3 класс диктант по теме правописание слов с безударными гласными

Безударные гласные в корне слова

Диктанты по теме «Безударные гласные в корне слова»

Диктант «Пернатые друзья»

Диктант «Чудесная ёлка»

Идёт мелкий снежок. Пушистые хлопья снега легли на землю и деревья. На поляне стояла молоденькая стройная ёлочка. Ребята решили украсить её. Они повесили на лесную красавицу ягоды рябины. К нижним веткам прикрепили морковку. Под ёлку положили кочан капусты. Утром над ёлкой кружилась стайка птиц. Вечером прибежали два зайца. Они угощались вкусным ужином.

3 класс диктант по теме правописание слов с безударными гласными

1) Дети во дворе слепили снеговика. Он стоял с ведром на голове, с метлой в руке и в шерстяных варежках.
2) Комбайн заменяет на поле десятки лошадей. Он срезает колосья, молотит их и ссыпает зерно в кузов машины.
3) Барсук вылез из своей норы. Вкусные запахи не позволяли ему спать.
4) В лесу и на полях лежит снежная перина. Сосновый лес спит под меховыми шапками.
5) Птенец залетел в молодой рябинник. Там он смог спрятаться от когтей орла.
6) Вот и миновала середина зимы. Она выдалась на редкость холодной.
7) Василий старался вылечить лебедя. Он перебинтовал ему покалеченное крыло.
8) Стебель репейника накренился и упал на муравейник. Там начался настоящий переполох.
9) Постановка танцевального номера заняла всё вечернее время. Танцорам надо было его ещё отрепетировать.
10) Вале нужно было освещать выступления всех конкурсантов. Её статья получилась увлекательной.
11) Котёнок с наслаждением лизал коровье молоко из блюдца. Потом долго сидел на пороге и мяукал.

Диктант «В пути».
Мы садимся в поезд и в первый раз едем по этой дороге. Близко подступают горы. Поезд идёт тихо. Но вот он осмелел и набрал скорость. Показалась широкая река. Колёса застучали по мосту. Стрелой летит поезд, свистит резкий ветер. Поезд подходит к посёлку. Около новых домов группа ребят играет в снежки.

Диктант «Помоги птицам».
Прошла дождливая холодная осень. Снег лёг на лесные дорожки и тропинки. Спит пруд под ледяной корой.
Голодно птицам зимой. Вот они и летят к жилью человека. Жалко ребятам пернатых друзей. Они смастерили для них кормушки. Слетелись снегири и синицы. Помоги птицам и ты. Птицы — наши друзья.

Диктант «На озере».
Бедный маленький утёнок плавал по озеру без отдыха. Лёд трещал и ломался. Утёнок быстро работал лапками и выбился из сил. Ранним утром проходил мимо озера человек. Он взял утёнка домой. Ребятишки хотели с ним играть. Но утёнок выбежал в открытую дверь. Он залёг в кустах.
По Г. X. Андерсену.

Объяснительные диктанты по теме: «Безударные гласные в корне слова»

Диктант «Где ночуют птицы?»
Наступила длинная ночь. Где ночуют зимой лесные птицы? Воробей спит под крышей сарая. Синицы залетели в густые кусты. Тетёрка и рябчик под снег спрятались.
Вот на полянке появилась бойкая стайка птиц. Это были пуночки. Они сели рядком на ледяном гребне. Птицы распушили крылья и спрятали в них носы.

Диктант «Дед Тимофей».
В деревне Холодные ключи жил дед Тимофей. Он очень любил лес. Тимофей считал лес своим другом.
Однажды дед повёл нас по своим грибным местам. Прохлада леса хранила нбчную тишину. Над рекой тянулась дымка тумана. К полудню в большой плетёнке Тимофея красовались крепкие грузди. Полны были и наши корзины.

