосочетанием значение приставки.

не бояться пр…град__________________________________________

пр…встать на цыпочках__________________________________________

пр..гласить к столу__________________________________________

пр..смотреться к людям__________________________________________

пр..расти у стволу__________________________________________

2. Замените выделенные слова синонимами с приставками ПРИ- или ПРЕ-. Запишите получившиеся предложения, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки, вставляя недостающие знаки препинания

4.Н..строение у нас было великолепное и мы все н..прав..лись в пар(г,к).

5.Шум в зал.. оборвала реч(?) выступающ..го который уже вышел на сцену.

6. Я ост..рожно дотронулся до пуш..стой ш..рстки котёнка до его ушек носика и лап..(к,г).

Проверочная работа в 6 классе

Тема: Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-».

1 Вставьте пропущенные буквы. Выделите приставки ПРЕ- и ПРИ-

Пр…озерный край, пр…градить путь, пр…рвать разговор, пр…открыть занавеску, в пр…брежных домиках, пр…вязать к дереву, р…влекать внимание, беспр…рывный шепот волн, пр…винтить к стене, пр…длинный поезд, пр…старелый человек, пр…увеличить событие, пр…мчатся сломя голосу, пр..касаться к лицу, пр…градить волосы, пр…образился на глазах, пр…городные электрички

2 Вставьте пропущенные буквы. Выделите приставки ПРЕ- и ПРИ-

Пр…бывать в город — пр…бывать в горах, пр…давать значение — пр…давать идеалы, пр…клонить голову перед знаменем — дерево пр…клонилось к земле, пр…творить мечту в жизнь — пр…творить дверь, пр…ступить к работе — пр…ступить закон.

3 Вставьте пропущенные буквы. Выделите корни с чередованием гласных. Отметьте условия выбора орфограмм.

Распол__житься на отдых, соб__раться у друзей, заст__лить постель, прил__гаемые усилия, бл__стать в обществе, уб__рать комнату, уп__раться ногами, к__снуться вопроса, написать изл__жение, обж__гать пальцы, отвратительный р__стовщик, выт__реть посуду, раст__рать ушиб, выр__щенный р__сток, прот__реть окна.

Проверочная работа в 6 классе

Тема: Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-».

1 Вставьте пропущенные буквы. Выделите приставки ПРЕ- и ПРИ-

Не бояться пр…град, пр…спокойный человек, город пр…образился, пр…интересная книга, пр…скверный день, пр…одолевать трудности, пр…встать на цыпочках, пр…ображенный край, пр…огромный желудь, пр…забавный рисунок, пр…бить полочку, пр…морские курорты, пр..гласить к столу, пр..смотреться к людям, пр..усадебная роща, пр..открыть форточку, пр..расти у стволу

2 Вставьте пропущенные буквы. Выделите приставки ПРЕ- и ПРИ-

Пр…бывать в город — пр…бывать в горах, пр…давать значение — пр…давать идеалы, пр…клонить голову перед знаменем — дерево пр…клонилось к земле, пр…творить мечту в жизнь — пр…творить дверь, пр…ступить к работе — пр…ступить закон.

3 Вставьте пропущенные буквы. Выделите корни с чередованием гласных. Отметьте условия выбора орфограмм.

Распол__житься на отдых, соб__раться у друзей, заст__лить постель, прил__гаемые усилия, бл__стать в обществе, уб__рать комнату, уп__раться ногами, к__снуться вопроса, написать изл__жение, обж__гать пальцы, отвратительный р__стовщик, выт__реть посуду, раст__рать ушиб, выр__щенный р__сток, прот__реть окна.

Проверочная работа в 6 классе

Тема: Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-».

