22 правописание гласных в корне слова

§ 22. Правописание гласных в корне слова

Виды орфограмм — гласных в корне

Безударные гласные в корне

Чтобы не ошибиться в написании безударной гласной в корне, необходимо:

1) выяснить лексическое значение слова (или корня);

2) определить, проверяется ли безударная гласная ударением или она непроверяемая; не является ли она чередующейся;

3) выбрать способ проверки гласной в корне.

Чередование гласных в корнях слов
Запомните корни с чередованием гласных!
Гласные в них не проверяются ударением!



134. Укажите, от чего зависит выбор выделенных гласных в корнях слов. Подберите к ним (устно) проверочные слова.

Шансы на успех весьма малы. — Стояли на молу. Зализать рану. — Залезать на дерево. Посветить фонарём. — Посвятить стихотворение другу. Спешим на поезд. — Спишите задание. Умолять о пощаде. — Умалять роль. Увядать без воды. — Увидать чудо. Укротить зверя. — Прекратить разговоры. Завила кудри. — Завела разговор.

135. Объясните написание гласных в корнях слов.

Долина, карикатура, обаяние, очарованный, преподаватель, развеваться на ветру, удаляться от берега, умалять значение, благословить на хорошие дела, раздражаться, наслаждение, расстелил, заблистать, впечатление, растение, водоросли, примерять платье, примирять друзей, хорошо загореть, заря разгорается, предполагать, приложение, оптимизм, привилегия.

136. Спишите, вставьте пропущенные буквы; объясните графически выбор гласной в корне.

Пол..скать собаку, пол..скать бельё, знамёна разв..ваются, разв..вающиеся контакты, раздр..жать маму, задр..жать от холода, об..жать стадион, об..жать малыша, пок..рать обидчика, пок..рить вершину, обл..гчить ношу, обл..чить ложь, просл..влять героя, благосл..влять на подвиг, прож..вать хлеб, прож..вать в доме, упл..тить долги, дост..жения в спорте, прив..дение к знаменателю, расст..латься по д..лине, пос..деть от горя, пос..дел на скамейке, сокр..тить расходы, прекр..тить ссору, работник просв..щения, зав..зировать документ, зав..зался спор.

137. Спишите, вставьте пропущенные буквы, обозначьте графически условия выбора орфограммы в корне.

Отл..жить, пол..жить, прил..жить, предпол..гать, изл..гать, распол..житься, вл..жение, сл..гаемые, пол..г, предпол..жить; выр..сли, зар..стать, зар..сло, р..сток, недор..сль, подр..сти, возр..ст, подр. .стать, р..стения, р..стущий, выр..щенный, отр..сль, Р..стов, водор..сли; зап..рать, зам..реть, соб..рать, расст..латься, выт..реть, бл..снуть, прид..раться, выж..гать, бл..стательный, зан..мать, пон..мать, нач..нать, выж..чь, взб..раться, проб..раться, пост..лить, отб..рать, заж..гать, соч..тать, соч..тание, ч..та, выч..тать, выч..сть; к..саться, прик..снуться, прик..сание, к..снуться, прик..сновение, прик..саться, к..сательная, неприк..сновенный; г..реть, заг..релый, заг..р, г..релый, уг..реть, разг..раться, подг..рать, дог..реть, уг..рный газ, заг..реть, выг..реть, перег..реть, наг..р; м..кать в сметану, непром..каемый плащ, вым..кнуть под дождём, обм..кнуть кисть, обувь пром..кает; ср..внить числа, р..вносторонний, всё р..вно, р..вняйтесь, р..внина, р..внять грядки, ур..вень, р..весник, пор..вну, подр..внять волосы, ур..внять условия, ср..внение; ск..кать, подск..чить, ск..чок, ск..чу, выск..чка; попл..вок, пл..вчиха, пл..вец, пл..вучесть, пл..вун, жук-пл..вунец; скл..нить, скл..нение, накл..нить, кл..няться, покл..ниться; тв..рец, тв..рь, утв..рь; з..ря, з..рька, з..рево, оз..рение, з..ревать.

