225 перепишите объясните устно правописание неопределенных и отрицательных местоимений

ГДЗ Русский язык 11 класс Греков В. Ф. §48 Вопрос 268 Объясните (устно) правописание неопределённых и отрицательных местоимений.

Привет всем! Скоро самостоятельная и требуется ответ на вопрос, вдруг попадется…спасиб…
Спишите. Объясните (устно) правописание неопределённых
и отрицательных местоимений.
I. 1) Тарантьев был человек ума бойкого и хитрого;
(н..)кто лучше его не рассудит какого (н..)будь общего жи-
тейского вопроса. (Гонч.) 2) Никогда он не стеснялся
(н..)чьим присутствием и в карман за словом не ходил.
(Гонч.) 3) Пантелей рассказал ещё (кое)что. (Ч.) 4) На его
зов (н..)кто не явился. (Ч.) 5) Его шальной, насмешливый
взгляд (н..)(на)чём не останавливался. (Ч.) 6) Её [Анну
Сергеевну] увидел (н..)кто Одинцов. (Т.) 7) (Н..)какими
средствами и стараниями нельзя было докопаться, из чего
сделан его [Плюшкина] халат. (Г.) 8) Швейцару дан был
строжайший приказ не принимать (н..)(в)какое время и
(н..)(под)каким видом Чичикова. (Г.) 9) Чиновники, гово-
ря попросту, перебесились и поссорились (н..)(за)что. (Г.)
9) Его [Раскольникова] (н..)кто не заметил, и навстречу
ему (н..)кто не попался. (Дост.) 11) Он (н..)(о)чём не думал,
но какая(то) тоска волновала его и мучила. (Дост.)
12) Княжне Марье в Москве (н..)(с)кем было поговорить,
(н..)кому поверить своего горя. (Л. Т.) 13) Все были увере-
ны, что он [Дубровский], а (н..)кто другой, предводитель-
ствовал отважными злодеями. (П.)
II. 1) Предполагаемая статья есть (н..)что иное, как вве-
дение в статью собственно о Пушкине. (Бел.) 2) Что(то)
случилось. (Кое)кто из дачников вышел за калитку.
(А. Н. Т.) 3) (Н..)кто в классе не знает пока, (н..)кто это
сделал, (н..)что руководило этим учеником. 4) Соседняя
дача пока (н..)кем не занята. 5) Я не знаю, (н..)кем это по-
мещение снято, (н..)чем занимаются занявшие его люди.
6) Этот провал есть (н..)что иное, как угасший кратер. (Л.)
Старцев бывал в разных домах и встречал много людей,
но (н..)(с)кем не сходился близко. (Ч.) 8) Кругом не было (н..)кого. (М. Г.) 9) Говорить с ним было (н..) о чем, да он и
(н..)словоохотлив был. (Бун.)

§ 48. Правописание неопределённых и отрицательных местоимений

1. В неопределённых местоимениях приставка кое- и суффиксы -то, -либо, -нибудь пишутся с дефисом, например: кое-что, кое-какой, кто-то, кого-либо, чем-нибудь.

Примечание. В некоторых справочниках по орфографии приставка кое- и суффиксы -то, -либо, -нибудь по традиции называются частицами.

Если после приставки кое- следует предлог, то она пишется раздельно, например: кое у кого (ср.: кое-кто), кое с кем (ср.: кое-кто).

2. В отрицательных местоимениях (никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего) под ударением пишется не, без ударения — ни, например: некого спросить — никого не заметить, нечего волноваться — ничего не ответить.

Если при отрицательных местоимениях в косвенных падежах есть предлоги, то не и ни пишутся раздельно: не у кого узнать, не с кем посоветоваться, ни от кого не скрывать, ни о чём не рассказывать, возвратиться ни с чем.

3. Следует различать словосочетания не кто иной, как; не что иное, как; никто иной; ничто иное.

Сочетания не кто иной, как и не что иное, как употребляются в предложениях, где нет другого отрицания. Частица не в этих сочетаниях пишется отдельно, так как не входит в состав местоимения и после неё возможна перестановка слов (не кто иной, как — не иной кто, как). Эти сочетания имеют значение частиц именно, только и потому не являются членами предложения, например: Это был не кто иной, как наш бочар Вавила. (Т.) (Ср.: Это был не кто иной, а наш бочар Вавила.)

Сочетания никто иной и ничто иное употребляются в предложениях, где обычно уже есть отрицание; после них не употребляется союз как, но в составе предложения возможен оборот с предлогом кроме. В этих сочетаниях ни пишется слитно, так как входит в состав местоимения, поэтому в них не может быть перестановки слов. Местоимения никто и ничто являются подлежащими или дополнениями в отрицательных предложениях, например: 1) Никто иной, кроме вас, этого не сделает; 2) Кроме музыки, ничто иное его не занимало’, 3) Он ничем иным не интересуется.