Диктант «Гроза».
Меня послали в лес за грибами. Я набрал грибов и хотел идти домой. Вдруг стало темно. Пошёл дождь и высоко в небе загремело. Блеснула молния. Над моей головой что-то сильно затрещало. Что-то ударило меня в голову. Когда я очнулся, по всему лесу звенела капель. Показалось солнышко. Я побежал домой.
По Л. Толстому.

Диктант «Встреча».
Стояла осень. Лист в осеннем лесу опал. Землю подморозило. В эту пору очень заметны рябчики. А ещё я видел много синиц. Вдруг кусты зашевелились. Я пригляделся и очень обрадовался. Это был наш воробей. Он с нами живёт и от нас не улетает.
По М. Пришвину.

Диктант «Луна».
На луну можно долго смотреть. Блеск луны не так силён, как блеск солнца. Ночное небо в ясную погоду очень красивое. Я люблю глядеть на мигающие звёзды. Раньше люди мало знали о луне. Человек открывает всё новые и новые тайны небесных светил. Мне нравится смотреть на луну и представлять, как по ней шагает луноход или космонавт.

Диктант «Первый снегирь».
На улице холодно. В аллеях парка стояла тишина. Только старые липы стонали и охали. Они качали мёрзлыми ветвями. На дерево сел снегирь. Он выставил красную грудку и брюшко. Вот какой он бравый! Люди замедляли шаги и улыбались. Первый снегирь стужу зазывает. А ночью

Диктант «Михаил Михайлович Пришвин».
Идёт человек по лесу. На деревьях тяжёлые снеговые шапки. Ёлки выпрямились. Сильные еловые лапы держат снег. А берёзы согнулись дугой. Человек стукнул палкой по берёзке. Снег с вершины свалился. Русская красавица свободно вздохнула, выпрямилась.
Так от одной берёзки к другой идёт писатель Пришвин. Он освобождает деревья от снежного плена.

Предупредительные диктанты по теме: «Безударные гласные в корне»

Диктант 1.
Однажды ранним утром лиса возвращалась с охоты. Она пробегала мимо лесной полянки. На ней кормились тетерева семенами ели, берёзы, осины. Лиса почуяла запах птиц. Охотница быстро поползла к добыче. Но вдруг на макушке осины затрещали сороки. Тетерева сорвались с кормёжки. Белобокие трещётки спасли их от лисицы.
(По Н. Никольскому)

Диктант 2.
Ранним ноябрьским утром старик вышел из избушки. За одну ночь всё кругом изменилось до неузнаваемости. Низкие серые облака ползли над самой землёй. Они чуть не цеплялись за остроконечные верхушки елей. В воздухе кружилась живая сетка из мягких снежинок. У берега стояла лодка. Старик с собакой в лодке поехал смотреть рыболовные снасти.
(По Д. Мамину- Сибиряку)

Распределительные диктанты по теме: « Правописание безударных гласных, проверяемых и не проверяемых ударением».

Диктант 1.
Задание: распределите по группам однокоренные слова, корни выделите, подчеркните безударные гласные.
Ракета, тарелка, огурцы, карандаш, петух, топор, тарелочка, карандашница, огуречный, петушиный, топорище, ракетный, карандашик, петушок, ужин, язык, яблоко, ужинать, языковой, яблочный, овощи, морковь, горох, морковка, овощной, горошек, январь, солома, корзина, песок, песочница, соломенный, январский, корзинка, песочный, соломка, песчаный.

Диктант 2.
Задание: распределите слова с безударными гласными на две группы: проверяемые и непроверяемые.
Одежда, лесной, морковь, места, родной, магазин, комната, сестра, озеро, пятно, деревня, капуста, морской, лопата, песок, малиновый, следы, яблоко, сторож, ветер, ночной, тишина, варенье, север, огород, картина, лагерь, топор, ягода, город, сидеть, стальной, звонок.