138. Выпишите слова, вставляя пропущенные буквы, в следующем порядке: с безударной гласной в корне, проверяемой ударением; непроверяемой; чередующейся. Объясните графически выбор орфограммы. Дайте толкование выделенных слов.

I. 1) Глупцы не разумом, не честностью бл..стали, но золотом одним. (Батюш.) 2) Цв..ты последние м..лей р.хкошных первенцев полей. (П.) 3) Бл..снёт заутра луч денницы, и заиграет яркий день. (П.) 4) Вой протяжный г..лодных волков разд..ётся в тумане др..мучего леса. (Полон.) 5) Сосны в барх..те зелёном, и душистая см..ла по чешуйчатым колоннам янт..рями пот..кла. (К. Фофанов) 6) Под золотом з..ри берёзовый лесок. (Надсон) 7) Берёзы ст..яли все белые, без блеску, белые, как только вып..вший снег, до которого ещё не к..снулся холодно играющий луч зимнего солнца. (Т.) 8) Небо, полное гр..зою, всё в з..рницах тр..петало. (Тютч.) 9) Тихо ночь л..жится на вершины гор. (Ник.) 10) Лишь п..утины тонкий волос бл..стит на праздной борозде. (Тютч.) 11) Над рекой накл..нясь, что-то шепчет камыш. (И. Сур.) 12) Слабый ветер чуть слышно переб..рает л..ству над головой. 13) От цв..тов в п..лисаднике шёл дурманящий зап..х. 14) Здесь так внезапно обрывалась суша и расст..лалась вечная вода! (В. Ленц.) 15) Я предпол..гал, что льдина где-то уткнётся в п..сок моего берега. (В. Ленц.) 16) И тогда из зар..слей орешника выек..чила большая белобокая собака. (В. Ленц.) 17) За широким окном св..ркала под лучами снежная р..внина. (В. Ленц.) 18) В к..ллекции сада насчитывается пятьдесят четыре вида р..стений, занесённых в Красную книгу. (Н. Замятина) 19) Рёв нар..стал, заполняя весь мир, разд..рая уши. (Струг.) 20) Не так часто приходится встр..чать людей, успешно соч..тающих умение работать и головой, и руками. 21) Ск..пт..цизм никогда не повредит, а вот излишний опт..мизм пугает. 22) Пароход, бл..стающий г..рляндами, поплыл дальше. 23) Сердце т..скливо замирало от приближающихся звуков боя. (Б. Акун.) 24) Донёсся быстро нарастающий вой с..рены. 25) И долго потом на обг..релых холмах не р..сла трава. (В. Шклов.) 26) События разв..вались самым непредсказуемым образом. 27) Прислонившись к стене, он см..трел на б..рюзовую воду б..ссейна, покрытую м..льчайшей п..утиной дождя. 28) Все попытки про..снить с..туацию ни к чему не прив..ли.

II. 1) Как всегда, вид вечернего города нав..вал п..чаль. 2) Мне запомнились только долгие в..лос..педные прогулки по одному из подмосковных шоссе. 3) Ф..нари за к..сым деревянным з..бором г..рели загадочным и неземным светом, а в пустом и чистом небе в..село несколько мелких звёзд. 4) Лес уп..рался в высокий з..бор из некрашеных серых досок, по верху которого зм..илась ржавая к..лючая проволока. 5) Остальные ребята из нашего эк..пажа появлялись в училище постепенно. 6) Склон перех..дил в л..биринт скал, между которыми пл..скалось море.

III. 1) Синие глаза его заг..рались весёлым насмешливым огнём. 2) Чувствовалось удовольствие, с которым он подступает к изл..жению своих мыслей. 3) А над деревней синим огнём г..рело июльское небо. 4) Д..леко-д..леко м..лькали з..рницы. 5) Всё как-то не наступало желанное р..вновесие в душе его. 6) Вожак [волк] пор..внялся с лошадью и выб..рал момент, чтобы прыгнуть на неё. 7) Сердце зам..рает от необъ..снимой, тайной радости. 8) Князев в хорошем, мирном распол..жении духа прошёлся по деревне. 9) Пос..девший Байкал с..рдито шумел, хл..стал каменистый берег, точно на нём х..тел вым..стить теперь всю злость, какую нак..пил за тр..вожную ночь.

