264 перепишите обозначая в каждом причастии суффикс и указывая в скобках неопределенную форму

Дидактический материал по русскому языку на тему «Причастие»

Дидактический материал к урокам по теме: «Причастие». Задание : перепишите, обозначая в каждом причастии суффикс и указывая в скобках неопределённую форму, спряжение того глагола, формой которого данное причастие является.

Вер…щий людям, зна…щий правду, люб…щий спорт, увлека…щийся музыкой, се…щий хлеб, легко дыш…щий, скач…щие всадники, стро…щийся дом, та…щий снег, рокоч…щий гул, стел…щийся дым, чуть брезж…щий рассвет, бор…щийся с бурей экипаж, готов…щийся к занятиям кадет, слыш…щийся издали гудок, знач…щееся по списку количество, храбро сража…щийся полк, пил…щие дерево рабочие.

Пользуясь образцом, замените действительные причастия страдательными.

Образец: Казахстанске воины, охраняющие границы. – Границы, охраняемые казахстанскими воинами.

1. Ученик, возвраща…щий книгу. 2. Строители, восстанавлива…щие здание. 3. Люди, возрожда…щие город. 4. Собеседники, возобновля…щие разговор. 5. Вода, враща…щая турбины. 6 Хирург, опериру…щий больного. 7. Мальчик, припомина…щий стихотворение. 8. Разведчик, выполня…щий задание. 9. Воды, омыва…щие остров. Лингвистическая задача. “Собери причастие”. 1. В данном предложении найти зависимое слово в именном словосочетании “прилаг. + сущ.” и взять корень: Ближайшая деревня находилась в часе пути от нас .

Из словосочетания приземлиться на опушке выделить в главном слове приставку.

От глагола читать взять глагольный суффикс.

Из причастия тающие (снега) взять суффикс.

Добавить окончание определения: Могучий Олег головою поник . (А. Пушкин).

К полученному слову добавить суффикс возвратности.

Составить с полученным словом словосочетание.

С данным словосочетанием составить предложение.

Заменить причастный оборот придаточным определительным, записать предложение, которое получилось. Уровневые задания. Задание на «5»

Тяжело дыш…щий человек, мел…щий муку работник, пил…щие дерево рабочие, плещ…щиеся в воде ребятишки, кле…щий коробочку мальчик, знач…щееся по списку количество, бор…щийся с бурей экипаж, храбро сража…щийся полк, хлопоч…щая у печки хозяйка, растила…щаяся степь, стро…щееся здание, кол…щий дрова истопник, ненавид…щий нас враг, пряч…щийся ребёнок, трепещ…щая рыба, готов…щийся к зачётам студент, дремл…щий старик, слыш…щийся издали гудок, стел…щийся туман, ла…щая собака, спе…щий виноград, ре…щие знамёна.

Задание на «4» А. Найдите и укажите правильный вариант ответа.

Действительное причастие прошедшего времени.

а) Розовеющий вдали; б) понявший все; в) проверенный в деле.

Б. Выберите нужную гласную (а, е, и, я). Укажите суффикс причастия.

Закле_вший окно, замет_вший друга, завис_щий от других, отмер_вший расстояние, засе_вший поле, ненавид_щий ложь, вер_вший в идеалы, помн_щий добро. Слыш_вший все сообщение, вид_вший сон, законч_вший школу, усво_вший правила, вытерп_вший все испытания, зате_вший драку, поран_вший руку, измуч_вший всех.

Колебл…мые ветром, трепещ…щим румянцем, дыш…щие силой, ночу…щий обоз, беле…щих берёз, озаря…мая луной, дремл…щие своды, реж…щий свет, добыва…мый уголь, грохоч…щим водопадом, пыш…щее здоровьем лицо, маш…щий флажком связист, скач…щая лошадь.

Проверочная работа по теме «причастие. Краткое причастие». 7 класс.