Диктант 3.
Задание: распределите по группам однокоренные слова, корни выделите, подчеркните безударные гласные.
Зелёный, зеленеть, борода, сторожевой, молодёжь, хлопотливый, соловей, соловушка, хлопоты, хлопочет, зелёнка, молодой, холодильник, сторож, сторожить, молодость, холодный, холода, бородка, серебро, голова, золотой, серебряный, позолоченный, весело, золотник, посеребрить, головастик, озолотится, золото, веселье, веселиться, весельчак, головная (боль), похолодание, сторожка, соловьиная (трель), хлопотунья.

Диктант 4.
Задание: распределите слова с безударными гласными на две группы: проверяемые и непроверяемые.
Валенки, старенький, яблочный, восток, западный, педаль, машина, далёкий, голубой, вагон, привокзальная (площадь), бежит, качается, годовой, конечный, тяжёлый, работа, бегемот, болото, таскать, крокодил, проглотить, директор, ребята, ходил, машинисты, ткачи, трактористы, комбайн, актёр, шофёр, мотор.

Выборочные диктанты по теме: Правописание безударных гласных, проверяемых и не проверяемых ударением.

Диктант 1.
1. У лисы избушка ледяная, а у зайчика — лубяная. 2. Кленовый листок оторвался от ветки. 3. Мы построили в деревне бревенчатый дом. 4. Ласточка вьёт гнездо под самой крышей. 5. Пожелтели от времени страницы древней книги. 6. В Древней Руси писали на бересте. 7. Такие письма назывались берестяными грамотами. 8. Надвигалась гроза, небо почернело. 9. Мама держит меня в ежовых рукавицах. 10. Вася медленно бредёт по улице.

Диктант 2.
1. Пустой колос выше стоит. 2. Мал золотник, да дорог. 3. Май холодный — год хлебородный. 4. Родная сторона — мать, чужая — мачеха. 5. Холоден сентябрь, да сыт. 6. Голова на плечах не для одной шапки. 7. Смётка дороже богатства. 8. Ленивые руки не родня умной голове. 9. Вы, братцы, помолотите, а мы поедим.

Диктант 3.
Вот вам ёлочка душистая, зелёная,
Из далёкой из России привезённая,
Вся чудесными увешана игрушками,
Золочёными орешками, хлопушками
Пляшут чижики и зайчики в лесах,
Пляшут раки, пляшут окуни в морях,
Пляшут в поле червячки и паучки,
Пляшут божии коровки и жучки.
(К. Чуковский)

Диктант 4.
1. Мела метель. — Меленькая девочка. 2. Посветил фонариком. — Посвятил песню другу. 3. Птица вила гнездо. — Сестра вела братишку в школу. 4. Охотник разрядил ружьё. — Дедушка проредил всходы на грядке. 5. Ученик скрепил листы в тетрадке. 6. Уходящий скрипнул дверью.

Диктант 5.
1. Ученье в счастье украшает, а при несчастье утешает. 2. Буквы кривы, да смысл прямой. 3. Овце волком плохо жить. 4. Не хвались травой, хвались сеном. 5. Говорит бело, делает черно. 6. Свой сухарь лучше чужих пирогов. 7. Больше верь своим очам, нежели чужим речам. 8. Ворона хоть и за море летала, а всё же белой вороной не стала. 9. Коси коса пока роса; роса долой, коса домой.

Диктант 6.
1. У козы маленький козлёнок. 2. Нас радовала доброта старичка. 3. В дали виднелись верхушки тополей. 4. Хороши запахи цветов на лесной полянке. 5. Солнце осветило макушки деревьев. 6. Хорошо поют соловьи и скворцы. 7. Найдёт птичка цветную бумажку и несёт её в гнездо. 8. Зерно бросили в плодородную землю. 9. В лодке ребята забыли вёсла. 10. Метла стояла в углу.

Диктант 7.
1. Петушок, петушок, золотой гребешок! Масляна головушка, шёлкова бородушка. 2. В поле заколосилась рожь. 3. Маленький старичок с белой бородою сторожил сад. 4. Кроет уж лист золотой влажную землю в лесу. (А. Майков) 5. В пруду водилось много головастиков. 6. Наступили зимние холода. 7. Полосатые тигры спали в клетках. 8. В щель под дверью проникал зеленоватый свет. 9. Хлопотливые белки прыгали с ветки на ветку. 10. Осиновые листочки трепетали на ветру.

