20 слов с разными суффиксами

Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-)

Содержание:

Суффикс – не универсальная строительная единица для образования слов, так как для разных частей речи используют разные суффиксы, поэтому для правильного написания гласных в этой части слова запоминают, какая морфема для какой части речи подходит и по каким правилам надо писать.

Лучший юмористический канал: анекдоты, приколы, юмор и куча ржачных видео

Глаголы

Анализируя правописание, обращают внимание на следующие группы морфем:

1. Гласная А, Я, Е, И, по которой определяют спряжение, стоит перед ТЬ в инфинитиве. Чаще не вызывает вопросов, но есть слова, в которых правильный вариант надо запомнить:

Помнить написание этих слов важно, так как выделенная гласная влияет на дальнейшее словообразование: сохраняется с форме прошедшего времени (ПВр) – после этой буквы стоит Л; в деепричастиях; учитывается при образовании страдательных причастий.

2. Форма ПВр образуется по схеме «Основа инфинитива + Л», поэтому гласная в суффиксе спряжения сохраняется:

  • засеЯл, кашлЯл, измерИли, увеличИлась, обессилЕли.

3. Пары суффиксов ИВА/ЕВА или ЫВА/ОВА (если слог ВА в безударной позиции) проверяют, поставив слово в 1-е лицо ед.ч:

Глагольные суффиксы

В словах, образованных от глаголов с подобными суффиксами, правописание сохраняется:

Исчерп….вающий ответ – причастие от глагола исчерп….вать: я исчерпываю – исчерпывать, исчерпывающий.

4. Из предыдущей группы исключают глаголы, в которых слог ВА ударный. Чаще это отдельная морфема – суффикс, меняющий соверш. вид на несовершенный:

Ударный суффикс -ва-

  • Правило: Если суффикс —ва— отбросить и получится глагол совершенного вида, то пишется гласная корня.
  • Пример: запеватьзапеть, подливать подлить.
  • Исключения суфф. —ева— и без него: затм-ева-ть (затм-и-ть), продл-ева-ть (продл-и-ть), растл-ева-ть (растл-и-ть), застр-ева-ть (застр-я-ть), встр-ева-ть (встр-я-ть), увещ-ева-ть, намер-ева-ться, сомн-ева-ться, обур-ева-ть.

Существительные

Суффиксы для образования новых слов этой части речи делят по значению на несколько групп.

Уменьшительно-ласкательные

Большая часть морфем, стоящих после корня в существительных и вызывающих вопросы при выборе гласной буквы, – это суффиксы для образования уменьшительно-ласкательных слов. Выбор гласной зависит от:

  1. Беглости. Если при изменении слова по падежам буква пропадает, то пишем Е: пальч..к – пальчика (ИК), кусоч..к – кусочка (ЕК); стульч..к – стульчИка (ЧИК).
  2. Ударения. ЕЦ стоит в предударном слоге (письмЕЦо), а после ударения пишут ИЦ (креслИЦе).
  3. Твердости/мягкости или других характеристик предшествующего морфеме звука. После твердого звучания согласных пишут ОНЬК (девОнька), после мягких или шипящих – ЕНЬК (мамЕнька, душЕнька, ручЕньки). Последний вариант используют и после гласных (ЗоЕнька).
    • Исключения: баиньки, заиньки, паиньки.
  4. Строения основы исходного слова. ИНК присоединяют только к словам ж.р., основа которых заканчивается на ин (впадина – впадИнка, жадина — жадИнка), в других случаях – ЕНК (вишенка). Сюда же относятся слова ж.р., обозначающая лиц женского пола по какому-либо признаку (нищЕнка).

Другие суффиксы

Беглость гласной влияет на выбор суффикса слов муж. и ж. рода: умелец – умелица, владелец – владелица – в словах муж. р. Морфема с беглой буквой Е.

Суффиксы, обозначающие общность или собирательное понятие, выбирают по ударению в слове:

  • большИНСТВо – с ударение после суффикса;
  • равЕНСТВо – с ударением перед суффиксом.