I. Выписать причастия, указать, действительные они или страдательные, выделить суффиксы причастий.
1.Поезд проскакивал мимо горячих, блещущих маслом паровозов. 2.Земля набухает, и в невзрачном сером зерне, напившемся влаги, вдруг едва заметно шевельнется росток.3.Мы сели отдохнуть на поваленную ветром иву. 4. Дом отдыха стоял на бугре, заросшем густым осинником и старыми елями. 5.На улице блестели лужи, засыпанные сломанными ветками.6. По лугам дул ветер, а в лесах стояла похрустывающая ледком тишина. 7.Слабый ветерок шевелил занавески на окнах и полевые цветы, расставленные на столах. 8. Леса, будто выкованные из тонкого олова, сверкали над декабрьским небосклоном.9. Туман густел, стекал с желтеющих ив большими каплями. 10. Мы вышли на песчаный бугор среди болот, заросший сухим папоротником.
(По К.Г.Паустовскому)
II.Образовать от данных причастий краткую форму:
1. Испуганный, подобранный, расколотый, начатый, приведенный, занавешенный.
2. Сотканный, переведённый, принятый, закованный, взятый, сшитый.
III. Вставьте пропущенные буквы:
1.Низко стел…щийся туман, ла…щая на улице собака, леч…щий врач, стро…щиися неподалеку дом, быстро та..щий снег, хлопоч…щая обо всех мама, крас…щее вещество.
2.Изуча…мый школьниками материал, управля…мый на расстоянии аппарат, подгоня…мые теплым течением, гон…мый судьбой странник, хран…мый от всех невзгод,
движ…мый чувством сострадания, вид…мая цель.
От данных глаголов образуйте причастия настоящего времени, объясните написание суффиксов. Любить, возбуждать, уважать, волновать, слышать, редактировать, контролировать, ненавидеть, поддерживать, побуждать, изображать, вести, видеть, прерывать, забывать, рекомендовать, изменять.

Вставьте пропущенные буквы. Разберите по членам предложения. Роль кратких причастий в предложений.

Тесто хорошо замеш…но. Он был замеш…н в неприятную историю. Окопы были обстрел…ны неприятелем. Подстрел…нная утка спряталась в тростнике. Стены комнаты были обкле…ны обоями. Потер…нная книга нашлась. Замеч…нные вовремя ошибки удалось быстро исправить. На засе…нных ранней весной полях дружно появились первые всходы. Работа была оконч…на своевременно. Бельё было высуш…но ветром. Лекция прослуш…на с глубоким вниманием

— Сделать морфологический разбор следующих причастий: замешан, потерянная, засеянных, обклеяна.

Образуйте от перечисленных глаголов действительные и страдательные причастия. Укажите суффиксы причастий

Блистать, застелить, дремать, задремать, улыбаться, умываться, смеяться, обидеть, хранить, писать, греть, бросить, потерять, бить, залаять, охранять, обижать, лаять, везти, стричь.

Синтаксическая пятиминутка. Запись и анализ предложений.

Книга — это самое быстролетное из творений, созданное человеческим умом, человеческими руками. Хорошая книга — это неиссякаемый сосуд, заполненный человеческими мыслями, знаниями, чувствами. Хорошая книга — это дверь, раскрывающаяся перед тобой и впускающая тебя в какой-то новый, пусть и не очень большой каждый раз, уголок жизни. (Л.Кассиль)

— Объясните правописание слов и постановку знаков препинания.

Урок повторения и систематизации знаний по теме: «Правописание суффиксов причастий». Русский язык. 10-й класс

Класс: 10

Занятие № 17

ТИП УРОКА: совершенствование знаний, умений и навыков.

ТЕМА: Причастие. Правописание причастий.

ЦЕЛИ:

1. Знать грамматические признаки причастия как особой формы глагола и систему правил, регулирующих написание суффиксов причастий.

2. Совершенствовать правописные навыки, развивать языковую и коммуникативную компетенцию учащихся.

3. Воспитывать способности актуализации полученных знаний для личностного и нравственного самоопределения.

ОБОРУДОВАНИЕ: учебники Грекова и Розенталя; таблица “Образование действительных и страдательных причастий”; дидактический материал, эпиграф на доске.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:

  1. Причастие как особая форма глагола. Роль причастий в речи.
  2. Выбор суффикса причастия настоящего времени в зависимости от спряжения глагола.
  3. Конструирование предложений с причастиями и причастными оборотами. Замена сложноподчинённых предложений простыми предложениями с причастным оборотом.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

1. Построение, принятие рапорта, приветствие кадет, проверка готовности учащихся к занятию. (1 мин.)

2. МОУ: определение цели занятия. (1 мин.)

