Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-)
Содержание:
Суффикс – не универсальная строительная единица для образования слов, так как для разных частей речи используют разные суффиксы, поэтому для правильного написания гласных в этой части слова запоминают, какая морфема для какой части речи подходит и по каким правилам надо писать.
Глаголы
Анализируя правописание, обращают внимание на следующие группы морфем:
1. Гласная А, Я, Е, И, по которой определяют спряжение, стоит перед ТЬ в инфинитиве. Чаще не вызывает вопросов, но есть слова, в которых правильный вариант надо запомнить:
Помнить написание этих слов важно, так как выделенная гласная влияет на дальнейшее словообразование: сохраняется с форме прошедшего времени (ПВр) – после этой буквы стоит Л; в деепричастиях; учитывается при образовании страдательных причастий.
2. Форма ПВр образуется по схеме «Основа инфинитива + Л», поэтому гласная в суффиксе спряжения сохраняется:
- засеЯл, кашлЯл, измерИли, увеличИлась, обессилЕли.
3. Пары суффиксов ИВА/ЕВА или ЫВА/ОВА (если слог ВА в безударной позиции) проверяют, поставив слово в 1-е лицо ед.ч:
Глагольные суффиксы
В словах, образованных от глаголов с подобными суффиксами, правописание сохраняется:
Исчерп….вающий ответ – причастие от глагола исчерп….вать: я исчерпываю – исчерпывать, исчерпывающий.
4. Из предыдущей группы исключают глаголы, в которых слог ВА ударный. Чаще это отдельная морфема – суффикс, меняющий соверш. вид на несовершенный:
Ударный суффикс -ва-
- Правило: Если суффикс —ва— отбросить и получится глагол совершенного вида, то пишется гласная корня.
- Пример: запевать — запеть, подливать подлить.
- Исключения суфф. —ева— и без него: затм-ева-ть (затм-и-ть), продл-ева-ть (продл-и-ть), растл-ева-ть (растл-и-ть), застр-ева-ть (застр-я-ть), встр-ева-ть (встр-я-ть), увещ-ева-ть, намер-ева-ться, сомн-ева-ться, обур-ева-ть.
Существительные
Суффиксы для образования новых слов этой части речи делят по значению на несколько групп.
Уменьшительно-ласкательные
Большая часть морфем, стоящих после корня в существительных и вызывающих вопросы при выборе гласной буквы, – это суффиксы для образования уменьшительно-ласкательных слов. Выбор гласной зависит от:
- Беглости. Если при изменении слова по падежам буква пропадает, то пишем Е: пальч..к – пальчика (ИК), кусоч..к – кусочка (ЕК); стульч..к – стульчИка (ЧИК).
- Ударения. ЕЦ стоит в предударном слоге (письмЕЦо), а после ударения пишут ИЦ (креслИЦе).
- Твердости/мягкости или других характеристик предшествующего морфеме звука. После твердого звучания согласных пишут ОНЬК (девОнька), после мягких или шипящих – ЕНЬК (мамЕнька, душЕнька, ручЕньки). Последний вариант используют и после гласных (ЗоЕнька).
- Исключения: баиньки, заиньки, паиньки.
- Строения основы исходного слова. ИНК присоединяют только к словам ж.р., основа которых заканчивается на ин (впадина – впадИнка, жадина — жадИнка), в других случаях – ЕНК (вишенка). Сюда же относятся слова ж.р., обозначающая лиц женского пола по какому-либо признаку (нищЕнка).
Другие суффиксы
Беглость гласной влияет на выбор суффикса слов муж. и ж. рода: умелец – умелица, владелец – владелица – в словах муж. р. Морфема с беглой буквой Е.
Суффиксы, обозначающие общность или собирательное понятие, выбирают по ударению в слове:
- большИНСТВо – с ударение после суффикса;
- равЕНСТВо – с ударением перед суффиксом.
Другие суффиксы существительных
Правописание суффиксов существительных
Прилагательные
Чаще выбор стоит между буквами И/Е. Словообразовательный анализ позволит правильно найти суффикс, в котором искомая буква, а знание правила – верный вариант написания:
- ИСТ – не имеет вариантов написания – только с И (напорИстый, приземИстый).