Другие суффиксы существительных

Правописание суффиксов существительных

Прилагательные

Чаще выбор стоит между буквами И/Е. Словообразовательный анализ позволит правильно найти суффикс, в котором искомая буква, а знание правила – верный вариант написания:

  1. ИСТ – не имеет вариантов написания – только с И (напорИстый, приземИстый).
  2. ИВ – ударный вариант, ЕВ всегда без ударения (лень – ленивый, бой – боевой). Исключения только два – милостивый (от милость), юродивый (от устар. юрод).
  3. ЧИВ или ЛИВ нельзя путать с предыдущей группой – разбор по составу исключит ошибку, а пишутся эти морфемы только с И:
  • Забота + ЛИВ = заботЛИВвый
  • Расчет +ЛИВ = расчетЛИВвый

Не путать с созвучным строением: болЕвой = боль + ЕВ (безуд), волЕвой = воля + ЕВ (безуд).

Причастия и деепричастия

Правописание причастий обоих залогов в различных формах определяется разными правилами: от спряжения зависит выбор гласной в формах настоящего времени, от основы инфинитива – в прошедшем:

Наречия

Если наречие от прилагательного образовано одновременным присоединением суффикса и приставки, то правило одно:

  • наречие с приставками в-, на-, за-имеют суффикс О — направо, задолго, влево.
  • наречие с приставками из-, до-, с-имеют суффикс А — издавна, изредка, досуха, снова.

Практика ЕГЭ по русскому языку:

Суффиксальный способ образования слов. Примеры

Суффиксальный спо­соб обра­зо­ва­ния — это созда­ние про­из­вод­но­го сло­ва путем при­со­еди­не­ния к про­из­во­дя­щей осно­ве сло­во­об­ра­зо­ва­тель­но­го суф­фик­са. Суффиксальный спо­соб упо­треб­ля­ет­ся для обра­зо­ва­ния суще­стви­тель­ных, при­ла­га­тель­ных, гла­го­лов, наречий.

Новые сло­ва появ­ля­ют­ся на осно­ве уже суще­ству­ю­щих слов и сло­во­со­че­та­ний с помо­щью раз­лич­ных мор­фем и их ком­би­на­ций. Если в этом про­цес­се попол­не­ния сло­вар­но­го запа­са рус­ско­го язы­ка участ­ву­ет суф­фикс, то речь идет о суф­фик­саль­ном спо­со­бе образования.

Суффикс — словообразовательная морфема

Суффиксальный спо­соб обра­зо­ва­ния новых слов заклю­ча­ет­ся в том, что к про­из­во­дя­щей осно­ве сло­ва при­со­еди­ня­ет­ся суффикс.

  • кни­га → книж к а;
  • кни­га → книж н ый;
  • кни­га → книж ник .

Различаем фор­мо­об­ра­зу­ю­щие и сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ные суффиксы.

Формообразующие суф­фик­сы, как уже сле­ду­ет из само­го их назва­ния, обра­зу­ют толь­ко фор­мы слов:

  • кра­си­вый — кра­сив ее (фор­ма срав­ни­тель­ной сте­пе­ни прилагательного);
  • бежать — бежа л (фор­ма про­шед­ше­го вре­ме­ни глагола);
  • вре­мя — врем ен а (фор­ма мно­же­ствен­но­го чис­ла существительного).

Здесь нет сло­во­об­ра­зо­ва­ния. Слово при­об­ре­та­ет дру­гую грам­ма­ти­че­скую фор­му, оста­ва­ясь по сути одной и той же лек­си­че­ской еди­ни­цей языка.

Словообразовательные суф­фик­сы, при­со­еди­ня­ясь к про­из­во­дя­щей осно­ве исход­но­го сло­ва, созда­ют новые лексемы.

Сравним:

  • кра­сив ый → кра­сив ость ;
  • бежа ть → бег ;
  • врем я → врем енн ой.