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. Работа с эпиграфом. (2 мин.)

Причастия служат сокращением человеческого слова, заключая имени и глагола силу.

— В чём видит Ломоносов достоинства причастия? (Совмещает в себе “силу имени и глагола”.)

2. Сообщение учащегося о причастии как особой формы глагола (с использованием схемы). (3 мин.)

3. Употребление причастий в речи. (7 мин.)

а) Чтение высказывания А. С. Пушкина об употреблении причастий в речи. (Приложение 1. Задание 2).

— Какова главная мысль текста?

— Что говорит поэт об употреблении причастий?

б) Сообщение учащегося, который анализировал учебники для 10 класса (по 5 страниц). Он рассказывает, как часто и какие причастия употребляются в учебниках, в учебнике по какому предмету их больше всего.

в) Сообщение учащегося, который выписывал названия произведений, содержащих причастия, и группировал их по видам причастий.

г) Работа с текстом К. Ушинского “О языке народа”. (Приложение 1. Задание 1).

— Какова основная мысль текста?

— Назовите причастия. С какой целью автор использует их? (Причастия придают тексту выразительность, торжественность, лаконичность.)

4. Правописание суффиксов причастий настоящего времени. (23 мин.)

а) Рассказ учащегося о действительных и страдательных причастиях и их образовании.

б) Работа с таблицей “Образование причастий”.

— Каким правилом нужно руководствоваться при написании гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени?

— Объясните правописания гласных в суффиксах причастий в тексте “О языке народа”.

в) Работа по вариантам. (Приложение 1. Задание 3).

I вариант – выписать словосочетания с причастиями, имеющими суффиксы –ащ-, -ящ-.

II вариант – выписать словосочетания с причастиями, имеющими суффиксы –ущ-, -ющ-.

Задание: составить предложение с одним из словосочетаний, поставив причастный оборот после определяемого слова. (Два кадета выполняют это задание на доске).

г) Работа в парах. Решение лингвистической задачи “Собери причастие”. (Приложение 1. Задание 5).

  • Составить с получившимся причастием предложение с причастным оборотом.
  • Заменить это предложение сложносочинённым с придаточным определительным.

д) Дифференцированная работа.

  • Сильные учащиеся выполняют задание на замену действительных причастий страдательными. (Приложение 1. Задание 4).
  • Остальные учащиеся работают под руководством учителя.

Задание: от глаголов, записанных на доске, образовать страдательные причастия настоящего времени и записать словосочетание “прич. + сущ.”

уважать – уважаемый товарищами
изучать – изучаемый школьниками
привозить – привозимый из-за границы
рекомендовать – рекомендуемый для изучения
оберегать – оберегаемый друзьями
видеть – видимый снайпером, стрелком
освещать – освещаемый солнцем
слышать – едва слышимый звук
искл.: двигать – движимый чувством долга, сострадания.

5. Тест “Готовимся к ЕГЭ. Правописание суффиксов причастий”. (Приложение 2). (5 мин.)

III. ИТОГ ЗАНЯТИЯ. Выставление оценок. (2 мин.)

IV. ЗАДАНИЕ НА САМОПОДГОТОВКУ. (1 мин.)

  1. Выучить § 47 (Греков).
  2. Упр. 270. (Греков).

Правописание суффиксов причастий

1. О ЯЗЫКЕ НАРОДА

Язык народа – лучший, никогда не увяда…щий и вечно распуска…щийся цвет его духовной жизни, начина…щейся далеко за границами истории. Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединя…щая отжившие, живущие и будущие поколения в одно великое, историческое, живое целое. (К. Ушинский).

2. … Может ли письменный язык быть совершенно подобным разговорному? Нет, так же как разговорный язык никогда не может быть совершенно подобным письменному… Мы не говорим: карета, скачущая по мосту, слуга, метущий комнату; мы говорим: которая скачет, который метёт, заменяя выразительную краткость причастия вялым оборотом… Чем богаче язык выражениями и оборотами, тем лучше для искусного писателя. Письменный язык оживляется поминутно выражениями, рождающимися в разговоре, но не должен отрекаться от приобретённого им в течение веков. Писать единственно языком разговорным – значит не знать языка. (А. С. Пушкин).