- ИВ – ударный вариант, ЕВ всегда без ударения (лень – ленивый, бой – боевой). Исключения только два – милостивый (от милость), юродивый (от устар. юрод).
- ЧИВ или ЛИВ нельзя путать с предыдущей группой – разбор по составу исключит ошибку, а пишутся эти морфемы только с И:
- Забота + ЛИВ = заботЛИВвый
- Расчет +ЛИВ = расчетЛИВвый
Не путать с созвучным строением: болЕвой = боль + ЕВ (безуд), волЕвой = воля + ЕВ (безуд).
Причастия и деепричастия
Правописание причастий обоих залогов в различных формах определяется разными правилами: от спряжения зависит выбор гласной в формах настоящего времени, от основы инфинитива – в прошедшем:
Наречия
Если наречие от прилагательного образовано одновременным присоединением суффикса и приставки, то правило одно:
- наречие с приставками в-, на-, за-имеют суффикс О — направо, задолго, влево.
- наречие с приставками из-, до-, с-имеют суффикс А — издавна, изредка, досуха, снова.
Практика ЕГЭ по русскому языку:
Суффиксальный способ образования слов. Примеры
Суффиксальный способ образования — это создание производного слова путем присоединения к производящей основе словообразовательного суффикса. Суффиксальный способ употребляется для образования существительных, прилагательных, глаголов, наречий.
Новые слова появляются на основе уже существующих слов и словосочетаний с помощью различных морфем и их комбинаций. Если в этом процессе пополнения словарного запаса русского языка участвует суффикс, то речь идет о суффиксальном способе образования.
Суффикс — словообразовательная морфема
Суффиксальный способ образования новых слов заключается в том, что к производящей основе слова присоединяется суффикс.
- книга → книж к а;
- книга → книж н ый;
- книга → книж ник .
Различаем формообразующие и словообразовательные суффиксы.
Формообразующие суффиксы, как уже следует из самого их названия, образуют только формы слов:
- красивый — красив ее (форма сравнительной степени прилагательного);
- бежать — бежа л (форма прошедшего времени глагола);
- время — врем ен а (форма множественного числа существительного).
Здесь нет словообразования. Слово приобретает другую грамматическую форму, оставаясь по сути одной и той же лексической единицей языка.
Словообразовательные суффиксы, присоединяясь к производящей основе исходного слова, создают новые лексемы.
Сравним:
- красив ый → красив ость ;
- бежа ть → бег ;
- врем я → врем енн ой.
Суффиксальный способ действует в образовании слов всех основных частей речи. Каждой части речи присущи свои словообразовательные суффиксы. Суффиксальный способ востребован в образовании слов внутри определенной части речи. Но чаще он образует слова другой части речи:
- глаз (сущ.) → глаз аст ый (прил.);
- синий (прил.) → син е ть (глагол);
- весёлый (прил.) → весел о (наречие);
- ау (междометие) → ау ка ть (глагол).
От какой части речи образуется | Суффикс | Что может быть образовано |
---|---|---|
Существительное | щик, чик, ник, ец | существительное |
Существительное | н, ск, ан, ян, ист, ов, ин, оват, чив, лив | прилагательное |
Существительное, прилагательное | а, ну, и, е, нича, ирова, изирова | глагол |
Глагол | ова, ева, ива, ыва, ва | глагол |
Прилагательное | о, е, и | наречие |
Суффиксальный способ образования существительных
Целый ряд словообразовательных суффиксов создают новые слова на базе производящих основ существительных, прилагательных и глаголов.
С помощью продуктивных суффиксов -к-, -иц-, -ниц- от существительных мужского рода образуются наименования лиц женского пола и самок животных:
- теннисист → теннисист к а;
- студент → студент к а;
- владелец → владел иц а;
- учитель → учитель ниц а;
- тигр → тигр иц а;
- лев → льв иц а.
Суффиксы -ник-, -чик-, -щик-, -ец- от основ существительных и глаголов образуют название лица, занимающегося каким-либо видом деятельности:
- лес → лес ник ;
- лыжа → лыж ник ;
- дача → дач ник ;
- переплетать → переплёт чик ;
- разведать → развед чик ;
- нормировать → нормиров щик ;
- барабан → барабан щик ;
- кормить → кормил ец .