Вместо иной, иное во всех четырёх сочетаниях могут употребляться слова другой, другое; не кто другой, как; ничто другое и т. д.

267. Спишите. Неопределённые местоимения подчеркните одной чертой, отрицательные — двумя. В неопределённых и отрицательных местоимениях с не или ни обозначьте ударение.

1) Маше чудился какой(то) ш..рох за дверью. (А. Н. Т.) 2) В гост..ной что(то) небольшое упало со стола и разбилось. (Ч.) 3) Ты не способен действовать из каких(либо) личных побуждений. (Фед.) 4) А ведь, пожалуй, (кое)(в) чём он был прав. (Шол.) 5) Дышать уже (не, ни)чем. (Ч.) 6) Больше говорить было (не, ни)(о)чем. (Шол.) 7) Торопиться было (не, ни)(к)чему. (А. Н. Т.) 8) Молчали, потому что (не, ни)чего было сообщить друг другу. (Гонч.) 9) Гость был (не, ни)другой кто, как наш почтенный Павел Иванович Чичиков. (Г.) 10) Ноздрёв через (не, ни)сколько времени встречался опять с теми приятелями, которые его тузили, и встречался с ними как (не, ни)в чём не бывало. (Г.) 11) Я привык (не, ни)в чём не отступать от гражданских законов. (Г.) 12) (Не, ни)чего не было в ней [Уленьке] ужасного. (Г.) 13) (Не, ни)перед кем не побоялась бы она обнаружить своих мыслей, и (не, ни)какая сила не могла бы её заставить молчать, когда ей хотелось говорить. (Г.)

268. Спишите. Объясните (устно) правописание неопределённых и отрицательных местоимений.

I. 1) Тарантьев был человек ума бойкого и хитрого; (н..)кто лучше его не рассудит какого (н..)будь общего житейского вопроса. (Гонч.) 2) Никогда он не стеснялся (н..)чьим присутствием и в карман за словом не ходил. (Гонч.) 3) Пантелей рассказал ещё (кое)что. (Ч.) 4) На его зов (н..)кто не явился. (Ч.) 5) Его шальной, насмешливый взгляд (н..)(на)чём не останавливался. (Ч.) 6) Её [Анну Сергеевну] увидел (н..)кто Одинцов. (Т.) 7) (Н..)какими средствами и стараниями нельзя было докопаться, из чего сделан его [Плюшкина] халат. (Г.) 8) Швейцару дан был строжайший приказ не принимать (н..)(в)какое время и (н..)(под)каким видом Чичикова. (Г.) 9) Чиновники, говоря попросту, перебесились и поссорились (н..)(за)что. (Г.) 10) Его [Раскольникова] (н..)кто не заметил, и навстречу ему (н..)кто не попался. (Дост.) 11) Он (н..)(о)чём не думал, но какая(то) тоска волновала его и мучила. (Дост.) 12) Княжне Марье в Москве (н..)(с)кем было поговорить, (н..)кому поверить своего горя. (JI. Т.) 13) Все были уверены, что он [Дубровский], а (н..)кто другой, предводительствовал отважными злодеями. (П.)

II. 1) Предполагаемая статья есть (н..)что иное, как введение в статью собственно о Пушкине. (Бел.) 2) Что(то) случилось. (Кое)кто из дачников вышел за калитку. (А. Н. Т.) 3) (Н..)кто в классе не знает пока, (н..)кто это сделал, (н..)что руководило этим учеником. 4) Соседняя дача пока (н..)кем не занята. 5) Я не знаю, (н..)кем это помещение снято, (н..)чем занимаются занявшие его люди. 6) Этот провал есть (н..)что иное, как угасший кратер. (Л.) 7) Старцев бывал в разных домах и встречал много людей, но (н..)(с)кем не сходился близко. (Ч.) 8) Кругом не было (н..)кого. (М. Г.) 9) Говорить с ним было (н..) о чем, да он и (н..)словоохотлив был. (Бун.)

269. Дополните предложения отрицательными местоимениями.

1) Не встретил . . 2) Не встречался . . 3) Встречаться было . 4) Не слушал . 5) Слушать было . 6) . не было слышно в комнате. 7) Я не говорил . . 8) Разговаривать было . и . .

270. Включите в предложения сочетания не кто иной (как), не что иное (как) или никто иной (другой), кроме в нужных падежах.