Суффиксальный спо­соб дей­ству­ет в обра­зо­ва­нии слов всех основ­ных частей речи. Каждой части речи при­су­щи свои сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ные суф­фик­сы. Суффиксальный спо­соб вос­тре­бо­ван в обра­зо­ва­нии слов внут­ри опре­де­лен­ной части речи. Но чаще он обра­зу­ет сло­ва дру­гой части речи:

  • глаз (сущ.) → глаз аст ый (прил.);
  • синий (прил.) → син е ть (гла­гол);
  • весё­лый (прил.) → весел о (наре­чие);
  • ау (меж­до­ме­тие) → ау ка ть (гла­гол).
От какой части речи обра­зу­ет­сяСуффиксЧто может быть образовано
Существительноещик, чик, ник, ецсуще­стви­тель­ное
Существительноен, ск, ан, ян, ист, ов, ин, оват, чив, ливпри­ла­га­тель­ное
Существительное,
прилагательное
а, ну, и, е, нича, иро­ва, изировагла­гол
Глаголова, ева, ива, ыва, вагла­гол
Прилагательноео, е, инаре­чие

Суффиксальный способ образования существительных

Целый ряд сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ных суф­фик­сов созда­ют новые сло­ва на базе про­из­во­дя­щих основ суще­стви­тель­ных, при­ла­га­тель­ных и глаголов.

С помо­щью про­дук­тив­ных суф­фик­сов -к-, -иц-, -ниц- от суще­стви­тель­ных муж­ско­го рода обра­зу­ют­ся наиме­но­ва­ния лиц жен­ско­го пола и самок животных:

  • тен­ни­сист → тен­ни­сист к а;
  • сту­дент → сту­дент к а;
  • вла­де­лец → вла­дел иц а;
  • учи­тель → учи­тель ниц а;
  • тигр → тигр иц а;
  • лев → льв иц а.

Суффиксы -ник-, -чик-, -щик-, -ец- от основ суще­стви­тель­ных и гла­го­лов обра­зу­ют назва­ние лица, зани­ма­ю­ще­го­ся каким-либо видом деятельности:

  • лес → лес ник ;
  • лыжа → лыж ник ;
  • дача → дач ник ;
  • пере­пле­тать → пере­плёт чик ;
  • раз­ве­дать → раз­вед чик ;
  • нор­ми­ро­вать → нор­ми­ров щик ;
  • бара­бан → бара­бан щик ;
  • кор­мить → кор­мил ец .

Наименования пред­ме­тов и при­спо­соб­ле­ний, скоп­ле­ние одно­род­ных пред­ме­тов обо­зна­ча­ют суще­стви­тель­ные, обра­зо­ван­ные с помо­щью суф­фик­са -ник-/-ниц-:

  • соус → соус ник ;
  • багаж → багаж ник ;
  • вопрос → вопрос ник ;
  • тво­рог → тво­рож ниц а;
  • цвет → цвет ник ;
  • яго­да → ягод ник ;
  • оси­на → осин ник ;
  • чер­ни­ка → чер­нич ник .

От основ при­ла­га­тель­ных суф­фик­сы -от-/-ет, -ость-/-есть, -изн-, -ин- обра­зу­ют назва­ния качеств и отвле­чен­ных при­зна­ков предметов:

  • доб­рый → добр от а;
  • нищий → нищ ет а;
  • жёл­тый → желт изн а;
  • седой → сед ин а;
  • сме­лый → смел ость ;
  • све­жий → свеж есть .
  • похо­жий → похож есть .

Множество суще­стви­тель­ных, обо­зна­ча­ю­щих пред­мет, про­цесс дей­ствия или его резуль­тат, обра­зу­ют­ся от гла­голь­ных основ с помо­щью про­дук­тив­но­го суф­фик­са -к-:

  • попы­та ться → попыт к а;
  • про­по­ло ть → про­пол к а;
  • пере­го­ро­ди ть → пере­го­род к а;
  • покра­си ть → покрас к а;
  • задви­га ть → задвиж к а.

Обратим вни­ма­ние, что такие отгла­голь­ные суще­стви­тель­ные име­ют в мор­фем­ном соста­ве при­став­ку, кото­рая доста­лась им от про­из­во­дя­ще­го гла­го­ла. Важно пра­виль­но опре­де­лить суф­фик­саль­ный, а не пре­фик­саль­ный спо­соб обра­зо­ва­ния, в чем помо­жет состав­лен­ная сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ная цепочка:

  • дви­гать → за дви­гать → задвиж к а;
  • кра­сить → по кра­сить → покрас к а.