Диктант 8.
1. Спиши задание чисто и красиво. 2. Не спеши языком, торопись делом. 3. Модница примеряла новое платье. 4. Серёжа примирил поссорившихся товарищей. 5. За окном мела метель. 6. Малышка была очень мила. 7. Гости посидели два часа и ушли. 8. Дедушка поседел от старости. 9. Кошка слизала сметану с блюдца. 10. Мальчик долго не слезал с дерева. 11. Больной запивает таблетку водой. 12. Хор запевает новую песню. 13. Катя поласкала щенка. 14. Мама полоскала бельё.

Свободные диктанты по теме: Безударные гласные в корне слова

Диктант «Мяч».
Хороший мяч прислал дедушка внуку из Москвы. Он был тугой и блестящий. Все ребята горели желанием поиграть в мяч.
Алёша жалел мяч. Он положил его в сетку и каждый день стирал с него пыль.
А время шло и шло. Пересох мяч. Лаковая плёночка на нём треснула. Стал выходить воздух.
Приехал дедушка. Он посмотрел на мяч и покачал головой. Долго жил мяч, а радости не принёс.
По Е. Пермяку.
Слова для справки: прислал, горели желанием, положил, стирал с него, на нём, приехал, не принёс.

Диктант «На льдине».
Зимой море замёрзло. Рыбаки собрались на лёд ловить рыбу. Поехал и рыбак Андрей с сыном Володей.
Много рыбы наловили. Стемнело. Рыбаки решили заночевать.
Ночью поднялся ветер. Волны заливали льдину. Кругом было только море.
Утром рыбаки заметили самолёт. Они стали кричать и махать шапками. Лётчик на берег сообщил о рыбаках. Вскоре подошёл пароход. Люди были спасены.
По Б. Житкову.
Слова для справки: замёрзло Володей решили заметили самолёт сообщил спасены

Диктант «Находки».
Моя мать вставала рано. Она угощала меня чаем с молоком. Молоко было покрыто румяной плёночкой.
После чая я уходил на охоту. Но ружья у меня не было. Я следил за кузнечиками, бабочками, жуками.
Моя охота заключалась в находках. Мне нужно было найти то, что я в жизни не встречал. Длинные таинственные тропы манили меня.
Слова: меня, у меня не было, то, что не таинственные.

Зрительные диктанты по теме: «Безударные проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова »

I. Пословицы
1. Без топора не ездят по дрова. 2. Топор плотнику — кормилец. 3. Два медведя в одной берлоге не уживутся. 4. На вкус и цвет товарища нет. 5. Без капусты щи не густы. 6. Без работы и печь холодна. 7. Была бы коровушка, будет и молоко. 8. В корове молоко не прокиснет. 9. Ворона за море летала, да лучше не стала. 10. Голова с короб, а ум с орех. 11. Город строят не языком, а
рублем да топором. 12. Для чего огород городить, коли капусты не садить.

II.
1. Самый бойкий я рабочий
В мастерской.
2. Пришел из школы ученик
И запер в ящик свой дневник.
3. Мёд в лесу медведь нашел.
Мало мёду, много пчёл.
4. Воробей просил ворону
Вызвать волка к телефону.
5. Флот плывёт к родной земле.
Флаг на каждом корабле.
6. По улице курица
Водила цыплят.
Цыплята тихонько
Пищат и свистят.
7. Вьётся по улице
Легкая пыль.
Мчится по улице
Автомобиль.
8. Спешат на ночлег пешеходы,
Нигде не увидишь ребят,
И только вокзалы, заводы,
Часы и машины не спят.
9. И ежели вы
Вежливы,
То, сидя на уроке,
Не будете
С товарищем
Трещать, как две сороки.
10. Семь ночей и дней в неделе.
Семь вещей у вас в портфеле:
Промокашка и тетрадь,
И перо, чтобы писать,
И резинка, чтобы пятна
Подчищала аккуратно,
И пенал, и карандаш,
И букварь — приятель ваш.
(С. Маршак)

