25 слов правописание глаголов

Орфограммы. № 25. Буквы Е и И в окончаниях глаголов I и II спряжения.

№ 25. Буквы Е и И в окончаниях глаголов I и II спряжения.

ПРАВИЛО.

В окончаниях глаголов пишутся буквы:

Е – если глагол I спряжения;

И – если глагол II спряжения.

Подсказка.

Спряжение – это изменение глаголов по лицам и числам.

Как определить спряжение глаголов с безударным окончанием?

· Ставим глагол в неопределённую форму (задаём вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?);

· Все глаголы на -ИТЬ относятся ко II спряжению (исключения: брить, стелить, зиждиться).

· Остальные глаголы – I спряжение.

Исключения (относятся ко II спряжению):

гнать, держать, смотреть и видеть,

дышать, слышать, ненавидеть,

и обидеть, и вертеть,

и зависеть, и терпеть.

  • Существуют разноспрягаемые глаголы: ХОТЕТЬ и БЕЖАТЬ.

Окончания в них нужно запомнить.

  1. Хочу, хотим, бегу, бежим.
  2. Хочешь, хотите, бежишь, бежите.
  3. Хочет, хотят, бежит, бегут.

Если личное окончание глаголов ударное, то спряжение определяем по гласной в них.

Пример: сидЕть – слово не на -ИТЬ, но относится ко II спряжению, так как в личной форме пишем сидИт.

ПРИМЕРЫ.

Пример № 1.

Пример.

Объяснение правописания орфограммы.

Он обидит…ся

Он обидится.

Пишется -И-, так как глагол-исключение, относится ко II спряжению.

Пример № 2.

Пример.

Объяснение правописания орфограммы.

Он кле…т обои.

Он клеит обои.

Клеить – глагол на -ИТЬ,

II спряжение. Пишется -И-.

Пример № 3.

Пример.

Объяснение правописания орфограммы.

Журавль курлыч…т

Журавль курлычет.

Курлыкать – глагол не на -ИТЬ,

I спряжение. Пишется -Е-.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Обобщающие материалы по теме «Правописание глаголов»

После шипящих на конце глаголов пишется Ь

мочь

можешь

сможешь 2-е лицо, единств. ч., настоящ. и будущ. вр.

режь

режьте повелительное наклонение

Личные окончания глаголов I и II спряжения

1-е л. -у , -ю

3-е л. -ет

-ут , -ют

1-е л. -у , -ю

2-е л. -ишь

-им

-ите

Если личные окончания ударные, пишем ту гласную, которую слышим: кричать ( II ) – кричит – кричим.

Для правильного написания безударных личных окончаний необходимо определять спряжение глагола.

Глаголы I и II спряжения

ко II спряжению относятся

Все остальные глаголы относятся к I спряжению

(писать, бороться, плясать и пр.)

Порядок действий при выборе написания безударных личных окончаний глагола:

Чтобы не ошибиться в написании безударных личных окончаний глагола, необходимо:

поставить глагол в неопределенную форму;

выяснить, оканчивается ли он на –ить и является ли глаголом-исключением;

определить спряжение глагола;

вспомнить личные окончания глагола в этой форме.

Например: бре..шь – брить, исключение, I спряжение, окончание –ешьбреешь;

стро..шь – строить, глагол на –ить, II спр., окончание –ишьстроишь.

Приставка вы- часто перетягивает на себя ударение, делая окончание безударным. Спряжение глагола с приставкой вы- следует определять бесприставочной формой этого же глагола. Если окончание станет ударным, спряжение глагола определяется по этому окончанию, а не по неопределенной форме:

в неопределенной форме

(он смеется, знамя развевается)

Порядок действий, помогающий правильно определить написание –ться – –тся в глаголе:

найдите слово, с которым связан глагол; задайте от него к глаголу вопрос;

если в вопросе есть мягкий знак (что делать? что сделать?), то это глагол в неопределенной форме и ь обязателен;

если в вопросе нет мягкого знака (что делает? что сделает?), то это глагол 3-го лица, ь не пишется.

Отличайте форму 3-го лица от неопределенной формы:

Вопрос можно поставить только к неопределенной форме глагола: Чем (что делать?) сердиться, лучше (что сделать?) помириться.

К безличным глаголам 3-го лица поставить вопрос трудно: Мне хочется чаю.

Используйте прием замены глаголом прошедшего времени:

Мне хотелось чаю.