3. Вер…щий людям, зна…щий правду, люб…щий спорт, увлека…щийся музыкой, се…щий хлеб, легко дыш…щий, скач…щие всадники, стро…щийся дом, та…щий снег, рокоч…щий гул, стел…щийся дым, чуть брезж…щий рассвет, бор…щийся с бурей экипаж, готов…щийся к занятиям кадет, слыш…щийся издали гудок, знач…щееся по списку количество, храбро сража…щийся полк, пил…щие дерево рабочие.

Задание: перепишите, обозначая в каждом причастии суффикс и указывая в скобках неопределённую форму, спряжение того глагола, формой которого данное причастие является.

4. Пользуясь образцом, замените действительные причастия страдательными.

Образец: Советские воины, охраняющие границы. – Границы, охраняемые советскими воинами.

1. Ученик, возвраща…щий книгу. 2. Строители, восстанавлива…щие здание. 3. Люди, возрожда…щие город. 4. Собеседники, возобновля…щие разговор. 5. Вода, враща…щая турбины. 6 Хирург, опериру…щий больного. 7. Мальчик, припомина…щий стихотворение. 8. Разведчик, выполня…щий задание. 9. Воды, омыва…щие остров.

5. Лингвистическая задача. “Собери причастие”.

  • В данном предложении найти зависимое слово в именном словосочетании “прилаг. + сущ.” и взять корень: Ближайшая деревня находилась в часе пути от нас.
  • Из словосочетания приземлиться на опушке выделить в главном слове приставку.
  • От глагола читать взять глагольный суффикс.
  • Из причастия тающие (снега) взять суффикс.
  • Добавить окончание определения: Могучий Олег головою поник. (А. Пушкин).
  • К полученному слову добавить суффикс возвратности.
  • Составить с полученным словом словосочетание.
  • С данным словосочетанием составить предложение.
  • Заменить причастный оборот придаточным определительным, записать предложение, которое получилось.
  • ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ

    ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ

    “ПРАВОПИСАНИЕ ЛИЧНЫХ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛОВ И СУФФИКСОВ ПРИЧАСТИЙ НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ”

    1. В каком слове пропущена буква Е?

  • И сила уму уступ…т.
  • Правда глаза кол…т.
  • Каши маслом не испорт…шь.
  • 2. В каком ряду в обоих случаях пропущена буква Я?

  • чару…щая сказка, вер…щий людям
  • ненавид…щие ложь, стро…щий здание
  • стел…щийся дым, щебеч…щие птенцы
  • 3. В каком ряду в обоих случаях пропущена буква У?

  • грохоч…щий гром, скач…щие всадники
  • мел…щий муку, готов…щийся к зачёту
  • пряч…щийся ребёнок, кле…щий коробочку мальчик
  • 4. В каком ряду в обоих случаях пропущена буква И?

  • добыва…мый уголь, слыш…мый вдали
  • озаря…мый луной, уважа…мый всеми офицер
  • едва вид…мый, перевоз…мый товар
  • 5. В каком ряду в обоих случаях пропущена буква Е?

  • леле…мый родителями, перестраива…мое здание
  • люб…мый актёр, колебл…мый ветром
  • прерыва…мый аплодисментами, ненавид…мый враг
  • ГДЗ учебник по русскому языку 7 класс Ладыженская. §18. Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени. Упражнение №109

    Спишите, заменяя заключённые в скобках глаголы действительными причастиями настоящего времени. Согласуйте причастия с выделенными существительными. Обозначьте суффиксы и окончания причастий.
    1 . Красиво але..т з..ря, разливаясь по волнист..й, ещё (пениться) шири океана (рдеть) красками.
    2 . На фон.. (меркнуть) неба показались два с..луэта—два ва́льдшнепа.
    3 . Через луга послышались первые голоса (ворковать) тетеревов.
    4 . (Бледнеть) высь зазв..нела песнями.
    5 . Для сп..сения оставалась лишь одна надежда — это свои (идти) позади к..рабли.
    6 . И не медля ни м..нуты, он полез в (гореть) погреб.
    7 . Там, в солнечных лучах, мерещился Толбухин м..як, (показывать) курс м..рякам.
    (А. Новиков−Прибой)


    источники:

    http://urok.1sept.ru/articles/312389

    http://reshalka.com/uchebniki/7-klass/russkii_yazik/ladyzhenskaya/129