139. Прочитайте текст, подготовьтесь к его пересказу. Нужно ли относить выделенные слова к разряду «словарных», т. е. требующих запоминания написания? Составьте с выделенными словами предложения и запишите их. Докажите, что слово критика многозначное.

Из биографии слов.

Часто написание безударной гласной в корне иностранного слова определяется при помощи слов, родственные связи которых осознаются не сразу. Так, «Школьный словарь иностранных слов» под редакцией В. Иванова даёт такое толкование слов критерий и критика.

Критерий — «существенный, отличительный признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо».

Критика — одно из значений — «разбор, обсуждение кого- или чего-либо с целью оценить достоинства, выявить и исправить недостатки».

140. Спишите, группируя слова так, чтобы в каждой группе оказались слова с орфограммами, написание которых регламентируется одним правилом. Вставьте пропущенные буквы.

Проб..раться, нагром..ждение, подск..чить от уд..вления, вым..кший под дождём, зан..маться математикой, отобр..жать жизнь, расст..латься (в)дали, бл..стящий ответ, заж..гательный номер, прор..стает весной, ср..внить числа, насл..ждаться музыкой, лёгкое отт..ржение, акк..мп..нировать певцу, уд..литься от берега, к..снуться руки, неукр..тимое желание, несг..раемый шкаф, зам..рать от уд..вления, покл..нение кумиру, пор..вняться с домом, оч..рование осени, выж..гать рисунок, обм..кнуть кисть, проск..чить в щель, ск..чу на лошади, устойчивое словосоч..тание, подг..реть на к..стре, обн..жить зубы, неисс..каемый р..дник, пл..вучий дом отдыха, безотл..гательное решение, прил..жение к журналу, прик..сновение к прекрасному, сл..жение дробей, просв..тительская работа, совм..щать должности, отр..сль промышленности, разр..внять дорогу, пот..рять р..вновесие, правила выч..тания, зар..жение крови, г..рит з..ря, получить нар..кание н..чальства, изн..могать от жары, играть в г..релки, отважный пл..вец, зап..ч..тлеть на фотографии, к..сательная линия, дост..жения науки, об..ятельный человек, подн..маться в гору, тв..рить чудеса, острое об..няние.

141. Запишите слова. Объясните их написание. Дайте толкование их значения. Подберите синонимы к словам тр..ктоватъ, ..бсурд, инвестиции. Составьте с ними предложения.

Аб..туриент, ад..птация, инв..стиции, асс..циация, в..кансия, к..нт..нгент, ут..пический, ан..логия, ..бсурд, тр..ктовать, алл..т..рация, алл..гория, ап..гей, опт..мизм.

142. Прочитайте, подготовьтесь к рассказу о данных словах.

Из биографии слов.

а) Учёные считают, что слово благотворительность впервые употребил Карамзин. В состав этого слова входит весьма распространённое в словосложениях благо (хороший, приятный; польза, добро): благоговеть (благо + говеть) — выражать учтивость; поститься (Он благоговел перед ним); благоденствие (благо + денствие (от день); буквально «хорошие дни»; благополучие (благо + полука — судьба, случай; ср.: злополучный); благословить (благо + словить (от слова) — буквально «доброе слово, напутствие»; благоприятный (благо + приятный) — принимаемый, угодный.

б) Изощрённый — от «делать острым, оттачивать» (о слухе, зрении, вкусе, умении, способностях); испещрять — от «делать что-либо пёстрым, покрывать, усеивать какую-либо поверхность мелкими пятнами, знаками»; щепетильный — от «щепка, мелочь», «порядок в мелочах по отношению к внешнему виду»: воплотить — от во+ плот + и + ти (от плоть — «тело») (вошло в плоть и кровь); вопреки (во+ прекъ) — препятствие, запрет; восхищение (вос+ хитити) — хватать; первоначально «похищение, ловкая ловля» (ср.: хищник), затем «чувство радостного удовлетворения», «восторг»; истязать (ис+ тяз+ а + + ти) — тянуть, тащить (ср.: тяга).

Правописание корней

Содержание:

Язык формируется сотни лет, претерпевая изменения. Корень через века проносит основное лексическое значение, но форма главной части слова меняется. Этим объясняют сложность правильного выбора гласных в корнях слов современного языка.