Подобная замена глагола в неопределенной форме невозможна: Ему хочется выпить чаю. В составном глагольном сказуемом вспомогательный глагол всегда стоит в 3-м лице, а основной – в неопределенной форме.

Правописание суффиксов -ова-, -ева-, -ыва-, -ива-

Выбирая суффиксы -ова-, -ева-, -ыва-, -ива- в неопределенной форме и форме прошедшего времени глагола, рассуждаем так.

Ставим глагол в 1-м л. ед.ч. настоящего (или будущего) времени. Если он оканчивается на -ую (-юю), то пишем в неопределенной форме (и в прошедшем времени) суффикс -ова- (-ева-):

я командую – командовать – командовал

Если в форме настоящего (или будущего) времени суффиксы не изменяются, то они пишутся и в неопределенной форме, и в форме прошедшего времени:

я разыгрываю – разыгрывать – разыгрывал

я рассматриваю – рассматривать – рассматривал

Запомните написание трудных для проверки глаголов:

исповедовать, затмевать, продлевать, застревать, разведывать, отведывать, выведывать.

5. Употребление и написание глаголов в повелительном и изъявительном наклонении.

Глагол обозначает побуждение к действию (просьбу, совет, приказ) – пишем и:

вытри пыль, вынеси те мусор.

Держи те крепче!

Наполни те сосуд!

Действие происходит в настоящем или будущем времени. Для правильного написания необходимо определить спряжение глагола.

Если глагол II спряжения, то написание формы изъявительного наклонения совпадает с написанием формы повелительного наклонения:

Если вы держ ите крепко, палка не упадет. Когда

наполн ите сосуд, воду подогрейте.

Если глагол I спряжения, в окончании пишем

Как только дернете, машина тронется.

Запомните: написание глагола в повелительном наклонении НЕ зависит от спряжения глагола!

повелит. накл. ед. ч.

повелит. накл. мн. ч.

Гласная основы неопределенной формы глагола сохраняется:

в прошедшем времени глагола

в условном наклонении глагола

в действительных причастиях прошедшего времени

в страдательных причастиях прошедшего времени (кроме гласной и)

в деепричастиях совершенного вида

Суффиксы причастий настоящего времени

Выбор суффикса причастия настоящего времени зависит от спряжения глагола, от которого оно образовано:

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей

Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик

  • Лобанова Светлана НиколаевнаНаписать 1811 19.10.2015

Номер материала: ДВ-077118

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    19.10.2015 421
    19.10.2015 1247
    19.10.2015 522
    19.10.2015 638
    19.10.2015 474
    19.10.2015 493
    19.10.2015 1997

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Более 600 школ в регионах России закрыто из-за коронавируса

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор проведет исследование качества образования в школах

Время чтения: 2 минуты

В Чувашии школьные каникулы продлятся две недели

Время чтения: 1 минута

В Югре в 2022 году откроют школьный центр генетики

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Личные окончания глаголов

О чем эта статья:

Лицо и окончания глаголов

Для начала вспомним определение глагола.

Глагол — часть речи, которая обозначает действие или состояние как процесс и выражает это значение при помощи категорий вида, залога, наклонения, времени и лица.

Глаголы отвечают на вопросы: «что делать?», «что сделать?», «что делал?», «что сделал?», «что делает?», «что будет делать?».

Каждый глагол в форме настоящего или будущего времени можно соотнести с определенным лицом или с участником речи:

Личная форма глагола — это такая форма, в которой глагол изменяется по лицам.

С точки зрения грамматики лицо глагола выражается с помощью окончания, которое называется личным. Личные окончания глаголов сопряжены с местоимениями, с помощью которых можно обозначить лицо, которое выполняет действие или участвует в нем.

В русском языке есть три формы лица глагола в единственном и множественном числе:

1. Первое лицо показывает, что субъект действия — говорящий:

  • я плаваю — мы плаваем;
  • я смеюсь — мы смеемся.

2. Второе лицо отражает действие собеседника:

  • ты плаваешь — вы плаваете;
  • ты смеешься — вы смеетесь.

3. Третье лицо указывает на то, что субъект действия не является ни говорящим, ни собеседником:

  • он, она, оно плавает — они плавают;
  • он, она, оно смеется — они смеются.

Правописание личных окончаний глаголов

Личные окончания глаголов — это система окончаний спрягаемых форм глаголов, которые отражают лицо и число глагола. Правописание личных окончаний глаголов зависит от их спряжения.