1) Сверкавшая вдали голубая полоса была . как река. 2) . кроме старого охотника, так хорошо не знал эти места. 3) Вошедший в вагон пассажир оказался . как нашим старым знакомым. 4) Это село славится . как искусными костяными изделиями. 5) . кроме Филиппа Никитича, не мог так просто и понятно разъяснить трудный вопрос. 6) Домик в лесу оказался . как жилищем лесника.

271. Спишите. Проверьте написанное по орфографическому словарю. С выделенными словами составьте словосочетания.

Сорок..рублёвый, сорок..ножка, тысячелетие, столетний, чествовать (кого-нибудь), участвовать (в чём-нибудь), безынициативный, агр..техника, газ..фикация, электрификация, пан..рама, хрестоматия, инв..нтарь, им..тация, карикатура, ун..чтожить, п..родия, небезынтересный, экзамен..тор.

272. Запишите сначала предложения с неопределёнными местоимениями, затем — с отрицательными. Устно объясните, правописание каких местоимений требует проверки. Какими способами её можно осуществить?

1) Вот счастье бывает какое — дожить до преклонного возраста и не склоняться, даже когда согнётся спина, ни перед кем, ни перед чем. (Пришв.) 2) Грубость не делает чести никому. (Пауст.) 3) Обед, как видно, не составлял у Ноздрёва главного в жизни; блюда не играли большой роли: кое-что и пригорело, кое-что и вовсе не сварилось. (Г.) 4) Мы так бедны смехом, что нужно, чтобы кто-нибудь расправлял наши морщины. (С.-Щ.) 5) Тячковским мужикам совсем и улицы, пожалуй, не нужно, потому что и ездить по ней не на чем: в Тячках нет ни у кого ни одной телеги. (М.-С.) 6) Когда у меня в руках новая книга, я чувствую, что в мою жизнь вошло что-то новое, живое, говорящее. (М. Г.) 7) Никто в Запорожье ничем не заводился и ничего не держал у себя: всё было на руках у куренного атамана. (Г.) 8) Таких примеров много в мире: не любит узнавать никто себя в сатире. (Кр.)

273. Прочитайте и определите, к какому типу речи относится этот текст. Какую роль играют местоимения в установлении связи предложений и их частей? Мотивируйте свой ответ. Спишите, расставляя знаки препинания. Сделайте морфологический разбор выделенных слов.

Школа только нач..нается с детского садика но (не)кон(?)чается никогда. Её уроки длятся всю жизнь. Рабочий ли инженер академик все кто по-настоящему любит своё дело в равной степен.. участвует в бесконечном поход.. за знаниями.

Образование мастерская где оттачивается и закаляется разум. Но знания (не)связанные с ч..ством гражданств..ности ответств..ности перед обществом (н..)чего (не)стоят. (По)этому самые важные школьные уроки это уроки гражданств..ности высокой культуры. Нравств..ные кладовые литературы музыки живописи самой жизни неисчерпаемы. Главное — с детства пр..общиться к духовному миру Отечества жить одним дыханием со своим народом быть последовательн.. и горяч., патриотом во всех своих мыслях ч..ствах и поступках. (А. Кирсанов)

Русский язык. Литература

Рубрики

  • «Человек есть то, что он читает» (62)
  • 10 класс (353)
  • 11 класс (507)
  • 5 класс (570)
    • Литература (249)
    • Русский язык (184)
  • 6 класс (417)
  • 7 класс (430)
  • 8 класс (538)
  • 8. ОГЭ (2)
  • 8″В». Мы (5)
  • 9 класс (493)
  • 9в. Доп (29)
  • Temet nosce (Познай самого себя!) (8)
  • Говорим грамотно (4)
  • ЕГЭ (169)
  • Занимаемся летом В 9 класс (20)
  • Индивидуальные траектории (4)
  • Концепция сайта (2)
  • Критерии оценок (3)
  • Л. ря 7 (5)
  • Лично — разбор д.з. ЕГЭ (5)
  • М.П. (3)
  • Матвей (18)
  • Метод.сундук (18)
  • Москва (6)
  • МХК (356)
  • Научные исследования (5)
  • Нннн (10)
  • ОГЭ (56)
  • Олимпиады (14)
  • ПП (2)
  • Программы и КТП (7)
  • Проект Geroiskazok.ru (1)
  • Проект Тихона Войтенко (2)
  • Проект Фёдора Сопова (1)
  • Проект Ютуб-канал 8 в. Егор и Севастьян (1)
  • Проекты. Рефераты. Дипломы (44)
  • Прочее (245)
    • Мы были, видели, чувствовали.. (8)
  • Разговор наедине 🙂 (родителям) (40)
  • РКИ (9)
  • Спецкурс (136)
  • Список для чтения (15)
  • Творческие работы (1)
  • Участники, победители, призёры (1)
  • Учебные программы (1)
  • Философия. Иван Ильин (1)
  • Цитата дня (25)
    • Слова, которые меняют (7)
  • Октябрь 2021
    ПнВтСрЧтПтСбВс
    « Сен
    123
    45678910
    11121314151617
    18192021222324
    25262728293031