Проверяемые

Традиционные русские корни, образуя целые гнезда родственных слов, объединены общим смыслом и однотипным написанием. В русском языке ударение не фиксируется на конкретном слоге – гласная в одном и том же корне попадает то в сильную позицию, то в слабую.

Однокоренные слова с корневой гласной под ударением служат проверочными для тех слов, в которых ударение смещено на другие морфемы или гласные корня. Иногда для проверки достаточно изменить форму слова.

Подбирая слово для проверки, важно не выйти из семантического гнезда, т.е. не потерять смысла, заключенного в корне всех родственных слов. Такое случается, если подобрать слова с созвучной омонимичной морфемой:

Беспров…дной – гласная пропущена в корне, требует проверки ударением. С таким корнем есть два гнезда однокоренных слов:

  • водить, проводить, провОдят;
  • вода, заводь, вОдный.

По значению к разбираемому слову подходит первая цепочка, поэтому проверочное слово – провОдят. В этом примере слово «водный», не являющееся однокоренным для прилагательного «беспроводной», не приведет к ошибке. Но это не показатель. Только правильный алгоритм проверки исключит орфографические ошибки, ведь созвучные корни могут быть чередующимися, которые нельзя проверять ударением:

коснулся/косо (в знач. криво) /косит (траву) – в словах корни-омонимы, на слух воспринимаются одинаково, но по значению разные.

Но главное, что первое из этих слов нельзя проверять ударением: корень пишется и через О, и через А, а зависит это от суффикса.

Чередующиеся

В таких корнях выбор букв зависит от разных критериев, поэтому морфемы сгруппированы по признаку, определяющему правописание.

Смотрим на суффикс

Суффикс а определяет, какую гласную писать в следующих корнях:

Этот же суффикс влияет на чередование О//А в группе корней:

  • -кос — кас- :коснуться — касание
  • -а(я) — ин- : поднять — поднимать
  • -а(я) — им-

Сюда же относятся лож//лаг(а): сложить//слагаемое.

Ищем ударение

От ударения зависит правописание таких корней с чередованием:

загар — загораю.
Исключение: выгарки.

зори — заря.
Исключение: зоревать.

тварить — творчество — творить.
Исключение: утварь.

поклонкланяться — склонить.

плавучесть.
Запомнить: пловец, пловчиха, плывун.

Разбираемся со значением корня

Не сразу бросается в глаза разница в значении родственных слов вымокнуть и обмакнуть – в обоих словах речь о том, что сухое стало мокрым. Но корни пишут по-разному. Дело в том, что такие корни различают по значению: мало видеть, что слова обозначают, что сухое стало мокрым. Важнее, каким образом это произошло:

  1. Вымокнуть – пропитаться влагой.
  2. Обмакнуть (блин в масло) – опустить в жидкость.

Анализируем согласные в корне

Группа корней, где выбор гласной зависит от согласных:

гор — гар
зор — зар
твор — твар
клон — клан
плов — плав — плыв
-лаг-полагать, прилагательное
-лож-положить, предложить, изложить
-раст-возраст, растить
-ращ-выращивать, приращение
-рос-заросли, вырос
-скак-выскакивать, скакать
-скоч-выскочить, перскочить

Обратите внимание, что первая пара – лаг//лож – уже встречалась в разделе, где на правописание корня влияет суффикс. Эту пару корней проверяют и по суффиксу, и по согласным в корне – кому как удобнее, ошибки не будет. Единственное, что тем, кто пользуется вторым способом, надо запомнить исключение – полог.

В каждой группе корней есть исключения. Эти слова запоминают, так как они не подчиняются правилам чередующихся корней.

Непроверяемые

В группу непроверяемых слов входят русские слова, оторвавшиеся от этимологического истока, их структура менялась, связь с родственными словами утрачена. Не проверяют и заимствованные слова, так как их орфография не подчиняется правилам русского языка. Написание запоминают или проверяют по словарям.