Спряжение глаголов — это изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени. Глаголы не спрягаются в прошедшем времени, а также в сослагательном и повелительном наклонениях.

В русском языке у глаголов два типа спряжения — первое и второе. Так выглядит парадигма личных окончаний глаголов:

  • I спряжение: -у (-ю), -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют);
  • II спряжение: -у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -aт (-ят).

Приведем примеры личных окончаний глаголов в таблице:

Управляю

Выберу

Управляем

Выберем

Спорю

Понравлюсь

Спорим

Понравимся

Управляешь

Выберешь

Управляете

Выберете

Споришь

Понравишься

Спорите

Понравитесь

Управляет

Выберет

Управляют

Выберут

Спорит

Понравится

Спорят

Понравятся

Алгоритм написания личных окончаний глаголов:

  1. Убедиться, что глагол употреблен не в форме повелительного наклонения или прошедшего времени — для них действуют другие правила. Личные окончания есть только у глаголов в форме настоящего или будущего времени.
  2. Если в слове есть приставка вы-, нужно ее убрать, проверить ударное окончание и написать ту букву, которую мы слышим под ударением. Например, если убрать приставку у глагола выбер_шь, получится берешь. Под ударением в окончании буква е, значит, ее мы и пишем: выберешь.
  3. Если приставки вы- нет, нужно поставить глагол в неопределенную форму (что делать? что сделать?) и определить спряжение. Дальше остается выбрать из соответствующего столбика нужное окончание.

Чтобы писать личные окончания глаголов правильно, нужно:

  • отличать личные формы глагола от других;
  • уметь ставить глагол в неопределенную форму;
  • знать глаголы-исключения;
  • уметь определять тип спряжения;
  • помнить, что в I спряжении в личных окончаниях стоят буквы е, ю, у, а во II спряжении — и, а, я.

Правописание безударных личных окончаний глаголов

Личные окончания глаголов могут быть ударными и безударными.

Глаголы с ударными личными окончаниями не требуют дополнительной проверки, их спряжение определяется сразу. Безударные личные окончания мы проверяем инфинитивом глагола.

По правилу безударных личных окончаний глаголов ко II спряжению относятся:

  • Глаголы с инфинитивом на -ить (исключения: брить, зиждиться, стелить);
  • Семь глаголов с инфинитивом на -еть: вертеть, терпеть, обидеть, смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть;
  • Четыре глагола с инфинитивом на -ать: слышать, гнать, держать, дышать.

Все остальные глаголы относятся к I спряжению.

Алгоритм написания безударных личных окончаний глаголов:

  1. Ставим глагол в неопределенную форму («что делать?», «что сделать?»).
  2. Выясним, какая гласная буква стоит перед окончанием -ть (ать, оть, уть, ить).
  3. По этой гласной букве определяем I или II спряжение (учитываем глаголы-исключения).
  4. Выбираем гласную букву е/и, а/я или у/ю в безударном окончании.

Безударные личные окончания глаголов школьники проходят в 4 классе. Если вы только начали изучать эту тему и хотите запомнить, как определить безударное личное окончание глагола — чаще обращайтесь к правилам и словарю.

Правописание разноспрягаемых глаголов

Разноспрягаемые глаголы — особый вид глаголов, которые при изменении по лицам и числам имеют окончания то I, то II спряжения. К ним относятся глаголы бежать, хотеть, чтить.

Хочу

Бегу

Чту

Хотим

Бежим

Чтим

Хочешь

Бежишь

Чтишь

Хотите

Бежите

Чтите

Хочет

Бежит

Чтит

Хотят

Бегут

Чтут (чтят)

Также есть два глагола, которые спрягаются по архаическому типу: есть, дать. Посмотрите на парадигму их спряжения в таблице:

Дам

Ем

Дадим

Едим

Дашь

Ешь

Дадите

Едите

Даст

Ест

Дадут

Едят

Некоторые глаголы невозможно употребить в форме 1-го лица единственного числа, например: победить, гудеть.

Правописание неопределенной формы глагола

Напомним: чтобы определить, к какому спряжению относится глагол, нужно поставить его в начальную форму («что делать?», «что сделать?») и посмотреть, на что этот глагол заканчивается.


источники:

http://infourok.ru/obobschayuschie-materiali-po-teme-pravopisanie-glagolov-503644.html

http://skysmart.ru/articles/russian/lichnye-okonchaniya-glagolov