3 класс имена собственные их правописание

Конспект урока русского языка «Имена собственные и нарицательные». 3 класс.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Данный урок русского языка проводится в 3 классе по УМК «Начальная школа 21 века»

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt.docx22.43 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока русского языка. 3 класс.

Тема «Имена существительные

собственные и нарицательные»

  1. Формирование представлений об именах собственных и нарицательных, их сходстве и различии.
  2. Воспроизведение в памяти знания о собственных и нарицательных именах существительных, о правописании собственных имён существительных.
  3. Развитие умений узнавать и писать собственные имена существительные;
  4. мыслить, отстаивать свою точку зрения.
  5. Воспитание культуры общения на уроке, воспитание любви к родине.
  1. Учебник «Русский язык, 3 класс»
  2. Компьютер, мультимедийный проектор.

I. Организационное начало урока. ( Презентация 1 , слайды 1-2)

Мы отлично учимся!

Всё у нас получится!

II. Совершенствование навыка каллиграфии.
(Презентация 1, слайд 3-4)

Какой прелестный полосатик!
Красивый, миленький усатик.
Вот симпатичная зверушка —
Большая мягкая игрушка.
Но киска – не для детских игр,
Ведь не котёнок – это…
(Ответ: тигр)

— Сегодня на уроке пишем буквы «Эр» заглавную и строчную.

III. Орфографическая работа (слайд 5)

М о ряк, м е тро, зв е зда

— Вставить пропущенные буквы, объяснить их написание.

IV. Словарная работа (слайд 6)

( записать одним словом )

Тетрадь, телефон, трамвай, товарищ
(Каждый ученик записывает слова в своей тетради, 1 человек пишет на доске). Проверка.

V. Определение темы урока. (слайд 7)

Прочитайте слова на следующем слайде

— Что общего в словах?

— Определить части речи

— Что вы знаете об имени существительном? (слайд 8)

— Почему слова разбиты на 2 столбика? Что общего в словах каждого столбика?

— Как вы думаете, чему на уроке мы будем учиться? (учиться различать имена собст. и нариц. и правильно записывать их)
— Этому и будет посвящён наш урок.
Значит, тема урока: «Имена существительные собственные и нарицательные». (слайд 9-10)

VI. Работа над новым материалом.

(Чтение стихотворения Е. Измайлова.)

Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше букв – подруг.
Смотрят с почтеньем на букву подруги,
Но почему? За какие заслуги?
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее,
Чтобы звучали громко и гордо

Твоё имя, имя улицы, города.

Буква большая — совсем не пустяк:

В букве большой уважения знак!

Вот какие важные дела у большой буквы. Но все имена существительные можно разделить на 2 большие группы. Одни существительные пишутся с большой буквы, другие – с маленькой.

Прочитайте в рубрике «Тайны русского языка» о том, как называются такие существительные и что они обозначают.

Упражнение в распознавании и правописании имён существительных собственных и нарицательных.

Учебник, с.54-55 -правило (слайд 11)

VII. Рубрика «Тайны языка». Работа с определением и правилом.

— На какие 2 большие группы можно разделить имена существительные?

— Что называют имена собственные? Приведите примеры. Как они пишутся?

— Что называют имена нарицательные? Приведите примеры. Как они пишутся?

VIII. Первичное закрепление (слайд 15-17)

Рубрика «Обрати внимание» (слайд 18)

XI. Рубрика «Давай подумаем» (слайд 18)

Как определить род несклоняемых имён существительных?

XII. Работа в учебнике. Упр. 2 (слайд 19)

Прочитайте задание. Что нужно сделать? Как?

XIV. Рубрика «Давай подумаем» (слайд 20-21)

  1. Что знаете о написании собственных имён существительных.
  2. Какие существительные относятся к собственным именам существительным?
  3. Какие существительные относятся к нарицательным именам существительным?

Проверка изученного. Тест (слайд 23-24)

XVI. Домашнее задание. (слайд 26)

Учебник, правило с. 54-56 – знать правила, упр. 3

Разработка урока по русскому языку «Однокоренные слова. Правописание имен собственных» ( 3 класс)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 18»

Разработка урока по русскому языку

учителя начальных классов первой квалификационной категории

Красильниковой Натальи Александровны

Разработка урока по теме «Однокоренные слова. Правописание имен собственных». 3 «Б» класс.