  • Антагонизм, апартеид, абракадабра, бадминтон, бравада, валидол, ватрушка, возражать, диапазон, каморка, каракатица, катаклизм, катастрофа, катавасия, кабала, лампас, мадаполам, макака, макулатура, мастодонт, наваждение, нафталин, панегирик, палисадник, палитра, панорама, пантеон, парапет, партитура, пластилин, трафарет, филателист, эстакада, эскалация;
  • абордаж, абориген, афоризм, бордюр, вояж, досконально, кобура, когорта, колибри, компоновать, конгломерат, кордебалет, корифей, кощей, новокаин, нотация, обаяние, обоняние, понтон;
  • вентиляция, вестибюль, деликатес, дегенерат, интеллигент, клептоман, кретин, менингит, мегера, меценат, пеликан, периферия, пескарь, президиум, резюме, снегирь, снеток, трепанг, увертюра, фюзеляж, энцефалит, эксперимент, эсперанто;
  • бифштекс, бриолин, винегрет, виртуоз, диабет, дифирамб, диапазон, дизентерия, дивиденд, дивертисмент, диорама, иждивение, инициатива, криминология, контингент, корифей, манипуляция, милитарист, нигилизм, нивелировать, привилегия, утилитарный, филигранный, экипировать, эликсир.

Примечание:

  1. Устаревшими являются написания туннель, эксплоатация, нумер. Следует писать тоннель, эксплуатация, номер; слова нумеровать, нумерация, нумеровка, нумератор пишутся только через у.
  2. Адекватными по значению являются слова ноль и нуль, но написание их зависит от формы слова: в именительном и винительном падежах допускаются написания с о и у, в остальных падежах — написание только у: равняться нулю, свести к нулю, держаться на нуле. Производные слова образуются от основы нул’- : нулевая температура, нулевой цикл, нуллифицировать, нуллификация. Только с о: ноль-ноль (в пять ноль-ноль), ноль внимания, ноль целых (хотя слово ноль здесь в именительном падеже).

Практика ЕГЭ по русскому языку:

§ 22. ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА

Безударные гласные в корне

Чтобы не ошибиться в написании безударной гласной в корне, необходимо:

выяснить лексическое значение слова (или корня);

определить, проверяется ли безударная гласная ударением или она непроверяемая; не является ли она чередующейся;

выбрать способ проверки гласной в корне.

Если безударная гласная в корне проверяемая ударением,

определите значение слова (или корня); подберите к нему другую форму слова или однокоренное слово так, чтобы гласная оказалась под ударением (глотать — глотка; трясти — тряска). Запомните: букву о в безударных корнях глагола совершенного вида и образованных от них слов нельзя проверять глаголами несовершенного вида на -ывать, -ивать: проглотить — глотка, но непроглатывать; опоздать — поздно, но не опаздывать непрове-ряемая, проверьте написание слова по словарю (атмосфера, интеллигент,, привилегия) чередующаяся, вспомните условия выбора гласной в корне (загореть, касаться, расстилать, растение) Чередование гласных в корнях слов

Запомните корни с чередованием гласных! Гласные в них не проверяются ударением! Корни с чередующи-мися гласными Правило Примеры Чередование е — и -бер бир(а)-

-блест бл ист(а)- В корне пишется и, если после корня стоит суффикс -а- разберу — разбирать придерётся — приди-раться

замерло — замирать отпереть — отпирать оттереть — оттирать

Корни с чередующимися гласными Правило Примеры -стел стил(а)-

-чет чит(а)- заблестеть — заблис-тать

зажечь — зажигать вычеты — вычитать Исключение: сочетать, сочетание Чередование о — а а) Зависят от последующей буквы -лож лаг-

-кос кас- Перед ж пишется о, перед г — а

пишется а, если после корня стоит суффикс -а- предложить — пред-лагать

Исключение: полог прикасаться, коснуться -рос раст

-скак скоч- пишется а пе-редcm, щу в остальных слу-чаях — о

перед к пишет-ся а, перед ч — о прирасти, переросла, выращенный Исключение: росток, Ростов, Ростислав, ростовщик, отрасль заскочить, прискакать Исключение: скачок, скачу б) Зависят от ударения -гор гар-

-клон клан- под ударением — а, без ударения — о под ударением — что слышится, без ударения — а под ударением — что слышится, без ударения — о нагореть — нагар