1 Вставьте пропущенные буквы. Выделите приставки ПРЕ- и ПРИ-

Не бояться пр…град, пр…спокойный человек, город пр…образился, пр…интересная книга, пр…скверный день, пр…одолевать трудности, пр…встать на цыпочках, пр…ображенный край, пр…огромный желудь, пр…забавный рисунок, пр…бить полочку, пр…морские курорты, пр..гласить к столу, пр..смотреться к людям, пр..усадебная роща, пр..открыть форточку, пр..расти у стволу

2 Вставьте пропущенные буквы. Выделите приставки ПРЕ- и ПРИ-

Пр…бывать в город — пр…бывать в горах, пр…давать значение — пр…давать идеалы, пр…клонить голову перед знаменем — дерево пр…клонилось к земле, пр…творить мечту в жизнь — пр…творить дверь, пр…ступить к работе — пр…ступить закон.

3 Вставьте пропущенные буквы. Выделите корни с чередованием гласных. Отметьте условия выбора орфограмм.

Распол__житься на отдых, соб__раться у друзей, заст__лить постель, прил__гаемые усилия, бл__стать в обществе, уб__рать комнату, уп__раться ногами, к__снуться вопроса, написать изл__жение, обж__гать пальцы, отвратительный р__стовщик, выт__реть посуду, раст__рать ушиб, выр__щенный р__сток, прот__реть окна.

ПРЕ/ПРИ — упражнения для 6 класса на правописание приставок

Упражнение № 1

В каком слове пишется ПРЕ-?

пр. рекание, радиопр. ёмник, пр. седание, пр. бывать в город.

(пререкание)

Упражнение № 2

Вставьте пропущенные буквы.

Пр. седание, пр. вращение, пр. писка, пр. говор, пр. имущество, пр. ставала, пр…ступление, пр. вычка, пр. ображение, пр. ближение, пр. сутствие, пр…ход; пр. встать, пр. высить, пр. открыть, пр. шить, пр. поднять; пр. мчаться, пр. смешной, пр. цепить.

(и, е, и, и, е, и, е, и, е, и, и, и, и, е, и, и, и, и, е, и)

Замените слова одним словом, пользуясь словами для справок.

прелюдия, прискорбный, преследовать, премьера, примитивный, приятель, преступник, презентовать, преувеличить, предание, президент, превосходить, препятствие, привилегия, примадонна, привередливый, преступить.

  1. Глава государства.
  2. Подарить что–либо.
  3. Оперная певица, исполняющая главные роли.
  4. Вступление к музыкальному произведению.
  5. Помеха, то, что преграждает путь или мешает совершению чего–либо.
  6. Первое представление пьесы, оперы, балета, фильма.
  7. Человек с прихотями, капризами.
  8. Печальный, горестный.
  9. Простейший, несложный по устройству.
  10. История, передающаяся из поколения в поколение.
  11. Исключительное право, предоставляемое кому–либо в отличие от других.
  12. Представить в больших размерах, чем есть на самом деле, придать чему–либо очень важное значение.
  13. Оказаться выше, сильнее.
  14. Близкий знакомый.
  15. Гнаться, следовать за кем-нибудь.
  16. Нарушить правила.
  17. Тот, кто нарушает правила.

(1. президент, 2. презентовать, 3. примадонна, 4. прелюдия, 5. препятствие, 6. премьера, 7. привередливый, 8. прискорбный, 9. примитивный, 10. предание. 11. привилегия, 12. преувеличить, 13. превосходить, 14. приятель, 15. преследовать, 16. преступить, 17. преступник)

Упражнение № 4

Вставьте пропущенные буквы. Распределите и запишите слова в две колонки: в первую — с приставкой при-, во вторую — с приставкой пре-.

Старинное пр. дание, камень пр. ткновения, пр. чуды природы, пр. ступить (к делу), богатое пр. даное, пр. вратности судьбы, пр. одоление препятствий, не надо пр. рекаться, пр. знание в содеянном, пр. бывать в бездействии, беспр. кословно повиноваться, пр. верженец новых взглядов, пр. дать друга, пр. мирить врагов, пр. бытие поезда, непр. менное условие, полезное пр. обретение, жизнь без пр. крас, пр. забавный случай, пр. ломление лучей, пр. вышение полномочий, пр. остановить слушание дела, давать пр. сягу, искатели пр. ключений.
(придание, причуды, приступить, приданое, признание, приверженец, примирить, прибытие, прикрас, приостановить, присягу,приключений; предание,преткновения, преодоление, пререкаться, беспрекословно, предать, непременное, преломление, превышение)

Упражнение № 5

Запишите и запомните эти слова иноязычного проис­хождения, объясните их значение. Составьте с данными словами словосочетания или предложения.