Диктант «Баран и волки».
Пошли козёл и баран в глухой лес травку щипать. Ходили, ходили да заблудились. Зашли в густую чащу. А там волки под деревом обед варят. Влезли козёл и баран на дерево. Вдруг сорвался баран с макушки и упал прямо на волков. Испугались волки и убежали без оглядки.
(49 слов) (По сказке)
Новая орфограмма:
Проверяемые безударные гласные в корне слова
Повторяем орфограммы и пунктограммы:
1. Правописание глухих и звонких согласных в корне на конце
слова
2. Правописание глухих и звонких согласных в корне в середине
слова
3. Сочетания букв ча, ща
4. Раздельное написание предлогов
5. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных
6. Большая буква в начале предложения
7. Точка в конце предложения
Словарные слова: баран, вдруг.

Контрольные диктанты 3 класс » Школа России»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Контрольные диктанты по русскому языку для 3 класса

Входной диктант по русскому языку

Цель работы: проверить навык правописания слов на диапазоне изученных правил и элементарные знания по русскому языку. Текст диктанта включает все изученные во 2 классе орфограммы: гласные после шипящих, раздельное написание предлогов со словами, звонкие и глухие согласные на конце и в корне слова, безударные гласные, непроизносимые согласные, разделительный ь, большая буква в собственных именах.

Объём текста: 40 – 45 слов.

Мы часто ходим в ближний лесок. Красив русский лес осенью. Яркие краски радуют глаз. Падают сухие листья. Земля покрылась пёстрым ковром. Шуршит под ногами пожухлая трава. В лесу смолкли птичьи песни. Вода в лесных ручьях чистая. Хорошо дышать свежим воздухом.

1. Составь предложение из слов, подчеркни главные члены предложения. Выпиши словосочетания с вопросами.

I вариант II вариант

Листья, падают, берёз, с, золотые ногами, шуршит, трава, сухая, под

2. Разбери слова по составу.

I вариант II вариант

3. Выполни звуко-буквенный разбор слов.

I вариант II вариант

Пеньки, ежи Деньки, ерши

Октябрь. Деревья давно сбросили желтые листья. В лесу идет дождь, и листва на дорожках не шуршит под ногами. Дрозды кружились над рябиной. Они клевали гроздья сладких ягод. В дубках кричали сойки. Над елью пискнула синичка. Рябчики пролетели в лесную чащу.

1. Обозначьте части речи в предложении. Выделите основу предложения.

1 вариант – 5 предложение (Они клевали гроздья сладких ягод)

2 вариант – 8 предложение (Рябчики пролетели в лесную чащу)

1. Выпишите словосочетание (прил. + сущ.) из предложения

1 вариант – из второго предложения

2 вариант – из пятого предложения

1. *. Запишите омонимы (3 слова)

Контрольный диктант по теме: « Слово и слог. Состав слова»

В ноябре похолодало. Стоит сырая погода. Весь месяц льют дожди. Дует осенний ветер. Шумят в саду деревья. С берёз и осин листва давно опала. Земля покрыта ковром из листьев. Только на дубах желтеют сухие листья. Тишина в лесу. Вдруг донеслась весёлая песня. Я оглянулся. На берегу речки сидела птичка. Это запела синичка.

1. Выписать 3 глагола с приставками, выделить их.

1 вариант – из первой части текста

2 вариант – из второй части текста

1. Записать 3 однокоренных слова, обозначить части речи, выделить корень.

1 вариант – корм

2 вариант – свист

Контрольный диктант для 3-го класса

Цель работы: проверить, насколько прочно сформирован навык правописания слов с разделительным мягким знаком, удвоенными согласными, звонкими и глухими согласными в корне слова, безударными гласными.