зарево — зори — озарять — зарница Исключение: зоревать

поклонение, кланяться, преклонный 4*

Корни с чередующи Правило Примеры мися гласными -твор- твар- под ударени творчество, тварь, ем — что слы творение, благотво шится, без уда рительный рения — о Исключение: утварь в) Зависят от значения -мок- мак- -мок- пишется промочить ноги в словах со зна чением «пропу скать жид кость», «стано виться мокрым»; -мак- — «опус обмакнуть в краску кать в жид кость, погру жать» -ровн равн- -роен- пишется заровнять поверх в словах со зна ность, выровненный ас чением «ров фальт ный, гладкий, прямой»; -равн со приравнять величины, значением равнобедренный тре «равный, оди угольник наковый » Исключение: равнина, равняйся Запомните: -плав плов- буква о пишет плавание, поплавок, ся только в плавучесть словах пловец, Исключение: плывуны пловчиха -а(-я) ин-(-им-) пишется и, ес начать — начинать, ли после корня занять — занимать стоит суффикс а-

Шансы на успех весьма малы. — Стояли на молу. Зализать рану. — Залезать на дерево. Посветить фонарём. — Посвятить стихотворение другу. Спешим на поезд. — Спишите задание. Умолять о пощаде. — Умалять роль. Увядать без воды. — Увидать чудо. Укротить зверя. — Прекратить разговоры. Завила кудри. — Завела разговор.

135. Объясните написание гласных в корнях слов.

Долина, карикатура, обаяние, очарованный, преподаватель, развеваться на ветру, удаляться от берега, умалять значение, благословить на хорошие дела, раздражаться, наслаждение, расстелил, заблистать, впечатление, растение, водоросли, примерять платье, примирять друзей, хо-рошо загореть, заря разгорается, предполагать, приложение, оптимизм, привилегия.

Спишите, вставьте пропущенные буквы; объясните графически выбор гласной в корне.

Образец: очаровать (чйры).

Пол..екать собаку, пол..екать бельё, знамёна развеваются, развевающиеся контакты, раздр. .жать маму, задр..жать от холода, об..жать стадион, об..жать малыша, пок..рать обидчика, пок..рить вершину, обл..гчить ношу, обличить ложь, проел..влять героя, благословлять на подвиг, проживать хлеб, проживать в доме, уплатить долги, достижения в спорте, приведение к знаменателю, расстилаться по д..лине, пос..деть от горя, пос..дел на скамейке, сократить расходы, прекратить ссору, работник просвещения, завезировать документ, зав..зался спор.

Спишите, вставьте пропущенные буквы, обозначьте графически условия выбора орфограммы в корне.

Образец: собирать, заря.

Отл. .жить, пол. .жить, прил ..жить, предпол. .гать, излегать, распол..житься, вл..жение, сл..гаемые, пол..г, предпол..жить; выр..сли, зар..стать, зар..сло, р..сток, не- дор..сль, подр..сти, возр..ст, подр..стать, р..стения, р..сту- щий, выращенный, отр..сль, Р..СТОВ, водор..сли; зап..рать, зам..реть, соб..рать, расст..латься, выт..реть, бл..снуть, придираться, выж..гать, блистательный, зан..мать, пон..мать, начинать, выж.ль, взбираться, проб..раться, пост..лить, отб..рать, заж..гать, сочетать, сочетание, ч..та, выч..тать, выч..сть; к..саться, прикоснуться, прик..сание, коснуться, прикосновение, прикасаться, касательная, неприкосновенный; г..реть, заг..релый, заг..р, г..релый, уг..реть, разг..раться, подг..рать, дог..реть, уг..рный газ, заг..реть, выг..реть, перег..реть, наГор; м..кать в сметану, непромокаемый плащ, вым..кнуть под дождём, обм..кнуть кисть, обувь промокает; ср..внить числа, ровносторонний, всё р..вно, р..вняйтесь, роВнина, ровнять грядки, уровень, р..весник, пор..вну, ПОДР-.ВНЯТЬ волосы, ур..внять условия, сроВнение; ск..кать, подск..чить, ск..чок, ск..чу, выскочка; попловок, пл..вчиха, пловец, пЛоВучесть, пЛоВун, жук-пЛоВунец; скл..нить, скл..нение, наклонить, кл..няться, поклониться; тв..рец, тв..рь, утв..рь; з..ря, Зорька, з..рево, оЗорение, з..ревать.