Прелюдия, преамбула, превалировать, престиж, привилегированный, прейскурант, премьера, примат, примадонна, претензия, прецедент.

(Сегодня состоялась премьера нового мюзикла. На сцене выступила примадонна российского балета. Престиж этого ресторана очень высок.)

Перепишите текст, вставляя недостающие орфограммы. Объясните написание приставок.

Однажды, охотясь в густом лесу, король Генрих напал на след пр. красной горной козы и, пр. следуя ее, отстал от своей охотничьей свиты на большое ра. стояние.
Раздраженные запахом зверя, его собаки так увлеклись п. гоней, что . скоре не стало слышно даже их лая. Между тем нез. метно . гущался вечер, и н. ступила ночь. Тут король понял, что заблудился. И. дали д. носились призывные звуки охотничьих рогов, но чем ближе, как казалось королю, он шел к ним, тем слабее звучали рога. С досадой в. помнил Генрих о том, как . бивчивы и капризны громкие звуки в горных лесах и какой предательский пересмешник — горное эхо. Но было уже поздно. Пр. дстояло переночевать в лесу.

Замените обороты словами с приставками пре- и при-.

Усердный, старательный; находящийся возле школы; приехать куда-нибудь; сообщить недругу какую-либо тайну; устный рассказ, история, передающаяся из поколения в поколение; склонности, ставшие обычными, постоянными; обратить что-либо в нечто другое.

Я увесил каюту гирляндами бананов. Они на веревочках качались под потолком. Это для мангуст.
Я выпустил ручную мангусту, и она теперь бегала по мне, а я лежал прикрыв глаза. Чуть приоткрыл глаза и вижу, что мангуста прыгнула на пояку, перелезла на раму круглого пароходного окна, покрепче примостилась и глянула на меня. Я притаился. Мангуста толкнула лапкой в стейу, и рама поехала вбок. Когда рама приблизилась к бананам, мангуста рванулась, прыгнула и обеими лапками ухватила банан. Она повисла на момент в воздухе. Но банан оторвался, и мангуста прыгнула на все четыре лапки. Прекрасный акробатический прыжок! Я привскочил поглядеть, но мангуста уже беспрерывно возилась под койкой. Через минуту она предстала передо мной с измазанной мордой и покрякивала от удовольствия.

(По Б. Житкову)

Упражнение № 9

Вставьте пропущенные буквы, распределяя слова по столбикам (пре-, при-)

Пр_бывать в неведении – пр_бывать по расписанию; старинное пр_дание – пр_дание силы; пр_данный патриот – пр_данный врагами – пр_данный командованию; пр_емник традиций – пр_емник «Турист-2» – пр_емственность поколений – пр_емлемый вариант; пр_зрение к смерти – пр_зрение сироты – пр_зор; пр_зирать угрозы – пр_зирать детей, потерявших родителей; пр_ображенный – пр_обретенный; пр_творить в жизнь – пр_творить дверь; пр_ткнуться о камень – пр_ткнуться в уголок; пр_увеличивать – пр_уменьшать значение открытия, пр_уменьшать расходы ради экономии; пр_ходящий момент – пр_ходящий медработник; пр_дел в храме – пр_дел всему; пр_клонить ветви – пр_клонить колена; пр_падать к земле – пр_подать урок; пр_скорбный факт – пр_светлый образ.