    Top-5 за сегодня

    Top-5 за всё время

    • Управление, примыкание, согласование Тема по предмету РКИ Согласование… (342 660)
    • Форма слова и однокоренные слова Форма слова — это изменение… (109 801)
    • Рассказ о себе Игра здесь Ребята, на уроке… (95 801)
    • Урок 46. Характеристика предложения Итак, ещё раз о характеристике… (94 528)
    • Корни с чередованием Четыре группы корней с чередованием.… (54 328)

    Peклaмa

    Поиск

    Правописание местоимений. Д.з. на 27 февраля

    Размещено 26.02.16 в рубрике 10 класс

    Д.з. в конце записи

    Правописание неопределенных местоимений
    В неопределенных местоимениях (и в наречиях) приставка кое- (кой-)

    и постфиксы -то, -либо, -нибудь пишутся через дефис: кое-что, кое-кто, кое-чем, кое-какой, кто-то, кто-либо, кто-нибудь, какой-то, какой-либо, какой-нибудь.
    Если между приставкой кое- (кой-) и местоимением стоит предлог, то всё сочетание пишется раздельно (в три слова): кое с кем, кое у кого, кое с каким.

    Правописание отрицательных местоимений
    В отрицательных местоимениях под ударением пишется приставка не-, а без ударения — приставка ни-: некого спросить — никого не встретить, нечего бояться — ничего не узнать.
    Если в косвенных падежах имеются предлоги, то тогда не и ни являются частицами, а всё сочетание пишется раздельно (в три слова): некого — не от кого, никого — ни от кого, некому — не к кому, никому — ни к кому.

    Примечания:
    1. Необходимо запомнить словосочетание, состоящее из шести слов с частицей ни: как ни в чем не бывало;
    2. Надо отличать сочетания не кто иной, как; не что иное, как от сочетаний никто иной; ничто иное. Например: Барометр является не чем другим, как прибором для измерения атмосферного давления. — Ничем другим, кроме плавания, он заниматься не хотел.
    В сочетаниях не кто иной, как; не что иное, как возможна перестановка слов: не иной кто, как; не иное что, как. Например: Это был не иной кто, как ваш врач. — Это был не кто иной, как ваш врач; Слова брата были не что иное, как обыкновенная, нелепая болтовня. — Слова брата были не иное что, как обыкновенная, нелепая болтовня. Сочетания никто иной, ничто иное не допускают подобной перестановки.
    Сочетания не кто иной, как; не что иное, как можно заменить частицами именно, как раз: Это был не иной кто, как ваш врач. — Это был именно ваш врач.

    3. Необходимо отличать местоимения с предлогами от омонимичных им союзов и наречий: за чем — зачем, за то — зато, при чем — причем, при том — притом, не зачем — незачем и т. д.

    Чтобы различить омонимичные части речи, следует проанализировать их морфологические признаки: на какие вопросы они отвечают, к каким словам в предложении относятся, какими членами предложения являются, как изменяются и т.д.

    За чем пойдешь, то и найдешь (местоимение чем с предлогом). — Зачем вы посетили нас (наречие)?
    Ты в ответе за то происшествие (местоимение то с предлогом, относящимся к существительному происшествие). — Зато отдохнем (союз).

    При чем был, при том и остался (местоимение чем с предлогом). — Задание выполнено, причем досрочно (союз).
    При чем был, при том и остался (местоимение то с предлогом). — Путь тяжелый, притом опасный (союз).
    Не за чем спрятаться (местоимение чем с предлогом). — Незачем прятаться (наречие).