Наименования предметов и приспособлений, скопление однородных предметов обозначают существительные, образованные с помощью суффикса -ник-/-ниц-:
- соус → соус ник ;
- багаж → багаж ник ;
- вопрос → вопрос ник ;
- творог → творож ниц а;
- цвет → цвет ник ;
- ягода → ягод ник ;
- осина → осин ник ;
- черника → чернич ник .
От основ прилагательных суффиксы -от-/-ет, -ость-/-есть, -изн-, -ин- образуют названия качеств и отвлеченных признаков предметов:
- добрый → добр от а;
- нищий → нищ ет а;
- жёлтый → желт изн а;
- седой → сед ин а;
- смелый → смел ость ;
- свежий → свеж есть .
- похожий → похож есть .
Множество существительных, обозначающих предмет, процесс действия или его результат, образуются от глагольных основ с помощью продуктивного суффикса -к-:
- попыта ться → попыт к а;
- прополо ть → пропол к а;
- перегороди ть → перегород к а;
- покраси ть → покрас к а;
- задвига ть → задвиж к а.
Обратим внимание, что такие отглагольные существительные имеют в морфемном составе приставку, которая досталась им от производящего глагола. Важно правильно определить суффиксальный, а не префиксальный способ образования, в чем поможет составленная словообразовательная цепочка:
- двигать → за двигать → задвиж к а;
- красить → по красить → покрас к а.
Множество отвлеченных существительных образует от бесприставочных и приставочных глаголов суффикс -ни-/ени-:
- рубцеваться → рубцева ни е;
- полоскать → полоска ни е;
- заживить → заживл ени е;
- удивить → удивл ени е;
- восстановить → восстановл ени е.
Суффиксальный способ образования прилагательных
Суффиксальный способ используется в образовании однокоренных прилагательных со значением признака или свойства, относящегося к предмету:
- река → реч н ой;
- окно → окон н ый;
- салат → салат н ый;
- осень → осен н ий.
Слова этой части речи активно образуются от имен существительных с помощью суффиксов:
- береста → берест ян ой;
- рожь → рж ан ой;
- лебедь → лебед ин ый;
- торжество → торжеств енн ый;
- солома → солом енн ый;
- село → сель ск ий;
- золото → золот ист ый;
- горло → горл аст ый;
- нос → нос ат ый;
- игра → игр ив ый;
- плюш → плюш ев ый;
- удача → удач лив ый.
Огромный пласт прилагательных образован суффиксальным способом от однокоренных глаголов несовершенного и совершенного вида:
- рвать → рва н ый;
- драть → дра н ый:
- жарить → жар ен ый;
- квасить → кваш ен ый;
- одарить → одар ённ ый;
- удивить → удивл енн ый.
Суффикс -л- продуктивен в образовании прилагательных от глаголов, обозначающих процесс:
- гнить → гни л ой;
- спеть → спе л ый;
- зреть → зре л ый;
- уметь → уме л ый.
Суффиксальный способ образования глаголов
От существительных и прилагательных с непроизводной основой суффиксальным способом образованы глаголы:
- голубой → голуб е ть;
- белый → бел е ть, бел и ть;
- богатый → богат е ть;
- старый → стар е ть;
- ржавый → ржав е ть;
- завтрак → завтрак а ть;
- сверло → сверл и ть;
- козырь → козыр я ть.
Суффикс -ова-/-ева- участвует в образовании глаголов от существительных:
- тоска → тоск ова ть;
- танец → танц ева ть.
Бесприставочные глаголы совершенного вида образуют парные им глаголы несовершенного вида:
- решить → реш а ть;
- пленить → плен я ть;
- бросить → брос а ть.
Суффиксальным способом от приставочных глаголов совершенного вида образуются глаголы несовершенного вида:
- разгадать → разгад ыва ть;
- рассказать → рассказ ыва ть;
- утаить → ута ива ть;
- настоять → наста ива ть.