Объем диктанта: 44-50 слов.

Октябрь. На дворе стоит глубокая осень. Скучная картина! Льют частые дожди. Осенний ветер срывает последние листья с деревьев. Тропинки в лесу укрыл ковёр из пёстрых листьев. Ласточки, соловьи улетели на юг. Сороки, вороны летят к жилью людей. Звери спрятались в тепло. Скоро утренний мороз затянет льдом лужи. (48 слов)

1.Выполните синтаксический разбор предложения. Выпишите словосочетания.

На опушке леса растут рыжие лисички.
II вариант

Осенью деревья надели яркий наряд.

2. Подберите однокоренные слова с данными корнями.

3. Разберите слова по составу.

Осенний, пробежка, журавлёнок,

бабушка, девочка.
Лимонный, походка, тюленёнок,

Контрольный диктант по теме: « Правописание безударных гласных в корне слов»

Идёт мелкий снежок. Пушистые хлопья снега легли на землю и деревья. На поляне стояла молоденькая стройная ёлочка. Ребята решили украсить её. Они повесили на лесную красавицу ягоды рябины. К нижним веткам прикрепили морковку. Под ёлку положили кочан капусты. Утром над ёлкой кружилась стайка птиц. Вечером прибежали два зайца. Они угощались вкусным ужином.

1. Выписать из текста 3 слова с безударной гласной в корне, которая проверяется ударением, указать проверочное слово.

2. Записать и разобрать по составу слова

1 вариант Кормушка, прилёт, подводники

2 вариант Сахарница, заход, заморозки

1. *К данным словам подобрать и записать антонимы с приставками, приставку выделить.

1 вариант Продавать -…. выходить -……

2 вариант Помолчать …., приехать- ….

Контрольный диктант для 3-го класса

Цель работы – проверить умение применять правила правописания слов со звонкими и глухими согласными, безударными гласными в практике письма: умение обнаруживать орфограммы, проверять их написание изменением формы слова, подбором однокоренных слов.

Объем работы: 50-55 слов.

Чудесен русский лес зимой! Белый пушистый снег повис на ветвях деревьев. Смолистые шишки украшают вершины елей. Шустрые синицы пищат в сучьях. На сугробах видны узоры заячьих и лисьих следов.

Вот бежит через дорогу белка. Прыгнула на сосну, махнула хвостиком. Полетела легкая снежная пыль. Постучал молоточком по стволу дятел.

(По И. Соколову-Микитову)

1. Выполните синтаксический разбор предложения. Выпишите словосочетания.

Голодные синички прилетели к кормушке.

Серенькая белочка спряталась в дупле.

2. Разбери слова по составу.

I вариант II вариант

3. Запиши слова в 3 столбика.

Кр…чать, б…реза, сла…кий, ло…кий, сн…жинка, с…бака, т…желый, п…льто, ска…ка.

Стоит чудесный зимний день. Падает лёгкий пушистый снег. Деревья одеты в белыешубки. Спит пруд под ледяной коркой. На земле лежит толстый снежный покров. Ребята выбежали на улицу. Они стали лепить снеговика. Глазки сделали ему из светлых льдинок, рот и нос из морковки, а брови из угольков. Радостно и весело всем!

1. Выписать из текста по 1 слову с безударной гласной в корне, с парным согласным в корне, с непроизносимой согласной в корне, которые проверяются ударением, указать проверочное слово.

2. Записать и разобрать по составу слова

1 вариант Берёзка, подорожник, капуста.

2 вариант Ягодка, подберёзовик, помидоры.

1. Образуй однокоренные слова от данных слов с помощью приставок. Выдели приставки.