    Д,з. на 27 февраля

    СПИШИТЕ — ПЕРЕПИСАТЬ В ТЕТРАДЬ! вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Устно объясните написание местоимений.
    1. (Н. )чья судьба, кроме своей собственной, вас более не интересует.
    2. Пилат повернулся и пошел к помосту, назад к ступеням, не глядя (н. )(на) что, кроме разноцветных шашек настила под ногами, чтобы не оступиться.
    3. Но (н. )какого Коровьева так и не нашли, и (н. )какого Коровьева (н. )кто в доме не знал и не видел.
    4. Стало совершен. ясно, что Никанор Иванович (н. )(к)каким разговорам не пригоден.
    5. Больше (н. )что не тревожило друзей.
    6. Пастух клялся потом, что зверь шел через лес, (н. )(на)кого не обращая внимания.
    7. Настоящую нежность не спутаешь (н. )(с)чем, и она тиха.
    8. Скучен день до вечера, коли делать (н. )чего.
    9. (Н. )(с)кем мне поговорить и (н. )кого послушать.
    10. Но (н. )кому мне шляпой поклониться, (н. )(в)чьих глазах не нахожу приют.
    11. Все были уверены, что он [Дубровский], а (н. )кто иной, предводительствовал отважными злодеями.
    12. Ей казалось, что (н. )кто, кроме него, не мог снять с (она) непоправимой вины, невыносимой тяжести.
    13. Скованный (н. )чем непреодолимой усталостью, я уже не слышал, (н. )кто пререкался с хозяином, (н. )что явилось причиной спора.
    14. (Н. )что не нарушало тишины.
    15. В Мещёрском крае нет (н. )каких особенных красот и богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха.
    16. Больному мог помочь только хирург и (н. )кто другой.
    17. Этот цветок (н. )что иное, как нарцисс.
    18. Дверь захлопнуло порывом ветра, а (н. )чем иным.

    ТЕСТ. МОЖНО ПРИСЛАТЬ.

    Определите местоимение, которое пишется через дефис.
    A) Встретиться (кое) с кем
    B) Спросить (кое) у кого
    C) Принести (кое) что
    D) Выполнить (кое) для кого
    E) (Кое) с чем не согласиться

    Определите местоимение с приставкой не :
    А) Спросить н…кого
    В) Н…кого не видел
    С) Н…что не попалось навстречу
    D) Н…чего не ответил
    Е) Н…кому не позвонил

    Определите правильный вариант пропущенных букв :
    Н…чего сказать, н…с кем поговорить, н…что не беспокоит, н… о чем беспокоиться.
    А) и-и-е-е
    В) е-е-и-и
    С) и-и-и-е
    D) е-е-е-и
    Е) е-е-и-е

    Определите вариант, в котором приставка кое — пишется через дефис :
    А) (кое)с кем
    В) (кое)для кого
    С) (кое)кто
    D) (кое)у кого
    Е) (кое)к кому

    Определите вариант, в котором местоимение пишется с ни раздельно:
    А) (ни)кто не знал
    В)(ни)что не мешает
    С) не было (ни) у кого
    D) (ни)чем не интересуется
    Е) не хочу (ни)чего

    Определите вариант, в котором местоимение пишется с ни раздельно:
    А) (ни)чему не удивляюсь
    В) (ни)о чём не беспокоится
    С) (ни)чем не интересуется
    D) (ни)кто не пришёл
    Е) не попросил (ни)кого

    Определите вариант, в котором местоимение пишется через дефис:
    А) Сказал кто(то)
    В) Купил (кое)у кого
    С) Пришёл (кое)к кому
    D) Встретился (кое)с кем
    Е) Приготовил (кое)для кого

    Определите местоимение с приставкой не :
    А)Не стыдно молчать, коли н…чего сказать.
    В) Ни с кем не бранюсь, н…кого не боюсь.
    С) Не ищи ночью там, где днём н…чего не сыщешь.
    D) Худо тому, кто добра н…кому не делает.
    Е) Станешь лежать на печи, так не будет н…чего в печи.

    Определите местоимение с приставкой ни :
    А) Не стыдно молчать, коли н…чего сказать.
    В) Худо тому, кто добра н…кому не делает.
    С) Лежень лежит до вечера, а поесть ему н…чего.
    D) Н…чего сказать в ответ.
    Е) Делать им было н…чего.

    Определите местоимение с приставкой не :
    А) Делать им было н…чего.
    В) Худо тому, кто добра н…кому не делает.
    С) Не ищи ночью там, где днём н…чего не сыщешь.
    D) Станешь лежать на печи, так не будет н…чего в печи.
    Е) Ни с кем не бранюсь, н…кого не боюсь.

    Определите правильный вариант пропущенных букв: н…чего сказать, н… с кем поговорить, н…что не беспокоит, н… о чем беспокоиться.
    А) и-и-е-е
    В) е-е-и-и
    С) и-и-и-е
    D) е-е-е-и
    Е) е-е-и-е

    Комментарии

    1. Катя Мартыченко написал(а):

    Настя Полежаева написал(а):


    источники:

    http://tepka.ru/russkij_yazyk_10-11/48.html

    http://rusq.ru/?p=7598