Ряд глаголов образовано с помощью суффиксов от междометий и звукоподражательных слов:
- о → о ка ть;
- ох → ох а ть;
- хи-хи → хихи ка ть;
- мяу → мяу ка ть;
- гав → гав ка ть;
- тик-тик → ти́к а ть;
Суффиксальный способ образования наречий
Многие наречие являются производными от существительных, прилагательных, числительных и местоимений.
Суффиксальным способом образуются качественные наречия от прилагательных:
- громкий → громк о ;
- близкий → близк о ;
- певучий → певуч е .
От прилагательных с суффиксом -ск- образуются наречия с помощью суффикса -и-:
- дружеский → дружеск и ;
- человеческий → человеческ и ;
- рыцарский → рыцарск и .
Архаичный суффикс -жды образовал следующие наречия от количественных числительных:
- один → одна жды ;
- два → два жды ;
- три → три жды ;
- четыре → четыре жды .
Видеоурок «Суффиксальный способ словообразования»
Подобрать 20 слов с разными суффиксами! Помогите пожалуйста!
Девочка, одёжка, котёнок, мальчик, снежок, деревянный,м ороженое ,исправный,котёночек,красик,селюшки,утиральник,утёнок,блинчик, крылышко,лисонька, зоренька,воробушек, сестричка,морозец.
Другие вопросы из категории
1. Этот Боря – ужасн… забияка. 2. Сережа Иванов – редк… умница. 3. Я больше не хочу разговаривать с так… невежей. 4. Эт… плакса опять целый день ревел… . 5. Мария Ивановна – молод… директор завода. Вчера директор отдал… распоряжение премировать сотрудников. 6. Нов… старостой выбрали Марину. Староста решил… завести журнал. 7. В приемной у стар… зубн… врача Анны Павловны всегда много посетителей.
(В заповедниках живут редкие звери)
Читайте также
выр. вненный р. петитор
2 нас. лечение сч. стливый т. инственный
3 дост. жжение д. серт расст. лается
4 зач. рпнуть оц. нить б. ндероль
2 в каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква У(Ю)
1 хохоч. щий ребенок они удерж. т
2 стел. щийся туман льды та. т
3 кле. щий карандаш кузнечики стрекоч. т
4 колыш. щийся ковыль они слыш. т
3В каком сложноподчиненном предложении придаточную часть нельзя заменить обособленным определением выраженным причасным оборотом
1 В Петербурге был открыт ландшафтный класс , где учили юных пейзажистов
2 Чистые звуки моцартовской музыки .которые бышли похожи на голоса серебряных труб , привели его в восхищение
3 Поднявшись на высокую лестницу , которая вела под арку ,я увидел бухту
4 Задушевные русские пейзажи ,которые так выразительно нарисовал художник ,трогают сердца зрителей
Помогите пожалуйста и лучше с обяснением очень надо
языку я пишу всё верно, ошибки бывают, но редко, но вот одна проблема, никак не могу разобраться с запятыми! А тут задание такое громадное! Если кто сможет, помогите, пожалуйста!
Нужно объяснить все знаки препинания:
Вронский с Кити прошел несколько туров вальса. После вальса Кити подошла к матери и едва успела сказать несколько слов с Нордстон, как Вронский уже пришел за ней для первой кадрили. Во время кадрили ничего значительного не было сказано, шел прерывистый разговор то о Корсунских, муже и жене, которых он очень забавно описывал, как милых сорокалетних детей, то о будущем общественном театре, и только один раз разговор затронул ее за живое, когда он спросил о Левине, тут ли он, и прибавил, что он очень понравился. ему. Но Кити и не ожидала большего от кадрили. Она ждала с замиранием сердца мазурки. Ей казалось, что в мазурке все должно решиться. То, что он во время кадрили не пригласил ее на мазурку, не тревожило ее. Она была уверена, что она танцует мазурку с ним, как и на прежних балах, и пятерым отказала мазурку, говоря, что танцует. Весь бал до последней кадрили был для Кити волшебным сновидением радостных цветов, звуков и движений. Она не танцевала, только когда чувствовала себя слишком усталою и просила отдыха. Но, танцуя последнюю кадриль с одним из скучных юношей, которому нельзя было отказать, ей случилось быть vis-a-vis с Вронским и Анной. Она не сходилась с Анной с самого приезда и тут вдруг увидала ее опять совершенно новою и неожиданною. Она увидала в ней столь знакомую ей самой черту возбуждения от успеха. Она видела, что Анна пьяна вином возбуждаемого ею восхищения. Она знала это чувство и знала его признаки и видела их на Анне — видела дрожащий, вспыхивающий блеск в глазах и улыбку счастья и возбуждения, невольно изгибающую губы, и отчетливую грацию, верность и легкость движений.