Множество отвле­чен­ных суще­стви­тель­ных обра­зу­ет от бес­при­ста­воч­ных и при­ста­воч­ных гла­го­лов суф­фикс -ни-/ени-:

  • руб­це­вать­ся → руб­це­ва ни е;
  • полос­кать → полос­ка ни е;
  • зажи­вить → заживл ени е;
  • уди­вить → удивл ени е;
  • вос­ста­но­вить → вос­ста­новл ени е.

Суффиксальный способ образования прилагательных

Суффиксальный спо­соб исполь­зу­ет­ся в обра­зо­ва­нии одно­ко­рен­ных при­ла­га­тель­ных со зна­че­ни­ем при­зна­ка или свой­ства, отно­ся­ще­го­ся к предмету:

  • река → реч н ой;
  • окно → окон н ый;
  • салат → салат н ый;
  • осень → осен н ий.

Слова этой части речи актив­но обра­зу­ют­ся от имен суще­стви­тель­ных с помо­щью суффиксов:

  • бере­ста → берест ян ой;
  • рожь → рж ан ой;
  • лебедь → лебед ин ый;
  • тор­же­ство → тор­жеств енн ый;
  • соло­ма → солом енн ый;
  • село → сель ск ий;
  • золо­то → золот ист ый;
  • гор­ло → горл аст ый;
  • нос → нос ат ый;
  • игра → игр ив ый;
  • плюш → плюш ев ый;
  • уда­ча → удач лив ый.

Огромный пласт при­ла­га­тель­ных обра­зо­ван суф­фик­саль­ным спо­со­бом от одно­ко­рен­ных гла­го­лов несо­вер­шен­но­го и совер­шен­но­го вида:

  • рвать → рва н ый;
  • драть → дра н ый:
  • жарить → жар ен ый;
  • ква­сить → кваш ен ый;
  • ода­рить → одар ённ ый;
  • уди­вить → удивл енн ый.

Суффикс -л- про­дук­ти­вен в обра­зо­ва­нии при­ла­га­тель­ных от гла­го­лов, обо­зна­ча­ю­щих процесс:

  • гнить → гни л ой;
  • спеть → спе л ый;
  • зреть → зре л ый;
  • уметь → уме л ый.

Суффиксальный способ образования глаголов

От суще­стви­тель­ных и при­ла­га­тель­ных с непро­из­вод­ной осно­вой суф­фик­саль­ным спо­со­бом обра­зо­ва­ны глаголы:

  • голу­бой → голуб е ть;
  • белый → бел е ть, бел и ть;
  • бога­тый → богат е ть;
  • ста­рый → стар е ть;
  • ржа­вый → ржав е ть;
  • зав­трак → зав­трак а ть;
  • свер­ло → сверл и ть;
  • козырь → козыр я ть.

Суффикс -ова-/-ева- участ­ву­ет в обра­зо­ва­нии гла­го­лов от существительных:

  • тос­ка → тоск ова ть;
  • танец → танц ева ть.

Бесприставочные гла­го­лы совер­шен­но­го вида обра­зу­ют пар­ные им гла­го­лы несо­вер­шен­но­го вида:

  • решить → реш а ть;
  • пле­нить → плен я ть;
  • бро­сить → брос а ть.

Суффиксальным спо­со­бом от при­ста­воч­ных гла­го­лов совер­шен­но­го вида обра­зу­ют­ся гла­го­лы несо­вер­шен­но­го вида:

  • раз­га­дать → раз­гад ыва ть;
  • рас­ска­зать → рас­сказ ыва ть;
  • ута­ить → ута ива ть;
  • насто­ять → наста ива ть.

Ряд гла­го­лов обра­зо­ва­но с помо­щью суф­фик­сов от меж­до­ме­тий и зву­ко­под­ра­жа­тель­ных слов:

  • о → о ка ть;
  • ох → ох а ть;
  • хи-хи → хихи ка ть;
  • мяу → мяу ка ть;
  • гав → гав ка ть;
  • тик-тик → ти́к а ть;

Суффиксальный способ образования наречий

Многие наре­чие явля­ют­ся про­из­вод­ны­ми от суще­стви­тель­ных, при­ла­га­тель­ных, чис­ли­тель­ных и местоимений.