(прибывать — пребывать, предание — придание, преданный — преданный — преданный, приемник — приемник — приемственность — приемлемый, презрение — презрение — призор, презирать — презирать, преображенный — приобретенный, притворить — притворить, приткнуться — приткнуться, преувеличивать — приуменьшать — приуменьшать, приходящий — приходящий, придел — предел, преклонить — преклонить, припадать — преподать, прискорбный — пресветлый.)

Упражнение № 10

Вставьте пропущенные буквы.

Русский человек пр. даёт особое значение слову «семья». Пр. дать семью означает пр. дать самого себя. И подобное пр. дательство не прощается ни людьми, ни Богом. Если русские гости обещают пр. быть минут через пять, то иностранцы ближайшие полчаса-час пр. бывают в недоумении: где же их носит. Пр. ступая к работе, не пр. ступайте закон!

(придаёт, предать, предать, предательство, прибыть, пребывают, приступая, преступайте)

Упражнение № 11

Вставьте пропущенные буквы.

Пр. мудрый старик, пр. землиться на поле, пр. брежная улица, пр. опасный зверь, пр. держать дверь, оперная пр. мьера, пр. вокзальное кафе, пр. косновение к руке, пр. скакать на коне, пр. неприятное событие, пр. двинуть поближе, пр. седать от боли, пр. бить к стенке, пр. плыть на корабле, пр. скучный рассказ, пр. красный собеседник, пр. близиться незаметно, плотно пр. жать, пр. кусить щеку.

(премудрый, приземлиться, прибрежная, при опасный, придержать, премьера, привокзальное, прикосновение, прискакать, принеприятное, придвинуть, приседать, прибить, приплыть, прескучный, прекрасный, приблизиться, прижать, прикусить)

Превратить, презирать, преодолеть, претворить, привыкнуть, пригласить, приготовить, приостановить, превзойти, превратиться.

(Превратить в цветок .презирать человека, преодолеть страх,притвориться. привыкнуть к дому, пригласить друзей.,приготовить ужин, приостановить машину, превзойти соперника, превратиться в фею.)

(если приставка обозначает присоединение неполное действие приближение или близость то приставка при
если приставка близка по значению к слову очень или к приставке мере приставкой будет пре)

Упражнение № 13

Замените отдельные слова и обороты словами с приставками пре- и при-.

Усердный, старательный; находящийся возле школы; приехать куда-нибудь; сообщить недругу какую-либо тайну; устный рассказ, история, передающаяся из поколения в поколение; склонности, ставшие обычными, постоянными; обратить что-либо в нечто другое; лечь ненадолго; охранник, стоящий у ворот; перестать что-либо делать; немного открыть.

(прилежный, прилежный; пришкольный; прибытие; предательство; присказка, предание; привычка; превращение; прилечь; привратник; прекратить; приоткрыть.)

Упражнение № 14

Какой пример в каждой строчке будет лишним?

  1. Пр_греть, пр_держать, пр_сечь, пр_карманить.
  2. Пр_нести чайник, пр_гнать лошадь, пр_дать друга, пр_вести сына.
  3. Пр_грубый, пр_морский, пр_злой, пр_сладкий.
  4. Пр_щурить, пр_храмывать, пр_хворнуть, пр_градить.
  5. Пр_огромный, пр_усадебный, пр_вредный, пр_неприятный.
  6. Пр_лёт, пр_липание, пр_лив, пр_вышение.
  7. Пр_пудренный, пр_крытый, пр_пухший, пр_мудрый.
  8. Пр_возносить, пр_кипеть, пр_колоть, пр_манка.
  9. Пр_грязный, пр_волжский, пр_восходный, пр_любопытный.
  10. Пр_кратить, пр_крепить, пр_лепить, пр_крутить.

(1. пресечь, 2. предать друга, 3. прегрубый, 4. преградить. 5. преогромный, 6. превышение, 7. премудрый, 8. превозносить, 9. приволжский, 10. прекратить)

Упражнение № 15

В каждом пункте словосочетания подобраны так, чтобы проиллюстрировать разные значения приставок пре или при. Кроме того, в упражнении встречаются слова, в которых приставка не выделяется, например заимствования или слова, изменившие значения.