«Кто? — спросила она себя. — Все или один?» И, не помогая мучившемуся юноше, с которым она танцевала, в разговоре, нить которого он упустил и не мог поднять, и наружно подчиняясь весело-громким повелительным крюкам Корсунского, то бросающего всех в grand rond, то в chaine, она наблюдала, и сердце ее сжималось больше и больше. «Нет, это не любованье толпы опьянило ее, а восхищение одного. И этот один? неужели это он?» Каждый раз, как он говорил с Анной, в глазах ее вспыхивал радостный блеск, и улыбка счастья изгибала ее румяные губы. Она как будто делала усилие над собой, чтобы не выказывать этих признаков радости, но они сами собой выступали на ее лице. «Но что он?» Кити посмотрела на него и ужаснулась. То, что Кити так ясно представлялось в зеркале лица Анны, она увидела на нем. Куда делась его всегда спокойная, твердая манера и беспечно спокойное выражение лица? Нет, он теперь каждый раз, как обращался к ней, немного сгибал голову, как бы желая пасть пред ней, и во взгляде его было одно выражение покорности и страха. «Я не оскорбить хочу, — каждый раз как будто говорил его взгляд, — но спасти себя хочу, и не знаю как». На лице его было такое выражение, которого она никогда не видала прежде.
Они говорили об общих знакомых, вели самый ничтожный разговор, но Кити казалось, что всякое сказанное ими слово решало их и ее судьбу. И странно то, что хотя они действительно говорили о том, как смешон Иван Иванович своим французским языком, и о том, что для Елецкой можно было бы найти лучше партию, а между тем эти слова имели для них значение, и они чувствовали это так же, как и Кити. Весь бал, весь свет, все закрылось туманом в душе Кити. Только пройденная ею строгая школа воспитания поддерживала ее и заставляла делать то, чего от нее требовали, то есть танцевать, отвечать на вопросы, говорить, даже улыбаться. Но пред началом мазурки, когда уже стали расставлять стулья и некоторые пары двинулись из маленьких в большую залу, на Кити нашла минута отчаяния и ужаса. Она отказала пятерым и теперь не танцевала мазурки. Даже не было надежды, чтоб ее пригласили, именно потому, что она имела слишком большой успех в свете, и никому в голову не могло прийти, чтоб она не была приглашена до сих пор. Надо было сказать матери, что она больна, и уехать домой, но на это у нее не было силы. Она чувствовала себя убитою.
Она зашла в глубь маленькой гостиной и опустилась на кресло. Воздушная юбка платья поднялась облаком вокруг ее тонкого стана; одна обнаженная, худая, нежная девичья рука, бессильно опущенная, утонула в складках розового тюника; в другой она держала веер и быстрыми, короткими движениями обмахивала свое разгоряченное лицо. Но, вопреки этому виду бабочки, только что уцепившейся за травку и готовой, вот-вот вспорхнув, развернуть радужные крылья, страшное отчаяние щемило ей сердце.
«А может быть, я ошибаюсь, может быть этого не было?»
1)Пушкин умел вырожая свои чувства до конца,доводя мысль свою до эмоционального предела,не напрягаться, не собирать в слово все то , что неуместно сказать именно сейчас.
2) в его написанных стихах постоянно предчувствуются новые еще не написанные стихи.
3) он писал наверное зная,что завтра может быть напишет еще прекрасней и достижимей.
ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА,ОЧЕНЬ ПРОШУ!
http://russkiiyazyk.ru/slovoobrazovanie/suffiksalnyiy-sposob-obrazovaniya-slov-primeryi.html
http://russkij-yazyk.neparsya.net/answer/3431116_podobrat-20-slov-s-raznymi-suffiksami-pomogite-pozalujsta/