Учитель: Красильникова Наталья Александровна

УМК : программа по русскому языку к предметной линии УМК «Школа России» авторов Канакина В.П., Горецкий В.Г.

Создание условий для систематизации и обобщения знаний об однокоренных словах, имен собственных, для совершенствования навыков правописания заглавной буквы в именах собственных.

Планируемые
результаты
(предметные)

Знать, что такое однокоренные слова, их признаки; уметь находить однокоренные слова и выделять корень; знать имена собственные, находить слова с данной орфограммой в тексте, уметь правильно записывать имена собственные.

— проявлять интерес к изучению русского языка;

— выявлять причины возникновения трудностей и пути их преодоления.

Универсальные учебные действия
(метапредметные)

Познавательные: 1- находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий, 2 — строить несложные рассуждения; 3 — осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщать языковой материал как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям.

Регулятивные: 1- принимать учебную задачу, сформулированную вместе с учителем; 2 -выполнять учебные действия в умственной и громкоречевой форме, 3 — планировать свои действия для решения задачи, учитывать правило в планировании способа решения.

Коммуникативные: 1 — строить монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи; 2 — участвать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности; 3 -ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии

Основное содержание темы, понятия
и термины

Корень слова, однокоренные слова, признаки однокоренных слов; имена собственные, правописание имен собственных.

Русский язык. 3 класс

Конспект урока

Русский язык. 3 класс

Раздел. Имя существительное.

Тема. Собственные и нарицательные имена существительные

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме

Знать части речи, называть их; отличать имя существительное от других частей речи, называть особенности имени существительного, определять имя существительное собственное и нарицательное, различать их.

научиться различать имена существительные собственные и нарицательные.

узнать, какие имена существительные являются собственными, какие – нарицательными;

научиться различать собственные и нарицательные имена существительные.

Имена собственные – существительные, обозначающие имена, отчества, фамилии людей, клички животных, географические названия (стран, городов, сёл, рек, озёр, морей), название улиц, площадей, художественный произведений

Имена нарицательные – все остальные имена существительные.

  • В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Русский язык. 3 класс Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс Рабочая тетрадь. Пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Проверочные работы. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Тетрадь учебных достижений. М.: Просвещение, 2017.
  • какие имена существительные являются собственными, какие – нарицательными;
  • определять собственные имена существительные и нарицательные;
  • различать собственные и нарицательные имена существительные.

Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии)

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Рассмотрим картинки. Прочитаем подписи. Сравним их.

журнал «Мурзилка» машина «Жигули»

Как видно, на картинках изображены разные объекты и предметы: город Москва, река Нева, журнал «Мурзилка», машина «Жигули». Название этих предметов написаны с заглавной буквы, или с заглавной буквы и в кавычках.

Вспомним, имена, отчества, фамилии людей, клички животных, географические названия (стран, городов, сёл, рек, озёр, морей), название улиц, площадей, художественный произведений – это имена существительные собственные. Остальные имена существительные – нарицательные. Имена собственные пишутся с заглавной буквы: Россия, Чечня, Санкт – Петербург, Волга, Суходольное. Название художественных произведений не только пишутся с заглавной буквы, но и заключаются в кавычки: рассказ А.П. Чехова «Каштанка».

Прочитаем, определим, какие из существительных будут являться собственными, а какие нарицательными.

Байкал, озеро, Грозный, город, Нальчик, «Юный натуралист».

Байкал – это название самого глубокого озера, является именем собственным.

Озеро – является именем существительным нарицательным, называет предмет.

Грозный – название столицы в Чечне, является именем существительным собственным.

Город – является именем существительным нарицательным; называет предмет.

Нальчик – название столицы Кабардино–Балкарии, является именем существительным собственным.

«Юный натуралист» — название научно – публицистического журнала о природе для детей и юношества, является именем собственным.

Укажите имена существительные собственные

Укажите имена существительные нарицательные.

Укажите имена существительные собственные, являющиеся кличками животных


источники:

http://infourok.ru/razrabotka-uroka-po-russkomu-yazyku-odnokorennye-slova-pravopisanie-imen-sobstvennyh-3-klass-5301572.html

http://resh.edu.ru/subject/lesson/4394/conspect/