Вставьте пропущенные буквы.

  1. Высокая пр_града, пр_стройка к дому, пр_скверная погода, негде пр_сесть, космические пр_ключения.
  2. Пр_безобразный вид, пр_ломить хлеб, немножко пр_вирать, пр_вокзальный буфет, пр_следовать врага.
  3. Пр_йскурант на новые товары, пр_вернуть шурупами к потолку, пр_гнуть голову, электрический пр_рыватель, пр_противная погода.
  4. Пр_встать на цыпочки, пр_долгий разговор, страшное пр_видение, пр_ступный план, пр_донная рыба.
  5. Пр_глубокий каньон, пр_одолеть трудности, пр_сыпать снегом, сибирское пр_волье, удачное пр_земление.

(Преграда, пристройка, прескверная, пресекать, приключения, пребезобразный, преломить, привирать, привокзальный, преследовать, прейскурант, привернуть, пригнуть, прерыватель, препротивная, привстать, предолгий, привидение, преступный, придонная, преглубокий, преодолеть, присыпать, приволье, приземление)

Упражнение № 16

Придумайте предложения со словами:

(Грузчик перетаскал много мешков, и обессилел. (Обессилеть — лишиться сил самому)
Милиционер побил преступника, и обессилил его. (Обессилить — лишить сил кого-то)
Бездомного ребенка призрели в детском доме. (Призреть — это дать жилье, поселить у себя и заботиться) .Ее пристальный взгляд выражал не столько удивление, сколько отвращение и холодное презрение.)

2.6. Правописание приставок

Упражнение 39. Вставьте пропущенные гласные буквы. Выделите приставки в словах.

Арх..быстро, арх..плут, на..высший, на..скосок, р..зыскной, р..зыскать, пр..отцовский, пр..исшествие, пр..бороздить, р..збег, в..зблагодарить, б..залкогольный, д..петровская (эпоха), об..сславить, пр..американ- ский, ультр..звук, п..обсохнуть, пр..матерь, пр..изнесение, пр..образ, светон..пр..ницаемый, с..звучие, к..нгениальный, с..противление, пер..в..оружить, суп..рарбитр, р..зоружение.

Упражнение 40. Вставьте пропущенные гласные буквы и или е. Обратите внимание на значение слов. Распределите слова по графам в зависимости от значения приставки.

Пр..амурский, пр..танцовывать, пр..баутка, пр..вадить, пр..вередливый, пр..выкнуть, пр..ключение, пр..спешник, пр..спичить, пр..стойный, пр..страстие, пр..сягать, пр..тить, пр..мадонна, пр..мат, пр..митивный, пр..ватный, пр..ват-доцент, пр..ватизация, пр..вилегия, пр..оритет, пр..сесть, пр..лечь, пр..бавленный, пр..ближённый, пр..брежный, пр..лгать, пр..мёрзший, пр..нарядиться, пр..ниженный, пр..вышение, пр..мудрый, пр..огромный, пр..рваться, пр..успевать, пр..жечь, пр..гнать, пр..воз, пр..корм, пр..катить, пр..говорить, пр..порученный, пр..поднесение, пр..следовать, пр..спокойный, пр..волжский, пр..озёрный, пр..целиться, пр..хватить, пр..шелец, пр..сказка, пр..порошенный, пр..стань, пр..тронуться, пр..отворённый, пр..вратить, пр..грешение, пр..датель, пр..дседатель, пр..имущество, пр..красный, не пр..минуть ответить, пр..исподняя, пр..кословить, пр..кратить, пр..льщать, пр..ображать, пр..пятствие, пр..словутый, пр..смыкаться, пр..стол, пр..тить, пр..зидиум, пр..зидент, пр..мьер, пр..мьера, пр..людия, пр..валировать, пр..вентивный, пр..зентация, пр..зентабельный, пр..зумпция невиновности, пр..йскурант, пр..лат, пр..парат, пр..рогатива, пр..стиж, пр..тендент, пр..тензия, пр..фект, пр..цедент, пр..пухший, пр..совокупить, пр..тихший, пр..ломить, пр..поднести, пр..подавать, пр..странный, пр..рванный, пр..следовать, пр..сыщение, пр..станище, пр..поданный (урок), пр..вносить, пр..клонить голову к подушке, пр..чудливый, пр..граничный, пр..ступить к делу, пр..входящие обстоятельства, пр..мять, пр..гнуть, пр..охотиться, пр..топнуть, пр..великий, пр..учить, пр..ручить, пр..искать.