1 вариант Лететь, …

2 вариант Ходить, …

Контрольный диктант по теме: «Собственные и нарицательные, одушевлённые и неодушевлённые имена существительные»

Мы стали жить на берегу Волги. Зимой река замёрзла. Рыбаки собрались на лёд ловить рыбу. Рыбак Андрей взял с собой сынишку Ваню. Далеко выехали рыбаки. Сделали во льду ямки и спустили в воду сети. Светило солнце. Всем было весело. Ваня был очень рад. Он помогал выпутывать из сетей рыбу. Рыбы наловилось много.

1. Укажите части речи …

1 вариант – в первом предложении

2 вариант – в десятом предложении

1. Подчеркните в тексте собственные имена существительные

2. * Запишите одушевлённые и неодушевлённые имена существительные, по 2 слова.

Контрольный диктант по теме: « Имя существительное»

Владимир жил в тайге. Сторожка стояла на берегу реки Краснуха. Кругом тишь. За много лет Вова изучил эту местность. Он хорошо знал всех обитателей. У берегов тихо шуршал камыш. В его зарослях каждую весну строили свои гнёзда утки. Вот появились и первые утята. Раноутром мать выводила их на берег. Малыши щипали нежную травку. Мать была довольна.

1. Подчеркни грамматическую основу

1 вариант – 6 предложения ( У берегов тихо шуршал камыш)

2 вариант – 9 предложения ( Рано утром мать выводила их на берег)

1. Определи падеж и род у имён существительных

1 вариант – первого предложения ( Владимир жил в тайге)

2 вариант – десятого предложения ( Малыши щипали нежную травку)

1. 1 вариант. Запиши 3 имени существительных, употребляемых только в единственном числе
2 вариант. Запиши 3 имени существительных, употребляемых только во множественном числе

Контрольный диктант по теме: «Имя прилагательное»

Раннее утро. Небо серое. Голые сучья деревьев мокли от снега и дождя. Но вот с реки потянул лёгкий ветерок. На тёмном небе показались просветы, и выплыло яркое солнце. Вся природа ожила и засверкала. Струйки тёплого пара шли от серых бугров и старых пней. С каждым часом проталины становились шире и длиннее. Весёлая стайка грачей подлетела к берёзовой роще. В воздухе зазвенели их голоса.

1. Подчеркните имена прилагательные, выделите окончание

1 вариант – в первой части текста

2 вариант – во второй части текста

1. Определите падеж и род у имён прилагательных…

1 вариант – пятого предложения (На тёмном небе показались просветы, и выплыло яркое солнце)

2 вариант – девятого предложения (Весёлая стайка грачей подлетела к берёзовой роще)

1. * К данным прилагательным в словосочетаниях подберите прилагательные – антонимы, запишите новые словосочетания

1 вариант Лёгкая задача -…. широкое шоссе – …

2 вариант Сладкое яблоко – …., тяжёлый портфель -…

Контрольный диктант по русскому языку

для 3-го класса за III четверть

Цель работы — проверить умения писать слова с безударными гласными в корне, проверяемыми и непроверяемыми ударением, звонкие и глухие, непроизносимые согласные в корне слова; проверять гласные и согласные в корне; обозначать гласные и согласные в приставках; писать ъ разделительный в наиболее употребляемых словах; правильно писать существительные мужского и женского рода с шипящими на конце.

Объем диктанта: 55-65 слов.

Тропинка привела нас в лесную глушь. На изумрудных полянках играет солнечный луч. От цветов рябит в глазах. На листочках дрожат капельки росы. Весело поют зяблики. Радостная песня соловья наполняет все вокруг.

Интересно поглядеть на зверей. На дорожку выбежал зайчишка. Малыш еще не знает страха. Около норы играют лисята. Повадки лисят известны. Обнялись, повалились на траву и катают друг друга. Мать-лисица сторожит детенышей.

1. Синтаксический разбор предложения.

Побежали по тропинкам хлопотливые муравьи.

Надулись на деревьях пахучие почки.

2. Выбери из группы слов синонимы и запиши их

Голубой, лазурный, бирюзовый, янтарный, небесный

Желтый, лилейный, золотой, янтарный, лимонный.