I. 1) Глупцы не разумом, не честностью блостали, но золотом одним. (Батюш.) 2) Цв..ты последние м..лей р..скошных первенцев полей. (П.) 3) БлоСнёт заутра луч денницы, и заиграет яркий день. (П.) 4) Вой протяжный Голодных волков разд..ётся в тумане др..мучего леса. (Полон.) 5) Сосны в барх..те зелёном, и душистая см..ла по чешуйчатым колоннам янт..рями пот..кла. (К. Фофанов) 6) Под золотом з..ри берёзовый лесок. (Надсон) 7) Берёзы

СТ..ЯЛИ ВСЄ белые, 6ЄЗ блеСКу, белые, КаК ТОЛЬКО ВЫП..ВШИЙ

снег, до которого ещё не к..снулся холодно играющий луч зимнего солнца. (Т.) 8) Небо, полное гр..зою, всё в з..рни- цах тр..петало. (Тютч.) 9) Тихо ночь л..жится на вершины гор. (Ник.) 10) Лишь п..утины тонкий волос бл..стит на праздной борозде. (Тютч.) 11) Над рекой накл..нясь, что-то шепчет камыш. (И. Сур.) 12) Слабый ветер чуть слышно переб..рает л..ству над головой. 13) От цв..тов в Полисаднике шёл дурманящий зап..х. 14) Здесь так внезапно обрывалась суша и расст..лалась вечная вода! (В. Ленц.) 15) Я предпол..гал, что льдина где-то уткнётся в песок моего берега. (В. Ленц.) 16) И тогда из зар..слей орешника выск..чила большая белобокая собака. (В. Ленц.) 17) За широким окном св..ркала под лучами снежная р..внина. (В. Ленц.) 18) В коллекции сада насчитывается пятьдесят четыре вида р..стений, занесённых в Красную книгу. (Н. Замятина) 19) Рёв нар..стал, заполняя весь мир, разд..рая уши. (Струг.) 20) Не так часто приходится встречать людей, успешно сочетающих умение работать и головой, и руками. 21) Ск..пт..цизм никогда не повредит, а вот излишний опт..мизм пугает. 22) Пароход, бл..стающий г..рляндами, поплыл дальше. 23) Сердце т..скливо замирало от приближающихся звуков боя. (Б. Акун.) 24) Донёсся быстро нарастающий вой с..рены. 25) И долго потом на обг..релых холмах не р..ела трава.

1) Как всегда, вид вечернего города нав..вал п..чаль. 2) Мне запомнились только долгие в..лос..педные прогулки по одному из подмосковных шоссе. 3) Ф..нари за К..СЫМ деревянным з..бором г..рели загадочным и неземным светом, а в пустом и чистом небе в..село несколько мелких звёзд. 4) Лес уп..рался в высокий з..бор из некрашеных серых досок, по верху которого змеилась ржавая к..лючая проволока. 5) Остальные ребята из нашего эк..пажа появ-лялись в училище постепенно. 6) Склон перех..дил в лабиринт скал, между которыми пл..скалось море.

1) Синие глаза его заг..рались весёлым насмешливым огнём. 2) Чувствовалось удовольствие, с которым он подступает к изл..жению своих мыслей. 3) А над деревней синим огнём г..рело июльское небо. 4) Д..леко-д..леко м..лькали з..рницы. 5) Всё как-то не наступало желанное р..вновесие в душе его. 6) Вожак [волк] пор..внялся с лошадью и выб..рал момент, чтобы прыгнуть на неё. 7) Сердце зам..рает от необъ..снимой, тайной радости. 8) Князев в хорошем, мирном распол..жении духа прошёлся по деревне. 9) Пос..девший Байкал с..рдито шумел, хл..стал каме-нистый берег, точно на нём х..тел вым..стить теперь всю злость, какую нак..пил за тр..вожную ночь.