Упражнение 41. Вставьте пропущенные гласные буквы и или е. Обратите внимание на значение слов.

Не пр..давать никакого значения, пр..дать друга, пр..даваться бесплодным мечтаниям, старинное пр..дание, пр..даное невесты, церковный пр..дел, пр..дел мечтаний, пр..дельная скорость, беспр..дельные возможности, пр..ёмник для больных собак, М.Ю. Лермонтов – пр..емник А.С. Пушкина, гостепр..имный хозяин, пр..емственность, пр..вратное понимание, старый пр..вратник, пр..бытие поезда, пр..бывание в городе, пр..творить дверь, пр..творить мечту в жизнь, пр..творщик, пр..творное веселье, пр..пирать дверь палкой, пр..пираться с отцом, не потерплю никаких пр..пирательств, пр..пирать к стенке, пр..зреть и обогреть убогого, относиться с пр..зрением, дом пр..зрения, пр..зрительная усмешка, пр..зирать опасности, пр..ходить вовремя, пр..ходящая няня, пр..входящие обстоятельства, пр..ходящие трудности, пр..ходящие радости, пр..ходящие обстоятельства, пр..ступить к работе, пр..ступить закон, пр..ступление, непр..ступная крепость, пр..ступник, пр..ложить усилия, непр..ложная истина, пр..ложиться к руке священника, непр..ложный закон, слегка пр..уменьшить его заслуги, явно пр..уменьшать значение открытия, пр..ставить лестницу к забору, святой пр..ставился, светопр..ставление, непр..менимые правила, непр..менное условие, искать пр..станища, беспр..станные хлопоты, пр..клонный возраст, непр..клонный характер, пр..клониться к подушке, пр..клоняться перед поэтом, пр..клонять колени, пр..терпеться к неудобствам, пр..терпеть много горестей, взгляды пр..терпели изменения, пр..исполниться уважением, непр..одолимое желание, пр..смиреть, пр..смирный, пр..подаватель, камень пр..ткновения.

Упражнение 42. Вставьте пропущенные согласные буквы д или т. Выделите приставки в словах.

О..цедить, по..садить, о..грузить, о..цепить, по..крепить, о..жимание, о..сохнуть, по..тягивание, о..дача, по..ключить, пре..посланный, пре..приятие, о..делка, о..греметь, по..сказка, пре..стартовый, по..сматривать, пре..праздничный, по..скочить, по..шить.

Упражнение 43. Вставьте пропущенные согласные з или с. Выделите приставки в словах.

И..жечь, и..чахнуть, ни..вергнуть, ни..посланный, ни..шедший, ра..щепление, и..жога, бли..сидящий, ни..ходящий, чре..вычайный, чере..чур, ..дание, бе..винный, бе..временье, бе..перебойный, ни ..ги, ..дороваться, пере..дать, и..щипать, ни..провержение, обе..покоиться, прои..шествие, прои..текший, чере..полосица, и..черна-синий, не..добровать, чере..седельник, ..битень, чре..мерный, ..дравница, ..балансированный, ..ближение, ..жиженный, бе..дыханный, ..горяча, ..грузить, бе..плановый, бе..письменный, бе..толковый, во..вестить, во..браняться, ..бываться, во..пламеняться, во..жёгший, во..буждение, ..брошенный, ..жалиться, бе..перебойный, бе..культурье, бе..умолчный, бе..плодность, ..зади, ..дружиться, ..дунуть, ..даваться, ..гущённый, бе..классовый, бе..компромиссный, и..веданный, и..гладить, и..вестить, и..калечить, и..пещрить, и..менник, и..покон (веков), и..польщина, ра..брызгать, ра..ветвлённый, ра..графить, ра..формировать, ра..цвет, ра..квартировать, ра..хвалить, ра..писка, ра..ценка, ра..жать, ра..чёска, во..палённый, бе..челюстной, бе..вкусица, и..чезать, и..подтишка, и..подлобья, и..колесить, во..шествие.