Суффиксальным спо­со­бом обра­зу­ют­ся каче­ствен­ные наре­чия от прилагательных:

  • гром­кий → громк о ;
  • близ­кий → близк о ;
  • певу­чий → певуч е .

От при­ла­га­тель­ных с суф­фик­сом -ск- обра­зу­ют­ся наре­чия с помо­щью суф­фик­са -и-:

  • дру­же­ский → дру­жеск и ;
  • чело­ве­че­ский → чело­ве­ческ и ;
  • рыцар­ский → рыцарск и .

Архаичный суф­фикс -жды обра­зо­вал сле­ду­ю­щие наре­чия от коли­че­ствен­ных числительных:

  • один → одна жды ;
  • два → два жды ;
  • три → три жды ;
  • четы­ре → четы­ре жды .

Видеоурок «Суффиксальный способ словообразования»

Подобрать 20 слов с разными суффиксами! Помогите пожалуйста!

Девочка, одёжка, котёнок, мальчик, снежок, деревянный,м ороженое ,исправный,котёночек,красик,селюшки,утиральник,утёнок,блинчик, крылышко,лисонька, зоренька,воробушек, сестричка,морозец.

Другие вопросы из категории

1. Этот Боря – ужасн… забияка. 2. Сережа Иванов – редк… умница. 3. Я больше не хочу разговаривать с так… невежей. 4. Эт… плакса опять целый день ревел… . 5. Мария Ивановна – молод… директор завода. Вчера директор отдал… распоряжение премировать сотрудников. 6. Нов… старостой выбрали Марину. Староста решил… завести журнал. 7. В приемной у стар… зубн… врача Анны Павловны всегда много посетителей.

(В заповедниках живут редкие звери)

Читайте также

выр. вненный р. петитор

2 нас. лечение сч. стливый т. инственный

3 дост. жжение д. серт расст. лается

4 зач. рпнуть оц. нить б. ндероль

2 в каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква У(Ю)

1 хохоч. щий ребенок они удерж. т

2 стел. щийся туман льды та. т

3 кле. щий карандаш кузнечики стрекоч. т

4 колыш. щийся ковыль они слыш. т

3В каком сложноподчиненном предложении придаточную часть нельзя заменить обособленным определением выраженным причасным оборотом

1 В Петербурге был открыт ландшафтный класс , где учили юных пейзажистов

2 Чистые звуки моцартовской музыки .которые бышли похожи на голоса серебряных труб , привели его в восхищение

3 Поднявшись на высокую лестницу , которая вела под арку ,я увидел бухту

4 Задушевные русские пейзажи ,которые так выразительно нарисовал художник ,трогают сердца зрителей

Помогите пожалуйста и лучше с обяснением очень надо

языку я пишу всё верно, ошибки бывают, но редко, но вот одна проблема, никак не могу разобраться с запятыми! А тут задание такое громадное! Если кто сможет, помогите, пожалуйста!