Прочитайте текст, подготовьтесь к его пересказу. Нужно ли относить выделенные слова к разряду «словарных», т. е. требующих запоминания написания? Составьте с выделенными словами предложения и запишите их. Докажите, что слово критика многозначное.

Из биографии слов.

Часто написание безударной гласной в корне иностранного слова определяется при помощи слов, родственные связи которых осознаются не сразу. Так, «Школьный словарь иностранных слов» под редакцией В. Иванова даёт такое толкование слов критерий и критика.

Критерий — «существенный, отличительный признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо».

Критика — одно из значений — «разбор, обсуждение кого- или чего-либо с целью оценить достоинства, выявить и исправить недостатки».

Спишите, группируя слова так, чтобы в каждой группе оказались слова с орфограммами, написание которых регламентируется одним правилом.

Пробираться, нагромождение, подск..чить от удивления, вым..кший под дождём, заниматься математикой, отобр..жать жизнь, расстилаться (в)дали, бл..стящий ответ, зажигательный номер, прор..стает весной, ср.-внить числа, наел..ждаться музыкой, лёгкое отт..ржение, акк..мп..нировать певцу, уд..литься от берега, к..снуться руки, неукр..тимое желание, несгораемый шкаф, зам..рать ОТ УД..ВЛЄНИЯ, ПОКЛ..НЄНИЄкумиру, пор..вняться с домом, оч..рование осени, выж..гать рисунок, обм..кнуть кисть, проск..чить в щель, СК..ЧУ на лошади, устойчивое сло- восочотание, подг..реть на к..стре, обн..жить зубы, не- исс..каемый р..дник, пл..вучий дом отдыха, безотл..гатель- ное решение, прил..жение к журналу, прик..сновение к прекрасному, сл..жение дробей, проев..тительская работа, совм.. щать должности, отр. .ель промышленности, разр..внять дорогу, пот..рять р..вновесие, правила выч..тания, зар..жение крови, г..рит з..ря, получить нар..ка- ние НоЧальства, изн..могать от жары, играть в г..релки, отважныйПЛ..ВЄЦ,зап..ЧоТлеть на фотографии, к..сательная линия, досТоЖения науки, об..ятельный человек, подн..маться в гору, тв..рить чудеса, острое об..няние.

Запишите слова. Объясните их написание. Дайте толкование их значения. Подберите синонимы к словам трактовать, ..бсурд, инвестиции. Составьте с ними предложения.

Абитуриент, адаптация, инвестиции, ассоциация, вакансия, к..нт..нгент, утопический, ан..логия, ..бсурд, тр..ктовать, алл..т..рация, алл..гория, ап..гей, опт..мизм.

Прочитайте, подготовьтесь к рассказу о данных словах.

Из биографии слов.

а) Учёные считают, что слово благотворительность впервые употребил Карамзин. В состав этого слова входит весьма распространённое в словосложениях благо (хороший, приятный; польза, добро): благоговеть (благо -I- говеть) — выражать учтивость; поститься (Он благоговел перед ним); благоденствие (благо + действие (от день); буквально «хорошие дни»; благополучие (благо + полука — судьба, случай; ср.: злополучный); благословить (благо + словить (от слова) — буквально «доброе слово, напутствие»; благоприятный (благо Л- приятный) — принимаемый, угодный.

б) Изощрённый — от «делать острым, оттачивать» (о слухе, зрении, вкусе, умении, способностях); испещрять — от «делать что-либо пёстрым, покрывать, усеивать какую-либо поверхность мелкими пятнами, знаками»; щепетильный — от «щепка, мелочь», «порядок в мелочах по отношению к внешнему виду»: воплотить — от во Л- плот+ и + ти (от плоть — «тело») (вошло в плоть и кровь); вопреки (во + прекъ) — препятствие, запрет; восхищение (вос+ хитити) — хватать; первоначально «похищение, ловкая ловля» (ср.: хищник), затем «чувство радостного удовлетворения», «восторг»; истязать (ис+ тяз+ а + + ти)— тянуть, тащить (ср.: тяга).


источники:

http://bingoschool.ru/manual/235/

http://zakon.today/russkiy-yazyik/pravopisanie-glasnyih-korne-39858.html