3. Разберите слова по составу.

Контрольный диктант по теме«Местоимение. Глагол»

Наступила весна. Синее небо. Апрельское солнце. Немножко тепла и очень многосвета. Раскрылись почки на деревьях. Показались молоденькие зелёные листочки. Проснулась пчёлка. Она разбудила своих подруг. Пчёлки вылетели из улья. Вот под кустиком они увидели синий цветочек. Это была синяя фиалка. Она открыла свою чашечку. Там был сладкий сок. Пчёлки напились вкусного сока и весело полетели домой. Здравствуй, весна!

1. Подчеркните грамматическую основу, указав части речи

1 вариант – 8 предложения (Она разбудила своих подруг)

2 вариант – 12 предложения (Она открыла свою чашечку)

1. Выпишите глаголы, употреблённые …

1 вариант – в единственном числе (6)

2 вариант – во множественном числе (6)

1. Подберите глаголы синонимы, употреблённые в неопределённой форме

1 вариант. Рассказывать-…, смотреть-…

2 вариант. Трудиться – …, видеть -…

Контрольный диктант по теме: «Лексика, фонетика, грамматика, правописание и развитие речи»

Встреча с гадюкой

Узкая тропинка привела нас в лесную глушь. Редко сюда проникал солнечный луч. Громадные ели и сосны стояли угрюмо. Они опустили могучие ветки. Вдруг старый пень зашевелился. Там была нора гадюки. Мы вышли на лесную поляну. Радостные песни птиц встретили нас. Жужжали мохнатые шмели. Появился лесник. Он успокоил нас. Подъехала машина, и мы отправились домой. Шипение гадюки звучало в ушах. Гадюки опасны.

1. Подчеркните грамматическую основу. Определите части речи.

1 вариант – в 4 предложении (Они опустили могучие ветки)

1. Выпишите имена существительные в именительном падеже, определите род

1 вариант – из первой части текста

2 вариант – из второй части текста

1. *К выделенным словам в словосочетаниях подберите слова – антонимы, запишите новые словосочетания.

1 вариант. Высокий дом – ….. дом, громко смеяться – громко …

2 вариант. Широкая лента – …… лента, долго говорить – долго ……

Итоговый контрольный диктант для 3 класса

Цель работыпроверить умение правильно писать слова с безударными гласными в корне в более трудных случаях (слова с приставками, слова с затененными корнями); с согласными в корне (звонкими-глухими,удвоенными и непроизносимыми); слова с непроверяемыми написаниями; гласные и согласные в приставках;существительные мужского и женского рода с шипящими на конце, безударные падежные окончания имён существительных;не с глаголами; родовые окончания имён прилагательных; проверить, как учащиеся могут использовать на практике теоретические сведения об однородных членах предложения.

Объем текста – 65-75 слов.

Сколько прекрасных мастеров поёт в берёзовой роще, в широком поле! На все лады звенят жаворонки, дрозды, соловьи.

В весеннем лесу можно услышать певчего дрозда. Ясным голосом выводит он гимн весне. Русский лес наполняет его звонкая трель.

Жаворонок – ранний певец. Только заиграл на горизонте луч солнца, в ясной лазури уже звучит радостная песня. Самого певца не видно в небесной вышине.

Лучший певец русского леса – соловей. Он запевает поздним вечером. Всю ночь не умолкают чудесные звуки.

Слова для справок : звенят

1. Найди в тексте однородные члены предложения и подчеркни их.

2. Выполни синтаксический разбор предложения. Выпиши словосочетания.

Весной на опушке леса зацвела душистая черёмуха.

В мае над кустом сирени жужжат мохнатые шмели.

3. Выполни морфологический разбор имени существительного.


источники:

http://prodictant.ru/dictant3class/potemam3class/77-bezudarnye-glasnye-v-korne-slova-3-klass.html

http://infourok.ru/kontrolnie-diktanti-klass-shkola-rossii-1255115.html