Нужно объяснить все знаки препинания:
Вронский с Кити прошел несколько туров вальса. После вальса Кити подошла к матери и едва успела сказать несколько слов с Нордстон, как Вронский уже пришел за ней для первой кадрили. Во время кадрили ничего значительного не было сказано, шел прерывистый разговор то о Корсунских, муже и жене, которых он очень забавно описывал, как милых сорокалетних детей, то о будущем общественном театре, и только один раз разговор затронул ее за живое, когда он спросил о Левине, тут ли он, и прибавил, что он очень понравился. ему. Но Кити и не ожидала большего от кадрили. Она ждала с замиранием сердца мазурки. Ей казалось, что в мазурке все должно решиться. То, что он во время кадрили не пригласил ее на мазурку, не тревожило ее. Она была уверена, что она танцует мазурку с ним, как и на прежних балах, и пятерым отказала мазурку, говоря, что танцует. Весь бал до последней кадрили был для Кити волшебным сновидением радостных цветов, звуков и движений. Она не танцевала, только когда чувствовала себя слишком усталою и просила отдыха. Но, танцуя последнюю кадриль с одним из скучных юношей, которому нельзя было отказать, ей случилось быть vis-a-vis с Вронским и Анной. Она не сходилась с Анной с самого приезда и тут вдруг увидала ее опять совершенно новою и неожиданною. Она увидала в ней столь знакомую ей самой черту возбуждения от успеха. Она видела, что Анна пьяна вином возбуждаемого ею восхищения. Она знала это чувство и знала его признаки и видела их на Анне — видела дрожащий, вспыхивающий блеск в глазах и улыбку счастья и возбуждения, невольно изгибающую губы, и отчетливую грацию, верность и легкость движений.
«Кто? — спросила она себя. — Все или один?» И, не помогая мучившемуся юноше, с которым она танцевала, в разговоре, нить которого он упустил и не мог поднять, и наружно подчиняясь весело-громким повелительным крюкам Корсунского, то бросающего всех в grand rond, то в chaine, она наблюдала, и сердце ее сжималось больше и больше. «Нет, это не любованье толпы опьянило ее, а восхищение одного. И этот один? неужели это он?» Каждый раз, как он говорил с Анной, в глазах ее вспыхивал радостный блеск, и улыбка счастья изгибала ее румяные губы. Она как будто делала усилие над собой, чтобы не выказывать этих признаков радости, но они сами собой выступали на ее лице. «Но что он?» Кити посмотрела на него и ужаснулась. То, что Кити так ясно представлялось в зеркале лица Анны, она увидела на нем. Куда делась его всегда спокойная, твердая манера и беспечно спокойное выражение лица? Нет, он теперь каждый раз, как обращался к ней, немного сгибал голову, как бы желая пасть пред ней, и во взгляде его было одно выражение покорности и страха. «Я не оскорбить хочу, — каждый раз как будто говорил его взгляд, — но спасти себя хочу, и не знаю как». На лице его было такое выражение, которого она никогда не видала прежде.
Они говорили об общих знакомых, вели самый ничтожный разговор, но Кити казалось, что всякое сказанное ими слово решало их и ее судьбу. И странно то, что хотя они действительно говорили о том, как смешон Иван Иванович своим французским языком, и о том, что для Елецкой можно было бы найти лучше партию, а между тем эти слова имели для них значение, и они чувствовали это так же, как и Кити. Весь бал, весь свет, все закрылось туманом в душе Кити. Только пройденная ею строгая школа воспитания поддерживала ее и заставляла делать то, чего от нее требовали, то есть танцевать, отвечать на вопросы, говорить, даже улыбаться. Но пред началом мазурки, когда уже стали расставлять стулья и некоторые пары двинулись из маленьких в большую залу, на Кити нашла минута отчаяния и ужаса. Она отказала пятерым и теперь не танцевала мазурки. Даже не было надежды, чтоб ее пригласили, именно потому, что она имела слишком большой успех в свете, и никому в голову не могло прийти, чтоб она не была приглашена до сих пор. Надо было сказать матери, что она больна, и уехать домой, но на это у нее не было силы. Она чувствовала себя убитою.
Она зашла в глубь маленькой гостиной и опустилась на кресло. Воздушная юбка платья поднялась облаком вокруг ее тонкого стана; одна обнаженная, худая, нежная девичья рука, бессильно опущенная, утонула в складках розового тюника; в другой она держала веер и быстрыми, короткими движениями обмахивала свое разгоряченное лицо. Но, вопреки этому виду бабочки, только что уцепившейся за травку и готовой, вот-вот вспорхнув, развернуть радужные крылья, страшное отчаяние щемило ей сердце.
«А может быть, я ошибаюсь, может быть этого не было?»

1)Пушкин умел вырожая свои чувства до конца,доводя мысль свою до эмоционального предела,не напрягаться, не собирать в слово все то , что неуместно сказать именно сейчас.
2) в его написанных стихах постоянно предчувствуются новые еще не написанные стихи.
3) он писал наверное зная,что завтра может быть напишет еще прекрасней и достижимей.
ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА,ОЧЕНЬ ПРОШУ!


источники:

http://russkiiyazyk.ru/slovoobrazovanie/suffiksalnyiy-sposob-obrazovaniya-slov-primeryi.html

http://russkij-yazyk.neparsya.net/answer/3431116_podobrat-20-slov-s-raznymi-suffiksami-pomogite-pozalujsta/