Упражнение 44. Вставьте, где необходимо, двойную согласную. Выделите корни и приставки в словах.

Без..вучно, обес..лавить, под..анный (России), под..анный (к ужину салат), пред..ипломный, (фанера) с..охлась, новов..едение, от..оргнуть, черес..едельник, от..ереть пятно, порас..просить, светорас..еяние, с..адить (с поезда), с..ыпать (зерно из трёх банок в одну), с..удить (преступника), с..удить (денег другу), с..ечь сухие ветки дерева, с..ечь (розгами), рас..ориться, пос..ориться, с..уда, без..емельный, без..ымянный, бес..ловесный, вос..оединённый, вос..тание, воз..вание, вос..лавить, вос..ход, воз..реть, рас..екреченный, рас..ольник, рас..читанный, рас..чёт, рас..красавец, раз..адорить, рас..казать, рас..ортировать, рас..ыпаться, рас..хвалить, рос..писи, рос..казни, рос..ыпи, рас..чётный, бес..чётный, о..бивка (для кресел), раз..еваться, (народные) под..елки, под..ержать (законопроект), раз..евать (рот), под..разнивать (друга), под..ержанные (вещи), под..елать (паспорт).

Упражнение 45. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы.

1. Широко вокруг меня ра..стилалась пустота, уп..равшаяся в молчаливое пр..зрение (Вс. Иванов). 2. Коми..сия строга. Бракует бе..чётно (Авдеев). 3. В первых числах августа начинались у него пер..экзаменовки и пр..ёмные экзамены (Чехов). 4. Я пр..творился спящим, но в самом деле з..снул уже тогда, когда з..снула мать (Ажаев). 5. Всё прошлое пр..дано з..бвению (Чехов). 6. В немецкой литературе не нашлось пр..емников не только Гёте, но даже и Гофману (Чернышевский). 7. К нашим сказкам, милый рыцарь, пр..клоните слух (Блок). 8. Ольга Павловна едва не упала в обм..рок, но страх пр..дал ей сил (Гаршин). 9. Осень ж..стоко изуродовала сорную глинистую землю, пр..творив её в рыжую смолу, цепко хватающую за ноги (М. Горький). 10. Эта жен..щина пр..зирала не только меня, но и мою мать и всех резалок, которых сч..тала существами ни..шей породы, недостойными даже пр..ближаться к её крыльцу (Гладков). 11. Ра..чёты сложнейших об..ектов и конструкц..й. Тон..чайшая, хрустальная работа (Луговской). 12. Вороб..и широко и молча ра..зевали свои клювы (Хелемский). 13. Перед ним ра..ступились, и меня перестали бить (М. Горький). 14. Гостепр..имные хозяева поднялись из-за стола (Ефремов). 15. И не требовал этот царь от своих по..данных ни пр..клонения, ни чре..мерного ув..жения к себе (В. Гончаров). 16. Скворцов разошёлся и самым бе..жалостным обр..зом ра..пёк просителя (Чехов). 17. Бе..конеч..ные войны во..высили Наполеона; они же ни..вергли его (Чернышевский). 18. Брови его ..двинулись, по лбу пошли м..рщины (А.Н. Толстой). 19. Ни п..шевелиться он не может, ни ра..жать рук он не может (Тургенев). 20. Всё было ра..бросано и в бе..порядке, в особенности детское бел..ё (Достоевский). 21. В глубочайшей ч..рноте г..рели бе..численные звёзды (Ефремов). 22. Бе..страс..ный голос пер..водчика продолжал звучать (Ефремов). 23. Он ра..ст..гнул план..шет, вынул карту, огл..делся, на чём бы её ра..ст..лить (Чаковский). 24. Напр..жение поля стало в два раза выше ра..чётного (Ефремов). 25. Мне страс..но хотелось ра..говориться с нею, ра..спросить её (Гаршин). 26. Оба конца улицы з..городили ..двинутыми возами (А.Н. Толстой). 27. Нянька кинула на меня с..рдитый, п..давляющий взгляд и что-то в..рчала бе..зубым шамкающим ртом (Короленко). 28. Это вы, ни..кий человек, может быть, п..ёте, а не я! (Достоевский) 29. Она с бе..покойством вглядывалась в бе..страс..ное лицо механика (Рыбаков). 30. Кричали п..тухи в мутном ра..свете (А.Н. Толстой). 31. Он хр..нитель университетских пр..даний (Чехов). 32. Д..яч..к пр..творил дверь (А.Н. Толстой). 33. Всё мое двухчасовое пр..бывание на пустыре пр..вратилось в подлинную пытку (Катаев). 34. У стен Ленинграда д..визия пр..умножила свою славу, стала гвардейской (Чаковский). 35. В этом больше блеску, но это было пр..ходящее (Блок). 36. Скромность Белинского была непр..творна и чистос..рдеч..на (Тургенев). 37. А т..перь пр..смирел и не слыхать его (Чехов). 38. Бе..численные огон..ки мел..кали в поле, где ра..положились б..вуаком войска (Далинин). 39. И никакой ра..чёт, и никакая жалость не удержали од..чалых рук (Исаковский). 40. Ра..суждения этого по..ростка з..бавляли её (Рыбаков). 41. Подарков он не пр..нимал, потому что нечем было о..дарить (Гончаров). 42. Мужик в красной рубашке, стоя в лодке, о..талкивался длинным ш..стом от берега (Гладков). 43. Я пр..мостилась около пр..открытых дверей папиного каб..нета (Сац). 44. И вспомнить вновь не пр..мину мой первый город деревенский (Твардовский). 45. Пусть от пр..пятствий молодеет дух (Шефнер). 46. В каменные в..рота пр..ёмника в..ехал автом..биль (Авдеенко). 47. От долгого пр..бывания в воде Дымов и Кирюха стали лиловыми (Чехов). 48. Защита от др..хления в пр..клонные годы – пр..выч..ный размеренный труд (Кочетов). 49. Их услышав, пр..смирели пташек резвые четы, на тр..с..ник стрекозы сели, пр..клонились цветы (А.Н. Толстой). 50. Но артисты пр..одолели весёлое настроение в зале (А.Н. Толстой). 51. Часовой пр..градил ему дорогу (Шолохов). 52. Он охотно прот..нул нам пр..словутую ас..игнацию и также охотно и даже т..ропливо, старясь никого не з..труднить, вышел из вагона (Паустовский). 53. Вдруг, в один пр..красный день, баронес..а убедилась, что жизнь, в сущ..ности, пр..скверная вещ.. (Тургенев). 54. Он не желает использовать пр..в..легию своего иностранного по..данства (Лесков). 55. Всё живое пр..легло, по..жалось, пр..таилось, каждая точ..ка, каждая ямка стала з..щитой (А.Н. Толстой). 56. Марфинька, глядя на неё, и..по..тишка посмеивалась (Гончаров).


источники:

http://nauka.club/russkiy-yazyk/pre-i-pri.html

http://licey.net/free/4-russkii_yazyk/42-kurs_russkogo_yazyka_uprazhneniya/stages/846-26_pravopisanie_pristavok.html